Как врезать кран маевского в металлическую трубу

Обновлено: 19.04.2024

Магистрали водяного отопления имеют характерную особенность. При заполнении трубопроводов водой часть системы остается занятой воздушными подушками. Нормальная работа водяного отопления в таких случаях не обеспечивается, поэтому воздух из трубопроводов необходимо удалять вручную.

Избавиться от воздушных пробок помогает кран Маевского – простейший механизм для стравливания воздуха вручную. В представленной нами статье подробно разобран принцип действия устройства, рассмотрены альтернативные варианты. Приведенные нами рекомендации будут полезны в установке и эксплуатации.

Устройство и принцип работы прибора

Привычные многим краны Маевского изготавливались под управление специальным ключом либо слесарной отверткой. То есть по факту такие изделия нельзя назвать автоматическими приборами.

Современные прообразы кранов Маевского – автоматические воздухоотводчики – конструкторы несколько усовершенствовали.

После заполнения отопительного контура теплоносителем и периодически во время эксплуатации все системы с принудительной циркуляцией нуждаются в удалении воздуха. Стравливание производится через автоматические или ручные воздухоотводчики

Воздухоотводчики устанавливают на замкнутые системы, не имеющие прямой связи с атмосферой. Для выпуска воздуха краны Маевского оборудуются каналом, который открывается при повороте наружной гайки

Для совершения поворота разные модели крана Маевского оснащаются стационарными пластиковыми или металлическими колпаками, ручками в виде ключа

Если есть опасения, что в отсутствии взрослых любопытные исследователи собственных владений могут открыть кран, лучше установить устройство со съемным ключом

В любой из модификаций крана Маевского нет сложных и быстроизнашивающихся деталей. Потому они практически никогда не ломаются, изредка, правда, придется менять уплотнители

Для того чтобы стравить воздух из батареи, кран Маевского просто поворачивают так, чтобы открылся воздушный канал. Воздух выходит с шипением примерно 5 минут. Затем из канала польется теплоноситель - это сигнал о том, что весь воздух вышел

Воздух из всей системы отопления стравливается автоматически с помощью более сложного устройства. Однако действие его схоже с принципом работы крана Маевского - воздух выходит через приоткрытый канал. Только для этого не нужно участие хозяев

Автоматические модели работают без какого-либо стороннего вмешательства.

Но в сантехнической практике встречаются различные конструктивные вариации кранов Маевского:

  • прямые штоковые ручные;
  • угловые штоковые ручные;
  • поплавковые вертикальные автоматические.

Ручные и автоматические варианты несколько отличаются в том плане, что первые могут монтироваться практически в любом положении, а вторые исключительно в положении вертикально.

Ручные конструкции традиционно монтируются непосредственно в тело радиаторных панелей или батарей. Автоматические воздухоотводчики, как правило, предназначены под установку на магистралях в труднодоступных для обслуживания точках системы отопления.

Разнообразие кранов Маевского

Здесь показано разнообразие конструкций кранов Маевского, которые наиболее часто встречаются в сантехнической практике. В наборе ручные, автоматические изделия, а также совмещённые с предохранительным клапаном

Принцип работы крана Маевского основан на взаимодействии простейших деталей. Ручными конструкциями фактически представлен обычный игольчатый клапан.

Элементами такого клапана являются:

  1. Корпус металлический.
  2. Шток с резьбой и проходными канавками.
  3. Колпак с каналом для выхода воздуха.
  4. Уплотнитель резиновый кольцевой.

Материалом под изготовление кранов Маевского традиционно выбирается латунь. Правда отдельная деталь механизма – колпак с воздушным каналом – может иметь исполнение из капрона, нейлона, высокотемпературной пластмассы.

Кран Маевского под ключ

Модификация воздушного отводчика для домашних радиаторов отопления. Конструктивный вариант под специальный ключ. Удобный и практичный кран для бытового применения

Латунный корпус устройства по внешнему диаметру нижней части имеет резьбу. Этой частью корпуса кран ввинчивается в посадочное место пробки радиатора отопления.

Действие механизма ручного крана

Всё просто. В обычном состоянии винт управляющего штока вкручен до упора игольчатой частью в кольцевую обечайку спускного отверстия.

Когда появляется необходимость освободить систему от воздушной пробки в радиаторе, сантехник (или владелец жилья) ключом либо отвёрткой выкручивает винт на 2-3 оборота. За счёт большой разницы плотности воды и воздуха, последний первым утекает сквозь открывшееся выходное отверстие.

Дальше воздушный поток устремляется сквозь продольные канавки штока и попадает в область под капроновым колпаком. Оттуда воздушная масса выбрасывается через выходной канал. Как только поток воздуха прекратился, и следом потекла вода, сантехник заворачивает винт крана Маевского до упора. На этом процедура спуска воздуха завершается.

Схема устройства крана Маевского

Устроен клапан Маевского предельно просто, потому поломки с ним происходят крайне редко, а работает приспособление безотказно

Периодически процедуру по удалению воздуха из контурного отопления повторяют, так как за один раз спустить весь объём воздуха не удаётся.

Принцип работы автоматических воздухоотводчиков

Несколько иным видится действие автомата – последователя крана Маевского. Принцип работы похожего изделия, но действующего автоматически, существенно отличается от ручного стандарта. Воздухоотводящий автоматический кран размещается в цилиндрическом корпусе. Внутри цилиндра установлен поплавковый механизм.

Автоматический воздухоотводчик

Схема автоматической модификации: 1 – корпус устройства, 2 – крышка на резьбе, 3 – поплавок, 4 – жиклёр, 5 – держатель, 6 – золотник, 7 – пружина, 8 – уплотнительный элемент, 9 – пробка, 10 — уплотнительное кольцо

По факту присутствия воды внутри цилиндра воздухоотводчика поплавок поднят давлением. Сила давления прижимает игольчатую часть клапана. Та, в свою очередь, закрывает верхнее выходное отверстие.

Но стоит только внутрь цилиндра попасть воздуху, сила давления воды на поплавок ослабевает, игольчатая часть клапана отходит вниз. Открывается верхнее калибровочное отверстие, сквозь которое воздух выбрасывается наружу. По мере схода воздушного пузыря цилиндр вновь заполняет вода. Клапан устанавливается поплавком в положение «закрыто».

В отопительных системах с верхней разводкой механический кран Маевского используют нечасто. Точнее, практически весь воздух выводится из системы автоматическим прибором, расположенным в наивысшей точке контура

В устройстве систем с горизонтальной разводкой, особенно с нижним подключением радиаторов, кран Маевского ставят на каждый прибор. Выпускать воздух придется из всех радиаторов, начинать стравливать надо из дальнего от котла

Обязательно требуется воздухоотводчик в отопительных тепловых контурах с тупиковым движением теплоносителя, т.е. в которых нагретая вода и обратка движутся в противоположных направлениях

При близком расположении приборов отопления кран Маевского устанавливают на один, самый дальний от котла радиатор. Это решение возможно, если между теплогенератором и воздухоотводчиком не более 30 погонных м трубы

Клапан Маевского – сервисный элемент системы отопления

Что собой представляет кран Маевского

Воздушные пробки внутри системы отопления препятствуют нормальной циркуляции теплоносителя и полноценному прогреву батарей. Для удаления этих пузырей применяется запорная арматура двух типов – автоматический поплавковый воздухоотводчик и ручной кран Маевского, чье устройство и принцип действия мы рассмотрим в рамках данной публикации.

Конструкция и принцип работы

Первым делом разъясним, что такое кран Маевского – сервисный вентиль, предназначенный для ручного спуска воздуха в определенных точках системы отопления. Современный образец краника, показанный на чертеже, включает следующие детали:

  • латунный корпус с никелированным покрытием;
  • винт запорный с конусным наконечником;
  • нейлоновый колпачок с выпускным отверстием;
  • уплотнительное кольцо из пластика либо резины EPDM.

В торце корпуса просверлено калиброванное отверстие диаметром 2 мм, снаружи выполнена присоединительная трубная резьба. Внутри корпуса предусмотрена камера с боковым выходом, куда вкручивается запорный конусный винт.

Кран работает по принципу игольчатого клапана – когда винт затянут, главное отверстие герметично перекрывается конусовидным наконечником. Для развоздушивания системы винт откручивают, конус открывает проходное сечение, тогда воздух вместе с водой выходит наружу через боковой канал. Положение выпускного отверстия настраивается вращением пластикового колпачка.

Историческая справка. Ручной воздухоотделитель был придуман русским инженером Ч. Б. Маевским в 30-х годах прошлого столетия. Изобретение послужило заменой обычным водопроводным вентилям, используемым для удаления воздушных пробок из централизованных сетей теплоснабжения. Установка новых кранов сделала невозможным несанкционированный отбор горячей воды из системы.

Клапан сброса воздуха – чертеж в разрезе

Как выглядит старый советский вентиль Маевского, показано на схеме. Официальное название сантехнического элемента – клапан радиаторный воздушный игольчатого типа СТД 7073В.

Технические характеристики воздухоотделителей Маевского, применяемых в системах водяного отопления частных и многоквартирных домов:

  • максимальная рабочая температура – 120 °C;
  • жидкая среда – подготовленная вода либо незамерзающий теплоноситель (антифриз);
  • рабочее давление – до 10 Бар (1 МПа);
  • присоединительные размеры трубной резьбы – ¼”, ½”, ¾”, метрической – М10 шаг 1 мм;
  • срок службы изделия из качественной латуни составляет не менее 30 лет.

Примечание. Для более экстремальных условий эксплуатации существуют модели кранов, рассчитанные на давление 16 Бар (маркировка согласно ГОСТ – Ру16) и температуру жидкой среды +150 градусов.

Сфера применения и разновидности кранов

Ручные клапаны Маевского используются для таких целей:

  1. В первую очередь, удаление воздушных пузырей из радиаторов отопления всех типов – алюминиевых, стальных и чугунных.
  2. Сброс воздуха из полотенцесушителей.
  3. Периодическое развоздушивание проблемных участков тепловой сети – развернутых кверху компенсаторов, обводных петель (например, над входной дверью), стояков и других мест, где скапливается воздух.

Установка кранов для спуска воздуха предусматривается всеми производителями современных радиаторов. Отопительные приборы с завода комплектуются футорками (пробками) с отверстием под вентиль Маевского. Батарейный клапан выбирается по диаметру наружной трубной резьбы — G¼”, ½”, ¾”.

Пробки секционных батарей отопления

Справка. Внешняя резьба G¼” воздушного вентиля идентична штуцеру стандартного манометра.

Если нужно организовать спуск воздуха на проблемном участке системы, покупается клапан советского образца с наружной метрической резьбой М10 х 1. Стенка трубы просверливается сверлом Ø9 мм, метчиком нарезается резьба, затем вкручивается кран Маевского с уплотнением стыка сантехническим льном.

Другой вариант – врезать в магистраль тройник и установить шлицевой вентиль на отводном патрубке, как сделано ниже на фото. Способ поможет при холодном (завоздушенном) полотенцесушителе, в котором не предусмотрено резьбы под воздухоотводчик.

Как поставить воздухоотводчик на полотенцесушитель

В некоторых моделях полотенцесушителей предусмотрено гнездо для воздухоотводчика (фото слева)

Принцип работы всех вентилей Маевского одинаков, но встречающиеся в продаже изделия могут отличаться конструктивно:

Воздухоотделители для батарей

  1. Запорный клапан делается под шлицевую отвертку, специальный ключ или оснащается рукояткой. В старой версии изделия применен болт с шестигранной головкой.
  2. Игла (конус), перекрывающая отверстие, бывает металлической либо пластмассовой.
  3. На дизайнерские чугунные батареи ставятся соответствующие «состаренные» вентили, изображенные на фото.

Кранами с рукояткой удобно пользоваться – воздух легко спустить без всякого инструмента. С другой стороны, вентиль может крутить кто угодно, в том числе – малые дети, чего допускать нельзя. Отсюда рекомендация – покупайте и ставьте традиционные изделия со шлицем или четырехгранным ключиком.

Воздухоотводчик для шарового крана

Клапаны в стиле ретро под дизайнерские батареи (слева) и малый «воздушник» 1/4 дюйма на шаровой кран (справа)

Справка. Воздухоотводчиками Маевского производители оснащают некоторые модели шаровых кранов. Здесь вариант с рукояткой более уместен, причем клапан с резьбой G¼” можно снять и заменить манометром или поставить заглушку.

Не путайте «Маевские» с автоматическими воздухосбрасывателями поплавкового типа. Последние похожи принципом действия – проходное отверстие тоже закрывается иглой, но удаляют воздух без вмешательства человека. Существует 2 типа таких приборов – универсальные (применяются в группах безопасности котлов) и радиаторные.

Краны для автоматического спуска воздуха

Вентили для автоматического сброса воздуха — радиаторные и универсальные

Установка «Маевского» на чугунную батарею

Монтаж спускных кранов на футорки алюминиевых и стальных радиаторов довольно прост и не требует подробного описания. Клапан с резиновым колечком аккуратно подтягивается малым усилием ключа, потом нейлоновый колпачок поворачивается в нужном направлении. Вентиль с широким пластмассовым кольцом и отверстием в металлическом корпусе сразу фиксируется в требуемом положении – выпускным штуцером книзу.

Другое дело – установка клапана в чугунную пробку радиатора типа МС-140. Некоторые мастера устраивают самодельный кран – просверливают футорку, нарезают резьбу и вкручивают простой болт. Вариант крайне примитивен и неудобен – при ослаблении болта и стравливании воздуха образуется неконтролируемая течь.

Как правильно установить «Маевского», не выкручивая прикипевшую футорку:

Как врезать воздушник в чугунную батарею

  1. Купите кран старого образца с посадочной резьбой М10 х 1 и обязательно подготовьте соответствующие метчики – номер первый и второй. Так называемый машинный метчик не подойдет – чугун слишком тверд, инструмент попросту сломается.
  2. Опорожните отопительный прибор и просверлите верхнюю заглушку сначала тонким сверлом, например, Ø5 мм.
  3. Аккуратно разбейте отверстие сверлом Ø9 мм, затем снимите фаску для уверенного захода инструмента.
  4. Нарежьте резьбу, поочередно пройдя отверстие метчиками № 1 и 2. Проверьте, насколько хорошо вкручивается клапан.
  5. Уплотнив резьбу льном, закрутите и притяните кран средним усилием.

Совет. Сверление чугуна и нарезку резьбы не стоит выполнять «на сухую». Обязательно смазывайте инструмент машинным маслом, иначе рабочая кромка быстро затупится.

Более простой способ – поменять штатную футорку на новую, с готовым отверстием под «воздушник». В данном случае применяется современный клапан с внешней резьбой G½” (15 мм). Главное, успешно открутить старую заглушку батареи. Как поставить «Маевского» на радиатор МС-140, смотрите на видео:

В заключение – как пользоваться вентилем

При нормальной работе водяного отопления ручные «воздушники», как правило, бездействуют. Устройства открываются в двух случаях – в процессе заполнения системы теплоносителем либо по причине завоздушивания участка сети (батареи). Как это делается:

  1. Подготовьте ветошь и небольшую емкость, например, обрезанную пластиковую бутылку.
  2. Подставьте емкость к выходу спускного канала и откройте винт «Маевского» на 1 оборот.
  3. Дождитесь, пока выйдет воздух (частично с водой). Из отверстия должна пойти ровная струйка теплоносителя.
  4. Закрутите клапан, вытрите пролитую воду.

Как пользоваться воздушным батарейным клапаном

Заполнение трубопроводной сети и батарей лучше производить вдвоем – первый исполнитель следит за давлением и подкачивает воду, второй занимается стравливанием воздуха из радиаторов.

Как выбрать, установить и правильно использовать клапан Маевского

Появление воздушных пробок в радиаторах батарей ухудшает обогрев помещений и может приводить к сбоям в работе отопительной системы. Чтобы это предотвратить, необходимо спускать воздух. Задачу можно упростить, оснастив сложные места теплового контура краном Маевского – специальным устройством для отведения воздуха.

на радиаторе

Зачем нужен клапан Маевского

Воздушная пробка мешает теплоносителю передвигаться по контуру и поступать в отдаленные части батарей, что приводит к снижению эффективности обогрева, повышению давления в трубах и сбоям в работе системы отопления.

Постепенное выделение воздуха из горячей воды, циркулирующей по батареям, это естественный и неизбежный процесс. Скорость образования воздушных пробок увеличивается по следующим причинам:

  • воздух попал в систему на этапе монтажа, ремонта или замены отдельных участков;
  • во время продувания и последующего заполнения системы в ходе сезонной профилактики теплоноситель подавался с недостаточным давлением;
  • нарушена герметичность стыков труб и происходит подсос воздуха;
  • происходят коррозийные процессы – окисление материала труб и радиаторов, при котором выделяется кислород.

виды

Обнаружив пробку, можно вызвать сантехника, который спустит скопившийся воздух. Если система склонна к завоздушиванию, то вызовы специалистов придется оплачивать регулярно. Можно решить эту проблему просто и эффективно, а главное дешево, установив в местах образования воздушных пробок кран Маевского.

Что собой представляет кран Маевского

Попытки решить проблему образования воздушных пробок в отопительных системах предпринимались еще в начале 20 века. Для этого активно использовались краны – они справлялись с задачей спуска воздуха, но их часто использовали не только по прямому назначению, но и для слива воды из отопительного контура для других целей.

Неконтролируемый сброс теплоносителя наносил ущерб теплосети, так как мог вызвать образование дополнительных воздушных пробок и изменение давления в трубах. Кроме того, из-за высокой температуры воды, поступающей в радиаторы, могли пострадать и люди, использующие ее.

размеры

Изобретатель Ч.Б. Маевский, чьим именем назван воздухоотводчик, придумал не сам кран для спуска воздуха, а способ герметизации его деталей. Маевский предложил соединять части крана конус в конус. Это позволило сохранить герметичность узла теплосети в закрытом положении. Кроме того, такая конструкция сделал неудобным набор воды из отопительного прибора.

Рекомендуем ознакомиться: Особенности устройства и виды трехходовых клапанов, применение в системах отопления

Устройство и принцип работы

Кран Маевского изготавливают из материалов, устойчивых к коррозии, таких как латунь. Снаружи корпус из металла может иметь пластиковую оболочку для придания более эстетичного внешнего вида.

характеристики

Основные части конструкции крана Маевского:

  • корпус с входным калибровочным и выходным сливным отверстиями,
  • конусный игольчатый клапан,
  • уплотняющее кольцо,
  • вентиль или запирающий винт с головкой под ключ или отвертку.

Конструкция воздухоотводчика может меняться и дополняться другими элементами, иметь разный диаметр резьбы, при этом принцип действия сохраняется.

В закрытом положении игольчатый клапан поддерживает герметичности системы и не пропускает теплоноситель наружу. При повороте запорного винта, игла сдвигается, освобождая сливное отверстие.

Воздух поступает из батареи в калибровочное отверстие клапана и через сливное отверстие высвобождается наружу. После спуска воздуха образовавшаяся полость заполняется горячей водой, восстанавливается циркуляция теплоносителя, выравнивается давление внутри труб.

Виды кранов Маевского

Выделяют три вида крана Маевского:

  1. Ручной. Воздухоотводчик самой простой и надежной конфигурации, выпускное отверстие игольчатого клапана располагается непосредственно в корпусе-гайке. Может быть оснащен нейлоновым колпачком, в котором располагается затвор для пропуска воздуха. Управляется вручную при помощи четырех– или шестигранного ключа, отвертки или встроенного винта.
  2. Автоматический. Не требует ручного управления, но в случае необходимости прочистки крана возможно. В автоматическом кране Маевского внутри латунного корпуса установлен пластиковый поплавок. При образовании воздушной пробки уровень воды в конструкции понижается, поплавок опустится и разблокирует выпускное отверстие. По мере высвобождения воздуха поплавок поднимается, закрывая затвор. Разработан этот вид воздухоотводчика специально для установки на труднодоступных участках отопительного контура, подходит для домов и квартир с индивидуальным отоплением. Не подходит для чугунных батарей и централизованного отопления, так как будет часто засоряться.
  3. Кран с предохранителем. Работает он также автоматически, но не реагирует на скопление воздуха, а регулирует давление в тепловом контуре. Конструкция, дополненная датчиком, при давлении теплоносителя выше 15 атмосфер, открывает клапан и начинает стравливать воду, снижая давление до нормы. Такой кран позволяет предотвратить нарушения в работе отдельных участков теплосети и предотвратить ее поломку в случае гидроудара. А вот спуск воздуха через кран с предохранителем производится вручную.

На что обратить внимание при выборе крана

Выбор воздухоотводчика зависит от системы отопления, в которую его будут монтировать, материала труб и батарей, свободного доступа к месту установки и других нюансов установки и дальнейшей эксплуатации.

  • В домах с централизованным отоплением лучше использовать ручной кран Маевского или кран с предохранителем, поскольку в таких тепловых сетях случаются гидроудары. Автоматический же лучше использовать в частном доме с индивидуальной отопительной системой. В многоквартирном доме с центральным отоплением автоматический кран будет засоряться из-за загрязненности теплоносителя.
  • Если в помещении установлены чугунные батареи, их лучше оснастить ручным краном. Отопительному контуру из металлопластиковых или полипропиленовых труб подходит кран с встроенным предохранителем, так как они могут не выдержать гидроудара.
  • В труднодоступных местах: нишах, углублениях – устанавливают автоматический кран или ручной, оснащенный встроенным вентилем.
  • В помещениях, где могут находиться дети, напротив, устанавливать кран с легко открывающимся вентилем не стоит.
  • Диаметр внешней резьбы крана нужно подбирать в соответствии с диаметром отверстия, в которое он будет устанавливаться. Существует всего три типа по этому параметру: 1, 0,5 и 0,25 дюйма, такие же размеры отверстий под кран предусмотрены в стандартных радиаторах.
  • При покупке клапана Маевского важно обратить внимание на материал, из которого он изготовлен. Дольше всего прослужит конструкция с латунным корпусом, так как этот материал устойчив к коррозии.
  • Уплотнитель на кране

Как установить кран Маевского

Монтаж крана Маевского довольно прост и не требует специальных навыков.

  1. Слить из системы воду. Если отопительная сеть оснащена насосом, отключить его за 15 минут до начала работ.
  2. Выкрутить заглушки в местах, где будут установлены клапаны. Обычно это верхняя точка радиатора, дальняя по отношению к отопительному прибору, именно в таких местах чаще всего скапливается воздух.
  3. Вкрутить кран Маевского так, чтобы выпускное отверстие было направлено в сторону от стены на 45 градусов вниз – для удобства сбора воды при открытии клапана. Для герметичности рекомендуют обмотать резьбу промасленной паклей или ФУМ лентой.

клапан

Особенности монтажа в отдельных ситуациях

Проще всего устанавливать кран Маевского в современных радиаторах, где предусмотрены все необходимые отверстия.

При установке крана на разные виды труб и типы отопительных контуров нужно учесть следующее:

  • В вертикальном тепловом контуре устройство монтируется в батареи на последнем этаже и на приборы, подведенные к стояку ниже оси отопления.
  • В горизонтальной системе отопления краны ставятся на все приборы, где это конструктивно возможно.
  • В напольном радиаторе для монтажа выбирается самая высокая его точка, кран ставится винтом вверх.
  • В полотенцесушителе с нижним подключением место для установки крана предусмотрено производителем. В полотенцесушитель с боковым подключением сначала врезают тройник, а уже в него монтируют воздухоотводчик. Полотенцесушитель сложной формы лучше оснастить несколькими клапанами.
  • В чугунных батареях может не быть подходящего отверстия, придется провести подготовительную работу. Нужно вырезать в заглушке отверстие чуть меньше размера резьбы крана, нарезать резьбу и затем вкрутить клапан, дополнительно изолировав место крепления.

Обратите внимание! Для упрощения работы с чугунной батареей лучше полностью ее отсоединить и выбрать воздухоотводчик с минимальным диаметром внешней резьбы.

Правила эксплуатации крана Маевского

Для бесперебойной работы даже простому механизму требуется правильное содержание:

Порядок использования клапана

Спуск воздуха при обнаружении пробки производят следующим образом:

  1. Под батарею в месте расположения крана ставят пустую емкость. Также может понадобиться сухая тряпка.
  2. Запорный винт поворачивают против часовой стрелки на 90-180 градусов. После этого с характерным шипящим звуком из батареи начнет выходить воздух.
  3. Когда из крана потечет вода, после стабилизации ее напора и затягивают винт в обратную сторону. Равномерность вытекания воды означает, что в трубах не осталось воздуха, мешающего нормальной циркуляции теплоносителя.

Внимание! Если воздушные пробки удалены, но батареи не прогреваются полностью, это значит, они засорены. Предпринимать что-либо самостоятельно в этом случае не стоит, лучше вызвать сантехника.

Кран Маевского для чугунных радиаторов: как выбрать, установить и спустить воздух

Кран Маевского для чугунных радиаторов – это механический воздухоотводчик с ручной или автоматической регулировкой. Применяется для сброса повышенного давления в системе центрального отопления.

С его помощью можно быстро удалить воздушную пробку, препятствующую прохождению горячей воды через секции батареи. Повернув винт или ручку на торце прибора, спускают воздух из чугунного радиатора.

Фото - Кран Маевского

Прочитав статью, вы узнаете, как устроен прибор и принцип его работы. Инструкция о том, как врезать кран Маевского на старых батареях из чугуна, поможет правильно выполнить его установку. Процесс развоздушивания батареи будет вам представлен, как пошаговая инструкция с фото и видео материалами. Также узнаете об отличии автоматической и ручной регулировки крана Маевского.

Устройство и принцип работы

Надо заметить, что краны Маевского бывают двух видов – это ручные и автоматические клапаны.

Чтобы понять, в чём заключаются особенности устройств и принципы работы, нужно рассмотреть их более подробно.

Ручной кран Маевского

Это довольно простое устройство, но вместе с тем это продукт, полученный путём изготовления на высокотехнологическом оборудовании с использованием новейших материалов. Металлопластиковый прибор представляет собой широкий цилиндр с внешней пластиковой оболочкой (обоймой), внутри которой находится металлическая гильза с внутренней и внешней резьбой.

Фото - схема устройства ручного крана

Внутри гильзы установлен игольчатый запорный винт с выходящей наружу шестигранной головкой с прорезью под отвёртку. Сбоку на корпусе находится выходное сливное отверстие. Пластиковый обод можно поворачивать вокруг своей оси, устанавливая отверстие в удобное для слива воды положение.

Принцип работы заключается в том, чтобы сбросить воздушную пробку в винт вставляют отвёртку. Когда поворачивают запорную иглу против часовой стрелки на пол-оборота или на один оборот, происходит постепенное открытие входного калибровочного отверстия. Через него начинает выходить скопившийся в верхней части чугунной батареи воздух.

Автоматический кран Маевского

Установка крана Маевского автоматического принципа действия на старые чугунные батареи нужна в труднодоступных местах системы отопления или там, где нет постоянного присутствия людей. Это могут быть помещения междуэтажных переходов, подсобные помещения и т.п.

Фото - Автоматический кран Маевского

Устройство приспособления: 1. Ниппель. 2. Золотник. 3. Пружина. 4. Обойма золотника. 5. Крышка. 6. Поплавок. 7. Корпус.

Автоматический прибор представляет собой полый металлический цилиндр. Внутри него в верхней части на подвижном рычаге закреплён поплавок, в свою очередь он связан с клапаном. Принцип действия автомата заключается в том, что при скоплении воздуха поплавок опускается вниз под действием своей тяжести, тем самым открывая клапан.

Когда весь воздух выйдет наружу, восстановленный объём теплоносителя вернёт поплавок в исходное положение, который снова закроет выходное отверстие.

Фото - Принцип работы автоматического клапана

Особенности эксплуатации

На верхних этажах старых домов с чугунными батареями в начале отопительного сезона жильцам приходится сбрасывать воздух самостоятельно. Пользуясь отвертками, хозяева квартир сбивают шлицы винтов ручных кранов Маевского так, что дальнейшая их эксплуатация становится затруднённой.

В этом случае лучше приобрести специальный ключ, который полностью охватывает головку винта, не нанося ей повреждений. Также можно при покупке выбрать клапаны с поворотными пластиковыми ручками.

Фото - Ключи для кранов Маевского

Иногда у входа в радиатор по ободу ручного или автоматического клапана возникает ржавая накипь. Это говорит о том, что резиновая прокладка повреждена, и её нужно поменять. Во время отопительного сезона это сделать трудно, если чугунная батарея не имеет своего вентиля для отключения от сети теплоснабжения.

Если протекание теплоносителя отсутствует, то с заменой прокладки можно подождать до весны. При плохой резьбе в заглушке радиатора вместо установки резиновой прокладки делают намотку из льняной пакли.

В старых чугунных батареях, где годами, а может десятилетиями не снимались заглушки можно обнаружить после их откручивания заржавленные входные резьбовые отверстия. Их чистят, смазывают минеральным маслом либо другой смазкой. Монтажную футорку вкручивают с намотанной льняной паклей.

Старую батарею нужно очистить от засоров из ржавчины. В весенне-летний период перед тем, как будет устанавливаться кран Маевского на чугунную батарею, радиатор снимают и выносят во двор. Все отверстия должны быть закрыть заглушками, кроме одного.

Радиатор ставят на ребро открытым отверстием вверх. В него заливают раствор из расчёта 200 гр. каустической соды на 10 литров воды. Выдерживают сутки. Раствор сливают. Промывают батарею горячей водой, желательно это сделать под напором. Очищенный радиатор возвращают на место.

Фото - забитая батарея

Со временем выпускное отверстие в кране Маевского может забиться взвесями находящимися в горячей воде. Прочистить окошко можно булавкой или швейной иглой. Действовать нужно осторожно, чтобы не повредить калибровку отверстия. Чистку производят при открытом клапане.

Как выбрать

Краны Маевского выпускают с двумя размерами резьбы – это ½ и ¾ дюйма. Чтобы врезать клапан в заглушку чугунного радиатора, нужно проделать в ней резьбовое отверстие, совпадающее по размеру с резьбой воздухоотводчика. Сделать это можно в мастерской или своими руками при наличии соответствующего инструмента.

На рынке отопительных приборов можно приобрести ремкомплект с готовыми к врезке кранов Маевского заглушками (футорками). Нужно только подобрать соответствующий диаметр резьбы.

Фото - Ремкомплект для врезки кранов Маевского в чугунные батареи

Есть воздушники с регулировочным винтом под отвёртку и ключ. Удобней пользоваться краном с поворотной пластиковой ручкой. Автоматические воздухоотводчики приобретают ЖЭКи и другие хозяйственные организации для установки в помещениях общественного пользования, зданиях и сооружениях. Их редко врезают в чугунные батареи.

Как установить кран в металлическую или полипропиленовую трубу без применения сварки

Применение сварочного оборудования при работе с различным трубопроводом не всегда возможно, а порой и не эффективно. Иногда операцию врезки в водопровод лучше провести при помощи разъемного сочленения. Рассмотрим, как врезать кран в металлическую трубу без сварки. А также, как провести подобную процедуру в магистралях из разного материала.


Накладная врезка в водопровод

Работа с металлическими трубами

Действия с водопроводом из стали требуют определенного навыка. А выбор способа врезки зависит от диаметра трубы и места ее расположения. Подключится к трубопроводу легче всего, заранее перекрыв в нем подачу воды. Но если это сделать невозможно, то существуют специальные приспособления, позволяющие провести операцию под напором.

Резьбовое соединение

Самый популярный способ у старых мастеров. При его выполнении обязательно нужно перекрыть подачу воды в системе. Для врезки в трубу без сварки понадобятся специальные детали. Некоторые нужно приобрести в магазине. Другие можно изготовить самостоятельно.

Переходные муфты, тройники и краны нужного диаметра покупаются в торговой сети. «Сгон» и «бочонок» делают из куска трубы. Первый представляет собой отрезок трубы длиной от 80 до 180 мм. На одной его стороне нарезается короткая резьба, но не меньше пяти ниток. Другой конец имеет длинную резьбу в 20 ниток. Бочонок делают из куска трубы длиной от 15 до 50 мм. На его обоих концах нарезается по 5 ниток резьбы.


Стальной самодельный сгон

Процесс изготовления переходника:

  • От трубы отрезается заготовка нужной длины.
  • Деталь зажимается в тисках, чтобы был удобный подход к одному из ее концов.
  • С наружной части заготовки снимается фаска под углом 45 градусов для облегчения насадки инструмента. На обработанное место наносится немного любой смазки.
  • Плашка с аккуратностью наживляется на зачищенный конец. При этом следят, чтобы не было перекоса.
  • Прилагая прижимное усилие, постепенно наворачивают плашку на трубу. Когда зубцы инструмента схватятся за резьбу, его ход станет легче и прижимать станок к трубе не понадобится.
  • Делается заданное количество витков и прогон выполняют в обратном направлении, чтобы освободить плашку.
  • Со свеженарезанной резьбы тряпкой удаляется стружка и при необходимости прогон повторяется.
  • Деталь переворачивают в тисках и приступают к нарезке резьбы по описанной технологии на другом ее конце.


Бочонок из куска стальной трубы Рассмотрим, как врезаться в трубу без сварки пошагово, с помощью резьбового соединения. И самым трудным этапом врезки в водопровод считается подготовка магистрали. На нужном участке вырезается кусок трубы. Его размеры определяют опытным путем. Собирают начерно все части переходника (сгон, кран или тройник, бочонок) без муфт и измеряют его длину. Просветы между фитингами и трубой должны быть не больше 5 мм.

Далее нужно нарезать резьбу на концах обрезанной магистрали. И тут без помощника не справится. Один должен ухватиться газовым ключом за трубу и крепко удерживать ее в неподвижном положении. При необходимости одновременно оттягивая ее от стены. Другой в это время проводит все манипуляции с плашкой, нарезая на обоих концах трубопровода по 5 витков.

После этого начисто собирают переходник. При этом все резьбы смазываются специальной пастой и на них наматывается либо льняное волокно, либо ФУМ-лента. В кран или тройник с одного конца вкручивается бочонок. С другой стороны – сгон со стороны короткой резьбы. На длинную резьбу сгона до упора наворачивается контргайка, а затем соединительная муфта.


Сгон для резьбового соединения стальных труб

Переходят к магистрали и на одном из подготовленных концов проделываются все манипуляции с подмоткой, а затем также навинчивается еще одна соединительная муфта до самого упора. В нее вкручивается собранная вставка со стороны бочонка. При этом нужно следить за положением крана или тройника. Чтобы он смотрел в нужную сторону, когда будет поджиматься последний виток резьбы.

Далее переходят к другому концу магистрали и наматывают на него лен. Выравнивают трубу с переходником по одному уровню и сгоняют с последнего муфту, накручивая ее на магистраль до упора. Затем муфта поджимается контргайкой.

Ввиду того, что этом участке сгона подмотка не попадает в ход резьбы, ее просто наматывают толстым слоем между муфтой и гайкой. Герметизации можно добиться только путем сильного сдавливания волокна гайкой. Поэтому после полного поджима с применением максимального усилия, между муфтой и контргайкой должен оставаться зазор не более 1 мм, заполненный уплотненной подмоткой.


Намотка ФУМ-ленты на резьбу

Установка специальных хомутов

При этом способе не понадобится даже изготовление резьбы на концах магистрали. Используется специальный хомут для врезки в стальную трубу без сварки. Он представляет собой два полых фланца из прочного металла, которые стягиваются в одну конструкцию шпильками или болтами. Поэтому с каждой стороны половинки есть соединительные выступы с отверстиями. Среди профессионалов такой хомут называют обжимным или седелкой.

Процесс соединения двух труб с помощью хомута:

  • На срезах не нужно делать фаски. Достаточно только избавиться от заусениц.
  • На одной из труб монтируется хомут. При этом соединения фланцев только немного наживляют.
  • Концы труб совмещают вместе и сверху накладывают резиновую прокладку таким образом, чтобы она полностью закрывала соединение и выступала за линию среза не менее, чем на 10 мм в обе стороны.
  • Хомут надвигают на прокладку и жестко фиксируют на месте болтами.


Обжимной хомут для водопровода Таким образом на магистраль можно смонтировать любую вставку, если использовать простой обжимной хомут, без муфты для отвода. Только для этого понадобится два хомута. Например, собирается конструкция либо с тройником, либо с запорным вентилем. Только вместо сгона и бочонка используются одинаковые куски трубы с короткой резьбой лишь на одном конце.

Стягивать соединительные болты седелки нужно равномерно и без чрезмерного усилия на завершающем этапе. Чтобы не повредить узлы хомута. Поэтому гайки нужно закручивать попарно. Диаметрально расположенные друг против друга.

Существует особый хомут, с помощью которого можно провести врезку отвода от трубопровода. На одной из его половинок расположена муфта для вкручивания гибкой подводки либо запорного крана. Для этого в нужном месте магистрали высверливается отверстие. Половинки хомута совмещаются вместе так, чтобы оно совпало с муфтой. Конструкция надежно фиксируется и в нее закручивается или гибкий патрубок со специальной резьбой на конце или запорный кран. А уже от последнего ведут новый отвод.


Обжимной хомут с муфтой для отвода

Использование муфтового соединения

Для наращивания трубопровода прямыми сегментам применяется специальная обжимная арматура. Ее цанги или компрессионные фитинги имеют кольца, которые при монтаже намертво прессуются. Такая конструкция удобна тем, что позволяет соединять вместе трубы разного диаметра. Широко применяется для перехода от стальной магистрали на пластиковую.

Соединение выполняют в следующей последовательности:

  • Подготавливают трубы, обрезая их строго под прямым углом, и убирают все заусеницы.
  • На стык прикладывается муфта для разметки. Ее центральная часть должна четко совпадать с линией соединения.
  • На трубах делают риски, ориентируясь на концы муфты.
  • Внутреннюю полость муфты заполняют герметиком.
  • Концы труб до отметок также обрабатывают тем же составом.
  • В муфту сначала заглубляют торец первой трубы до отметки. Затем с другой стороны проводятся такие же манипуляции с другой трубой.
  • Заготовки выравниваются по оси.

Для такого соединения широко применяют муфту Гебо. Конструкция компрессионного фитинга имеет прижимные и уплотняющие кольца. А для ее монтажа не требуется никакого специального инструмента.

Видео продемонстрирует, как врезаться в металлическую трубу отопления без сварки:

Врезка в полипропиленовую магистраль

Как правило, весь монтаж пластикового трубопровода выполняется методом спаивания соединений специальным электрическим оборудованием. Но если доступа к такой аппаратуре нет, то для изготовления отводов от главной магистрали можно применить другой способ. Врезка в полипропиленовую трубу без пайки выполняется при помощи специальной обжимной арматуры.

Установка патрубка

В строительных магазинах продается приспособление, которое позволяет отвести от главной трубы большого диаметра линию с меньшим. И при этом не требуются никакие специальные инструменты. Арматура представляет собой, как бы дополнительную стенку трубы внутри покрытую резиной, от которой отходит небольшой патрубок. Необходимо только правильно подбирать фланец, чтобы он подходил под сечение трубопровода.

Монтаж предельно прост. На внутреннюю поверхность широкой части арматуры наносится силиконовый герметик. Затем она прикладывается в нужном месте к магистрали. Далее приспособление намертво фиксируется на трубе при помощи двух встроенных креплений. Нужно только не перестараться с затяжкой, чтобы они полностью не выдавили герметик.

Через отходящий от арматуры патрубок, электродрелью высверливается отверстие в магистрали. Затем внутренние стенки патрубка также обмазываются герметиком и в него заглубляется труба, подходящего диаметра. На конце патрубка также есть встроенный хомут, которым соединение надежно фиксируется.

Адаптер (седелка)

Бывают ситуации, когда перекрыть подачу воды в магистрали не представляется возможным. И врезку приходится выполнять под напором. Рассмотрим, как врезаться в полипропиленовую трубу, используя специальный адаптер.

Весь процесс монтажа, практически, повторяет предыдущий. Различие только в конструкции адаптера. Он представляет собой обжимной хомут, который на одной из половинок имеет муфту с нарезанной внутренней резьбой. В нее на завершающем этапе установки сразу же вкручивается запорный кран.

Некоторые конструкции имеют встроенную фрезу и клапан. Эта особенность позволяет врезаться в водопровод под давлением до 16 бар. При этом, если использовать муфтовую сварку, то конструкция становиться неразъемной и ее эксплуатационный срок увеличивается до 50 лет.


Седелка для пластиковой трубы

Соединение асбоцементных труб

Врезка в полипропиленовую трубу считается самой легкой операцией. Другое дело работа с магистралью из асбоцементных труб. При их изготовлении портландцемент перемешивают с асбестовыми волокнами в пропорции 4 к 1. Получается достаточно прочная конструкция, но при этом хрупкая. Поэтому работать с такими трубами необходимо очень аккуратно.

Технология выполнения врезки аналогична, как и при работе со стальной магистралью. В трубы с рабочим давлением до 3 бар врезаются при помощи асбестоцементных двубортных муфт с резиновым уплотнением. Если давление превышает эту величину, то применяют муфты Жибо.

Это специальные разборные фитинги. Они укомплектованы фланцами и чугунными втулками. А также уплотнительными резиновыми кольцами. Последние и играют главную роль при герметизации соединения. А сама конструкция чаще всего выполняет переход либо на стальной трубопровод, либо на пластиковый.

Сильные стороны седелки

Конструкционно любой адаптер представляет собой тройник. Существует отдельный элемент, как для пластикового трубопровода, так и для стального. Первый монтируется в систему методом пайки. Для установки второго применяют резьбовое соединение.


Металлический врезной хомут Врезка тройника (адаптера) в полипропиленовую трубу, а также и в металлическую не требует ни использования сварки, ни нарезание резьбы. Достаточно приложить седелку к нужному месту на трубопроводе и надежно зафиксировать ее крепежом. Остается только высверлить отверстие в главной трубе и вести отвод уже от адаптера.

Седелка выпускается двух видов. Первая представляет собой обычную накладку. Она крепиться на трубе с помощью специальных хомутов. И применяют ее исключительно для пластикового водопровода.

Вторую изготавливают в виде обжимного хомута. Она считается универсальной, поскольку подходит для трубопровода из любого материала. А кроме водопроводной системы, такой адаптер используется и на газовой, и даже на канализационной магистрали.

Подходит для трубопровода с рабочим давлением не более 10 атмосфер. Адаптирована к любому носителю, у которого температура не превышает + 40 °C. Если применять вспомогательные элементы, то возможен монтаж на трубы большего диаметра.


Универсальная седелка для трубы из любого материала

Сильные стороны седелки:

  • Муфта монтируется на трубу даже при максимально стесненных условиях. Например, в шахтах или канализационных коллекторах.
  • Устройство позволяет не останавливать подачу воды в системе и проводить врезку под напором.
  • Достаточно низкая цена. Причем и она окупается, практически, после первого запуска системы в работу.

Седелку по праву считают универсальной муфтой. Ведь для ее простейшего монтажа не требуются ни специальные инструменты, ни дорогостоящее оборудование. А исполнителю достаточно иметь стандартный набор инструментов и базовый навык в сантехнических работах.

Некоторые проблемы

В первую очередь необходимо сказать о запретах и наказаниях. Владелец квартиры, внутри своего жилья, может делать любую перепланировку (имеется в виду водопровод или отопление). Ему позволено делать любые отводы от основной магистрали по своим нуждам и желаниям. Но только после приборов учета ресурсов.


Сантехнические работы

А к трубе общего пользования даже запрещено подходить. Независимо от того, пластиковая она, чугунная или стальная. Работать с трубопроводом центрального водоснабжения имеют право только аттестованные специалисты, да и то, только с ведома горводоканала. Самовольная врезка в трубу общего пользования грозит большими неприятностями.

Поэтому, в случае чрезвычайной нужды, когда позарез требуется сделать новый отвод от центральной трубы к своему жилью, легче всего будет обратиться в курирующую организацию. Написать заявление с перечислением своих нужд и заплатить по прейскуранту. Контора направит мастеров, которые все сделают на профессиональном уровне.

Кто-то может сказать, что может пройти слишком много времени, пока колесо завертится и будут результаты. Но при желании все сделать самостоятельно и быстро, ускорить процесс вряд ли получится. Возможно он вообще затянется на неопределенный срок.


Сантехническая бригада на выезде

Необходимые шаги для получения разрешения для самостоятельных работ с центральным водопроводом:

  1. Поход в горводоканал и подача заявления.
  2. Предоставление всех необходимых документов на владение жильем.
  3. Письменное обоснование цели врезки с указанием точного места и техническими характеристиками будущего отвода.
  4. Поход в СЭС, если горводоканал дал разрешение.
  5. Далее со всеми визами в проектную организацию.
  6. После составления проекта, его нужно зарегистрировать.
  7. А потом составляется смета всех работ и дается реальное разрешение на трудовую деятельность.

Уже навскидку времени на все потребуется гораздо больше. И скорее всего такой подход дороже обойдется. Поэтому лучше набраться терпения и действовать по официальным каналам. А не наживать себе неприятностей, занимаясь самоуправством.

Видео покажет, как врезать тройник или кран в полипропиленовую трубу без пайки:

В ситуации, когда нужно сделать новый отвод от главной трубы водоснабжения, не всегда нужна сварка или пайка. Проблему можно решить другими методами. Например, врезаться в стальной трубопровод при помощи резьбового соединения.

Но существует универсальный способ, подходящий для работы с магистралью из любого материала. Применение специального адаптера (седелки) упростит весь процесс врезки и позволит решить задачу с отводом в кратчайшие сроки. Причем устройство и его монтаж настолько простейшие, что с работой справится любой домашний мастер.

Читайте также: