Как рисовать металл карандашом

Обновлено: 04.05.2024

Теперь у вас есть прекрасная возможность рисовать, редактировать любые изображения из любой точки мира не имея под рукой графического редактора.
"Фотошоп онлайн" - Полностью бесплатен! Доступен откуда угодно, не требует установки, легок, удобен и практичен!
Для использования "фотошоп онлайн" нажмите на кнопку.

Уроки Рисования » Рисуем Разное »

Как научиться рисовать металл

Уважаемый посетитель, позвольте для начала предложить Вам Зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем.
Это займет всего минуту, и вы сможете воспользоваться множеством дополнительных возможностей нашего сайта.

Примечание: В рисовании в стиле "реализм" главное - добиться реалистичности конечного изображения.
Нужно знать некоторые хитрости - как нарисовать тот или иной объект, какие его характеристики могут помочь прижать ему жизни на рисунке?
В этом уроке вы узнаете, как нарисовать текстуру металла и металлические предметы (на примере рыцаря в доспехах с мечем), правильно расставить свет и не забыть об отражении.

Прежде чем начать рисовать, не важно, в каком стиле или жанре вы собираетесь это делать, просто необходимо знать основные характеристики света, материала и то, как они взаимодействуют между собой. Вообще эта тема довольно щепетильная, но я все же постараюсь в общих чертах описать, что за ней кроется. Когда вы представляете это взаимодействие, придать своему изображению желаемый эффект становится гораздо легче. В этом уроке я расскажу вам конкретно о металле, но как только вы поймете суть, вы сможете применять эти знания для любого материала, который захотите нарисовать.

На картинках ниже вы видите рабочий процесс одного из моих изображений под названием «Палач». На нем цельная броня, и вокруг него расположены два источника света. Главный источник – яркий белый свет, а второй – средний, с бирюзовым оттенком. Посмотрите повнимательнее на этапы рисования этой работы, и вы увидите, что добавление отражения на металл делает картинку более реалистичной с каждым шагом. Не бойтесь экспериментировать с вашими изображениями. Если вы рисуете в цифровой среде, экспериментировать проще простого.

Процесс рисования «Палача»

Как научиться рисовать металл

Как научиться рисовать металл

Для рисования 90% этой работы я использовал вот эту обычную круглую кисть. Уменьшите слегка значение твердости (hardness) чтобы сделать переходы мягче.

Как научиться рисовать металл

Когда рисуете метал, самое главное – помнить о свете и отражении. Любой вид металла отражает свет. Степень отражения зависит лишь от текстуры поверхности. Чем меньше текстурность – тем больше отражение, и наоборот. На некоторых поверхностях текстуру можно разглядеть только с помощью лупы. Эти мелкие детали и являются отличительной чертой разных материалов. Не забудьте также, что свет и цвет отражаются и от других поверхностей.

Как научиться рисовать металл

Как научиться рисовать металл

Некоторое количество света теряется при отражении от текстурной поверхности. Даже самые малюсенькие элементы вокруг нас всегда отражают какую-то часть света. Без этого отражения мы бы просто не смогли ничего увидеть.

Кроме поверхности, есть еще одна вещь, про которую не стоит забывать. Это молекулярное строение материалов. Чем плотнее структура молекул, тем тверже материал. Давайте сравним несколько материалов и представим их в реальности. Это что-то вроде математики (которую я, признаться, ненавижу) и геометрии. Вам нужно рассчитать угол и силу отражения света и умножить это на показательно поверхности, от которой он отражается. Обычно художники делают это практически не задумываясь, определяют все так сказать «на глазок». Программное обеспечение 3D использует ту же логику, подсчитывая все эти величины. Чем больше лучей света будет на изображении, тем более реалистичным оно получится в итоге.

Как научиться рисовать металл

Как вы видите, у мягких материалов плотность молекул меньше, и наоборот, у твердых – больше.
Поэтому они быстрее изнашиваются. Просто подумайте об окружающих предметах и вы поймете, почему тот или иной материал используется именно для того или иного предмета.

Например:
Джем: с его довольно редким распространением молекул его очень легко жевать и переваривать. Порой его даже не нужно жевать и глотать.
Сталь: Эти ребята – козлы отпущения всех твердых вещей. В пылу сражения, этот материал самый надежный. Просто наденьте доспехи и можете не бояться никаких врагов. Но только не в том случае, если у них есть меч, сделанный из стали лучшего качества, в данном случае из стали более плотной структуры, или из титана.
Дерево: Легко приобрести (по крайней мере раньше было так), легко придать необходимую форму, живой материал, дающий вам ощущение комфорта, поскольку вы, будучи человеком, и оно, будучи растением, имеете мистическую связь еще со времен Древа Познания и Адама с Евой. Дерево достаточно легкое, чтобы его мог перенести человек, и достаточно твердое, чтобы из него создавались предметы, используемые впоследствии годами.

Работа с цветом требует большой практики, так же как и анатомия, композиция и перспектива. Так что я всем советую познакомиться с теорией работы с цветом. И это касается не только новичков! Это нужно например для того, чтобы вы лучше понимали, что вам идет в плане одежды или прикидывали, какой цвет волос вам пойдет, а какой нет. Для меня, процесс подбирания цветов – самое интересное в рисовании.

Как научиться рисовать металл

Прежде чем начинать ваше рисование, выберите нужные вам цвета (для этого и нужно изучать теорию цвета!) и создайте для них отдельный слой (сделайте собственную палитру). Снизьте немного значения нажима и прозрачности кисти. Если вы пользуетесь планшетом, выберите одну из его кнопок для инструмента пипетка (eye-dropper tool). Нарисуйте сначала одну часть вашего рисунка, затем вторую, но не используйте инструмент Смазывание (Smudge tool). Только если вы точно уверены в том что делаете, можете попробовать.

Как научиться рисовать металл

Теперь примените инструмент пипетка (eye-dropper tool) в области объединения двух цветов. Повторяйте процесс смешивания до тех пор, пока переход цветов не будет выглядеть достаточно мягким. Когда вы рисуете поверхность вроде кожи, пользуйтесь круглой кистью с мягкими краями чтобы сделать смешивание еще мягче.

Еще один хороший пример – снег. Представьте себе какую-либо поверхность, покрытую снегом. Она очень мягкая, не так ли. А теперь представьте, что берете в руку снег и сминаете его. У нас получится снежок, настолько твердый, что им можно разбить стекло.
Материал с большей плотностью всегда проникает в тот, у которого плотность меньше. Например, бриллиантом можно разрезать сталь. Сталь либо железо может порезать дерево, или даже ваш палец. Или вот еще – дерево режет воду. Представьте, что вы бросаете деревянный топор в бассейн полный воды. Не смотря на все эти брызги и все остальное, по сути, дерево реально разрезает воду. Хотя воде нужно посвятить отдельный урок, мне кажется.

Как рисовать металл

П риходилось вам видеть картины, где разные предметы стоят рядом, и вы понимаете, что они какие-то не настоящие. Кажется, что все они сделаны из одного материала, хотя по другим факторам понимаете, что должны быть разными. Что не так в таких картинах? Давайте вместе разберёмся в том, как рисовать металл так, чтобы он отличался от нарисованного дерева или керамики. Поговорим, как это делать одним карандашом и как рисовать металлические предметы акварельными красками.

металлический кубок
натюрморт с чайников

натюрморт с металлическими предметами

Как рисовать металл карандашом

Согласитесь, что трудно передать материал предмета располагая в арсенале только возможностями тона и штриха. Однако, многие мастера графического искусства прекрасно справляются с этой задачей. Что им помогает и как научиться этому?

Для начала вспомним какими видами штриховки можете вы овладеть, если будете осваивать рисование графитным карандашом:

  • Линия. С этого надо начинать освоение карандаша. Линия является основным оружием карандашной техники рисования. Без неё трудно представить этот вид искусства, однако, многие мастера со временем передают формы и контуры, пользуясь другими средствами. Чистые линии обычно встречаются только в набросках и работах, выполненных с определённой целью.
  • Тушёвка. Этой техникой овладевают почти сразу. Когда ребёнку дают в руки карандаш, он начинает им чиркать, стараясь заштриховать поверхность одним цветом.
  • Затирание. Делается тушёвка поверхности, которая потом затирается кусочком бумаги или пальцем (у нетерпеливых художников) до однородного слоя.
  • Штриховка. Наиболее сложная техника. Её основу составляют параллельные штрихи, которые наносятся либо в одном направлении, либо по форме предмета.

металлическое яблоко
натюрморт с металлической посудой

натюрморт с бидоном

Итак, какой из этих видов вы бы выбрали для передачи металла на бумаге? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо подумать о свойствах металла.

Во-первых, металлическая поверхность прекрасно отражает свет. Блеск – это один из главных признаков металла. Поэтому на таких предметах обычно очень много бликов. Те, кто рисует такие предметы, стараются использовать светоотражающую способность металла. Яркие блики помогают придать рисунку металлическую окраску. Самый яркий блик – это чистый лист белой бумаги. При рисовании жестянок не заштриховывай такие места!

Во-вторых, чтобы поверхность выглядела гладкой и блестящей, а не шершавой и матовой, нужна очень аккуратная штриховка. Штрихи обычно накладывают острозаточенным карандашом близко друг к другу. Длина штрихов чаще всего используется не короткая. Многие мастера накладывают штриховку по форме предмета, что ещё лучше подчёркивает его металличность.

В-третьих, у вещей из металла есть свойство гнуться при ударах и падениях. Вмятины могут стать дополнительным звеном в передаче материала. Не упускайте такую возможность! Используйте такие детали для передачи нужного характера предмета. Если пользоваться всеми этими свойствами металла, то у вас непременно получится передать металлический вкус предмета на бумаге с помощью графитного карандаша.

музыкальный натюрморт
натюрморт с грушами

натюрморт David Cheifetz

Как рисовать металл акварелью

Теперь перейдём к краскам. Возьмём акварель, потому что научившись рисовать акварельными красками, вы сможете освоить и любые другие. Вспомним, что не любит акварель:

  • Ошибки. Попадать желательно в цвет сразу. Для этого всегда пользуйтесь палитрой и проверяйте мазок на ней. Простейшая палитра – это чистый лист такой же бумаги, на которой вы рисуете. Исправлять акварельные погрешности очень трудно и практически невозможно после высыхания краски.
  • Грязь. Смешивание трёх и более цветов приводит к появлению грязи на рисунке. Очень важно научится избегать этого. Если вы хотите добиться очень сложного оттенка, пользуйтесь прозрачностью акварели и накладывайте разные слои краски друг на друга. Делайте это после полного высыхания нижнего слоя.
  • Сухость. Аква – это вода, основная составляющая этой краски, поэтому когда жалеют воду при рисовании акварелью, получаются замученные, вызывающие жалость работы. Не жалейте воды и почаще её меняйте в большой банке.

Рисуя акварелью предметы из металла, стоит помнить об отражающих свойствах этого материала. Используйте краски для передачи всего, что отражается на металлической поверхности.

натюрморт Stanley Maxwell Brice
натюрморт с металлическим кувшином Stanley Maxwell Brice

натюрморт со сливами

Помните, что блики – главное отличие блестящих предметов. В акварели нет белил, если в ваших коробках они есть, смените краски и купите нормальные. Чтобы передать блик, оставляйте белую бумагу не закрашенной. Это после окончания работы придаст блеск вашему нарисованному металлу.

Рисовать металлические вещи акварелью очень интересно. Не скажем, что это просто. Однако вам будут увлекательно передавать отражающиеся на блестящей поверхности цвета и оттенки, это вне всякого сомнения. Не бойтесь трудностей! Если не получится первый рисунок, делайте второй, потом третий и так далее. Ваш труд непременно вознаградится. Однажды, глядя на ваше произведение, захочется взяться за холодную ручку жестяного кувшина и налить себе вина в лежащий рядом на столе металлический рог.

Ещё:

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Несекретные материалы, или как рисовать металлы, органику, камень

Закончили рисунок, а доспехи рыцаря не похожи на потрепанное в боях железо? Золото больше напоминает медь? Возможно, стоит попрактиковаться в рисовании (или 2D рендере) материалов. Посмотрим, как эти задачи решают другие художники.

Что такое рендер материалов в 2D рисовании и зачем он нужен?

Термин “рендеринг” пришел в сферу цифрового рисования из 3D моделирования. В дословном переводе он означает “визуализация”, а по сути описывает конечный этап создания изображения с помощью компьютерной программы. На стадии рендеринга объекты приобретают свой финальный облик — реалистичный или стилизованный. В 2D рисунке этими словами называют процесс отрисовки деталей.

Зачем практиковать рендеринг материалов? Чтобы лучше рисовать! Умение передавать текстуру и фактуру разных материалов, правильно расставлять блики и тени поможет создать ощущение реальности объекта. Зрителю будет понятно, что он видит металл, а не пластик; стекло, а не дымку.
Поверхность объектов также может стать элементом сторителлинга и дополнить историю персонажа или предмета. Одежда, изготовленная из одной и той же ткани, будет по-разному выглядеть на бедняке или на зажиточном торговце. У первого материал скорее всего изношен и испачкан, а у второго — чистый и новенький, ведь он может позволить себе менять костюм каждый день.

В результате использования материалы изнашиваются, что отражается на их внешнем виде. Это касается не только кожи, но и вообще всего.

Какие параметры материала важно изучать?

Чтобы реалистично изобразить сталь, камень или кусок янтаря, нужно не только найти подходящие референсы, но и изучить свойства материалов. Не обязательно помнить, сколько процентов углерода содержит сталь, но нужно знать какого она цвета, как отражает свет и как изменяется со временем.

Текстура и фактура

Вмятины, на металле создают фактуру (слева), а слоистый рисунок на камне — текстуру (справа).

Текстура — исключительно визуальная характеристика материала. Это цвет и узор на его поверхности. Текстура некоторых материалов, таких как дерево или оникс, уникальна и позволяет сразу понять, из чего сделан предмет. Также узор на поверхности помогает передать форму объекта.

Текстура должна лежать по форме: изгибаться и мяться по складкам на ткани, заворачиваться и обрезаться по контуру объекта и т.д. Если вы нарисуете ее неправильно, то форма основного предмета также будет хуже читаться.

Если текстура по своей сути — плоский рисунок, натянутый на форму, то фактура — это рельеф материала. Он может быть гладким или шероховатым, покрытым вмятинами и царапинами. Через фактуру показывают устойчивость материала к повреждениям, его возраст и степень обработки человеком. Но самое главное — от рельефа поверхности зависит способность материала отражать свет.

На необработанных пиломатериалах видны следы распила и торчащие волокна древесины. После обработки фактура становится гладкой. Вместе с этим выравниваются края предмета и появляются яркие блики.

Отражательная способность

Отражательная способность разных металлов: железо чистое и ржавое, золото старое и полированное, хромированный шарик. Учебная работа концепт-художницы и иллюстратора Giulia Zoia

Это свойство во многом зависит от состояния поверхности материала. Если предмет неровный и шероховатый, то световые волны, попадающие на него, отражаются в разных направлениях. Блики и тени на таком материале ненасыщенные, он будет казаться матовым.

Если же поверхность идеально гладкая (размер неровностей не превышает 0,001 мм.), то свет от нее будет отражаться в одном направлении. Благодаря такой концентрации светового луча часть предмета будет очень яркой, а другая часть — очень темной.

В зависимости от состояния поверхности материала различают зеркальное, диффузное и смешанное отражение.

При работе с отражениями нужно помнить об эффекте Френеля. Его суть такова: чем меньше угол между линией взгляда и плоскостью, тем сильнее свет будет отражаться от нее. Это проще понять на наглядных примерах:

Схема действия эффекта Френеля.

А вот как это выглядит в жизни:

По мере изменения точки обзора поверхность стола светлеет, так как мы видим отраженную в ней стену.

Прозрачность

Некоторые материалы могут пропускать сквозь себя большую часть светового излучения, поэтому обычное стекло почти не отражает свет и мы можем видеть, что творится за окном. А вот металлы, например, не пропускают свет совсем. Если с прозрачными и непрозрачными материалами все понятно, то с полупрозрачными — куда интереснее.

Луч света проникает внутрь полупрозрачного предмета и многократно отражается частицами материала в случайных направлениях, т.е. рассеивается. Этот эффект называется подповерхностным рассеиванием. Материал поглощает свет не полностью — часть его проходит сквозь предмет и в освещенной области цвет становится более ярким и насыщенным.

В прозрачном объекте (слева) луч света не меняет свою траекторию, а в полупрозрачном (справа) — искажается и рассеивается.

Подповерхностное рассеивание особенно заметно на тонких объектах:

Поднесите пыльцы в темноте к источнику света и увидите тот же эффект.

Крепкая база

Даже самый реалистичный рендер не спасет работу, если она имеет неудачную композицию или у персонажа имеются проблемы с анатомией. Поэтому прежде всего художник должен владеть базовыми знаниями академического рисунка и живописи. Об этом не устает повторять такой титан цифрового рисунка, как Крейг Маллинс.

«Основы академического рисунка — крепкий фундамент для профессионального роста художника. Важно знать композицию и анатомию, уметь работать с цветом и тоном»
Крейг Маллинс

Время для практики

Металлы

Человек стал изготавливать металлические изделия еще в доисторические времена. Благодаря прочности и плавкости металлы используются повсеместно. Из них делают технику, инструменты, предметы быта, украшения и многое другое. Металлы применялись на протяжении всей человеческой истории и, скорее всего, будут применяться в обозримом будущем.

Художнику важно освоить этот материал, научиться различать железо и сталь, не путать золото и медь. Навык пригодится в любом направлении, будь то фэнтези или сай-фай, ведь из металла могут быть сделаны как доспехи средневекового рыцаря, так и корпус боевого робота.

Разберем свойства металлов, с которыми может столкнуться художник.

Железо

Железо, особенно неотполированное, отражает свет хуже, чем все прочие металлы.

Нарисуем шар с простой светотенью. Переходы между тенью и светом будут неровными из-за шершавой фактуры, поэтому лучше использовать текстурную кисть с рваным краем.

Железо, по сравнению со многими его сплавами — мягкий и пластичный металл, поэтому на нем легко образуются сколы, царапины и вмятины. На новом слое в режиме “Overlay” нарисуем текстурной кистью мелкие дефекты и шероховатости, сделаем тень более насыщенной. Для глубоких вмятин и царапин возьмем темный оттенок основного цвета, а края, на которые попадает свет, выделим светлым оттенком.

Железо быстро окисляется от влаги, если его не обработать. Коррозия разрушает материал, его поверхность искажается и хуже отражает цвет. Поэтому несколько мазков, сделанных ненасыщенным красно-оранжевым цветом, будут уместно смотреться на нашей сфере.

Сталь

Сталь — это сплав железа с углеродом. Оно выглядит светлее железа, которое в чистом виде сегодня почти не применяется.

Благодаря небольшой примеси углерода сталь становится твердой. Поэтому из нее делали холодное оружие в Средние века, а позже — пушки, танковую броню и защитные каски. Стальной предмет будет иметь меньше царапин и вмятин, чем железный при аналогичных условиях использования. Поэтому фактура стали гладкая и она лучше отражает свет.

Как отличить от серебра?

Полированную сталь можно легко спутать с серебром. Она тоже светло-серая, сильно бликует и имеет насыщенные тени. Чтобы рендер материала был узнаваемым, можно оглядываться на эту картинку:

Слева направо: железо, сталь, серебро. Shing jong hun.

Со старым изделиями проще — с возрастом серебро темнеет и становится матовым, а сталь не меняется.

Серебро покрывается пленкой из-за того, что вступает в реакцию с частицами сероводорода в воздухе.

Золото

Золото, как и серебро — один из первых металлов, с которым познакомилось человечество. У него теплый желто-оранжевый цвет, а о его манящем блеске ходит множество легенд.

В отличие от железа, которое остается сугубо рабочим металлом, обработке золотых изделий уделяется больше времени. Мы обычно видим материал гладким и полированным. Поэтому создадим на сфере плавные переходы от света к тени с помощью мягкой кисти и добавим ярко выраженный рефлекс.

Драгоценный металл хорошо отражает свет. Поэтому сделаем блики и тень более насыщенными, добавим нечеткое отражение окружающих предметов и источников света, а также падающую тень.

Если золотое изделие не хранится в музее под стеклом, то на нем могут появиться царапины и вмятины, ведь золото — очень мягкий металл. В чистом виде оно сравнимо по твердости с ногтем. Поэтому на сферу можно добавить шероховатости. Несмотря на мягкость, золото почти не изменяет цвет с течением времени и может лишь немного потускнеть.

Как не превратить золото в бронзу или медь?

Если художник ошибется с насыщенностью цвета или делает блики и рефлексы недостаточно яркими, то драгоценный металл тут же теряет в цене: зритель путает золото с медью или бронзой, у которых похожий цвет. Держите еще одну шпаргалку:

Слева направо: медь и бронза, латунь, золото. Автор: Shing jong hun.

Камень

Камень — это твердая горная порода, которая состоит из минералов или окаменевшего органического материала и не относится к металлам.

Существует огромное количество горных пород, различающихся цветом и рисунком на изломе. Они могут образоваться в результате вулканической активности, жизнедеятельности живых организмов и под действием внешних условий — давления, температуры и т.д.

Камни подвержены влиянию окружающей среды. Они выветриваются, вымываются, трескаются, разламываются на части. Природный камень неровный, поэтому можно немного отойти от правильной формы шара. Так рендер будет более естественным.

На первых двух этапах наметим грани каменной глыбы и определим, на какие падает свет, а какие останутся в тени. В качестве основного цвета будем использовать серый с небольшой примесью синего, будто камень лежит в лесу под открытым небом.

Далее сделаем рубленые формы немного мягче и добавим трещин. Начнем создавать шероховатую фактуру, чередуя светлую и темную кисть. Сделаем тень более насыщенной в самых темных участках и добавим света на подставленные солнцу участки. Раз уж наш камень лежит в лесу, то немного мха не помешает — зеленый добавит жизни серому камню.

На завершающем этапе уточним границы всех граней с помощью света и тени, а также добавим блики по краям излома.

Полупрозрачные камни и минералы

Способ обработки минералов слева называется кабошон, а справа — фасетная огранка.

Светотень на полупрозрачном объекте будет совершенно не такой, как на литых сферах. Темным будет участок, расположенный ближе к источнику освещения. Все потому, что свет внутри предмета рассеивается не сразу, а постепенно.

Свет попадает на заднюю стенку, проходит сквозь нее и освещает поверхность, где лежит предмет. Поэтому падающая тень тоже нестандартная — она будет идти от светлого к темному и окрашиваться в цвет сферы.

В нижней части сферы добавим отражение поверхности, на которой она лежит. Поверхность драгоценных камней обрабатывают и полируют, поэтому она будет сильно бликовать. В финале слегка пройдемся текстурной кистью, чтобы показать неоднородную структуру материала. Кабошоны обычно делают из мутных камней или из минералов с необычным оптическим эффектом.

Некоторые минералы имеют кристаллическую структуру, которая придает им вид правильных многогранников с плоскими гранями и острыми углами. В рисовании таких материалов пригодится инструмент “Rectangle Tool”, который позволяет работать с прямоугольными областями в фотошопе. С помощью функции “Free Transform” можно придавать им вид ромбов, трапеций и треугольников.

Кристалл собран из простых форм справа. Как сделать такой же? Читайте в нашем руководстве.

Каждую грань лучше создавать на отдельном слое — так проще вносить правки и не задеть лишнего кистью. В итоге получим ровный и аккуратный кристалл.

Фасетную огранку обычно делают для прозрачных минералов. Свет в них многократно преломляется и может давать яркие отблески на разных гранях. Но касательно общей светотени ограненные кристаллы подчиняются общим правилам для полупрозрачных материалов.

Древесина

Текстура и цвет древесины зависит от многих факторов — способа распила, породы дерева, обработки и условий использования. Материал может меняться от светло-желтого и охристого до темно-коричневого и серого цвета.

Цвет и узор зависит от породы древесины и возраста изделия.

Древесина, полученная из одного и того же дерева, может иметь разную текстуру в зависимости от направления спила:

Необработанная древесина имеет волокнистую структуру, поэтому она матовая. Если дерево полированное или покрыто лаком, то оно станет контрастнее — на гранях появятся яркие блики, а тени на изломе граней будут насыщеннее.

Узор древесины не всегда идеален, ведь это природный материал. Он может иметь пороки, которые образовались в результате развития растения, его распила или неправильного хранения. Поэтому трещины, царапины и глазки придадут живости рисунку. Но нужно знать меру — древесина с разнородной текстурой будет естественнее смотреться в домике лесника, чем в кабинете большого начальника.

Изобразим старую древесину, поэтому в качестве основного возьмем ненасыщенный серо-коричневый цвет. Чтобы передать текстуру дерева, нужно придерживаться направления роста волокон. Со временем они рассыхаются и образуют глубокие неровные трещины. Нарисуем их жесткой кистью, а затем выделим светлым тоном края, на которые попадает свет.

Продолжим добавлять детали — нарисуем глазок и сделаем так, будто сфера собрана из досок и между ними есть ощутимые зазоры. Это испортит идеальную форму окружности, но позволит лучше передать ощущение материала.

Цвет древесины неравномерный, поэтому на выручку снова придет большая текстурная кисть. Сделаем несколько легких мазков темным и светлым оттенком основного цвета, а затем добавим немного зеленого, будто на дереве уже проросли мхи и лишайники. В качестве финального штриха добавим холодный свет от бокового освещения на грани трещин.

Уметь рендерить растения нужно не только специалисту по окружению, но и концепт-художникам и иллюстраторам — вдруг поступит заказ на энта?

Рисование растений мало чем отличается от рисования других объектов. Принцип построения веток, стволов, листвы, цветов и плодов тоже основан на простых формах.

При работе с растительностью художники часто сталкиваются с множеством мелких форм, объединенных в один массив. Это могут быть пышные кроны деревьев, состоящие из отдельных листьев или поля, на которых растут десятки видов трав и кустарников. Поэтому начнем с простых форм — наметим, где будут листья, которые образуют силуэт. На следующем шаге уточним их форму и направление роста, сделаем несколько углублений в нижней части сферы.

Продолжаем расширять палитру рисунка — используем разные оттенки основного цвета для освещенных и затемненных участков, чтобы получился градиент. Продолжаем мазками прорабатывать детали листвы.

Чтобы внести разнообразие в структуру сферы, сделаем в центре участок из плотно свернутых листьев. Он будет немного похож на кочан капусты. Поставим блик на гладкой поверхности и нарисуем тонкие прожилки. Чтобы сделать картинку сочнее, подкорректируем насыщенность цвета и усилим контрастность.

Как и многие органические материалы, растительность пропускает свет. В зелень примешивается цвет от источника освещения, поэтому листья в лучах солнца приобретают нежный салатовый цвет. Ниже пример того, как будет вести себя растительная сфера при смене положения источника света. Обратите внимание, что грани листьев, повернутых к зрителю под острым углом, выглядят почти белыми благодаря эффекту Френеля.

А что дальше?

Прокачав свои навыки рендера, вы сможете рисовать персонажей, состоящих из необычных материалов и выполнить любое пожелание заказчика. Каменный голем? Человек-желе? Или, может быть, хромированное чудовище? По ссылке можно почитать, как умение рисовать зеркальные поверхности пригодилось Стивену Белледину (Steven Belledin) — художнику для карточек Magic: The Gathering.

Как добиться реалистичного изображения металла при помощи карандаша


На самом начальном этапе нужно удостовериться, что наша фотография в цифровом формате достаточно качественная — для дальнейшей работы это очень важный момент. Я использую изображение с PhotoDune.

При помощи Adobe Photoshop откроем фото в нужном размере. Я предпочитаю работать с форматом А4 (210 х 297 мм). Лучше всего будет использовать черно-белое фото, потому как в таком виде проще подобрать тона и увидеть их границы.


На верхней панели находим вкладку Вид (View), открываем Отображение (Show) и выбираем опцию Сетка (Grid) — так на нашем изображении мы получим сетку.


Шаг 2

В случае, если потребуется корректировка настроек для упрощения процесса рисования, то её модно будет выполнить следующим образом: во вкладке Установки (Preferences), находим Редактирование (Edit), открываем Направляющие, сетка и фрагменты (Guides, Grid & Slices) и выбираем размер линий сетки. Я буду использовать сетку длиной 8 см, а на каждую ячейку выберу по 2 см.


Шаг 3

После настройки сетки делаем скриншот экрана, после чего используем его в качестве слоя. При помощи команды изменения размера, настроим изображение таким образом, чтобы оно соответствовало размеру холста. После чего, обрежем края, используя команду Рамка (Crop Tool), которая находится в левой части экрана.


Шаг 4

Можно также указать символичные обозначения двух осей — горизонтальной и вертикальной, как это показано на рисунке ниже. Я предпочитаю обозначать так: 1, 2, 3 вдоль верхней горизонтальной оси и А, В, С вдоль вертикальной левой. Эти обозначения могут помочь вам отслеживать секции исходного, референсного изображения, и вы можете быть уверенны, что не запутаетесь.


Далее нужно выбрать, будете ли вы распечатывать готовое изображение или же поступите как я, и переведете изображение на графический планшет, который будете использовать в качестве референсного источника. Я считаю, что при помощи графического планшета вы не потеряете качество изображения, которое может быть искажено при печати, а кроме того, на планшете вы можете увеличивать исходный рисунок для более детального изучения.

2. Подготовка бумаги

В данном руководстве мы договорились использовать бумагу формата А4 (210 х 297 мм). Если у вас есть под рукой чертежная доска, то вам стоит закрепить бумагу на ней, дабы лист не скользил по во время рисования.


3. Процесс рисования сетки

Шаг 1

Для начала, представьте, насколько большим вы хотите сделать рисунок. Вы конечно можете выполнить его точно такого же размера или вы можете рисовать в более мелком масштабе, как это буду делать я. При помощи линейки наметьте рамку, которая будет отставать от края листа на пол сантиметра.


Используйте линейку для того, чтобы наметить размеры вашей вспомогательнйо сетки. Не стоит рисовать слишком мелкие ячейки, так как это может усложнить построение рисунка. Я советую вам использовать ячейки 2,5 х 2,5 см (1 х 1 дюйм) или даже чуть побольше. Для данного урока я решил использовать ячейки размером примерно 3,8 х 3,8 см (1,5 х 1,5 дюйма)


На данном рисунке размеры указаны в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см

Начертите сетку на бумаге, используя остро заточенный, мягкий карандаш 2В и не сильно нажимайте на него при черчении — вам потребуется в процессе рисования стирать линии сетки. Слишком сильное нажатие на карандаш или слишком твердый грифель могут оставить на бумаге нежелательные вмятины.


Отметьте значения на осях вашей сетки: 1, 2, 3 на верхней и А, В, С, на левой, как мы обсуждали ранее. Убедитесь, что обозначения проставлены точно так же, как на фотографии рисунка. (Но для данного руководства я этого делать не буду)

4. Построение

Для дальнейшей работы лучше всего также использовать карандаш 2В. Перед началом, убедитесь, что ваш карандаш заточен, так как наиболее частая ошибка, которую я наблюдаю у художников — это использование в работе притупленных карандашей. Используя референсное изображение, выберите точку фокусировки, с которой стоит начать рисовать. Лично я начну рисовать с фары автомобиля, потому что это основной элемент данной картинки. Не сильно давите на карандаш, так как некоторые линии вам возможно придется стирать и корректировать.


Продолжайте делать наброски форм изображения, намечая его основные области. Если вы делали обозначения осей, как я объяснял ранее, то процесс рисования элементов изображения для вас заметно упростится.


Как только будут выполнены наброски основных форм нашего объекта, необходимо начать проработку деталей. Начиная с этого этапа, будьте аккуратны и почаще сверяйтесь с вашим исходным изображением — если на этом шаг не все детали будут отображены, то на этапе обработки изображения у нас может возникнуть много проблем.


5. Многослойная обработка изображения

Теперь, когда мы имеем набросок нашего рисунка, мы можем начать добавлять детали и создавать определенные эффекты.


Мы будем использовать два основных метода нанесения графитного порошка и карандашей:

  • поперечная штриховка
  • округлая штриховка


Выбирая поперечный метод, штриховка сначала выполняется в одном направлении по диагонали, а затем накладываются линии штриховки поперек предыдущих. Чем ближе располагаются штрихи друг к другу, тем насыщеннее получается тон. Округлая штриховка выполняется вращательными движениями карандаша вдоль листа бумаги, без сильного нажима. Как и в случае поперечной штриховки, насыщенность тона здесь зависит от нажатия карандаша, а также от количества повторяющихся движений.

Поперечная штриховка может использоваться для более светлых тонов и она очень проста в растушевке либо тесненой бумагой, либо клячкой. Я использую круговую штриховку для более тёмных тонов, особенно она хорошо применима для черных областей, потому что такой метод штриховки легко ложится на бумагу.

Для начала нанесем небольшое количества графитного порошка на сухую кисть, для того чтобы обозначить легкий базовый тон на бумаге. Будем выполнять круговую штриховку, метод которой мы только что разбирали. Наносим основной тон при помощи кисти с пудрой. Имейте в виду, что на данном шаге необходимо получить тон не на всей поверхности рисунка



После того, как весь слой, созданный при участии ватной палочки, будет завершен, я буду использовать тесненную бумагу, чтобы дополнительно смешать полученные слои друг с другом и создать более плавный переход цветов, который нам нужно достичь в конечном результате. Для смешивания слоев на небольших площадях, таких, как например, вокруг фар или узкие участки вокруг решетки — пригодится небольшая растушевка или же снова ватная палочка.

На этом шаге снова сверьтесь с референсным изображением — если ваш результат не совсем совпадает с оригиналом, попробуйте добавить еще немного тона. В данном случае я использую мягкий грифель (либо 5В, либо 6В) и применяю сплошную поперечную штриховку. Здесь также потребуется дополнительная растушевка тесненной бумагой.

Шаг 5

С базовым тоном покончено и теперь мы можем приступить к прорисовыванию бликов и более светлых участков. Начнем с использования небольшой клячки, так как она менее грубая, по сравнению с обычным ластиком. Кроме того, на изображениях, подобных данному, я советую применять клячку для создания тусклых бликов.

После этого, можно уже использовать ластик с малыми сменными стержнями для более детальной проработки, например, для зеркальных и ярких отблесков. Если необходимо показать белый участок большой площади, который, например, изображен в верхнем левом углу нашего исходника, то в этом случае понадобится обычный резиновый ластик. Это единственный случай применения этого ластика в работе, ну кроме разве что завершающего этапа, когда нужно будет подчистить границы.


Шаг 6

На данный момент, я надеюсь, у вас получается изображение, которое все больше похоже на исходное. Чтобы «затянуть» область вниз, например, область вокруг фар, используйте механический карандаш (желательно 4В). Прорисовка более плотным штрихом граничной линии вокруг фар даст эффект резиновой окантовки, но опять же, прорабатывая линии вокруг отблесков, регулируйте давление карандаша на бумагу — вам понадобится еще подтереть эти линии для эффекта бликов на солнце.


6. Обработка хромированных деталей

Теперь, когда основная часть рисунка проработана, приступим к супер-светлым участкам автомобиля — к хромированным деталям! На мой взгляд, именно они придают машине особую привлекательность и манящий блеск.

Нанесем небольшое количество графитного порошка на ватную палочку, а не на кисть, и начнем проработку хромированных деталей. Как и в случае с основным фрагментом рисунка, наносите тон в соответствии с тоном на исходном рисунке.

Так как хромированным деталям свойственны отблески, то для них скорее понадобится только один слой графитной пудры. Начиная с этого шага мы будем использовать карандаши 3В и 5В, чтобы отобразить более темные участки вокруг фар. Здесь подойдет методика легкой, поперечной штриховки, сильно давить на бумагу не стоит.

Для светлых тонов, возле зеркальных отблесков фар, рекомендую использовать обычный карандаш НВ или механический 2Н. Здесь используем технику поперечной штриховки, базовый тон — механическим карандашом 2Н, а следующий слой, тем же методом, но только карандашом НВ.

В конце используем небольшую растушевку для смешивания двух слоев, тем самым создаем эффект плавного перехода цветов. Для выделения более ярких областей используйте маленький ластик со сменными стержнями, а для большей точности действий на данном этапе, сверяйтесь с оригиналом. Если вы выполняете данный этап с верным нажимом, то для вас все будет просто.


Теперь, когда большая часть тонов выполнена, можно начать выполнять самые темные и черные тона, чтобы действительно закончить участок. Используем механический карандаш 4В или 6В, выбираем технику плотной, круговой штриховки. На этом шаге уделяйте особое внимание деталям — например, на нашем исходном изображении вы можете заметить отражение деревьев, так что стоит отобразить и их. Процесс может быть трудоемким, но он имеет большое значение для конечного результата.


Настало время для максимально черных тонов и для них мы будем использовать черные карандаши. Будем закрашивать черные площади вокруг фар круговой штриховкой.


7. Обработка внутренней части фары и её стекла

Работа над внутренней частью фары основана на той же последовательности действий, как и в случае с хромированными деталями. Вспоминайте последовательность действий от самого светлого тона к самому темному. Для создания реалистичного изображения стекла лучше использовать ластик со сменными стержнями и обознчить уровень света внутри фары.

Как только вы выполните эту задачу, снова берите в руки механические карандаши, предпочтительно НВ и 2В, и начинайте прорисовывать мелкие детали стекла, которые проецируют пучки света. Помните, что нажим на данном этапе должен быть легким, чтобы не возникало ошибок в работе над столь мелкими деталями, иначе придется снова использовать ластик.


8. Проработка деталей капота и решетки

Если в какой-то момент вы почувствуете усталость, то передохните минут 10, чтобы освежить свой взгляд. Самая худшая вещь, которую может сделать любой художник — это продолжать работать, когда он уже очень устал. Именно тогда появляются ошибки, которые остаются незамеченными до самого последнего момента, и исправлять их уже становится поздно.

Теперь вам должно быть понятно, как именно накладывать тон за тоном, чтобы показать и металлические, и хромированные поверхности. А сейчас мы будем двигаться слева направо вдоль нашего изображения машины или справа налево, для тех, кто лучше владеет левой рукой. Продолжим работать над основными слоями при помощи графитного порошка и сухой кисти на поверхности капота. Так как данная поверхность довольно широкая, вы можете разделить её на половинки, если это упростит вашу работу и сделает ее комфортной. Дополнительно тон графитным порошком можно создать при помощи ватной палочки, а также используйте тесненную бумагу для смешивания двух слоев вместе. Как и ранее, используйте клячку, чтобы осветлить тон тех областей, где это требуется.


Работайте с тенями при помощи 3В и 5В карандашей, применяя технику округлого штриха. Растушевку в данном случае можно выполнить ватной палочкой, или клячкой, или широкой растушевкой. Вы, возможно, заметили, что я оставляю прогалы вокруг краев капота и решетки. Они должны быть черными и их можно выделить в самом конце, а пока наслаждайтесь светлыми и средними тонами.


Теперь, приступим к решетке. Посмотрите на исходное изображение — вы можете заметить отражение человеческой фигуры в левом верхнем углу решетки. Было бы неплохо добавить её и на ваш рисунок. Не забывайте о мелких деталях, ведь они могут по-настоящему впечатлить тех, кто будет любоваться вашей работой.


Продолжаем двигаться вдоль рисунка к нижнему правому углу, прорабатывая бампер


9. Добавление черных областей

Как только вы закончите все светлые и средние тона вашей работы — приступайте к черным. Как ранее было сказано, их лучше всего накладывать при помощи плотной, округлой штриховки. Возможно вам понадобится два черных карандаша на данном этапе, потому что, как вы можете сами убедиться, сильное давление очень быстро затупляет карандаш. Особенно полезно иметь второй, остро заточенный карандаш, если нужно прорисовать тонкие линии или узкие детали.


Под решеткой расположена черная область, и чтобы показать переход от этой области нам потребуется остро заточенный карандаш 7В, которым нужно будет выполнить поперечную штриховку узких областей изображения. Эти области становятся все более вытянутыми по направлению к бамперу, если двигаься к правому нижнему углу изображения. Кроме того, темные тона могут быть выполнены при помощи карандаша 6В.


10. Последние штрихи

Теперь ваша работа практически завершена! Я снова вам рекомендую свериться с исходным изображением, чтобы убедиться в том, что ни одна деталь не была упущена. Если вы аккуратно выпоняли каждый шаг и уделили достаточно времени вашему риснку, то я надеюсь, что вы и правда ничего не упустили.

Чтобы закрепить ваш рисунок воспользуйтесь фиксажным раствором. Это вещество предотвратит случайное смазывание рисунка, где бы он ни находился.


Наконец, у вас получился шедевр!

Рисование карандашами и многослойная обработка изображения могут показаться слишком долгими, особенно, в наш век цифровых технологий, но взгляните на ваш результат и вы поймете, что при помощи простейших инструментов можно создавать невероятно красивые рисунки!

Читайте также: