Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента металла расположите выбранные sn k b

Обновлено: 21.09.2024

Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:

1) Na 2) S 3) Al 4) O 5) Cr

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат одинаковое число s-электронов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания восстановительных свойств образуемых ими простых веществ. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из указанных в ряду элементов выберите два элемента, у которых в образуемых ими ионах ЭОх 2- совпадает степень окисления. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

4. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые имеют ионную и ковалентную неполярную связь.
1) фосфат натрия
2) метилацетат
3) бензоат аммония
4) диэтиловый эфир
5) пероксид натрия
Запишите номера выбранных веществ.

5. Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) кислоты; Б) средней соли; В) кислотного оксида.


Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

6. В одну из пробирок с порошком оксида цинка добавили слабый электролит X, а в другую – раствор вещества Y. В результате в первой пробирке наблюдали растворение твердого вещества. В пробирке с раствором вещества Y произошла реакция, которую описывает сокращенное ионное уравнение:

ZnO + 2H + = Zn 2+ + H2O

выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1) йодоводород
2) хлорид аммония
3) гидрокарбонат натрия
4) гидроксид натрия
5) фтороводород
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

7. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
1 3 2 4

8. Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами, которые образуются при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А Б В Г
1 3 6 1

9. Задана следующая схема превращений веществ:

Fe FeS

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

10. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой органических соединений, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

2) диизопропиловый эфир

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются межклассовыми изомерами.
1) пропаналь
2) пропановая кислота
3) уксусная кислота
4) нитроэтан
5) глицин
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

12. Из предложенного перечня выберите все вещества, которые реагируют с водородом.
1) олеиновая кислота
2) стеариновая кислота
3) ацетон
4) изопрен
5) изопропиловый спирт

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

13. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые реагируют и с глюкозой, и с фруктозой.
1) гидроксид меди (II)
2) сульфат калия
3) водород
4) медь
5) метан
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

14. Установите соответствие между схемой реакции и веществом Х, принимающим в ней участие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Б) Х + KMnO4 + Н2О ⟶ пропандиол-1,2

В) Х + KMnO4 + H+ ⟶ пропионовая кислота

А Б В Г
5 5 1 4

15. Установите соответствие между веществом и его способом получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную
цифрой.

Б) уксусная кислота

2) щелочной гидролиз метилацетата

3) щелочной гидролиз 1,1-дихлорэтана

4) окисление бутена-2 перманганатом калия в кислой среде

5) термолиз ацетата кальция

А Б В Г
6 4 1 3

16. Задана следующая схема превращений веществ:

метан ⟶ Х ⟶ бензол ⟶ Y ⟶ толуол

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) бромметан
2) этен
3) нитробензол
4) ацетилен
5) бромбензол
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

18. И з предложенного перечня выберите все реакции, для которых будет увеличиваться скорость реакции при добавлении кислорода.

19. Установите соответствие между схемой реакции и свойством элемента фосфора, которое он проявляет в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

2) является восстановителем

3) является и окислителем, и восстановителем

20. Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза водного раствора этой соли, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции,
обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Б) сульфат натрия

2) металл, галоген

3) водород, кислород

Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V).

pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.


21. Д ля веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).

Запишите номера веществ в порядке возрастания значения pH их водных растворов.

22. У становите соответствие между способом воздействия на равновесную систему

S 2− (р-р) + H2O(ж.) ⇆ HS − (р-р) + OH − (р-р) — Q

и смещением химического равновесия в результате этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Б) разбавление водой

В) добавление твердой щелочи

2) в сторону обратной реакции

А Б В Г
1 1 2 3

23. В реактор постоянного объёма поместили некоторое количество серного ангидрида. В результате протекания обратимой реакции

в реакционной системе установилось химическое равновесие.

Используя данные, приведённые в таблице, определите равновесную концентрацию сернистого газа (X) и равновесную концентрацию кислорода (Y).

24. Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить водные растворы этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А Б В Г
3 4 1 4

25. Установите соответствие между названием вещества и основной областью применения этого вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Б) получение взрывчатых веществ

3) уксусная кислота


26. Вычислите массу (в г) воды, которую нужно добавить в 600 г 10%-ного раствор сульфата аммония для получения 3%-ного раствора. (Запишите число с точностью до целых.)

27. Синтез углекислого газа протекает в соответствии с термохимическим уравнением реакции

Определите объем (в л) кислорода, который образуется в результате выделения 944 кДж тепла. (Запишите число точностью до целых.)

28. 175 г технического карбоната магния, содержащего 4% некарбонатной примеси, нагрели. Найдите объем (в л) выделившегося газа (н.у.) (Запишите число с точностью до десятых.)

Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: хлор, хромат калия, нитрит калия, сернистый газ, ацетат серебра, нитрат алюминия. Допустимо использование водных растворов этих веществ.


29. Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать окислительно-восстановительная реакция, в которой в растворе образуется только кислоты. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель в этой реакции.

2Cl 0 2 0 – окислитель

S +4 2 +4 – восстановитель

30. Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать реакция ионного обмена, в результате которой из окрашенного раствора выпадает осадок. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций.

31. Бромоводородной кислотой нейтрализовали карбонат калия. Через полученный раствор пропустили электрический ток. Образовавшийся на катоде газ пропустили над нагретым оксидом меди (II). Полученное простое вещество растворили в концентрированном растворе азотной кислоты. Напишите уравнения четырёх описанных реакций

2KBr + 2H2O 2 + 2KOH + Br2

32. Н апишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

бутен-1 ⟶ Х1 ⟶ бутин-1 ⟶ Х2 ⟶ гексин-3 3

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

CH3CH2CH=CH2 + Cl2

+ 2KOHспирт → CH3-CH2-C≡CH + KCl + 2H2O

5CH3-CH2-C≡C-CH2-CH3 + 6KMnO4 + 9H2SO4 3CH2COOH + 3K2SO4 + 6MnSO4 + 4H2O

33. К раствору сульфата железа (III) массой 632 г, содержащего в общей сложности 1,806∙10 25 атомов кислорода, добавили 79 г сульфита калия. После окончания реакции к образовавшемуся раствору прилили 552 г 10%-ного раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю сульфата калия в образовавшемся растворе. (Образованием кислых солей пренебречь.) В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

nO = 1,306·10 25 /6,02·10 23 = 30 моль

тогда nFe = 2x моль, nS = 3x моль, n1(O) = 12x моль

у + 12х = 30
400х + 18y = 632

34. При взаимодействии соли первичного амина с нитратом серебра образуется органическое вещество А и бромид серебра. Вещество А содержит 25,93% азота, 7,41% водорода и 44,44% кислорода по массе. Напишите уравнение реакции получения вещества А из соли первичного амина и нитрата серебра. На основании данных условия задания:
1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества А и запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу вещества А, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции получения вещества А из соли первичного амина и нитрата серебра

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента металла расположите выбранные sn k b

Тип 3 № 7081

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют низшую степень окисления, равную –4. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Низшую степень окисления, равную –4, проявляют элементы IV группы: кремний и углерод.

Металлические свойства усиливаются по периоду справа налево: , и .

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2017 по химии, Демонстрационная версия ЕГЭ—2018 по химии, Демонстрационная версия ЕГЭ−2019 по химии

Тип 2 № 7149

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде.

Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

Тип 1 № 7148

Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне один электрон. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

На внешнем уровне один электрон имеют атомы I группы: натрий и калий.

Тип 3 № 7150

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют высшую степень окисления, равную +1. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Высшую степень окисления, равную +1, проявляют элементы I группы: натрий и калий.

В одном периоде находятся , , . Металлические свойства усиливаются по периоду справа налево: , и .

Тип 2 № 7153 Тип 1 № 7151

Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне пять электронов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

На внешнем уровне пять электронов имеют атомы элементов V группы: фосфор и азот.

Тип 3 № 7152

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют низшую степень окисления, равную −2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Низшую степень окисления, равную −2, проявляют элементы VI группы: сера и кислород.

Тип 2 № 7156

Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Тип 1 № 7154

Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне два электрона. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

На внешнем уровне два электрона имеют атомы элементов II группы: бериллий и магний.

Досрочный вариант ЕГЭ по химии №1 (2020)

Цифры в ответах на задания 5, 8, 9, 11, 16, 17, 21–26 могут повторяться.

Определите элементы, атомы которых в основном состоянии содержат два неспаренных электрона.
Запишите номера выбранных элементов.

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла.
Расположите выбранные элементы в порядке возрастания восстановительных свойств соответствующих им простых веществ.
Запишите номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Из указанных в ряду элементов выберите два, которые могут проявлять степень окисления +4.
Запишите номера выбранных элементов.

Из предложенного перечня выберите два вещества, в которых присутствует ковалентная полярная связь.

  • 1. фторид серы(VI)
  • 2. оксид бария
  • 3. фторид натрия
  • 4. сульфат магния
  • 5. ромбическая сера

Установите соответствие между формулой оксида и группой, к которой этот оксид принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Из предложенного перечня выберите два оксида, которые реагируют с раствором гидроксида калия.

Даны две пробирки с осадком гидроксида алюминия. В одну из них добавили раствор сильной кислоты X, а в другую – раствор сильного электролита Y. В результате в каждой из пробирок наблюдали растворение осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

Запишите номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктом(-ами) этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Задана следующая схема превращений веществ:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

Установите соответствие между формулой вещества и его названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются изомерами н-пропилового спирта.

2) метилэтиловый эфир

4) пропионовый альдегид

Из предложенного перечня выберите две пары исходных веществ, в результате взаимодействия которых образуется метан.

3) CH3COONa и NaOH (сплавление)

Из предложенного перечня выберите две схемы реакций, в результате которых образуются сложные эфиры.

Из предложенного перечня выберите два вещества, которые образуются при щелочном гидролизе жира, формула которого

Установите соответствие между схемой реакции и органическим веществом, преимущественно образующимся в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между схемой реакции и органическим веществом – продуктом реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

2) ацетат меди(II)

4) пропионат меди(II)

5) пропионовая кислота

6) глицерат меди(II)

1) хлоруксусная кислота

2) 2-хлорпропионовая кислота

4) пропионовая кислота

5) β-аминопропионовая кислота

Из предложенного перечня выберите две реакции, которые относятся к реакциям замещения.

1) толуол с хлором на свету

2) пропен с бромной водой

3) фенол с бромной водой

4) бензол с хлором на свету

5) ацетилен с хлорной водой

Из предложенного перечня выберите два фактора, которые приводят к увеличению скорости химической реакции между раствором хлорида меди(II) и цинком.

1) увеличение концентрации хлорида меди(II)

2) повышение давления в системе

3) измельчение цинка

4) понижение температуры

5) добавление воды

Установите соответствие между схемой реакции и свойством атома марганца в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

1) только восстановитель

2) не проявляет окислительно-восстановительных свойств

3) и окислитель, и восстановитель

4) только окислитель

Установите соответствие между веществом и возможным электролитическим способом его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

2) водного раствора AgF

4) водного раствора CuCl2

5) раствора Al2O3 в расплавленном криолите

Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к гидролизу: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) нитрат меди(II)

Б) сульфид калия

В) ацетат аммония

Г) хлорид железа(III)

1) гидролизуется по катиону

2) гидролизуется по катиону и аниону

3) гидролизу не подвергается

4) гидролизуется по аниону

Установите соответствие между уравнением обратимой реакции и направлением смещения химического равновесия при повышении давления: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

1) смещается в сторону прямой реакции

2) смещается в сторону обратной реакции

3) практически не смещается

Установите соответствие между двумя веществами, данными в виде водных растворов, и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между мономером и полимером, образующимся при его полимеризации: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

1) дивиниловый каучук

2) натуральный каучук

Какую массу 17%-ного раствора хлорида меди(II) надо взять, чтобы при добавлении 15 г воды получить раствор с массовой долей соли 10%? (Запишите число с точностью до десятых.)

Вычислите объём кислорода, необходимый для полного сгорания 12 л сероводорода. Объёмы газов измерены при одинаковых условиях. (Запишите число с точностью до целых.)

Определите объём водорода (н.у.), который выделится при взаимодействии 1,875 моль цинка с избытком разбавленного раствора серной кислоты. (Запишите число с точностью до целых.)

Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ:

нитрат бария, сульфид калия, соляная кислота, нитрит натрия, перманганат калия, ацетат железа(II). Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция, в результате которой выделяется газ. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Из предложенного перечня выберите два вещества, реакция ионного обмена между которыми приводит к образованию осадка. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Карбид алюминия сожгли. Полученное твёрдое вещество поместили в раствор гидроксида натрия. Через образовавшийся прозрачный раствор пропустили газ, полученный при действии на магний концентрированной серной кислоты. При пропускании газа происходило выпадение белого осадка и образование соли бескислородной кислоты. Напишите уравнения
четырёх описанных реакций.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Через 640 г 15%-ного раствора сульфата меди(II) пропускали электрический ток до тех пор, пока на аноде не выделилось 11,2 л (н.у.) газа. К образовавшемуся раствору добавили 665,6 г 25%-ного раствора хлорида бария. Определите массовую долю хлорида бария в полученном растворе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

При сгорании органического вещества А массой 4,0 г получено 4,48 л (н.у.) углекислого газа и 2,88 г воды. Известно, что вещество А вступает в реакцию с раствором гидроксида бария при нагревании, в результате чего образуется предельный одноатомный спирт и соль, кислотный остаток которой содержит три атома углерода.
На основании данных условия задачи:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу вещества А;
2) составьте возможную структурную формулу вещества А, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции вещества А с раствором гидроксида бария при нагревании (используйте структурные формулы органических веществ).

Ответы к первой части пробного варианта №1

1) 14
2) 152
3) 14
4) 14
5) 434
6) 34
7) 52
8) 3552
9) 2114
10) 31
11) 132
12) 12
13) 13
14) 14
15) 45

16) 3223
17) 6351
18) 42
19) 13
20) 13
21) 344
22) 1153
23) 1421
24) 2131
25) 4233
26) 123
27) 21,4
28) 18
29) 42

Ответы ко второй части пробного варианта №1

Задание 30

5∙ | 2Cl -1 − 2ē → Cl2 0

хлор в степени окисления –1 (или соляная кислота) является восстановителем.

Задание 31

2CH3COO – + Fe 2+ + 2K + + S 2– = FeS + 2CH3COO – + 2K +

Задание 32

Задание 33

Задание 34

Через 640 г 15%-ного раствора сульфата меди(II) пропускали электрический ток до тех пор, пока на аноде не выделилось 11,2 л (н.у.) газа. К образовавшемуся раствору добавили 665,6 г 25%-ного раствора хлорида бария. Определите массовую долю хлорида бария в полученном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Запишем уравнения протекающих реакций:

Вычислим массу и количество вещества сульфата меди (II) в исходном растворе:
m(CuSO4) = 640 · 0,15 = 96 г;
n(CuSO4) = 96/160 = 0,6 моль.

При пропускании электрического тока через водный раствор сульфата меди (II) выделяется кислород, причем электролизу могут подвергаться и раствор сульфата меди (II) (реакция I) и вода (реакция II).

Вычислим общее количество выделившегося кислорода:
n(O2) = 11,2/22,4 = 0,5 моль.

По уравнению реакции (I) выделилась медь и прореагировал раствор сульфата меди (II):
nI(Cu) = nI(CuSO4) = 0,6 моль;
mI(Cu) = 0,6 · 64 = 38,4 г.

Количество образовавшейся серной кислоты равно количеству прореагировавшего сульфата меди (II) (реакция I):
n(H2SO4) = nI(CuSO4 ) = 0,6 моль;

следовательно, количество образовавшегося в результате реакции (I) кислорода составляет:
nI(O2) = 0,5nI(CuSO4) = 0,3 моль;

тогда количество кислорода, выделившегося при электролизе воды (реакция II) составляет:
nII(O2) = 0,5 – 0,3 = 0,2 моль;

отсюда количество прореагировавшей воды по реакции II:
nII(H2O) = 2nII(O2) = 0,4 моль;
mII(H2O) = 0,4 · 18 = 7,2 г.

Масса выделившего по реакции I кислорода составляет:
mI(O2) = 32 · 0,3 = 9,6 г.

Вычислим массу и количество вещества хлорида бария:
m(BaCl2) = 665,6 · 0,25 = 166,4 г;
n(BaCl2) = 166,4 / 208 = 0,8 моль.

Из образовавшихся продуктов с хлоридом бария реагирует только серная кислота, следовательно,
nIII(BaCl2) = n(H2SO4) = 0,6 моль;
nост.(BaCl2) = 0,8 – 0,6 = 0,2 моль;
m ост.(BaCl2) = 0,2 · 208 = 41,6 г;

тогда количество и масса выпавшего в осадок сульфата бария составляют:
n(BaSO4) = nIII(BaCl2) = 0,6 моль;
m(BaSO4) = 0,6 · 233 = 139,8 г.

Вычислим массу образовавшегося раствора и массовую долю хлорида бария:
m(р-ра) = m(р-ра CuSO4) + m(р-ра BaCl2) – mI(Cu) – mII(H2O) – mI(O2) = 640 + 665,6 – 38,4 – 7,2 – 139,8 – 9,6 = 1110,6 г;

тогда массовая доля хлорида бария составляет:
ω(BaCl2) = mост.(BaCl2)/m(р-ра) = 41,6/1110,6 = 0,037, или 3,7 %.

Задание 35

1) Вычислим количества вещества углекислого газа и воды, образующихся при сгорании вещества А и перейдем к количествам составляющих их элементов:
n(CO2) = V(CO2)/Vm = 4,48 л/22,4 = 0,2 моль;
следовательно, n(С) = n(CO2) = 0,2 моль,
m(C) = M(C) · n(С) = 12 г/моль · 0,2 моль = 2,4 г;

n(H2O) = m(H2O)/M(H2O) = 2,88 г/18 г/моль = 0,16 моль,
следовательно, n(H) = 2n(H2O) = 2 · 0,16 моль = 0,32 моль,
m(H) = M(H) · n(H) = 1 г/моль · 0,32 моль = 0,32 г.

Проверим, есть ли в соединении кислород:
m(O) = m(орг. в-ва) − m(C) − m(H) = 4,0 г – 2,4 г − 0,32 г = 1,28 г, следовательно,
n(O) = m(O)/M(O) = 1,28 г/16 г/моль = 0,08 моль.

Найдем простейшую формулу данного соединения. Представим ее как CxHyOz:
x : y : z = 0,2 : 0,32 : 0,08 = 5 : 8 : 2.

Т.е. простейшая формула искомого соединения C5H8O2.

Поскольку вещество А вступает в реакцию с раствором гидроксида бария при нагревании, в результате чего образуется предельный одноатомный спирт и соль, кислотный остаток которой содержит три атома углерода, скорее всего искомое вещество – сложный эфир с 2 атомами углерода в спиртовом остатке.

Простейшая формула совпадает с истинной.

2) При уравнивании числа атомов водорода находим, что сложный эфир образован непредельной кислотой. Структурная формула искомого вещества А представляет собой:

3) Реакция вещества А с раствором гидроксида бария при нагревании приводит к образованию соли и спирта:

Периодический закон

Периодический закон — это фундаментальный закон, который был сформулирован Д.И. Менделеевым в 1869 году.

В формулировке Дмитрия Ивановича Менделеева периодическ ий закон звучал так: « Свойства элементов, формы и свойства образуемых ими соединений находятся в периодической зависимости от величины их атомной массы .» Периодическое изменение свойств элементов Менделеев связывал с атомной массой. Понимание периодичности изменения многих свойств позволило Дмитрию Ивановичу определить и описать свойства веществ, образованных еще не открытыми химическими элементами, предсказать природные рудные источники и даже места их залегания.


Более поздние исследования показали, что свойства атомов и их соединений зависят в первую очередь от электронного строения атома. А электронное строение определяется свойствами атомного ядра. В частности, зарядом ядра атома .

Поэтому современная формулировка периодического закона звучит так:

« Свойства элементов, форма и свойства образованных ими соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда ядер их атомов «.

Следствие периодического закона – изменение свойств элементов в определенных совокупностях, а также повторение свойств по периодам, т.е. через определенное число элементов. Такие совокупности Менделеев назвал периодами.

Периоды – это горизонтальные ряды элементов с одинаковым количеством заполняемых электронных уровней. Номер периода обозначает число энергетических уровней в атоме элемента. Все периоды (кроме первого) начинаются щелочным металлом ( s -элементом), а заканчиваются благородным газом.

Группы – вертикальные столбцы элементов с одинаковым числом валентных электронов, равным номеру группы. Различают главные и побочные подгруппы. Главные подгруппы состоят из элементов малых и больших периодов, валентные электроны которых расположены на внешних ns— и np— подуровнях.

1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Периодическая система элементов Д. И. Менделеева состоит из семи периодов, которые представляют собой горизонтальные последовательности элементов, расположенные по возрастанию заряда их атомного ядра.

Каждый период (за исключением первого) начинается атомами щелочных металлов (Li, Na, К, Rb, Cs, Fr) и заканчивается благородными газами (Ne, Ar, Kr, Xe, Rn), которым предшествуют типичные неметаллы.

В периодах слева направо возрастает число электронов на внешнем уровне.

В периодах слева направо постепенно ослабевают металлические и усиливаются неметаллические свойства.

1) Li 2) Ca 3) Cs 4) N 5) S

Ответ: 154

1) Be 2) Ba 3) Mg 4) N 5) F

Ответ: 541

В первом периоде имеются два элемента – водород и гелий. При этом водород условно размещают в IA или VIIA подгруппе, так как он проявляет сходство и со щелочными металлами, и с галогенами. Как и щелочные металлы, водород является восстановителем. Отдавая один электрон, водород образует однозарядный катион H + . Как и галогены, водород – неметалл, образует двухатомную молекулу H2 и может проявлять окислительные свойства при взаимодействии с активными металлами:

2Na + H2 → 2NaH

В четвертом периоде вслед за Са расположены 10 переходных элементов (от скандия Sc до цинка Zn), за которыми находятся остальные 6 основных элементов периода ( от галлия Ga до криптона Кr). Аналогично построен пятый период. Переходными элементами обычно называют любые элементы с валентными d– или f–электронами.

Шестой и седьмой периоды имеют двойные вставки элементов. За элементом Ва расположены десять d–элементов (от лантана La — до ртути Hg), а после первого переходного элемента лантана La следуют 14 f–элементов — лантаноидов (Се — Lu). После ртути Hg располагаются остальные 6 основных р-элементов шестого периода (Тl — Rn).

В седьмом (незавершенном) периоде за Ас следуют 14 f–элементов- актиноидов (Th — Lr). В последнее время La и Ас стали причислять соответственно к лантаноидам и актиноидам. Лантаноиды и актиноиды помещены отдельно внизу таблицы.

В Периодической системе каждый элемент расположен в строго определенном месте, которое соответствует его порядковому номеру .

Элементы в Периодической системе разделены на восемь групп (I – VIII), которые в свою очередь делятся на подгруппы — главные , или подгруппы А и побочные , или подгруппы Б. Подгруппа VIIIБ-особая, она содержит триады элементов, составляющих семейства железа (Fе, Со, Ni) и платиновых металлов (Ru, Rh, Pd, Os, Ir, Pt).

Внутри каждой подгруппы элементы проявляют похожие свойства и схожи по химическому строению. А именно:

В главных подгруппах сверху вниз усиливаются металлические свойства и ослабевают неметаллические.

В зависимости от того, какая энергетическая орбиталь заполняется в атоме последней, химические элементы можно разделить на s-элементы, р-элементы, d- и f-элементы.

У атомов s-элементов заполняются s-орбитали на внешних энергетических уровнях. К s-элементам относятся водород и гелий, а также все элементы I и II групп главных подгрупп (литий, бериллий, натрий и др.). У p-элементов электронами заполняются p-орбитали. К ним относятся элементы III-VIII групп, главных подгрупп. У d-элементов заполняются, соответственно, d-орбитали. К ним относятся элементы побочных подгрупп.

Номер периода соответствует числу заполняемых энергетических уровней.

Номер группы, как правило, соответствует числу валентных электронов в атоме (т.е. электроном, способных к образованию химической связи).

Номер группы, как правило, соответствует высшей положительной степени окисления атома. Но есть исключения!

О каких же еще свойствах говорится в Периодическом законе?

Периодически зависят от заряда ядра такие характеристики атомов, как орбитальный радиус, энергия сродства к электрону, электроотрицательность, энергия ионизации, степень окисления и др.

2. Радиус атома

Рассмотрим, как меняется атомный радиус . Вообще, атомный радиус – понятие довольно сложное и неоднозначное. Различают радиусы атомов металлов и ковалентные радиусы неметаллов.

Радиус атома металла равен половине расстояния между центрами двух соседних атомов в металлической кристаллической решетке. Атомный радиус зависит от типа кристаллической решетки вещества, фазового состояния и многих других свойств.

Мы говорим про орбитальный радиус изолированного атома .

Орбитальный радиус – это теоретически рассчитанное расстояние от ядра до максимального скопления наружных электронов.

Орбитальный радиус завит в первую очередь от числа энергетических уровней, заполненных электронами.

Чем больше число энергетических уровней, заполненных электронами, тем больше радиус частицы.

Например , в ряду атомов: F – Cl – Br – I количество заполненных энергетических уровней увеличивается, следовательно, орбитальный радиус также увеличивается.


Если количество заполняемых энергетических уровней одинаковое, то радиус определяется зарядом ядра частицы.

Чем больше заряд ядра, тем сильнее притяжение валентных электронов к ядру.

Чем больше притяжение валентных электронов к ядру, тем меньше радиус частицы. Следовательно:

Чем больше заряд ядра атома (при одинаковом количестве заполняемых энергетических уровней), тем меньше атомный радиус.

Например , в ряду Li – Be – B – C количество заполненных энергетических уровней, заряд ядра увеличивается, следовательно, орбитальный радиус также уменьшается.


В группах сверху вниз увеличивается число энергетических уровней у атомов. Чем больше количество энергетических уровней у атома, тем дальше расположены электроны внешнего энергетического уровня от ядра и тем больше орбитальный радиус атома.

В главных подгруппах сверху вниз увеличивается орбитальный радиус.

В периодах же число энергетических уровней не изменяется. Зато в периодах слева направо увеличивается заряд ядра атомов. Следовательно, в периодах слева направо уменьшается орбитальный радиус атомов.

В периодах слева направо орбитальный радиус атомов уменьшается.


1) O 2) Se 3) F 4) S 5) Na

Решение:

В одной группе Периодической системы находятся элементы кислород O, селен Se и сера S.

В группе снизу вверх атомный радиус уменьшается, а сверху вниз – увеличивается. Следовательно, правильный ответ: O, S, Se или 142.

Ответ: 142

1) K 2) Li 3) F 4) B 5) Na

Решение:

В одном периоде Периодической системы находятся элементы литий Li, фтор F и натрий Na.

В периоде слева направо атомный радиус уменьшается, а справа налево – увеличивается. Следовательно, правильный ответ: Li, B, F или 243.

Ответ: 243

1) Ca 2) P 3) N 4) О 5) Ti

p-элементы это фосфор Р, азот N, кислород О.

В периоде слева направо атомный радиус уменьшается, а справа налево – увеличивается. В группе — сверху вниз увеличивается. Следовательно, правильный ответ: P, N, O или 234.

Ответ: 234

Рассмотрим закономерности изменения радиусов ионов : катионов и анионов.

Катионы – это положительно заряженные ионы. Катионы образуются, если атом отдает электроны.

Радиус катиона меньше радиуса соответствующего атома. С увеличением положительного заряда иона радиус уменьшается.

Например , радиус иона Na + меньше радиуса атома натрия Na:


Анионы – это отрицательно заряженные ионы. Анионы образуются, если атом принимает электроны.

Радиус аниона больше радиуса соответствующего атома.

Радиусы ионов также зависят от числа заполненных энергетических уровней в ионе и от заряда ядра.

Например , радиус иона Cl – больше радиуса атома хлора Cl.

Изоэлектронные ионы – это ионы с одинаковым числом электронов. Для изоэлектронных частиц радиус также определяется зарядом ядра: чем больше заряд ядра иона, тем меньше радиус.

Например : частицы Na + и F ‒ содержат по 10 электронов. Но заряд ядра натрия +11, а у фтора только +9. Следовательно, радиус иона Na + меньше радиуса иона F ‒ .

3. Электроотрицательность

Еще одно очень важное свойство атомов – электроотрицательность (ЭО).

Электроотрицательность – это способность атома смещать к себе электроны других атомов при образовании связи. Оценить электроотрицательность можно только примерно. В настоящее время существует несколько систем оценки относительной электроотрицательности атомов. Одна из наиболее распространенных – шкала Полинга.


По Полингу наиболее электроотрицательный атом – фтор (значение ЭО≈4). Наименее элекроотрицательный атом –франций (ЭО = 0,7).

В главных подгруппах сверху вниз уменьшается электроотрицательность.

В периодах слева направо электроотрицательность увеличивается.

1) Mg 2) P 3) O 4) N 5) Ti

Элементы-неметаллы – это фосфор Р, кислород О и азот N.

Электроотрицательность увеличивается в группах снизу вверх и слева направо в периодах. Следовательно, правильный ответ: P, N, O или 243.

Подготовка к ЕГЭ по темам: "Электронные конфигурации атомов химических элементов. ПЗ и ПС Д.И. Менделеева. Валентные возможности атомов химических элементов."


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Тестовые задания в формате ЕГЭ по темам: "Электронные конфигурации атомов химических элементов. ПЗ и ПС Д.И. Менделеева. Валентные возможности атомов химических элементов."

Список вопросов теста

Вопрос 1

1) Na 2) Cl 3) Сг 4) Mn 5) Si

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии имеют схожую конфигурацию внешнего энергетического уровня

Вопрос 2

1) O 2) S 3) Na 4) Mg 5) C

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов содержат равное количество s- и p-электронов.

Вопрос 3

1) F 2) Mg 3) O 4) N 5) Cu

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат одинаковое количество неспаренных электронов.

Вопрос 4

1) С 2) P 3) Ca 4) F 5) Mg

Определите, в наиболее стабильных изотопах каких из указанных в ряду элементов число нейтронов больше, чем число электронов.

Вопрос 5

1) Be 2) Si 3) Zn 4) S 5) Mg

Определите, атомам каких из указанных в ряду элементов необходимо отдать два электрона, чтобы приобрести электронную конфигурацию инертного газа. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов

Вопрос 6

1) Al 2) Na 3) F 4) Ne 5) As

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые образуют оксиды. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения кислотных свойств соответствующих им высших оксидов.

Вопрос 7

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-неметалла. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения значения их низшей степени окисления.

Вопрос 8

1) Cu 2) K 3) Ag 4) Se 5) S

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в главных подгруппах. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их атомного радиуса.

Вопрос 9

1) Na 2) Ge 3) Cl 4) S 5) Mg

Из указанных в ряду химических элементов выберите три p-элемента. Расположите выбранные элементы в порядке усиления кислотных свойств их высших гидроксидов.

Вопрос 10

1) Sn 2) Na 3) S 4) Mg 5) Si

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла. Расположите выбранные элементы в порядке усиления их восстановительных свойств.

Вопрос 11

Выбрать, что общего имеют элементы S и Cr, которые расположены в одной группе, но в разных подгруппах.

  • Максимальная С.О. +6
  • Относятся к металлам
  • Относятся к неметаллам
  • Относятся к d-элементам
  • высшие оксиды проявляют кислотные свойства
  • гидроксиды являются сильными кислотами
Вопрос 12

Квантовые числа для электронов внешнего энергетического уровня атома некоторого элемента имеют следующие значения: n= 3, l=1, ml =-1,0,1, ms = +1/2,+1/2,+1/2. Определите элемент.

Вопрос 13

Квантовые числа для электронов внешнего энергетического уровня атома некоторого элемента имеют следующие значения: n= 2, l=1, ml =-1,0,1, ms = +1/2,+1/2,. Определите элемент.

Вопрос 14

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют в соединениях постоянную валентность. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

1) Cu 2) Fe 3) Na 4) P 5) F

Вопрос 15

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, валентность которых в высшем оксиде больше, чем в водородном соединении.

1)F 2) Al 3) I 4) Ba 5) As

Вопрос 16

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые способны образовать оксиды состава как RO, так и RO2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

1) Ca 2) Mn 3) Cl 4) Zn 5) N

Вопрос 17

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, высшая степень окисления которых не совпадает с номером группы.

1) Cu 2) S 3) Ai 4) Mn 5) O

Вопрос 18

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, каждый из которых в их бинарном соединении друг с другом проявляет валентность, равную II.

1) Ca 2) C 3) P 4) H 5) O

Вопрос 19

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, низшая степень окисления которых равна -3.

1) P 2) Cl 3) As 4) Al 5) V

Вопрос 20

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, для которых не характерно образование кислородсодержащего аниона состава ROх – .

Читайте также: