Как выглядит металлический катализатор

Обновлено: 19.05.2024

Что такое металлический катализатор?

Каталитический нейтрализатор – это один из основных блоков выхлопной системы транспортного средства. Это устройство отвечает за полноценное и тщательное очищение отработанных газов с их безопасным выведением в атмосферу. Если деталь исправна, она не просто очищает выхлоп, а избавляет его от токсичных составляющих, которые способны навредить человечеству. Поэтому важно тщательно выбирать транспортное средство с качественны устройством, очищающим выхлоп. Как известно, автомобильные катализаторы бывают металлическими и керамическими.

Оглавление

В этом случае можно сказать, что керамика не является надежным материалом. Она быстро крошится под воздействием различных внешних факторов. Получается, что металлический катализатор – это более надежный выбор.

Как устроен металлический катализатор

Металлическое устройство имеет форму цилиндра. Корпус изготовлен из прочного материала, защищающего от повреждения детали и деформации. Внутри корпуса размещается металлическая матрица, которая имеет множество камер в виде шахматной доски.

Основная особенность катализатора – это не только металлическая основа, но и совершенно уникальное покрытие, обеспечивающее ускоренную очистку выхлопа и качественное выполнение процедуры. Для покрытия используются ценные металлы, среди которых: платина, палладий, золото, медь, родий. Эти компоненты становятся тем самым фактором, который определяет высокую цену детали. Ценные металлы, которые есть в каталитическом покрытии, делают так, что даже после поломки можно продать металлический катализатор и получить определенную выгоду.

Преимущества

Если учесть, что изделия с металлической основой стоят дороже керамических, то сложно представить, что есть какие-то преимущества, которые могут окупить такую цену. Однако они есть.

Преимущества металлического катализатора:

  • Стойкость к проблемам с системой зажигания;
  • Стойкость к резким перепадам температур и влаге;
  • Минимальная уязвимость при механических повреждениях;
  • Продолжительный срок эксплуатации без препятствий.

Керамические катализаторы уступают металлическим по всем пунктам. При том, что у устройства есть много положительных свойств. Каждый автовладелец должен помнить, что только при правильной и грамотной эксплуатации можно сохранить работоспособность элементов авто. Это означает, что требуется пользоваться только качественными расходниками и заправлять хорошим топливом.

От чего в нейтрализаторе возникают неполадки

Ресурс любого устройства ограничен, поэтому рано или поздно он будет исчерпан. В этом случае катализатор из металла не является исключением. Изделие, подверженное постоянной эксплуатации при несоблюдении ее норм, обречено на поломку. Обычно катализатор выходит из строя по множеству причин:

  • Задержки при запуске двигателя;
  • Повышенный расход топлива;
  • Резкая потеря тяги при больших оборотах;
  • Возникновение в выхлопной системе звуков, которых ранее не было.

Если обнаружены такие проблемы, то это свидетельствует о том, что катализатор пришел в негодность. Устройство не ремонтопригодно, поэтому его нужно заменять на новый компонент, который довольно дорогой. Новый блок стоит от 130 тыс. руб.

Металлический катализатор сломан: что с ним делать?

Если нейтрализатор вышел из строя, то его можно заменить на новое устройство. В этом случае на СТО специалисты предлагают решить проблему одним из нескольких способов:

  • Попробовать очистить катализатор посредством специальных веществ. Эта процедура применима исключительно при незначительных загрязнениях. На практике ее применяют намного реже всех остальных.
  • Установить новый оригинальный блок катализатора или его универсальный аналог. В этом случае нет существенной разницы. Оригинальная деталь обходится в разы дороже универсальной, а эффект от работы обеих одинаков.
  • Установить «обманку» в виде пламегасителя. Этот способ выбирают многие автомобилисты, так как это наиболее дешевое решение. Но такое устройство не очищает выхлоп, а только подавляет шум и служит имитацией нейтрализатора для ЭБУ автомобиля.

А что делать с отслужившей деталью? Есть выход – можно сдать отработанный катализатор в точку приема вторсырья. Это предложение довольно выгодное, так как позволяет частично покрыть расходы на замену. Стоимость отслуживших блоков высокая, так как в них присутствуют драгоценные металлы.

Например, катализаторы отечественного производства позволяют выручить более 5 тыс. руб. за 1 кг сырья, а при сдаче иностранных блоков прибыль будет более высокая – до 30 тыс. руб. за 1 кг.

На стоимость влияет несколько факторов:

  • Степень загрязненности;
  • Отсутствие механических повреждений;
  • Страна производства;
  • Год выпуска;
  • Износ;
  • Продолжительность эксплуатации и прочие.

Главным приоритетом при оценке становится основа катализатора. Изделия из металла ценятся дороже, поэтому их охотно принимают в пунктах прием вторсырья.

Состав автомобильного катализатора

Состав автомобильного катализатора

Катализатор или каталитический нейтрализатор – это специальное приспособление, вмонтированное в выхлопную систему, оно используется для минимизации выбросов в атмосферу токсичных веществ посредством восстановления оксидов азота до кислорода и азота, дожига углеводородов и угарного газа. В химической промышленности катализатор – это компонент, который вызывает либо значительно ускоряет реакцию других веществ, но сам не расходуется. Подобными элементами стали никель, медь, золото, родий, палладий, хром, большинство редких и драгоценных металлов. Автомобильный катализатор с металлом в составе работает по аналогичному принципу: каталитический компонент способствует ускоренной химической реакции. Он обычно размещается за приемной трубой.

Особенности

В выхлопных газах присутствует несколько веществ, которые оказываются безвредными: азот, вода и углекислый газ. Но при функционировании мотора происходит выделение и других веществ, которые являются чрезвычайно токсичными, канцерогенными, несут определенный вред для человека: оксиды азота, углеводороды, окись углерода.

Каталитические нейтрализаторы являются трехкомпонентными, то есть в них есть три преобразователя, по одному на вещество, подлежащее снижению. Элемент изготовлен в виде корпуса из нержавейки, внутри которого размещена керамическая или металлическая структура в формате сот. Элементы покрыты каталитическими веществами, в качестве которых традиционно выступают родий, палладий и платина.

Сильнее распространена конструкция из керамики, что объясняется ее более низкой ценой при производстве, но она достаточно хрупкая. При любых ударах соты трескаются и осыпаются, превращаясь в мельчайшую пыль.

Разновидности

Катализаторы могут работать за счет двух типов процессов: окислительного и восстанавливающего.

Восстанавливающий базируется на использовании родия и платины для уменьшения содержания оксидов азота в выхлопе. При встрече молекул оксида или двуокиси азота с катализатором от нее отделяется азот, высвобождается кислород. Атомы азота объединяются между собой, формируя газообразное соединение N2.

В оксидном нейтрализаторе снижается объем недогоревшего топлива CH и окиси углерода посредством их окисления под воздействием палладия и платины. Этот компонент помогает оксиду углерода прореагировать с несгоревшим кислородом, при этом формируется углекислый газ. Реакции вызывают окисление или восстановление компонентов в безопасные соединения: воду, углекислый газ и азот.

В дизельных автомобилях катализаторы недостаточно справляются с выбросами оксида азота. Это связано с пониженными температурами работы таких моторов, а для преобразователей нужна определенная температура. Решение проблемы было придумано учеными: в новой системе выхлопа впрыскивается водный раствор мочевины в выхлопную трубу еще до преобразователя, куда потом подаются газы. В результате химической реакции снижается объем оксидов азота на 90% и более.

Причины выхода катализатора из строя

Состав катализатора автомобильного изучен, теперь можно определить причины, по которым он может выйти из строя.

Если речь идет о керамическом катализаторе, то он может выйти из строя в результате:

  • Удара, например, о камень. Для повреждения керамических сот иногда достаточно небольшого удара.
  • Попадание воды на разогретый катализатор, например, если на прогретой машине заехать в лужу. Это может стать причиной того, что соты рассыпятся.
  • Неисправность в системе зажигания. Если не происходит воспламенения при пуске мотора, то топливо может попасть в приемную трубу, а потом в катализатор. В результате этого бензин взрывается в катализаторе. Из-за многократных пропусков зажигания нейтрализаторы быстро разрушаются и оплавляются.

Есть несколько причин, которые для всех типов катализаторов вне зависимости от состава способны стать разрушающими:

  • Бензин низкого качества или этилированный;
  • Проникновение частиц и паров несгоревшего масла стремительно забивает соты;
  • Проникновение в катализатор антифриза и сторонних жидкостей, которые могут использоваться для промывки топливной системы;
  • Переобогащенная топливно-воздушная смесь, которая покрывает катализатор сажей, что приводит к его забиванию;
  • Длительная работа мотора на холостом ходу, езда в пробках, постоянные прогревы и автозапуски.

Признаки неисправного катализатора

Уже известно, что входит в состав автомобильного катализатора, поэтому можно разобраться с вопросами, которые касаются неисправностей этого узла. Есть несколько признаков, по которым владелец может заключить, что компонент неисправен:

  • Автомобиль начинает «тупить», падают динамические характеристики, авто перестает «тянуть», на холостом ходу плавают обороты, мотор может не разгоняться выше определенных оборотов, катализатор иногда раскаляется, кожух оплавляется.
  • Мотор работает жестко и громко, так как выхлопных газов слишком много.
  • В районе катализатора отмечается характерное дребезжание и звон.
  • В случае перегазовки из выхлопа сыплется крупа или пыль бело-серого цвета – частицы нейтрализатора.

Каталитические нейтрализаторы нельзя отремонтировать, а требуется только заменять на подходящую модель. Можно установить вместо катализатора пламегаситель, но это приведет к ухудшению норм экологичности и невозможности выехать ни в одну европейскую страну.

Есть несколько причин, по которым рекомендуется установить универсальный катализатор:

  • Если возраст автомобиля менее 5-10 лет;
  • Если не хочется загрязнять атмосферу;
  • Если в планах выезд за границу;
  • Если техосмотр проходится самостоятельно;
  • Если двигатель без катализатора работает хуже.

В остальных случаях предпочтительнее недорогой вариант с пламегасителем, обманка и перепрошивка ЭБУ.

Современный катализатор автомобильный с драгметаллами в составе служит от 100-150 тыс. км (если установлен близко в ДВС) до 250 тыс. км (если вмонтирован после «паука»). Катализатор может прослужить и 500 тыс. км, но это касается старых автомобилей, выпущенных в девяностых годах прошлого века. Это связано с тем, что ранее использовали более прочную и толстую керамику.

Мифы вокруг катализаторов

Существует мнение, что катализатор способен навредить мотору, когда начинает разваливаться, так как его частицы проникают внутрь, приводят к абразивному износу. Подсос мелкодисперсной пыли в мотор не происходит, так как выпускные клапаны постоянно закрыты на стадии выпуска, когда давление в системе выхлопа выше, чем в камере сгорания. Именно поэтому пыль просто не способна проникнуть в камеру сгорания, повредить там что-то.

Катализатор разрушается постепенно, а его частицы будут вылетать в атмосферу, что вредит людям и экологии, так как микрочастицы пыли проникают везде. При попадании в легкие человека они там остаются навсегда, что постепенно приводит к силикозу, рубцеванию и разрушению легочных тканей. Именно поэтому при признаках повреждения нейтрализатора требуется удалять его, заменять на пламегаситель или новый катализатор.

При разогреве мотора катализатор не включается в работу, а чтобы прогреть его быстрее бортовой компьютер старается сильнее обогатить топливную смесь. Это приводит к тому, что атмосфера загрязняется еще сильнее, чем при отсутствии нейтрализатора вовсе.

Если мотор с инжекторным впрыском рассчитан правильно, имеет широкополосную лямбду, либо это мотор с непосредственным впрыском, то катализатор ему не требуется. В их выхлопах в обычном рабочем режиме нет ничего лишнего, так и при прогреве. За исключением режима прогрева самого нейтрализатора. Совершенно бесполезен этот компонент для ДВС с непосредственным впрыском, так как его режим работы предполагает практически постоянное обеднение смеси, что минимизирует вредные выбросы.

Выводы

Получается, что автомобильный катализатор со всем, что входит в его состав, полезен при работе карбюраторных моторов с постоянно богатой смесью, но для современных двигателей, в которых точно регулируется смесь до десятых долей процентов, оснащенных высокоточными форсунками и непосредственным впрыском использование катализаторов становится только условием для получения сертификата Евро.

Что такое металлический катализатор

Что такое металлический катализатор

Каталитический конвертер является основой системы вывода выхлопных газов. Благодаря этому устройству происходит тщательное очищение отработанных газов и безопасное выведение их в атмосферу. Исправная деталь не просто очищает, а освобождает выхлоп от токсичных составляющих, которые могут нанести непоправимый вред человечеству. Конечно же, данное утверждение имеет утрированный характер, но если каждый автомобиль начнёт свою работу без наличия каталитического конвертера, окружающая среда достаточно быстро погрузится в невообразимый смог, а человечество окажется на грани катастрофы.

Именно поэтому следует ответственно подходить к вопросу выбора транспортного средства с качественным устройством по очистке выхлопа. Как известно, существует несколько видов автомобильных катализаторов:

В данном случае стоит отметить, что керамика не столь надёжный материал. Она быстро поддаётся крошению и воздействию различных внешних факторов. Таким образом, более надёжным выбором станет именно металлический катализатор.

Строение металлического катализатора

Строение металлического устройства имеет цилиндрическую форму. Корпус выполнен из достаточно прочного металла, что предотвращает деформацию и повреждение детали. Внутри корпуса находится металлическая матрица, строение многочисленных камер которой напоминает шахматную доску.

Главной особенностью катализатора является не только его металлическая основа, но и уникальное покрытие, отвечающее за ускорение процесса очистки и её качество. Это покрытие создано из сплава ценных металлов, таких как:

  • Золото;
  • Платина;
  • Мель;
  • Палладий;
  • Родий и т.д.

Именно эти элементы являются тем самым фактором, который определяет высокую стоимость изделия. Благодаря ценным металлам в содержании каталитического покрытия даже после поломки устройства вы всегда сможете выгодно продать металлический катализатор в Москве. Тем более, для этого представлены очень выгодные условия.

Преимущества металлического катализатора

Учитывая, что изделие с основой из металла стоит значительно дороже керамического, достаточно трудно представить, что у него есть много преимуществ, которые смогли бы окупить эту стоимость. Тем не менее, они существуют.

  • Устойчивость к проблемам с системой зажигания;
  • Устойчивость к влаге и резким перепадам температуры;
  • Низкая уязвимость при механических повреждениях;
  • Длительный срок беспрерывной эксплуатации.

Керамический собрат практически по всем пунктам очень уступает изделию из металла. Несмотря на множество положительных свойств устройства, каждому автолюбителю стоит помнить, что только правильная и грамотная эксплуатация способна сохранить работоспособность всех элементов автомобиля. А это значит, в первую очередь, что необходимо использовать исключительно качественное топливо и расходные материалы.

Причины неполадок в автомобильном нейтрализаторе

Рано или поздно любое устройство может исчерпать свои ресурсы. В данном случае каталитический конвертер из металла не исключение. Изделие, которое подвергается постоянной эксплуатации с нарушением её норм, обречено на поломку. Чаще всего причинами выхода из строя катализатора являются:

  • Длительные задержки при запуске двигателя;
  • Значительное увеличение расхода топливного материала;
  • Резкие спады тяги при больших оборотах;
  • Появление ранее отсутствующих звуковых эффектов в выхлопной системе.

Если проблемы были обнаружены – это означает, что каталитический нейтрализатор пришёл в негодность. Так как устройство не подлежит ремонту, его необходимо сменить на новую деталь, которая, к слову, стоит не дёшево. Примерная стоимость нового устройства составляет около 135.000 рублей.

Что делать с поломанным металлическим катализатором?

Вышедший из строя нейтрализатор можно с лёгкостью заменить новым устройством. В данном случае специалисты СТО предлагают несколько вариантов решения проблемы:

  • Попробовать очистить катализатор специальными веществами. Данная процедура может быть применена только в случае незначительного загрязнения детали. На практике она применяется реже остальных.
  • Установить новый оригинальный катализатор или его аналог – «универсальный». В данном случае разницы существенной совершенно нет. Стоит оригинальная деталь в разы дороже универсальной, а эффект от работы обеих не имеет различий.
  • Установить «обманку» — пламегаситель. Часто именно этим способом пользуются многие автолюбители, ведь это намного дешевле. Но данное устройство не обеспечивает очищение выхлопных газов, а лишь способствует подавлению шума и выступает имитацией катализатора для системы автомобиля.

Но что же делать со старой деталью? Выход есть – сдать металлический катализатор в Москве в точку приёма вторсырья. Это выгодное предложение, которое сможет покрыть часть затрат на замену. Отработанные катализаторы имеют высокую стоимость из-за наличия в них ценных металлов: золота, меди, палладия, платины, родия и т.д.

Например, за катализатор отечественного производства можно выручить порядка пяти тысяч рублей за килограмм сырья, а вот иностранный аналог будет стоить дороже. За один килограмм зарубежного катализатора продавец имеет возможность получить до 30 тыс. рублей за аналогичный вес.

Стоимость зависит от нескольких факторов:

  • Отсутствия механических повреждений;
  • Степени загрязнённости;
  • Страны производителя;
  • Года выпуска;
  • Степени износа;
  • Длительности эксплуатации и т.д.

Но самым главным приоритетом будет все же основа катализатора. Металлические изделия имеют большую ценность и охотно принимаются в пунктах приёма вторсырья.

Вы можете в любое время обратиться в нашу компанию для продажи сломанного устройства. Мы осуществляем приём металлических катализаторов в Москве на самых выгодных условиях.

Какой катализатор лучше керамический или металлический

Какой катализатор лучше керамический или металлический

Сотни миллионов автомобилей, ежедневно бороздящих бесчисленные дороги, уже около ста лет существенно облегчают жизнь людям. Однако обратной стороной такой помощи является их конструктивная особенность. А именно наличие у подавляющего большинства авто двигателей двух основных типов:

  • ДВС (двигатель внутреннего сгорания);
  • дизель.

Оба варианта двигательной установки в результате своей деятельности вырабатывают токсичные компоненты, содержащиеся в отработанных выхлопных газах. Вредные составляющие попадают в атмосферу, постепенно нанося ей непоправимый урон.

В качестве борьбы с данной актуальной проблемой был создан специальный фильтр — каталитический нейтрализатор или просто катализатор. Агрегат монтируется сразу за выхлопным коллектором до резонатора в каждый современный автомобиль. Это требования целого ряда государств, по соответствию ТС нормам Евро.

Разберем детальнее конструктивные особенности данного фильтра. Прежде всего, стоит сразу отметить, что все катализатора делятся на две основные группы: керамические и металлические. Принцип работы у изделий одинаковый, но конструкции и материал изготовления — отличаются.

Так какой катализатор лучше керамический или металлический? Для ответа на этот вопрос ознакомимся для начала с общими конструктивными особенностями каталитического фильтра.

Итак. Каталитический нейтрализатор — это особенная деталь в конструкции авто, которая непосредственного участия в движении ТС не принимает, но самым кардинальным образом влияет на состав выхлопных газов, попадающих в атмосферу Земли.

Именно функциональной задачей и обуславливается место расположения катализатора под днищем авто. А это в свою очередь, учитывая агрессивность месторасположения, заставило конструкторов создать прочный стальной внешний корпус (защитный кожух) катализатора. Это необходимо для защиты внутренних компонентов детали от внешних воздействий во время быстрой или неаккуратной езды.

В корпус вмонтированы два патрубка — входной и выходной, в которые, в свою очередь, встроены специальные датчики. Это лямбда-зонды, основная задача которых заключается в контроле качества очистки отработанных углеводородов, попадающих внутрь катализатора из камеры сгорания двигателя. На этом конструктивная общность металлических и каталитических нейтрализаторов заканчивается. Далее разберем каждый вариант отдельно.

Название катализатора говорит о том, что основной компонент детали — внутренний наполнитель — изготавливается из огнеупорной керамики. Как правило, при изготовлении монолита используется карбид кремния или экструдированный магниево-алюминиевый силикат.

Структура монолита — мелкоячеистая матрица с множеством мелких сквозных ячеек, каналов, через которые свободно пропускаются выхлопы. Общее количество таких полых ячеек может достигать 8000. Необходимость подобной конструкции связана с задачей достижения максимальной площади ячеек.

На поверхность монолита наносится особый слой (каталитический) из металлов-платиноидов, выступающих в роли катализаторов — ускорителей химической реакции разложения токсичных составляющих выхлопов. Толщина стенок керамических ячеек варьируется от 0,05 до 0,1 мм.

Перед тем, как происходит напыление каталитического слоя, предварительно наносится активирующий слой, содержащий силикаты, оксиды магния и алюминия.

Преимуществом керамического катализатора, помимо выполнения им основной задачи по очистке выхлопов, является более низкая стоимость по сравнению с металлическими собратьями.

Но есть и существенные недостатки такого фильтра, среди которых следует выделить следующие:

  • более короткий ресурс детали, ограничивающийся 120-150 тыс. км автопробега, который еще больше сокращается при некачественном топливе;
  • хрупкость монолита: удары во время движения или попадание холодной воды на раскаленную поверхность кожуха могут привести к разрушению керамических сот.

Вторая группа каталитических нейтрализаторов с металлическим монолитом отличается от керамических фильтров материалом изготовления монолита. Стальные листы сворачиваются особым спиралевидным образом, также образую матричную структуру со сквозными ячейками.

Материалом изготовления внешнего кожуха такого катализатора является коррозионностойкая сталь. Это минимизирует процесс образования ржавчины, появляющейся из-за влаги, которая, в свою очередь, появляется как результат превращения вредных составляющих выхлопов в нейтральные соединения.

Хромо-никелевая сталь внешнего корпуса катализатора чрезвычайно устойчива к кислотной среде и высоким температурам. Все это в совокупности увеличивает срок службы катализатора с металлическим наполнителем на 3-5 лет, что равно почти двукратному росту.

В качестве материала монолит выступает тонкая фольга (толщина 0,05 мм) в составе которой иттрий и гафний. Они увеличивают электропроводимость металлических листов, а также делают их более прочными. Монолит припаивается к внешнему корпусу катализатора. Поверхность монолита также покрывается каталитическим слоем, как и в случае с керамическим катализатором.

Важным достоинством таких катализаторов является повышенная стойкость к внешним воздействиям, а также высокая устойчивость к высоким температурам, меньшее влияние на расход топлива и увеличенный период качественного функционирования.

Единственное, что выделяется у катализатора как недостатки — это высокая стоимость фильтра и более сложное устройство.

Когда срок эксплуатации катализатора подходит к концу, то это сразу сказывается на работе всей двигательной установки. Скоростные динамические характеристики заметно ухудшаются, двигатель все чаще глохнет на холостом ходу. Иногда под днищем слышен грохот во время движения.

Если наблюдаются подобные симптомы, значит, пришло время продать катализаторы дорого. Почему дорого? Потому что в состав каталитического слоя входят металлы платиновой группы: платина, палладий, иридий, родий. Цена таких металлов гораздо выше цены золота за сопоставимый объем.

Узнав об этом, многие загораются желанием узнать о том, сколько платины в катализаторе автомобиля. Стоит сразу разочаровать любителей легкой наживы. Во-первых, извлечь металлы из каталитического слоя без соответствующего дорогостоящего оборудования невозможно. А во-вторых, количество той же платины измеряется десятыми и сотыми долями грамма.

Именно поэтому утилизировать катализаторы бу лучше в специализированных компаниях, например, такая, как наша. Мы сможем принять и объективно оценить любой катализатора автомобильный. Драгметаллы, цена которых формируется с учетом биржевых котировок, позволят получить вам существенный размер денежного вознаграждения. Его можно использовать как первый взнос для покупки нового катализатора.

Читайте также: