Как делать статуэтки из металла

Обновлено: 21.09.2024

Очень часто мои заказчики и покупатели спрашивают, «Как же все же делают фигурки из бронзы?» и постоянно приходится рассказывать процесс заново. Решил создать ..этакую шпаргалку :) . мастер-классом вроде и не назовешь её. Описать решил максимально простым языком без специальной терминологии. Думаю так будет проще и понятнее не создаст дополнительных вопросов. Хочу еще сказать, что сам я не литейщик, я только создаю мастер-модели, снимаю с них формы, делаю восковки и их уже везу в литейную мастерскую. А потом готовые отливки довожу до ума. Обработка очень важная часть финального процесса.

Но во всех стадиях литья принимал не однократное участие и потому знаком со всеми стадиями процесса. Работа это не легкая и требует аккуратности и дотошности..мелочей нет. Схалтуришь на одном каком то этапе и работа всей команды будет загублена.

Литейное дело - одно из самых древних в мире ремесел, трудоемкая и сложная работа, требующая внимания и аккуратности на каждом этапе подготовки и литья. От Мастер-модели до финальной отливки в бронзе. Но результат стоит затраченных усилий. Литые изделия отличаются изысканным внешним видом. С годами на поверхности изделий из бронзы, латуни покрывается оксидной пленкой - это придаёт внешнему виду изделий антикварный вид. С годами изделия из бронзы как благородное вино растут в цене покрываясь налетом старины.
Довольно высокая цена на изделия выполненных методом художественного литья по выставляемым моделям, обусловлена большим количеством операций выполненными вручную, а так же дорогостоящими расходными материалами (ювелирный воск, формомасса, сплавы, а так же расходники для последующей обработки готовых изделий).
Коротко процесс создания бронзовой фигурки можно описать по операциям.
1. Изготовление мастер-модели для литья. Модель может быть из разных материалов: пластилин, воск, дерево, пластики, металл, гипс и т.д.

Несколько примеров моих мастер-моделей изготовленных из разных пластиков:

Художественное литье бронзы по выплавляемым моделям, фото № 1

Художественное литье бронзы по выплавляемым моделям, фото № 2

Художественное литье бронзы по выплавляемым моделям, фото № 3

будущие шахматные фигурки:

Художественное литье бронзы по выплавляемым моделям, фото № 4

фигурка сноубордист "Карвер"

Художественное литье бронзы по выплавляемым моделям, фото № 5


Мы в своем технологическом процессе чаще создаем мастер-модели из полимерных скульптурных пластиков. Скульптор-миниатюрист создает модель вручную. Сложные модели иногда приходится делать разборными и многосоставными. На модель крепят литниковую систему продумывая как будет течь металл и как затем удалить литники без ущерба для будущей фигурки.

2. С мастер-модели снимается силиконовая (резиновая) форма из специальной резины. Изготавливается так называемая матрица, по которой затем будет получена восковая копия модели (восковка). С литниками для последующего литья.

Художественное литье бронзы по выплавляемым моделям, фото № 6


Форму разрезают особым способом, что бы можно было получить качественную восковку.

Художественное литье бронзы по выплавляемым моделям, фото № 7


3. После изготовление резиновой формы в неё под давлением впрыскивается горячий воск. Затем, когда воск остыл матрицу разбирают и достают восковую копию модели. Её нужно проверить на наличие дефектов., обработать снять восковый облой, если он есть, просмотреть(просветить восковки) нет ли пузырьков в восковке иначе на отливке из металла будут полости и раковины. Если нужно восковка затем проходит стадию полировки. В час в среднем с одной резиновой формы можно получить 4-5 восковок в зависимости от размера и сложности.

Восковки с литниковой системой:

Художественное литье бронзы по выплавляемым моделям, фото № 8


4. Восковки готовы теперь предстоит спаять елку из наших восковых фигурок. Примерно под углом 45 градусов фигурки одна за другой крепятся к основному более толстому литнику. Постепенно обрастя фигурками вырастает нечто напоминающее ёлку.
5. Затем подготовленная ёлка ставится в резиновую опору и помещается в металлическую опоку. Сверху заливается формомассой (специальный гипсовый состав), Опока ставится под вакуум для удаления пузырьков из формомассы. Если этого не сделать фигурка вся будет покрыта мелкими бусинками металла. Формомасса затвердела.
6. Следующий этап вытапливаем восковые модели и затем постепенно прокаливаем получившиеся керамические формы в специальных прокалочных печах до нужной температуры. Формы должны выдерживать температуру расплавленных сплавов около 1300 градусов.
Около суток формы доводятся до нужной температуры, плавно поднимаясь до нужной температуры и затем так же плавно остывают.
7. Затем в подготовленные формы, выстоявшиеся и доведенные до требуемой температуры заливается расплавленный сплав и ставится под вакуум. Так как форма гигроскопична, металл притягивается к стенкам формы. За счет чего получается качественная поверхность отливки. Процесс подготовки форм и литья беспрерывно продолжается несколько дней. Тираж нельзя прервать и остановить всю тепловую цепочку процесса. Для этого литейщикам приходится работать в несколько смен, для контроля всего цикла литья.
8. После заливки форм их охлаждают и разрушают.
Отлитые ёлочки с фигурками разрезают специальными кусачками срезая фигурки с центрального литника.
Затем наступает очередь непосредственной обработки будущих фигурок. Фигурки размывают и очищают от остатков застывшей формомассы. Затем могут быть подвергнуты к отмачиванию в специальных растворах для удаления накала на фигурках.
9. Затем наступает очередь механической обработке. С фигурок удаляю литники, стачивая их бормашинами и полируют места крепления литников к фигурке. Далее фигурки обрабатывают мягкими латунными щетками на станках, снимая остатки окалины, полируют со специальными пастами муслиновыми кругами (тряпочные круги различной плотности с пропитками) После полировки фигурки она может проходить процесс ускоренного старения (чернения) для придания металлу антикварного вида. После обработки кислотами и специальными составами фигурки опять подвергают полировке мягкими муслиновыми кругами и растирают тканью выравнивая общий тон фигурки

Вот собственно финал нашей работы, долгожданные фигурки из металла :)

Художественное литье бронзы по выплавляемым моделям, фото № 9

Кладоискатели, слева без чернения только полировка с карцеванием..справа чернение и дополнительная полировка.

Художественное литье бронзы по выплавляемым моделям, фото № 10

Шахматная фигурка, Королева бордеров. Бронза, гальваническое покрытие меднение

Мастер-классы по теме Работа с металлом

Сегодня я хочу представить этапы своей работы над браслетом. Это заглавная вещь моей коллекции 2015 года, «Тропы».

Хочу рассказать вам простой и безопасный способ травления меди в домашних условиях. В некоторых мастер-классах уже упоминался этод метод, но должного внимания не получил.

Сегодня будем работать в технике metalsmith, то есть из базовых форм — листового металла и проволоки путем пайки, выпиловки и чеканки создадим брошь.

Сегодня хочу продемонстрировать подробный процесс изготовления рюмок на бронзовых вставках «Адам и Ева» от и до. Для начала делается восковка.

Таки, снова здравствуйте! Решил все-таки поучаствовать в конкурсе мастер-классов «Волшебное преображение» со своими железяками.

Я подготовила мастер-класс для тех, кто только знакомится с медью, не знает с чего начать, а работы мастеров кажутся чем-то совершенно непостижимым.

Сегодня я хочу вам показать процесс создания моих любимых сережек Royal Elegance. Необходимые материалы и инструменты: швензы, серебро 925 пробы;…

В этом мастер-классе я покажу, как можно получить различные текстуры на меди при помощи обычного молотка.

Насмотревшись на мастер-классы замечательных мастериц на Яме и набравшись вдохновения, решил поделиться своим опытом создания "скульптурных миниатюр"…

Данный мастер-класс написан, чтобы узнать - насколько интересен публике процесс гальванического напыления металла.

Это один из множества способов сделать на медных украшениях оригинальный рельеф, текстуру. Медь - очень мягкий металл, поэтому хорошо поддается обработке.

Здравствуйте! Меня зовут Виктория Курашева, я из Омска. Недавно стала искать на ЯМ мастер-класс по гальванопластике и ничего толком не нашла.

Для такого кулона понадибится:- ювелирный лобзик и тонкие пилки- анка с пунзелами (если делать выгнутый кулон, если плоский, то не нужно)- надфили- бормашинка с насадками для полировки.

Я хочу немного рассказать об азах ювелирного дела на примере создания двух колечек :) Оба они будут с текстурой — одно с текстурой листа, другое стилизовано под камень.

Добрый день. :) Продолжаю знакомить новичков и всех любопытствующих с техникой wire wrap (плетение из проволоки).

Время и сложность: я написала 1 день, но на самом деле делала 3 дня по несколько часов. Это при условии, что есть опыт.

Этот мастер-класс создавался специально для новичков в wire wrap. И для тех, кто про эту технику слыхом не слыхивал, но чей мозг постоянно ищет новых знаний, а руки тянутся к новым материалам.

Замечательная и веселая пара Юлия и Андрей сделали вот такие колечки себе к свадьбе)Все началось с плавки золота.

Давно хотела сделать мастер-класс, который отразил бы весь ювелирный процесс с самого начала. А с чего начинаются все украшения в моей мастерской?

У меня уже началась подготовка к Новому году! :) Хотя эта подкова родилась случайно, по просьбе Татьяны Нестеренко, замечательного мастера валяния и…

Кто не боится насекомых? Сегодня я покажу, что паучки бывают очень симпатичными, и научу паять простую брошку в технике тиффани с использованием проволоки.

Итак, разрешите представить, культовая машинка Jaguar XJS V12, да не одна, а с прицепом-дачей-кухней!

Полтора года прошло с моей последней публикации мастер-класса. Срок достаточный, чтобы вам не надоесть :) Это колье я кручу, верчу и перекручиваю у себя в голове уже несколько лет.

В этом мастер-классе я расскажу об очень простом и быстром способе патинирования металлов при помощи черной (индийской) вулканической соли.

Назову-ка я лучше данную публикацию "пошаговым повествованием" по созданию подарка, который не стыдно подарить из материалов, которые стыдно показать!

Итак, продолжаем разбираться в гальванопластике. Мы уже собрали установку тут и приготовили электролит здесь.

Доброго времени суток, друзья! Не так давно, впервые в жизни подержал в руках настоящую скрипку. Она такая приятненькая.

Всем привет, дорогие друзья.В сегодняшнем мастер классе я покажу вам как можно использовать оружие в мирных целях и создавать из него красоту.

  • Российский рубль
  • Украинская гривна
  • Br Белорусский рубль
  • Казахский тенге
  • $ Доллар США
  • € Евро
  • AU $ Австралийский доллар
  • CA $ Канадский доллар
  • Китайский юань
  • DK kr Датская крона
  • ¥ Японская иена
  • NKr Норвежская крона
  • S $ Сингапурский доллар
  • kr Шведская крона
  • Fr Швейцарский франк
  • £ Фунт стерлингов
  • Турецкая лира

Изготовление изделий из металла своими руками

Вешалка в дом

Украсить интерьер жилища или загородного дома можно не только покупными аксессуарами, но и металлическими изделиями, которые изготовлены собственноручно. Это под силу каждому, поскольку потребуется минимальный набор знаний и инструментов. Такие вещи способны украсить любой интерьер.

Задумываясь о создании таких предметов, каждый имеет возможность выбрать для себя технологию производства, ориентируясь на свои знания и опыт. В каждом случае подобранная техника будет предполагать определенные затраты, необходимые для изготовления или приобретения специального оборудования. В силах каждого произвести массу различных изделий из металла, украсить с их помощью помещение или сад. Это могут быть различные декоративные элементы или кованые мостики, а также поделки или предметы мебели.

Технология изготовления

Изготовление изделий из металла сегодня весьма популярный вид заработка. Металлические предметы, созданные своими руками, способны сделать любые конструкции более привлекательными. К ним могу относиться:

  • карнизы;
  • скамейки;
  • предметы мебели.

Причем мастер может выбирать стиль по своему желанию, обращая особое внимание на то, чтобы выполняемая вещь в любом помещении смотрелась гармонично. В торговых точках изделия из металла выставляются по довольно высоким расценкам, ввиду того, что они изготовлены ручным способом. Впрочем, при желании становится возможным освоить науку создания таких предметов своими силами. Изделия из металла, во-первых, весьма ценятся на определенных рынках, а во-вторых, можно будет сэкономить приличные суммы. Единственные возникающие затраты могут быть связаны с приобретением материалов.

Мангал для дома

Для производства стальных деталей и узоров можно подобрать любую приглянувшуюся технику выполнения. Довольно популярными среди них являются:

После того как будут подготовлены: чертеж или схема изделия, необходимые материалы, мастер будет готов к осуществлению замысла создания красивого и необычного изделия.

Металл представляет собой тот материал, на основе которого становится возможным создание целой композиции всевозможных поделок для дома или сада. По этой причине разработано множество методов, позволяющих создавать в домашних условиях весьма оригинальные вещи.

Методы создания металлических изделий

  1. Литье. Суть представленной техники заключается в том, что жидкий сплав наполняет специальную форму. Застывая, материал превращается в сверхпрочную и красивую вещь или предмет.
  2. Ковка. Этот способ базируется на воздействии на заранее подготовленную заготовку различными способами: молотком, температурой, прессом и прочими приемами деформации.
  3. Гнутье. Эта техника во многом идентична ковке, только в ее основе лежит сваривание и склепывание элементов конструкции.
  4. Дифовка. Для такого метода характерно применение в работе молотка, с помощью которого тонким железным листам придают необходимую форму.
  5. Резание и штамповка. Применяя эту технику, можно без каких-либо особых усилий трансформировать форму заготовки, а также делать отверстия.
  6. Филигрань. Представленный метод подразумевает применение в качестве сырья гладкой или литой проволоки, из которой изделие выполняется путем спаивания загнутых составляющих узора.
  7. Чеканка. Этот метод обработки характеризуется простотой воплощения, а его суть состоит в размещении на заготовку особого инструмента, на который нужно воздействовать молотком. Таким образом, изменяется форма изделия.

Как сделать чертеж

Существует несколько способов, позволяющих изготовить чертеж для металлических изделий. Его можно создать самостоятельно или с помощью специальных компьютерных программ.

При помощи чертежа можно заранее определить, какое количество материала потребуется для изготовления вещей. Прежде всего, без него не обойтись при изготовлении крупных предметов, к примеру, решетки или ворот. Располагая готовым эскизом, мастеру будет легче определить еще до начала работ гармоничность присутствия полученного изделия в выбранном месте.

Изготовление простых предметов из металла

Необходимые инструменты для работы

В качестве основы для создания металлической шкатулки может подойти обыкновенная жестяная банка. Для изготовления шкатулки понадобятся следующие приборы и вещи:

  • Наждачная бумага.
  • Ножницы.
  • Линейка.
  • карандаш и ручка.
  • Твердая основа, которая будет применяться в качестве рабочей плоскости.
  • Бумага, которая послужит основанием для создания чертежа.

Процесс изготовления шкатулки начинается с очистки внешней стороны банки от краски и этикеток, для этого применяют наждачную бумагу. Рекомендуется выполнять операцию с наполненной банкой. В противном случае выполнять такую подготовку нужно крайне осторожно, так как металл может легко деформироваться.

Далее приступают к разрезанию банки сделать таким образом, чтобы получить заготовку четырехугольной формы. До этого нужно:

  • Отрезать дно, после чего разрезать вдоль верхнюю часть. В процессе данной операции обязательно образуются неровности по краям, которые требуется сразу же нужно зашлифовать.
  • Далее банку нужно поместить на твердую поверхность. На этом этапе работы можно карандашом начать наносить изображения, которые заранее прорисованы в чертеже.

Затем приступают непосредственно к созданию орнамента.

У мастера нет запретов или каких-либо ограничений в выборе украшений для шкатулки, но все же лучше применять симметричные детали.

Для создания узора понадобится шариковая ручка, с помощью которой можно продавить алюминиевый слой. Достичь эффекта живо выраженной фактурности можно, если по чертам контура узора провести несколько раз ручкой. Проделав всю указанную работу, мастеру останется собрать все детали шкатулки вместе.

Металлическая сова своими руками

Металлическая сова

При наличии сварочного оборудования, а также необходимых для работы с ним навыков работы, всегда можно изготовить не только разные предметы, но и поделки. Например, очень красивую металлическую сову.

Для ее создания вам нужно подготовить следующие инструменты:

  • бумагу;
  • карандаш;
  • болгарку;
  • молоток;
  • тонкий металл;
  • картон;
  • ножницы;
  • зубило;
  • оборудование для сварки;
  • болты и шайбы;
  • стальную проволоку или прутья.

На первом этапе следует изобразить эскиз совы на бумаге, после чего его повторяют на картоне. Таким образом, значительно упрощается процесс вырезания отдельных составляющих поделки. Для изготовления металлической совы придется заранее изготовить глаза, туловище, перья, хвост и крылья. Чтобы было проще вырезать детали по металлу, рекомендуется воспользоваться болгаркой.

Сова из подручных материалов

Формируя глаза для совы, следует позаботиться о том, чтобы в них были проделаны большие отверстия, в которые можно вмонтировать болты. На каждой чешуйке мастеру нужно выполнить насечки, за счет которых будет обеспечен эффект настоящего, живого оперения. Для достижения такого результата мастеру придется пустить в ход зубило.

Лапы можно выполнить методом соединения частей металлических прутьев друг с другом, пользуясь для этой цели сваркой. Для создания клюва применяют часть согнутого металла.

Лапы и клюв следует приваривать в самом конце этапа сборки изделия. Когда все детали окажутся на своих местах, сову можно дополнительно украсить, подвергнув обработке специальным лаком.

Как сделать морозные узоры из металла

Русская филигрань

Создание морозных узоров представляет собой не очень продолжительную по времени процедуру, но при этом она может придать металлическому изделию соответствие старинным изделиям мастеров.

Этому способствует проявление структуры олова, которая выглядит как кристаллы. Чтобы выполнить морозные узоры, понадобятся консервные банки, так как на их поверхности уже имеется слой олова.

Выполнить рисунок можно следующим способом.

Потребуется свеча, над которой надо некоторое время подержать отдельные части металла. Накаливание банки должно проходить в течение строго определенного времени. Если его не выдержать и нагревать дольше, это приведет к порче изделия. Основная цель, которой нужно добиться во время нагрева оловянного слоя, позволить ему проявиться.

Морозный узор из металла можно сделать, если предварительно поместить олово на плоскость стальной пластины, а после этого его расплавить или нагреть. Для этой задачи подойдет горелка: за счет устойчивого пламени можно с легкостью накалить нужный участок жести. По мере нагрева олова можно обнаружить, как на нем появляется блеск, который пропадает уже спустя несколько секунд.

Нужно постараться обработать металлический лист так, чтобы участки его нагревались неравномерно, потому как, в противном случае, может получиться однообразный и неинтересный узор.

Чтобы придать заготовке оригинальный вид, сделать уникальный узор, необходимо прогреть лист на уголках. Когда нужный рисунок будет получен, необходимо быстро снизить температуру металлического листа. Для этого его нужно окунуть в холодную воду или обрызгать.

Чтобы полученный узор максимально четко просматривался на листе, его поверхность можно добавочно обработать соляной кислотой. Здесь важно соблюдать технику безопасности. Заранее готовят инструмент — палочку, к которой привязывается ватный тампон. Зачастую после прогревания металла у мастера не получается добиться требуемого зазора.

Стол из брошенных деталей

В таком случае можно удалить его с помощью наждачной бумаги. Важно учитывать, что эту процедуру можно сделать лишь один раз. Повторять прием не стоит, так как это может привести к полному удалению слоя олова.

Для декорирования можно использовать восковые краски. Ими нужно обработать определенные участки листа металла, после этого их следует прогреть. Закрепить создаваемый на банке рисунок можно посредством его покрытия специальным лаком. Будет еще лучше, если сверху нанести цветной прозрачный лак. Изготовленная вещь будет выглядеть еще более оригинально.

Украсить свое жилище можно не только современными модными аксессуарами и красивыми мелочами, которые в широком ассортименте встречаются в магазинах. При желании можно своими руками изготовить металлические вещи и предметы, которые будут смотреться не хуже готовых. Разумеется, при отсутствии навыков изготовления подобных изделий не исключено, что первая сова, шкатулка или другая вещь, выполненная собственноручно, будет не такой красивой.

Впрочем, по мере оттачивания своих навыков даже начинающему мастеру будет все легче справляться с этой задачей, а через некоторое время и вовсе не составит труда создавать более сложные вещи. Это позволит превратить свое хобби в довольно прибыльное занятие. Ведь выставленные изделия из металла, созданные своими руками, очень высоко ценятся.

Художественное литьё из металла

Художественное литье металла

С момента появления до сегодняшнего дня формование металлических расплавов использовалось для создания произведений искусства. Старинные украшения и скульптуры, выполненные с величайшим мастерством, были сделаны с помощью древних технологий художественного литья из металлов. Эти методы почти без изменений используются современными авторами.

История и суть технологии

С металлом человечество познакомилось очень давно, но самые ранние попытки получения отливок из него, скорее всего, берут начало в четвёртом тысячелетии до н. э. Такие предположения позволяют делать археологические находки на Ближнем Востоке. Согласно исследованиям, первые формы, заполненные жидким металлом, были простыми углублениями в открытом грунте.

Значительного прогресса в точности и качестве отливок мастерам древности удалось добиться не сразу. Приблизительно вторым-третьим тысячелетием до нашей эры датируются первые сохранившиеся артефакты, которые можно отнести к скульптурному жанру. В этот период литьё становится не только предметом ремесла, но и способом создания произведений искусства высокого уровня.

Суть технологии заключается в свойстве расплавленного металла (как и любой другой жидкости) заполнять сосуд, в который его вылили. После остывания готовая отливка становится точной геометрической копией пустот в ёмкости. Основные этапы упрощённо выглядят так:

  1. Изготовление скульптором оригинальной модели из пластичных неметаллических материалов.
  2. Приготовление материалов для формования, создание литейной формы по оригиналу.
  3. Плавление металла, заливка его в форму, остывание.
  4. Освобождение готового изделия от формы, очистка и механическая обработка.

Процесс значительно усложняется, если необходимо создавать пустотелые отливки или тиражируемые изделия.

Используемые материалы

Изделия своими руками

«Семёркой древних» называют перечень из железа, меди, олова, свинца, серебра, золота и ртути — с ними человечество знакомо не одну тысячу лет. Драгоценные металлы использовались для изготовления ювелирных изделий, а основным материалом для художественного литья в прошлом были сплавы на основе меди. В новое время к ним добавились чугун и алюминий.

Художники на протяжении всей истории не ограничивали себя ассортиментом материалов для плавки. Например, в XIX веке в Европе и России были популярны изделия из цинка и свинца, а современные скульпторы нередко обращаются к нержавеющей стали. Но классическими материалами для художественного литья даже на сегодняшний день являются бронза и чугун.

Бронзовые сплавы

Сплавы меди с некоторыми цветными металлами (свинцом, оловом, алюминием, бериллием) без присутствия цинка и никеля называют бронзой. Медь с большими примесями цинка — это латунь. Последнюю применяют в основном для изготовления кабинетной скульптуры и дорогой мебельной и интерьерной фурнитуры. Главным материалом для художественного литья больших и малых форм оставалась несменной на протяжении веков оловянная бронза. Её преимущества:

Металлические изделия

  • ничтожная усадка;
  • высокая текучесть;
  • не подверженность пористости при остывании;
  • высокая теплопроводность;
  • прочность;
  • коррозионная стойкость;
  • упругость;
  • свариваемость.

Литьё из бронзы — одно из старейших искусств. Применение её в разных частях древнего мира было повсеместным: люди готовили в бронзовой посуде, носили бронзовые украшения, пользовались бронзовыми инструментами, застёгивали одежду на бронзовые пуговицы. Эта эпоха известна по удивительно высокому качеству исполнения и небывалой художественной силы скульптурам, сохранившимся до наших дней. С тех времён берёт начало литейная бронзовая традиция, надолго пережившая свой век с одноимённым названием. Безусловно, сплавы совершенствовались на всём протяжении истории, но большая часть технологических процессов художественного литья оставались неизменными.

Серый чугун

Бронза и железо, пожалуй, самые важные материалы в истории человечества. Недаром они дали названия двум эпохам технологической эволюции — бронзовому и железному векам. Поскольку для железного литья требовались более высокие температуры и сложные печи, плавку железа человечество освоило несколько позже бронзы. По некоторым сведениям, чугун лили в Китае ещё 2 тыс. лет назад. Первыми массовыми изделиями из него в Европе и России были стволы пушек и ядра к ним в XV веке.

Изделия художественного литья

Эволюция печей и энергоёмкого топлива для них быстро сделала высокие температуры доступными не только для военной промышленности. Художественное применение литейного железа началось приблизительно в 1500 г. с производства плитки для печей, памятников и фонтанов. Мощным толчком для популяризации чугуна в искусстве было бурное развитие металлургических технологий во второй половине девятнадцатого века и последующая за этими событиями индустриализация.

Для приготовления скульптуры используют серый чугун с высоким содержанием фосфора как самый недорогой и приспособленный для литья сплав железа с углеродом. Фосфор улучшает текучесть — это помогает металлу полностью заполнять форму. Свойство фосфора повышать хрупкость железа для художественного литья значения не имеет, как и присущая серому чугуну пористость. Материал обладает ещё одним важным свойством — привлекательностью внешнего вида готового изделия.

Применяемые методы

Традиционные технологии нисколько не утратили актуальности и в наше время. В качестве основных мастера применяют литьё либо в земляные формы, либо по выплавляемым моделям. На XIX век пришёлся накал соперничества этих двух методов. Первый стал массовым в основном у промышленников, уступив лидерство в искусстве более точному и дорогому литью по восковым моделям.

Литьё в землю

Художественное литье

Этот метод объединяет литьё в землю, песок или глину. Основная разница между ними заключается в материале формы. Суть технологии состоит в получении отпечатка от шаблона на смеси с дальнейшим изменением её качества (трамбовкой, добавлением связующего вещества) и последующим формированием в ней литниковой системы — каналов, по которым будет поступать и удаляться расплавленный металл.

Для создания сложных объёмных фигур нередко используют разборные шаблоны, а формовку производят в специальных составных ящиках — опоках. На результат большое влияние оказывает состав и качество формовочной смеси. После отливки заусенцы и линии каналов удаляются механически.

Достоинства технологии:

  • простота;
  • низкая себестоимость;
  • возможность создавать отливки больших размеров и массы.

По выплавляемым моделям

Этот метод был популярен ещё в Древнем Египте и Китае, использовался в Греции и Риме, не претерпел больших изменений за тысячелетия. Основные эволюции произошли во вспомогательных материалах: воск мастера сменили на синтетические смеси, активно стали применять эластичные резиновые формы и т. п. Классический метод литья по выплавленному воску выглядит так:

  1. Создание восковой модели скульптором — точной копии будущей отливки.
  2. Изготовление формы — на поверхность воска наносится в несколько этапов пастообразная гипсово-глиняная смесь.
  3. Запекание формы в печи. Во время нагрева воск покидает форму, вытекая через заранее предусмотренные каналы.
  4. Заливка расплавленного металла в покинутые воском пустоты.
  5. Освобождение готовой скульптуры от глиняной формы.
  6. Удаление лишнего металла с отливки, шлифование, полировка, художественная химическая обработка.

В подобном виде этот древний метод сейчас очень популярен у художников. Процесс литья усложняется при необходимости создавать тиражируемые изделия. Тогда в регламент работ добавляются процедуры изготовления «негативных моделей», назначение которых — служить многоразовой формой для восковых отливок.

Сам по себе способ формирования по выплавляемым моделям позволяет создавать чрезвычайно качественные и тонкие изделия из всех видов металлов. Технологические трудности могут возникнуть лишь при изготовлении больших элементов: такие задачи по плечу только мастерам высокой квалификации.

Гнуть металл, ковать железо: как заработать на скульптурах и памятниках

Эдуард Добровольский, 52 года, предприниматель из Барнаула, художник по металлу, основатель творческой мастерской «МеталлоДизайн» . Окончил Высшее художественно-промышленное училище им. Веры Мухиной в Санкт-Петербурге (специальность - «мастер художественной обработки металла»). С металлом работает около 30 лет. Член Союза художников России. Женат, воспитал дочь.

Эдуард Добровольский


Фото Евгении Савиной

Со стартом Эдуарду Добровольскому повезло: его отец Владимир Добровольский был известным в Сибири художником-монументалистом. Ещё в советское время он делал монументы по госзаказам, а сын с юности помогал ему в мастерской и в итоге понял, что предпочитает более узкое направление - работу с металлом. В соответствии с этим Эдуард выбрал вуз, отучился в Санкт-Петербурге, вернулся в Барнаул – и начал уже на постоянной основе работать в мастерской отца в условиях перестройки рынка в стране.

На дворе были 90-е. Эпоха госзаказов закончилась, и многим мастерам пришлось сменить деятельность. Добровольские ушли в дизайн по металлу – стали работать с медью, железом, латунью и т.д.

«Госзаказы были, конечно, удивительно приятной и денежной вещью, - отмечает Эдуард. - Художники, у которых такие были, очень неплохо жили. Памятник можно было делать 3-4 года, за него платили хорошие деньги, и автору не надо было думать о деньгах всё это время».

МеталлоДизайн

«Но то время прошло: скульптуры, мозаика больше не были нужны никому. Мы переключились на первых бизнесменов страны - дело в том, что индустрии наружной рекламы тогда не было. А предпринимателям надо было как-то оформлять свои вывески и входы в помещение, а также свои частные дома. И они находили нас сами, ведь такую услугу могли оказать только мы. Приходили и заказы «из прошлого» - по знакомству отца в партийных кругах», - говорит мастер.

Добровольские оформили в металле немало каминов, рельефов и вывесок, многие из них висят в столице Алтайского края до сих пор.

В начале нулевых отец Эдуарда скончался, и тот пустился в самостоятельное плавание. Работать продолжил в мастерской отца, назвав её впоследствии «Металло Дизайн», создал своё ИП. И, наконец, спустя годы оформительской работы, ему стали поступать заказы по прямому профилю - на скульптуры. Часть из них заказала городская администрация, чтобы украсить улицы. А часть таких заказов стала поступать от предпринимателей – с помощью оригинальной фигуры на входе они хотели привлечь внимание потенциальных клиентов.

Так в разные годы возле городской гостиницы появился металлический швейцар, около магазина торговой сети «Синьор Помидор» - одноимённый герой, а рядом с крупнейшим в городе кинотеатром – целая скульптурная композиция, изображающая киносъёмку.

МеталлоДизайн

По словам Эдуарда, и сегодня большие компании заказывают себе что-то такое, с чем захотят сфотографироваться люди (а потом разместить снимок в соцсетях). Но самой эффективной рекламой скульптуры на улицах являются для самого автора. «Люди ходят по разным местам, видят мои работы, и потом приходят за заказом», - констатирует Эдуард. Поэтому он никогда не пользовался никакими видами рекламы. Разве что к 2009 году пришёл к мысли о необходимости создать свой сайт .

В итоге интернет-ресурс плюс металлические фигуры на улицах стали часто работать на продвижение Эдурда совместными силами. Например, скульптор установил на рынке в Новосибирске скульптурную композицию, а на ней указал адрес своего сайта. И с тех пор стал часто сотрудничать с клиентами из этого города.

МеталлоДизайн

То же самое он сделал в Барнауле: создал «памятник покупателю» из железа и меди возле гипермаркета «Лента» - фигуру человека с тележкой, полной покупок. Эдуард сделал это бесплатно в свободное от заказов время, предварительно договорившись с управляющей магазином. И снова оставил на работе адрес своего сайта. Торговые центры привлекают большой трафик, и среди покупателей вполне может быть и целевая аудитория Добровольского.

К середине нулевых Эдуард перестал справляться с заказами своими силами. Тогда он нанял первого сотрудника-подмастерье работать по простой схеме – за процент с оплаты проекта.

«Помощника нашёл в 2005 году в Новосибирске через знакомых: он работал на моего друга, который создавал оформление интерьера для сети кафе «Жили-были» по всей стране, - рассказывает Эдуард. - Раньше он с металлом не работал никогда. В итоге мы шесть лет трудились вместе. Потом взял в подмастерье студента местного института архитектуры и дизайна (поскольку долгое время там преподавал, смог оценить его способности). С ним проработали ещё 6 лет».

МеталлоДизайн

Последние семь лет скульптор работает в новой мастерской на 100 квадратных метров, которую построил рядом с домом. И недавно взял себе на работу уже двоих новых учеников-сотрудников. «Один окончил Новоалтайское худучилище и работал в рекламе, интересно мыслящий парень; другой больше техник, всё может починить, сделать – но никогда не имел отношения к творчеству, - комментирует Эдуард. - Оба знакомы со сваркой и работой с металлом».

Сегодня руководитель мастерской может позволить себе делать упор на творческие этапы в работе, подмастерья же берут на себя техническую черновую работу. Всё это полезно и Эдуарду (освобождаются руки), и сотрудникам – они учатся в процессе и могут потом уйти на вольные хлеба уже сформировавшимися мастерами.

МеталлоДизайн

«Но без меня, конечно, не обходится ни один этап работы, - отмечает скульптор. - Я общаюсь с клиентами, принимаю заказы, контролирую исполнение, работаю с металлом. Подмастерья могут резать детали болгаркой, помогать собирать детали, приваривать их друг к другу, а также элементарно помочь с переноской. Работа ведь идёт с вещами, которые могут весить десятки и сотни килограмм».

Один заказ в «МеталлоДизайне» могут выполнять неделю, другой – несколько месяцев. Обычно несколько проектов находятся в работе параллельно. Конкретные сроки исполнения очень различаются от проекта к проекту: например, бюст можно делать неделю, а можно несколько месяцев. Ведь лица бывают разные, и некоторые труднее воплотить в скульптуре. Сейчас работа мастерской расписана на 1,5 года вперёд.

Перед тем, как выполнить объект из меди, латуни или чёрного металла, вначале делается эскиз - миниатюра из пластилина или глины. Потом требуются гипсовые слепки, и лишь затем идёт работа с металлом.

МеталлоДизайн

Металл Эдуард покупает в магазинах, продающих строительные материалы. Он больше любит медь, но сегодня в основном работает с железом - медь гораздо дороже, и не каждый заказчик может её себе позволить. Лист меди весом 8 кг формата 1,5х0,6 м стоит 4-5 тысяч рублей, железо формата 1,25х2,5 м - 900 рублей.

«Медь я покупаю в Новосибирске, потому что там она дешевле, чем в Барнауле, - говорит скульптор. - Покупаю с запасом, если знаю, что в ближайшее время придётся работать именно с ней – тысяч на 200. Я могу это делать, поскольку беру заказы по предоплате, и конечно, в цену изделия всегда заложена стоимость материала».

При формировании цены на свои работы мастер всегда ориентировался на официальный ценовой диапазон Союза художников России. Однако диапазон Добровольского учитывает не всех рыночные нюансы.

Например, по специальности Эдуарда в оценке работы не принят во внимание этап формовки: создание полой формы для фигуры в гипсе, а потом ещё в нескольких других материалах. Этот этап занимает немало времени и прямо влияет на качество результата. Поэтому процент по формовке от заказа к заказу Эдуард всегда считал отдельно.

МеталлоДизайн

«Расценки Союза художников действуют с начала нулевых, при этом они были переделаны из расценок, которые корнями уходят вообще в 80-е. В итоге что-то не было учтено, а что-то где-то – занижено, - говорит владелец мастерской. - Но раньше я их всё же использовал в основе расчётов. Так было проще: именно для скульптуры там всё прописано в мелочах, в отличие от картин, например (потому что согласно расценкам на них, можно продать этюд, написанный за пять часов, за столько же, что и картину, которая писалась годами)».

Цена зависит от многих факторов, её каждый раз надо было садиться и считать с калькулятором. Плюс на неё оказывали влияние ещё один важный фактор творческого рынка - уровень известности.

МеталлоДизайн

Она в том числе повлияла на нынешнее ценообразование барнаульского мастера. С годами стоимость работ Эдуарда выросла в разы. Если в начале пути он делал скульптуру человека за 100 тысяч рублей, теперь - за 1,2 млн. «Потому что и работаю я уже более качественно, и медь я раньше за 600 рублей покупал, а не за 5 тысяч», - поясняет скульптор. В зависимости от масштаба заказа, стоимость его изделий сегодня может доходить до нескольких миллионов рублей.

Сейчас половина клиентов приходит к Эдуарду по сарафанному радио, половина находят его через сайт.

С самого начала конкуренция не была для него проблемой: те, кто всё же решается получить аналогичную редкую специальность, обычно делают это в больших городах – и там остаются.

МеталлоДизайн

В Барнауле работает несколько кузнечных мастерских, но в них не занимаются дизайном по металлу – это более тонкое дело, требующее особых навыков. Коллег-конкурентов в других сибирских городах тоже немного.

«Кузнецы порой сами ко мне обращаются, чтобы я сделал некоторые элементы для их заказов, - говорит Эдуард. - В Новосибирске есть свои скульпторы, и тем не менее ко мне оттуда тоже постоянно обращаются. Недавно поступил заказ из Республики Алтай – нужно сделать бюст одного известного человека. Исполнителя искали в разных городах, а в результате вышли всё равно на меня. Также я работал с Москвой и другими городами.

Эдуард говорит, что его работа очень тяжела физически. «В том числе я беру деньги за своё здоровье – такой труд очень вреден для позвоночника», - констатирует он. Тем не менее, мастерская – в прямом смысле дело его жизни, потому бросать его Эдуард никогда и не думал.

Читайте также: