Как затянуть металлический хомут

Обновлено: 04.10.2024

Ленточный хомут – металлический или пластиковый крепёж, предназначенный для надёжного соединения трубных систем или их крепления к стенам. Такие изделия имеют разные зажимные механизмы и размеры.



Особенности

Ленточные хомуты предназначены для фиксации на поверхностях, расположенных по горизонтали или вертикали. У таких изделий в качестве стягивающей основы используется металлическая или пластиковая лента, обеспечивающая больший обхват площади по сравнению с проволочными видами.

Эти хомуты производятся по ГОСТу 28191-89.

Конструкция изделия включает в себя зубчатую ленту и болт, предназначенный для затягивания хомута до нужных размеров. Простое устройство обуславливает надёжность крепежа.



Благодаря особым эксплуатационным качествам и техническим характеристикам изделия из нержавеющей или оцинкованной стали пользуются большим спросом. Их основные достоинства:

  • простой и быстрый монтаж – работа не потребует специальных знаний и навыков от мастера;
  • надёжность – действие механизма базируется на принципе распорного соединения, за счёт чего риски раскрытия или деформации крепежа исключены;
  • компактность – ленточные хомуты имеют небольшие размеры, благодаря чему они подойдут для применения в условиях ограниченного пространства;
  • широкий диапазон рабочих температур (- 45… +120 градусов);
  • стойкость к ультрафиолетовому излучению;
  • возможность многоразового использования;
  • долговечность.

Металлическая хомутовая лента изготавливается из прочных, но при этом гибких материалов, устойчивых к ржавчине, воздействию щелочей, кислот, высоких температур. Такие хомуты используют только для герметизации стыков и крепления труб, они не подойдут для ремонта прогнивших или повреждённых трубопроводов.



Сферы использования

Ленточные хомуты широко используются для решения бытовых задач и в различных промышленных отраслях. Они применяются:

  • в машиностроении;
  • в сельском хозяйстве;
  • в пищевой и химической промышленности;
  • для фиксации систем отопления;
  • для крепления труб в условиях их повышенной вибрации;
  • в домашнем хозяйстве.



С их помощью осуществляют соединение, фиксацию, герметизацию трубопроводов и гибких шлангов, производят крепление металлических конструкций к опорам линий электропередач.

Такие виды крепежа способны выдержать большие нагрузки.

Металлические изделия не подвержены растяжкам или разрывам. Они обладают высокой стойкостью к различным видам силовых нагрузок благодаря чему справляются с любыми поставленными задачами.

Обзор видов

Металлические хомуты выпускаются в различных типоразмерах. В зависимости от назначения, изделия подразделяются на 2 группы.

  • Обжимные. Представляют собой узкую или широкую ленту, затянутую с одной стороны болтом.



  • Монтажные стальные. Представляют собой крепёж, включающий 2 полукруглые полосы, стянутые по обеим сторонам болтовыми соединениями.



При этом стяжная лента у хомутов может иметь двухсторонние выступы, односторонние выступы на внешнюю сторону с гладкой внутренней поверхностью.

Металлические хомуты с замком-фиксатором имеют зажимной или шариковый механизм. Первый подразумевает фиксацию краёв изделия специальными клещами. Такую стяжку необходимо подбирать в строгом соответствии с габаритами труб. Шариковый механизм относится к универсальным. Для фиксации хомута потребуется вручную затянуть металлическую полоску до требуемых размеров.



Изделия также классифицируются в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Для производства применяются:

  • нержавеющая сталь;
  • оцинкованная сталь;
  • антимагнитная и намагничиваемая нержавейка;
  • пластик.




Пластиковые стяжки бывают одноразовыми, многоразовыми, с несколькими монтажными отверстиями, с маркировочными площадками или усиленными. Последние оснащаются металлическими зубьями. В продаже встречаются пластиковые изделия из полиэтилена и нейлона.

Полиэтилен дёшев, непрочен и быстро выходит из строя.

Нейлоновая стяжка более надёжная и долговечная.

Размеры

Ленточные хомуты имеют стандартные и нестандартные размеры. Самые популярные стяжки:

Изделия с такими стандартными параметрами чаще всего используются в быту. Производители также выпускают стяжки с большим диаметром, однако они редко применяются в домашнем хозяйстве.

Помимо хомутов, в строительных и хозяйственных магазинах можно найти хомутную ленту с замками. Её длина составляет 30 метров. Благодаря такой металлической ленте можно без дополнительных приспособлений изготовить стяжку с нужными размерами своими руками.

Советы по эксплуатации

Установить и затянуть ленточный хомут на трубопроводе или шланге несложно, но при этом важно соблюдать последовательность действий и использовать специальный инструмент для стяжки.

Для установки потребуются:

  • отвёртка;
  • щипцы или клещи для затягивания пластиковых хомутов или стяжек с замком-фиксатором;
  • натяжитель для хомутов.




Первым делом нужно подобрать под диаметр трубы подходящий по размерам хомут. Чтобы ослабить зажим, нужно выкрутить болт отвёрткой (на некоторых моделях вместо болта предусмотрены винты или барашки). Хомут аккуратно растягивают до размеров, немного превышающих диаметр трубы. Крепёж перемещается на место соединения труб. Для плотной натяжки винт закручивается отвёрткой.

Устанавливать ленточные хомуты допускается на любые виды труб: железобетонные, чугунные, стальные, изготовленные из ПВХ. Стяжки не рекомендуется фиксировать на искривлённых участках трубопровода и на крестовых стыках. В этом случае использование хомутов будет неэффективным.

Еще больше о ленточных хомутах расскажет видео ниже.

Виды и правила установки хомутов для шлангов

Хомуты обязательно используют при монтаже сантехнического оборудования. Они необходимы для крепежа и стяжки кабелей, шлангов и труб. На рынке имеется широкий ассортимент стяжек. Их можно приобрести в специализированном магазине или сделать самостоятельно. Алгоритм довольно прост. Его знание поможет предупредить возникновение аварийной ситуации.

Хомуты для шлангов

Хомуты для шлангов

Особенности хомутов

По внешнему виду хомут представляет собой кольцо, оснащенное специальной прокладкой и стяжками.

Популярность элементов из данной категории обусловлена следующими преимуществами:

  • универсальность;
  • легкость монтажа;
  • надежность;
  • долговечность.

Металлический хомут применяют в различных сферах жизнедеятельности: установка и ремонт трубопровода, обслуживание транспортных средств и бытовой техники. Для максимальной эффективности нужно подобрать прочный элемент крепления и осуществить монтаж в полном соответствии с предписанными нормами. При отсутствии необходимых знаний и опыта работать с топливными, обжимными и червячными хомутами должен специалист.

Металлический хомут

Металлический хомут

Классификация

Пружинные хомуты для шлангов бывают нескольких видов. Детали могут быть сделаны из:

При монтаже оборудования нет необходимости применять специальные инструменты. У хомута имеются два зубца, посредством которого увеличивают размеры фиксирующего кольца. Название детали объясняется пружинными свойствами исходного материала. Пружинные зажимы редко внедряют в системах высокого давления.

Чтобы добиться надежной фиксации, используют хомуты червячного типа. Оба конца детали объединяют посредством уникального элемента.


Силовые хомуты используют для фиксации армированных шлангов. В перечне наиболее распространенных присутствуют универсальные зажимные элементы. Они способны функционировать при разных температурных режимах.

Ленты могут иметь:

  • сквозные отверстия – такие изделия делают из резины, чем обусловлена их невысокая прочность;
  • два выступа (отверстия отсутствуют) – они направлены в две разные стороны;
  • выпуклости, расположенные на наружной стороне (отверстий нет) – считаются наиболее прочными.

Обжимные изделия также классифицируют, ориентируясь на конструкцию и назначение. Хомуты также бывают спиральными, проволочными, силовыми и трубными. Детали, оснащенные усиленным крепежом и уплотнением из резины, часто называют силовыми шарнирными устройствами.


Главной особенностью обжимных хомутов является наличие бандажа, характеризующегося определенной толщиной. Манжету делают из рифленой резины. Она предупреждает повреждения разного характера при затягивании деталей. Благодаря этому происходит снижение уровня шума и вибрации во время применения трубопровода.

Как подобрать необходимые детали

Хомуты для крепления шлангов выбирают, учитывая следующие факторы:

  • материал, из которых делают стяжки;
  • вид конструкции;
  • вероятность возникновения повреждений;
  • диаметр трубы;
  • расстояние между фиксируемыми деталями;
  • комплектация;
  • тип соединения;
  • устройство хомуты.

Приспособления для стяжки бывают раздельными и цельными. Последние изготавливают из пластика. Элементы из первой группы состоят из крепежной части и непосредственно хомута. Наличие первой поможет прикрепить деталь к потолку или стене.

Неизменным размером обладает лишь пружинный хомут, поэтому при его подборе следует обратить внимание на исходные данные. Чтобы их получить, необходимо провести необходимые замеры посредством штуцера. В раскрытом состоянии хомут должен быть больше трубы или шланга (максимальное значение), диаметр стянутой детали обязан соответствовать обозначенному минимуму.

Изделия фасуют по наборам. 10 деталей хватит для фиксации нескольких шлангов. Если потребность в демонтаже возникает регулярно, рекомендуют приобрести комплект, состоящий из 200 хомутов. Материал изготовления – один из самых важных критериев. Приспособления из нержавеющей стали является гарантией надежного и долгосрочного соединения. Изделия из пластика можно применить для фиксированного и подвижного соединения.

Как сделать деталь собственными руками

Чтобы сделать стяжку (хомут топливного шланга, системы охлаждения) самостоятельно, потребуются следующие инструменты:

  • штангенциркуль;
  • ножницы для резки металлических изделий;
  • дрель;
  • молоток;
  • гаечный ключ;
  • плоскогубцы.

К исходным материалам причисляют оцинкованную жесть, кусок резины. Также потребуются подходящие шайбы, болты и гайки. К необходимым параметрам относят диаметр шланга (трубы), ширина и длина предполагаемой детали. Размер отверстий определяют, ориентируясь на сечение болтов.


Заводские хомуты в специализированном магазине представлены в широком ассортименте. Их делают из пожаробезопасного полимера и нержавеющей стали.

Как происходит монтаж

Пружинные хомуты для шлангов системы охлаждения устанавливают посредством плоскогубцев и пассатижей. После сдвижения концов стяжку надевают на патрубок (шланг или рукав). Чтобы добиться надежной герметизации и фиксации, необходимо создать требуемое температурное расширение. Соединение труб из металлопластика осуществляют посредством пресс- или обжимного фитинга. При завинчивании детали происходит сжатие гильзы и плотное затягивание внутренней поверхности трубы и штуцера.

Ликбез для логановодов-чайников по замене хомутов шруса на примере General Ricambi…


Друзья, всем большой привет со Святого Белогорья!
Являясь сам еще реальным чайником по многим вопросам эксплуатации и техобслуживания наших замечательных железных французов и обретя небольшой позитивный опыт выхода из различных неприятных ситуаций, хочу им поделиться с такими же первопроходцами, как и я. Итак…
Предыстория… В последнее время так получается, что многие (для большинства пустяковые) вопросы в техническом обслуживании мне приходится скрупулезно пропускать через себя, изучая все буквально до мелочей… Так (комически) приключилось с полностью заблокированной задней дверью, а теперь и новая история с левым приводом General Ricambi, которые уже много лет успешно ставит Логан-гараж, а мне возьми — и попадись экземпляр с криво поставленным хомутом, который через 2000 км засопливил… Как я уже писал в своем бортовике — на 98850 км у меня треснул от времени внутренний пыльник левого оригинального привода и едва не вытекло масло из КПП — благо, вовремя заметил после загородной поездки… В ЗИПе лежал бюджетный, но неплохо зарекомендовавший себя (по мнению Логан-гаража) итальянский привод General Ricambi, который и был оперативно установлен в сервисе на следующий день.



Из-за своей автолюбительской недозрелости я не проверил затяжку хомутов и даже не осмотрел их как следует, при том, что читал ранее на форуме Логан-клуба, что многие на них сразу меняют хомуты. Мой мастер (при всем уважении к нему) тоже этому моменту не уделил должного внимания. В итоге, из под криво установленного итальяшками хомута, после 2 тыс. пробега стало сочиться трансмиссионное масло, причем не слабо — собираясь в висячие капли и постепенно заливая маслом мою усиленную защиту "Шериф".


Визит в сервис — первый и второй… Естественно, выявив утечку масла из коробки, медлить с визитом в сервис было нельзя… Но и ехать в сервис нужно было уже с необходимым ЗИПом — на тот момент я еще не знал, что явилось причиной течи, то ли хомут прослаб, то ли подшипник пыльника засопливил… Свой старый оригинальный привод, после трещины в пыльнике, я бюджетно восстановил установкой нового пыльника LEX, а вот выбрать качественный хомут оказалось посложней… Но так как время тянуть было нельзя, то самым надежным на тот момент хомутом показался мне червячный или винтовой — заехал в Автосеть-31 и взял парочку подходящих по размеру фирмы Norma. Прибыв в сервис, было установлено, что причина течи масла — именно в прослабленном затяжном хомуте Ricambi, который использовать вторично (выпрямлять и затягивать) желания не было. В тот момент я вообще как-то скептически отнесся в данному виду крепежа шрусов, поэтому поставили винтовой, затянули хорошенько, покрутили приводной вал — подшипник не сопливит — в итоге, довольный таким простым и бюджетным решением, я покинул территорию сервиса… Теперь в мой ежедневный осмотр автомобиля был включен осмотр пыльника левого привода, с выворотом рулевого колеса вправо и заглядываем на карачках в колесную нишу, сопровождая осмотр вспышками мобильной фотокамеры… Первые пару недель было сухо, но затем пыльник вновь заблестел масляными каплями…((


Решил изучить форумы — отрицательных отзывов по винтовым хомутам, к сожалению, на тот момент не обнаружил. Заехал в "Круиз" и попросил показать имеющиеся в наличии хомуты для шрусов, показали ленточный — показался вообще хлюпким, да и как затягивать его без спецприспособы, на ум не пришло… В итоге, осмотрев аналог установленной Нормы, узрел в его окружности слабое место под самим затягивающим винтом — этакую впадинку и решил, что именно из-за недотяжки пыльника в данном месте и происходит со временем утечка масла. Решил искать винтовой хомут, но уже другого производителя с идеальной окружностью — и нашел похожий в магазине "Мастер-матиз" на Корочанской. Снова визит в сервис, где мне уже предложили сразу поставить старый восстановленный привод, а не экспериментировать с хомутами. Но что-то мне подсказывало, что General Ricabi еще мне должен послужить, а старый мы всегда успеем поставить…) В результате поставили новый винтовой… И снова — ежедневные осмотры пыльника с фотовспышками, и опять пару недель все было замечательно. Я даже уже почти успокоился, решив, что проблема наконец-то грамотно устранена. И вот, недавно, во время замены масла ДВС в сервисе у своего старого друга-одноклассника, решил снять защиту картера чтобы проверить затяжку болтов нижней подушки ДВС (гитары), смазать болты защиты медной смазкой перед зимним сезоном, ну и конечно более пристально осмотреть Ахилесову пяту своего Наполеона — внутренний пыльник левого привода. И что же я увидел — снова сопли из-под пыльника со стороны приводного вала! Настроение снова упало…(( Проверили его затяжку — оп-па., затяжка прослабленная… Затянули с Эдиком как положено, по максимуму. И вновь понеслись ежедневные осмотры пыльника с фотовспышками…
Визит в сервис третий (надеюсь окончательный)… Теперь уж я решил более серьезно изучить теорию и практику использования хомутов для крепежа шрусов, просидев для этого пару-тройку вечеров в интернете. Автомобиль использовал в обычном ежедневном режиме, даже рискнул свозить семью в Праздник Архистратига Михаила на Его Святой Источник в деревню Кострому, что недалеко от легендарного Прохоровского поля.


Кстати, после данной поездки затянутый нами хомут снова прослабился и засопливил, но к тому моменту я уже кое-что для себя уяснил и готовился к новому визиту в сервис, теперь уже, надеюсь — окончательному…
Итак, в автомобиле используются, в основном, несколько видов хомутов:
1. Самые простые — пластиковые. Применяются, в основном, для стяжки проводов электропроводки, крепежа различных пластиковых элементов подкапотного пространства, реже — для пыльников рулевой рейки.
Достоинства: дешевизна, простота монтажа.
Недостатки: при низком качестве пластика на морозе могут лопнуть.
2. Вышеупомянутые винтовые металлические (червячные) — в основном идут на замену заводским самозатяжным (пружинным), применяются для крепежа патрубков систем охлаждения и кондиционирования.


Достоинства: простота применения.
Главным недостатком, который стал причиной течи в моем случае, явилась чувствительность к вибрациям и, как следствие, прослабление винтовой затяжки. В связи с этим, использование их в шрусах крайне не желательно.
3. Самозатяжные металлические (пружинные) — идут, как правило, как оригинальные заводские на крепеж патрубков систем охлаждения и кондиционирования.


Достоинства: простота монтажа и надежность крепежа, мнократность использования.
Недостатки: дороговизна и явная непригодность для шрусов, из-за неудобства установки…
4. Ленточные металлические хомуты — являются одним из самых надежных заводских видов крепежа пыльников шруса, при условии качества стали самой ленты и затяжки ее специальным инструментом. Данный вид крепежа применялся на оригинальных пыльниках шруса Фазы-1 и оправдал себя на 100%.



Достоинства: надежность крепежа.
Недостатки: необходимость инструмента для установки и его дороговизна, сложность установки непосредственно на автомобиле.
5. Зажимные металлические хомуты — данный вид крепежа используется также для шрусов, идет сейчас на оригинальных приводах Renault, на аналогах различных производителей.


Достоинства: простота и надежность крепежа.
Недостатки: при низком качестве металла данный хомут со временем прослабляется, также требует аккуратности и точности при установке и затяжке.
Существует еще целый ряд различных видов хомутов, но из всего их многообразия нам подходят два вида — ленточный и зажимной. Так как ленточный требует дополнительного недешевого специнструмента, то данный вариант я сразу отмел. Решил искать качественный затяжной хомут, желательно универсального размера и я таковой нашел — немецкой фирмы Febest, из качественной упругой нержавеющей стали, которых парочку и заказал в нашем автомагазине. Для качественной затяжки данного хомута заранее подготовил необходимый инструмент (на фото) и созвонился со своим верным другом Эдиком.


Установка прошла, в принципе нормально, но необходимо соблюсти некоторые нюасы… Первое — хомут Febest нужно подрезать, убрав лишнюю длину, иначе вы его не сможете предварительно хорошо поднатянуть. Второе — монтаж прямо под автомобилем удобней производить на подъемнике и вдвоем, так как при предварительной натяжке хомута он часто сбивается с одной стороны вкось, и вы без напарника этого вовремя не обнаружите. Так мы первый хомут затянули, не заметив перекоса с противоположной стороны — решили поставить как положено имеющийся в наличии запасной, не тратя время на выпрямление первого. И третий нюанс — это конечно наличие под рукой удобного инструмента: различного вида пассатиж, кусачек, а лучше спец. щипцы для затяжки хомутов. В общем, после такого продолжительного поиска решения, хомут, Слава Богу, был установлен! Надеюсь, что теперь он прослужит достаточно долго.


Прошу прощения за утомительное повествование по, казалось бы, пустяковой проблеме — думаю, что кому-то мой опыт окажется полезным и он избежит таких длительных перипетий с поиском и выбором единственного верного решения…
Храни все Господь Бог в пути!

Хомут ШРУСа: особенности монтажа

Установка хомута позволяет избежать вытекание заложенной смазки. В процессе эксплуатации зажим ШРУСа может ослабнуть и попавший под пыльник мусор в скором времени вызовет хруст и необходимость ремонта шарнира, поэтому при первых же выделениях смазки следует принять меры, предотвращающие разгерметизацию.

Хомут шруса

Пластиковые и проволочные хомуты

Пластиковые хомуты не применяются для фиксации пыльника. Обусловлено это низкой прочностью и надежностью крепления. Такой хомут не способен выдержать динамические нагрузки, а также склонен к появлению повреждений от высоких и низких температур.

Правильно поставленный проволочный хомут не отличается по силе фиксации от заводского. Несмотря на это, использовать его не рекомендуется по следующим причинам:

  • слишком сильное затягивание ведет к перерезанию пыльника;
  • проволока может оказаться недостаточно жесткой, что приведет к послаблению крепления;
  • нехватка прочности вызывает разрыв провода в процессе эксплуатации.

В отличие от пластика, сделанный своими руками хомут из проволоки может послужить временной заменой оригинала. При первой же возможности следует заменить данное крепление на более надежное.

Ленточные металлические хомуты

Ленточный хомут шруса

Наиболее часто данный вид крепежа идет в заводской комплектации. Обусловлено это надежной фиксацией и простотой монтажа. Для того, чтобы хомут ШРУСа эксплуатировался продолжительное время, необходимо выполнение следующих условий:

  • изготавливая ленту, производитель использовал качественную сталь;
  • монтаж на пыльник производился при помощи приспособления для затяжки ленточных хомутов ШРУСа;
  • для установки крепежа необходимо наличие навыков работы с инструментом.

Затяжка хомута шруса

Для затяжки хомутов ШРУСа можно воспользоваться подручными средствами, но качество в таком случае будет зависеть только от опытности умельца. Единственный инструмент, который потребуется − плоскогубцы. Последовательность затягивания хомута:

  1. Хомут насаживается на пыльник;
  2. Кончик захватывается плоскогубцами;
  3. Потянуть с небольшим усилием и проследить, чтобы хомут затягивал пыльник без перекосов;
  4. Создать максимальное усилие и подогнуть вверх;
  5. Загнуть усики;
  6. Застегнуть конец ленты.

Снимаем хомуты гранаты

По завершению установки на шарнир равных угловых скоростей требуется проконтролировать равномерность прилегания хомута и отсутствие перекосов.

Использование специальных приспособлений при монтаже ленточного хомута

Для упрощения затягивания ленты и повышения качества фиксации пыльника используется специальная машинка для затяжки. В ее конструкцию входят:

Специальная машинка для затяжки

Чтобы использовать устройство, следует придерживаться плана:

  1. Расположить ленту поверх пыльника;
  2. Вставить ее конец в пропил держателя;
  3. Упереть держатель в замок хомута;
  4. Вращательными движениями начать наматывать ленту на инструмент;
  5. При достаточном натяжении загнуть ленту;
  6. Проконтролировать застёгнутый хомут на правильность монтажа.

Для осуществления качественного монтажа следует правильно определить окончательное усилие. Сила затягивания не должна позволять смазке вылезать наружу, но при этом следует не допускать разрезания пыльника.

Зажимной крепеж

Часть автомобилей европейского производства переведено на использование зажимных хомутов, так как они сочетают в себе надежность и простоту. Для их установки используются специальные клещи для хомутов ШРУСа.

Выполнение размещения хомута на ШРУС происходит в следующем порядке:

  1. Подбирается необходимый диаметр;
  2. Хомут располагается на пыльнике. Устанавливать его следует без перекосов;
  3. Для осуществления обжима используются щипцы для хомутов. В случае их отсутствия можно воспользоваться клещами подходящего размера;
  4. По завершению работ следует проверить надежность фиксации хомута.

Обжим хомута щипцами

Главным преимуществом зажимного крепежа является отсутствие необходимости покупки дорогостоящего специального инструмента. Выполнение работы обычными клещами обеспечит высокую надежность и продолжительную службу.

Альтернативные варианты

Закрепить хомут пыльника ШРУСа можно и при помощи винтового хомута. Для его затяжки можно использовать ключ либо отвертку. Практически не требует навыков для своей фиксации, но обладает рядом недостатков, не позволяющим занять нишу хомутов для ШРУСов:

  • граната поддается паразитным вибрациям, что вызывает раскручивание болта, особенно если хомут поставили без достаточного затягивания;
  • конструктивная особенность в виде торчащего замка способна цепляться в процессе эксплуатации;
  • частые случаи неплотной фиксации из-за низкого качества изготовления хомутов.

Временной альтернативой, поставленной на ШРУС, может быть винтовой хомут с ключом. Его монтаж можно произвести в дорожных условиях, чтобы обеспечить отсутствие загрязнения смазки при поездке в СТО.

Винтовой хомут с ключом

Выбирая между ленточным и зажимным хомутом следует ориентироваться на свои предпочтения и рекомендации производителя. Они оба способны прослужить долго при правильной установке. Внимательность и аккуратность при монтаже любого из крепежных элементов позволит долго оставаться смазке чистой.

Хомут пыльника ШРУСа, клещи, щипцы и другие приспособления и инструменты для установки, обжима и затяжки ленточных и пластиковых видов

Читайте также: