Как сделать радужный цвет на металле

Обновлено: 05.10.2024

Цвета побежалости – это цвета, которые становятся различимы на гладкой металлической или минеральной поверхности из-за появления тончайшей окисной пленки или световой интерференции в ней. Зачастую их появление связано с тепловым воздействием. О том, что такое побежалость, далее.

Происхождение цветов побежалости металла

Цвета побежалости металла распространяются из-за перераспределения интенсивности света в утонченных пленках на структуре отражения. По ходу развития пленочной толщины появляются условия погашения лучей с какой-либо волновой длины. Вначале из белоснежного появляется сиреневое свечение, обнаруживается желтое свечение. По ходу того, как пленка растет в толщину, увеличивается волновая длина погашенных лучей. Из непрерывного спектра солнца появляется зеленое и красное свечение.

Яркость оттенков побежалости нержавейки зависит от размера оксидной пленки с протяженностью солнечной волны, которая идет на спецматериал. Одни из ярчайших оттенков находятся на материалах медного типа. Цвета побежалости стали, которые получаются из-за физического процесса, зависят от металлического состава. Если в микроэлементе есть много металлических ионов, то он прокрашивается в синий. В присутствии хромофоров можно обнаружить красные оттенки – следы побежалости на металле.

Искусственная цветовая побежалость видна на структуре при повышенных показателях. Непременным условием образования следов побежалости считается отсутствие воды с иными спецжидкостями. В ходе нагревания появившаяся пленочная структура окиси снижается. Это объясняется диффузией, то есть перемешиванием микроэлементов или внедрением одного химического элемента в иной. В ситуации с металлической пленкой окиси становится видно, как взаимодействуют атомы кислорода со спецметаллом.

Как искусственно создать цвета побежалости

При металлообработке активным образом применяется воронение. Технология спецпокрытия металлов пленками окиси хорошо известная и активным образом применяемая на протяжении десятков лет. Вороненый материал отличается устойчивостью ко ржавчине, прочностью к повышенным нагрузкам и обладает эстетичным окрасом, без добавочных покрытий с красками.

Чтобы выполнить воронение, необходимо:

  1. обмакнуть заготовку, протереть ее минеральным маслом;
  2. нагреть на металлическом листе до температурного показателя (для различных металлов со сплавами она различается);
  3. после сделать закалку в охлажденном участке – во избежание металлического отпуска.

Получившийся окисленный слой на структуре металлического изделия будет устойчивым к воздействию воды. Он будет иметь повышенную прочность к действию внешних факторов.

В нижеследующей таблице приведены составы растворов и требуемая температура для бесщелочного оксидирования черных металлов:

Составы растворов для воронения

Пленка окисления образуется как с большой, так и с малой скоростями. На образование пленки влияют такие факторы, как:

  • мера закаленности обрабатываемой детали (закалка способствует ускорению появления необычного эффекта);
  • загрязнение (при появлении грязи она обугливается, и, в результате, образуется неравномерный пленочный слой оксида);
  • шероховатость (заготовка, которая имеет выемку, получает уплотненную пленку; эстетичное цветовое различие обнаружить невозможно, а полированная деталь создает разноцветный эффект);
  • технология нагревания (в зависимости от спецоборудования, применяемого для нагрева деталей, с большой скоростью и шириной формируются пленки окисления; для нагревания деталей лучше применять оборудование, которое позволяет поддерживать требуемый температурный показатель и контролировать его).

Тонкие пленки оксида поглощают солнечные волны с наименьшей длиной волны, но отражают с наибольшей. Цвет металла при нагреве изменяется в зависимости от температуры. Чем больше температура пленки оксида, тем светлее цвет металла при нагревании. Синий и фиолетовым цвета получаются, когда из спектра отображается перечень длинных волн. При отражении пленки из оксидов волны с минимальной волновой длиной, металлическая поверхность прокрашивается в желтоватый оттенок. Светлые оттенки соответствуют повышенной температуре нагревания. Поэтому мастер нередко определяет с помощью цветов побежалости нержавейки закалку материалов со стальной стружкой и колющим инструментарием. Они применяются при работе токаря.

Несмотря на указанные факторы, при содействии цветов побежалости нержавеющей стали невозможно точно определить температуру металла, поскольку на показатель влияют разные факторы:

  • период нагрева (промежуток времени, на протяжении которого деталь из металла прогревается до показателя помещения, если отсутствует тепловая отдача);
  • разная примесь в переливающемся металле;
  • особенность освещения в помещении, где производилась сварка с закалкой заготовок;
  • скорость прогрева (температурное изменение в единицу времени во время прогрева).

Среди различных электроприборов есть пирометры, обеспечивающие конкретный температурный контроль. Они функционируют на лучевом анализе лазера. В электроприборах находятся особые датчики, которые анализируют отраженные лучи и отражают металлическую температуру, которой равны измеренные параметры излучений.

Температура цветов побежалости металла

Температура и цвет металла изменяются на протяжении всего процесса нагрева заготовки. Причем у каждого сплава или вида металла своя температура появления побежалости. Вследствие этого технологи пользуются большим количеством таблиц соотношения цвета и температуры цветов побежалости. Некоторые из них приводим в нашей статье.

Как покрасить металл во все цвета радуги

Как покрасить металл во все цвета радуги, изображение №1

Недавно я начала осваивать гальванику - процесс невероятно увлекательный, и немного волшебный.

Буквально на глазах некий предмет - лист, веточка, цветок - покрывается слоем металла, и, наконец, становится медным или серебряным. А затем из него можно сделать необычное украшение

процесс медирования позволяет любой предмет превратить в медь

И, как это часто бывает, в какой-то момент достигнутого становится мало. И начинает хотеться большего.

Тот же, ставший медным, лист выглядит очень красиво. Но все же хочется сделать его еще более выразительным, или добавить ему цвета. Сделать это можно несколькими способами.

Способ первый - добавить цвет можно с помощью краски по металлу

специальные краски по металлу

Попав на металлическую поверхность, эти краски держаться на ней очень цепко - соскрести их оттуда не получится, даже если вы будете соскребать их ножом (проверено лично)).

Главное, помнить, что вода в них, при окрашивании, попасть не должна - они при этом станут самыми обычными красками, и высохнув, запросто слезут с металла.

Именно эти краски я использовала при создании своего серебряного кулона. С их помощью лепесткам был придан цвет

кулон "Серебряная орхидея", работа автора

Помогает сделать металл цветным (если можно здесь применить данное выражение) и горячая ювелирная эмаль. Но это очень трудоемкий процесс, и доступен он далеко не каждому

кулон "Ручейки", работа автора

Я же хочу показать несколько достаточно несложных способов придать металлу - в данном случае меди - цвет. И сделать это можно прямо у себя дома.

Способ второй - окрашивание или затемнение металла серной печенью

С помощью серной печени ** ** можно весь медный лист ( или любой иной предмет, и не только медный) или же только его часть, сделать более насыщенной по цвету. Но во время этого процесса придется воспользоваться респиратором - запах стоит, как в преисподней))

затемнение металла в растворе серной печени

Итак. Доводим воду до очень горячего состояния, разводим в ней серную печень. Кто-то делает прямо желтый раствор, я развела не в такой высокой концентрации - капнула несколько капель. И опускаем наш предмет.

Я свой лист периодически вынимала, и смотрела, насколько он потемнел

Как покрасить металл во все цвета радуги, изображение №7

Как только получаем желаемый результат, промываем свой предмет в воде и высушиваем

Как покрасить металл во все цвета радуги, изображение №8

Лист можно было сделать и совсем темным, но здесь все зависит от цели, которую мы перед собой ставим

Как покрасить металл во все цвета радуги, изображение №9

Но существует способ сделать медный лист впечатляюще красивым. И это, пожалуй, самый быстрый, и самый волшебный способ окрашивания

радужное окрашивание

Способ третий - радужное окрашивание

С помощью радужного окрашивания можно сделать, покрытый медью, предмет золотистым, розовым, синим или зеленым. Здесь все зависит только от вас.

В одной из предыдущих статей я уже писала, как сделать лист медным с помощью гальваники. Так вот, для радужного окрашивания тоже понадобятся и блок питания, и аноды с ванночкой. Но вот сам электролит будет нужен уже с иным составом.

Лист нужно опускать и вынимать из него быстро и часто - пока он в электролите, цвет не виден. А процесс идет стремительно - только что твой лист был золотистым, и вот на нем появился изумительный розовый, а потом синий цвет. Замешкался - и начинай все по новой. Ну, или просто радуйся тому, что получилось

Как покрасить металл во все цвета радуги, изображение №11

Опять же, можно опускать сперва весь лист, а потом только его часть - и окрашиваться он тоже будет по разному, как в моем случае.

А я для большего эффекта немного отполировала его прожилки - они ярко заблестели на цветном фоне листа. А на самый кончик нанесла немного металлизированного воска (такие воски продаются в магазинах для художников)

воск-металлик

Правда, такое окрашивание требует дополнительной защиты. Поэтому готовый и ставший сказочным листочек, нужно порыть защитным лаком.

Кто-то использует для этого самый обычный акриловый лак. А кто-то более прочный полиуретановый.

процесс медирования позволяет любой предмет превратить в медь

процесс медирования позволяет любой предмет превратить в медь

специальные краски по металлу

специальные краски по металлу

кулон

кулон "Серебряная орхидея", работа автора

кулон

кулон "Ручейки", работа автора

С помощью серной печени можно весь медный лист ( или любой иной предмет, и не только медный) или же только его часть, сделать более насыщенной по цвету. Но во время этого процесса придется воспользоваться респиратором - запах стоит, как в преисподней))

Радужное покрытие


В наборе есть два вида пластин: железные и медные. Для железных пластин характерен серый цвет, а для медных — оранжевый.

Чем сильнее блестит поверхность, тем лучше. На пластине не должно быть царапин, ржавчины и пятен.

Даже если вы недавно тщательно вымыли руки, есть риск оставить на металле жирные отпечатки. Они помешают протеканию реакции на «запачканных» участках пластины, и результат опыта не оправдает ваших ожиданий.

Даже небольшая крапинка клея может испортить эксперимент, поэтому рекомендуем отполировать пластину еще раз.

Снимите наклейку, отполируйте противоположную сторону пластины и наклейте на нее трафарет (наклейку с «пустой» серединой). Продолжайте опыт, работая с этой стороной пластины.

Медь не появляется на поверхности железа. А если и появляется, то совсем незаметно. Когда нужно будет смывать сульфат меди с пластины?

Если хотите повторить опыт, для начала убедитесь, что железная пластина хорошо отполирована (она должна блестеть). Затем ненадолго нанесите на нее раствор CuSO4 — обычно слой меди появляется в течение 10 секунд. Как только это произойдет, сразу промойте пластину в воде.

Вероятно, вы нанесли слишком много раствора CuSO4: слой меди получился слишком толстым, из-за чего проточная вода с легкостью его смыла. К сожалению, опыт придется начать заново. Когда снова нанесете сульфат меди CuSO4 на пластину, внимательно наблюдайте за происходящим и, как только увидите слой меди, сразу промойте пластину под слабым (!) напором воды.

Вероятно, вы нанесли слишком много раствора CuSO4, из-за чего слой меди получился чересчур толстым. К сожалению, опыт придется начать заново. Когда снова нанесете сульфат меди CuSO4 на пластину, внимательно наблюдайте за происходящим и, как только увидите слой меди, сразу промойте пластину под слабым (!) напором воды.

Всё в порядке. Цвет меди меняется с оранжевого на розовый, затем на фиолетовый, синий, голубой и, наконец, белый. Если покрытие стало белым, значит медь прошла все эти стадии! Если вам не нравится полученный цвет, повторите опыт и затушите свечу, как только получите желаемый цвет.

Мы советуем покрыть брелок прозрачным лаком или повесить его там, где он не будет ни о что тереться.

Другие эксперименты





Пошаговая инструкция

Зачистите поверхность железной пластины, чтобы железо могло легко вступать в реакции.

electroplating-v3_rainbow-astronaut_ru_iks-s-01

Теперь выберите наклейку и защитите ею часть пластины.

electroplating-v3_rainbow-astronaut_ru_iks-s-02

Обильно покройте незащищенную поверхность пластины раствором сульфата меди CuSO4 и понаблюдайте за происходящим. Желательно ополоснуть пластину водой, как только ее поверхность потемнеет. Так вы быстрее остановите реакцию и получите более эффектный рисунок.

electroplating-v3_rainbow-astronaut_ru_iks-s-03

Аккуратно промокните пластину и снимите наклейку — изображение уже должно быть видно. Но это еще не всё!

electroplating-v3_rainbow-astronaut_ru_iks-s-04

Картинка, которую вы видите на железной пластине, образована тонким слоем меди из раствора сульфата меди. Если медь нагреть, она начнет реагировать с кислородом воздуха, образуя оксиды меди.

electroplating-v3_rainbow-astronaut_ru_iks-s-05

Вообще, оксиды меди — это такие невзрачные порошки. Но покрытие из этих оксидов выглядит весьма эффектно!

electroplating-v3_rainbow-astronaut_ru_iks-s-06

Утилизация

Пожалуйста, утилизируйте химические отходы эксперимента в соответствии с нормами вашего региона. Остальные твердые отходы утилизируйте вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте ее водой.

Что произошло

На микроуровне все металлы в металлической форме очень похожи: они представляют собой положительно заряженные частицы (ионы ), окруженные облаком отрицательно заряженных электронов . Ваша железная пластина именно так и устроена. Однако частицы металлов могут существовать и в другом состоянии. Например, у ионов меди Cu 2+ из сульфата меди CuSO4 нет такого уютного облака электронов, поэтому они поодиночке блуждают по раствору. В то же время медь стремится к металлической форме куда сильнее, чем железо. Она легко «выгоняет» частицы железа в раствор и занимает их место на поверхности пластины, переходя из ионной формы в металлическую.

Медь, которую вы «поймали» на железную «наживку», сначала выглядела не особенно интересно, даже не блестела! Почему же она стала радужной от простого нагревания? А потому, что при нагревании медь легко отдает электроны кислороду воздуха O2, образуя оксиды CuO и Cu2O. CuO — это, как правило, тусклый черный порошок, а Cu2O — красновато-коричневый. Самое интересное происходит, когда они формируют тонкие слои: слой оксида меди пропускает свет , который затем частично отражается от нижней границы слоя. Но такой путь может пройти далеко не весь свет. Одни цвета теряются в оксидных пленках, другие же, наоборот, становятся более насыщенными. Цвета́ , которые вы наблюдаете на пластине, зависят от толщины слоев оксидов меди и от количества света, который смог через них пройти.

Многие живые организмы ловко проделывают подобные оптические фокусы. В природе не так-то просто выработать пигмент необходимого цвета (например, синего). Но добиться желаемой окраски можно и с помощью «скучных» цветов: некоторые живые организмы используют легкодоступные вещества и создают особые «световые ловушки», способные отражать определенные цвета. Так делают многие насекомые и птицы . Вспомните синий отблеск надкрыльев некоторых видов жуков или изумрудное оперение селезня. Думаете, дело в особых пигментах? Эти хитрецы просто создают оптическую иллюзию!

Радуга на оружии. Термообработка металлов и цвета побежалости

Просматривая фотографии охотничьих двустволок, всегда обращаешь внимание на деталях. Вот на этом ружье головки осей на замочных досках и винты ярко-синего цвета, вот на этой горизонталке спусковые крючки жёлтые, весёлые такие. А у другого ружья – крючки насыщенно-синие!

Разноцветные красивые детальки припоминаются и на старых винтовках, и на револьверах с пистолетами. Помните синего цвета УСМ на нашем Нагане?

Так что это за покрытие такое? Воронение? Окраска каким-то химическим составом вроде расплава селитры или что-то ещё? Судя по всему, всё достаточно просто. Красивые цвета мелких деталей – лишь побочный эффект термообработки. Дело здесь обстоит почти как с цветной калкой, о загадке которой мы говорили в прошлый раз.

Радуга на оружии. Термообработка металлов и цвета побежалости

Как закалялась сталь

Оксидирование таким простым способом, как нагревание металла до определённого цвета, известно давно и, судя по всему, очень многим. Помню, ещё в средних классах школы прочитал замечательную «Повесть о настоящем человеке». И где-то в описании Б.Полевым сожжённой немцами деревни мелькает фраза о плугах, «посиневших от огня». Вот этот посиневший в огне металл и есть цвет т.н. «отпуска». В случае контакта с древесным углём, металл тоже получает красивый чёрно-синий цвет, а сам способ называется «огневым воронением». Говорят, что при этом образуется покрытие из слоя магнетита, но подтверждения этому я не нашёл. Или – просто не смог найти, тут без химиков не обойтись. Но, в данном случае, мы поговорим о расцвечивании поверхности стали путём равномерного нагрева.

В огнестрельном оружии, особенно старом, кроме привычного чёрного оксидирования и белого непокрытого металла, обычно встречается два цвета – различные оттенки жёлтого и синего. Простейший пример – наш револьвер обр. 1895 года – Наган. Вплоть до начала войны, весь УСМ Нагана и все пластинчатые пружины зачастую были синего цвета, а собачка и боёк курка – соломенно-жёлтого (причём жёлтый цвет последних деталей сохранялся до конца выпуска револьвера). Та же картина, во всей красе, наблюдалась и на иностранном короткоствольном оружии – часть деталей на пистолете Люгера (знаменитом Парабеллуме) изначально имела жёлтые и синие цвета, а вот пистолеты военных выпусков уже шли, как правило, полностью чёрными. Великолепными, в неподражаемом сочетании дизайна и цветовой расцветки, были легендарные пистолеты Маузера С-96.

револьвер образца 1895 года, бельгийский выпуск 1898 года
револьвер образца 1895 года, бельгийский выпуск 1898 года

револьвер образца 1895 года, бельгийский выпуск 1898 года

Жёлтого цвета обычно и спусковые крючки на охотничьих ружьях. Если они не покрыты нитридом титана, то тогда это цвет низкого отпуска, получаемый при нагревании в муфельной печи при температуре не выше 240 градусов по Цельсию.

Для чего применяется отпуск деталей оружия? И почему им, деталям, оставляли и оставляют получившийся цвет?

Начнём с того, что нагруженные детали оружия всегда подвергают тому или иному виду термообработки, которая применяется для придания металлическим изделиям требуемых физико-механических свойств, без изменения химического состава стали. Это воздействие положительно сказывается на характеристиках металла, что позволяет снизить массу детали и её эксплуатационной прочности. Существует несколько видов термообработки: закаливание, нормализация, отжиг и отпуск.

Закалка – вид термической обработки металлов (нагрев, а затем – ускоренное охлаждение), после которого материал находится в неравновесном структурном состоянии, не свойственном данному веществу при нормальной (20 град.) температуре. Политехнический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

детали УСМ нагана бельгийской сборки. Обратите внимание на необычный цвет отпуска

детали УСМ нагана бельгийской сборки.
Обратите внимание на необычный цвет отпуска

Отжиг – вид термической обработки, заключающийся в нагревании вещества, выдерживании его при определённой температуре и последующем медленном охлаждении вместе с печью. Отжиг способствует переходу неустойчивой структуры в близкую к равновесной, снятию механических напряжений, повышению пластичности и улучшению обрабатываемости. Политехнический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

детали УСМ нагана бельгийской сборки. Обратите внимание на необычный цвет отпуска

детали УСМ нагана бельгийской сборки.
Обратите внимание на необычный цвет отпуска

Нормализация (франц. normalisation – упорядочение) – термическая обработка стали, заключающаяся в её нагреве до температур аустенитного состояния (примерно до 750-950 град. по Цельсию), выдержке и последующем охлаждении на воздухе. Политехнический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

синий цвет отпуска затворной задержки винтовки Маузера обр. 1891 года

синий цвет отпуска затворной задержки
винтовки Маузера обр. 1891 года

Отпуск – вид термической обработки сплавов, осуществляемый после закалки. Различают низкий (120-250 град.), средний (300-400 град.) и высокий (450-650 град.) отпуск. Политехнический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

разные цвета побежалости на подавателе магазина, полученные в результате неравномерного нагрева

разные цвета побежалости на подавателе магазина,
полученные в результате неравномерного нагрева

Наверняка почти все когда-нибудь пробовали калить сталь – нагревали металл на огне докрасна и бросали в воду или в машинное масло. Важнейшие параметры при закалке — температура нагрева металла и скорость его охлаждения. Конечно, в промышленности температура и способы нагрева, равно как и охлаждения, рассчитаны чётко и очень давно. Но, учитывая тот факт, что автор этой статьи имеет лишь медицинское образование, тут проще и лучше ограничиться пониманием физических процессов на школьном уровне, хотя без весьма сложных терминов здесь не обойтись.

Итак, при закалке происходит т.н. перекристаллизация стали, нагретой до температуры выше критической. Как уже было отмечено выше, нагретую металлическую деталь, после определённой выдержки, быстро охлаждают. В итоге, под воздействием резкого перепада температуры (нагревание детали при закалке обычно проводится до 700-900 градусов по Цельсию, реже – до 1200-1300 град.) металл приобретает новые свойства – становится более твёрдым, «закаливается».

курки различных годов выпуска к револьверу Нагана, имеющие различные оттенки отпуска разные цвета побежалости на подавателе магазина, полученные в результате неравномерного нагрева

курки различных годов выпуска к револьверу Нагана, имеющие
различные оттенки отпуска разные цвета побежалости на подавателе
магазина, полученные в результате неравномерного нагрева
курки различных годов выпуска к револьверу Нагана, имеющие различные оттенки отпуска

курки различных годов выпуска к револьверу Нагана,
имеющие различные оттенки отпуска

Но в полученной крупнозернистой структуре металла при этом возникают ненужные напряжения, да и твёрдость стали может оказаться излишне высокой. Поэтому деталь и подвергают т.н. процессу нормализации, происходящей при нагревании и медленном охлаждении на воздухе. Собственно, если говорить предельно упрощённо, при нормализации деталь охлаждается со скоростью большей, чем при отжиге, но куда меньшей, чем при закалке. И металл приобретает более высокие свойства. При нормализации нагрев металла и охлаждение проводится не в печи, хотя даже мастера порой не видят особой разницы между терминами и особенностями технологического процесса отпуска и нормализации.

Сталь с высоким содержание углерода при нормализации становится ещё более твёрдой. А малоуглеродистые стали приобретают ещё более высокую ударную вязкость. Правильно проведённая нормализация для низкоуглеродистой стали заменяет отжиг, а для высокоуглеродистой – закалку с высоким отпуском. В ряде случаев нормализация является подготовительным процессом перед закалкой.

насыщенный синий цвет отпуска спускового крючка пистолета Маузера обр. 1910 года
насыщенный синий цвет отпуска спускового крючка пистолета Маузера обр. 1910 года

насыщенный синий цвет отпуска спускового крючка
пистолета Маузера обр. 1910 года

Простейший пример отжига: помните, какой мягкой становится нагретая докрасна и медленно остывшая на воздухе жёсткая стальная проволока? Её и называют «отожжённой», т.к. структура металла перегретой проволоки становится мелкозернистой, приобретая высокую пластичность. Сломать такую проволоку очень трудно. А отжиг при температуре 200-400 градусов называют «возвратом» или, что понятнее – «отдыхом металла», в результате чего происходит уменьшение искажений кристаллических решеток металла.

насыщенный синий цвет отпуска спускового крючка пистолета Маузера обр. 1910 года

насыщенный синий цвет отпуска спускового крючка
пистолета Маузера обр. 1910 года

Кстати, для противников ствольных муфт на ружьях сразу отметим, что муфтованные стволы не только технологичнее в производстве, но и гораздо прочнее – нет пресловутого «отжига» металла и есть упрочняющее казённики лейнирование. Хотя, когда мы ранее рассматривали проблему «отжига» казенников на первых сериях Иж-54, то выяснили, что ружья, прошедшие заводской ОТК, многократный запас прочности. Так что, с обывательских позиций, на этом зацикливаться не стоит. Тем более, температура отжига, при пайке латунью, вызывает снятие внутренних напряжений. Твёрдость стали снижается, зато увеличивается пластичность и ударная вязкость металла, что для ружейных стволов предпочтительнее.

насыщенный синий цвет отпуска спускового крючка пистолета Маузера обр. 1910 года

насыщенный синий цвет отпуска спускового крючка
пистолета Маузера обр. 1910 года

Цвета каления и побежалости

Но идём далее. Теперь конкретнее поговорим об отпуске. Говоря об отпуске, как и об отжиге и нормализации, нужно помнить, что эти процессы очень близки, отличаясь лишь температурой нагрева и, самое главное - скоростью охлаждения стали.

Как нам уже известно, при нагревании отпускаемой детали, на её поверхности образуется оксидная плёнка. При закаливании сталь, в зависимости от используемой температуры, тоже меняет свои цвета, т.н. «цвета каления» (от тёмно-красного до белого). Что соответствует диапазону температур от 650 до 1300 градусов. Но нас интересуют цвета побежалости, получаемые при низком отпуске. Здесь цвет нагреваемого металла может колебаться от светло-жёлтого до серого (225-325 град.). Для качественной нормализации структуры стали и получения красивого цвета металлической поверхности, нужно строго соблюдать такие технологические тонкости, как равномерный и продолжительный нагрев детали и чистоту её поверхности. Т.е. – металл должен быть хорошо отполирован, тщательно обезжирен и помещён на определённое время в муфельную печь, имеющую термометр. После чего деталь должна спокойно остыть расчётное время.

светло-соломенный цвет отпуска спусковых крючков Иж-58, полученный при нагревании в муфельной печи при температуре 220 градусов

светло-соломенный цвет отпуска спусковых крючков Иж-58,
полученный при нагревании в муфельной печи
при температуре 220 градусов

Иногда можно обойтись нагреванием детали на железной раскалённой плите – так отпускали нагановские «собачки» из УСМ револьвера. Но здесь нужно иметь в виду, что таким образом может иметь место неравномерность нагрева детали – те части детали, которые касаются плиты, будут прогреваться куда быстрее, что проявится в виде разных цветов побежалости на одной детали. К тому же, без муфельной печи с термометром, очень сложно контролировать процесс отпуска по цвету – всё происходит очень быстро и вроде бы соломенно-жёлтая деталь, снятая с плиты, после остывания становится коричнево-жёлтой или пурпурно-красной.

Но и наличие печи не всегда даёт одинаковый результат. Что интересно, очень часто те же детали УСМ револьвера Нагана имели различные оттенки синего, что хорошо видно на фотографиях, иллюстрирующих статью.

Отпущенные детали оружейники оставляли в том цвете, который дала оксидная плёнка побежалости – и красиво и антикоррозийные свойства имеются. На старых технологических картах конструкторы порой так и указывали: «отпустить в синий цвет». Чем тщательнее отполирован металл перед отпуском, тем красивее будет цветной перелив. Обезжиривание можно делать любым растворителем, для условий «на коленке» ацетон вполне адекватен.

курки и спусковые крючки довоенных пистолетов ТТ имели отличную полировку и «отпуск в синий цвет»
курки и спусковые крючки довоенных пистолетов ТТ имели отличную полировку и «отпуск в синий цвет»

курки и спусковые крючки довоенных пистолетов ТТ
имели отличную полировку и «отпуск в синий цвет»

Автор когда-то использовал технологию низкого отпуска для окрашивания спусковых крючков на своём Иж-58, которые, после 40 с лишним лет эксплуатации ружья, имели не самый лучший вид. После тщательной зачистки, кропотливого профилирования деталей и шлифовки/полировки, крючки были обезжирены в ацетоне и подвергнуты отпуску при температуре 220 градусов, в стоматологической муфельной печи. Результат порадовал – абсолютно равномерный цвет побежалости, цвет получился бледно-жёлтый, металл стал как бы «тонированный», что в лучшую сторону отличалось от чрезмерного ярко-жёлтого цвета побежалости, полученной при чуть более высокой температуре. Так что «метода» вполне работает, даже при применении в «домашних» условиях. Требуется лишь соблюдение технологии, но это справедливо для любого вида деятельности человека.

Конечно, отпущенную деталь можно зачистить и оксидировать в традиционный чёрный цвет, но, во-первых, это лишние затраты, а во-вторых – традиционное щелочное оксидирование может негативно сказываться на прочности нагруженных деталей. Кстати, именно по второй причине не оксидируют курки и в современных ижевских ружьях. По меньшей мере, это утверждают ижевские инженеры-оружейники «старой» школы: мол, пробовали когда-то оксидировать курки на «ижаках», так они стали ломаться.

Читайте также: