Какая краска лучше для труб отопления металлических батареи

Обновлено: 27.09.2024

Старые батареи со временем теряют свой эстетичный вид, появляется ржавчина, возникают трещины на покрытии, облупливается краска. Согласитесь, менять радиатор в этом случае — не лучшая затея. Гораздо проще, быстрее и экономичнее перекрасить батарею. Тем более, что обновить внешний вид отопительного прибора достаточно легко.

Мы поможем вам в выборе подходящего состава эмали, объясним, как подготовить и, как покрасить батарею отопления правильно. А также обозначим нюансы, которые стоит учесть при работе с разными типами радиаторов.

Предложенные фото-идеи вдохновят вас на выбор интересного решения и реализацию дизайнерской задумки.

Требования к лакокрасочному покрытию

Не всегда есть материальная, а во многих случаях и техническая возможность поставить новый радиатор. Проще освежить внешнюю сторону прибора отопления, если он еще способен служить. В том случае, если батарею уже приходилось ремонтировать или она плохо греет, то ее лучше заменить на новую.

Процесс покраски как таковой не представляет особой сложности, но это не значит, что можно купить любой состав и сразу приступать к восстановлению привлекательности радиатора.

Краску нужно подобрать по определенным параметрам, а батарею тщательно подготовить. Если этого не сделать, то новое покрытие недолго продержится, и вскоре придется повторить процесс заново.

Как лучше покрасить старый радиатор

Старая чугунная батарея с облезшей краской смотрится очень неэстетично. Кроме того, материал ее корпуса подвергается окислению и ржавеет

Подбирая состав, лучше всего остановиться на вариантах, специально предназначенных для отопительных приборов. Но если на этикетке нет подобной надписи, стоит внимательно изучить инструкцию и найти данные о ее термостойкости.

Как и чем покрасить радиатор отопления

Для получения качественного, стойкого и красивого покрытия необходимо использовать краску, на этикетке которой есть надпись «Для радиаторов»

Требования к лакокрасочному покрытию:

  • Термостойкость. Нанесенный на корпус радиатора состав должен выдерживать температуру до 80-90 градусов и быть безупречным в течение обещанного производителем времени.
  • Адгезия. Необходимо, чтобы состав отличался хорошим сцеплением с окрашиваемой поверхностью. Не отслаивался при нагревании и попеременном нагревании/остывании.
  • Защита от коррозии. В составе должны быть антикоррозионные вещества, чтобы контактирующее напрямую с корпусом покрытие не стало причиной его разрушения.
  • Стойкость цвета. Безоговорочное условие, т.к. окрашивание радиаторов производится с эстетической целью в числе прочих причин.
  • Устойчивость к истиранию. От прямого контакта с разнообразными предметами обстановки, просушиваемыми вещами и т.п. покрытие не должно истончаться.
  • Безопасность. Очень важно, чтобы в составе отсутствовали вредные для здоровья компоненты.

Хорошая краска для радиаторов должна отвечать всем предъявленным требованиям, а не отдельным пунктам.

Окрашивание радиатора производится с целью предотвращения негативного воздействия влаги и температуры на материал корпуса

Радиаторы красят в случае потери эстетических качеств после долгой эксплуатации или нанесения покрытию механических повреждений

Красят радиаторы при проведении ремонта для того, чтобы увязать колорит отделки с приборами отопления

Оригинально декорировать старую чугунную батарею или новый биметаллический радиатор можно с применением техники декупаж

Серебрянка или краска с эффектом бронзы "увяжет" батарею как с помпезным интерьером, так и с помещениями в стиле хай-тек

Грамотно подобранный тон краски поможет минимизировать влияние прибора на интерьер или вовсе скрыть его

Разновидности составов для окрашивания батареи

При покраске батареи в первую очередь необходимо обращать внимание на техническую составляющую красителя. Но и эстетические характеристики играют не последнюю роль.

Преимущества акриловых красителей

Убить двух зайцев сразу позволяют акриловые краски, которые принадлежат к группе водоэмульсионных красителей. Несомненным их достоинством является то, что они не выделяют вредных веществ, не имеют запаха, безопасны для человека.

Акриловая краска подойдет для покраски батарей

Технические и эстетические характеристики акриловых красителей отлично подходят для отопительных приборов

Ну и, пожалуй, самое главное – отлично выдерживают высокие температуры, сохраняя свои качества и не меняя первоначального вида на протяжении семи-восьми лет.

В течение этого времени они не приобретут желтый оттенок, не потрескаются и не облупятся. Коэффициент белизны акрилового красителя составляет 96%, цвет получается очень сочным и ярким, а поверхность по виду напоминает пластиковое покрытие с небольшим блеском.

Особенности алкидных составов

Алкидные краски отличаются высокой термостойкостью и также подходят для окраски батареи. По прочности они превосходят акриловые составы, обладают антикоррозийными свойствами, хорошо ложатся на поверхность, образуя ровное и красивое покрытие.

Однако они не являются настолько безопасными, как краски, имеющие водную основу. Растворитель, входящий в их состав, вызывает неприятный запах, который остается в помещении как минимум сутки.

Сохнут краски достаточно медленно, а специфический запах может сохраняться даже после высыхания. Алкидные красители можно использовать только в хорошо проветриваемом помещении, и желательно его вообще покинуть до полного выветривания запаха.

Как покрасить радиатор алкидной эмалью

При работе с алкидными составами нужно соблюдать меры предосторожности и тщательно проветривать помещение

Еще один существенный недостаток – краски относительно недолго сохраняют свой цвет и со временем начинают желтеть. Если вы все-таки решите покрасить батарею алкидной краской, то лучше выбирать состав, образующий глянцевое покрытие.

В этом случае срок, в течение которого радиатор будет оставаться белым, увеличивается примерно на 20%, в сравнении с матовыми и полуматовыми красками.

Другие виды краски для отопительных приборов

Для окрашивания батарей отопления подходят краски на основе алюминия и силикатных смол, образующие на поверхности плотный и эластичный слой, на котором не появляются трещины даже при температурных перепадах.

Силикатные краски отличаются высокой адгезией и не требуют предварительного грунтования поверхности, они рассчитаны на работу при очень высоком температурном режиме. Их недостаток – сильный неприятный запах.

Еще один вид красок, на которых стоит остановиться – молотковые, являющиеся разновидностью алкидных составов. Они образуют достаточно интересное, но весьма специфичное покрытие. После их нанесения поверхность получается не гладкой, а как бы побитая молотком (отсюда и название) или с эффектом чеканки.

Плюсы молотковых красок для окрашивания чугунных радиаторов

Молотковые краски отлично скрывают все неровности чугунного радиатора — свойство, весьма полезное для владельцев домов со старой системой отопления

Существенным преимуществом молотковых красителей является то, что неоднородная фактура сделает незаметными различные шероховатости, неровности и другие мелкие дефекты радиаторов.

Это свойство особенно ценно, когда речь идет о покраске старых чугунных батарей советской эпохи, шероховатая поверхность которых полностью скроется за оригинальным покрытием.

Очень часто для покраски радиаторов используют серебрянку, которая представляет собой смесь лака и алюминиевой пудры. Она прекрасно выдерживает высокую температуру, ее можно наносить как на грунтовку, так и на старое покрытие. Однако краска имеет стойкий запах, поэтому во время и после ее нанесения помещение нужно хорошо проветривать.

Как развести серебрянку для покраски радиатора отопления

Серебрянку можно приобрести в готовом к нанесению виде. Можно самостоятельно приготовить состав, смешав две части алюминиевой пудры с пятью частями лака

Алюминиевая пудра — взрывоопасное вещество. Процесс самостоятельного приготовления довольно рискован. Не стоит к нему прибегать, если в доме есть легко возгораемые конструкции, и тем более маленькие дети.

Процедура подготовки к покраске

Подготовка поверхности к покраске – этап не менее важный, чем само окрашивание. Отнеситесь к нему ответственно, поскольку все огрехи и недочеты, которые вы допустите при подготовке, непременно скажутся на качестве окраски и внешнем виде батареи. Сразу отметим, что все работы нужно начинать только после окончания отопительного сезона.

Методы удаления пыли и жира

Прежде всего батарею нужно очистить от скопившейся в ней грязи и пыли. Это можно сделать сухим способом при помощи пылесоса или щетки, и мокрым методом – водой с моющими средствами. Если на радиаторе имеются наслоения жира, промойте их обычными средствами для посуды. После этого дайте батарее просохнуть и приступайте к следующему этапу.

Очистку батареи от краски можно произвести обычной металлической щеткой, но этот процесс отнимет у вас очень много времени и сил

Теперь необходимо удалить с отопительного прибора ржавчину и старую потрескавшуюся краску.

Как это сделать? Есть два способа: механический, но он достаточно долгий и трудоемкий и химический – более простой, но в нем есть некоторые нюансы, которые будут описаны ниже.

Очистка от старых покрытий механическим способом

Чтобы удалить краску механическим способом, вам понадобится металлическая щетка. Здесь все просто – берете ее в руки и трете, пока не устанете, а устанете вы довольно быстро, поэтому лучше воспользоваться более продуктивным методом. Поможет вам в работе болгарка со специальными насадками – щеткой-крацовкой или зачистным кругом.

Как подготовить радиатор отопления к окрашиванию

Быстро и без усилий удалить старую краску можно при помощи болгарки, на которую надета насадка с металлической щеткой

С помощью этого электроинструмента можно счистить старую краску за несколько часов. Но будьте осторожны, не работайте на больших оборотах, особенно это касается радиаторов из цветных металлов, поскольку вместе с краской можете незаметно для себя повредить поверхность самой батареи.

При этом необязательно убирать краску полностью. На ровные не потрескавшиеся участки можно наносить новое покрытие.

Как избавиться от краски химическими средствами?

Теперь разберем химический способ. Он заключается в смывании краски специальными составами, которые бывают в виде геля, пасты или аэрозоли. При использовании гелеобразных и пастообразных средств, нанесите их на всю поверхность батареи кистью с натуральной щетиной, а затем для достижения лучшего эффекта накройте полиэтиленовой пленкой.

Время воздействия зависит от используемого средства и может быть от пятнадцати минут, до нескольких часов. Точное время указывается на этикетке. После того как краска размягчится, счистите ее шпателем, а остатки – металлической щеткой.

Аэрозольные смывки удобны в плане нанесения, ими легко обработать даже труднодоступные участки радиатора. Принцип действия такой же, как и у гелиевых составов – через определенное время (15-40 минут в зависимости от средства) краска смягчается и легко поддается удалению щеткой.

Перед нанесением не забудьте закрыть окружающие предметы интерьера, пол и стены.

Как снять краску химическими растворителями

Под воздействием химических средств старая краска размягчается и отслаивается. Потом снять ее шпателем не составляет особого труда

Однако химические средства не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Во-первых, они имеют резкий неприятный запах и должны применяться только в хорошо проветриваемом помещении. Желательно перед работой надеть респиратор и защитные перчатки.

Во-вторых, неизвестно, как поведет себя металл при взаимодействии с агрессивным химическим составом. Возможно, он вступит с ним в реакцию, и после смывания вы обнаружите поврежденную поверхность.

Старые чугунные батареи не боятся современных химических средств. Но здесь нужно опасаться другого: раньше для уплотнения радиаторов использовалась пенька (натуральный материал, изготовленный из льна или конопли), вот она как раз может очень легко разъестся химией.

В результате, когда придет отопительный сезон, из всех соединений может брызнуть вода. Поэтому решайте сами, какой из способов очистки от старого лакокрасочного покрытия вам больше подходит.

Правила грунтования поверхности

После того как старая краска удалена, прежде чем приступить непосредственно к окрашиванию радиатора, необходимо пройти еще ряд процедур. Чтобы убрать трещинки, царапины и другие мелкие изъяны, гладкие стальные или медные поверхности нужно зачистить наждачкой. Чугунные батареи лучше обработать металлической щеткой.

Зачем нужно наносить грунт перед покраской радиатора

Грунтовка ГФ-021 обладает антикоррозийными свойствами и создает дополнительную защиту от образования ржавчины

Теперь радиатор нужно обезжирить и прогрунтовать. При выборе грунтовки необходимо подобрать средство, предназначенное для металла, обладающее антикоррозийными свойствами и совместимое с краской.

Например, с отечественными лакокрасочными составами хорошо сочетается грунт ГФ-021. Если для покраски батареи отопления используется краситель импортного производства, можно посоветовать грунтовку Dulux или Sigma.

Покраска радиатора отопления

Вот мы и дошли до главного этапа – непосредственного окрашивания. Здесь желательно придерживаться следующего правила: лучше нанести два тонких слоя краски, чем один толстый.

С первого раза вряд ли удастся получить идеальную поверхность, а если накладывать краску жирным слоем, то эффект будет обратный: на батарее образуются густые и некрасивые подтеки.

Какой кисточкой лучше красить батарею

Общая технология окрашивания

Для покраски приобретите как минимум две кисточки: одну обычную, другую для труднодоступных мест с длинной гнутой ручкой. С ее помощью удобно наносить краску на задние стенки и внутренние поверхности батареи. Перед работой распушите щетину, чтобы выпали плохо прикрепленные волоски.

Сначала красятся верхние части внутри батареи, затем нижние. После этого приступают к наружной поверхности. Ее тоже окрашивают сверху вниз. Если начать снизу, то на окрашенную поверхность будут падать капли. Второй слой краски наносится только после полного высыхания предыдущего.

Сколько на это потребуется времени зависит от краски, обычно этот параметр указывается на этикетке. Если первый слой получился неровным, то когда он подсохнет, обработайте поверхность шкуркой, убирая все неровности и подтеки.

Как лучше покрасить батарею отопления

Покраску батареи следует начинать сверху, чтобы избежать попадания красящего состава на окрашенные участки (кликните для увеличения)

Нюансы покраски алюминиевых радиаторов

Все предыдущие советы касались покраски чугунных, медных и стальных батарей. Как покрасить радиатор отопления из алюминия? Но прежде лучше ответить на вопрос: а стоит ли вообще это делать?

Современные алюминиевые приборы окрашиваются в заводских условиях на профессиональном уровне специальной порошковой краской. Домашняя покраска не сможет обеспечить качественного гладкого покрытия.

Кроме того, если радиатор еще находится на гарантии, то после окрашивания в домашних условиях, гарантийные обязательства завода-изготовителя прекращаются.

Но скорее всего вряд ли кому-то придет в голову окрашивать новый радиатор. Если же прибор повредился в результате транспортировки или установки, на нем появились сколы и трещинки, которые сильно портят внешний вид, можно воспользоваться автоэмалью.

Нужно учесть, что автоэмаль наиболее эффективно окрашивает и быстро сохнет только на горячих батареях. Время высыхания при 130°С составляет 20 минут, а при 20°С – до двух суток. Работать нужно в респираторе и при открытых окнах, распылять следует на расстоянии 20-30 см от поверхности. Не держите долго струю на одном месте, иначе появятся подтеки.

Алюминиевые и биметаллические радиаторы, внешняя сторона который выполнена из алюминия, практически невозможно окрасить в домашних условиях

Приборы из биметалла окрашивают в заводских условиях порошковой краской, для нанесения которой требуются навыки и оборудование. Приобретают уже окрашенные секции требующегося колера

Заводское покрытие идеально подходит для алюминия. Однако нанесенное методом напыления цветное покрытие неустойчиво к целенаправленным механическим воздействиям

Восстановить эстетические качества подобных радиаторов без применения окрашивания поможет цветная или монотонная фотопечать

На ровной поверхности, созданной внешней стороной секций, отлично смотрится фотоизображение любой тональности и сложности

Наклеивающееся на поверхность батарей покрытие отлично переносит колебания температуры, ее высокие и низкие значения

Материал, на который наносится оригинальная картинка, идеально защищает приборы отопления от воздействия пара и воды

Пленку со стильным рисунком можно наклеить не на секции радиатора, а на установленный перед ними экран

Как покрасить батарею отопления гармошка: подробная инструкция

Как покрасить батарею отопления гармошка: подробная инструкция

Металлические батареи-гармошки со временем теряют привлекательность. На поверхности появляется коррозия, а верхнее декоративное покрытие растрескивается. Легче перекрасить конструкцию, чем покупать и устанавливать новую. Из-за особенностей строения покраска чугунных радиаторов намного сложнее, чем процедура с алюминиевыми и стальными моделями.

Требования к покрытию

Каждый дополнительный слой эмали на батарее снижает энергоэффективность на 10%. После четырех ярусов покрытия отопительные приборы греют слабее, чем только установленные. Специалисты не рекомендуют проводить окрашивание ежегодно. Практичней подобрать качественный состав на несколько лет. Обязательно красят новые конструкции и технику после реставрации, иначе они покроются ржавчиной.

Эмаль для чугунных радиаторов должна быть термостойкой. Теплоноситель внутри батареи-гармошки прогревается до 80-90С. Производитель указывает на этикетке температурный диапазон, который выдерживает состав. Неустойчивые виды растрескиваются после первого отопительного сезона.

Для покраски чугунных радиаторов отдают предпочтение эмалям с антикоррозийными свойствами. При контакте с корпусом краска не должна создавать благоприятные условия для возникновения ржавчины. При сильном поражении стенки истончаются, что приводит к разрушению. Специальные присадки в составе защищают металл.

Чтобы эмаль не отстаивалась, нужен материал с высокой адгезией. На качество сцепки поверхностей не должны влиять нагрев почти до кипятка и остывание. Параметр устойчивости к истиранию ограждает покрытие от истончения при контакте с твердыми предметами или влажным бельем.

Радиаторная краска должна сохранять цвет и быть безопасной. Под воздействием высоких температур и со временем пигмент у качественной эмали не выгорает. При нагревании из средства не выделяются токсичные ингредиенты.

Как выбрать краску

Из-за особенностей эксплуатации не каждый вид красящих веществ подходит для радиаторов. Чугун по характеристикам отличается от стали и алюминия, что влияет на выбор средства. Среди эмалей расскажем о наиболее популярных.

Акриловые

Водоэмульсионные составы не воняют, не выделяют токсинов, поэтому безопасны для людей. После высыхания на поверхности возникает покрытие, визуально и на ощупь напоминающее пластик. Средство сохраняет цвет и легкий глянцевый блеск в течение всего срока эксплуатации (до 8 лет). Белые эмали не желтеют, а яркие сберегают первоначальную сочность.

Если не определились, чем покрасить чугунные батареи быстро, рекомендуем остановиться на акриловых видах. Средства сохнут в течение получаса при комнатной температуре. После полимеризации на поверхности формируется прочное покрытие, которое отталкивает влагу и не боится механических воздействий. При правильном нанесении термоустойчивая эмаль не трескается.

Алкидные (масляные)

Краски на основе химических растворителей легко узнать по специфическому тяжелому запаху. По прочности и антикоррозийным свойствам вид намного превосходит акриловые составы. Алкидные эмали очень густые. Даже после разбавления дают ровное, толстое покрытие после одного нанесения.

Прежде, чем красить чугунные батареи отопления масляными составами, стоит помнить о недостатках. Химический аромат долго сохраняется. Процедуру лучше проводить на улице или в хорошо проветриваемой комнате.

Алкидные эмали для радиаторов термоустойчивы, но не сберегают первоначальный оттенок. Под воздействием температуры уже через 5 лет белая краска пожелтеет, а цветная – потускнеет. Сроки эксплуатации у глянцевых видов на 1/5 выше, чем у полу- и матовых составов.


Серебрянка, бронзовка

Лакокрасочное покрытие с наполнителем из металлического порошка идеально подходит для окрашивания чугунных радиаторов. Алюминиевый или бронзовый компонент в составе усиливает теплопроводность батареи-гармошки. Средство одинаково хорошо наносить как на старое покрытие, так и на чистые грунтованные стенки.

Химический аромат – основной недостаток краски. Эмаль воняет намного сильнее, чем масляные виды. Работы лучше проводить на улице, иначе резкий запах не выветрится в течение нескольких недель. Средство пожароопасное, поэтому запрещено наносить рядом с открытыми источниками пламени.

Профессиональные составы

Промышленные порошковые краски продержатся на чугунной батарее 20-25 лет. Эмали не выцветают, не трескаются от высокой температуры и влажности. У химикатов усиленная устойчивость к механическим воздействиям.

Единственный минус порошковых красок – нанесение специальным оборудованием. Батареи погружают в чан с раствором, потом долго сушат. В домашних условиях повторить технологию не получится, придется только заказывать услугу. Вариант подходит для новых или старых реставрированные радиаторов-гармошек.

Разновидностью алкидных эмалей является молотковая краска. У профессионального состава густая консистенция. После высыхания поверхность чугунной батареи приобретает необычный вид с эффектом чеканки. Под покрытием легко спрятать дефекты, неровности старого металла. Прочный слой не разрушается от механических и химических воздействий, прослужит не менее 15 лет.

Алгоритм действий

Радиаторы из чугуна намного труднее окрашивать, чем стальные и алюминиевые модели. Из-за сложной формы (гармошки) и шершавости металлической поверхности процесс проходит долго. Рассмотрим основные этапы работ.

Варианты очистки

Перед тем, как красить чугунные батареи старые, конструкцию надо помыть. Поверхность очищают при помощи жидких моющих средств для посуды. Жесткой щеткой и губкой убирают жировые наслоения, ржавчину. Оборудование оставляют сохнуть.

Перед тем, как покрасить старую батарею, покрытие снимают химическим методом. Специальные средства на основе растворителей размягчают твердый верхний слой эмали. Жидкость обильно наносят на металл, оставляют на период, указанный в инструкции (от 15 мин до 1 часа).

Краска отслаивается, покрывается пузырями, которые легко поддеть и снять шпателем. У средства 3 недостатка:

  • Резкий аромат. Растворитель в составе воняет намного сильнее, алкидных эмалей.
  • Слабый эффект. При работе со старыми, многослойными покрытиями процедуру придется повторять несколько раз.
  • Разрушение уплотнителей. При обильном нанесении разъедает натуральную пеньку или лен между секциями.

Если краски мало, то можно использовать механический способ. Болгарка с кругом для зачистки и крацовкой быстро справятся с задачей. Единственный недостаток – большое количество мусора вокруг. Во время процедуры нужна защитная одежда, перчатки и маска с респиратором.

Видео описание

Покраска чугунных радиаторов отопления.

Грунтование

Мелкие трещины, царапины и остатки краски убирают жесткой щеткой. Поверхность чугунных батарей обезжиривают. Чтобы эмаль при окрашивании хорошо легла, оборудование нужно покрыть грунтовкой. Новые радиаторы идут уже прогрунтованными.

Для модели-гармошки подойдут растворы для металла с антикоррозийными присадками. Вещества в составе создают неблагоприятные условия для ржавчины. Суспензию разводят в пропорциях 1 к 1. Эмульсию втирают в поверхность при помощи натуральной ткани. Слой получается очень тонкий, почти незаметный. После высыхания можно приступать к последнему этапу.


Тонкости окрашивания

Перед тем, как правильно красить чугунные батареи, надо подобрать подходящий инструмент. Эмаль удобнее наносить при помощи пульверизатора. Процедура проходит за 10 минут. Метод очень грязный, что не всегда подходит для использования в домашних условиях.

Окрашивание чугунных радиаторов проводят кисточкой. Для работы понадобятся 2 инструмента с жесткой щетиной:

  • Обычная модель средней ширины. Применяют для наружных зон.
  • Вариант для труднодоступных участков. За счет длинной ручки легко прокрасить места внутри и сзади гармошки.

Краску берут небольшими порциями. Первыми окрашивают верхние и нижние части внутри радиатора, потом переходят к наружным. Если начать процедуру снизу, то на обработанную поверхность станут падать капли, что приведет к неровностям. Второй слой наносят после высыхания первого.

При помощи серебрянки или бронзовки чугунный радиатор красят под старину. Металлизированный состав применяют в 4-5 ярусов. После полимеризации каждого слоя тщательно полируют поверхность. В итоге получают грубоватое покрытие с приглушенным блеском.

Как и чем красить чугунный радиатор отопления.

Идеи окрашивания

Радиатор из чугуна не обязательно должен быть белым. Цвет оборудования не влияет на теплоотдачу, поэтому можно экспериментировать с оттенками. Батареи-гармошки лучше выполнить в тон оформлению стен или мебели, стоящей рядом. Метод помогает визуально спрятать конструкцию, сделать ее невидимой постороннему взгляду.

Чугунный радиатор может стать яркой деталью лаконичного дизайна. Черные, коричневые или темно-серые оттенки выделят оборудование на светлом фоне. Композиция выглядит просто, понятно и роскошно.

В детской комнате радиатор можно превратить в радугу. Разноцветные секции смотрятся очень свежо. Если при окрашивании использовать трафареты, то получится нанести повторяющиеся мотивы (узоры, картинки). Важно не усердствовать с пестротой, иначе оформление будет резать глаз.


Заключение

Окрашивание – практичный, надежный способ защиты металлического радиатора. Зная, как и чем правильно красить чугунные батареи, легко преобразить старые или украсить новые конструкции. Чтобы состав долго держался, важно точно соблюдать алгоритм действий при нанесении средства. В домашних условиях используют акриловые, алкидные и металлизированные эмали. Порошковый и молотковый вид применяют при наличии специального оборудования.

Краска для радиаторов отопления: все виды и рекомендации по нанесению

Краска для радиаторов отопления: все виды и рекомендации по нанесению

Отопительные приборы слишком заметны в интерьере жилой комнаты, чтобы пренебрегать их внешним видом. Старое облезлое покрытие или несовпадение с общим цветовым фоном вынуждают задуматься о том, как обновить радиаторы и подходящие к ним трубы. Самое логичное решение – покрасить. А для этого желательно узнать, какой бывает краска для радиаторов отопления, каким требованиям она должна отвечать, и вообще – а все ли батареи можно красить и как делать это правильно.

Красить или нет

В первую очередь разберемся, какие батареи можно красить, а какие нельзя.

Можно – любые отопительные приборы, срок гарантии которых давно истек. Другое дело, нужно ли это делать. Например, современные алюминиевые и биметаллические отопительные приборы поставляются в продажу в уже окрашенном виде. Стандартный цвет – белый, что может не устраивать домовладельцев. Но красить их в домашних условиях не рекомендуют, так как нанесенное покрытие долго не продержится, начнет отслаиваться от поверхности.

В заводских условиях эти батареи окрашивают порошковыми красками с применением специального электрооборудования и сушильных камер, сушка в которых проходит при температуре до +300 градусов и выше, что необходимо для полимеризации красящего состава. Создать такие условия дома невозможно.

Из такой ситуации есть 3 выхода:

  • заказать у изготовителя радиаторы нужного цвета;
  • обратиться в салон покраски автомобилей, где используют ту же технологию;
  • найти фирму, выполняющую порошковое окрашивание на заказ.

Это важно! Нужно помнить, что покраска радиаторов отопления, находящихся на гарантии, автоматически её аннулирует.

Ещё один вид радиаторов, которые не стоит окрашивать независимо от их «возраста» и внешнего вида – это конвекторные пластинчатые приборы. Причем как настенные старого образца, так и современные, монтируемые в пол. Окрашивание значительно снижает их теплоотдачу, поэтому их лучше закрыть декоративными панелями или решетками.

Все остальные батареи – чугунные ребристые, стальные панельные и прочие – красить можно. Но не любым составом, а только таким, который обладает определенными свойствами.

Характеристики красок для радиаторов

На упаковочной таре с составами, предназначенными для декоративной отделки отопительных приборов, должна стоять пометка «Краска для радиаторов». Независимо от того, из каких компонентов состоит, она должна обладать такими качествами:

  • термостойкость;
  • экологичность;
  • влагостойкость;
  • устойчивость к истиранию;
  • хорошая теплопроводность.

Разберем каждый пункт.

Чтобы покрытие не отслаивалось, не растрескивалось и не изменяло цвет, оно должно спокойно выдерживать повышение температуры основания до 80 градусов минимум. Лучше – больше, так как батареи могут греться очень сильно.

Под экологичностью краски подразумевается отсутствие в её составе летучих токсичных веществ, которые выделяются при нагреве. Это не обязательно должна быть краска для радиаторов отопления без запаха: она может пахнуть, пока сохнет. Главное, чтобы после высыхания процесс выделения летучих веществ прекратился.

Совет! Чтобы быть уверенным в нетоксичности состава, приобретайте краски, произведенные по ГОСТ или евростандартам.

Влагостойкость и устойчивость к истиранию – это те характеристики, которые позволят вам мыть батареи без опасения повредить покрытие.

Чем выше коэффициент теплопроводности краски, тем меньше она повлияет на эффективность отопительного прибора и его теплоотдачу. Тут важна ещё и толщина слоя покрытия. Замечено, что покраска в 2-3 слоя не препятствует выходу тепла, но каждый последующий слой уменьшает теплоотдачу на 1%. Это одна из причин, по которой толстое старое покрытие перед реставрацией батарей рекомендуется счищать.

Также желательно, чтобы состав обладал антикоррозионными свойствами, но это не обязательная опция при условии предварительной обработки специальными средствами.

В условиях покраски прямо по месту предпочтительнее краска для радиаторов без запаха быстросохнущая. Её применение позволит не съезжать из дома на время ремонта. Составы с резким запахом лучше использовать при условии хорошей вентиляции и отсутствия рядом людей и животных.

Помимо технических требований существуют и эстетические, касающиеся цвета покрытия и его фактуры. Они у всех разные. Если вас устраивает белый цвет отопителя – а именно этот базовый цвет в основном и представлен в магазинах – используйте краску по инструкции. Но перед покупкой убедитесь, что она не содержит мела, который скоро пожелтеет от высокой температуры. Лучше заплатить больше, но приобрести краску с титановыми белилами.

Если батареи хочется покрасить в цвет стен или других элементов интерьера, добиться нужного оттенка можно с помощью смешивания базового состава с колеровочной пастой. Причем колеровать его лучше на специальном оборудовании, которое есть в любом крупном строительном магазине соответствующего профиля.

Что касается фактуры, то краска для батарей бывает глянцевой, полуматовой и матовой. Первые дольше сохраняют яркость цвета, но выявляют все дефекты поверхности. Матовые напротив – маскируют их. Поэтому именно матовые составы обычно используют для декорирования чугунных изделий, изначально имеющих шероховатую поверхность с наплывами металла, выщерблинами и прочими неровностями.

Какие составы выбирать для отопительных приборов

Лучшая термостойкая краска для батарей отопления – порошковая. Но, так как в бытовых условиях без специального оборудования использовать её невозможно, рассмотрим составы для ручного нанесения.

Как выполняется порошковое окрашивание с соблюдением правильной технологии, можно изучить по видео:

Сразу стоит упомянуть масляные краски, которые до сравнительно недавнего времени в основном и применялись для окраски труб и батарей. Именно это «наследие» сегодня приходится счищать со старых радиаторов, чтобы придать им приличный вид. Масляное покрытие очень недолговечно: оно быстро становится тусклым, трескается и местами отслаивается. А при следующем окрашивании без предварительной очистки поверхность становится бугристой и весьма непривлекательной.

Если вам не хочется раз в 2-3 года полностью соскабливать старый слой краски и наносить новый, от этого вида покрытия лучше отказаться. Сегодня в продаже есть более качественные варианты, соответствующие всем необходимым требованиям.


Алкидные

Необходимыми качествами обладает алкидная эмаль для радиаторов отопления на органической и кремнийорганической основе. Она отличается неприятным резким запахом, который уходит после полного высыхания покрытия.

  • Краски на органической основе, предназначенные для окрашивания батарей отопления, обладают термостойкостью от 70 градусов. Они создают на окрашенной поверхности тонкую и прочную блестящую пленку, не растворимую водой.
  • Кремнийорганические составы отличаются исключительной термостойкостью и выдерживают повышение температуры свыше 600 градусов.

Алкидные эмали выпускаются в банках и в аэрозольных баллончиках. Последние гораздо удобнее использовать именно для окраски таких сложных конструкций, как батареи со множеством труднодоступных мест. Выбирают аэрозольные составы также по термостойкости – специально предназначенные для радиаторов или автомобильные, которые также обладают хорошей износостойкостью и устойчивостью к высокой температуре.

Посмотрите, как быстро можно отреставрировать чугунную батарею с помощью краски из баллончика:

Ещё один представитель этой группы – молотковая краска. Это та же алкидная эмаль на органической основе, но с добавлением воска, алюминиевых хлопьев и других наполнителей, создающих на поверхности эффектную фактуру молотковой чеканки, которая хорошо скрывает все неровности.

Самыми популярными средствами этого типа являются грунт-эмали Хаммерайт, которые можно наносить прямо на ржавчину, исключая из технологии предварительную грунтовку и антикоррозионную обработку.


Если вам нужна краска для батарей отопления без запаха, выбирайте акриловые эмали. Это составы на водной основе с полиакрилатами, образующими пленку. Высыхая, они приобретают прочность, влагоустойчивость и другие необходимые качества.

Свежая краска разводится чистой водой и легко колеруется в нужный цвет. Поверхность перед её нанесением необходимо очистить от старой краски, обработать преобразователем ржавчины и загрунтовать. Но если радиатор был окрашен алкидной эмалью и старое покрытие не имеет повреждений, акриловую краску можно наносить прямо поверх него.

Серебрянка

Единственный недостаток этой краски – невозможность изменения оттенка. Но если вам нужно получить отопительный прибор именно «серебряного» цвета, то она станет лучшим выбором, так как прекрасно держится на поверхности, не боится воды, хорошо защищает металл от коррозии и выдерживает температуру до 400 градусов.

Лучше всего приготовить состав самостоятельно, смешав 2 части алюминиевой пудры ПАП-1 и 5 частей лака БТ-577.

Обратите внимание! Серебрянку нельзя наносить на основания, покрытые алкидными или масляными красками – их нужно удалить.

Рекомендации по окрашиванию

Прежде всего стоит заметить, что и эмаль на основе растворителей, и краска для батарей отопления без запаха для покраски на горячую поверхность не предназначены. Это связано не только с опасностью выделения токсичных веществ с нагретой поверхности, но и с нарушением режима сушки. Любая краска должна наноситься и сохнуть при температуре окружающей среды и основания от +5 до +30 градусов.

Но прежде радиатор нужно подготовить к покраске. Если старое покрытие сплошное, без трещин и повреждений, его достаточно слегка потереть наждачной бумагой с мелким зерном, чтобы улучшить сцепление с новым слоем. Затем очистить от образовавшейся пыли и обезжирить уайт-спиритом либо ацетоном.

Отслаивающуюся краску и слишком толстый слой необходимо удалить. Сделать это быстро можно с помощью обжига, дрели со специальной абразивной насадкой или корд-щеткой.


Можно использовать и специальные гель-смывки, размягчающие лакокрасочный слой, который через некоторое время после нанесения средства легко счищается шпателем.

Процесс снятия старой краски с чугунной батарее с помощью смывки показан в видеоролике:

Следующий этап – грунтование поверхности. Желательно выбирать для этого состав на той же основе, что и выбранная краска. Например, под алкидную эмаль радиаторы можно загрунтовать средством ГФ-021, обладающим антикоррозионным действием.

Совет! Перед тем как покрасить батарею в жилом помещении, нужно защитить полы, стены и рядом стоящую мебель от случайного попадания на них краски – закрыть их пленкой, газетами или упаковочным картоном.

К окрашиванию можно приступать после высыхания грунтовки. Если оно выполняется вручную, желательно использовать две кисточки: одну изогнутую на удлиненной ручке для труднодоступных мест и вторую обычную для лицевой поверхности. Обе должны быть с натуральной щетиной.

Красить начинают с внутренних поверхностей, оставляя фасадную часть напоследок. Как правило, для достижения гладкой и равномерной по цвету поверхности требуется минимум 2 прохода. Второй слой можно наносить по истечению времени, указанного в инструкции и необходимого для полного высыхания.


Коротко о главном

Теперь вы знаете все о том, какой должна быть краска для батарей отопления, какую лучше выбирать в том или ином случае. Выбор следует делать между акриловыми и алкидными эмалями, обладающими высокой термостойкостью, экологичностью и устойчивостью к истиранию. Ещё один достойный вариант – серебрянка, приготовленная из алюминиевого порошка и специального лака. Чтобы покрытие служило долго, не отслаиваясь и не меняя цвет, радиаторы следует тщательно подготовить к покраске, удалив старый слой и загрунтовав поверхность.

Краска для труб отопления: требования к характеристикам, виды, покраска труб

Краска для труб отопления: требования к характеристикам, виды, покраска труб

Необходимость в покраске современных радиаторов и труб системы отопления возникает только при желании изменить их цвет в соответствии с общей цветовой гаммой интерьера. Но во многих домах сохранились нуждающиеся в декорировании чугунные батареи со стальной подводкой, а некоторые застройщики намеренно выбирают их, считая более надежными и эффективными. В любом случае для ремонта требуется краска для труб отопления и радиаторов. Чтобы выбрать подходящий состав, нужно убедиться в том, что его свойства соответствуют условиям эксплуатации.

Требования к ЛКМ для отопительных систем

Казалось бы, выбрать в магазине средство для покраски труб несложно, нужно только убедиться, что на банке есть пометка «Для радиаторов» или подобная, указывающая на специальное назначение состава. Однако таких банок наверняка окажется немало, и отличаться они будут не только производителем и объемом, но и видом краски. Поэтому нужно определиться с теми характеристиками, которыми она должна обладать.

Все краски для радиаторов обладают способностью выдерживать высокие температуры без разрушения покрытия. Элементы отопительных систем обычно имеют температуру 50-90 градусов, поэтому и термостойкость краски должна быть не ниже 80-90 градусов. Лучше – больше, некоторый запас никогда не повредит.

Совет! Если ремонт планируется на период отопительного сезона, нужно выбирать составы, которые можно наносить на горячую поверхность.

Когда покраска осуществляется в нежилых помещениях, присутствие неприятного запаха во время работы и до высыхания покрытия не имеет значения. Если же в доме живут люди, лучше выбирать краску для труб отопления без запаха. Специфический резкий аромат прямо указывает на наличие в составе вредных летучих веществ, опасных для здоровья. Как правило, они перестают выделяться в воздух после полного высыхания краски, но при сильном нагреве труб этот процесс может повторяться. Используя краску с запахом, необходимо во время работы проветривать помещение или пользоваться респираторами.

Ими должны обладать краски, предназначенные для металлических труб и радиаторов. Однако если требуется изменить цвет современных алюминиевых или биметаллических приборов с качественным заводским покрытием, этим свойством можно пренебречь.

Трубы бывают стальными, медными, пластиковыми и т.д. Краску подбирают так, чтобы она имела высокую адгезию к материалу.

Покраска труб отопления – не самое простое и приятное занятие, проделывать такую работу каждый год мало кому понравится. Поэтому необходимо обращать внимание на стойкость краски к моющим средствам, истиранию, устойчивость к влаге, чтобы она выдерживала влажную уборку и сухую чистку от бытовых загрязнений.

Чтобы трубы и батареи вписывались в стиль и цветовую гамму помещения, краску подбирают по цвету либо колеруют белую основу в выбранный тон. Матовость или глянцевость тоже имеют значение.

Виды термостойких красок

Краска для труб и батарей отопления выпускается на разной основе. Это акриловые и силиконовые водно-дисперсионные составы, алкидные эмали, масляные краски.

Самыми популярными являются акриловые краски. Они быстро сохнут, практически не пахнут даже в момент нанесения, не выделяют вредных веществ при нагревании и при этом имеют доступную цену. Но при их покупке нужно обращать внимание на термостойкость – у таких составов она часто не превышает 80 градусов.

Достаточно густой раствор легко наносится и не растекается, образуя ровную поверхность без подтеков, но при условии предварительного грунтования основания и двухслойном покрытии. По фактуре такие составы бывают матовыми и глянцевыми. Главный недостаток акриловых красок – невысокая стойкость к истиранию и механическим повреждениям.

Это видео – мнение потребителя, использовавшего акриловую эмаль для покраски батарей:


Силиконовые

Силиконовые смолы выдерживают даже очень высокие термические нагрузки. Если нужно выбрать, какой краской красить трубы отопления, разогревающиеся до больших температур, силиконовые составы станут лучшим решением. Они тоже быстро сохнут, не имеют запаха и легко наносятся на любую поверхность даже без её предварительного грунтования и другой подготовки. Высохшее покрытие становится прочным, стойко переносит механические и абразивные нагрузки.

Недостаток у силиконовой краски один – высокая стоимость.

Алкидные эмали производятся на основе глифталевых или пентафталевых лаков и растворителей. Они обладают неприятным запахом, который со временем проходит, но ещё некоторое время может появляться при сильном нагреве труб.

Растянутость покрасочных работ по времени – ещё один недостаток алкидных составов, так как быстро покрасить трубы не получится: каждому слою необходимо достаточное время на высыхание.

Но и преимуществ у алкидных красок немало.

  • Они имеют высокую степень термостойкости.
  • Создают ровное и гладкое глянцевое или полуматовое покрытие, которое не трескается и не отслаивается со временем.
  • Его можно мыть с моющими средствами, не боясь повредить красочный слой.
  • Цвет не тускнеет и не желтеет.
  • Сама эмаль выпускается в самых разных цветовых вариациях, что часто позволяет обойтись без колеровки.

Для справки! Универсальные алкидные эмали тоже обладают достаточной термостойкостью для нанесения на отопительные трубы. Самый популярный и недорогой состав – эмаль ПФ-115.


Другие

Не так давно не приходилось думать, какую лучше выбирать краску для труб отопления – в продаже были преимущественно составы на масляной основе. Есть они и сейчас, и их тоже можно использовать. Но с появлением современных красок невозможно не замечать их преимущества перед масляными, которые:

  • обладают неприятным запахом;
  • снижают теплоотдачу труб из-за слишком высокой плотности покрытия;
  • желтеют, растрескиваются и отслаиваются со временем;
  • трудно наносятся ровным слоем;
  • долго сохнут;
  • плохо защищают стальные трубы от коррозии.

В этом видео подробно рассказано о том, по каким критериям выбирать краску и как покрасить трубы отопления:

Ещё один вид краски можно считать самым совершенным вариантом по качеству, стойкости и долговечности покрытия. Это порошковая краска. Но её невозможно нанести в обычных условиях, для этого нужно специальное распыляющее оборудование и термокамера для сушки при очень высокой температуре.

В принципе, батареи можно покрасить этим способом, если временно их демонтировать и договориться с автосервисом, в котором выполняют работы по кузовной покраске. С трубами это сделать не получится: места стыков после монтажа останутся заметными.

Сколько нужно краски

Расход краски на один слой всегда указывается на упаковке. Но это усредненное значение, которое зависит и от состава, и от качества и вида поверхности, и от способа нанесения краски – вручную или распылителем.

Перед тем как купить краску и покрасить трубу, придется вычислить площадь окрашиваемой поверхности, перемножив длину окружности на общий метраж трубной системы. Еще сложнее подсчитать площадь секционных батарей. Если изделие новое, этот параметр можно найти в паспорте на него или поискать информацию в интернете.


Открыто проложенные отопительные трубы могут нарушать гармоничность интерьера жилых помещений, особенно если их цвет далек от общего цветового решения. Но их можно покрасить, и таким образом замаскировать либо вписать в общую картинку. А металлические трубы нуждаются в покраске ещё и для защиты от коррозии. Сегодня выбрать краску для таких труб несложно, нужно лишь определиться с такими требованиями, как термостойкость, износостойкость, наличие запаха, цвет.

Какой краской красить радиаторы отопления: сравнительный обзор видов краски для батарей + лучшие производители

Благодаря окрашиванию отопительные батареи становятся более презентабельными и получают дополнительную защиту от коррозии. Но краска для радиаторов отопления должна быть подобрана правильно, чтобы обновленное покрытие прослужило как можно дольше.

Мы поможем вам в этом вопросе. В статье перечислены требования, предъявляемые к эмалям, описаны преимущества и недостатки разных красок. А также приведен обзор компаний, чьи лакокрасочные материалы доказали износостойкость на практике.

Можно ли красить батареи

С покраской старых добротных батарей из чугуна проблем возникнуть не должно. Надо лишь грамотно подобрать для них краску. А вот с радиаторами из алюминия или нержавеющей стали ситуация кардинально иная.

Изначально их окрашивают в заводских условиях порошковым методом с термообработкой. Поверх этого лакокрасочного покрытия нанести новый слой ЛКМ дома своими руками проблематично.

Подавляющее большинство производителей отопительных приборов не из чугуна самовольное окрашивание поверхности батареи рассматривают как повод для аннулирования заводской гарантии.

Любое повреждение или отслоение лакокрасочного слоя на только что купленном радиаторе – это производственный брак. Такое оборудование подлежит обязательной замене. Гарантийный срок обслуживания еще никто не отменял.

Запрет на окраску радиаторов из алюминия

Производители алюминиевых и стальных радиаторов в инструкциях к своим изделиям в категорической форме запрещают их дополнительную окраску

Эмалевые краски после высыхания создают на поверхности прочный и монолитный слой, воздух через который не способен пройти по определению.

Если кислороду оставить хоть небольшой шанс на просачивание сквозь лакокраску, то о защите металла от коррозии можно будет сразу забыть. А защитные функции – это зачастую основная причина покраски радиаторов.

При этом в паспортах на все батареи отопления присутствует категорический запрет на закрашивание воздуховыпускного отверстия автоматического воздухоотводчика. Если нанести на него краску, то воздух при необходимости из системы отопления спустить будет невозможно. За этим моментом надо обязательно следить при покрасочных работах.

Окраска как алюминия, так и нержавейки на заводах производится порошковыми красящими составами, которые после нанесения “запекаются” в специальных боксах с высокой температурой. Самому дома создать необходимые условия невозможно.

А обычные масляные и иные краски долго на подобных радиаторах не держатся. Из-за низкой адгезии они неизбежно будут отслаиваться от алюминиевых и стальных поверхностей.

Бракованный алюминиевый радиатор

Если краска на алюминиевой батарее начала сползать, то проще купить новый радиатор – нанесенный в домашних условиях лакокрасочный слой на них способен прослужить максимум два–три года

Для надежного окрашивания алюминия требуется специальное оборудование для покраски, а также эпоксидные грунтовки и эмали. Все это стоит немалых денег.

Кроме того малейшее несоблюдение технологии неизбежно приводит к отслаиванию нанесенного покрытия. Есть еще вариант с анодным оксидированием, но это опять же технологически сложно и требует определенных познаний.

Если есть успешный опыт окраски кузова автомобиля и соответствующие лакокрасочные материалы, то за окрашивание алюминиевой батареи можно взяться, в противном случае заниматься этим не стоит. Лучше приобрести новый отопительный прибор либо просто закрыть облупившийся декоративным экраном.

Отдельная тема – это конвекторы с частным нанизанным на паре труб оребрением из стальных пластин (“гребенкой”). Такие батареи часто ставились в 1970–80 годах в панельных многоэтажках. Красить сами пластинчатые ребра нельзя. Это приведет к резкому снижению теплоотдачи.

При этом добраться до труб посередине также не получится даже с помощью очень узкой кисточки. Эти поверхности лучше оставить в покое.

На подобных радиаторах обычно имеются заслонки и декоративные экраны из железа. Вот их можно и нужно красить для придания им эстетичного вида. Здесь подойдут обычные термостойкие краски.

Требования к эмали

Главное в выборе краски для домашнего радиатора отопления – это ее термостойкость. Если в маркировке банки указано, что состав имеет температуру эксплуатации ниже +80°С, то брать такой ЛКМ для окрашивания батареи не стоит.

Обычные лакокрасочные материалы изначально не предназначены для покраски нагреваемых элементов отопительной системы. После включения отопления они начнут отслаиваться либо желтеть.

Термостойкая эмаль

Оптимальный вариант краски для батарей – это та, на этикетке которой имеются надписи «предназначена для радиаторов отопления» и “быстросохнущая”

Краска для самостоятельного окрашивания отопительного прибора должна быть одновременно:

  • термостойкой — минимум +80°С, а лучше +100°С;
  • влагостойкой и устойчивой к истиранию;
  • нетоксичной;
  • с высокой теплопроводностью;
  • быстросохнущей.

Некоторые по неопытности для батарей выбирают обычную нетермостойкую краску для интерьеров. В результате при подаче тепла она желтеет или меняет свой изначальный оттенок.

Это происходит из-за наличия в ее составе мела либо полимеров, которые не рассчитаны на высокие температуры. Следовательно, как связующий материал, так и пигмент должны быть термостойкими.

Краска на батарею обычно наносится в два слоя. Чем быстрее каждый из них высохнет, тем быстрее радиатор будет готов к работе. При этом зачастую чем быстрее сохнет ЛКМ, тем более резким запахом отличается состав.

Чтобы семья не оказалась вынуждена вдыхать эти амбре, отопительный прибор нередко проще снять с труб и покрасить где-нибудь в гараже или на улице.

Старая батарея

В качестве наполнителя в краску для ее удешевления часто добавляют недорогой мел, от такого ЛКМ лучше сразу отказаться – подобная эмаль обязательно пожелтеет

Выбирая между глянцевым и матовым вариантом, следует помнить, что на блестящей поверхности заметны малейшие неровности. Для шершавых и бугристых чугунных батарей лучше подбирать краску с неярким оттенком, который не будет давать бликов от освещения.

На радиаторном чугуне часто имеются потеки металла и выщерблины. При использовании глянцевой эмали все они обязательно окажутся на виду.

При этом излишне усердствовать с выравниванием чугунной поверхности батареи наждачной бумагой перед окраской тоже не стоит. Это может привести к истончению ребра радиатора и появлению впоследствии свища.

Выбор ЛКМ для радиатора отопления

С параметрами выбора вроде все понятно. Теперь остается понять, какой именно краской лучше красить батареи отопления в квартире или частном доме.

Разновидностей ЛКМ существует немало. Плюс на рынке присутствует огромное количество производителей различных эмалей. Выбрать нужный лакокрасочный материал зачастую бывает непросто.

Окраска с помощью баллончика

Батарею всегда можно окрасить с помощью автомобильных эмалей в аэрозольных баллончиках – они изначально предназначены для нанесения на металл и рассчитаны на высокие температуры

Термостойкие краски для отопительных радиаторов из чугуна бывают:

  • масляными на основе растительных масел и олиф;
  • водоэмульсионными (акриловыми);
  • алкидными.

Плюс существует «серебрянка» и молотковая краска. У каждого из этих вариантов свой набор достоинств. Выбирать следует вдумчиво.

Раньше масляные краски для окрашивания батарей использовались повсеместно. Они обычно делаются на основе органических олиф и не кусаются по цене. После их нанесения и высыхания на радиаторе образуется достаточно устойчивое к повышенным температурам, механическим воздействиям и влаге покрытие.

Масляная краска

Главное достоинство масляных красок – это дешевизна лакокрасочного материала, но у них имеется и целый ворох серьезных недостатков, из-за которых их применяют сейчас все реже

Среди отрицательных сторон использования масляных (олифных) красок можно назвать:

  1. Неприятный запах — резкий «аромат»при выполнении покраски и высыхании.
  2. Недолговечность покрытия — перекрашивать батарею придется каждые два–три года.
  3. Большая толщина лакокрасочного слоя — как следствие, снижение теплоотдачи радиатора.
  4. Длительность высыхания — в зависимости от температуры в помещении срок сушки может занять до 2-х дней.
  5. Вероятность образования потеков, особенно при несоблюдении технологии нанесения.

Если масляную краску взять не термостойкую, а обычную, то она вряд ли переживет даже один отопительный сезон. Покрытие из нее на батарее при повышении температуры сразу начнет трескаться.

ЛКМ на основе олиф лучше использовать только в крайнем случае, когда ничего иного в продаже попросту нет, либо когда батарею отопления требуется задешево покрасить только на один сезон.

Эти краски бывают на основе ПВА либо полиакрилатов. Первые брать для покраски радиаторов не стоит. У них низкая сопротивляемость к влаге. Они предназначены исключительно для интерьерного окрашивания стен и потолков.

На металл, на который возможно придется класть мокрые варежки для сушки, такие ЛКМ не подходят категорически. Они сразу окажутся стерты с поверхности отопительного прибора.

Акриловая краска

Если для батареи выбирается водно-дисперсионная краска, то она обязательно должна быть акриловой (на основе полиакрилатов) и с пометкой “для радиаторов”

Термостойкие акриловые эмали для радиаторов обладают следующим достоинствами:

  • быстро высыхают;
  • образуют долговечное покрытие;
  • не имеют резкого запаха;
  • устойчивы к истиранию.

В продаже большинство водоэмульсионных красок — белого цвета. Чтобы придать им нужный оттенок, в состав нужно добавить соответствующий колер. Сформированное с их помощью покрытие напоминает пластик с легким блеском. Оно легко моется и не трескается.

Краски на основе алкидной смолы превосходят два первых варианта по термостойкости и устойчивости к воде и моющим средствам. Это наиболее практичный и оптимальный выбор для покраски батарей.

Но большая часть представленных в магазинах подобных эмалей не подходит для радиаторов. Выбирать термостойкий состав здесь следует максимально внимательно.

Алкидная краска с титановыми белилами в качестве пигмента – это хоть и дорогостоящий, но наиболее идеальный материал для окраски чугунной батареи и стальных труб отопления

В зависимости от имеющихся в составе растворителей и модифицирующих добавок, эта эмаль подразделяется на множество разновидностей. Из всех стоит выделить органический и кремнийорганический вид. Первая краска отличается резким запахом, а вторая – повышенной термостойкостью.

Кремнийорганическую алкидную краску на основе полиорганосилоксановых полимеров применяют для окрашивания не только батарей, но и печей, дымоходов, котлов и каминов. В ней нет солей, которые при нагреве начинают кристаллизоваться, снижая тем самым прочность лакокрасочного слоя.

Данная эмаль спокойно переносит температуры до +600°С. Однако при ее использовании необходимо позаботиться о качественном проветривании помещения. При высыхании она выделяет токсичные испарения, поэтому лучше всего покрасочные работы производить на улице.

Если белый цвет не является обязательным, то можно также воспользоваться старой доброй серебрянкой. Это алюминиевая пудра, замешанная с растворителем и битумным лаком. При этом не стоит брать готовые краски (например, БТ-177), которые термостойкостью не отличаются по определению.

Лучше всего приготовить серебрянку самостоятельно из порошка ПАП-1 и лака БТ-577. При их смешивании в нужных пропорциях можно получить краску, рассчитанную на температуры в 300–400°С.

Надо лишь соблюсти соотношение компонентов, прописанное в инструкции по подготовке этого состава. Такое покрытие на батарее отопления прослужит не один год.

Краткий обзор производителей

В продаже имеются термостойкие лакокрасочные материалы для покраски систем отопления как импортные, так и отечественные. И те и другие вполне подойдут для окрашивания батареи в коттедже или квартире.

Среди основных компаний-производителей можно упомянуть:

  1. Скандинавскую TIKKURILA с серией «Termal».
  2. Немецкую DUFA сериями «Thermo» и «Aqua-Heizkorperlack».
  3. Российскую ТЕКС со специальной «эмалью для радиаторов».
  4. Польскую SNIEZKA.
  5. Словенскую BELINKA.
  6. Российскую ЛАКРА.

Вариантов с разной ценой и составом много, выбрать есть из чего. Причем, подбирая для краски грунтовку, лучше всего остановить свой выбор на продукции одного производителя. Экспериментировать со смешиванием того, что подешевле, не стоит.

Обзор популярных термокрасок, которые используются для окрашивания радиаторов, металлических печей и прочих элементов отопительного контура, приведен в этой статье.

Выводы и полезное видео по теме

Выбрать эмаль для окрашивания чугунного радиатора несложно, надо только внимательно смотреть на этикетку. И подборка видеоматериалов ниже обязательно поможет вам сориентироваться в существующих разновидностях термостойких радиаторных красок.

Правила выбора эмали для батарей отопления:

Как правильно следует красить чугунный радиатор:

Какой эмалью следует красить батареи:

Первой попавшейся на глаза краской радиатор отопления красить не стоит. Для этих целей следует выбирать специальные термостойкие эмали.

Если взять обычный лакокрасочный материал, то покрытие из него при нагреве батареи быстро придет в негодность. Также при выборе необходимо смотреть, чтобы среди компонентов не оказалось мела, желтеющего при нагреве.

Подыскиваете качественную краску для радиаторов отопления? Или есть опыт применения термостойких эмалей? Оставляйте, пожалуйста, комментарии к статье, задавайте вопросы и участвуйте в обсуждении материала.

Читайте также: