Как сделать мостик из металла

Обновлено: 05.10.2024

wxoqfau5jum4atekr86a5rwlg2rmg5ad_big.jpg

Посмотрите на свой сад, думаете, чего-то не хватает? Возможно, Вы захотите возвести новое строение, но окажется, что места для него недостаточно. Не много площади на вашем участке займёт обычный мостик, и не важно, есть у Вас пруд или нет. Мостики для сада изготавливаются из разных материалов, а их конструкции способны облагородить ваш двор до неузнаваемости - сказочный, традиционный или современный. Выбирайте и действуйте!

Содержание

Дизайны мостиков

Начнём с мостиков для декорации. Декоративные мостики для сада, где не предусмотрены водоёмы, способны улучшить даже самый невзрачный участок. Можно представить себе широкою аллею усыпанную гравием, это слишком просто, но если через эту дорожку проложить мостик, будет уже не так скучно. Благодаря изогнутому деревянному мостику, весь сад преобразился.

Современный вид придают плоские деревянные мостики для сада с подсветкой снизу. Этот мостик пролегает через небольшую яму засыпанную камнями и соединяет сад с границей дома.

Интересен и вариант каменного мостика, он перекинут через "речку" из того же материала. Такие мостики часто присутствуют в японских садах.

Мостик через пруд, ручей или дождевую канаву смотрится особенно красиво, здесь в отличие от моста через сухую почву очень много идей для творчества. Классический мостик через неглубокий пруд вполне могут заменить плоские натуральные или бетонные камни и пеньки деревьев. Бетонные камни должны быть изготовлены из водонепроницаемого бетона высокого качества. Если пруд расположен недалеко от детского домика, пристроенный деревянный мост, окрашенный под его цвет, порадует любую маленькую принцессу.

Плоский или изогнутый мостик украшают вьющимися растениями, такими как плющ, азарина или клематисы. Очень эффектно будет смотреться мостик с аркой, где вьющимся растениям больше простора. Металлические мостики в саду многообразны благодаря кованым узорам. Его перила изготовлены из металла, настил чаще деревянный или каменный.

Пруды и мостики видео

Расположение мостика

Важное правило любого мостика - он должен приводить к привлекательному месту в саду. Это могут быть места, где чувствуются положительные эмоции, есть разделение участка, роскошный цветник или строение. Обратите внимание на свободную площадь вокруг водоёма, если пруд или ручей расположен на границе участка, установка мостика испортит всю природу сада. Помните, что мостик всегда устанавливается в самом узком месте водоёма. Тип моста, также не выбирается случайно. Материал, стиль и форма моста должны быть согласованы с остальной частью сада.

Основы строительства

Перед началом установки моста, следует знать несколько правил, которые значительно улучшат работу и помогут избежать частых ошибок.

  • Стандартная ширина мостика 120 см, но чуть шире, несомненно, удобнее. Длина садового мостика, как правило, не превышает 2-3 метров.
  • Расстояние между досками настила 1,5-2 см., это позволит потоку дождя быстро освобождать поверхность.
  • Не стремитесь к гладкой поверхности вашего мостика, во время влажной погоды это опасно, настил должен быть рифлёным.
  • Очень важен в строительстве моста прочный фундамент, а для дополнительной безопасности перила.
  • Крепления для любого мостика выбираются только из нержавеющей стали.

Отличная альтернатива для садовых мостов это каменный переход. В частности такой вариант подходит для небольших, неглубоких водоёмов. Не смотря на лёгкость исполнения, и здесь есть свои правила.

  • Верхняя поверхность камней должна быть плоской и механически обработана, так поверхность обеспечивает сопротивление скольжению. Шероховатость камней достигается рифлением или противоскользящими препаратами.
  • Расстояние между камнями не более 25 см., сухая часть камня над уровнем воды не менее 5 см.
  • Шаткий камень может привести к падению, следует очистить место для камней от растений и предметов мешающих стабилизации.
  • Укладка камней для лучшей установки происходит с помощью цементного раствора, для этого резервуар с водой опустошают.

Мостик для сада своими руками

Рассмотрим создание деревянного мостика над водоёмом. Мостик из дерева может быть по форме плоским или в виде дуги, последний более красивый, но после дождя даже рифлёная поверхность до высыхания будет скользкой. По этой причине на арочных мостиках монтируются перила хотя бы на одной стороне.

Среди всех пород дерева самыми прочными и водостойкими являются дуб, лиственница, акация и экзотические банкирай или лапачо. Толщина доски для строительства мостика 30-35мм. Если мост не будет шире 120 см. и не более 300 см. в длину, достаточно будет доски размером 9x18 см или 10x20 см. Позаботьтесь о защите материала от плесени погодных условий с помощью специальной безопасной пропитки, которая не повредит растениям и животным.

Мостики в саду своими руками, это очень ответственный труд, ознакомьтесь с примерной схемой строительства арочного деревянного мостика без определённых замеров.

Для создания арочного мостика, на каждой доске рисуем кривую. По этой кривой линии с помощью пилы вырезаем выгнутые "лучи" для будущего мостика. Затем, эти лучи собираются в одно целое, так, чтобы обе части (верхняя и нижняя) были вогнутыми, эти части скрепляются винтами.

С помощью металлической опоры устанавливаем арку моста с двух сторон и квадратные столбы с металлическими якорями. После установки четырёх боковых столбов, металлические опоры удаляются, основные арки закрепляются "U" - образным металлическим кронштейном. Вокруг столбов выройте отверстие и залейте его бетоном для укрепления конструкции.

По бокам мостика монтируются дополнительные столбики для установки перил. Расстояние между двумя арочными досками заполняется горизонтальными балками, именно на эти балки будет устанавливаться настил мостика.Деревянный поручень закрепляется крупными винтами с шайбой, для создания изгиба можно использовать гнёт.

Мостик за один день видео

Арочный мостик для сада готов! Вам остаётся самая творческая часть – придать мостику неповторимый вид с помощью растений и других всевозможных элементов.

Строительство горбатого металлического мостика: пошаговый мастер-класс

Строительство горбатого металлического мостика: пошаговый мастер-класс

Есть на моем участке одна особенность – ручеек, протекающий с колхозных полей. Чтобы как-то вписать его в окружающую действительность, а также обеспечить безопасный переход, через него был перекинут мостик. Делался он из дерева лет 10 назад, поэтому уже порядком прогнил и потерял былую прочность. Вроде со стороны и выглядит органично, но переходить по нему уже страшновато. А детей пускать тем более! Поэтому я решил старый мостик убирать и строить новый – из металла. Подробное описание этого строительства я бы и хотел вынести на ваш суд.

Я сразу же определился с дизайном нового строения – мостик будет горбатым, с гнутыми металлическим поручнями и деревянным настилом. Нашел подходящий чертеж в интернете, немного его переделал под существующие реалии. Потом, по ходу дела, некоторые профили заменялись на другие, варьировались размеры. Но в целом проект оказался рабочим и был реализован.

Чертеж конструкции садового мостика

Конструкция мостика на рабочем чертеже

Шаг 1. Прием заготовок и сварка боковин мостика

Гнутые части конструкции были заказаны у местных мастеров. К сожалению, они оказались не совсем ответственными, поэтому кое-какие детали мне пришлось доводить до ума самостоятельно. Про это я упомяну позже.

Заготовки гнутых элементов мостика

Привезенные заготовки гнутых элементов мостика

Итак, привезли детали, разгрузили. Для поручней я подобрал 4 дуги, наиболее похожие по форме. Это оказалось не так просто – все они отличались (спасибо, «мастерам»!). Верстака под такие конструкции у меня нет, поэтому варить боковины я начал на мощеной площадке.

Просто разложил дуги и вертикальные стойки на поверхности, горизонтальности добился путем подкладывания под них различных деревяшек и фанеры. Оказалось вполне удобно. Сверялся по лазерному уровню, все ровно, никаких «винтов».

Соединение гнутых поручней мостика с вертикальными стойками

Соединение гнутых поручней с вертикальными стойками (посредством сварки)

Первый бортик сварил, потом поверх него разложил элементы второго борта и тоже соединил их сваркой. Нижняя часть опор мостика будет находиться под землей, видно их не будет, поэтому эти части я сделал из уголка. Его у меня в мастерской пылилось много, девать некуда, кроме того трубы для «подземных» частей использовать жалко.

На ноги наварил всякие металлические обрезки-клыки, чтобы лучше удерживали опоры в бетоне.

Рама для боковой части мостика сварена

Рама для боковой части мостика сварена

Металлические обрезки на стойках мостика

На стойки, которые будут забетонированы, наварены “клыки” из металлических обрезков

Шаг 2. Разрушение старого

Пришло время демонтажа. За пару часов был разобран старый деревянный мост, который пришел в негодность. Место для нового моста расчищено.

Старый деревянный мост

Старый деревянный мост, отслуживший свой срок

Старый мост демонтирован

Старый мост разрушен, место для монтажа освобождено

Шаг 3. Соединение боковин в одну конструкцию

На тачке к ручейку я подвез практически готовые боковины и разные профили, необходимые для конструкции. На месте приварил к боковинам косынки и основные элементы удерживания настила. Заварил все пустоты, куда теоретически может попасть вода.

Электродов не жалел, так как от качества сварки удерживающих деталей зависит, насколько безопасным будет передвижение по мостику. Швы не зачищал, подумал, что видно их все равно не будет. И лишняя работа ни к чему.

Приварены удерживающие элементы для настила

Две боковины моста сварены в одну конструкцию

Две боковины моста сварены в одну конструкцию

Для жесткости наварил по бокам контрфорсы. Как по мне, то выглядят они не очень органично на фоне изгибающихся боковин. Слишком они прямые, острые, в общем, не совсем то, что мне хотелось. Но жесткость требует жертв. Пускай остаются такие.

Контрфорсы служат для увеличения жесткости конструкции

Контрфорсы служат для увеличения жесткости конструкции

Нижние части опор мостика будут находиться в бетоне, их я покрыл краской – позже к ним уже не будет доступа.

Шаг 4. Установка моста и бетонирование опор

А потом приступил к бурению скважин. Взял бур и почти на всю их глубину (на метр примерно) просверлил по 2 лунки на обоих берегах ручья.

Пробурены четыре лунки для опор мостика

Пробурены четыре лунки для опор мостика

Выставил в лунках опоры конструкции, выровнял по вертикали строительным уровнем. Для жесткости установки заполнил свободное место в лунках бутовым камнем. Теперь опоры стояли как влитые и никуда не сдвигались.

Далее – заливка бетоном. Вначале я делал жидкий замес, чтобы бетон без проблем просачивался между камнями. Следующий замес уже был более густым. Не знаю, какая, в конце концов, получилась марка бетона, но уверен, что мост на таком растворе простоит долгие годы и не шелохнется.

Мостик установлен и забетонирован

Мостик установлен, его опоры забетонированы в лунках

Шаг 5. Наварка внутренних дуг и балясин

Сперва я наварил на боковины внутренние дуги.

Внутренние дуги мостика приварены

Внутренние дуги привариваются к вертикальным стойкам боковин мостика

Между ними, в соответствии с планом, должны располагаться стойки-балясины. Их пришлось вымерять по месту и уже потом отрезать – ни одной одинаковой не оказалось. Шаг за шагом, я приварил все балясины.

Балясины закреплены на своих местах

Балясины закреплены на своих местах – между внутренними дугами

Шаг 6. Исправление гнутых элементов поручней

Казалось бы, что с металлическими элементами покончено, но не тут-то было. Один недочет, который допустили мои безответственные мастера, гнущие металл, не давал мне покоя. Я имею в виду загнутые окончания поручней.

Гнутые окончания поручней не выдерживали никакой критики

Гнутые окончания поручней не выдерживали никакой критики

Выглядели они просто ужасно, поэтому, недолго думая, я их спилил. А потом решил сделать самостоятельно, в более приличном исполнении.

Окончания поручней были спилены

Окончания поручней были спилены

Гибочного станка у меня нет, делать его или покупать для этих целей – нерационально. Единственный способ, который показался мне приемлемым, заключался в нарезании насечек на кусочках труб и сгибании металла уже по ним.

Вначале я высчитал, учитывая разницу между внутренней и внешней длинами дуг, количество насечек и их ширину. На обрезках труб наметил расположение насечек с шагом 1 см. Резал вначале кругом 1 мм, а потом дорезал (не до конца) чуть шире – кругом 2,25 мм.

На металлических трубах сделаны насечки

На металлических трубах сделаны насечки

Получалось нечто похожее на стиральную доску, которую уже было можно загнуть. Я это и делал, фиксировал в нужной форме и заваривал с внешней стороны. Внутреннюю часть не трогал, не хотел впоследствии мучиться с зачисткой.

Благодаря насечкам, у меня получилось согнуть заготовки и придать им нужную форму

Так как изначально заготовки окончаний поручней брались с запасом, после примерки на месте, лишняя часть труб отрезалась. Заготовки приваривались к поручням.

Открытые концы я решил тоже заварить, чтобы не ставить пластиковые заглушки. Они бы смотрелись на металлической конструкции чужеродно и дешево. После сварки гнутые части были тщательно зачищены до блеска. Получились отличные, почти идеальные поручни!

Мост с приваренными гнутыми окончаниями поручней

Мост с приваренными гнутыми окончаниями поручней

Чтобы уберечь берега от размывки, пришлось укрепить их трубами и досками. Всех этих упрочняющих конструкций видно не будет, поэтому к особой красоте я не стремился. Главное, что получилось надежно.

Упрочняющие конструкции для удержания берегов от размывки

Упрочняющие конструкции для удержания берегов от размывки

Шаг 7. Шпаклевка и покраска

Пришло время исправлять еще один недочет, который допустили изготовители металлических заготовок. Некоторые профили были некачественными, с заметными вмятинами. Это нужно было как-то убирать. На помощь пришли автомобильные шпаклевки по металлу – у меня было 2 вида.

Сперва я заполнял самые глубокие вмятины грубой шпаклевкой со стекловолокном, сверху использовал финишную шпаклевку. Заодно финишкой зашпаклевал и внутренние поверхности окончаний поручней (там, где не было сварки). Работать приходилось быстро, так как шпаклевка застывает в один момент. Чуть замешкался и уже все застыло, приходилось делать новый замес.

Неровности и вмятины были перекрыты автомобильной шпаклевкой

Неровности и вмятины были перекрыты автомобильной шпаклевкой

Теперь металлические поверхности мостика кажутся почти идеальными. Можно красить. Я выбрал для конструкции классический цвет – черный. Все металлические поверхности были покрашены в 2 слоя.

Металлические части конструкции покрашены черной краской

Металлические части конструкции покрашены черной краской – совсем другой вид!

Шаг 8. Устройство деревянного настила

Пришел черед настилать мостик доской. В сарае у меня несколько лет лежала вполне качественная доска из лиственницы с ребристой поверхностью типа «вельвет». Ее я и решил использовать.

Доска из лиственницы для настила мостика

Доска имеет ребристую поверхность – настил будет не скользким

К сожалению, есть у лиственницы одна неприятная особенность. При подсыхании она выпускает острые щепки, которыми легко можно поцарапаться и пораниться. Достав доски из сарая, я увидел, что и в этот раз вся лицевая сторона была усыпана такими щепками. Оборотная сторона оказалась в лучшем виде, поэтому ее было решено использовать в качестве лицевой для настила.

Доски необходимо было подготовить. Я обработал их грунтующим антисептиком – от гниения и для увеличения срока эксплуатации. Просушил. А потом покрыл отработанным машинным маслом. Была идея покрыть настил лаком, но я не решился. Все-таки существует большая вероятность, что лак во влажных условиях потрескается.

Не хотелось ставить труд многих дней под угрозу. Поэтому остановился на антисептике и масле – этого должно хватить на несколько лет эксплуатации. Впрочем, слой масла планирую обновлять каждый год, чтобы не беспокоиться за возможные проблемы с гниением.

Доски обрабатываются антисептиком и маслом

Доски сушатся в вертикальном положении после обработки антисептиком и маслом

Потом я прикрутил доски к горизонтальным держателям настила с помощью саморезов по металлу. Между досками оставлял небольшое расстояние, чтобы попавшая вода могла стекать в ручеек и не задерживалась на настиле. Все-таки деревянный настил остается слабым звеном в мостике и нужно всеми способами предотвращать возможность гниения в существующих влажных условиях.

В итоге получился неплохой горбатый мостик, можно пользоваться без опаски. И пройти, не замочив ноги, можно, и декоративная функция присутствует.

Горбатый металлический мостик с деревянным настилом

Окончательный вид горбатого металлического мостика с деревянным настилом

Надеюсь, мой мастер-класс не будет бесполезен и кому-то пригодится в ландшафтном творчестве – буду только рад!

Садовые мостики как элемент дизайна участка + мастер-класс

Садовые мостики как элемент дизайна участка + мастер-класс

Декоративный мостик в саду – это особая конструкция, которая хороша не столько своей функциональностью, сколько способностью украсить окружающий ландшафт, сделать общую пейзажную картину завершенной. Поэтому, планируя возвести мостики в саду своими руками, необходимо рассмотреть всевозможные принципы размещения конструкций, их виды, а затем создать свои оригинальные, стильные, не похожие на другие варианты.

Какой материал предпочесть?

Безусловно, при строительстве архитектурных форм малого типа в саду или парке выигрышно смотрятся природные материалы – камень и дерево. Они гармонично сочетаются с окружающими растениями, клумбами, деревянными постройками, сухими ручьями из камня, гальки и песка. Но строения из металла и бетона выглядят не менее привлекательно.

Ковка и искусственный камень

Небольшой мостик над ручьем, выполненный из искусственного камня и украшенный коваными перилами, смотрится вполне естественно в окружении зелени

Классифицируя конструкции по материалу изготовления, выделяют несколько видов.

Деревянные мостики

Они отлично подходят для загородного участка с уже установленными постройками и декором из дерева – баней, беседками, столиками, скамейками, колодцем. Чтобы древесина служила дольше, выбирают одну из наиболее ценных пород – лиственницу, кедр или дуб. Специальные антисептики, пропитки и лаки увеличивают срок службы и придают дереву нужный оттенок.

Деревянный мостик

Мостики из дерева традиционно украшают резьбой: придают балясинам оригинальную форму, вырезают узор на поддерживающих балках, покрывают орнаментом перила

Каменные мостики

Красивые, благородные и почти вечные сооружения. Устанавливая садовый мостик своими руками, не стоит забывать о весе натурального камня. Для монтажа конструкций из песчаника, мрамора или гранита может потребоваться строительная техника, поэтому иногда используют более легкий аналог – искусственный камень.

Каменный мостик

При строительстве конструкции из камня – натурального и искусственного – следует подбирать элементы, похожие по форме и цвету и гармонирующие с окружающими объектами

Металлические мостики

Изысканно красивы кованые конструкции, особенно в окружении цветов и зелени. Они требуют особого внимания и своевременной обработки, так как металл подвержен коррозии.

Кованый мостик

Кованый мостик обойдется дешевле, если заказать только металлическую основу, а деревянные элементы (настил, детали перил) сделать своими руками

Бетонные мостики

Выглядят монументально, служат долго и при соответствующем декорировании могут украсить сад с большим количеством камней или растений. Отделка цветной плиткой, каменной крошкой или акриловыми красками выгодно скроет серый бетон.

Бетонный мостик

Трудно догадаться, что этот оригинальный мостик сделан из архитектурного бетона: его поверхность стилизована под каменную и окрашена акриловыми красками

Комбинирование нескольких материалов сделает садовый мостик уникальным, поможет придать немного индивидуальности. Хорошо сочетаются металл и дерево, камень и дерево.

Примеры удачных вариантов размещения

Основное предназначение мостиков – переправа через водоем, но зачастую на территории приусадебного участка они устанавливаются с совершенно иной целью – обогатить, разнообразить дизайн.

Мостик и беседка

Деревянный мостик является частью приусадебной композиции. Стилистически он сочетается с садовой беседкой, построенной из того же материала

Удачными местами для монтажа декоративных конструкций являются следующие объекты:

  • небольшие озера, искусственно созданные пруды, ручьи;
  • природные канавы и овраги;
  • сухие ручьи;
  • цветники и отдельно оформленные клумбы;
  • дорожки и тропки.

Традиционное размещение строения над водоемом производится с соблюдением некоторых правил. Переправа через ручей или пруд устанавливается в наиболее узком месте, так как небольшая конструкция намного прочнее, да и выглядит декоративнее. Дачным мостикам для сада с сухим ручьем присущи такие качества, как компактность, миниатюрность, изящество. Материал для их изготовления должен сочетаться с окружающим покрытием: они являются как бы продолжением дорожек.

Миниатюрный мостик

Миниатюрный мостик простейшей конструкции, перекинутый через сухой ручей, выгодно оживляет однообразную композицию из камней, зелени и цветов

Дорожка и мостик

Этот мостик – образец того, как органично могут сочетаться различные материалы: тротуарная плитка, натуральный камень, дерево, облицовочная мозаичная плитка

При установке малых архитектурных форм, в том числе и мостиков, необходимо учитывать стиль, выбранный для сада. Предположим, деревянные конструкции, простые и слегка грубоватые, идеально подойдут для садового участка в стиле кантри.

Выбор формы и дизайна конструкции

Перед составлением эскиза стоит рассмотреть все существующие формы и их варианты, а затем уже определиться с выбором. Можно провести следующий эксперимент: сфотографировать предполагаемое место установки декоративного мостика для сада, распечатать фото большого размера и примерять к нему различные конструкции, вырезанные из бумаги. Будет видно, конструкция какой формы идеально впишется в общую картину.

По своей конфигурации мостики можно разделить на несколько видов:

  • Прямые – они оптимальны для самостоятельного изготовления;
  • Зигзагообразные – это гости с Востока, где нарушение прямой является защитой от злых духов;
  • Арочные – выглядят художественно и подходят для любого стиля;
  • Пошаговые – идеальны для сухих ручьев и мелких водоемов;
  • Ступенчатые – напоминают две лестницы с широкими ступенями, объединенные общей площадкой;
  • Подвесные – сложные конструкции, требующие соблюдения правил безопасности.

Вот фото-подборка каждого из вариантов:

Прямой мостик

При строительстве прямых мостиков из любого материала необходимо продумать слив для дождевой воды; в данном случае это промежутки между досками настила

Зигзагообразный мостик

Идеальным материалом для строительства зигзагообразного моста является дерево – и сваи, и настил выполняются из деревянных элементов, обработанных пропиткой и антисептиком

Арочный мостик

“Горбатая” форма арочной конструкции достигается разными способами. Один из наиболее распространенных – придание несущим балкам определенной выгнутой формы

Пошаговый мостик

Для создания пошагового мостика лучше всего подходят плоские камни большого размера. Расстояние между ними должно быть комфортным для перешагивания

Ступенчатый мостик

Ступенчатая конструкция может стать своего рода наблюдательным пунктом: с верхней площадки удобно рассматривать окружающий пейзаж, любоваться закатом солнца

Подвесной мостик

Если решено выбрать подвесной мостик, то лучше остановиться на небольшой конструкции, прочно закрепленной на вбитых в землю сваях

Мастер-класс: делаем мостик из дерева

Наиболее простой способ декорировать приусадебную территорию – создать композицию из водоема и деревянного садового мостика, причем оба объекта можно сделать своими руками. Остановимся на строительстве перекидной конструкции из дерева.

Для установки простейшего сооружения не потребуется бетонное основание или вбитые в землю сваи, но если мостик будет соединять высокие берега ручья, то потребуется дополнительное усиление.

Схема моста

Устанавливая деревянный мостик через водоем, следует тщательно укрепить части берегов, служащие опорами. Для укрепления используют натуральный камень и бетон

Типы мостиков

По способу монтажа садовые мостики делятся на несколько типов: I – на бетонных опорах; II – на бетонных опорах и сваях; III – на сваях

Основой мостика служат две слегка изогнутые балки размером сечения 0,2 м х 0,35 м и длиной 2 м. Их можно приготовить из прямых заготовок, с помощью лобзика и стамески удаляя лишнюю древесину. К балкам крепится настил из досок (3,5 см), равномерно распределенных по длине балок.

Чертеж мостика

Составив чертеж мостика с указанием необходимых размеров, можно значительно облегчить себе работу. Длина конструкции зависит от размеров объекта, над которым она будет находиться

Между досками необходимо оставлять промежутки шириной 1-2 см. Все детали перед монтажом сушатся и со всех сторон обрабатываются пропитками и антисептиками.

Схема мостика

Составляя чертеж, необходимо учесть каждую мелочь, например, продумать фиксацию в местах соединений балясин с балками или перил с балясинами

Конструкция перил может быть различной. Самая простая – изогнутые дуги, закрепленные на нескольких балясинах. Перила украшают бамбуковыми вставками, толстой пеньковой веревкой или резьбой.

Декоративный мостик

Украшенные перила – способ разнообразить простую конструкцию мостика. Стоило добавить закругленные элементы на стойках – и мостик приобрел более декоративный вид

Простым декоративным садовым мостиком, без украшений и излишеств, можно дополнить парковую зону, стилизованную под дикий лес.

Мостик в лесу

Несколько необработанных досок, перила из кривых жердей с одной стороны – и получаем оригинальный стилизованный мостик, будто сколоченный наспех

Видеоролик демонстрирует образец ландшафтного дизайна, где практически все сооружения сделаны руками хозяев загородных владений.

Устройство деревянных мостков и причалов: варианты конструктивных решений

Устройство деревянных мостков и причалов: варианты конструктивных решений

Строительство деревянных мостков и причалов всегда организуется с целью обеспечения удобного и безопасного доступа людей к воде. С течением времени к способам возведения данных надводных сооружений, добавляются новые технологии, основанные на применении современных строительных материалов. Сейчас можно выбирать, построить деревянный причал на свайном фундаменте, который прослужит не один год, или возвести за пару дней понтонную конструкцию для сезонного использования. На выбор конструкции причала и способа ее возведения оказывают влияние особенности грунта в прибрежной зоне водоема, рельеф береговой линии, скорость течения реки, а также нагрузки, создаваемые в весенний период таящим ледовым панцирем. Габариты сооружения зависят от его назначения и интенсивности эксплуатации.

Пристани и причалы можно использовать для купания и загорания, швартовки маломерных судов (весельных и моторных лодок, катамаранов, водных мотоциклов, катеров), романтического отдыха на воде в беседках, установленных прямо на деревянном настиле.

Участок берега водоема, оборудованный специальными приспособлениями для швартовки маломерных судов, а также их стоянки, ремонта и технического обслуживания, называют причалом. С точки зрения инженерного устройства данные сооружения подразделяются на следующие подвиды:

  • причальные стенки, возводящиеся вдоль берега водоема из габионов и железобетонных изделий;
  • понтонный причал, устраивающийся на плавучей платформе из пластиковых бочек, труб, специальных емкостей;
  • причал на деревянных или металлических винтовых сваях, вбитых или вкрученных в дно водоема;
  • пирс – причал, располагающийся перпендикулярно к береговой линии водного объекта.

Оформление спуска к водоему

Оформление спуска к водоему с помощью сооружения пристаней и причалов увеличивает привлекательность места отдыха и обеспечивает необходимый уровень безопасности

Строительство причалов на свайном фундаменте

В русских деревнях, раскинувшихся по берегам полноводных рек, можно увидеть деревянные причалы для рыбацких лодок, построенных на свайном фундаменте. Ранее в качестве свай использовались твердые породы дерева. Чаще всего в ход шли лиственничные, дубовые или ольховые бревна. В настоящее время предпочтение больше отдается металлическим сваям, которые могут быть забивными и винтовыми. Данные виды свай отличаются друг от друга строением, а также способом установки.

Забивные сваи изготавливают в виде стальных труб, снабженных заостренным наконечником. В грунт данные сваи забиваются копрами (сваебойными машинами). Подобный способ монтажа может негативно отразится на состоянии металла. Сваю может «повести» и даже скрутить спиралью. В случае такой деформации металла свая не дойдет слоя твердого грунта, а значит, не сможет быть полноценной опорой для сооружаемого причала. Не всегда спецтехника может подъехать к месту строительства причального сооружения. Поэтому при устройстве свайного фундамента своими руками используют винтовые сваи.

Винтовая свая, как и забивная, изготавливается из металлической трубы. Около ее нижнего конусообразного конца приваривается лопасть определенной конфигурации, а на другом конце – оголовок, необходимый для крепления основы будущего причала. Благодаря этой лопасти-винту свая легко вкручивается в донный грунт, при этом не приходится прикладывать слишком больших физических усилий. Во время плавного вращения винтовая свая равномерно входит в грунт. Риск деформации стенок трубы при этом минимален. Длина винтовых свай может достигать 11 м. При необходимости труба может наращиваться или, наоборот, обрезаться.

Монтаж причала в зимнее время

Монтаж деревянного причала сложной формы в зимнее время существенно упрощает ведение работ. По льду можно легко добраться до любого места строительства

Чем большую нагрузку должна выдерживать свая, тем больше должен быть диаметр ее ствола. При этом имеет значение и толщина ее стенок.

Правила монтажных работ

Перед началом монтажных работ необходимо рассчитать точное количество свай, подобрать нужный диаметр с учетом нагрузки. Вычислить минимальное расстояние между соседними сваями, при котором материал ростверка не будет провисать. Длина свай подбирается исходя из типа грунта и глубины его промерзания в данной местности.

После завинчивания винтовой сваи на определенную глубину в полость ее ствола заливают бетон (марка М300 и выше). Этот прием увеличивает несущую способность опорного элемента. При монтаже свайного фундамента в зимнее время в бетонный раствор добавляют специальные присадки. Кстати, установку свай для причала предпочтительнее проводить зимой. На льду гораздо удобнее и дешевле проводить работы, чем в воде. Если грунт неоднороден по структуре, то сваи устанавливают на различную глубину, после чего выравнивают по заданному уровню.

Схематичное изображение причала на свайном фундаменте

Схематичное изображение деревянного причала, построенного на свайном фундаменте. Длина винтовых свай определяется методом пробного бурения, во время которого можно узнать глубину залегания твердых слоев грунта

Винтовые сваи подходят для многоразового использования. Их можно вкручивать, а при необходимости демонтажа надводной конструкции – выкручивать. Правда, при этом заливать бетоном ствол сваи не рекомендуется. Прослужить винтовые сваи могут несколько десятилетий, особенно, если их поверхность обработана специальным химическим составом. Это значит, что причал, возведенный на свайном фундаменте, можно будет эксплуатировать в течение длительного времени.

Отдельно стоящие сваи объединяют в единую конструкцию с помощью швеллера, приваренного к их оголовкам. Иногда в качестве связующего звена используется брус. Все сварочные швы нуждаются в обработке специальной составом, изготовленным на основе эпоксидной смолы, эмали или краски. Данное покрытие защищает швы, находящиеся во влажной среде, от коррозии.

На грунтах из скальных пород монтаж свайного фундамента произвести невозможно. В этом случае рассматриваются иные варианты устройства причалов и пирсов.

В качестве материалов, используемых для укладки настилов на причалах и пирсах, применяется водостойкая древесина ценных пород (лиственница, акация, ипе, кумару, гарапа, бангирай, массарандуба, мербау). Каждый сорт дорогостоящей древесины обладает своим неповторимым цветом и особенной текстурой. Удешевить строительство можно за счет использования современных водоотталкивающих полимерных и древесно-полимерных материалов, на основе которых изготавливаются специальные палубные и террасные доски. Эти материалы идеально подходят для строительства надводных сооружений, так как:

  • не поддаются процессу гниения и разложения от воздействия влажности и атмосферных осадков;
  • не подвержены деформации, потому что не усыхают, не разбухают, не выгибаются и не перекашиваются, не коробятся и не растрескиваются (в отличие от многих сортов натуральной древесины);
  • способны без потерь декоративных качеств переносить значительные перепады температур, воздействие ультрафиолетового излучения;
  • обладают высокой стойкостью к истиранию;
  • выдерживают большие ударные нагрузки;
  • имеет нескользящую рифленую поверхность, позволяющую безопасно передвигаться по причалу во время или после дождя.

Полимерная палубная доска, используемая для монтажа настилов на причалах и пирсах, не нуждается в защите лаками и маслами, что значительно упрощает уход за ее поверхностью.

Монтаж деревянного настила

Монтаж деревянного настила на жесткий каркас, закрепленный на свайном фундаменте. Обработка досок защитными составами, предохраняющими их от преждевременного износа

Монтаж деревянного настила проводят путем использования технологии скрытого крепежа. При отделке готового причала устанавливают перильные ограждения, спуски в воду, а также швартовые кранцы и другие приспособления, необходимые для эксплуатации маломерных судов.

Пример сборки простейшего понтонного причала

Для построения небольшого причала понтонного типа приобретают деревянный брус, строганные доски, гвозди, саморезы, металлические уголки, 200-литровые бочки и веревки для их закрепления. Квадратный каркас конструкции собирают из бруса сечением 100 на 50 мм на берегу. Длина стороны квадрата равна 2,5 метра. Рама усиливается по углам с помощью деревянных брусков, устанавливаемых дополнительно. Углы рамной конструкции должны быть прямыми (90 градусов).

Сборка понтонного причала

Конструкция, собранная из деревянного бруса и герметичных бочек, является примером простейшего причала понтонного типа, обеспечивающего подход к водоему

Плавучесть причала обеспечивается четырьмя 200-литровыми бочками, используемыми ранее для хранения нефтепродуктов. Бочки должны быть абсолютно герметичными. Для обеспечения этого требования вокруг пробок наносят герметик или силикон, предотвращающий попадание вовнутрь емкостей воды. Для лучшего крепления бочек к рамной конструкции используйте дополнительные бруски (50 на 50 мм), которые прикрепите к основному каркасу с помощью металлических уголков. В данных брусках сверлят отверстия, через которые протягивают веревки для надежного закрепления бочек, расположенных по обеим сторонам каркаса, параллельно друг другу.

Перевернутая рама, готовая к спуску на воду

Перевернутая рама, готовая к спуску на воду, переносится в водоем без настила, который утяжелит ее вес в несколько раз

Затем деревянную раму прямоугольной формы переворачивают, при этом бочки оказываются снизу сооружения. В таком положении конструкция устанавливается в водоеме около берега. Для ее крепления используется якорная система. Можно также привязать конструкцию к свае, ввинченной в грунт на берегу водоема, или столбу, вкопанному в землю и забетонированному. На последнем этапе прибивается к каркасу настил из строганных досок. Также сооружается небольшой мостик, обеспечивающий доступ к причалу с берега водоема.

Окончательный вид понтонного причала

Окончательный вид понтонного причала, используемого в летний период. С наступлением холодов надводное сооружение разбирается и убирается на хранение до следующего сезона

Еще один вариант устройства мостков

Из грузовых автошин, отработавших свой срок, сооружают столбы. Для этого резиновые покрышки связывают друг с другом тросами или прочными веревками. Затем связанные шины закатывают в воду и устанавливают на дно водоема. Импровизированные столбики должны торчать из воды. Устойчивость столбов в воде обеспечивается с помощью речных булыжников, закидываемых внутрь покрышек. Затем на сооруженные столбы устанавливают деревянные мостки.

Что делать, если ваш причал уплыл?

Простые надводные сооружения владелец участка, выходящего к реке или озеру, может построить своими силами. Пирсы, уходящие на несколько метров от берега вглубь водоема, должны возводить компании, располагающие компетентными специалистами и профессиональным оборудованием. Если сэкономить на проектировании и строительстве причала, пригласив сомнительные фирмы для выполнения работ, то можно «потерять» надводное сооружение. Оно просто уплывет от берега.

Декоративные мостики для дачи

декоративный мостик

Небольшой пешеходный мост в ландшафтном дизайне участка является хорошим украшением для частной территории, но он может нести в себе не только декоративные функции. При необходимости можно построить хороший по функциональной нагрузке мост для дачи, который будет использоваться активно в участке с садовой деятельностью. Кроме того, данное сооружение можно украсить при помощи различных растений и цветов.

декоративный мостик

Если правильно спланировать и сконструировать мост для дачного участка или искусственного самодельного пруда, то он может стать уникальными местом на вашем участке, притягивающим взгляды. Прежде чем приступить к планировке конструкции данного сооружения, необходимо понять, что обычные пешеходные мостовые постройки для реки на частной территории — это различные строения, функция которых заключается в преодолении препятствий различного рода.

Бытует мнение, что установка мостика для дачи оправдана для больших садовых участков. Но на самом деле они будут хорошо смотреться и на скромных территориях. К примеру, декоративным мостиком можно сделать продолжение садовой дорожки на даче, которая поможет преодолеть неудобное для пешехода место, а кроме того поможет сделать сад более интересным и интригующим.

дачный мостик

Для того чтобы декоративный мостик в дизайне выглядел органично и в то же время роскошно, стоит заранее спланировать конструкцию данного сооружения, подходящую под общий тип участка и реки.

Если в вашем распоряжении небольшая территории, то необходимо выбрать как можно более простую конструкцию мостика, и его окраска должна быть нейтральной, не особо выделяющейся от цветовой гаммы всей территории. Следующие, на что нужно обратить внимание при планировке декоративного мостика — это подбор подходящего оформления и его расположения.

В основном такие сооружения являются хорошим дополнением для сада и дома, имеющего реку на территории, поэтому комплектующие и строительные материалы необходимо подобрать как раз под стиль всей остальной территории.

Также стоит учесть наличие различных строений, таких как сарай из поддонов, деревянная беседка или фонари, которые будут располагаться рядом с ним.

мостик из дерева

Если ваш садовый участок расположен на территории с перепадами высоты грунта, особенно при наличии низменных участков весной заливающиеся водой, наличие кованого мостика является необходимостью. Ещё одна ситуация, при которой мостик является хорошим дополнением — это оформление дороги, ведущей к деревянной беседке. Сделав такое особенное строение возле участка зоны отдыха, хозяину удастся придать своему дачному участку вид завершённости.

Существуют несколько основных требований, которые нужно соблюдать при установке кованого мостика:

схема мостика

  1. Гармония с дизайном сада и дома, а также красота оформление выложенной к нему дорожки, благодаря которой это сооружение будет интересным и ярким.
  2. Высокая функциональность данного сооружения. Мостик должен быть не только хорошим украшением, но и прочной опорой, выдерживающей вес минимум 300 килограмм.

Декоративный мост своими руками

Главной задачей тех, кто хочет построить садовый мост своими руками на дачной территории, является выбор типа сооружения, а также правильный подбор ландшафтного дизайна. Один из вариантов оформления мостика для частной территории — это монолитные строения. Второй вариант — использование природных и подручных материалов, таких как гладкий натуральный камень, дощатые квадраты или круги.

мостик из камней

Одним из самых экзотических и в то же время красивых вариантов для больших прудов является выкладывание всего строения из камней. Такой вариант поможет достичь сочетания с уже выложенной дорожкой из подручных материалов на береговой линии, оформленной в том же стиле.

Стоит отметить, что для такого декоративного мостика, необходимо подбирать камни одинакового размера и одного вида. Одним из главных условий для строительства такой переправы является глубина на водоёме, которая должна равняться не больше 45 сантиметров. Минимальная высота, на которую должен возвышаться мост над рекой — это 10 сантиметров.

оформление мостика

Чтобы поверхность, на которой будет совершаться переправа, была максимально удобной, её ширина должна составлять не менее 60 сантиметров. Ещё один вариант оформления небольшого садового мостика своими руками из природного материала — это использование камней нестандартного вида.

Такой материал будет особенно актуальным, если он имеет гладкую и удобную верхнюю часть. Подобное строение хорошо подойдёт для местности, где протекающие воды образовывают небольшие колебания волн на месте природного препятствия.

На сегодняшний день существует большое количество различных имитаций из бетона, повторяющих формы натуральных валунов. Бетонный материал отличается высоким уровнем прочности, а также он хорошо защищён от негативного воздействия повышенной влажности.

Если хозяин участка с рекой желает собственными силами создать уютный уголок на своей территории при помощи соединительного моста, то необходимо следовать следующим советам:

    Необходимо сделать основание для всего строения. Для этого понадобится освободить водоём от воды. Дальше переходим к укладке камней. Необходимо следить за тем, чтобы поверхность такого сооружения была строго горизонтальной.

Строительство деревянного моста своими руками

Для изготовления декоративного садового мостика из досок и брусков дерева совсем не обязательно покупать новые материалы. В некоторых случаях хорошо подойдут и подручные средства. Перед тем как приступить к строительству соединительных мостиков для пруда, необходимо удостовериться в наличии нужного инструмента. Советы ниже помогут установить мостик для небольшого участка своими руками.

При наличии жидкости в водоёме необходимо её слить. После осушения дна водного препятствия можно переходить к установке заранее подготовленных валунов. Каждый из брусков должен укладываться на хороший слой строительного раствора.

подвесной мостик

После их установки проводится выравнивание по высоте, которое делается при помощи ранее установленных плит. Также следует следить за наличием строгой горизонтальности вершины всех камней. После поведения всех процедур, следует дать конструкции обсохнуть 1 — 2 дня.

Также необходимо подумать о дорожке, ведущей к будущему строению. Одной из положительных особенностей мостика на дачном участке является возможность соединить два разных типа дорожек, отличающихся по фактуре. Кроме этого, данное строение поможет украсить любой ручей или водоём.

декоративный мостик из дерева

В некоторых случаях считается нецелесообразным делать водные преграды у себя на участке. Но это не служит препятствием для строительства небольшого декоративного мостика из дерева, что значительно увеличивает привлекательность садовой территории.

К примеру, наличие обычной беседки из камня в зоне отдыха дачного участка уже служит поводом для строительства моста, который будет служить как украшением, так и ориентиром для посетителей.

Проектирование моста для дачной территории

Главным условием обустройства мостовых сооружений на дачной территории – это материал, из которого выполнено строение. Для такой цели выбираются те же строительные и отделочные элементы, которые были использованы при выкладывании дорожек, монтировании беседок или других элементов интерьера.

Так как одними самых дешёвых, но в то же время красивых материалов для строительства декоративного моста является дерево, стоит подумать об увеличении срока эксплуатации деревянных элементов. Для этого можно применить одновременное использование материала из дерева и металла.

проект мостика

Металлические части мостика будут больше всего контактировать с водой, что значительно продлит срок службы строения. Одними из самых популярных каменных вариантов оформления мостового строения считается гранит или песчаник. Такой вариант особенно актуален для территорий, на которых активно применялась каменная кладка или композиции из камня.

Если территория, на которой планируется возвести кованый мост, небольшая или имеет маленький по ширине водоём, то постройка большого моста, на который уйдёт много времени и ресурсов, не оправдана. В таких случаях лучше всего использовать большую плиту из песчаника, которую можно уложить на каждый из берегов ручья, тем самым соединив их. При отсутствии возможности использования больших материалов отлично подойдут кованые мостики.

Декоративный мостик своими руками

Думаете возвести мостик – это очень сложная задача? Совсем не обязательно использовать сложные железные строения или огибать твердотельные детали.

Классическое горбатое сооружение устанавливается всего за один день, если учесть следующие нюансы:

  1. Для основания мостика выбирают очень толстые доски. Также можно использовать деревянный брус.
  2. Для небольшого пруда подойдут два интегрированных бруса сечением 50 на 200 миллиметров и 2,4 метра длиной.
  3. Самое сложное в таком проекте – нарисовать прямую, по которой потом будет распиливаться деревянный материал.

брусья моста

Для начала от длины бруса отмеряем 120 миллиметров, оставляем метку на одном краю доски, потом находим и отмечаем середину бруса. На другом конце материала отмеряем 40 сантиметров. Аналогичные работы проводим со вторым брусом.

Теперь соединяем метку в середине доски с нарисованной отметиной на сторонах дерева. Таким образом, будут получены вспомогательные линии. У каждой из них находится центр, и на середине между крайней и средней отметками ставится замер. Эта задача требует определённой сноровки. Если рабочий не уверен в успехе проводимой разметки сооружения, лучше всего изготовить шаблон из бумаги.

При проведении кривой необходимо помнить, что расстояние между краем бруса и вершиной дуги – всего пару сантиметров.

Закончив чертёж, мы получим рисунок на брусьях, который впоследствии необходимо будет выпилить. Для этого понадобится специальная пила с узким лезвием. Также хорошо справятся с данной задачей поможет электролобзик. Его преимущество в том, что им довольно легко поворачивать. Окончив обработку деревянного материала, полученную изогнутую деталь укладываем сверху остальных досок.

 конструкция мостика

Благодаря этому можно заметить, как часть взятого материала возымела вид нужной для строительства данного сооружения детали. Теперь полученные детали необходимо соединить. Для этого можно использовать четыре болта диаметром в 10 миллиметров и длиной 220 мм.

Нужно нарисовать отметку, где будут располагаться болты. Один и тот же крепёжный материал лучше всего располагать друг от друга на расстоянии до 10 миллиметров. С помощью двух струбцинов фиксируем части будущего моста. Для того чтобы сделать нужные отверстия, можно воспользоваться крупным сверлом для дрели.

Необходимо запомнить, что при проделывании отверстия на изогнутой стороне дрель необходимо держать под небольшим наклоном, что значительно облегчит дальнейшее скрепление всех элементов моста. Для надёжного крепежа двух основ для деревянного моста, следует соблюдать определённый порядок действий:

склейка частей мостика

  • полностью просверлить верхнюю часть, а нижнюю – только наполовину;
  • снять верхняя часть;
  • просверлить нижнюю часть до конца (сделать это теперь будет намного проще, так как направление было задано заранее);
  • установить верхнюю часть на своё прежнее место, после чего необходимо отметить простым карандашом пункты соприкосновение верхней и нижней детали;
  • для закрепления конструкции, между этими отметками нанести клей ПВА;
  • сложить все части основы моста и скрепить их струбцинам;
  • в конце ставятся болты на заранее просверленные отверстия и закрепляются при помощи шайб.

Таким же способом выполняется изготовление второй части для основы сооружения садового моста. Готовые детали можно использовать в качестве шаблона для второй части. Нанеся на доску изгибы готового косоура, вы получите две одинаковые детали. После изготовления второй части можно будет приступать к монтированию и оформлению всей конструкции.

чертеж моста

На одной части основы закручиваем штырь с резьбой и закрепляем гайкой и шайбой с двух сторон. Теперь необходимо измерить, какое расстояние понадобится для закрепления второй части основы с другой стороны штыря. Благодаря такому строению ширину сооружения можно будет легко регулировать и изменять расстояние между основами этой постройки.

После предварительного закрепления крепёжных элементов, можно приступить к сборке моста. Прежде чем окончательно затянуть шайбы с гайками, лучше всего ещё раз проверить ширину сторон строения. После нужно максимально затянуть все гайки и ещё раз проверить ширину моста.

сборка мостика

Выступающие части стержней можно спилить при помощи ножовки по металлу. Теперь приступаем к набивке на мостик поперечных досок. Они должны слегка выступать за края основы. Для крепления планок лучше всего использовать саморезы.

Для того чтобы подобрать подходящий крепёжный материал, необходимо заранее провести все замеры и на основании полученных данных купить саморезы. Но прежде чем приступать к креплению досок, лучше всего по всей длине основания наметить места для установки планок. Наилучшим расстоянием между двумя досками, по которым будут ходить люди, является один сантиметр.

Советы по изготовлению моста для дачи

При строительстве мостика для дачной территории, следует уделить свое внимание следующим советам:

мостик и беседка

  1. При наличии густой растительности и деревьев возле дома на садовом участке или большого количества построек из дерева мост для такой территории лучше всего изготавливать из древесины.
  2. Хороший вид и увеличение срока эксплуатации данного строения помогает достичь антисептическая обработка поверх лака или краски.
  3. Чтобы внешний вид мостика был более эффектным, нужно постараться разместить строение как можно ближе к воде, чтобы низ конструкции почти касался воды. Если на территории есть беседка, то мост, который упирается в неё, будет иметь более завершённый вид.
  4. Сейчас популярность всё больше набирают зигзагообразные мостовые строения для пешеходов. Корни таких сооружений идут с Японии, где они в основном использовались для преодоления заболоченного участка или плантации риса. Их особенность заключается в дешевизне материала и простоте в выполнении. Для зигзагообразного моста понадобится дерево или камень.
  5. При наличии на частной территории дренажной канавы, которая проходит перед ограждением участка, наличие небольшого моста является необходимостью.

Для изготовления конструкции моста, как правило, не требуется особенных затрат на приобретение материала.


Достаточно будет использовать обычный камень и дерево. Кроме того, такой выбор материала поможет не только сэкономить, но и будет отлично сочетаться друг с другом, украшая этим территорию. Выложить дорожку из камня и дерева, сделать обычный настил или создать горбатую конструкцию для преодоления водного препятствия – выбор остаётся за хозяином территории. Каждый из вариантов отличается доступностью и простотой исполнения.

Читайте также: