Как сделать катер из металла своими руками

Обновлено: 21.09.2024

А че не кто не делает моторную лодку из 3х миллиметровой стали? интересно почему? Это же выходит дешевле чем из алюминия.

Стальные лодки- только водоизмещение.вот и весь ответ на первый вопрос.
Их делали,делают и будут делать.

Не только водоизмещающие. Мы делаем не только яхты но и глиссирующие мотолодки и катера не только из АМг но и из стали.

Ну и раскажите теперь о целесообразнасти таких катеров? 700 под 135 силами 2-х тактного оптимакса идет со скоростью 40-45 км/ час на максималке,а на 750 думаю уже все 250?хотя при такой же постройке из амг или н.ж. будут совсем другие показатели.
Итого при построике затрачено тоже время,теже ресурсы и при разнице цены на материл получаем совсем другой результат и призрачную экономию в (15-20%) от стоимости. смысл.

lednic606

вице-адмирал

Судостроительная сталь хорошо ржавеет. Вот если сделать из стали 12Х18Н9Т (нержавейка кислотостойкая) лист толщиной 1 мм. Прекрасно деформируется, сваривается. Любая форма. Ей бы цены не было навеки веков. Пра пра правнукам бы хватило, на 100 лет

реф-мех

капитан 1-го ранга

Указанная марка стали со шпангоутами и реданами даст такую жесткость, которая и не снилась владельцем лодок из алюминиевых сплавов: эта сталь толщиной 1мм намного жестче дюраля толщиной 2мм и, тем более, сплава АМг. Посмотри их характеристики и сравни. Но дорогая.

Ну, даже если жесткость выше, то про вес не забывай. даже малышки АМг-шные с 2мм. днищем в основном по шпангоутам(или стрингерам) форму и принимают .. Крым - яркий пример, а если 5ти-6ти метровый катер .
Нерж лодочка по любому будет тяжелее вместе с набором чем АМг или дюраль + загрузка - вот об волнишку и "здравствуй горбатое днище", а если толще металл днища, то вес лодки вЫше, мотор мощнее(тяжелее) и прожорливее - кайфа и смысла не вижу.
В ваших "морЯх" это может и актуально, но в речных условиях - утОпия

з.ы. Подумай Миш, если всё так хорошо с нержавейкой, почему в ваших акваториях не снуют они "как комары в тихую погоду"

Каланчин

Михаил, это у вас на море она будет держаться а у нас в Сибири от перепадов температур и других факторах типа лёд и волна через пару лет по шпангоутам панцирь черепахи получается. Дядя Ваня, царствие ему небесное в начале перестройки корпус из тройки нержавейки сварганил так и помер ни разу не поднимал катер для ревизии но борта как лето не кормленая корова.
Опять же варить 1 мм это только полуавтоматом - цены на катушки конские особенно по нержавейке и "аргон" по алюминию тож 100р за 1 сантиметр. Так что приходится мужикам сталь тройку брать и и раз в пять лет подниматься подваривать и красить. А преимущества водоизмещёнки это хоть пустой хоть три тонны хомяков загрузи всё одно, одна скорость, один расход, одни обороты и полный кайф в хреновую погоду.

Вчера сижу в тёплой и сухой каюте, жую сыр без плесени а за окном ветрюга и дождь, радио что то бормочет и мысль в голове, как хорошо что я его сделал. :kapitan:

Terpi

пассажир

Вы зря думаете что все так отличается. Катер 7 м будет на 300-400 кг тяжелее чем катер из АМг. И что Вы реально думаете, что от того, что Вы посадите на 7 м катер 4 лишних человека у него настолько возрастет сопротивление? Изменится конечно, но все не так драматично как Вам кажется. Мотор большой мощности там висит не потому, что он жизненно необходим, а чтобы не гонять его на полную - ресурс будет выше. На 740, который на видео, стоит угловая колонка с Lombardini мощностью 220л.с. На варианте из АМг стояла бы та-же самая. Ну да, максимальная скорость будет меньше, думаю это понятно.
Постройка из стали требует меньшего времени и меньших ресурсов - все дешевле - материал, резка, сварка, оборудование, даже труд, да и производительность выше, что и выражается в стоимости. Но, кроме того, заказчики таких лодок как правило рыбоводческие хозяйства, рыболовы или турбазы. Там где пластиковая лодка убивается на раз, а из АМг за сезон-два, стальная служит годами. Кроме того она мягче идет на волне и остойчивость у нее повыше. Да и в случае чего заварить ее может любой дядя в ботах - не надо искать аргонщика с оборудованием и материалами.
Но я ни в коем случае не настаиваю - мы делаем катера и яхты из АМг , еще и с большим удовольствием.
Кстати по поводу нержавейки - прочностные характеристики у нее практически не отличаются от обычной конструкционной стали и легче такая лодка не будет (разумеется если делать по правилам). Материал дороже раз в 12, резка его дороже в 2-3 раза, сварка почти в 20. Но опять же нет проблем - вдруг клиенту надо плавать в озере щелочи - почему нет.

Кирил,все мы тут люди опытные и прекрасно прнимаем что к чему,я писал про мощность даже не смотря вашу ссылку,затем глянул и ахнул. 740- 2500 кг, и заметьте на 220 кобылах он идет в полуглисере( крейсерская скорость) для его нормального глисирования нужно как раз теже350.
Если такие прочные,надежные,и.тд.ит.п. то чтож у вас госзаказ погранцы,таможня,менты на воде,т.есть вояки которые все привыкли делать ломами и через. не заказывают а берут кс700, и проэкты 13 ,14, чибисы. которые все алюминиевые.
Железо актуально для водоизмещения,ну и еще для полуглисера.

Проекты и чертежи самодельных катеров

Проекты водоизмещающих и глиссирующих катеров для самостоятельного изготовления. Подробные чертежи корпуса и силовых установок, описание технологии постройки катера.

Круизный комфортабельный катер «Амадеус-3»
В последние годы во всем мире, и в России в том числе, заметно вырос интерес к большим моторным яхтам. Опыт показывал, что наибольшей популярностью пользуются яхты размер.
Рейтинг: +21. Год: 2005. Номер журнала: 196.

Три модификации стального катера «Амадеус»
Три года назад в "Кия" №178 был опубликован материал о стальном каютном катере "Амадеус", который я и мой отец построили своими силами Основные данные туристского ва.
Рейтинг: +14. Год: 2004. Номер журнала: 191.

Проект катера «Штормовик» для больших волн
Здравствуйте, уважаемая редакция! Прочитав "Страничку редактора" в №167, решил написать вам. Сначала о себе. Мне 52 года, мои профессии: шофер, плотник, автослесарь.
Рейтинг: +26. Год: 2003. Номер журнала: 186.

Мореходный прогулочный катер «Круиз-55»
Предлагаемый вниманию судостроителей-любителей "Круиз-55" — претенциозный и современный катер. Это мореходный "кафедрал" с углом внешней килеватости на транце 26°, активн.
Рейтинг: +8. Год: 2003. Номер журнала: 184.

Крылатый катер тримаран «Даль-580»
Хочу рассказать о построенном в 1986 г. и эксплуатируемом до настоящего времени катере-тримаране "Даль-580" с обводами, напоминающими известный "Блегг-480" (см. "КиЯ" №86.
Рейтинг: +15. Год: 2002. Номер журнала: 180.

Стальной катер «Амадеус» с дизельным двигателем Д-245
Идея постройки катера родилась в середине 70-х гг., после публикации в "КиЯ" №21 проекта стального "Кальмара". Он же и был принят за основу. Работа началась в 1978 и заве.
Рейтинг: +10. Год: 2002. Номер журнала: 178. Есть 1 комментарий

Два варианта прогулочно-туристского катера «Крылатый»
"Крылатый" — быстроходный прогулочно-туристский катер со сложной системой реданов на днище и с одним кормовым подводным крылом. Катер имеет остроскулые обводы и рассчитан.
Рейтинг: +13. Год: 2001. Номер журнала: 175.

Туристический катер-плавдача «Рассвет»
Редакцию упрекают за недостаточное внимание к проблеме водоизмещающего катера — относительно тихоходной, но достаточно мореходной плавдачи. По предложению одного из череп.
Рейтинг: +11. Год: 2000. Номер журнала: 173.

Пятиметровый катер с тримаранными обводами
Хочу поделиться опытом постройки своего первого катера. Сначала я выбрал проект "Арго-73" ("КиЯ" №47) и даже приступил к изготовлению шпангоутных рам, однако меня не поки.
Рейтинг: +4. Год: 2000. Номер журнала: 171.

Каютный катер для суровых условий Заполярья
Идея строительства каютного катера возникла после долгих лет эксплуатации открытой мотолодки в суровых условиях Заполярья. К проекту предъявлялись пять классических услов.
Рейтинг: +20. Год: 2000. Номер журнала: 171.

Небольшой мореходный туристический катер «Скат» с каютой
Все предметы, созданные руками человека, как и сам создавший их человек, имеют свою историю, свою судьбу. Разумеется, история эта неотделима от сущности самого творца, та.
Рейтинг: +15. Год: 2000. Номер журнала: 170.

Из опыта постройки парового катера
Идея постройки парового катера зародилась у нас с отцом — Георгием Владимировичем — где-то в середине 70-х годов. Возникновение этой идеи, насколько помню, никак не был.
Рейтинг: +42. Год: 1999. Номер журнала: 168.

Строим стальной водоизмещающий катер

А пока мы предоставили страницы Э. А. Чудновскому и А. Ф. Борисову, которые делятся своим опытом постройки мотолодки с обшивкой из досок и стального водоизмещающего катера.

Может быть, некоторым любителям понравятся лодки народной постройки — лодки местных типов, описания и чертежи которых мы предполагаем публиковать и в дальнейшем. Таблицы плазовых ординат лодки ладожских рыбаков (девятый выпуск) и волжской «великовражки» (десятый выпуск) могут быть высланы по запросам.

Стальной катер

Информация об изображении
Стальной катер

Катеров описываемого типа построено в Ярославле несколько. Они хорошо зарекомендовали себя как в дальних туристских походах, так и при кратковременных прогулках. Этот катер водоизмещающего типа рассчитан на плавание с относительно небольшой скоростью. Зато он более экономичен, чем, например, «Казанка» с подвесным мотором. Лучше всего на катер поставить малогабаритный двигатель мощностью 3—6 л. с., например, четырехтактный «Л6/3». С двигателем мощностью 3 л. с. скорость хода катера составит 10—11 км/час, 6 л. с. — 12—15 км/час. На 100 км пройденного пути расходуется 18—20 л горючего, причем скорость лодки практически не падает с увеличением нагрузки. Катер достаточно остойчив и мореходен при плавании на верхней Волге.

В небольшой каюте могут удобно разместиться на ночлег два-три человека. Максимальная вместимость шесть человек. Высота рубки вполне достаточна, чтобы сидеть на низких (200—250 мм от пайола) банках; увеличивать ее не следует, т. к. это ухудшает остойчивость и ходкость при встречном ветре. В хорошую погоду можно сидеть в просторном кокпите, который оборудуется продольными банками.

Основные данные катера

Длина наибольшая, м6,50
Ширина, м1,60
Высота борта на миделе, м0,70
Вес корпуса, кг (около)350

Информация об изображении Эскиз, заменяющий теоретический чертеж

Катер можно построить и длиной 6 м, для этого нужно уменьшить его на одну шпацию в носовой части.

  • листовая сталь для обшивки днища δ = 1,5 мм, для борта δ = 1,0 мм — всего 18 м 2 ;
  • угольник 40X40X3 длиной 7 м для киля и форштевня;
  • угольник 32X32X3 длиной 24 м для привального бруса и комингса;
  • угольник 20X20X3 длиной 25 м для шпангоутов.

Три основные детали задают обводы корпуса: мидель-шпангоут (шп. № 5), транец и киль с форштевнем. Мидель-шпангоут (самый широкий шпангоут) лучше изготовить из более жесткого угольника (25X25), чем остальные. Гнуть его нужно по шаблону из фанеры, изготовленному по разметке. Можно взять заготовку шпангоута целиком на оба борта, либо соединить две части на киле после гибки. Верхние концы соединяются временным угольником на болтах.

Схема конструкции катера

Информация об изображении
Схема конструкции катера

В угольнике транца до гибки нужно предварительно просверлить отверстия для заклепок, крепящих его к транцевому листу и обшивке. Шаг клепки — 15 мм. Транец вырезается по контуру угольника из листа δ = 1÷1,5 мм. Наложив лист на угольник, сверлят 3—4 отверстия и ставят в них заклепки, после чего можно приступать к сверлению остальных отверстий. Клепать можно впотай и под обжимку. В первом случае необходимо предварительно раззенковать отверстия под потайную головку. Длина заклепки должна быть равна суммарной толщине склепываемых элементов плюс диаметр самой заклепки (для нашего случая — 8 мм). При клепке под обжимку длина заклепки увеличивается еще на 0,5 ее диаметра (до 10 мм).

Теперь можно заготовить киль с форштевнем. В угольниках предварительно размечаются и сверлятся отверстия под двухрядный заклепочный шов с шагом не более 15 мм. Центры отверстий рекомендуется располагать ближе к кромке угольника — это облегчит последующую подгонку листов обшивки.

Форштевень гнут по шаблону, изгиб киля в кормовой части проверяется по натянутой струне (проволоке).

Корпус собирают на стапеле — ровной доске, поставленной на ребро, или на деревянной площадке. Устанавливают киль с форштевнем, к килю крепят на монтажных болтах рамку мидель-шпангоута (на расстоянии 2900 мм от форштевня) и транец. Положение шпангоута, транца и киля выверяется по струне и отвесам. Из угольника 32Х32ХЗ изгибают привальные брусья, прикладывая их к выставленному каркасу. Изгиб угольников должен быть плавным и симметричным для обоих бортов (это можно проверить, сложив угольники полками вместе). Затем их устанавливают на место, скрепив болтами с мидель-шпангоутом, транцем и форштевнем.

Для дальнейшей работы необходимо на днище и бортах вблизи скулы закрепить деревянные рейки-рыбины, которые вместе с килем и привальными брусьями образуют направляющие для поверхности корпуса. Дальше размечается место установки остальных 9 шпангоутов.

Теперь можно снять с места шаблоны для гибки этих шпангоутов. Шаблоны делают из шестимиллиметровой проволоки, один конец которой прикладывают к килю и затем плавно изгибают, чтобы она плотно прилегала ко всем четырем точкам опоры — килю, рыбинам и бортовым угольникам. По шаблону можно легко изогнуть обе половины шпангоутов из угольника. Шпангоуты нужно также примерить по месту и, если нужно, размалковать, т. е. отогнуть полку до плотного прилегания к продольным связям.

Шпангоуты устанавливают на место и приступают к выкройке и подгонке обшивки катера, начиная с кормы.

Конструктивный мидель-шпангоут катера

Информация об изображении
Конструктивный мидель-шпангоут катера

Листы нужно брать не очень широкие, для облегчения выколотки их по обводам. Так, верхние бортовые листы Должны иметь ширину у транца 300 мм, У носового конца 500 мм, скуловой пояс — не шире 300 мм. Желательно до раскроя листов на шпангоутах разметить положение пазов, пользуясь гибкой рейкой.

До установки листа на место по одной из его кромок сверлятся отверстия для двухрядного заклепочного шва. Шаг заклепок по пазам и стыкам 15 мм, перекрой листов — 25 мм. Перед сборкой швы прокрашиваются свинцовым суриком или белилами для лучшей плотности. С внешней стороны отверстия под заклепки нужно раззенковать для клепки впотай. Листы обшивки к шпангоутам крепятся заклепками диаметром 5 мм с шагом 75 мм.

После окончания обшивки корпуса устанавливают носовую и кормовую часть палубы, затем бортовую опалубку. Конструкция палубы ясна из прилагаемых эскизов.

На фотографии показан вариант катера с моторным отсеком длиной 600 мм в кокпите. Носовую переборку отсека лучше сделать водонепроницаемой, это повысит безопасность катера в случае течи, хотя и создаст неудобства в размещении пассажиров. Можно ограничиться и небольшим кожухом, закрывающим двигатель сверху. Для изготовления валопровода, дейдвудной трубы, гребного винта и рулевого устройства можно воспользоваться чертежами, опубликованными в 10-м выпуске для лодки «Струйка».

Нужно сварить железную лодку, может кто то поделиться опытом, размерами, какой металл использовать?

Аватар пользователя Andrey_71

Нужно сварить железную лодку, может кто то поделиться опытом, размерами, какой металл использовать?

Аватар пользователя wator

Метал есть холодного и горячего проката, какой лучше?

В метале я не разбираюсь.

Начинать наверное со дна нужно, по макету вырезать, дальше борта приваривать? А борта впереди под наклоном идут, как правильно его рассчитать?

Аватар пользователя yurybka

Метал есть холодного и горячего проката, какой лучше?

Для лодки горячий прокат будет лучше. Холодный быстро перетрухнет, если это стали обыкновенного качества.

Много лет тому назад бригадой делали такую лодку. Толщина металла была 3мм, по верху борт был окантован полудюймовой трубой. В трубе сделали пропил по длине, и наколотили на борт. Интересно загоняли рыбу в сети, один гребёт-другой молотком по дну стучит. Лет пять она нам прослужила, потом утопили по пьяни.
Кстати лодка называлась "Титаник".

Начинать наверное со дна нужно, по макету вырезать, дальше борта приваривать? А борта впереди под наклоном идут, как правильно его рассчитать?

Начинать нужно с чертежа потом строится стапель и только потом закладывается днище .Почему сталь а не алюминий?

Ksenafontov пишет:

Начинать наверное со дна нужно, по макету вырезать, дальше борта приваривать? А борта впереди под наклоном идут, как правильно его рассчитать?

Ну вот, чертежа найти в интернете не могу. Информации полно, но по делу ничего абсолютно.

И как стапель делать? дно плоское нужно. С алюминием работать не умею, со сталью проще как то, да и дешевле

Из металла тяжелый получиться.Если без стапеля собирать при сварке поведет корпус.Алюминий можно и на заклепках собрать прочнее получается но и более трудоемко

Сперва сварил борта 50 см 4 метра. Потом дно был лист сплошной.Борта приваривал к дну а сверху распорки из труб ломов металлолома короче. Самое сложное и интересное нос лодки там когда борта сходятся они поднимаются к верху. Все методом тыка дно получается короче верха.

Сперва сварил борта 50 см 4 метра. Потом дно был лист сплошной.Борта приваривал к дну а сверху распорки из труб ломов металлолома короче. Самое сложное и интересное нос лодки там когда борта сходятся они поднимаются к верху. Все методом тыка дно получается короче верха.

Вот я и говорю, как это нос правильно сделать, там же ещё и низ уже чем верх.

Надо сначала каркас лодки сделать, киль, корму, верх бортов, днище. А после уже будете листы прикладывать и отрезать по месту.

И я про тоже. Когда борта сходятся на носу они поднимаются к верху. У меня перед низ дно и верх лодки к верху поднят. Вот и говорю методом тыка дно будет короче верха.

И я про тоже. Когда борта сходятся на носу они поднимаются к верху. У меня перед низ дно и верх лодки к верху поднят. Вот и говорю методом тыка дно будет короче верха.

Примерно понял, начну делать, сделаю фото, может потом кому пригодится. А то в интернете дельного ничего нет.

Аватар пользователя Сибиряк_72

Даже себе не представляете за сколь сложную задачу взялись. Что нужно от корпуса? Надо решить перед постройкой. Скорость, маневренность или грузоподъёмность? Все три показателя взаимоисключающие. Решив, что же скорлупа должна в оконцовке выйти со стапелей, всё же пытаемся найти готовые проекты. Юный техник, моделист конструктор и советские книги по основам проектирования и построек маломерных судов, туристических катеров и лодок с забортным двигателем. И пытаемся сотворить хотя бы похожее. Предельно упростив, удешевив проект. Винт придется ставить какой на моторе окажется, хотя одна из самых дорогостоящих операций, это подбор винта под корпус и двигатель. С последующим его изготовлением. Успехов в проекте. Назвать не забудьте. Можно и до постройки имя дать

Даже себе не представляете за сколь сложную задачу взялись. Что нужно от корпуса? Надо решить перед постройкой. Скорость, маневренность или грузоподъёмность? Все три показателя взаимоисключающие. Решив, что же скорлупа должна в оконцовке выйти со стапелей, всё же пытаемся найти готовые проекты. Юный техник, моделист конструктор и советские книги по основам проектирования и построек маломерных судов, туристических катеров и лодок с забортным двигателем. И пытаемся сотворить хотя бы похожее. Предельно упростив, удешевив проект. Винт придется ставить какой на моторе окажется, хотя одна из самых дорогостоящих операций, это подбор винта под корпус и двигатель. С последующим его изготовлением. Успехов в проекте. Назвать не забудьте. Можно и до постройки имя дать [изображение]

Да мне без мотора, по пруду на ферме плавать, в принципе маневренность только нужна.

Тяжеловата для весел получится. В любом случае. Сперва чертеж, потом набор корпуса. Если пруд не большой, то как вариант плоскодонная с яловыми обводами. Борт и штевни вертикальные. Ну можно чуть с развалом бортов. Для мореходных качеств (остойчивость, плавучесть, устойчивость на курсе) и грузоподъёмности будет только лучше. Но сложнее в изготовлении.

Читайте также: