Как снимали терминатор 2 жидкий металл

Обновлено: 17.05.2024

Создание: неизбежный сиквел, сценарий за месяц и рекордный бюджет

Кадр из фильма « Терминатор 2»

После неожиданного успеха первого «Терминатора» вопрос создания сиквела решился автоматически, однако на запуск проекта ушло время. Проблема заключалась — прежде всего — в том, что продолжение должно было быть масштабнее, зрелищнее и требовало таких визуальных эффектов, которые на момент середины 80-х годов еще не существовали. Понимая это, Джеймс Кэмерон переключился на другие картины — сначала на «Чужих», а затем на «Бездну». Впрочем, пауза между частями франшизы не прошла даром — Кэмерон со свойственной ему скрупулезностью копил идеи для сценария, продумывал образы — в общем, нарабатывал материал. В начале 1990 года режиссеру поступило предложение о съемках сиквела от продюсера Марио Кассара, владельца студии Carolco. Смущало в предложении только одно — премьера картины уже была назначена на июль 1991 года, а значит, времени на раздумья не оставалось.

На съемках фильма « Терминатор 2»

Прежде чем приступить к работе над сценарием, Кэмерон обратился к студии Джорджа Лукаса Industrial, Light and Magic, чтобы убедиться, что компьютерные технологии «осилят» его идеи. Не менее важна была и уверенность в реалистичности практических эффектов, которыми предстояло заниматься Стэнли Уинстону, трудившемуся на первом «Терминаторе». Когда стали понятны рамки фантазии, Кэмерон вместе с Уильямом Уишером — еще одним соавтором оригинального «Терминатора», приступил к написанию сценария, что заняло всего около месяца. Далее большая часть картины была Кэмероном самостоятельно раскадрована, а наиболее сложные в постановочном плане сцены отрепетированы в миниатюрных локациях-макетах — съемки предстояли дорогостоящие, и режиссер хотел заранее продумать каждое действие.

На съемках фильма «Терминатор 2»

Любопытно сравнить обстоятельства съемок двух «Терминаторов». Если съемочный период первого фильма продлился около трех месяцев, то второго — полгода с октября 1990 года по март 1991 года. Съемочная группа в одном случае не просто была скромной, но и стремительно уменьшалась, тогда как в другом коллектив насчитывал больше тысячи человек. Наконец, если первая картина обошлась в скромные $6 млн, то сиквел стал бюджетным рекордсменом своего времени — $102 млн. При этом окупиться фильм успел еще до выхода в прокат за счет продажи прав, выпуска атрибутики, видеоигр и тому подобного.

Локации

На съемках фильма « Терминатор 2»

Съемки большей части второго «Терминатора» проходили на натуре в Лос-Анджелесе. Здесь были найдены почти все необходимые локации: бар (ныне снесенный), где герой Шварценеггера сталкивается с байкерами, дом Джона и его окрестности, торговый центр, больница, где содержится Сара Коннор (реальное медицинского учреждение, часто появляющееся в кино), шоссе для финальной гонки. Отдельно стоит отметить лос-анджелесские каналы, где снималась знаменитая сцена погони мотоциклов и грузовика.

Интересно, что кадр с прыжком эвакуатора с моста не потребовал никаких особых изменений локации, кроме замены цепного ограждения на фальшивую стенку, похожую на бетонную.

Кроме того, каналы предварительно понадобилось осушить, очистить от водорослей и заполнить мусором, типа старых автомобилей. Самые примечательные локации вне Лос-Анджелеса — Фонтана, где на территории заброшенного сталелитейного завода был найден антураж, соответствующий открывающим постапокалиптическим эпизодам; пустыня Мохаве, где проходили съемки сцен в лагере друзей Сары; а также здание вымышленной компании Cyberdyne во Фримонте, уничтожаемое ближе к финалу.

На тот момент оно было новым, но пустовавшим. Группа достроила один этаж и застекленный фасад, благополучно их потом взорвав. Кстати, сцена взрыва снималась одиннадцатью камерами. Сталелитейный завод «сыграл» комбинат по утилизации твердых отходов в Лонг-Бич, который бездействовал, но при этом оставался в рабочем состоянии.

Визуальное решение

Над сиквелом, как и над первым «Терминатором», работал оператор Адам Гринберг — признанный мастер жанра экшн, способный привнести в зрелищный изобразительный ряд долю психологизма. Снимая фильм, Гринберг старался выдержать однажды найденное решение. Прежде всего, это касается цветовой палитры, составленной преимущественно из контрастных оттенков красного и голубого — например, огня и холодных отблесков металла.

Сцена из фильма « Терминатор 2»

Как и в первой части, авторы отводят особую роль рапиду. Эффект замедленного действия используется в самые напряженные и как бы выпадающие из привычной реальности моменты. Именно поэтому, кстати, далеко не случайно то, что многие сравнивают фильм со сном или кошмарным видением.

Трюки

Значительную часть трюков в сиквеле, как и в его предшественнике, основные исполнители делали самостоятельно. Для этого Линде Хэмилтон и Роберту Патрику понадобилось пройти курс боевой подготовки и усердно поработать в спортзале. Тринадцатилетний Эдвард Ферлонг, найденный буквально на улице и не имевший актерского опыта, брал уроки исполнительского мастерства, а также с нуля учился управлять мотоциклом. Впрочем, в кадрах, где при вождении Ферлонг оглядывается назад, мотоцикл страховался от падения специальной тележкой. Прыжок Harley Davidson в канал был исполнен каскадером, причем в действительности прыжка не было — технику плавно опустили на тросах, которые были удалены на постпродакшне.

Кадр из фильма « Терминатор 2»

В сцене погони по каналу использовались реальные автомобили. Эвакуаторов Freightliner было три: один «исполнил» прыжок с шестиметровой высоты, после чего сразу же вышел из строя, два других участвовали в гонке. Идея снести крышу грузовику, согласно легенде, возникла экспромтом — неожиданно выяснилось, что мост, под которым должна пройти машина, слишком низкий, так что автомобиль решили поломать еще больше.

Визуальные эффекты

Для эпизода появления T-1000 из огня исполнитель роли Роберт Патрик в течение трех дней в одном нижнем белье ходил перед камерами, захватывающими его движения по сетке координационных линий, нанесенных на тело. Зафиксированный материал переносился на виртуальную текстуру металла. Для сцены прохождения T-1000 через решетку была создана трехмерная модель героя, которая накладывалась на предварительно отснятое изображение актера.

Особенно сложным оказался процесс рисования достоверных отражений на металлическом теле — для этого фотографировалось окружение фигуры, после чего полученные фотографии накладывались на объемную модель с учетом положения каждой точки поверхности тела в пространстве.

Для сцены в вертолете, из которого «текучий» робот прогоняет пилота, лицо Роберта Патрика разметили в сетку для фиксации малейших изменений лицевых мышц трехмерным сканером. Затем последовала кропотливая работа по склеиванию отдельных кадров и текстурированию. Также с помощью графики создавался эффект «заживления» пулевых ранений робота.

Кадр из фильма « Терминатор 2»

Двойники

Ряд наиболее эффектных кадров в фильме был создан на удивление простым способом — привлечением двойников — как реальных, так и искусственных. Например, в сцене из режиссерской версии фильма, где Сара Коннор ковыряется в голове Терминатора, не использовалось зеркало, как авторы хотят, чтобы мы думали. В действительности мы видим на экране спину манекена и Линду Хэмилтон на первом плане, а также Арнольда Шварценеггера и сестру-близнеца Линды — Лесли Хэмилтон — на втором. Самая большая сложность сцены заключалась в том, чтобы добиться синхронности действий актрис. Также близнецы привлекались для роли охранника в больнице. Правда, продырявленный лезвием персонаж — это уже манекен, каковых в «Терминаторе 2» довольно много.

«Жидкометаллический» T-1000 в большинстве моментов, когда в него попадают пули — это не компьютерная графика, как можно было бы подумать, а силиконовые манекены, надетые на конструкции с сервоприводами, приводящими «тело» в движение. Замерзший под действием азота робот также был сделан руками — из хрупкого полимера.

Шварценеггера манекены тоже дублировали несколько раз: в уже упомянутой сцене перед «зеркалом», а также в кадрах расстрела T-800 полицейскими в офисе Cyberdyne. Этим манекеном управляли одновременно два человека: один отвечал за общие движения, другой — за мелкую моторику, вроде движений головы и глаз.

«Вскрытая» рука тоже была механической, скрыто присоединенной к плечу актера, причем для управления ею также требовалось два человека. Наконец, еще ряд искусственных двойников был создан для Линды Хэмилтон. Для апокалиптической сцены сна было изготовлено четыре манекена с сервоприводами, два из которых сгорали возле забора, а еще один — похожий на скелет — разлетался на куски. Эффекта разрушения добивались с помощью папье-маше, воздушной пушки и рапида.

Миниатюрные съемки

В первом фильме активно использовались миниатюры. Во втором к ним обращались меньше, но некоторые эффектные кадры без них были бы невозможны. Речь идет о сцене ядерного апокалипсиса. Авторы изготовили из печенья, кукурузных хлопьев, картона и других легких материалов миниатюрную версию города, а с помощью воздушных пушек была создана ударная волна. Для большей убедительности были добавлены рапид, пиротехника и дым. Сцена снималась в несколько дублей с разных ракурсов, так что макет пришлось воспроизводить несколько раз. В числе других кадров, созданных с помощью миниатюр — опрокидывание грузовика с азотом, где использовалась четырехметровая копия машины.

Другие спецэффекты

Кадр из фильма «Терминатор 2»

Вероятно, самый простой в плане воспроизведения эффект, который потребовался для T-1000 — это текучесть его фрагментов при оттаивании. Группа просто собирала в одну лужу капли ртути с помощью фена. Другой пример подобной выдумки — расплавленный металл в финальных сценах на металлургическом заводе. В действительности группа использовала подсвеченную смесь из масла и сиропа. Проблема состояла в том, что необходимая тягучесть субстанции сохранялась только при температуре в пять градусов, так что при съемках в помещении было довольно холодно. Иллюзия жары создавалась актерской игрой и пульверизаторами с водой, которую брызгали на лица актеров для имитации пота.

Первый «Терминатор»: история создания


Однажды холодным октябрьским вечером 1984 года в Лос-Анджелес прибыл чужак — и навсегда изменил судьбу человечества. Бюджетный боевик про киборга-убийцу из будущего стал эталоном жанра и покорил весь мир, от престижных мультиплексов Голливуда до советских видеосалонов.

И вот мы уже в будущем! «Терминатору» исполняется 35 лет — самое время оглянуться на его славную и сложную историю. Какие мучения пришлось претерпеть его создателям? И почему «Судный день» считается образцовым сиквелом?

Дожить до рассвета

Под гул синтезатора появляются начальные титры: «И восстали машины из пепла ядерного огня…» Но это не фантастика! Оригинальный «Терминатор» вырос из страхов холодной войны. США и СССР схлестнулись в Афганистане, автоматизация производства привела к массовой безработице, американские мегаполисы задыхались от нищеты и преступности. Символические часы Судного дня замерли в трёх минутах от полуночи.

А где-то в Риме молодой канадский художник по спецэффектам Джеймс Кэмерон боролся с собственным кошмаром. Его только что наняли, затем уволили, а потом наняли ещё раз в качестве постановщика трэш-ужастика «Пиранья 2». Съёмки шли прахом, продюсер-самодур перехватил контроль над монтажом, а тут ещё Кэмерон слёг с пищевым отравлением. В своих лихорадочных видениях он увидел, как из огня к нему ползёт, ощетинившись ножами, безжалостный металлический скелет.

 1

У первого «Терминатора» больше общего с бюджетными фильмами ужасов, нежели с боевиками вроде «Рэмбо» или «Коммандос»

Придя в себя, измученный режиссёр тут же зарисовал свой сон — что, кстати, Кэмерон имеет обыкновение делать по сей день. Вернувшись из Италии, он отнёс свою идею к подруге-продюсеру Гейл Энн Хёрд. Некогда они вместе начинали карьеру в компании легендарного Роджера Кормана, мастера фильмов категории «B». Тот научил их главному: снимать нужно быстро и экономно, а любые проблемы решаются при помощи знакомых и мотка изоленты.

Кэмерон и Хёрд начали обкатывать идеи для сценария, сразу с прицелом на малый бюджет. Режиссёра это не смущало, ведь снял же Джон Карпентер свой «Хэллоуин» всего за 300 тысяч долларов. Вот и «Терминатор» задумывался как техно-слэшер про механического маньяка, который неутомимо преследует Сару Коннор и её защитника, солдата Кайла Риза.

Знакомые действительно пригодились. Работая над сценарием, Кэмерон жил в доме у своего коллеги Рэндалла Фрейкса, а диалоги для него оттачивал приятель Уильям Уишер. В поисках финансирования помог актёр Лэнс Хенриксен; режиссёр подружился с ним во время съёмок «Пираньи» и одно время даже рассматривал его на роль самого Терминатора. Наконец, проект согласилась поддержать компания Orion Pictures: среди их редакторов также нашлись ученики Кормана. А Гейл Энн Хёрд добилась гарантий того, что Кэмерону позволят самостоятельно снять фильм по своему сценарию, несмотря на его мизерный опыт в режиссуре.

История создания «Терминатора»

«„Терминатор“ обращается к вопросам, волновавшим меня ещё со школьных времён: видения апокалипсиса, любовь/ненависть человечества к технологиям. Люди постоянно движутся к саморазрушению и в то же время верят, что смогут найти выход из любой ситуации» (Джеймс Кэмерон в интервью EW)

В целом руководство Orion было настроено скептически. «Терминатору» недоставало престижа, какой-нибудь яркой восходящей звезды. Австрийский бодибилдер Арнольд Шварценеггер подошёл как нельзя кстати. Он только что стал новой иконой боевиков в суперуспешном «Конане-варваре», и продюсер Майк Медавой пригласил его на роль… Кайла Риза! Кэмерон был решительно против: если «хорошим парнем» будет такой супермен, экшен-сцены начисто лишатся чувства опасности.

На встречу со Шварценеггером режиссёр отправился с намерением поссориться. И вдруг загляделся: как эффектно ложится свет на череп Железного Арни! Кэмерон тут же предложил Шварценеггеру роль Терминатора, но теперь засомневался сам актёр. Он не хотел портить героическое амплуа ролью злодея. Режиссёр не растерялся и заверил звезду, что его робот-убийца будет настолько крут, что зрители гарантированно его полюбят. Арнольд согласился…

…и пропал на девять месяцев — продюсеры «Конана» потребовали от него вернуться к роли, и по контракту Шварценеггер не мог им отказать. Съёмки «Терминатора» пришлось переносить, Кэмерон заложил под проект всё, что имел, и жил впроголодь на купоны для «Макдоналдса». Но всё это время он продолжал работать: делал раскадровки, дорабатывал сценарий и параллельно писал продолжения «Рэмбо» и «Чужого».

История создания «Терминатора» 3

Линда Хэмилтон настолько измучилась на съёмках, что впоследствии в шутку говорила:
мол, Кэмерон больше симпатизирует машинам, чем людям

Наконец в марте 1984 съёмкам был дан старт. И снова катастрофа: актриса Линда Хэмилтон серьёзно повредила лодыжку — а ведь её героиня Сара Коннор большую часть фильма проводит, убегая от Терминатора. Наиболее сложные сцены сдвинули в самый конец графика, но даже со всеми послаблениями Хэмилтон ежедневно приходилось сражаться не только со зловещим роботом, но и с адской болью в ноге. Как и сама Сара, актриса оказалась гораздо сильнее, чем могла себе представить.

Продакшен «Терминатора» проходил в чрезвычайно быстром и напряжённом режиме, иногда по восемь-девять дней подряд без выходных. В интересах экономии большую часть сцен снимали ночью на реальных улицах Лос-Анджелеса. Ведь зачем тратиться на дорогостоящие кинолампы, если можно использовать городские фонари с их стильным сине-серебряным светом, в лучших традициях нуара? А в отдельных случаях у команды даже не было разрешения на работу: на съёмках эпилога в мексиканской пустыне киношников едва не задержала полиция, но Кэмерон и Хёрд притворились наивными студентами, которые просто хотят побыстрее доделать свой фильм и ничего не знают ни о каких разрешениях. Довелось ли потом тому полицейскому посмотреть «Терминатора» и что он тогда подумал, история умалчивает.

Апокалипсис завтра

Вопреки расхожему мнению, «Терминатор» не стал хитом в одночасье. Фильм две недели продержался на вершине проката и в итоге собрал в США почти 40 миллионов долларов — солидный результат при бюджете всего в 6,4 миллиона. Но, для сравнения, вышедшие в том же году «Охотники за привидениями» и второй «Индиана Джонс» заработали в четыре-пять раз больше.

Конфликт со студией тяжело ударил по Кэмерону. Но для большинства режиссёров успех — это не миллиардные сборы, а просто возможность снять следующий фильм. И «Терминатор» выстрелил достаточно громко, чтобы компания Fox подписала Кэмерона и Хёрд на продолжение «Чужого». Через год они поженились.

Тем временем киборг с дробовиком потихоньку становился культовым персонажем. Показы «Терминатора» продолжались по всему миру, от Гонконга до Уругвая, а его издание на видеокассетах стало бестселлером 1985 года. Фильм обрёл новую жизнь на телевидении и быстро разошёлся на цитаты. В последующие несколько лет каждый уважающий себя киногерой должен был сказать: «I’ll be back» — от Рэмбо и Скелетора до персонажей самого Шварценеггера в «Коммандос» и «Бегущем человеке».

История создания «Терминатора» 1

Классическая реплика «I’ll be back» появилась почти случайно. В изначальном сценарии фраза звучала как «I’ll come back», а на съёмках Шварценеггер вообще просил Кэмерона переписать текст: актёру-австрийцу никак не удавалось произнести «айл»!

Чем же «Терминатор» покорил публику? Да, в 1980-е боевики и хорроры были на пике популярности, но Джеймс Кэмерон не просто удачно совместил два востребованных жанра. По сути, он создал новый золотой стандарт развлекательного кино.

Сценарий фильма прост, но техничен и блестяще выверен по темпу. В первые же полчаса зрители получают всю необходимую информацию и усваивают правила игры. Терминатор отвечает полицейскому диспетчеру и имитирует голос патрульного — это заготовка для дальнейшего сюжетного поворота, когда злодей притворяется мамой Сары Коннор. А флешбэк с собаками, реагирующими на замаскированного робота, станет важным чуть позже, когда лай овчарки в мотеле предупредит героев о приближении врага.

Персонажи постоянно в движении, локации сменяют друг друга. Саспенс нарастает: вот Терминатор с автоматом приближается к комнате мотеля, выламывает дверь и открывает огонь — но герои уже успели убежать, и начинается автомобильная погоня в туннеле с перестрелками и взрывами, и вдруг кульминация — авария! Пауза. И новое, восхитительно-неторопливое нагнетание саспенса, пока робот захватывает тяжеленный бензовоз и разворачивается по эстакаде в направлении раненых героев…

История создания «Терминатора» 2

«Студии не хотели работать со мной из-за моего акцента. А тут пришёл Кэмерон: „Блин, с этим акцентом ты говоришь как машина, без тебя у нас просто не было бы Терминатора“. И он всем потом рекомендовал мой акцент. „Терминатор“ стал для меня прорывом» (Арнольд Шварценеггер в интервью EW)

В кино Кэмерон начинал как художник, и потому он прекрасно понимает силу образа. У каждого из центральных персонажей есть свой яркий типаж, который моментально даёт зрителям представление об их характере. Терминатор — гора мышц, массивная и неподвижная. Кайл Риз, напротив, — дёрганый, быстрый, кутающийся в слишком большой для него плащ. И, наконец, Сара Коннор — хрупкая официантка с дурацкой причёской, к финалу открывающая свою незаурядную силу.

Впоследствии за Сарой закрепится слава одной из главных героинь фантастики и иконы феминизма, но важно понимать, что этот персонаж родился не из политических убеждений Кэмерона, а из его драматургического чутья. Кто будет идеальной противоположностью для мускулистого киборга-мужчины? Разумеется, уязвимая субтильная девушка. Это создаёт эффектную динамику силы в боевых сценах: героиня не может сражаться со злодеем на равных, а просто старается выжить в грязном каменно-стальном лабиринте Лос-Анджелеса, где и впрямь, кажется, со дня на день наступит апокалипсис.

Битва за будущее

Величие «Терминатора» не только в том, что это выдающийся боевик, но и в его наследии. Ещё по окончании съёмок первого фильма Арнольд Шварценеггер был заинтересован в продолжении, но возможность для сиквела представилась лишь в 1990 году. Актёр как раз снялся в паре успешных боевиков компании Carolco — «Красная жара» и «Вспомнить всё» — и предложил руководителю студии Марио Кассару выкупить права на «Терминатора» у Orion. Но только при условии, что продолжением обязательно займётся старая команда.

 1

Несмотря на свою жестокость, «Терминатор 2» — идеальное семейное кино про дружбу мальчика и пришельца из другого мира. Почти как «Инопланетянин», только с перестрелками и ядерным взрывом

Кэмерон и сам был не прочь вернуться — правда, на этот раз без Гейл Энн Хёрд. Пара разошлась в 1989 году на непростых съёмках «Бездны», хотя и сохранила добрые рабочие отношения. Новой музой Кэмерона стала сама Линда Хэмилтон. На этот раз её Сара Коннор была не просто жертвой маньяка, но краеугольным камнем «Терминатора 2»: самостоятельным, сложным и не всегда приятным персонажем. А сам сюжет напоминал уже не хоррор, а скорее семейную драму. Юный Джон Коннор, бунтарь и будущий спаситель человечества, убегает из приёмной семьи и пытается наладить отношения со своими настоящими родителями. Его «отец» — перепрограммированный робот-убийца, не знающий человеческих эмоций, а мать — жестокая, измученная кошмарами воительница. Терминатор, открывающий в себе человечность, и человек, сам постепенно превращающийся в Терминатора.

Кассар был настолько впечатлён сценарием, что выписал на фильм колоссальный бюджет в 90 миллионов долларов — в 15 раз больше, чем у первой части! Из этой суммы около 11–12 миллионов отошли Шварценеггеру в виде личного реактивного самолёта. Сам Кэмерон получил примерно 5 миллионов, и ещё столько же было выделено студии Industrial Light & Magic на создание передовых компьютерных эффектов для нового Терминатора из жидкого металла. Кстати, этого персонажа режиссёр придумал ещё для оригинального фильма, но так и не нашёл способа убедительно его реализовать. Теперь же, отработав в «Бездне» технологию создания цифровых инопланетян, Кэмерон не сомневался в успехе.

При этом он оставался верным учеником Роджера Кормана. Большую часть фильма Кэмерон снимал по старинке, на реальных локациях и со сложными механическими спецэффектами от мастеров из студии Стэна Уинстона. Ядерный взрыв в Лос-Анджелесе? Это всё миниатюры и мощная воздушная пушка. Две Сары Коннор в одном кадре? Всего лишь сама Линда Хэмилтон и её сестра-близнец Лесли. Вертолёт, пролетающий под мостом? Тоже сделано вживую, причём трюк был настолько опасным, что оператор отказался его снимать. Кэмерон пожал плечами и сам встал за камеру.

История создания «Терминатора» 5

Для сиквела Линда Хэмилтон прошла жёсткий курс тренировок под руководством израильского спецназовца Узи Гала (создателя знаменитого пистолета-пулемёта), научилась профессионально вскрывать замки и наработала такую мускулатуру, что поразила даже Шварценеггера

«Терминатор 2: Судный день» вышел в июле 1991 года и стал образцовым сиквелом. Не только потому, что он был встречен восторгом зрителей и критиков, собрал полмиллиарда долларов в прокате и получил четыре премии «Оскар» — за звук, монтаж звука, грим и, разумеется, визуальные эффекты. Кэмерон умудрился одновременно воздать должное оригинальному фильму и многократно его усложнить. Хоррор-боевик про железного убийцу вырос до размеров эпического кинополотна о семье, свободе выбора и отношениях между человеком и технологиями. Сиквел оттолкнулся от концепции первого «Терминатора» и выстроил на её основе целую вселенную, в которой при желании можно было рассказать ещё много новых историй.

Смотрите также

Как снимался «Терминатор 2: Судный день» 22

Как снимали «Терминатор 2: Судный день»

Крутейшему боевику нашего детства исполняется 25 лет. Вспоминаем, как его создавали и каким он мог быть.

p_i_f

В нынешние времена, когда компьютеры стали еще мощнее и доступнее, нарисованные спецэффекты стали наилучшим решением для зрелищных фильмов. Но как могло случиться, что одни из лучших фильмов со спецэффектами появились на свет, когда ни о какой реалистичной графике еще не было и речи? Просто удивительно, какими талантом и смекалкой нужно было обладать спецам 80-х, чтобы выдать на экран зрелище, которое и в наши дни воспринимается как по-настоящему завораживающее! Не будет преувеличением сказать, что спецэффекты тех лет, нетронутые компьютерной графикой, впечатляли не меньше, а порой и больше современных…

Один из самых лучших фильмов всех времен – «Терминатор», вышедший в 1984-м году, был самым настоящим фильмом категории «В» - то есть, второсортным и низкобюджетным по определению. Оказавшись абсолютным шедевром, он не только попал в самую что ни на есть высшую категорию, но и стал вехой и легендой, а своего создателя вознес «на вершину мира». И немалую роль в успехе сыграли именно спецэффекты – смелые и новаторские, они произвели огромное впечатление на всех.

Компания «Орион Пикчерз» выделила молодому режиссеру всего-навсего 4 миллиона долларов, но благодаря тому, что в проект удалось заполучить звезду «Конана» Арнольда Шварценеггера, Камерон выбил дополнительно еще два. Примечательно, что в бюджет удалось уложиться почти без перерасхода – режиссеру потребовалось не больше полумиллиона на «непредвиденные расходы».

Перед Камероном стояла очень непростая задача: на считанные центы снять не просто динамичный боевик (что само по себе было не так-то просто), но и показать, ни много ни мало, робота из будущего, и даже сам постапокалиптический мир, переживший атомную войну.

Все помнят знаменитые сцены мрачного будущего, когда огромные гусеницы давят черепа, покрывающие пустырь с торчащими кое-где руинами. От идеи создать огромного робота в натуральную величину на основе бульдозера отказались сразу: на одну эту конструкцию ушел бы весь скромный бюджет. Оставалось одно: миниатюра. Камерону повезло с помощниками: к его услугам была студия по созданию спецэффектов Fantasy II, где трудилось немало отличных специалистов, мастеров своего дела.

Примечательно, что для того, чтобы уложиться в сроки, съемки велись авральными темпами – так, гусеничная тележка робота-танка (он был размером чуть больше газонокосилки) попала в фильм, когда верхняя часть механизма еще не покинула мастерские. Общий план, на котором робот был виден целиком, был снят позднее – когда сложная верхняя часть с радиоуправляемыми пушками была полностью готова.

Сами руины были построены на дощатой платформе размером 5 на 3 метра, чуть меньше метра высотой. Чтобы сымитировать большую протяженность пространства, на некоторых планах декорации были таких размеров, чтобы создать видимость их большой удаленности от зрителя – так, черепа на переднем плане (те, которые давит непосредственно гусеница), были размером чуть меньше мяча для пинг-понга, а те, что на заднем плане – с горошину!

Остовы зданий «на горизонте» были высотой сантиметров десять (это были просто картонные силуэты), и чтобы создать видимость большой толщи воздуха, отделяющей их от зрителя, использовали равномерное задымление с помощью окуривателя для пчел на древесном угле. В студии не было кондиционера, из-за осветительных приборов температура не опускалась ниже 30 градусов… Съемочная группа безропотно дышала дымом целый месяц.

С летающими «охотниками» было много проблем из-за того, что они постоянно норовили раскачиваться на струнах от рояля, на которых были подвешены к раме, движущейся под потолком, так что все сцены, вошедшие в фильм, снимались по меньшей мере с двух десятков дублей. Напряжение усугублялось тем, что Камерон абсолютно точно знал, как должна была выглядеть та или иная сцена, и если не получалось именно то, что он задумал, с точностью до миллиметра – режиссер не дрогнув заставлял делать новый дубль, а потом еще и еще. Так продолжалось до тех пор, пока не получалось идеально. Может, именно поэтому Терминатор получился таким мощным фильмом.

Граната, которая падает под гусеницу танка, была размером с колпачок от авторучки, а ее падение снималось со скоростью 120 кадров в секунду. В итоге ее бросали 26 раз подряд до тех пор, пока не получился нужный кадр. После был план со взрывом, который отсняли с помощью пиротехнического патрона, срабатывавшего одновременно с оранжевыми лампами-вспышками – именно они придают огню оранжевый цвет, поскольку на самом деле цвет взрыва пиропатрона – белый. Кроме того, в оранжевом свете облако пыли, возникшее при взрыве, выглядело, как «огненный шар» - именно то, что требовалось.

Отдельного упоминания заслуживает технология съемок актеров одновременно с огромными машинами на заднем плане: для создания эффекта присутствия за спинами людей был натянут огромный экран, такой же, как в кинотеатре, и на него проецировались кадры с роботами, или же со взрывающимся грузовиком (он тоже был маленьким макетом). В итоге быстро движущиеся миниатюрные модели, снятые с трех-пятикратным ускорением при сильном приближении, создавали на редкость убедительную видимость того, что рядом с людьми действительно движутся крупные объекты.

Взрыв грузовика был очень ответственной сценой, одной из важнейших в фильме. Камерон хотел взорвать настоящий грузовик, но не смог получить разрешение на взрыв на улице Лос-Анджелеса, а между тем для него было очень важно, чтобы грузовик взорвался не на пустыре, а именно на городской улице, рядом со зданиями. Строить макет целого дома было неподъемной задачей для крошечного бюджета, поэтому за дело снова взялись мастера миниатюр.

На автостоянке в Бербанке была построена стена дома в одну шестую натуральной величины, рядом с которой установили таких же размеров маленький бензовоз. Задача усложнялась тем, что после взрыва должны были получиться (хотя бы приблизительно) такие же обломки, которые попали в кадр при съемках настоящей горящей кабины, потому что эта сцена снималась первой, десятью днями ранее.

И вот модель была установлена, камера включена, и случилась катастрофа: трос, за который тянули модель, дернули так сильно, что оторвали переднюю ось, в итоге машина почти не сдвинулась с места, но пиропатроны сработали и цистерна взорвалась. В фильм такой кадр нельзя было воткнуть при всем желании – ведь грузовик должен был по сценарию ехать, и все колеса должны были быть на месте…

Так погибла первая модель, и двухнедельный труд мастеров-моделистов был погублен начисто. В спешном порядке приступили к изготовлению новой модели. Кажется невероятным, но она была готова всего через… 2 дня!

Сложнейшей задачей стало создание робота – человекоподобного механизма, который, однако, не является человеком, но при этом он должен был правдоподобно двигаться и взаимодействовать с окружением, да так, чтобы у зрителя создалась полная иллюзия реальности происходящего на экране. Для середины восьмидесятых еще та задачка! Вдвойне удивительно, как Камерону удалось создать всепоглощающую атмосферу, которой позавидуют многие современные блокбастеры, стоившие больше сотни миллионов долларов и под завязку напичканные совершенной компьютерной графикой!

Огромная заслуга в реалистичном воплощении киборга принадлежит Стэну Уинстону, опытному специалисту по спецэффектам и владельцу собственной независимой студии, который к тому времени уже удостоился нескольких наград за свои достижения (в том числе престижной «Эми» за телефильм «Горгулья» и даже номинации на «Оскар»). Именно Стэн создал того самого металлического монстра, от вида которого перехватывало дух у миллионов зрителей по всему миру. Перед мастерами по спецэффектам встала неимоверно трудная проблема, многие из решений были применены впервые в мире, так что создатели нередко двигались наощупь, действуя путем проб и ошибок.

Сам Камерон сначала хотел сделать все сцены с Терминатором с помощью покадровой кукольной анимации, но Стэн убедил его использовать «смешанную технику» - там, где киборг идет и виден во весь рост – он будет анимированной миниатюрой, там, где стоит, или где виден не полностью – это будет полноразмерная кукла. Так и было сделано.

Для покадровой анимации использовалась полуметровая кукла работы Дугласа Бесуика, подобная тем, что используются в кукольных мультфильмах. Именно с ней сделаны сцены, в которых киборг выходит из огня и шагает по коридору.

Аниматор компании Fantasy II Питер Клейноу сделал в общей сложности восемь таких роликов. Непросто было добиться согласованности движений анимированной куклы с движениями макета в натуральную величину – специалисты работали в тесной связке с Камероном и Уинстоном, чтобы добиться той хромающей походки, которая была у Терминатора в фильме (он подволакивал ногу из-за повреждения, полученного после столкновения с грузовиком).

Все куклы Терминатора изготовлены в студии Стэна Уинстона. Их было несколько: первая – с почти нетронутым лицом, использованная для съемок вырезания глаза в гостиничном номере. Для большей похожести силиконового манекена на живого актера Шварценеггеру на лицо нанесли грим, придающий коже мертвенно-синюшный оттенок, и дополнительно обрызгали его водой из пульверизатора.

Эти нехитрые приемы отлично сработали: сам Арнольд неоднократно говорил, что путал себя с манекеном пять или шесть раз при просмотре отснятого материала, так же обманывались и другие. Стэн Уинстон проделал потрясающую работу.

Снятые крупным планом глаза робота были сделаны с помощью деталей от кинокамер, а именно – линз с кольцевыми диафрагмами, которые позволяли получить расширяющийся и сужающийся красный «зрачок».

Проблема заключалась в том, что объектив кинокамеры в несколько раз больше человеческого глаза. Из положения вышли просто: построили еще один макет – с фрагментом большого «лица», так, чтобы в кадре размер «зрачка» примерно соответствовал размеру обычного глаза.

Для той же сцены в отеле была изготовлена механическая рука, которая была «привязана» к плечу сидящего Шварценеггера. Ею управлял оператор, сидящий под боком актера и дергавший за металлические тяги, которые видны сквозь разорванную кожу робота.

Еще одна кукла – уже с сильно ободранным лицом, «играет» после того, как киборга по сценарию сбивает грузовик. Она была целиком изготовлена заново согласно наброскам самого Камерона (в его концепте именно этот образ занимал одну из главных позиций).

При съемках же Шварценеггера использовался специальный грим – накладка, изображавшая порванную кожу и просвечивающий металлический череп – она вполне годилась для съемок на некотором удалении. Грим выглядел значительно лучше, чем многие ожидали. Но искусство требует жертв: на протяжении пяти недель Арнольд ежедневно был вынужден просиживать около трех часов в гримерной – и это не считая съемок всех остальных сцен, для которых грим тоже был обязателен. За время съемок «Терминатора» он гримировался в общей сложности шесть суток!

Терминатор, полностью «очищенный от плоти» снимался «по частям» - сначала отсняли движения одного торса киборга, который стоял на плечах у кукловода Шейна Мэхана – таким образом походка человека заставляла манекен в кадре совершать естественные колебания, как если бы робот шагал собственными ногами. Это была идея Уинстона. Кстати, Терминатора, сидящего на плечах кукловода, снимали с пола, именно поэтому камера направлена снизу вверх – общий рост робота составил почти два с половиной метра! Тогда же торс робота с серьезными доработками в виде свисающих проводов и добавленных полностью функционирующих рук сняли в сцене, где он преследует Сару внутри гидравлического пресса.

Но в сцене, где Терминатор идет по двору от горящего грузовика, требовалось, чтобы рост киборга соответствовал деталям обстановки (в то время как на плечах кукловода он получался слишком высоким). И тогда Терминатора решили поставить на импровизированные носилки – куклой управляли одновременно четыре человека – один нес носилки спереди, другой сзади, еще два – поочередно дергали за веревочки руки киборга, чтобы они двигались в такт ходьбе.

Иногда к группе присоединялся пятый человек, который управлял движениями головы, которая крутилась вправо-влево, и движущимися деталями спины (что-то вроде лопаток). При этом все должны были работать в едином ритме, да еще и имитировать хромающую походку! Неудивительного, что съемки одной этой коротенькой сцены потребовали три десятка дублей. Кстати, тот же манекен снимается в сцене, когда он поднимается из-под обломков горящего бензовоза. Ног у него нет, но они и не понадобились.

Потом этот же робот снова был доработан, получив ноги – сам ходить он не мог, но мог вполне реалистично стоять и двигать руками и головой, а также приседать. Руки и ноги, которые появляются в кадре крупным планом, были сделаны отдельно, поскольку требовали дополнительного кропотливого управления.

Был и еще один Терминатор – тот самый, что разлетелся на части при взрыве. Он был изготовлен из полиуретана и покрашен «под металл» - железная кукла просто не разлетелась бы на куски так, как задумал режиссер. Кроме того, металлические детали запросто могли нанести увечья людям на съемочной площадке.

Первый «Терминатор» вообще был славен тем, что делался часто вообще без разрешения на съемки, так что Камерону постоянно приходилось улаживать отношения с полицией и встревоженными обывателями. Однажды (при съемках финальной сцены, в которой Сара уезжает в джипе навстречу неизвестности) Камерон даже соврал полицейскому, что они работают над дипломной работой для сына одного из членов съемочной группы, и только так избежал проблем с законом. А при съемках сцены, в которой Арнольд выбивает стекло у автомобиля, местные жители вызвали полицию, заявив, что «какие-то отморозки средь бела дня пытаются угнать машину». Их не смутило даже присутствие оператора с кинокамерой…

Цифровая революция «Терминатора 2»

Джеймс Кэмерон за свою карьеру (которая пока и не думает заканчиваться) снял как минимум три самых больших фильма в истории кино. И «Терминатор 2: Судный день» — один из них, первая в истории Голливуда картина, бюджет которой превысил $100 миллионов.

Над фильмом работало несколько групп специалистов по спецэффектам, потому что производство было таким большим, что одна компания бы не справилась.

Видами руин будущего занимались Джин Уоррен-мл. и его сыновья из студии Fantasy II, а также Джо Вискосил, известный модельмейкер-пиротехник. Над видами ядерного взрыва в Лос-Анджелесе трудились братья Скотаки и их студия 4-Ward Production. Стэн Уинстон и его студия взяла на себя всю аниматронику, эндоскелеты-марионетки и грим. Цифровыми эффектами заведовали маги из Industrial Light and Magic во главе с революционером Деннисом Миреном.

Декорации будущего

В небольшом павильоне студии Fantasy II шириной 15 метров и глубиной метров 5 на сцене высотой 50 см построили модель разрушенного после ядерного апокалипсиса мира. Поскольку павильон не позволял создать модель нужного размера, кинематографисты использовали принцип усиленной перспективы, когда модели на заднем плане делают гораздо меньше, чем обычно, и тогда расстояния визуально увеличиваются, превращая пять метров павильона в 100 метров на экране. Для воссоздания атмосферы (она тоже передает расстояние) павильон задымляли, таким образом уплотняя воздух, заставляя его казаться пыльным и насыщенным. На задней стене висела 15-метровая циклорама — живописный задник с небом и горизонтом.

Миниатюрный эндоскелет на фоне экрана для рир-проекции. На съемках фильма «Терминатор 2: Судный день»

Сцены войны в будущем пришлось сделать в нескольких масштабах: полноразмерные декорации для съемок актеров массовки, декорации в масштабе 1:6, которые применяли для съемок миниатюрной войны с танками и воздушным транспортом, и частичные декорации в масштабе 1:3 — для съемки динамической покадровой анимации (go-motion animation) миниатюрного эндоскелета ростом примерно 60 см. Это был именно тот эндоскелет, который мы видели в самом конце «Терминатора». Его достали из коробки, починили, восстановили потерянные части и установили на специальное устройство, двигающее куклу во время съемки каждого кадра. Анимация го-моушн отличается от покадровой тем, что модель смещают немного во время съемки каждого кадра, обеспечивая размытие в движении. Так вид каждого кадра становится реалистичнее. Здесь ее применили потому, что эти кадры планировалось использовать как рир-проекцию (фоновую проекцию на полупрозрачный экран) для съемки полноразмерных эндоскелетов. Именно поэтому нельзя было, чтобы задний и передний планы сильно отличались по качеству движения.

Для этих сцен создали семь авиационных танков в разном масштабе: два основных с действующими хвостовыми огнями и пять — в качестве простых имитаций для разрушения. Аппараты на заднем плане «летали» на параллельных тросах, а для более сложной линии полета крупного аппарата на переднем плане использовали операторский кран. Два больших гусеничных танка построили из эпоксидной смолы и оргстекла с вакуумным напылением тонкого слоя металлической пыли. У них двигались башня, пушки, «голова» и поисковые прожектора. Главный из двух танков имел четыре мотора — по одному на каждую гусеницу, что придавало ему маневренности. Законченная модель достигала высоты 120 см и весила 113 кг. Однако у второго танка моторов не было совсем, его просто тянули за трос.

Джо Вискосил минирует один из авиатанков

Всю пиротехнику тоже реализовывали на миниатюрном пейзаже во время съемки. Этим занимался известный пиротехник Джо Вискосил, который взрывал «Звезду смерти» в «Звездных войнах», миниатюрный Белый дом в «Дне независимости», бензовоз в финале «Терминатора» и множество других объектов. Он использовал миниатюрные пороховые заряды с магнием и нафталином, подсвеченные снизу маленькими желтыми лампочками для визуального продления эффекта взрыва. На заднем плане вообще обходились только лампочками. Съемку взрывов вели со скоростью 96 кадров в секунду. Как уже упоминалось, часть отснятого материала использовали для проекции фона на экран позади актеров массовки, игравших бойцов сопротивления.

Что касается выстрелов лазерных пушек, то их создали с помощью анимации и вставили в кадр с помощью оптической печати.

Рукотворные дублеры

Тем временем в студии Стэна Уинстона работали над созданием аниматронных кукол для всех сцен, в которых они появляются. Для этого со всех актеров сняли копии голов и тел, а Роберта Патрика сосканировали в компьютер с помощью лазерного сканера. Для Арнольда Шварценеггера делали несколько кукол. Одну — для сцены, в которой в него стреляет взвод полицейских в помещении корпорации Cyberdyne. Еще одна аниматронная голова терминатора понадобилась для нескольких сцен в финале фильма.

Аниматронную куклу Линды Хэмилтон использовали в сцене ядерного апокалипсиса — их было три для демонстрации разной степени разрушенности. Одна — точная копия кричащей Сары Коннор: она могла двигать руками, головой и телом и даже менять мимику. Финальная стадия — это усиленный скелет и бумажное тело, заполненное белыми и серыми салфетками, пропущенными через шредер. Перед фигурой поставили воздушные пушки, которые и сдували весь этот «пепел», обнажая скелет.

Аниматронная кукла Роберта Патрика применялась в сцене, когда Сара Коннор делает дыру в голове Т-1000. Это была радиоуправляемая кукла, а, чтобы «обеспечить» ее настоящей рукой, Роберт Патрик спрятался за марионеткой.

Еще одну куклу использовали в сцене в госпитале, когда Т-1000 имитирует охранника, убивая его пальцем. Кстати, здесь играли актеры-близнецы.

Чтобы отлить такую накладку из уже готовых форм, специалистам студии Стэна Уинстона требовался день работы

Студия Стэна Уинстона также заведовала пластическим гримом Арнольда Шварценеггера. Изначально было разработано семь стадий разрушения, но из соображений экономии бюджета их сократили до трех. Каждый день Арнольд просиживал по пять часов в кресле гримера до работы и полтора часа после — снимать эти накладки тоже приходилось долго. Всего за полгода съемок он провел там 35 дней.

Взаимодействие с жидким металлом

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Специалисты студии обеспечили фильм и металлическими пулевыми отверстиями для Т-1000. После исследования и разработок, во время которых художники стреляли по грязевой жиже, была разработана форма углублений. «Воронки» надо было создавать с помощью вакуумного напыления алюминиевой пыли на мягкий объект. Здесь нужно было добиться, чтобы напыление не трескалось и не отлетало от объекта, когда его сминали, потому что «дырки от пуль» пришлось прятать внутри костюма Т-1000. Ведь дырки должны появляться на костюме персонажа прямо в кадре. Это было довольно сложное устройство, располагавшееся на плотной пластине, которую актер надевал на грудь. Отверстие скрывалось за пятью пружинами, стягивавшимися к его центру. Эти пять мягких «крышек» до поры до времени скрывали нашивку из пенорезины. По нажатию кнопки механизм отпускал пружины, и они сворачивались, пряча «крышки» внутри костюма.

Сегодня «металлические» следы от пуль можно купить за пару долларов на e-bay и нашить на свою одежду для Хэллоуина

Здесь кинематогафисты столкнулись еще с одной сложностью: полицейская форма Т-1000 должна была выглядеть ровной, без пузырей и складок, как до открытия механизма, так и после. Таких полицейских рубашек создали несколько, чтобы пока снимается один дубль, вторая рубашка проходила процесс стягивания механизмов. Но в итоге всегда приходилось ждать, пока ассистенты закончат «заряжать» механизмы. Кадры же с затягивающимися отверстиями были модифицированы с помощью компьютерной графики. Чтобы сократить количество кадров, нуждающихся в такой модификации, Джеймс Кэмерон предложил сделать так, чтобы T-1000 не начинал затягивать отверстия сразу по мере их получения, а накапливал повреждения, дожидался «тихого» момента и потом затягивал их все одновременно. Хотя если бы подобный киборг существовал, он бы, конечно, «лечился» по мере получения пуль от противника. Но это дополнительно бы раздуло и без того увеличившийся бюджет фильма.

Декорации разрушения

Видами ядерного апокалипсиса занималась студия 4-Ward Production. Роберт и Деннис Скотак изучили все доступные им кадры документальных съемок ядерного взрыва и восстановили их очень реалистично. Им тоже потребовалось время для изучения материалов, из которых можно было бы построить макеты зданий для разрушения. Они создали упрощенную копию одного перекрестка Лос-Анджелеса, отдельно несколько зданий и еще кусок парка. Все эти макеты были выполнены в разных масштабах.

Макеты для съемок фильма «Терминатор 2: Судный день»

Большой индустриальный пейзаж с дорогами, пальмами и потоком машин создали для демонстрации удара воздушной волны ядерного взрыва. Крошечные автомобили двигались по шоссе с помощью крюков, просунутых через тонкую прорезь в дороге. Крыша автобуса была сделана из свинцовой фольги, а окна — из стеклышек, прикрывавших линзы микроскопов — они были хрупкими. Стойки крыши были подрезаны, чтобы сломаться. Пальмы сделали из бальсы (мягкое дерево), часть разрушений обеспечивали тонкие тросы. Например, пальмовые деревья имели слишком малую площадь воздействия, чтобы сломаться просто от удара воздуха.

Сцену снимали тремя камерами в несколько дублей. На восстановление всей миниатюры уходило до двух с половиной дней. Кстати, когда модель уже была построена и готова к съемке, в студию зашел Джеймс Кэмерон и огорошил братьев тем, что ядерный взрыв должен прокатываться с противоположной стороны экрана. Чтобы не перестраивать уже готовую миниатюру, Скотаки пересадили водителей в транспорте, зеркально поменяли направление движения, напечатали в зеркальном отражении все дорожные знаки, а потом сняли сцену с помощью зеркала.

Более крупные элементы сцены создали в масштабе 1:12 — здания состояли из мягкого металлического каркаса, к которому также цеплялись тросы, крепившиеся к мешкам с песком. Во время съемки мешки сбрасывали вниз, и они утягивали металлический каркас назад, ломая макет. Братьям Скотакам пришлось проявить изобретательность в использовании необычных материалов. Для создания реалистичных обломков зданий они взяли хрупкие крекеры и кукурузные хлопья — крекеры убедительно ломались, а хлопья обеспечивали сцену мелкими обломками. Кстати, масштаб 1:12 был выбран потому, что это облегчало наполнение зданий миниатюрной мебелью — ее позаимствовали из кукольных домиков, предварительно разрезав на части.

Одной из самых сложных сцен, однако, стал общий план прокатывающегося по городу взрыва. Скотаки наняли вертолет, чтобы найти нужный им вид Лос-Анджелеса. После этого отснятый кадр (а в этой сцене камера статична) распечатали на огромной пленке длиной 180 см. Потом была создана идентичная по размеру картина, показывающая тот же пейзаж после ядерного взрыва. Теперь нужно было превратить первый пейзаж во второй. Часть зданий на переднем плане были моделями, также разрушенными с помощью воздушных пушек. Но разрушение зданий на заднем плане реализовали с помощью компьютерной симуляции, созданной в студии Electric Image.

Мэттпейнт, сделанный Риком Килроем и Риком Ричи был финальным видом сфотографированного квартала города после ядерного удара

Сама сборка сцены была крайне сложной: здесь использовали три проектора и специальное полупрозрачное зеркало, позволяющее проецировать изображение поверх себя, спереди и сзади. Фактически Скотакам пришлось построить большую версию оптического принтера, чтобы соединить несколько компьютерных элементов, две картины и отснятые модели для переднего плана, и все это — в процессе замены одного другим. Этот шот собирали покадрово, проецируя на полупрозрачное зеркало каждый кадр по частям.

Цифровые эффекты

Но главным прорывом «Терминатора 2» была, конечно, компьютерная графика. Интересно, что сам сюжет фильма изначально придумывали с оглядкой на технологии. Идею жидкого терминатора Джеймс Кэмерон позаимствовал из своего предыдущего фильма, «Бездна». Там есть момент, когда из воды возникает прозрачный персонаж, воспроизводящий лица стоящих перед ним героев. Но в «Бездне» он был только в одной сцене, которую можно было вырезать, если персонаж не получится. Здесь же просто вырезать T-1000 было нельзя — на его жидких свойствах держался весь сюжет ленты. Прежде чем начать писать сценарий, Кэмерон спросил магов из ILM, смогут ли они реализовать такую идею. Неутомимый Денни Мирен и его команда ответили, что смогут. Но для Кэмерона это был очень смелый шаг — довериться только зарождающимся технологиям.

«Мне часто говорят: „Какой классный фильм „Парк Юрского периода“, это же была революция цифры!“, — говорит Деннис Мирен, — На это я всегда отвечаю: Нет, революция цифры была на „Терминаторе 2“».

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Сам Деннис Мирен только что вернулся после годового отпуска, который он потратил на изучение компьютерных технологий. Он был готов решать подобные задачи.

Первопроходцы из ILM специально для фильма создали несколько компьютерных программ, включающих, например 3D-версию морфинга для перетекания одной формы в другую. Морфинг, который впервые использовали для фильма «Уиллоу», был создан для плоских объектов.

На этапе подготовки к съемкам команда студии плотно поработала с Робертом Патриком, заставляя его, одетого в одни плавки и разрисованного в клеточку, ходить и бегать. Эти кадры снимали двумя синхронизированными камерами, чтобы понять, как двигаются его мышцы и скелет. После чего создавали черновую анимацию всех сцен с участием хромированного объекта. У него было четыре стадии: в виде металлической капли, в виде грубых антропоморфных форм, в виде чернового хромированного человека и подробная версия, полностью повторявшая Роберта Патрика, но хромированная.

Моделлинг этих стадий занял несколько недель. Благодаря шейдингу объект заставляли отражать свет и окружающую среду. Здесь художники ILM также впервые столкнулись с тем, что для реалистичного вписывания объекта в окружающую среду, все вещи, включая те, что еще не существовали в кадре, должны взаимодействовать между собой. Объекты должны отбрасывать тень на компьютерного человечка, он должен отбрасывать тень на объекты в кадре, отражать окружающую среду и отражаться в ней, если она имеет такие свойства. Нужно было не только вписать металлического T-1000 в отстроенную на компьютере среду, но и заставить его отражаться в воде на дне канала. В сцене, когда мы впервые видим хромированную версию T-1000 — после взрыва тягача в канале — компьютерная модель никак не хотела идти по бетонной поверхности, потому что дно канала не было идеально ровным, как цифровой пол его компьютерной версии.

После создания компьютерной модели и ее чистового рендера — для чего использовали программу Renderman — полученный объект внедряли в кадр. Для этого на «Терминаторе 2» впервые применили цифровой композитинг. Стало понятно, что за этим будущее. Объект «вклеивался» в отснятый материал чисто, без линий склейки, поверх него приходилось добавлять пленочное зерно, чтобы он не выделялся по качеству изображения. После чего все полученные кадры печатали обратно на кинопленку.

Здесь же впервые был произведен процесс цифрового удаления тросов. Не секрет, что это сделали для сцены, в которой едущий на мотоцикле терминатор спрыгивает со стены канала на его дно. Постановщик трюков просчитал, что такой прыжок был бы опасен даже для каскадера, поэтому для спуска мотоцикла вниз создали специальный риг с тросами, плавно опускавший транспортное средство и его седока на дно канала. Было довольно сложно убедить оператора-постановщика не прятать тросы, а наоборот — покрасить их, например, в оранжевый цвет, чтобы компьютер мог выделить «инородное тело» и убрать его из кадра. Для этого в компании Pacific Data Images написали специальную программу, которая после того, как оператор выделял нужный объект, умела анализировать изображение с обеих сторон выделенного поля и экстраполировать его внутрь выделенного. Кадры, где тросы оказывались на фоне неба, практически не потребовали вмешательства оператора, но другие ракурсы этой сцены, в которых тросы проходили на фоне деревьев, требовали ручной работы. Кроме того, камера в этих кадрах меняла ракурс, что усложнило задачу: изображение нельзя было просто взять из предыдущего кадра. Кроме того, в некоторых кадрах трос пересекал лицо Терминатора. И это потребовало отдельной работы по восстановлению изображения. Но здесь можно было воспользоваться другим отснятым материалом.

Всего в фильме 300 сцен с эффектами общей продолжительностью 16 минут. Из них почти 150 сцен на 5 минут экранного времени включают компьютерную графику, 47 из которых — революционные эффекты студии ILM. Сцены с компьютерной графикой стоили $5 миллионов и потребовали работы 35 человек на протяжении десяти месяцев. Большинство кадров, о которых люди думают, что они сделаны с помощью компьютера, на самом деле использовали реальные спецэффекты студии Стэна Уинстона. Например, разорванный в клочья T-1000 в финальной битве — в расплавленный металл падала не компьютерная модель, а реальная марионетка Стэна Уинстона. Тоже самое с кадрами развороченной от выстрела головы жидкого робота, когда герой Арнольда Щварценеггера стреляет в него в лифте. Сцена с замороженным и потом разбитым на осколки T-1000, а также кадры с жидкими каплями, собирающимися в единую большую массу — тоже сделана без применения компьютера. Сегодня все эти кадры бы были сделаны с применением CGI. Но тогда это было невозможно.

Читайте также: