Изо 5 класс жостово роспись по металлу рисунки

Обновлено: 22.04.2024

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово. Показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.

Задачи урока: развивать навыки работы кистью без предварительного рисунка и техникой аппликации, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие России.

Формирование Универсальные Учебные Действия и предметных результатов:

· Понимать «язык» декоративного искусства

· Освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма

метопредметные:

· Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты

· Сравнивать красочную роспись, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления

· Готовность слушать и вести диалог

Формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации

личностные:

· Интерес к изучению культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к созданию художественного образа жостовского подноса

· Формирование уважительного отношения к жостовских мастеров и работ учащихся

· Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

· произведения декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию учащихся

ВложениеРазмер
технологическая карта урока 330.08 КБ
презентация 2.05 МБ
приложение 1 304 КБ
приложение 2 1.8 МБ
приложение 3 1.1 МБ
приложение 4 485.5 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по изобразительному искусству в 5 классе ФГОС

по теме «Жостово. Роспись по металлу»

Мугаллимова Наталья Викторовна,

учитель изобразительного искусства и технологии

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Жостово. Роспись по металлу.

Планируемые образовательные результаты

  • Понимать «язык» декоративного искусства
  • Освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма
  • Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты
  • Сравнивать красочную роспись, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления
  • Готовность слушать и вести диалог
  • Формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации
  • Интерес к изучению культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к созданию художественного образа жостовского подноса
  • Формирование уважительного отношения к жостовских мастеров и работ учащихся
  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

произведения декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию учащихся

Решаемые учебные задачи

  1. Развивать «язык» декоративного искусства и способности учащихся;
  2. Обобщать полученные теоретические знания и умение применять их на практике.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Жостовская роспись, приемы жостовского письма: замалевка, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, уборка.

Проектор, наглядные пособия, раздаточный материал.

«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор: Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.

Акриловые краски, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, тряпочки, баночки с водой, жестяные заготовки подносов, клей.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, мелодия – балалайка (минус).

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный настрой.

Сегодня урок изобразительного искусства буду вести я, Наталья Викторовна.

Я рада общению с вами.

Включаются в деловой ритм урока.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявление уровня знаний

Мы с вами продолжаем знакомится с русскими народными промыслами.

Прежде чем узнать тему нашего урока, (слайд 3)

нам предстоит побывать на ярмарке народных промыслов.

Обращение к учащимся :

Посмотрите на экран и назовите, какие предметы декоративных промыслов вам уже знакомы?

(на 4 слайде изображена ярмарка с предметами Гжели, Городца, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка и Жостово).

- это предмет? (показать на предмет Дымковская игрушка). Посмотрите, внимательно у вас на партах лежат образцы разных народных промыслов? Посмотрите и выйдете к доска те у кого есть предметы Дымковской игрушки.

Почему вы так решили? (правильно).

- Есть ли на ярмарке игрушки расписанные в другом стиле народного промысла?( показываю Филимоновскую игрушку )

Посмотрели на парты у кого есть такой образец, вышли к доске?

Почему так решили?

А, вот этот необыкновенный на вид предмет, который завораживает красотой сочетания белого и синего цвета? Какой это промысел? (показать на предмет Гжель).

Если у вас на парте есть необыкновенная сказочная Гжель, покажите всем (правильно).

А вот эти предметы, которые украшены яркой росписью по дереву? (показать Городецкую роспись).

Покажите у кого есть этот предмет.

Чем отличается Городецкая роспись?

А какой предмет у нас остался без внимания?

Учащиеся отвечают и показывают

Потому, что она сделана из глины. Форма монолитна, овальна, силуэт мягкий, много лепных деталей. Эта игрушка расписана на белом фоне, геометрические яркие краски.

Это Филимоновская игрушка.

Потому, что у Филимоновской игрушки формы вытянутые, они выглядят стройными и изящными. Расписаны малиново-красным, жёлтым и изумрудно-зелёным радужными полосами.

Потому, что на белом фоне голубовато-синий орнамент росписи.

Это Городецкая роспись.

Тем, что роспись расписывают на деревянной поверхности , яркими розанами, купавками. На изделиях изображены птицы, кони, сценки и декоративными цветами.

- планирование определение последовательности промежуточных целей с конечным результатом.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя плакат, схем;

- анализ объектов с целью выделения основных признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач.

Вот уже 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово.

Так, вы назовете тему сегодняшнего урока?

О чем бы вы хотели узнать на уроке?

Да, действительно, тема нашего урока Жостово, роспись по металлу. (5 слайд)

На сверкающей лаком черной, синей, красной, палевой поверхности подноса хороши и пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, ягод и листьями. Сколько подносов, столько и вариантов изображений.

Жосовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но связь с традицией всегда сохраняется.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Жостовский поднос, жостовская роспись

Учащиеся слушают учителя

Отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся смотрят слайды с росписью.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

IV. Обобщение и систематизация знаний

У вас на партах лежат макеты подносов, присмотритесь и скажите, какую форму они имеют?

А форма подносов может быть разнообразная

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.

Композиция часто зависит от формы подноса и может быть в виде:

Но, самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.

Ребята, а теперь давайте посмотрим, как создаются неповторимые по красоте и богатству роспись жостовских подносов.

Ответ учащихся: Имеет форму овала и круга

Обсуждают технику выполнения росписи.

Учащиеся смотрят видео

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные: поиск и выделение информации, анализ и синтез.

- формирование умения проявлять познавательную инициативу

- умение договариваться, - находить общее решение при работе в группе;

- планирование, управление своим поведением.

Но что - то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.

Украсить свой поднос

Следите за дыханием,

Дышите через нос.

Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.

Выполняет вместе с учениками

Выполняют танцевальные движения под музыку.

VIII. Применение знаний и умений на практике

Приступаем к практическому заданию.

Сегодня на уроке вы будете работать в парах одни над аппликацией составленной в стиле жостовской росписи, другие попробуют свое мастерства в росписи на жестяных подносах. Возьмите технологические карты.

(работаем в соответствии с технологической картой)

Учитель консультирует учащихся во время самостоятельной работы.

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществление пошагового контроля, различать результат и способ действия.

- учитывать разные мнения, контролировать действия партнёра.

VIIII.Подведение итогов урока.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Закончили работу, покажем друг дуну и организуем выставку.

Какие вы молодцы, давайте по аплодируем друг другу (аплодисменты). Какие особенности имеет жостовская роспись, роспись выполняется по металлу, композиция зависит от формы, чаще всего изображают цветы, но может быть и фрукты, птицы и т.д.

Если вас заинтересовал народный промысел «Жостовская роспись», вы можете посмотреть в дополнительной литературе или интернет-ресурсах (памятки).

«Детская художественная школа № 17"

"Кемеровский областной художественный колледж"

«Губернаторский техникум народных помыслов"

Желаю вам творческих успехов!

Подводят итоги своей работы.

- самооценка (анализ деятельности);

- проявление интереса к новому.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мугаллимова Наталья Викторовна учитель ИЗО и технологии г. Топки и Топкинский район 2015 г. Урок изобразительного искусства 5 класс Жостово. Роспись по металлу. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 9»

Мы рады гостям, Как добрым вестям! Всех привечаем, Душевно встречаем, НА ЯРМАРКУ ПРИГЛАШАЕМ!

Какие формы бывают у подносов?

венок Варианты композиций букет полувенок букет в раскидку роспись с углов

Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.

Этапы росписи подноса Замалёвок – разбавленной краской наносим силуэты цветов и листьев. Тенёжка – у цветов появляется объём. Бликовка – наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым. Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует кружевные края на листочках. Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.

"Кемеровский областной художественный колледж" Сегодня в колледже можно получить образование по трем специальностям на базе основного общего и полного среднего образования – «Живопись», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». «Губернаторский техникум народных промыслов"

Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
- выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
- закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;

Материалы и инструменты:
- альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);
- гуашь;
- кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
- палитра;
- баночка для воды;
- тряпочка для кисточки;
- ватные палочки.

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.





Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:
- замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
- тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
- прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);
- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
- чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);
- привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).
- уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).
Это очень долгий и сложный процесс.
Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. Я хочу предложить вашему вниманию облегченный вариант, доступный для дошкольников, который я использую в своей работе со старшими дошкольниками.
Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.

Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока -
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной. (георгин).

Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.

По одной из легенд, георгины раньше росли только в королевском саду и охранялись как зеница ока. Однажды юный садовник выкрал цветок и посадил под окном возлюбленной. Садовника бросили в тюрьму, однако цветок перестал быть прекрасной тайной и стал доступен простому люду.
Согласно другой легенде георгина выросла, когда земля оттаяла после ледникового периода, на месте последнего угасшего костра. Ее появление стало своеобразным символом победы жизни и началом новой эры.
Сегодня существуют тысячи сортов георгин и несколько видов их классификации.




Прежде чем нарисовать георгины с детьми, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью "двойной мазок". Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего будущего цветка. Например, красно-желтый. Опускаем кисть в желтую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем красную краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху-внизу, справа-слева.



Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала - желтую, на кончик кисти - красную краску. Продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.








Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).

Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.







Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка).
Ромашка – один из наиболее узнаваемых и родных нашему сердцу цветов. Из нее плетут венки, ее собирают в букеты, на ней гадают девушки: «Любит – не любит», и даже ищут ответы на заветные вопросы: «Да, нет, обязательно сбудется, лучше не предпринимать». О многих цветах сложены легенды, в том числе и о ромашке.
Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный – молодой человек Роман из деревни по соседству. Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон – один мудрец подарил ему удивительный цветок – с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне. Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка.
Как гласит миф о цветке, влюбленные любовались прекрасной ромашкой, и однажды девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям. Роман отправился в далекий путь, в течение нескольких лет он блуждал по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна. Царь предложил подарить Роману целое поле ромашек в обмен на то, что юноша навсегда останется в его владениях и не вернется домой. Роман ради любимой был согласен на все и остался в царстве сновидений. Прекрасная девушка долго ждала его возвращения, и как-то утром рядом с домом обнаружила поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе. С тех самых пор ромашка считается символом влюбленных.



Для изображения ромашки мы используем опять технику рисования кистью "двойной мазок". Набираем на кисть белую краску, а на кончик кисти - синюю или голубую краску. Кончик кисти всегда смотрит в центр. Лепестки рисуем в следующей последовательности: вертикально вверху- внизу, горизонтально справа - слева, строго посередине в образовавшихся промежутках.


Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.

Лист - трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная - цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).

Название - trifolium означает " имеющий три листа ". Трилистник, Клевер, Кашка . Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы - листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер , или трилистник, является символом Ирландии.



Чтобы нарисовать цветок клевера, нам надо смешать краски - цвет фуксии и белила. Получится нежный оттенок. Рисуем нежно-розовым цветом круг, затем кончиком кисти набираем краску цвета фуксии и рисуем маленькие штрихи в определенной последовательности (первый ряд штрихов - внизу цветка, чуть выше - второй ряд штрихов, и последний ряд - вверху цветка). Зеленой краской приемом "примакивание" рисуем лепестки нашего клевера (можно рисовать или три лепестка, или четыре)


Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память. Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: "Не забудь обо мне!". Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.




Теперь переходим к изображению листьев, травки. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами. Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками. Для изображения всех листьев мы тоже используем технику "двойной мазок" для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую краску, на кончик кисти - желтую краску.



Это крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами.



Чтобы легче было нарисовать листья георгинов, розы, сначала можно нарисовать карандашом приблизительный контур листика. Первый мазок всегда делаем посередине. Называется этот мазок «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик. Затем последовательно заполняем тело листочка.

презентация и план урока на тему"Жостово"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Мир цветов из Жостово. Работа учителя изо и черчения: Максимовой С.Н.

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше . Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Датой основания считается 1825г.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Композиция венок букет полувенок букет в раскидку роспись с углов

Формы подносов разнообразны

Цветочную роспись выполняют масляными красками в две стадии . Первая стадия письма называется – замолевкой. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.

Вторая стадия- выправка , она включает в себя: Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Прокладка. Уточняются многие детали. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем. Чертежка . Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.

Заключительный этап росписи: Уборка . Украшение борта подноса.

Полюбуемся жостовскими подносами…

Проверим себя: Какой прием выявляет свет и объем? С какого этапа начинается роспись ? Какой поднос расписан жостовскими мастерами?

Задание: Придумайте интересную композицию подноса и распишите его травным узором с цветами.

«Цветы на жостовских подносах»

“Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких»

  1. Расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли художника в преобразовании этого мира.
  2. Углубление знаний учащихся о народном и декоративно-прикладном искусстве.
  3. Знакомство с искусством росписи жостовских подносов.
  • Обучающие:
  • Познакомить с историей появления жостовских подносов, раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.
  • Закрепить знания о красивых цветосочетаниях, о контрасте и нюансе.
  • Развивающие:
  • Развивать у учеников навыки кистевого письма, свободное владение кистью и гуашевыми красками при выполнении цветочной композиции.
  • Творческое развитие личности ребёнка, его воображения и фантазии. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
  • Воспитывающие:
  • Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость. Видеть и ценить труд художников, создающих неповторимые образцы жостовских подносов.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. Мультимедийная установка (ПК, проектор),магнитная доска
  2. Художественные материалы(бумага, гуашь, кисти, баночка для воды)
  3. Таблицы со схемами композиций и этапами росписи подносов.
  4. Заготовки макета подноса, покрытые черной краской (для учеников и учителя).
  5. Видео-фильм (фрагмент) “Жостово”
  6. Видеослайды «букеты жостово»
  7. Иллюстрация с изображением подносов.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка:( Русская народная песня – «Девка по саду ходила» Русская народная плясовая – «Камаринская»)

  1. Организационный момент-1минута
  2. Беседа об истории жостовского художественного промысла – 5 минут.
  3. Просмотр фрагмента фильма “Жостово” -1 минуты.
  4. Постановка художественной задачи – 3 минута
  5. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи – 5 минут.
  6. Практическое выполнение задания поэтапно за действием учителя – 20 минут.
  7. Подведение итогов и просмотр работ – 5 минут.

Учитель : Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста.

Проверить подготовку учеников к уроку, наличие материала на партах.

-Я хочу проверить все ли готовы к уроку. Сейчас на партах должны быть: белый лист бумаги, гуашь, кисти и баночка с водой.

Звучит русская народная мелодия. «Камаринская». Учитель открывает доску, на доске возникает зрительный ряд: четыре слова: чай, чаепитие, самовар, поднос; образцы жостовских подносов и таблицы с элементами росписи

Учитель : ребята, вы услышали русскую народную музыку и увидели на доске четыре слов : чай, чаепитие, самовар, поднос

-Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет.

Вопрос: Какая связь между этими словами?

Вопрос: Как вы думаете, что их связывает? Составьте логическую цепочку из этих слов. Дискуссия и обсуждение разных вариантов, предложенных детьми.

2.История развития жостовского подноса:

Учитель : ребята, а вы знаете, что чай – это заморский напиток. В Россию он попал в 1637 году в качестве подарка от Алтын-хана русскому царю. Чай начали пить сначала при царском дворе как лекарство и только в 1679 году был заключен первый договор о постоянных поставках чая в Россию. Он так полюбился русским людям, что вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Слайд. Учитель : Это картина Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918г. Прекрасный пример московского чаепития. Анализ картины. Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Складки темно-фиолетового с черными разводами платья и такой же чепец подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие краски розового лица. Солнечный летний день клонится к вечеру. По сине-зеленому небу плывут розовые облака.

Вопрос: Что вы видите у нее на столе?

- А на столе пышет жаром ведерный самовар. Аппетитно расставлены фрукты и сласти – сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь винограда, варенье, кренделя и булки в плетеной хлебнице.

Учитель : Своим появлением самовар обязан чаю. В 1778 году в Туле оружейник Федор Лисицын построил собственную мастерскую по изготовлению самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок.

Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который тоже стал непременным участником русского чаепития.

Слайд . Учитель : В начале 19 в. в деревне Жостово, возник промысел по производству расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вешняковыми. А писали на подносах в основном маленькие букетики цветов, т.к. это было не сложно.

Итак, тема нашего урока: «Цветы на жостовских подносах».

-Предлагаю посмотреть фильм о том, как создавались жостовские подносы. Смотрим и слушаем внимательно,будет интересно и полезно.

3.Просмотр видео-фильма (фрагмент ) “Жостово ”.

Слайд . Учитель : поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики.

Слайд . Учитель : Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым.

Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции:

Вопрос: как бы вы охарактеризовали эти композиции? Ответы детей.

- "Букет собранный","Букет в раскидку","Венок", «полувенок»"Ветка с угла".

Вопрос: Как вы думаете,какие по форме могут быть подносы? ? Ответы детей.

Слайд : форма подносов.

Композицию определяет форма подносов:

  • Круглые
  • Прямоугольные
  • Треугольные
  • Овальные
  • Фестончатые
  • Восьмиугольные
  • Гитарные.

По размерам подносы были очень большие – «скатертные», трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие « закусочные » - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Вопрос: Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы? Например от гжелевых цветов? От городецкой росписи?

Учитель : Конечно же особым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи.

Как вы видели из фильма, мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка.

Слайды: Этапы росписи жостовского подноса

Эти этапы имеют свое название:

  1. Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
  2. Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
  3. Прокладка. Уточняются многие детали.
  4. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
  5. Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
  6. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
  7. Уборка. Украшение борта подноса.

4.Постановка художественной задачи. Дети сами определяют задачи урока.

Учитель: Ребята, а давайте представим, что мы мастара росписи подносов. И скоро намечается жостовская ярмарка. И как хотелось бы подготовиться к этому. С пустыми руками нам мастерам, стыдно туда идти.

Вопрос: Что же нам делать? Ответы детей

Вопрос: для того, чтобы жостовские букеты не перепутали с другой росписью, что нам надо узнать? Ответы детей

Учитель: Итак, мы сегодня попробуем на заготовленных шаблонах написать фрагмент жостовского букета: один крупный цветок с листиками.

-Мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере жостовских мастеров. А на следующем уроке вы завершите работу по росписи подносов, выбрав композиционные схемы.

-Я буду показывать каждый этап на доске, а вы работайте у себя на подносе:

Показ на доске. Учитель берёт в руки кисть и показывает процесс рисования розы, ромашки. Итак, начнём с розы – королевы цветов. В жостовских подносах она всегда в центре.

6.Самостоятельная работа учащихся. Учащимся раздаются готовые шаблоны из черной бумаги, бумага для палитры и раздаточный материал с элементами росписи.

Учитель: Приступайте к работе, а я вам немного помогу.

Самостоятельная работа. Начинать сразу кистью. Учитель контролирует подбор красок для цветов, которые должны гармонировать с фоном подноса. Чтобы росписи детских рисунков были красивы и выразительны, учитель следит за ритмом декоративных элементов в круге и последовательностью работы над цветочной росписью.

Музыкальный фон: Русская народная песня - Девка по саду ходила

-индивидуальная работа с учащимися

7. Подведение итогов урока.

Вопросы.(дополнительные иллюстративные вопросы на слайдах)

  1. В чем особенности жостовской росписи?
  2. Назовите основные формы подносов.
  3. В каких еще народных промыслах используются цветочные композиции?

На следующем уроке учащиеся завершают работу по росписи подносов.,выбрав композиционные схемы: «букет собранный», «венок», «ветка с угла». Затем выполняется привязка – прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап – выполнение уборки, украшение края подноса.

-А сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось? Понравилось ли вам работать в жостовской манере? Что было легко, а в чем возникли трудности?

Оформляется выставка работ.

Задание на дом: Где еще в наше время можно использовать жостовскую роспись?( собрать иллюстративный материал)

Жостово.История,особенности росписи.презентация в 2 частях.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Презентация является наглядным материалом для уроков ИЗО начальной и средней школы Содержит информацию о истории возникновения промысла росписи подносов.О начальном производстве подносов на Урала,на заводах Демидова (можно так же рассказать о этом знаменитом фабриканте и меценате)

Представленны слайды росписи уральских подносов,отличающихся от Жостовских сюжетами росписи.

В презентации использованны слайды с подробным ,поэтапным изготовлением (технологией )подноса из металла и подготовка его под роспись.

И сама роспись подносов.С особенностями жостовской росписи,слайды с материалом о влиянии на промысел других художественных центров.

Так же презентация содержит фотографии старых и современных подносов.Использование жостовской росписи в декоре самых разных вещей и даже прстранств.

Презентация состоит из 2х частей и может быть использованна на нескольких уроках.

ВложениеРазмер
zhostovo_-1_chast.pptx 1.46 МБ
zhostovo_-_2_chast.pptx 2.86 МБ

ИСТОРИЯ. ТЕХНИКА РОСПИСИ. Особенности росписи . 1часть ЖОСТОВО

История промысла росписи подносов. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв . на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх- Нейвинск ), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове , Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Уральские подносы. Нижний Тагил.

История развития промысла. . Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине

Технология изготовления подноса .

Ковка подноса и обработка края подноса. Форма кованого подноса создается ручной ковкой по старинной кустарной традиции, при этом ее конфигурация и размер зависят от творческого варьирования коваля.

Подготовка под роспись . Отжиг , обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки . Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции.

Презентация учителя ИЗО ГБОУ СОШ №1291 г.Москвы Бабенко Н,В.

ИСТОРИЯ. ТЕХНИКА РОСПИСИ. Особенности росписи . 2 часть ЖОСТОВО

Художественная роспись . Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска . В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: « Букет собраный », «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли . Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В жостовской росписи цветы как будто оживают. И спользуется многослойное письмо.

Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка , прокладка , Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой , второй – выправкой.

бликовка , чертежка , посадка семенцов и привязка.

Декор предметов в технике жостовской росписи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как найти часть от целого и целое по его части"

Мультимедийная разработка урока к учебнику "Математика 6 кл." А.А. Зубарева, А.Г. Мордкович.Урок изучения нового материала, все этапы урока отражены в презентации. Объяснение материала и решение.


Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила.


Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". .


"Нахождение части от целого и целого по его части"

урок закрепления, 6 класс.

Урок презентация в 5 классе по теме: "Задачи на нахождение части от числа и числа по его части".

В презентацию включены задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Задачи даются парами, чтобы дети могли научиться отпределять к какому типу отнети задачу. Представлены различные способ.

"Формула длины окружности. Урок-практикум." (часть 1, часть 2, часть 3)

Презентация разбита на три части из-за невозможности сжать её до необходимого размера.

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С .

Презентация к уроку ИЗО "Жостово. Роспись по металлу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класса по программе Б.М. Неменского ФГОС. Познакомить учащихся с промыслом Жостово.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО "Жостово. Роспись по металлу"»

А) Хохлома Б) Гжель В) Городец Г) Жостово Кто знает название этого промысла? Учитель ИЗО МБОУ СОШ №34 г.Бийск Грудачева Марина Сергеевна

Кто знает название этого промысла?

МБОУ СОШ №34 г.Бийск

Грудачева Марина Сергеевна

Ответы на этот вопрос следует искать в начале 19 века. В это время на Руси получил широкое распространение заморский напиток – чай. Возник целый ритуал – чаепитие. Непременным участником чаепития стали подносы.

Ответы на этот вопрос следует искать в начале 19 века. В это время на Руси получил широкое распространение заморский напиток – чай. Возник целый ритуал – чаепитие. Непременным участником чаепития стали подносы.

Жостовские подносы с букетами цветов на красном или черном фоне, расположенными в центре подноса и обрамленными по борту мелким золотистым узором, известны во всем мире.

Жостовские подносы с букетами цветов на красном или черном фоне, расположенными в центре подноса и обрамленными по борту мелким золотистым узором, известны во всем мире.


Промысел зародился в 1825 году в деревне Жостово (Мытищинский район, Московская область).

Промысел зародился в 1825 году в деревне Жостово (Мытищинский район, Московская область).


Первый стол-верстак, за которым работали мастера, во внутрь стола убирались инструменты для изготовления подносов! С помощью молотков и металлических шаблонов разной формы - вырезали и выбивали по форме и размерам, вручную, подносы. Одни из первых подносов. Слева, самый маленький по размеру - оранжевый с цветами и ручками - поднос, самый старинный из всех представленных на этой стене. Первый стол-верстак

Первый стол-верстак, за которым работали мастера, во внутрь стола убирались инструменты для изготовления подносов! С помощью молотков и металлических шаблонов разной формы - вырезали и выбивали по форме и размерам, вручную, подносы. Одни из первых подносов. Слева, самый маленький по размеру - оранжевый с цветами и ручками - поднос, самый старинный из всех представленных на этой стене.

Орнаментальный узор наносится «твореным» золотом (золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром, используя беличьи кисточки.

Орнаментальный узор наносится «твореным» золотом (золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.

Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром, используя беличьи кисточки.

Роспись выполняется в несколько приемов. Еще в процессе грунтовки металлической заготовки выбирается цвет для фона — чаще всего черный , но он может быть также белым, синим, красным или бирюзовым .

Роспись выполняется в несколько приемов. Еще в процессе грунтовки металлической заготовки выбирается цвет для фона — чаще всего черный ,

но он может быть также

белым, синим, красным или бирюзовым .

Первый этап письма называется замалевкой. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.

Первый этап письма называется замалевкой. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.


Затем приступаем ко второму этапу. Он называется выправкой. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. Линейка используется для того, чтобы не испортить и не смазать рисунок.

Затем приступаем ко второму этапу. Он называется выправкой. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.

Читайте также: