Как рисовать металл гуашью

Обновлено: 27.04.2024

Поэтапные бесплатные уроки для обучения рисованию гуашью с нуля. В статьях вы найдете основы рисования гуашью, особенности выбора материалов, техники, подсказки и практические примеры. Очень советуем попробовать пошаговые рисунки гуашью, стоит всего лишь выбрать понравившийся и следовать этапам для его воплощения. Пошаговые работы отлично формируют навыки и закрепляют полученные знания.

Помимо рисования гуашью, возможно, вам будет интересен курс уроков, посвященных тому, как научиться рисовать карандашом. Советуем также обратить внимание на курс статей по основным правилам рисования и частым ошибкам начинающих художников. Есть также полезные статьи по рисованию набросков - скетчингу. Ну и для более опытных людей, занимающихся рисунком и живописью, может быть интересна серия статей о современном рисунке.

Уроки рисования гуашью

Здесь все статьи представлены в последовательности, рекомендуемой для обучения: от теоретических основ до выполнения работ в разных техниках.

Часть 1. Теоретические основы рисования гуашью

Что такое «гуашь»? Из чего гуашевые краски делали в прошлом и производят в наши дни? Где и как художники всех эпох использовали гуашь? В этом разделе вы найдете ответы на эти вопросы, а также узнаете множество других важных фактов о гуаши.

  1. История гуаши в живописи: от создания до использования в наши дни
  2. Состав гуаши: пигменты, гуммиарабик и другие компоненты
  3. Виды красок: сравнение гуаши с другими красками
  4. Основные свойства гуаши и особенности рисования

Здесь мы детально изучим наш предмет. Какие марки гуаши существуют на рынке? В чем состоит ключевая разница между ними? Какие принадлежности необходимы, а какие используются редко? Прежде всего, мы поговорим о красках, бумаге и кистях. А затем познакомимся и с другими инструментами.

  1. Как выбрать гуашь для рисования
  2. Выбор бумаги для рисования гуашью
  3. Выбор кисти для рисования: какие виды подойдут лучше
  4. Инструменты и материалы для рисования гуашью

Часть 2. Практические основы рисования гуашью

Здесь вы найдете практические советы по обустройству рабочего места, научитесь обращаться с бумагой. А также узнаете кое-что о том, как сочетать цветовые гаммы, и почему лучше не смешивать на своем рабочем столе аналоговое и цифровое.

  1. Как натянуть акварельную бумагу на планшет
  2. Теория цвета для художников и дизайнеров
  3. 7 видов цветовых контрастов с примерами
  4. Виды цветовых гармоний в цветовом круге с примерами
  5. Рабочее место для рисования гуашью
  6. Пошаговый порядок работы в рисовании гуашью

Часть 3. Приемы и техники рисования гуашью

Гуашь позволяет работать как прозрачными лессировками — наподобие акварели, так и толстыми слоями краски — как маслом или акрилом. А еще живопись гуашью предполагает возможность пользоваться маскирующей жидкостью, а также смывать уже подсохший красочный слой. В этой части мы рассмотрим широкий набор приемов, использующих уникальные свойства гуаши, и шаг за шагом их опробуем.

  1. Лессировка и размывка в рисовании гуашью
  2. Трафаретная живопись: техника нанесения красок трафаретами
  3. Рисование чертежными и тростниковыми перьями
  4. Техники и приемы в рисовании гуашью
  5. Маскировка резервной жидкостью и клейкой лентой
  6. Использование гуаши с другими красками и материалами

Это последняя и, пожалуй, самая важная часть. Она о том, как претворить в жизнь всю теорию, которую мы узнали о гуаши. Потому что информация о материалах, всяческие приемы и хитрости, войдут в ваш репертуар в тот момент, когда вы начнете их использовать. Поэтому здесь мы предлагаем некоторые советы и ответы на вопросы. Например, как лучше изобразить гуашью людей, животных или растения? И, поскольку догматизм и искусство плохо совместимы, воспользуйтесь этими советами как руководством к самостоятельным опытам и экспериментам.

  1. Выполнение эскизов в рисовании гуашью
  2. Рисование животных гуашью
  3. Рисование растений и цветов гуашью
  4. Рисование людей гуашью и пошаговое изображение лица человека
  5. Рисование одежды и ткани гуашью
  6. Рисование гуашью предметов из стекла, камня, металла и дерева
  7. Рисование пейзажей гуашью
  8. Леттеринг и каллиграфия в рисовании гуашью

Сделайте сами несколько работ гуашью, чтобы понять, станет ли эта техника «вашей». Пробуйте, совершайте собственные открытия и ошибки. В конце концов, любой опыт, который стоит того, чтобы так называться, мы должны приобретать сами. Как сформулировал это Оскар Уайльд: « Опыт — это просто название, которое мы даем нашим ошибкам ». А гуашь — это просто краски, идеально адаптированные к самым разным задачам, рабочим условиям и людским темпераментам. Надеемся, что и вы попадете под очарование этой техники.

Несекретные материалы, или как рисовать металлы, органику, камень

Закончили рисунок, а доспехи рыцаря не похожи на потрепанное в боях железо? Золото больше напоминает медь? Возможно, стоит попрактиковаться в рисовании материалов. Посмотрим, как эти задачи решают другие художники.

Термин “рендеринг” пришел в сферу цифрового рисования из 3D моделирования. В дословном переводе он означает “визуализация”, а по сути описывает конечный этап создания изображения с помощью компьютерной программы. На стадии рендеринга объекты приобретают свой финальный облик — реалистичный или стилизованный. В 2D рисунке этими словами называют процесс отрисовки деталей.

Зачем практиковать рендеринг материалов? Чтобы лучше рисовать! Умение передавать текстуру и фактуру разных материалов, правильно расставлять блики и тени поможет создать ощущение реальности объекта. Зрителю будет понятно, что он видит металл, а не пластик; стекло, а не дымку.

Поверхность объектов также может стать элементом сторителлинга и дополнить историю персонажа или предмета. Одежда, изготовленная из одной и той же ткани, будет по-разному выглядеть на бедняке или на зажиточном торговце. У первого материал скорее всего изношен и испачкан, а у второго — чистый и новенький, ведь он может позволить себе менять костюм каждый день.

В результате использования материалы изнашиваются, что отражается на их внешнем виде. Это касается не только кожи, но и вообще всего.

Чтобы реалистично изобразить сталь, камень или кусок янтаря, нужно не только найти подходящие референсы, но и изучить свойства материалов. Не обязательно помнить, сколько процентов углерода содержит сталь, но нужно знать какого она цвета, как отражает свет и как изменяется со временем.

Текстура — исключительно визуальная характеристика материала. Это цвет и узор на его поверхности. Текстура некоторых материалов, таких как дерево или оникс, уникальна и позволяет сразу понять, из чего сделан предмет. Также узор на поверхности помогает передать форму объекта.

Текстура должна лежать по форме: изгибаться и мяться по складкам на ткани, заворачиваться и обрезаться по контуру объекта и т.д. Если вы нарисуете ее неправильно, то форма основного предмета также будет хуже читаться.

Если текстура по своей сути — плоский рисунок, натянутый на форму, то фактура — это рельеф материала. Он может быть гладким или шероховатым, покрытым вмятинами и царапинами. Через фактуру показывают устойчивость материала к повреждениям, его возраст и степень обработки человеком. Но самое главное — от рельефа поверхности зависит способность материала отражать свет.

На необработанных пиломатериалах видны следы распила и торчащие волокна древесины. После обработки фактура становится гладкой. Вместе с этим выравниваются края предмета и появляются яркие блики.

Отражательная способность разных металлов: железо чистое и ржавое, золото старое и полированное, хромированный шарик. Учебная работа концепт-художницы и иллюстратора Giulia Zoia

Это свойство во многом зависит от состояния поверхности материала. Если предмет неровный и шероховатый, то световые волны, попадающие на него, отражаются в разных направлениях. Блики и тени на таком материале ненасыщенные, он будет казаться матовым.

Если же поверхность идеально гладкая (размер неровностей не превышает 0,001 мм.), то свет от нее будет отражаться в одном направлении. Благодаря такой концентрации светового луча часть предмета будет очень яркой, а другая часть — очень темной.

В зависимости от состояния поверхности материала различают зеркальное, диффузное и смешанное отражение.

При работе с отражениями нужно помнить об эффекте Френеля. Его суть такова: чем меньше угол между линией взгляда и плоскостью, тем сильнее свет будет отражаться от нее. Это проще понять на наглядных примерах:

Рисование гуашью предметов из стекла, камня, металла и дерева

Предметы, которыми мы себя окружаем, отражают нашу сущность, по вещам мы судим об их владельцах, а сами владельцы используют порой предметы обихода, чтобы произвести впечатление на других. Предметы пронизывают нашу жизнь, влияют на нее и делают часто видимым невидимое. Поэтому неудивительно, что разные предметы то тут, то там обильно появляются на картинах.

Рисование гуашью предметов из стекла, камня, металла и дерева

Всегда изумляет, когда художнику удается сочетать в одной работе предметы с разной материальностью, — будь то бутылка, яблоко, чайная ложка. Стоит дать вам несколько советов и предложить некоторые идеи по поводу того, как можно овладеть этим искусством, используя гуашь.

Рисование гуашью предметов из стекла, камня, металла и дерева

Первый пример показывает, как сделать так, чтобы пища, которую вы изображаете, выглядела еще вкуснее. Выпечка и блюдо не случайно контрастируют друг с другом. Если изобразить фарфор в холодных тонах и сохранить теплые тона для лежащей на нем снеди, это усилит контраст. И если все нарисовать правильно, то, глядя на работу, ваш зритель будет глотать слюнки!

Голландский символизм в рисовании предметов

То, что золотой век фламандского натюрморта пришелся на 17-е столетие — не случайность. Это было время, когда учение Жана Кальвина стало необычайно популярным в Нидерландах. У знаменитого моралиста было специфическое отношение к предметам утвари. Он утверждал, что каждый из них несет в себе тайный смысл. Поэтому фламандцы писали нагруженные снедью столы, прогибающиеся под тяжестью тщательно выписанной дичи, фруктов, бокалов с вином и морепродуктов. При этом потрясающий реализм этой мертвой натуры не был самоцелью. Подлинный смысл заключался в его символике, которая в наши дни, возможно, покажется не столь очевидной.

Рисование гуашью предметов из стекла, камня, металла и дерева

Образованный зритель той эпохи, глядя на праздник для глаз перед собою, видел множество скрытых аллегорий и метафор. Так, серебряные столовые приборы были символом земных богатств и их эфемерности; окорока, ливерные колбасы и другие мясные продукты означали плотские утехи, а лимон (приятный на вид, но кислый внутри) воплощал собой предательство. Погасшая свеча символизировала быстротечность человеческого существования, а полный фужер указывал как на хрупкость жизни, так и на воздержание и способность контролировать свои эмоции. Но оставим символизм голландских натюрмортов: в обычной жизни мы подчас владеем вещами только потому, что они практичны, или из-за их красоты.

Серебро

Обычно, изображая фамильное серебро, мы используем много белил. Тут нужно решить, будет серебро матовым и тусклым или блестящим. Потому что, чем больше начищен металл, тем сильнее контраст отражений и бликов. Эти чайные ложки, должно быть, давно не чистили, и потому они лишь сдержанно поблескивают.

Рисование гуашью предметов из металла

Железо

Так как железо то быстро ржавеет и покрывается патиной, то снова начинает блестеть после полировки, важно показать эти два его свойства. Этот эскимосский нож изображен так, что вначале был нанесен темный слой ржавчины, впоследствии покрытый «стальной» заливкой серого цвета. Затем светло-серым я нарисовал отполированный металл и только после этого — клеймо: сначала темные углубления, затем светлые блики.

Рисование гуашью предметов из железа

Камень

Чтобы соответствующим образом показать материальность камня, прекрасно подойдет техника маскировки. Для этого нужно замаскировать негативное пространство вокруг предмета (подробнее здесь). Затем продолжайте работать от темного к светло-серому. Важно дать краске свободно растекаться, нанося жидкие лессировки, и накладывать краску щедрыми мазками кисти.

Рисование гуашью предметов из камня

Дерево

Эту деревянную дощечку я нашел на самой северной оконечности Дании на пляже Скагена. Отшлифованная морем, с двумя ржавыми гвоздями, она напоминает мне задумчивого крокодила. Чтобы сделать древесную текстуру более заметной, первый слой я проложил светлой охрой и, обозначая ржавчину, немедленно добавил красно-коричневый цвет так, чтобы он затек на еще мокрую краску. Затем я закрасил светло-серым затененные участки. Это придает доске объем. Текстуру дерева я оставил напоследок — по светлым пятнам она сработана светло-серым, но темнее, чем фон. В тени текстура, соответственно, также должна быть изображена несколько темнее.

Рисование гуашью предметов из дерева

Стекло

Так как стеклянные бутылки изначально отлиты по форме, не будет ошибкой проложить первый слой краски, используя побольше воды. Таким образом, вы сможете лучше изобразить все неровности стекла, особенно не контролируя текучесть краски.

Лессировка и размывка в рисовании гуашью

Мы уже упоминали, что у гуаши и акварели очень много общего. Теперь давайте приглядимся и поймем, чем полезно это знание. По определению, гуашь — это непрозрачные краски на водной основе. Но это справедливо только отчасти, так как ею можно писать и прозрачно. Как только мы посильнее разведем гуашь в воде, то увидим, что при нанесении на бумагу она совсем незначительно будет отличаться от акварели. Поэтому давайте сначала ознакомимся с лессировкой и размывкой — двумя основными техниками акварельной живописи.

Лессировка и размывка в рисовании гуашью

Лессировка

Лессировкой называется живопись прозрачными слоями. Важно дать каждому слою высохнуть до конца, прежде чем наносить следующий.

Лессированные участки обычно получаются глубже и сложнее, чем написанные alla prima — то есть за один прием. В этой технике мы, как правило, работаем от светлого к темному, начав с первого светлого слоя. По мере нанесения новых слоев изображение темнеет, приобретая объем и насыщенность.

Лессировка и размывка в рисовании гуашью

Поскольку высохшая гуашь не водостойка, будьте очень аккуратны, прокладывая каждый новый слой лессировки. В противном случае вы размоете уже закрашенные участки вашей работы. Немного попрактиковавшись, вы поймете — важно не возить кистью по одним и тем же местам несколько раз. Когда вы научитесь справляться с этим, у вас получатся превосходные лессировки.

Размывка

В данном случае, в отличие от лессировки, вы не ждете, когда нарисованное высохнет, а продолжаете работать с сильно разведенной краской, делая плавные переходы. Получающиеся в результате этого затеки намного сложнее контролировать, чем в случае с пошаговой техникой лессировки. Но зато анархичная и непредсказуемая сторона гуаши в этой технике проявляется на все сто. Для размывки большое значение имеет, во-первых, бумага: от ее впитывающей способности и текстуры зависит текучесть красок. Во-вторых, очень полезной будет мягкая большая кисть — плоская или круглая. Кроме того, размывкой пользуются, когда нужно подкрасить рисунок так, чтобы он получился ярким и заметным. Вспомните, к примеру, рисунки Гойи и Рембрандта тростниковым пером с размывками кистью.

Лессировка и размывка в рисовании гуашью

Но все же самое интересное ждет нас при сочетании лессировок и размывки в одной работе. Отнеситесь к этим приемам как к дополняющим друг друга функциям, — так, размытый фон может быть прекрасным контрапунктом к тщательно проработанным лессированным фигурам на первом плане.

Укрывистая и прозрачная живопись от темного к светлому

Неважно, начинающий вы художник или опытный профессионал, — каждый сталкивался со знаменитым страхом белого листа. Техника, которую я представлю вам здесь, идеально подходит для того, чтобы избежать кенофобии, как называл боязнь пустоты Аристотель. Больше вам не придется тащиться по белой пустыне. Начните сразу же с цветной заливки фона или полностью загрунтуйте лист черным цветом!

Этот прием часто используют в живописи масляными красками. Мне он всегда казался чем-то очень естественным.

Ведь смысл такого подхода в том, чтобы постепенно вывести изображаемое из небытия и неопределенности, из темноты на свет. Лица, написанные таким способом, как по волшебству, словно светятся изнутри. Вспомните крайне выразительные портреты эпохи Возрождения, написанные фламандским художником Петрусом Кристусом или немцем Гансом Гольбейном Младшим. С помощью первого слоя глубокой грунтовки вы создаете тон, который сыграет решающую роль для атмосферы будущей картины. Так, синеватый фон придаст работе сдержанную, холодную тональность, а красно-коричневый подмалевок окрасит все в более теплые и эмоциональные тона.

Укрывистая и прозрачная живопись от темного к светлому

Переходить от темного к светлому можно, накладывая прозрачные слои краски — получится своего рода «обратная лессировка». Обратная — потому что с каждым новым слоем картина светлеет, а не темнеет, как в случае с лессировкой классической. На иллюстрации выше негативное пространство вокруг было сначала покрыто маскирующей жидкостью, а силуэт загрунтован черным (1). Затем методом лессировки были проложены серый (2), а потом бежевый (3). Наконец, чтобы выделить самые светлые места, были наложены матовый розовый, синий (4) и в заключение — белила (5).

Совет

Независимо от того, пишете ли вы светлыми красками пастозно или сильно разводите их водой, рано или поздно обычных белил будет недостаточно, чтобы перекрыть темные места. Поэтому обзаведитесь более кроющими белилами permanent white. В красках под таким названием содержится больше пигментов, и чаще всего они состоят из оксида титана, обладающего более высокой кроющей способностью, чем белила, сделанные из оксида цинка. А если этого недостаточно, поищите суперукрывистые белила bleedproof white, выпускаемые некоторыми производителями (например, Daler-Rowney или Dr.Ph.Martin's) . Они легко покрывают все мыслимые и немыслимые водорастворимые краски и тушь.

Укрывистая и прозрачная живопись от темного к светлому

Когда вы пишете, переходя от темного к светлому, важно дать высохнуть только что нанесенному слою, так же как при письме лессировками. Многие художники, чтобы не прокладывать фон, используют цветную бумагу. Это экономит время, да и неплохо смотрится. Даже разведенная высококачественная гуашь сохранит яркость и укрывистость, поэтому она будут выглядеть так же сочно на черной или темной цветной бумаге.

Укрывистая и прозрачная живопись от темного к светлому

К сожалению, цветная акварельная бумага — редкость, но, тем не менее, есть возможность найти сорта нежно-серого, синего или кремового оттенка. Такие выпускает, например, английская компания Bockingford. Если вы ищете другие, более насыщенные цвета, можно взять бумагу Mi-Teintes фирмы Canson, которая в крайнем случае сможет заменить бумагу для акварели (обе иллюстрации с животными нарисованы именно на такой бумаге).

Читайте также: