Изделия из металла презентация

Обновлено: 04.10.2024

Презентация может использоваться на уроках технологии, искусства, МХК, истории в качестве дополнительного материала.

ВложениеРазмер
hudozhestvennaya_obrabotka_metalla.pptx 1.85 МБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация по технологии на тему: Художественная обработка листового металла. Басма. Чеканка по металлу.

Художественная обработка металла - искусство изготовления изделий из металла, способных удовлетворять эстетические потребности человек, формировать его художественный вкус и культуру. Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Художественная обработка металла включает фигурное литье, ковку, чеканку, гравировку и множество других приёмов.

Начало советского периода художественной обработки металлов относится к 1923 году, когда при Наркомфине было организовано Московское товарищество. Используя опыт и достижения мастеров предшествующих поколений, опираясь на богатые традиции, оно создало немало изделий, получивших мировую известность, в том числе такие произведения монументального характера, как карта нашей Родины из драгоценных металлов и самоцветов, изумительный по красоте орден Победы. На современном этапе центрами художественной обработки металлов в России являются: Москва, Санкт- Петербург, Екатеринбург, Касли, Кострома, Ростов (Ярославский), Великий Устюг, Пермь, Якутск, поселок Мстёра, Красное-на-Волге .

Виды художественной обработки листового металла Художественная Ковка Просечка Чеканка Дифовка (выколотка) Басма (тиснение) Литьё Филигрань (скань) Алмазная грань Гравирование Травление Чернение Эмалирование (финифть) Металлопластика Таушировка (насечка) Наводка золотом (позолота)

Басма (тиснение) Басма (тиснение) является своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки. Вместо многократных ударов чеканом, необходимых для лепки сложной формы, используются басменные доски-матрицы. Преимущество тиснения по сравнению с чеканкой — быстрота выпуска изделий, а также значительная экономия драгоценного металла, так как басма по сравнению с чеканкой осуществляется на материале значительно меньшей толщины.

Для басменного тиснения делают металлические, каменные или деревянные доски (матрицы) с рельефом на одной стороне (высота рельефа 2 — 5 мм). Она представляет собой невысокий монолитный рельеф с мягкими плавными линиями без острых углов и резких выступов. Общая высота рельефа на древних басмах не превышает 1-2 мм, но к XVII веку (особенно в конце его) она иногда достигает 5-6 мм (на больших басмах). Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу кладется тонкий лист металла, толщина которого не превышает 0,2-0,3 мм, затем сверху накладывается прокладка из свинца. По этой свинцовой подушке наносят удары деревянным молотком. Под действием силы свинец вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя весь ее рельеф. Такие же деформации претерпевает и металлический лист, зажатый между матрицей и свинцовой прокладкой. После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно воспроизводящий все детали матрицы, включая и фактуру. Басма несколько отличается от матрицы четкостью рисунка.

В древнерусском искусстве басмы применялись для украшения различных изделий, как культовых, так и светских: окладов икон, переплетов книг, сундуков, ларцов. Басмы выполняли с портретными изображениями или с орнаментальными.

Чеканка Одним из изысканных видов обработки металлов является художественная чеканка. Этот вид искусства подразумевает получение рельефных изображений на металле: выполняется ударами особым молотком по специальным инструментам - чеканам. Работы ведутся по поверхности листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне. При изготовлении сосудов ее заливают внутрь. Этот вид является одним из древнейших и широко распространенных способов художественной обработки металлов.

Высокого совершенства чеканка достигла в домонгольской Руси, а своего расцвета — в древнерусском искусстве IV-XVII веков. Дальнейшее развитие она получила в XVIII и XIX веках. Например, сохранились чеканные изделия новгородских чеканщиков XI-XII веков культового характера (оклады икон и др.), в которых своеобразно сочетаются черты русского и византийского искусства. Это не только орнаментальные композиции, выполненные чеканкой из листа, но и чеканные литые фигуры. К этому времени относятся образцы чеканного искусства Владимиро-Суздальской Руси . К 1412 году относится работа мастера Лукиана (складень), изготовленная чеканкой с чернью, а также работы тверских ювелиров, выполненные чеканкой по серебряному литью. Чеканка по высокому рельефу производилась мастерами-греками в Москве, а чеканные ковши и чаши — в Новгороде. Технического совершенства и пластического эффекта в высоком чеканном рельефе (особенно при наличии фигур) в средние века достигали французские и немецкие златокузнецы , в IV веке — итальянские, в конце XVI века - немецкие мастера. Тем самым уже тогда были достигнуты границы возможного для этой техники. Позднее подобный декор отливался и припаивался. Еще в древности применялась чеканка по твердой модели, в особенности для выделки фигур. Золотой или серебряный лист разгонялся по бронзовой или железной модели и затем снимался с нее. Особенно пышного расцвета достигла чеканка в XVI веке, в Ярославле она сочеталась с резьбой и гравировкой, в Нижнем Новгороде обогащалась литыми скульптурными деталями. Новгородские чеканщики стали применять чеканку с конфаренным фоном. Расцвет чеканного искусства продолжался и в XVII веке. Появились новые приемы и художественные особенности: со второй половины XVII века и с начала XVIII века в Новгороде чеканщики применяют прорезной орнамент, в Костроме развивается плоская измельченная чеканка, чередующаяся с литьем и резьбой, в Ярославле чеканка достигает особой пышности, расцвечивается цветной эмалью.

Материалом для чеканки из листа служит листовой металл различной толщины, обладающий свойствами пластической деформации. Наиболее ходовыми считаются листы толщиной от 0,4 до 1 мм. Однако для крупных, монументальных произведений применяют и более толстые листы, например, красную медь до 2 мм, а листовой алюминий даже до 3 мм. В современной практике чеканки из листа применяются следующие металлы и сплавы: цветные металлы - красная медь и ее сплавы (латуни, томпак) - материалы, наиболее пригодные для чеканки декоративных изделий и скульптуры. Они обладают высокой пластичностью, чеканятся легко никелевые сплавы ( мельхиор, нейзильбер) в настоящее время применяются редко, но в прошлом (особенно в конце XIX в.) широко использовались для чеканки художественной посуды, имитирующей серебряную. - черные металлы : мягкая, малоуглеродистая сталь, предварительно отожженная и протравленная - так называемый декапир (или дважды протравленная сталь до и после отжига - дважды декапир ) - материал более трудный в чеканке по сравнению с медью, мо очень красивый в отделке.

Инструменты и приспособления. Основными инструментами для чеканки являются чеканы. Они представляют собой специально откованные стальные стержни длиной 120—170 мм , восьмигранного (реже круглого) сечения, несколько утолщенные в своей средней части и утонченные к концам. Такая форма обеспечивает большую устойчивость чекана и отсутствие вибраций. Кроме того, она соответствует размерам и форме человеческой руки и удобна в работе. Инструменты чеканщика. Слева: давильники . Справа: А — расходники ; Б — лощатники ; B — облые ; Г, Д, Е — фактурные.

Чеканка по литью У литых заготовок чеканят только поверхность. Можно приготовить отливку самому или расписать уже готовое изделие. В большинстве случаев отливки чеканятся из поделочной стали, меди и бронзы. Инструментов для выполнения работ требуется намного меньше, но они должны быть лучше закалены, так как отливка почти не. Разновидности чеканных работ Контурная чеканка Она выполняется только расходниками на плоском листовом металле без выколотки рельефа. Контурная чеканка напоминает гравировку, но, в отличие от последней, может быть как вогнутой, так и выпуклой. Чаще всего таким образом украшаются различные предметы быта Ажурная чеканка Этот вид чеканного мастерства так же называется «железные кружева». Фон изображения нарезается с помощью специальных сечек. Для удобства сначала делается расходка контура острым обводником , потом по этим линиям проводится высечка. Отжиг таких изделий производится с особенной осторожностью, так как тонкие перегородки могут легко расплавиться. Тиснение по фольге - металлопластика очень похожа на чеканку, только ее выполняют специальным инструментом — давильником . Для работы с очень тонкой фольгой в качестве давильника можно использовать простую шариковую ручку или обыкновенный грифельный карандаш. Басма или ручное тиснение по серебряной и золотой фольге — это одна из амых распространенных техник в средневековом ювелирном искусстве, широко используемая для изготовления окладов икон и предметов церковной утвари. Она является одной из древнейших техник металлообработки.

Тиснение по фольге представляет собой предельно упрощенный вариант чеканки по металлу, не требующий использования специальных инструментов и оборудования . Материалом для тиснения служит медная и алюминиевая фольга, а иногда и очень тонкая жесть от консервных банок, для имитации позолоты нам потребуется тонкая "золотая фольга", в которую заворачивают некоторые сорта конфет . Фольга - тонкий листовой металл толщиной до 0,2 мм. Применяют в радио- и электропромышленности, для упаковки пищевых продуктов, изготовления крышек для молочных бутылок, печатных форм, обкладки конденсаторов. Фольга находит различное применение в домашнем хозяйстве. Металлопластика очень похожа на чеканку, только ее выполняют специальным инструментом — давильником . Для работы с очень тонкой фольгой в качестве давильника можно использовать простую шариковую ручку или обыкновенный грифельный карандаш. тиснение по фольге

Художественная обработка металла

Художественная обработка металлов была
популярна еще в глубокой древности. После
того как человечество научилось
использовать металлические предметы в
бытовых целях, появились украшения.
Интерес к металлическим изделиям, которые
способны украшать быт или служить в
качестве личных украшений, не утрачен до
сих пор. Все так же пользуются спросом
чеканка, фигурное литье, ковка, гравировка и
другие приемы.

3. Виды и особенности металлов

Залог удачно проделанной работы — знание
особенностей и качеств материала, его
технологических и рабочих свойств. Так, при
работе с металлами используется как чистое, без
дополнительных примесей сырье, так и
различные сплавы. Попадающие в производство
материалы делятся на две основные группы:
черные;
цветные.

4. Основные виды используемых материалов:

Углеродистая сталь — упругий
металл со способностью к
закаливанию. Сталь хорошо куется и
режется, и производится как
сортовой продукт. При
изготовлении изделий из стали
методом художественной
обработки, используются сорта У8 и
У10.
Медь — мягкий, поддающийся ковке,
красноватый материал, легко
обрабатывается, но несколько вязок.
Медь хорошо паяется, проводит
электричество и тепло, и часто
используется для производства
художественных изделий.

5. Основные виды используемых материалов:

Бронза — соединение меди и олова.
Применение бронзы практикуется в литье и
инкрустации.
Латунь — сплав цинка и меди, более твердый и
менее ковкий материал, чем медь. Латунь легко
обрабатывается, и пригодна для инкрустации и
чеканки.

6. Основные виды используемых материалов:

Цинк — белый с
синеватым оттенком
металл. Материал плохо
куется, но удобен для
паяния и несложен в
обработке. Цинк часто
используется при
гравировке и в литье.
Олово — мягкий, белый
материал. Олово
используется для лужения
и инкрустации, и входит в
множество сплавов.

7. Основные виды используемых материалов:

Алюминий — легкий, хорошо
поддающийся обработке
материал.
Свинец — мягкий, плохо
окисляющийся металл, часто
используется для литья. Оксид
свинца чрезвычайно ядовит.
Серебро. Вне сплавов,
используется редко из-за
излишней мягкости, поэтому в
готовых изделиях, чаще всего,
присутствует сплав серебра и
меди. Также серебро
применяется при проведении
инкрустационных работ.

8. Характерные особенности металлов

Качества, которые присущи металлам:
Хрупкость материала — качество противоположное
пластичности, что на практике означает способность к
быстрому саморазрушению, при внешнем механическом
воздействии. Так, перекаленная сталь, чугун и бронза
легко раскалывается на куски.
Упругость — особенность, означающая восстановление
формы и объема, при прекращении внешнего
воздействия. В наибольшей мере данные свойства
присущи отдельным сортам стали.
Плавкость — способность металла переходить в жидкое
состояние при нагревании. Плавкость широко
используется как в промышленном, так и кустарном
производстве изделий из металла.

9. Операции по обработке металла

Обработка металла — механическое воздействие,
позволяющее изменить физическое состояние материала.
Главная цель обработки — производство необходимых в
повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши
или произведений искусства.
Художественная обработка, в отличие от промышленного
производства металлических изделий — мастерство
изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое,
творческое начало в человеке. В процессе производства
изготавливается продукция, обладающая изысканностью,
выразительностью и художественной ценностью.

10. Видами художественной обработки металлов принято считать:

11. Фигурное литьё

Литье - древнейший вид обработки металлов. На Руси
художественное литье получило развитие уже в VI-VIII вв.
Изделия отливали из бронзы, серебра и золота. Литыми
вещами славилась Киевская Русь. Прекрасные образцы
литейного искусства имелись и в XVII в. в северных русских
городах: Новгороде, Владимире, Суздале. В технике литья
изготовляли браслеты, пряжки, поясные накладки и ожерелья.
Отливали и более крупные предметы: подсвечники,
паникадила, кувшины-водолеи, колокола.

12. Литье — древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью
металла, качеством, возникающим
при термическом воздействии на
материал. Полученный, в результате
плавления, жидкий материал,
разливается в нужные, заранее
заготовленные формы. После
охлаждения, отливки используют,
как готовую продукцию, или как
составную часть основного изделия.
Форму для отлива готовят до начала
основных работ. Если выливаемый
продукт обладает сложной
конструкцией, готовят несколько
форм, а полученные в результате
отлива детали соединяют между
собой.

14. Литье

Литье подразделяют:
по металлу отлива — чугун, медь, серебро или золото.
по устройству и материалу форм. Временные формы
— песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из
воска, гипса или металла.
по методу литья: центробежное, под давлением,
стандартное.
Плавится металл в особых печах. Поскольку температура
плавления у разных материалов отличается, при
отсутствии механизма фиксации температуры,
необходим визуальный контроль над процессом. После
плавления металл разливают по формам, дают
заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

15. Как осуществляется ковка металлических изделий

Ковка — древний метод обработки металла. Суть
процесса — придание заготовке нужной формы при
помощи ударов молота. Под ударами молота деталь
деформируется и постепенно принимает желаемую
форму.
Свойство металла, обеспечивающее «правильную»
деформацию, без трещин и разрывов, называется
ковкостью. Ковкость, в большинстве случаев, присуща
драгоценным металлам, обладающим пластичностью и
вязкостью.

16. Ковка металла

17. Особенности холодной ковки

История художественной обработки металла сообщает о
методе «холодной ковки», повсеместно
использовавшемся в Киевской Руси. Посредством
«холодной ковки», мастера по золоту, выковывали из
слитков драгметалла чаши, ковши и т. д.
Задача кузнеца, на первом этапе работ, состояла в
уплотнении изделия под ударами молота. На втором —
обработанный металл подвергался отжигу, шлифовки и
т. д. В наше время данный способ используется только в
ювелирном деле.
Разновидностью холодной ковки считается дифовка, что
означает художественную обработку листового металла
толщиной до 2 мм. Данный метод применялся, в
Древней Греции, величайшим скульпторам античной
эпохи Фидием, создававшим золотые одежды для статуй
богов.

18. Художественная ковка

Прекрасным примером русского
кузнечного искусства XIII в. может
служить шлем Ярослава
Всеволодовича, выкованный из одного
куска железа.

19. Художественная ковка

В народном творчестве XVIII в. привлекают
внимание затейливые кованые светцы и
подсвечники, кованые паникадила. Примерами
высокого развития ремесла могут служить
искусно выполненные ограды, перила, балконные
решетки Петербурга. Изделия, сохранившиеся в
музеях нашей страны, дают полное
представление об этой отрасли декоративного
искусства. Они свидетельствуют о богатстве и
своеобразии русской художественной ковки.

20. Просечное железо

Рождение искусства просечного железа
относится к самым отдаленным временам
развития кузнечного дела. Ковка и просечка
столетиями мирно сосуществовали и успешно
развивались вплоть до прошлого века.
В древнерусском декоративном искусстве
просечной металл распространился очень
широко. "Плоскостное узорочье" вплетали в
белокаменную резьбу ВладимироСуздальской Руси подзорами крыш и куполов,
фонарями, дверными петлями. В домах
просечными полосами оковывали сундуки,
поставцы, шкатулки.

21. Просечное железо

Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные
его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью.
Или наносился зубилом дополнительный узор.
Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили,
лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в
яркие цвета. Но иногда фона не было вообще - просечной
ажур смотрелся на просвет.
Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок
наносили так, чтобы просветы создавали свой
дополнительный узор. Таким образом, очень часто отходов от
вырубки орнамента не было - вырубленная часть имела
самостоятельную художественную ценность.
Узор обычно вырубали на деревянных топчанах. Поэтому края
его оказывались несколько загнутыми внутрь, что придавало
изделию большую скульптурность.

22. Как осуществляется чеканка

Ковкость металла, его способность к
растяжению хорошо использовали
древние художники, создав особый вид
художественной обработки металла чеканку.
Чеканка — создание рельефного
изображения, на тонком листовом
металле, при помощи молотка и
специального стержня. Ударяя
«разгонным» молотком по стержню,
чеканщик оставляет следы на листе и
постепенно придает ему объемный вид.
Используя короткие и частые удары,
мастер выстукивает металл до
получения нужной формы. После чего,
предварительный этап считается
законченным и начинается,
непосредственно, процесс чеканки или
выбивка декора.

23. Чеканка

В технике чеканки великолепно выполнены ритуальные
сосуды-кратиры новгородского Софийского собора,
находящиеся в Оружейной палате новгородского
кремля. Скульптурная чеканка отличается тонкостью
выполнения и легкостью линий. Движение фигур
хорошо связано с силуэтом сосудов.
В XVII в. особое развитие получила чеканка по серебру и
золоту. Мастера московской Оружейной палаты
проявили высокое мастерство в чеканке дворцовой
утвари: кубков, братин, тарелок, чаш, подносов.

Для выбивки декора используют стержни
— чеканы определенного профиля.
Наиболее ценными считаются изделия,
изготовленные из цельного куска
заготовки.
Чеканка по твердой модели — метод,
применявшийся в древности для выделки
фигур. Тонкий лист, из драгоценного
металла, «разгоняли» по железной
модели, а затем снимали получившийся
рисунок.

25. Виды работ по чеканке

Художественная чеканка по металлу делится на два вида
работ, качественно отличающихся друг от друга:
1.Чеканка по листу;
2.Чеканка по литью (оброну).
Чеканка по листу — это создание нового произведения,
при помощи специальных инструментов.
Второй случай — доведение до нужного уровня заранее
отлитой, или вырезанной методом оброна, формы.
Чеканка литья применяется для придания форме
четкости и ясности. Подвергаются подобной чеканке
отливки, полученные в земляных формах.

26. Особенности металлопластики

Металлопластика — метод художественной обработки
металла, отдаленно напоминающий чеканку, однако,
имеющий ряд существенных отличий.
Для данного способа характерно:
тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по сути,
являющиеся фольгой.
использование скульптурных стеков как рабочих
инструментов.
особенности процесса обработки более похожи на
лепку, с ее плавностью линий и движений.

27. Технология производства:

Первый этап работы — отжиг изделия и
охлаждение.
Затем предварительно созданный
рисунок, на прозрачной бумаге,
прикладывают к фольге и обводят
специальным приспособлением, до тех
пор, пока рельеф не отобразится на
поверхности.
Процедура продолжается до получения
нужного результата.

28. Отжиг

29. Как осуществляется гравировка

Гравировка — популярный и распространенный метод
обработки изделий, предполагающий нанесение
рисунка или рельефа на заготовку. Рисунок наносится
специальным инструментом — резцом.
Гравировка делится на два вида:
плоскостную;
обронную.
Плоскостная гравировка означает финальную
стадию декорирования предмета. Это нанесение
контурного рисунка, узоров, тонов, надписей.
Обронная гравировка подразумевает нанесение
рельефного рисунка, то есть речь идет о работе в
трехмерном пространстве.

30. Гравировка

История гравировки но металлу насчитывает не одно
тысячелетие. Широко известны бронзовые изделия с
искусной гравировкой, выполненной кавказскими
художниками-граверами еще в начале первого
тысячелетия до новой эры. В основном это оружие боевые топоры и кинжалы, украшенные
гравированными орнаментами и изображениями
животных.
Мастера древнего Новгорода, Киева, Пскова, Москвы и
других городов оставили нам прекрасные образцы
гравировки на различных металлах.
Неповторимым своеобразием отличались медные
павловские замки для ларцов и шкатулок. Замки
изготовляли в виде забавных фигурок львов, русалок,
журавлей, всадников и скоморохов, украшая их
резцовой гравировкой.

31. Травление кислотой или щелочью

Травление считается
разновидностью гравировки.
Техника данного метода
состоит в покрытии
металлического изделия
воском, и нанесении рисунка
на покрытую воском
поверхность. Далее, следует
помещение заготовки в
кислоту или щелочь, где
происходит протравливание
изображения и,
соответственно,
потускнение остальной
поверхности.

32. Филигрань

Филигрань (скань) - один из древнейших видов
художественной обработки металла. Получается скань
от скручивания, ссучивания двух проволочек,
образующих "веревочку". Туго скрученная проволока
смотрится особенно эффектно, напоминая ряд
плотноуложенных зернышек. Дополняется скань зернью,
т. е. маленькими шариками, делающими изделие еще
более красивым. В технике зерни изготовлялись изделия
Киевской Руси еще в X в.
Развитие филигранного искусства, приостановленное
монголо-татарским нашествием, вновь приходит к
расцвету в XV-XVI вв. Изделия с филигранью включают
самые различные материалы: драгоценные камни,
эмаль, дерево, резную кость.

33. Для каких изделий применяется филигрань

Филигрань — оригинальный способ обработки металла,
применяющийся в ювелирном деле. Изготовление
филигранных изделий — исключительно ручная работа,
выполняемая специальными инструментами.
Существует множество разновидностей филигранной техники,
таких как:
напайная;
рельефная;
напайная с эмалью;
ажурная;
рельефная;
объемная.
Тиражирование изделий из филиграни происходит методом
литья и гальванопластики. Использование штампов
допускается только для воспроизведения фоновой
филиграни.

34. Художественное эмалирование

Эмалирование — это взаимопроникновение двух
различных структур — металла и стекла. В результате
процесса изделие остается таким же прочным, но
приобретает блеск и стойкость к химическим веществам.

35. Эмалирование

Художественное эмалирование — недорогой и
быстрый способ цветового обогащения изделия
из металла. Материалом для эмалирования, чаще
всего, служит медь и драгоценные металлы. Так
производят вазы, бижутерию, картины.
Сама по себе эмаль — это нанесенный на металл
тонкий, расплавленный слой массы, обладающей
физическими свойствами стекла. Производят
эмаль, подвергая термической обработке
легкоплавкое стекло.

36. Эмалирование

Художественные эмали делятся на:
прозрачные;
фондон;
непрозрачные;
опаловые.
Эмаль производится в
промышленных масштабах в виде
плиток или порошка, и имеет
соответствующую, цветовую
маркировку. Однако, окончательный
цвет изделия, определяется
характером обжига и качественными
показателями металла, его реакцией
на эмаль при обработке.

37. Декоративная отделка

Декоративная отделка изделий включает
определенный набор характеристик
элементов художественной обработки,
таких как:
Матирование. Матированной считается
отличная от полированной
декорированная поверхность изделия.
Чернение. Сплав из серебра, меди,
свинца и серы — чернь, накладывают на
заготовку, с предварительно
выгравированным рисунком.
Поверхность заготовки, не
подвергающаяся чернению, должна быть
отполированной и не иметь дефектов.

38. Декоративная отделка

Оксидирование. Серебряные или посеребренные изделия
подвергают оксидированию химическим или
электрохимическим методом. Бесцветное оксидирование
происходит при контакте с растворами или
электролитами, в состав которых входит
двухромовокислый калий. При цветном оксидировании
изделиям придаются различные оттенки. Прошедшую
процедуру продукцию, для придания блеска, полируют
мягкими щетками.

39. В каких случаях применяется гальваническое покрытие

Гальваническое покрытие — тончайшая
металлическая пленка, наносимая на поверхность
предметов, для увеличения их износостойкости,
прочности, долговечности.
Гальваническое покрытие широко используется и
в ювелирной промышленности, где материалами
для него служат редкие и драгоценные металлы:
золото, серебро, родий.

Металлы и металлические изделия

Металлические сплавы. Металлические сплавы —
это вещества, обладающие металлическими
свойствами и состоящие из двух или более
элементов, из которых хотя бы один является
металлом. Их получают охлаждением
расплавленных смесей, совместным осаждением из
газовой фазы, электроосаждением из растворов и
расплавов, диффузионным насыщением

4. Наглядная разница

5. Группы металлов

Применяемые в строительстве металлы делят на две
группы: черные и цветные. К черным металлам
относятся железо и сплавы на его основе (чугун и
сталь). Сталь – сплав железа с углеродом (до 2,14 %) и
другими элементами. По химическому составу
различают, стали углеродистые и легированные, а по
назначению – конструкционные, инструментальные и
специальные. Чугун – сплав железа с углеродом (более
2,14 %), некоторым количеством марганца (до 2 %),
кремния (до 5 %), а иногда и других элементов. В
зависимости от строения и состава чугун бывает
белый, серый и ковкий.

6. Физико-механические свойства металлов и их сплавов.

Металл-Предел прочности при растяжении, Мпа Плотность, кг/м3
Чугун - 100…600
7850
Углеродистая сталь- 200…600
7850
Легированная сталь- 500…1600
7850
Алюминиевые сплавы- 100…300
2500…3000
Титановые сплавы- до 1500
4500…5000

7. Добавление к цветным металлам

К цветным металлам относятся все металлы и
сплавы на основе алюминия, меди, цинка, титана.
Металлы очень технологичны: во-первых, изделия
из них можно получать различными
индустриальными методами (прокатом,
волочением, штамповкой и т. п.), во-вторых,
металлические изделия и конструкции легко
соединяются друг с другом с помощью болтов,
заклепок и сварки.

8. Условие использования металлов

Высокая теплопроводность металлов требует
устройства тепловой изоляции
металлоконструкций зданий. Металлические
конструкции зданий необходимо специально
защищать от действия огня, т.к. они теряют
устойчивость и деформируются. Большой ущерб
экономике наносит коррозия металлов. Металлы
широко применяют в других отраслях
промышленности, поэтому их использование в
строительстве должно быть обосновано
экономически.

9. Распространение и сферы применения

Из наиболее ценных и важных для современной
техники металлов лишь немногие содержатся
в земной коре в больших
количествах: алюминий (8,9 %), железо (4,65 %), м
агний (2,1 %), титан (0,63 %). Природные
ресурсы некоторых весьма важных металлов
измеряются сотыми и даже тысячными долями
процента. Особенно бедна
природа благородными и редкими металлами.
Добывает метталл в основных в карьерах

10. Преимущество

Благодаря своим физическим свойствам (твёрдость,
высокая плотность, температура
плавления, электропроводность, звукопроводность, внешний вид и
другим) они находят применение в различных областях. Применение
металлов зависит от их индивидуальных свойств:
Железо и сталь обладают твердостью и прочностью. Благодаря этим их
свойствам они широко используются в строительстве.
Алюминий ковок, хорошо проводит тепло, обладает высокой прочностью
при сверхнизких температурах. Он используется для изготовления
кастрюль и фольги, в криогенной технике. Благодаря своей низкой
плотности — при изготовлении частей самолётов.
Медь обладает пластичностью и высокой электропроводностью. Именно
поэтому она нашла своё широкое применение в
производстве электрических кабелей и энергетическом машиностроении.
Золото и серебро очень тягучи, вязки и инертны, обладают высокой
стоимостью, используются в ювелирном деле. Золото также используется
для изготовления неокисляемых электрических соединений.

11. Добывающая металлургия

заключается в извлечении ценных металлов
из руды и переплавке извлечённого сырья в чистый металл. Для того,
чтобы превратить оксид или сульфид металла в чистый металл, руда
должна быть отделена физическим, химическим
или электролитическим способом.
Масштабы переработки руд в мире огромны. Только на территории СССР
в конце 1980-х, начале 1990-х годов ежегодно добывалось и подвергалось
обогащению более 1 млрд тонн руды.
Металлурги работают с тремя основными составляющими: сырьём,
концентратом (ценный оксид или сульфид металла) и отходами. После
добычи большие куски руды измельчаются до такой степени, когда
каждая частица является либо ценным концентратом либо отходом.
Горные работы не обязательны, если руда и окружающая среда позволяют
провести выщелачивание. Таким путём можно растворить минерал и
получить обогащённый минералом раствор.
Зачастую руда содержит несколько ценных металлов. В таком случае
отходы одного процесса могут быть использованы в качестве сырья для
другого процесса.

12. Применение металлов в строительстве

Металлообрабатывающая промышленность выпускает
широкий ассортимент металлических изделий. К ним
относятся трубы медные, стальные, алюминиевые и из
алюминиевых сплавов; мелкие стальные изделия в виде
болтов, гаек, шайб, заклепок; прокатная угловая сталь
(уголки, швеллеры, двутавры); прокат стальной
тонколистовой, рулонный (толщиной от 0,5 до 1,2 мм) с
защитно-декоративным полимерным покрытием для
холодного изготовления строительных конструкций;
стальные листовые профили из холоднокатанного проката
оцинкованные с алюмоцинковым или алюмокремниевым
покрытием для кровельного настила (Н), настила и
стеновых ограждений (НС) и только стеновых ограждений
(С); прокатная листовая кровельная сталь, в том числе
оцинкованная; прокатная круглая сталь, используемая в
качестве арматуры для железобетонных конструкций

13. Сортамент прокатных сталей

а – равнобокий
уголок; б –
неравнобокий
уголок; в – швеллер;
г – двутар;
д – подкрановый
рельс; е – круглая; ж
– квадратная; з –
полосовая; и –
шпунтовая свая;
к – листовая; л –
рифленая; м –
волнистая

14. Арматура

Основынм металическим изделием в стр ве является
арматура. Арматуройназывают стальные стержни
различной формы, сетки и объемные каркасы из них (рис.
3.6). Арматуру применяют при изготовлении
железобетонных изделий и конструкций с целью
повышения их прочности на изгиб и растяжение.
Арматурную сталь классифицируют по способу
изготовления, профилю стержней и применению.
Поспособу изготовления арматурная сталь
бывает стержневой (А) и проволочной (В), в зависимости
от характера ее поверхности – гладкой и
периодического профиля. Поназначению арматурную
сталь подразделяют на ненапрягаемую, применяемую для
изготовления обычного железобетона, и напрягаемую,
используемую при производстве преднапряженных
железобетонных конструкций

15. Виды арматурной стали

а – гладкая
стержневая; б –
горячекатанная
периодического
профиля класса АII;
в – то же класса АIII; г –
холодносплющенна
я с четырех сторон;
д – то же с двух
сторон; е – витая

художественная обработка металла
презентация к уроку по теме

Презентация по декоративно-прикладному искусству. Ознакомление с видами обработки металла России. Использование материала полезно на занятиях с одноименной тематикой.

ВложениеРазмер
hudozhestvennaya_obrabotka_metalla_katya.pptx 2.92 МБ

Художественная обработка металла Составила преподаватель МБОУДОД ДХШ г. Хадыженска Фрумкина Екатерина

Финифть и филигрань Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов - " филюм " (нить) и " гранум " (зерно). Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Получается скань от скручивания, ссучивания двух проволочек, образующих "веревочку". Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотноуложенных зернышек. Дополняется скань зернью, т. е. маленькими шариками, делающими изделие еще более красивым. В технике зерни изготовлялись изделия Киевской Руси еще в X в. В этих вещах витой проволоки почти не применяли. Но уже с XII в. зернь уходит на второй план и все чаще употребляется напайная фоновая скань. С XIII в. число видов скани увеличивается - применяется ажурная и рельефная филигрань. Все большую роль начинают играть камни, появляются многоплановые решения. Ростов Ярославский издавна славился мастерами миниатюрной живописи по финифти (эмали).Живопись по эмали близка по технике к росписи фарфора. Основой для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих сторон слоем эмали. В процессе росписи огнеупорными эмалевыми красками пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора.

Эмаль по скани Эмаль — это образовавшаяся посредством частичного или полного расплавления стекловидная застывшая масса неорганического, главным образом окисного состава, иногда с добавками металлов, нанесенная на металлическую основу.

Кубачи Искусство Кубачи характеризуется логичной завершённостью орнамента, чистотой и сочностью линий. Распространены растительные узоры в виде переплетающихся стеблей с цветами, листьями и бутонами. Кубачи прославились резьбой по камню (тимпаны и плиты с изображениями животных, людей, сцен борьбы и охоты, исполненные в высоком рельефе) и бронзовым литьём (котлы с такими же изображениями). В XVIII-XIX вв. высокого расцвета достигла художественная обработка металла (чернение по серебру, золотая и серебряная насечка по металлу, кости, рогу, глубокая гравировка, филигрань, зернь), особенно производство и украшение ювелирных изделий и оружия; развивается резьба по камню и дереву, изготовляются медные подносы и блюда с геометрическим орнаментом и изображениями зверей.

скань Скань (от др.-рус . скать — свивать) , филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Литье Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия.

ковка Ковка — один из древнейших способов обработки металлов. Она осуществляется ударами молотка по заготовке. Под его ударами заготовка деформируется и принимает желаемую форму, но такая деформация без разрывов и трещин свойственна в основном только драгоценным металлам, которые обладают достаточной пластичностью, вязкостью, тягучестью. Совокупность этих свойств называется ковкостью. Холодной ковке поддаются золото, серебро, медь. Этот прием широко применялся в Древней Руси златокузнецами , выковывавшими из слитков чаши, ковши и другие изделия. При холодной ковке металл под действием ударов, изменяя свою форму, быстро теряет пластичность, уплотняется, приобретает «наклеп» и для дальнейшей обработки требует отжига. Поэтому процесс холодной ковки состоит из двух чередующихся операций: деформации металла и отжига (рекристаллизации). В современных условиях холодная ковка в области художественной обработки металла встречается редко, в основном в ювелирном производстве.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Инструкция по охране труда при ручной обработке металла.

Инструкция по охране труда при ручной обработке металла. Презентация к ПМ.01. "Подготовительно-сварочные работы. МДК 01.01. "Подготовка металла к сварке.Технологические приемы сборки изделий по.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН учебной практике по Кузнечноу обработке металлов специальности _Механизация сельского хозяйства

Общее количество аудиторных часов по учебному плану на дисциплину__36__час.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05. ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ РЕЗАНИЕМ, СТАНКИ, ИНСТРУМЕНТ

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования.


ТЕСТ Свойства кислорода и горючих газов для газопламенной обработки металлов

ТЕСТ Свойства кислорода и горючих газов для газопламенной обработки металловМДК 02.02. Технология газовой сваркиПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их спла.


Методическая разработка открытого урока по дисциплине Материаловедение на тему: "Обработка металлов давлением"

В данной методической разработке открытого урока представлена методика преподавания темы «Обработка металлов давлением» учебной дисциплины Материаловедение с применением игровых мето.


Методическая разработка урока учебной практики по теме «Виды слесарных операций и способы обработки металла» по профессии 23.01.03 Автомеханик

В методической разработке представлен пример урока учебной практики по профессии 23.01.03 Автомеханик для обучающихся 1 курса.

Презентация - Художественная обработка металла

Художественная обработка металла, слайд 1

Железо
Первое железо люди выплавляли из метеоритов, оно было очень дорогим. Даже победителям Олимпийских игр на ряду с золотыми медалями давали кусок железа. Железный клинок был обнаружен в гробнице Тутанхамона. Позднее люди научились выплавлять железо из руд, и оно стало массовым.

Слайд 3

Художественная обработка металла, слайд 3

Художественная обработка металлов известна со времен глубокой древности. Человек, встретив на своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла в сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых видов народного художественного творчества. Художественная обработка металла включает: фигурное литье, ковка, чеканка, гравировка, высечение ажурных узоров, создание эмалей и других приемы. В декоре успешно применялись чернь, зернь(филигрань), чеканка, резьба, позолота.

Слайд 4

Художественная обработка металла, слайд 4

Слайд 5

Художественная обработка металла, слайд 5

Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида ювелирной техники. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Слайд 6

Художественная обработка металла, слайд 6

Финифть, или живописная эмаль, — уникальная роспись металлических изделий эмалевыми красками по белому эмалевому грунту. Эмаль — это образовавшаяся посредством частичного или полного расплавления стекловидная застывшая масса неорганического, главным образом окисного состава, иногда с добавками металлов, нанесенная на металлическую основу.

Слайд 7

Художественная обработка металла, слайд 7

Литье
Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия.

Слайд 8

Художественная обработка металла, слайд 8

Чеканка — выбивание рельефа в тонком металлическом листе или пластине. Чеканку выполняют ударами молотка по специальному стальному стержню, получая необходимый объем на пластине или объемный предмет.

Слайд 9

Художественная обработка металла, слайд 9

Ковка — один из древнейших способов обработки металлов. Она осуществляется ударами молотка по заготовке. Под его ударами заготовка деформируется и принимает желаемую форму, но такая деформация без разрывов и трещин свойственна в основном только драгоценным металлам, которые обладают достаточной пластичностью, вязкостью, тягучестью. Холодной ковке поддаются золото, серебро, медь. Этот прием широко применялся в Древней Руси златокузнецами, выковывавшими из слитков чаши, ковши и другие изделия. При холодной ковке металл под действием ударов, изменяя свою форму, быстро теряет пластичность, уплотняется, приобретает «наклеп» и для дальнейшей обработки требует отжига. В современных условиях холодная ковка в области художественной обработки металла встречается редко, в основном в ювелирном производстве.

Слайд 10

Художественная обработка металла, слайд 10

Металлический декор Решётки, перила, ворота.
Являются дополнением к архитектурному зодчеству. Используемые металлы: медь, чугун, алюминий, свинец, сталь.

Читайте также: