Как долго испаряется антифриз с металлической поверхности

Обновлено: 21.09.2024


Двигатели внутреннего сгорания, что используются на современных автомобилях, для своего нормального функционирования нуждаются в охлаждении. Сейчас в таких целях используется система принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Такая жидкость во время работы двигателя будет нагреваться до высоких температур — 100 и больше градусов, поэтому обычная вода для этого не подойдет.

В качестве охлаждающего вещества в современных моделях транспортных средств используется антифриз …

Что такое антифриз?

Антифриз – вещество, что используется в системе охлаждения транспортных средств, отличается высокой температурой кипения и низкой температурой замерзания. Сейчас бывает трех основных цветов — красный, зеленый и синий.

Основой такого состава является гликольно-водная смесь, которая определяет свойство антифриза не замерзать при отрицательных температурах. Среди отечественных производителей наиболее распространенной является продукция на основе этиленгликоля. Однако водный раствор такого вещества достаточно агрессивен по отношению к некоторым материалам охладительной системы авто.

Чтобы предотвратить повреждение деталей, в состав такого вещества также входят различные присадки: противокоррозионные, стабилизирующие, антивспенивающие.

Распространенная поломка системы охлаждения

Наиболее часто встречающейся поломкой охладительной системы автомобиля является снижение уровня антифриза. Признаками такой проблемы являются:

Выход большого количества пара из-под капота;
Белый дым, что выходит из глушителя машины;
Печка снижает температуру воздуха в салоне, а не повышает ее;
Приборная панель сигнализирует о перегреве двигателя;
Термометр в машине достиг своего максимального значения.
Иногда одновременно появляется даже несколько признаков, в таком случае автомобиль нужно сразу же заглушить и обеспечить ему техническое обслуживание на СТО.

Почему снижается уровень антифриза?

Снижение уровня антифриза в бачке охлаждающей жидкости – достаточно распространенное в наше время явление. Происходить это может по нескольким причинам:

В холодный период года охлаждающее вещество имеет свойство уменьшаться в объеме. Поэтому зимой доливать такое вещество следует чаще, чем в другое время.

Жидкость проходит в трещины и щели бачка или его крышки. Обнаружить такое проблемы бывает достаточно сложно, ведь трещины по внешнему виду могут напоминать обычные царапины. Тем не менее, для незначительного ухода антифриза из бачка этого может быть достаточно.

Разгерметизация различных соединений охладительной системы или повреждения ее трубок и шлагов. Также протечка встречается и с прокладкой термостата.
Различные поломки радиатора также могут стать причиной снижения уровня охладительной жидкости.

Еще одной причиной ухода антифриза из системы транспортного средства является его испарение. В состав любой охлаждающей жидкости входит вода, которая, даже несмотря на герметичность системы охлаждения, понемногу испаряется из нее. Специалисты отмечают, что снижения уровня жидкости в такой автомобильной системе примерна на 200 грамм между двумя соседними плановыми техническими обслуживаниями является нормой.

Таким образом, даже при отсутствии каких-либо повреждений антифриз понемногу испаряется из системы охлаждения автомобиля, хотя и это происходит в совсем незначительных объемах.

Если же охладительное вещество уходит достаточно быстро, причина кроется не в испарении, а в какой-то другой проблеме, поэтому следует сразу же отправляться на СТО за профессиональной помощью.

Как самостоятельно определить проблему?

Если нет возможности воспользоваться услугами автосервиса при «уходе» антифриза, определить причину такой проблемы можно попытаться и самостоятельно.

В первую очередь следует при неработающем двигателе проверить масло – вынуть щуп и тщательно осмотреть его на предмет наличия следов какой-то другой жидкости, кроме масла.

После этого следует завести двигатель и оставить его работать до срабатывания вентилятора. При этом необходимо следить за охлаждающей системой – не появятся ли где-то капли жидкости, особенно в местах стыков и шлангах. С небольшой вероятностью проблема может заключаться и в радиаторе, но определить это самостоятельно очень сложно.

Также нелишним будет проверить плотность закрытия бачка. Обычно в таком случае будет заметен светлый пар, выходящий из-под капота, а на бачке останутся характерные следы испарения жидкости.

Еще одной причиной, из-за которой будет происходить очень быстрая утечка охладительной жидкости из системы – поломка головки блока цилиндров. Понятно, что такую неисправность определить и устранить самостоятельно не получиться.

Еще один способ самостоятельного определения проблемы – оставить лист картона под капотом на ночь. Если происходит утечка антифриза, на картоне будут заметны его следы.

Таким образом, даже при отсутствии каких-либо повреждений системы охлаждения может происходит незначительное уменьшение уровня антифриза, который из-за наличия в своем составе воды постепенно испаряется.

Куда уходит антифриз? Действительно испаряется!


Захожу в салон, подхожу в зону сервиса, сидит три приемщика, нихера не делают.
Ну я такой деловой, подхожу и говорю, мол здрасте, я на 18:30, вот приехал.
А мне в ответ (цитата): Я за вас очень рад, но до вашего времени еще 25 мин., присядьте, подождите
Ну думаю ОК, подойду к тебе ровно в 18:30 и только попробуй сказать что бы я подождал… Сижу, жду… Недовльный… Тут еще больше во мне взыграла кровь, когда рядом, в отделе доп.оборудования один из клиентов орал на весь салон о том, какие все мудаки и как его все за**ли, что типа работать не хотят, по пять раз к вам мол езжу и т.д.
Послушал, настрой боевой… Жду…

Мое время, подхожу, а там уже сидит другой приемщик, Поликарпов Александр (должен его сразу отметить, классный тип)

Ну короч начался мой рассказ про сбежавший антифриз, Александр меня выслушал, подготовил все доки и мы отправились с ним осматривать Сапёра…

Подходим значит, Александр капот открывает, крышку откручивает и бачок вдруг делает так: "Псссс", "Буль-буль-буль" я стою и офигиваю, а жидкости-то стало больше минимума, т.е. после открытия крышки, упало давление, и она обратно влилась в бачок, честно, офигел, хотя Svetchikoff в комментарии к предыдущей теме писал об этом.

Почесал я репу, но все рано на своем настоял, типа мол 9000 проехал, а он почти на минимуме, типа надо проверять полюбэ течь.
Александр сказал что типа не вопрос, все проверим, но если не найдем, с вас бабло за диагностику, я в полной уверенности киваю головой и говорю заодно что я бы посмотрел, как все это будет происходить… Ну, далее мы едем в сервисную зону, где Сапёра и меня передают в руки механику, который начинает проверки…

Фоткать на территории бокса нельзя, поэтому я делал это незаметно и соответственно фото такого же качества, заранее сорри.

Механик мне рассказал что типа в состав антифриза входит вода и то что он испаряется и от ТО до ТО заливается 200 гр. это норма.
Далее он открутил крышку с бочка, воткнул туда супер прибор, которым создал давление более 1,5 атмосфер


И начал смотреть где чего течет… А нигде и ничего, все сухо и глухо, ни единой капли ни откуда, проверили все соединения, помпу, трубки, нифига!
И тут я начал понимать что я попал…

Смеха ради, рядом стояла старая октавия, у которой течет, так течет


После всех проверок, механик — добрая душа, безвозмездно сделал жест доброй воли и долил мне ОЖ до необходимого уровня, пожелал удачи и сказал: "Ничего страшного, я бы на вашем месте сделал так же, лучше перебздеть, как говорится"

Я отправился вместе с приемщиком Александром, за доками.
И вот что я получил



Расплатился и перед отъездом пообщался с Александром еще на тему чип-тюнинга, масла, всей этой ситуации. Александр еще раз сказал мне что 200 гр. от ТО до ТО это норма, мы пожали руки и я уехал.

Испаряется ли антифриз?


Охлаждающая жидкость (антифриз) – это устойчивая к замерзанию смесь химических веществ, которая используется в системе охлаждения двигателя. Периодичность проверки, доливки и диагностики антифриза зависит от марки автомобиля и модификации силового агрегата.

Специалисты рекомендуют проводить замену всего объема антифриза каждые два года, а осуществлять ее долив при срабатывании соответствующей сигнальной лампочки на приборной панели.

Работа двигателя внутреннего сгорания сопровождается высокими температурами, поэтому испарение охлаждающей жидкости – вполне естественное явление.

Однако если доливать смесь приходится очень часто, нужно установить, в чем заключаются причины ее ухода и принять меры по их устранению.

Возможные причины падения уровня антифриза

Владельцам современных моделей машин важно регулярно следить за уровнем охлаждающей жидкости. С этой функцией эффективно справляются специальные датчики. При обнаружении утечки антифриза бортовой компьютер подает сигнал, и на приборной панели загорается соответствующий индикатор.

Назвать определенные причины ухода антифриза зачастую не представляется возможным. На этот процесс оказывают влияние различные особенности эксплуатации автомобиля.

Причинами падения уровня охлаждающей жидкости, как правило, становятся следующие явления.

Естественное испарение

Одной из самых распространенных причин ухода антифриза из системы охлаждения автомобиля является его испарение. В состав любого хладагента входит вода, которая, даже несмотря на герметичность системы, понемногу испаряется.


Специалисты отмечают, что между двумя соседними плановыми обслуживаниями транспортного средства уровень жидкости может понизиться на 200 грамм, что является нормой.

Если же охлаждающее вещество уходит очень быстро, причина кроется не в испарении, а в какой-либо другой проблеме. Далее рассмотрим некоторые из них.

Негерметично закрытый расширительный бачок

Неплотно закрытая крышка расширительного бачка не может сдерживать давление в системе охлаждения, поэтому при нагревании двигателя через нее просачивается антифриз.

Зимой об утечке охлаждающей жидкости через плохо закрученную крышку бачка свидетельствует появление пара в зоне решетки основного радиатора.

Дефекты бачка

Корпус расширительно бачка выполнен из пластика. Его легко можно повредить металлическим инструментом при неаккуратном выполнении ремонтных работ. Если «пробоина» имеет небольшой размер и расположена выше уровня охлаждающей жидкости, то ее можно не заметить.

Дефект проявляется в процессе эксплуатации автомобиля. При нагревании охлаждающая жидкость расширяется, ее уровень поднимается, и она вытекает из бачка. После остывания мотора уровень антифриза падает, и жидкость приходится доливать.

Поврежденный бачок нуждается в замене. Пайка пластика даст лишь временный эффект.

Трещины и другие дефекты трубок, шлангов и мест их крепления к радиатору

Патрубки и шланги охлаждающей системы автомобиля постоянно подвергаются воздействию агрессивных веществ, перепадов температуры и давления. Масло и другие технические жидкости из разных систем автомобиля попадают на резиновые элементы, чем способствуют их разрушению.

При этом визуально повреждения могут быть незаметными. Однако из-за просачивания антифриза его уровень будет постоянно падать.

Устранить такую проблему можно только путем замены патрубков и шлангов.

Трещина на патрубке радиатора

Слишком высокий уровень охлаждающей жидкости

Верхняя отметка уровня антифриза на расширительном бачке должна располагаться между отметками MIN и MAX. При этом не будет создаваться избыточного давления при расширении жидкости.

Конструкторы автомобилей предусмотрели в бачке отверстие для перелива хладагента в случае критического повышения его уровня. Чтобы предотвратить уход антифриза через переливное отверстие, необходимо следить за тем, чтобы он не выходил за пределы максимальной отметки.

Повреждение радиатора

Горячий антифриз охлаждается в радиаторе, который расположен в передней части подкапотного пространства автомобиля. Когда машина движется на высокой скорости, вместе с потоками воздуха в радиатор могут попадать мелкие камни, грязь и пыль.

В случае повреждения сот радиатора жидкость начинает просачиваться через них.

Попадание антифриза в камеру сгорания двигателя

К наиболее неприятным неисправностям специалисты относят попадание антифриза в камеру сгорания двигателя. Именно в этом случае из выхлопной трубы может выходить белый дым, имеющий сладковатый запах. Этот признак указывает на факт сгорания охлаждающей жидкости вместе с топливно-воздушной смесью.

На масляном щупе при этом обнаруживается белесый налет. В этом случае автомобилю показан ремонт, и выполнять его должны квалифицированные мастера на специальном оборудовании.

Как часто менять антифриз? Основные правила и рекомендации


На вопрос о том, нужно ли менять антифриз в автомобиле, вряд ли кто-то ответит отрицательно, однако по поводу периодичности его замены существуют разные мнения.

Срок службы охлаждающей жидкости зависит от ее качества и свойств, особенностей транспортного средства и условий его эксплуатации.

В статье мы попробуем разобраться, как часто менять антифриз и по каким признакам можно определить, что пора это делать.

Что такое антифриз и зачем его менять?

Главная задача антифриза – охлаждение двигателя. Особенно это актуально зимой, когда силовой агрегат работает на полную мощность.

Регулярный перегрев двигателя неизбежно приведет к его поломке, поэтому о необходимости применения специальной охлаждающей жидкости споров не возникает.

Воздушные системы охлаждения, которыми ранее оборудовались автомобили, были ненадежными и малоэффективными, поэтому они очень быстро сменились жидкостными. Долгое время в качестве рабочего вещества в них заливалась обычная вода, однако даже при небольшом минусе она замерзала, а при 100 °С закипала, что мало кого устраивало.

Разработка антифриза стала настоящим прорывом в автосреде. Специальная охлаждающая жидкость обладала гораздо более широким температурным диапазоном, чем вода. Она не расширялась при замерзании и обладала многими другими полезными функциями.

Жидкостная система охлаждения двигателя автомобиля

Современные антифризы не только охлаждают двигатель, омывая его и забирая тепло на себя, но и защищают саму систему охлаждения благодаря содержанию антикоррозийных, антипенных и других присадок.

Многие думают, что антифриз, постоянно вращающийся внутри закрытой системы охлаждения и не подверженный влиянию факторов извне, может сохранять свои свойства сколько угодно долго. Однако это не так.

Несмотря на то, что основные компоненты охлаждающей жидкости – вода и спирт, эффективность антифриза во многом определяется присадками, а их срок годности ограничен. По мере старения добавок жидкость теряет свои полезные свойства, неизбежными становятся процессы коррозии и разрушения деталей системы охлаждения. Ее узлы и каналы со временем забиваются частицами металла, двигатель перестает как следует охлаждаться и его работа ухудшается.

Чтобы такие негативные процессы не происходили, антифриз следует регулярно менять.

Периодичность замены

На вопрос о том, как часто менять антифриз в автомобиле, однозначно ответить нельзя. Все зависит от типа жидкости, условий эксплуатации транспортного средства и других факторов.

Например, в автомобилях старых моделей, с большим пробегом, антифриз потребуется менять чаще, чем в новых. Все дело в том, что изношенные двигатели имеют множественные очаги коррозии. Пытаясь их нейтрализовать, антифриз вбирает вредные вещества и теряет собственные полезные свойства.

Загрязненный антифриз

В новых автомобилях антифриз меняется, в среднем, один раз в три года или каждые 60 тысяч километров пробега (при более интенсивной эксплуатации).

В старых автомобилях или в машинах с большим пробегом – раз в 40-50 тысяч пройденных километров (обычно руководствуются внешним видом и консистенцией антифриза).

Принимать решение о замене охлаждающей жидкости лучше исходя из рекомендаций ее изготовителя или производителя автомобиля.

Рекомендации производителей

Назначая сроки замены антифризов, их производители руководствуются, прежде всего, типом хладагента.

Самой распространенной является классификация, разработанная концерном Фольксваген. Она подразделяет охлаждающие жидкости на 3 категории:

  • G11: традиционные антифризы с неорганическими присадками; образуют на поверхностях деталей двигателя физически ощутимый слой, препятствующий коррозии; если такой антифриз не заменить вовремя, он выпадает в осадок, а частицы забивают узлы системы; рекомендуемый интервал замены жидкостей этого класса – 2 года;
  • G12: охлаждающие жидкости, произведенные по технологии органических (карбоновых) кислот; обладают отличными теплообменными свойствами и не создают целостных защитных слоев, как традиционные; ингибиторы коррозии действуют точечно, на конкретные очаги, предотвращая их дальнейшее распространение; со временем свойства карбонов ухудшаются, поэтому менять антифризы этого типа, а также улучшенные гибридные (G12+) и карбоксилатные (G12++) жидкости рекомендуется каждые 5 лет;
  • G13: новейшее поколение лобридных охлаждающих жидкостей на основе пропиленгликоля (у других – этиленгликоль); по своим свойствам схожи с карбоксилатными, однако за счет более надежной и экологичной базы имеют самый долгий срок эксплуатации – до 10 лет; некоторые производители вообще не рекомендуют менять антифризы этого класса.

Классификация современных антифризов

Стоит отметить, что ориентироваться только на интервал замены в годах неправильно. За несколько лет пробег у каждого автомобиля разный, поэтому производители используют усредненные данные. В мануалах указываются также интервалы замены антифриза в километрах пробега. Для традиционных хладагентов он составляет 60-120 тыс. км, для карбоксилатных – 250 тыс., а для лобридных – свыше 250 тыс.

У каждого автопроизводителя есть собственные рекомендации по замене антифриза. Так, концерны Volkswagen и General Motors дают пожизненную гарантию на охлаждающие жидкости, залитые в их машины на конвейере.

Ford более «скромен» и гарантирует 240 тыс. км пробега, АвтоВАЗ – 75 тыс. км. Mercedes, BMW и Mitsubishi обещают 4-5 лет эксплуатации.

Как определить, что антифриз исчерпал свой ресурс?

Изменение внешнего вида антифриза указывает на его непригодность к дальнейшей эксплуатации – даже если срок замены жидкости по рекомендациям производителя еще не подошел.

Срочно замените антифриз, если заметите:

  • Сильное помутнение или изменение цвета жидкости
  • Осадок в виде хлопьев
  • Механические частицы в хладагенте
  • Усиленное пенообразование даже при малейших колебаниях
  • Загустение, «желирование» жидкости
  • Значительное уменьшение объемов антифриза

Меняем охлаждающую жидкость правильно

Для начала выставите автомобиль на горизонтальную площадку и «остудите» двигатель (в противном случае легко обжечься, так как температура технической жидкости в радиаторе, расширительном бачке и других элементах может достигать 100 °С).

Откройте сливное отверстие. Если конструкцией автомобиля оно не предусмотрено, отсоедините от радиатора нижний патрубок.

Рекомендуется сливать антифриз полностью, особенно если вы собираетесь заливать жидкость другого класса.

Чтобы слить отработанный антифриз, закройте бачок расширителя, а слив (патрубок) оставьте открытым, после чего включите «печку» и заведите двигатель.

После нескольких минут работы заглушите мотор во избежание перегрева и деформации отдельных элементов.

Если антифриз продолжает капать из сливного отверстия, повторите процедуру спустя некоторое время, чтобы создать дополнительное давление для выгона жидкости.

Промойте систему дистиллированной водой – это позволит устранить остатки старого хладагента (особенно это важно при переходе на новый класс антифриза).

Закройте слив или присоедините патрубок на место. Откройте крышку расширительного бачка и заполните его новой жидкостью до максимальной отметки.

Заливка антифриза

Включите печь, заведите двигатель и некоторое время подождите, чтобы все системы заполнились антифризом. После этого проверьте его уровень в бачке и при необходимости восполните до максимума.

Повторяйте процедуру до тех пор, пока антифриз не перестанет уходить из бачка.

Через несколько дней интенсивной эксплуатации автомобиля проведите контрольную проверку уровня антифриза.

Какие антифризы популярны в России и можно ли их смешивать?

На отечественном рынке до сих пор популярны тосолы (жидкости синего цвета), а также антифризы классов G11 (зеленые) и G12 (красные).

Тосолы на сегодняшний день считаются устаревшими составами. Они содержат только химические присадки, обладают низкой температурой закипания (+110… +115 °С), при большом пробеге требуют частой замены (каждые 6-12 мес), довольно токсичны.

Зеленые антифризы содержат органические присадки, они слабоагрессивны, эффективно борются с коррозийными процессами. Основным недостатком зеленых жидкостей является недолговечность защитной пленки и возможность попадания ее остатков в систему охлаждения. Чтобы этого не произошло, антифриз класса G11 необходимо менять каждые 2-3 года.

При производстве красных антифризов (G12) используется много карбоновой кислоты, т.е. они практически органические. Жидкости этого класса отлично отводят тепло и покрывают стенки двигателя тонкой неосыпающейся пленкой. Срок их службы составляет до 5 лет.

Зеленый и красный антифризы

Зеленые и красные антифризы не сочетаются между собой. Смешивать можно только охлаждающие жидкости одного класса (цвета).

Смешивание силикатных и карбоксилатных антифризов «убивает» все их полезные свойства. Такие смеси зачастую имеют осадок и густеют.

Сегодня в продаже имеются гибридные охлаждающие жидкости (G12+). В их составе отсутствует «химия» (силикаты, нитраты и пр.), потому они совместимы с другими видами антифризов.

Самые современные и безопасные охлаждающие жидкости – желтые, категории G13 – не снискали популярности в нашей стране из-за дороговизны.

Заключение

Для большинства опытных водителей вопрос «когда менять антифриз» неактуален. Долгие годы, проведенные за рулем, и множество перепробованных хладагентов, позволяют им интуитивно чувствовать необходимость в замене.

Если тщательно следить за состоянием автомобиля и вовремя устранять любые неполадки, охлаждающая жидкость прослужит максимально долго.

Читайте также: