Качественные реакции на ионы металлов

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
opredelenie_ionov._kachestvennye_reaktsii.doc 51 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Зеленоватый осадок, который с течением времени буреет

Осадок бурого цвета

при избытке щелочи растворяется

Белый желеобразный осадок, который при избытке ОН -

в желто-зеленый цвет

в кирпично-красный цвет

в фиолетовый цвет

(через кобальтовое стекло)

Выделение SО 2 – газа с резким запахом, обесцвечиващим раствор фуксина

и фиолетовых чернил

Выделение газа без запаха, вызывающего помутнение известковой воды

H 2 SO 4(конц) и Cu

Выделение бурого газа

Валентность некоторых химических элементов

Элементы I группы- Н, Na, Lі, К, Rb, Сu,Ag,Au

Галогены в солях, элементы VII а группы – F, Cl, Br, I ,Аt;

Исключение – Hg из II группы

Элементы II группы – Ве, Мg, Ca, Sr ,Вa

Fe,Co,Ni – VIII б группа

Кислород – О – исключение из VI группы;

Медь- Сu – из I б группы

Элементы III группы – B, Al, Ga,In,Tl;

Элементы IV группы –C, Si, Sn,Pb

Элементы V группы – N,P,Аs,Вi

Элементы VI а группы- S, Se, Te

Элементы VI б группы – Cr,Mo,W

Элементы VII а группы в оксидах, кроме фтора – Сl ,Br, I, At

Элементы VIII б группы –Ru,Os,Ir

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Качественные реакции на ионы (таблицы)

Документ содержит две таблицы "Качественные реакции на катионы" и "Качественные реакции на анионы" и может использоваться как справочный материал в лабораторном практикуме по решению качественных зада.


Качественные реакции на ионы 9 класс

Качественные реакции на ионы 9 класс.


Практическая работа № 3. По теме: «Качественные реакции на ионы»

Цель работы: проведение качественных реакций на ионы; Задачи работы:Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;На основе теории электролитической диссоциации научиться сос.


Качественные реакции на ионы железа

В данном материале представлены конспект урока и презентация по теме: "Качественные реакции на ионы железа".


Технологическая карта урока химии "Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+"

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели урока:Образователная: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(II) и железа (III), качественных реакциях на ионы Fe2+и.


Практическое исследование "Качественные реакции на ионы железа Fe 2+ b Fe 3+"
Урок-практикум "Качественные реакции на ионы металлов"

Практическая работа направлена на формирование и совершенствование умений распознавать вещества на основе знаний качественных реакций на ионы металлов в растворе.

Качественные реакции на ионы (таблицы)
методическая разработка по химии (9,11 класс) по теме

Документ содержит две таблицы "Качественные реакции на катионы" и "Качественные реакции на анионы" и может использоваться как справочный материал в лабораторном практикуме по решению качественных задач в 9 и 11 классах

ВложениеРазмер
kartochka_kachestvennye_reakcii.doc 45 КБ

Качественные реакции на катионы.

Реагент или воздействие

КИУ реакции на катион

Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус покраснеют, метиловый оранжевый—порозовеет.

Окраска пламени становится равномерно желтой.

Окраска пламени становится равномерно фиолетовой.

Раствор с анионом Cl-

Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету.

Раствор щелочи при нагревании

Запах аммиака. Влажная индикаторная бумага дает изменение как на ион ОН -

NH 4 + +OH - = NH 3 ↑+H 2 O

В голубом или синем растворе соли выпадает осадок синего цвета.

Cu 2+ +2OH - = Cu(OH) 2 ↓

2) раствор с анионом SO4 2-

1) Окраска пламени становится равномерно желто-зеленой;

2) выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется.

1)Не записываем; 2)Ba 2+ +SO 4 2- = BaSO4↓

Красная кровяная соль K 3 (Fe(CN) 6 )

Выпадение темно-синего осадка.

K + +Fe 2+ +(Fe(CN) 6 ) 3- =

Окраска пламени становится равномерно кирпично-красной.

1) Желтая кровяная соль K 4 (Fe(CN) 6 ); 2) роданид-ион SCN - ;3) раствор щелочи

1) Выпадение синего осадка; 2) кроваво-красное окрашивание раствора; 3) выпадение бурого осадка.

1)K + +Fe 3+ +(Fe(CN) 6 4- =

3)Fe 3+ +3OH - = Fe(OH) 3 ↓

Качественные реакции на анионы.

Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус посинеют, метиловый оранжевый—пожелтеет.

Раствор с катионом Ag +

Выпадение светло-желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету.

Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету.

Раствор с катионом Pb 2+

Выпадение черного осадка.

Раствор с катионом Ba 2+

Выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется.

SO 4 2- +Ba 2+ = BaSO 4 ↓

Раствор с катионом H +

Выделяется газ, имеющий запах жженой спички.

SO 3 2- +2H + = H 2 O+SO 2 ↑

Раствор с катионом Ca 2+

Выпадает белый осадок, который в кислотах растворяется с выделением газа без цвета и запаха.

CO 3 2- +Ca 2+ = CaCO 3 ↓

Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте.

PO 4 3- +3Ag + = Ag 3 PO 4 ↓


Качественные реакции.Определение ионов.

Конспект учебного занятия. Качественные реакции на ионы металлов и кислотных остатков
план-конспект урока по химии (9 класс)

Методическая разработка урока посвящена проблеме формирования у обучающихся практических умений и навыков по решению экспериментальных задач на распознавание неорганических веществ, определению ионов в растворе. В ходе урока обучающиеся совершенствуют практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ, учатся анализировать, описывать и объяснять наблюдаемые явления. Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков, урок практикум Цель урока: Создать условия для теоретического закрепления знаний и практического применения умений и навыков на примере проведения качественных реакций на ионы металлов и кислотных остатков. Задачи урока: 1. Закрепить пройденный материал по темам «Электролитическая диссоциация» и «Реакции ионного обмена». 2. Продолжить обучение работе в командах. 3. Продолжить обучение проведению лабораторных опытов учащимися. 4. Проверить знания учащихся по изученным темам. Формы и методы, применяемые на уроке: практическая деятельность, проблемно - поисковые методы, демонстрация опытов, работа в группах, методические приемы: «Мозговой штурм», «Познавательный тупик», «Кластер», рефлексия

ВложениеРазмер
konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx 68.63 КБ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Новониколаевки

Асиновского района Томской области

Конспект учебного занятия

Качественные реакции на ионы металлов и кислотных остатков

Целевая группа: обучающиеся 8 класса

Барминская Вера Анатольевна

учитель химии первой

Учитель: Барминская Вера Анатольевна

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков,

Создать условия для теоретического закрепления знаний и практического применения умений и навыков на примере проведения качественных реакций на ионы металлов и кислотных остатков.

  1. Закрепить пройденный материал по темам «Электролитическая диссоциация» и «Реакции ионного обмена».
  2. Продолжить обучение работе в командах.
  3. Продолжить обучение проведению лабораторных опытов учащимися.
  4. Проверить знания учащихся по изученным темам.

Формы и методы, применяемые на уроке: практическая деятельность, проблемно - поисковые методы, демонстрация опытов, работа в группах, методические приемы: «Мозговой штурм», «Познавательный тупик», «Кластер», рефлексия

Оборудование и реактивы:

мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, рефлексивные карты, демонстрационное оборудование, инструкции ТБ, этикетки от минеральных вод.

Планируемые результаты: урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

  1. Личностные УУД: научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни;
  2. Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения
  3. Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
  1. Коммуникативные УУД : участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Постановка проблемного вопроса

Проверка знаний («мозговой штурм»)

Основная часть урока: демонстрация опытов, экспериментально- исследовательская часть, теоретическая часть

Закрепление и применение знаний

Объяснение домашнего задания

Здравствуйте ребята. На прошлом уроке я вас попросила принести на урок этикетки от бутылок с минеральной водой.

Химический состав минеральной воды представляет собой, в первую очередь, разнообразные комбинации из шести основных компонентов: натрий (Na), кальций (Са), магний (Мg), хлор (Сl), сульфат (SO4) и гидрокарбонат (НСО3). Как называются эти частицы?

Ответы детей … Ионы…

На предыдущих уроках мы изучили теорию электролитической диссоциации, реакции ионного обмена. При сливании одних растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет. Почему? По каким признакам можно судить о протекании реакций?

А как вы думаете, как можно проверить, а действительно ли в минеральной воде содержатся данные ионы ? (Приём «Познавательный тупик»)

Я принимаю ваши предположения. Давайте пока отложим этикетки, мы к ним еще вернемся и сформулируем наш вопрос: Как можно экспериментально определить состав вещества?

Прежде, чем перейти к решению нашего вопроса, давайте настроимся на «рабочий лад» («мозговой штурм»)

Предлагаю вам «блиц - опрос»: Ребята, вам необходимо закончить предложение (По цепочке на местах учащиеся заканчивают предложение, которое зачитывает учитель, вопросы дублируются на слайде).
1. Положительно заряженный электрод - …(анод).
2. Отрицательно заряженный электрод - …(катод).
3. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
4. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
5. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
6. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
7. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

8. Реакции, протекающие между растворами электролитов, называются…. (реакциями ионного обмена)

9. Реакции ионного обмена протекают до конца, если… (образуется осадок, газ или малодиссоциируемое вещество, например вода)

10. Кислоты распадаются при электролитической диссоциации на ( +ионы водорода и - ионы кислотного остатка)

11.Растворимые основания распадаются при электролитической диссоциации на ( +ионы металла и - гидроксид ионы)

12. Соли распадаются при электролитической диссоциации на ( +ионы металла и -ионы кислотного остатка)

Теперь, я думаю, можно приступить к решению проблемного вопроса нашего урока. И начнем мы с просмотра демонстрации опытов.

Демонстрация опытов учителем:

К растворам хлорида меди II и сульфата меди II приливаю раствор щелочи гидроксида натрия. Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH) 2

и в том и другом случае

На слайде уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде

Какой вывод можно сделать, проанализировав состав двух солей и продукта реакций?

А сейчас ребята, вам самим предстоит провести лабораторные опыты.

Экспериментальная часть. Учащиеся проводят лабораторные опыты

Повторение правил техники безопасности. Мы должны работать согласно ТБ, соблюдая все правила обращения с химическим оборудованием и химическими реактивами, в том числе с кислотами и со щелочами.

Вариант первый: В двух пробирках находятся растворы хлорида бария и гидроксида бария, добавьте в обе пробирки раствор серной кислоты. Что наблюдаете, запишите уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Сделайте вывод.

Вариант второй: В двух пробирках находятся растворы карбоната натрия и карбоната кальция (кусочек мела), добавьте в обе пробирки раствор соляной кислоты. Что наблюдаете, запишите уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Сделайте вывод.

Проанализируем демонстрационный опыт и опыты, проведенные вами. Какой вывод мы сделаем?

Учитель анализирует ответы детей и объясняет понятие качественных реакций, знакомит с таблицей (приложение 1)

Качественными называют реакции, которые позволяют отличить одни вещества от других, узнать качественный состав неизвестных веществ.

Качественные реакции - это легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается появление или исчезновение окрашивания, выделение или растворение осадка, образование газа и др..

Для определения катионов и анионов есть таблицы, качественные реакции на многие ионы из этой таблицы мы уже знаем, с некоторыми нам еще предстоит познакомиться.

Основные качественные реакции на катионы и анионы представлены в таблице в файлах у вас на столах и на стенде нашего кабинета.

Определить наличие в растворе таких ионов как Li + , Na +, К + , Са 2+ , Sr 2+ с помощью химического взаимодействия невозможно, так как эти ионы не могут быть связаны в растворе с образованием нерастворимого вещества.

Определить наличие в растворе катионов можно как с помощью химических реакций, так по окраски пламени. Катионы некоторых металлов при внесении их солей в пламя окрашивают пламя в определенный цвет.(Демонстрация видео опытов)

Некоторые ионы можно определить двумя способами и по химическому взаимодействию, и по цвету пламени. Например, ионы Ba 2+ окрашивают пламя в желто-зеленый цвет, но также ионы Ba 2+ вступают в реакцию с анионами SO 4 2- с образованием сульфата бария BaSO 4, осадка белого цвета.

Вывод: Реакции, используемые для распознавания различных веществ, называют качественными. Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию, называется реактивом на определяемое вещество.

Выступление подготовленного ученика о применении качественных реакций (2 минуты)

Закрепление, применение знаний

Творческое задание: Каждый человек знает, и я думаю, любит сказки в любом возрасте. Я предлагаю вам применить полученные знания при решении следующих задач.

Вариант первый: Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl 2 в нерастворимый известняк CaCO 3 . Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na 2 CO 3 , HCl, H 2 SO 4 , Zn(NO 3 ) 2.

Составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции

Вариант второй: Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH) 2 HCl, CuSO 4 , Ba(NO 3 ) 2 . Составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции

Подведем итог урока: На слайде текст, ученики читают, вставляя пропущенные слова

Для определения присутствия веществ и ионов используются ____________( качественные реакции) . Качественная реакция – это __________________________ (химическое превращение), сопровождающееся ___________________ (характерными) признаками - ________________ (аналитическим) сигналом. Эти реакции широко используются при проведении качественного анализа, целью которого является определение наличия веществ или ионов в растворах или смесях. Качественный анализ – совокупность химических и физических методов, применяемых для обнаружения веществ и ионов. Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию, называется ________________________________ (реактивом на определяемое вещество) . В качественном анализе используют легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается изменение ___________ (окраски) , выпадение ___________ (осадка) . выделение _____________ ( газа) .

После беседы учитель предлагает учащимся заполнить схему, используя понятия: Качественная реакция, аналитический сигнал, образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета

4.1.4. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Вы работаете в лаборатории и решили провести какой-либо эксперимент. Для этого вы открыли шкаф с реактивами и неожиданно увидели на одной из полок следующую картину. У двух баночек с реактивами отклеились этикетки, которые благополучно остались лежать неподалеку. При этом установить точно какой банке соответствует какая этикетка уже невозможно, а внешние признаки веществ, по которым их можно было бы различить, одинаковы.

В таком случае проблема может быть решена с использованием, так называемых, качественных реакций.

Качественными реакциями называют такие реакции, которые позволяют отличить одни вещества от других, а также узнать качественный состав неизвестных веществ.

Например, известно, что катионы некоторых металлов при внесении их солей в пламя горелки окрашивают его в определенный цвет:

цвет пламени ионы металлов

Данный метод может сработать только в том случае, если различаемые вещества по разному меняют цвет пламени, или же одно из них не меняет цвет вовсе.

Но, допустим, как назло, вам определяемые вещества цвет пламени не окрашивают, или окрашивают его в один и тот же цвет.

В этих случаях придется отличать вещества с применением других реагентов.

В каком случае мы можем отличить одно вещество от другого с помощью какого-либо реагента?

Возможны два варианта:

  • Одно вещество реагирует с добавленным реагентом, а второе нет. При этом обязательно, должно быть ясно видно, что реакция одного из исходных веществ с добавленным реагентом действительно прошла, то есть наблюдается какой-либо ее внешний признак — выпадал осадок, выделился газ, произошло изменение цвета и т.п.

Например, нельзя отличить воду от раствора гидроксида натрия с помощью соляной кислоты, не смотря на то, что щелочи с кислотами прекрасно реагируют:

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Связано это с отсутствием каких-либо внешних признаков реакции. Прозрачный бесцветный раствор соляной кислоты при смешении с бесцветным раствором гидроксида образует такой же прозрачный раствор:

Но зато, можно воду от водного раствора щелочи можно различить, например, с помощью раствора хлорида магния – в данной реакции выпадает белый осадок:

2) также вещества можно отличить друг от друга, если они оба реагируют с добавляемым реагентом, но делают это по-разному.

Например, различить раствор карбоната натрия от раствора нитрата серебра можно с помощью раствора соляной кислоты.

с карбонатом натрия соляная кислота реагирует с выделением бесцветного газа без запаха — углекислого газа (СО2):

а с нитратом серебра с образованием белого творожистого осадка AgCl

Ниже в таблицах представлены различные варианты обнаружения конкретных ионов:

Качественные реакции на катионы

Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:

1) Выпадение осадка голубого цвета:

2) Выпадение осадка черного цвета:

Выпадение осадка черного цвета:

Выпадение белого осадка, не растворимого в HNO3, но растворимого в аммиаке NH3·H2O:

2) Гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль) K3[Fe(CN)6]

1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:

2) Выпадение синего осадка (турнбулева синь):

2) Гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K4[Fe(CN)6]

3) Роданид-ион SCN −

1) Выпадение осадка бурого цвета:

2) Выпадение синего осадка (берлинская лазурь):

3) Появление интенсивно-красного (кроваво-красного) окрашивания:

Fe 3+ + 3SCN − = Fe(SCN)3

Выпадение белого осадка гидроксида алюминия при приливании небольшого количества щелочи:

и его растворение при дальнейшем приливании:

Выделение газа с резким запахом:

Посинение влажной лакмусовой бумажки

Качественные реакции на анионы

1) Образование раствора синего цвета, содержащего ионы Cu 2+ , выделение газа бурого цвета (NO2)

2) Возникновение окраски сульфата нитрозо-железа (II) [Fe(H2O)5NO] 2+ . Окраска от фиолетовой до коричневой (реакция «бурого кольца»)

Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде:

Выпадение желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCl:

Выпадение черного осадка:

1) Выпадение белого осадка, растворимого в кислотах:

2) Выделение бесцветного газа («вскипание»), вызывающее помутнение известковой воды:

Выпадение белого осадка и его растворение при дальнейшем пропускании CO2:

Выделение газа SO2 с характерным резким запахом (SO2):

Выпадение белого осадка:

Выпадение белого творожистого осадка, не растворимого в HNO3, но растворимого в NH3·H2O(конц.):

Читайте также: