Какая разновидность печатной краски содержит металлический пигмент и выглядит как серебристая пленка

Обновлено: 17.05.2024

Вариантов воспроизведения металлизированных эффектов много, но не все они обеспечивают универсальность, удобство и точность подбора оттенка на оборудовании разных производителей. Рассмотрим варианты получения предсказуемого результата в зависимости от выбранной технологии: краски, пигменты, фольга.

Вариантов воспроизведения металлизированных эффектов много, но не все они обеспечивают универсальность, удобство и точность подбора оттенка на оборудовании разных производителей. Рассмотрим варианты получения предсказуемого результата в зависимости от выбранной технологии: краски, пигменты, фольга.

Восемь секунд достаточно продержаться на быке наезднику на родео. От трёх до семи секунд есть на то, чтобы привлечь внимание потребителя в условиях перенасыщения стимулами и товарами. И кому в итоге сложнее? Шансы преуспеть гораздо выше, если привлечь на помощь ассоциации, работающие на подсознательном уровне: золото, серебро, бронза — ими традиционно отмечали лучших.

Блеск и фактура металлизированных эффектов по-прежнему привлекают внимание и вызывают интерес — и на магазинной полке, и среди бумаг на столе. В некоторых сегментах упаковки, включая косметику, они уже стали практически стандартом. Помимо эстетики популярность металлизированных эффектов, которые гораздо сложнее воспроизвести, чем обычную многокрасочную печать, продиктована ещё и соображениями защиты.

Конкурс World Label Awards 2017: каберне Octopoda, цифровая печать (тонер)

Конкурс Gmund Award 2018: каталог, конгрев и тиснение фольгой

Точность по Pantone

Самый распространённый вариант получения точных оттенков — хорошо знакомый полиграфистам по обычным краскам стандарт Pantone, который также широко используется в варианте с металликами в качестве экономичной альтернативы тиснению фольгой. Популярность металлизированных красок растёт вместе с их качеством и удобством в работе. Уменьшенные частицы пигмента и новые связующие позволяют повышать линиатуру и воспроизводить более мелкие детали.

Веера Metallics Guide и Chips Book (вариант с отрывными образцами) содержат 354 металлизированных оттенка для упаковочной продукции (серия 10xxx) и 301 для коммерческой печати (870–877C и серия 8xxx). При подготовке макетов дизайнеры и полиграфисты зачастую ограничиваются серией 870–877C, которая поставляется в виде готовых красок, пригодных для длительного хранения, но её популярность отнюдь не означает универсальности.

Для печати упаковки Pantone рекомендует специализированные краски с повышенной стойкостью, что исключит повреждение продукции при производстве, транспортировке и складировании. При изготовлении красок серии 8xxx базовую металлизированную краску (Pantone Silver 10077 C или Pantone Rose Gold 10412 C) смешивают с другим стандартным оттенком.

Чтобы избежать недоразумений, в 2019 г. палитре Premium Metallics с пигментами на основе алюминия дали новое название — Packaging Metallics. Краски с пигментами Packaging Metallics не окисляются и не меняют оттенок; подходят для офсетной, глубокой, флексопечати и шёлкотрафарета; совместимы с картоном, бумагой, металлом и другими упаковочными материалами. Они дороже металлизированных красок для коммерческой печати, но лучше подходят для лакирования, в том числе водными и УФ -составами.

Для производителей упаковки из металла, в частности, двухкомпонентных алюминиевых банок, на выставке Labelexpo Europe 2019 также были представлены новые специализированные библиотеки Metal Deco, содержащие более 4000 прозрачных и кроющих цветов. Библиотеки обеспечивают точность воспроизведения цветов Pantone на блестящих металлических поверхностях и доступны как часть сервиса подписки PantoneLIVE Production — Print and Packaging.

Металлизированные краски, соответствующие палитре Pantone, есть в ассортименте практически всех крупных производителей. Отличаю тся они в основном пигментом и структурой частиц, причём наиболее приближены по отражающим характеристикам к фольге пигменты, полученные методом вакуумной металлизации (VMP).

Металлизированные краски против фольги

Блестящая точность выбора

Краски не всегда становятся полноценной заменой фольге, поскольку уступают ей и по яркости металлического блеска, и по стойкости. Запечаткой фольги (обычно серебряной) можно добиться множества разнообразных эффектов, подробнее о которых ниже. Тем не менее, у красок есть свои весомые преимущества.

  • Подходят как для плашек, так и для растровых изображений с высокой линиатурой (впрочем, это можно делать и с помощью фольги для холодного тиснения).
  • Доступны в широчайшей цветовой гамме: 655 оттенков (у Pantone).
  • Лучше смотрятся на печатной продукции, когда металлические оттенки доминируют в дизайне (например, при отделке обложки).
  • В отличие от фольги подходят для дизайнов с мелкой антиквой и выворотками, которые нужно напечатать на текстурном материале.
  • Обходятся дешевле тиснения фольгой и металлизированных материалов для печати.
  • Проще в переработке по сравнению с фольгой и металлизированным картоном для упаковки.

Ещё больше блеска

Сделать изображение ещё эффектнее можно нанесением — в том числе и в линию — лакового покрытия с матовыми или металлизированными пигментами. Раздел Specialty Coating веера Pantone Metallic Coated Guide содержит образцы с перламутровыми пигментами ECKART, добавленными к глянцевому УФ-лаку и нанесёнными флексографским способом.

Система Color-Logic: 250 металлизированных оттенков из пяти базовых цветов

Эффекты без смесевых «металликов»

Веера Pantone не оставляют возможности для разночтений при печати офсетом на бумаге. Но что если металлизированный оттенок нужно отпечатать на другом материале, да ещё и с покрытием? А если хочется получить сразу несколько металлизированных оттенков в одном продукте? Для предсказуемости без тестирования не обойтись.

Технология компании Color-Logic позволяет не только оценить возможности печатного оборудования, но и обеспечить предсказуемый результат с меньшими затратами. Для воспроизведения металлизированного цвета компания предлагает наносить в первой секции печатной машины специальную серебристую краску, а поверх неё — стандартную триаду. Приобретая металлический блеск, триадные краски одновременно выступают защитой для нижележащего серебристого слоя.

Предлагаемое компанией комплексное решение Process Metallic Color System подходит для трафаретной, гибридной, цифровой и офсетной печати, в том числе при печати на фольге или металлизированных материалах (с созданием белой маски). Возможна работа с УФ-красками и УФ-лаками. Ранее аналогичную технологию предлагала MetalFX (Publish экспериментировал с похожей технологией Exact Colour Print ещё в 2007 г., даже отпечатав с её помощью обложку (И. Терентьев. История с суперцветом), но в 2008 г. владелец компании закрыл это направление. Новый поставщик — Color-Logic — появился при активном содействии Ричарда Эйнджа, в свое время разработавшего систему MetalFX. Главные преимущества — простота и скорость. Для подготовки дизайна используются дополнительные программные модули для Adobe Creative Cloud и QuarkXPress. Важно, что в одном макете без удорожания проекта можно комбинировать сколько угодно металлизированных оттенков. Веерный каталог на 250 цветов с образцами эффектов для текста, иллюстраций и фотографий даёт представление о конечном результате. Одним из компонентов системы является приложение FX–Viewer — виртуальная цветопроба в формате 3D, демонстрирующая, как будет выглядеть изделие при попадании на него света. Приобретая решение Color-Logic, предприятие получает лицензию на выпуск собственных цветовых вееров, чтобы наглядно демонстрировать заказчикам и дизайнером возможности собственного печатного оборудования. Для оценки потенциала технологии офсетным типографиям предлагается базовый комплект из фирменной серебряной краски и тестовой формы. Для других печатных процессов (включая цифровые) типографии могут использовать собственные металлизированные краски.

Когда универсальность не принципиальна

Вариантов создания металлизированных эффектов много, но фирменных систем для получения предсказуемого цвета гораздо меньше. Как правило, такие библиотеки описывают сочетания «металлик + CMYK», которые можно отпечатать на интересующих типографию материалах и предложить клиентам для выбора. Полученным оттенкам можно присвоить уникальные номера для сохранения соответствующих комбинаций при обработке RIP. Этот подход работает и в офсете или флексографии, если есть холодная припрессовка фольги, и на цифровых широкоформатных устройствах с поддержкой металлизированных экосольвентных и УФ-чернил (Roland, Mimaki, Epson), а также на ЦПМ HP Indigo и Xerox. Металлизированными чернилами или тонером в этом случае можно заменять белый кроющий слой на тёмных материалах или, наоборот, выбирать металлизированные носители с нанесением на них белых чернил для сохранения контрастности. Ещё один вариант — нанесение фольги на ламинаторе с последующим запечатыванием для достижения нужного оттенка. К сожалению, у такого подхода есть серьёзный недостаток — он не является универсальным, поскольку отпечатанный типографией веер будет соответствовать уникальному сочетанию устройства печати, красок/чернил/тонера и материала. Таким веером придётся снабдить каждого клиента, с которым предприятие собирается работать. А это не особенно удобно, если только вы не крупная упаковочная типография, постоянно сотрудничающая с крупным же заказчиком. Для узкоспециализированных направлений практикуется создание собственных цветовых библиотек. Так, например, INX разработала и продолжает расширять линейку красок для прямой печати по металлу — с собственным цветовым каталогом на более чем 600 оттенков. Для точности цветопередачи все цвета напечатаны на металле. Цветовая библиотека INX доступна и в цифровой форме: компания разработала плагин Digital Color Library для графических программ Adobe, работающих с системой Adobe Standard Exchange (.ase).

INX: библиотека «металликов» для печати по металлам

Точность, проверенная временем

Выбор оптимальной технологии получения металлизированных эффектов определяется бумагой, необходимостью наносить покрытие, способом печати и желаемым эффектом.

Если для тиража выбрана шероховатая бумага без покрытия, серебряная краска будет казаться серой, а золотая — коричневой. В таких случаях надёжнее остановиться на тиснении фольгой: в отличие от краски фольга полностью остаётся на поверхности бумаги, обеспечивая блеск любых поверхностей и точное соответствие выбранному оттенку. Если раньше отделку фольгой выбирали в основном для премиальных товаров, то сейчас она прижилась и в сегменте товаров широкого потребления: нанесение фольги больше не ограничено по скорости и качеству.

Система Pantone не распространяется на фольгу: выбор металлических оттенков уже не ограничен золотым и серебряным, но всё же не так широк, как для библиотек красок. Цветная металлизированная фольга состоит из тонких слоёв клея, плёночного носителя, алюминия (наносится в вакууме) и лакового покрытия, определяющего цвет. Оно также защищает поверхность фольги.

Расширенный каталог фольги Art of Foil (Leonhard Kurz)

Ассортимент Leonhard Kurz — изобретателя фольги для тиснения — представлен в трёх стандартных каталогах: Luxor/Alufin (образцы оттенков золота и цветного металлика/серебряной фольги толщиной 12 мкм), Light Line Designs (дифракционная фольга), Colorit (образцы матовой, пигментной фольги). Впрочем, в этих трёх каталогах представлен только стандартный ассортимент фольги Kurz. Существует также расширенный каталог Art of Foil. Раз в год специалисты Leonhard Kurz добавляют к коллекции новые актуальные оттенки, учитывающие актуальные тенденции отделки печатной продукции. Сфера применения — самая широкая: от картонной и пластиковой упаковки и этикеток до рекламных буклетов и книжных обложек из синтетических материалов.

Среди предложений компании также есть специальные виды цифровой фольги, совместимые с тонерами — жидким HP ElectroInks и с сухими. На выставке Labelexpo Europe 2019 собственная станция цифрового фольгирования Kurz DM-Jetliner работала в линию с HP Indigo 6900. В этом случае предполагается, что фольга (обычно серебряная) наносится первой, после чего сразу запечатывается жидким тонером. Это позволяет получать широкое разнообразие эффектов. Однако такую технологию нельзя назвать универсальной, а для её воплощения в жизнь придётся отпечатать каталоги с образцами и выбирать нужный цвет на них вместе с заказчиками или дождаться сертификации этого процесса компанией Color-Logic.

Publish о получении металлизированных эффектов

Анна Баранова. Волшебство спецкрасок. Publish № 4, 2008

Сабина Ленц. Как превратить бумагу в металл? Publish № 8, 2005

Керри Пианофорте. Металлический цвет. Publish № 8, 2005

Ольга Варнавская. Красота неземная. Publish № 8, 2001

Металлические пигменты

Металлические пигменты

Металл всегда ценился дороже таких материалов, как глина, дерево или пластмасса, по причине своих физических свойств. Но если его нельзя использовать как основу, то можно пойти на хитрость, и нанести только поверх готового продукта. Таким образом, изделие приобретает все заметные человеческому глазу признаки металла – цвет и блеск. Промышленность взяла это на вооружение и вот уже несколько веков производит металлические пигменты.

Характеристики металлических пигментов

Характеристики металлических пигментов

Металлические пигменты – это тонкодисперсные порошки или пластинки, имеющие одинаковый состав с металлом или его сплавом. По факту, это и есть металл или сплав, но в измельченном виде.

По форме различают:

  • Гранулированные пигменты: сферические частицы в диаметре 2 мкм;
  • Чешуйчатые пигменты: толщина 0,5-1,0 мкм и длина 50-70 мкм. Обычно содержат «смазки» в виде органических кислот, парафина, масел и др. Так, удается облегчить процесс дробления металла. Благодаря этим добавкам, вокруг частиц образуются оболочки, которые не дают им слипаться. Это увеличивает срок хранения краски, окисление воздухом замедляется, а смачивание пленкообразующим улучшается.
  • Дендритные пигменты: усредненное значение.

Таблица. Металлические пигменты.

НазваниеФормулаСтандартыПлотность, 10 3 кг/м 3 Cредний размер частиц, мкмOбласти применения
гранулычешуйки
1. Пудра алюминиевая Al ГОСТ 5494–71 ISO 1247 ASTM D962 DIN 55923 BS 388 2,5–2,7 2 до 50 Антикоррозионные краски, покрытия для наружных работ, для транспортных средств, дисперсионные краски, типографские краски, электропроводящие покрытия, ЛКМ для декоративных и светотехнических целей
2. Цинковая пыль Zn ISO 3549 ASTM D520-51 DIN 55969 BS 3982 7,0–7,1 2–9 4–10 Антикоррозионные грунты и покрытия
3. Порошки:
меди Cu ASTM D964-48T 7,6–8,0 0,1–20 8–10 Декоративные покрытия, полиграфические краски, необрастающие покрытия
бронзы (Zn — 30 %) Cu, Zn ASTM D267-41
4. Порошки нержавеющих сталей Fe, Cr, Ni 7,6 13–40 Антикоррозионные краски

Виды металлических пигментов

Виды металлических пигментов

В зависимости от металла, который стал исходником, различают следующие пигменты:

  • Из золота: производят в виде порошка или листов. Таким покрытиям не страшны воздействия кислот (кроме царской водки) и температуры до 1000С;
  • Из меди: для создания медных металлических пигментов используют медь и бронзовые порошки, которые получаются из сплавов меди с оловом, цинком и т.д;
  • Из серебра: аналогично золоту, бывает в виде порошка и листа. Отличием именно серебряного пигмента от пигментов серебристого цвета считается его почернение в местах, где лак потрескался. Так проявляет себя воздействие сероводорода воздуха. Пигмент не устойчив к царской водке;
  • Из олова: вступает в реакцию с минеральными кислотами и горячими концентрированными щелочами;
  • Из алюминия: взаимодействует с кислотами и щелочами, поэтому используют с нейтральным пленкообразующим. Такие краски быстро загустевают, поэтому их поставляют в виде основного вещества и растворителя в соотношении ~ 65% / 35%. Также может встречаться в виде пудры. Ее частицы покрываются термореактивным полимером (например, эпоксидной смолой). Они смешиваются с лаком непосредственно перед использованием.
  • Из цинка: уязвим к действию соляной кислоты.

Алюминиевая пудра и цинковая пыль пользуются наибольшей популярностью.

Исходником для металлических бывают и перламутровые пигменты. Их получают из ракушек.

Примерный процентный состав красок с металлическими пигментами, которые безопасно контактируют с продуктами и игрушками:

Самые известные и популярные представители красок с металлическими пигментами – это Mixon, Caparol, Colorex, DAP, Dulux и т.д. Они зарекомендовали себя на рынке как качественные, долговечные, устойчивые к погодным воздействиям краски. Металлические пигменты в их составе очень точно повторяют настоящий блеск металла.

Требования к металлическим пигментам

Главное условие качественного металлического пигмента – это светоотражение и искрение. Мелкие элементы с разной формой и большим расстоянием между частицами не дают желаемого серебристого металлика. В результате, обычный серый цвет. Чтобы было желаемое искрение, нужен отражательный эффект, который получается при размере частиц как минимум 25 микрон. С точки зрения физики, металлический эффект появляется, когда в отраженном свете сочетаются и отражение, и рассеивание одновременно. Немаловажна форма частиц и их распределение.

Преимущества металлических пигментов

  • Совершенно непрозрачны как для видимого, так и для УФ-излучения, поэтому отличаются высокими закрашивающими свойствами;
  • Хорошо проводят электричество, тепло;
  • Качественно отражают свет;
  • Отсутствие загрязнения окружающей среды;

Применение металлических пигментов

Применение металлических пигментов

Благодаря своим физико-химическим особенностям, металлические пигменты используют для изготовлении красок и эмалей, которые обладают отражательной способностью, устойчивостью к температурам, и практически не вступают в реакцию с газами и водой, а также веществами, провоцирующими коррозию.

Краски с металлическими пигментами обладают солнцезащитными свойствами, атмосфероустойчивы.

Они нашли применение в покраске:

  • бензохранилищ;
  • холодильных установок;
  • результатов строительной промышленности;
  • в типографии;
  • рекламе;
  • светотехнике.

Процесс окрашивания осуществляют одним из 2-х способов:

  1. покрытие на тинктуре: металлические пигменты в виде порошка или пудры смешивают с тинктурой и с помощью тонкой кисти наносят на требуемую поверхность. «Минус» такого способа – блеск изделия сохранится ненадолго;
  2. покрытие на «отлип»: изделие лакируют в несколько слоев; последний слой не просушивают до конца, а дожидаются момента, когда при надавливании будет оставаться слабый отпечаток. Только тогда наносят бронзовый пигмент. Затем бронзу втирают в лак. Остатки лака струшивают, а изделие покрывают мягкой тканью. Таким образом, получается качественная имитация металла. Но тонкий слой покрытия не прослужит долгое время, и вскоре основа будет виднеться из-под него. Сгладить эти «пятна» можно, если заранее покрыть основу грунтовкой соответствующего цвета. Так, белый и серый грунты подходят под алюминиевую пудру, а желто-коричневый – под бронзу.

Растворы готовят на основе эмалита или целлулоида.

Полезные советы в применении металлических пигментов

Чтобы процесс окраски прошел удачно и с минимальными потерями, важно придерживаться таких правил:

  • необходимая температура для смешивания и использования сухих красок +5 ÷ 25С;
  • сухие пигменты должны быть настолько мелкими, чтобы просеиваться через сито;
  • в зависимости от вязкости краски и вида поверхности можно использовать кисть, валик или пульверизатор;
  • чтобы не было потеков, красьте тонкими слоями;
  • временной промежуток между нанесением слоев может достигать 24 часов;
  • размешивать раствор лучше дрелью или миксером;
  • когда сухой пигмент добавлен к растворителю, следует ждать примерно 10 минут. За это время краска настаивается;
  • к подготовке поверхности к окраске относятся устранение неровностей, нанесение штукатурки.

Производство металлических пигментов

Производство металлических пигментов

Лакокрасочная отрасль считается основным потребителем пигментов, в том числе, и металлических. Интерес к ним обретает новую жизнь не только на нашем рынке металлических пигментов, но и за рубежом.

Естественно «подогревают интерес» именно краски. Их используют, в первую очередь, для автопрома. Второе место занимают строительные конструкции, третье – пленки, четвертое – упаковка, пятое – дизайн и оформление и т.д. В начале тысячелетия объем рынка металлических пигментов составлял около 3 млн тонн, в 2004 году – 2,6 млн тонн, в 2005 – 2,9. К началу 2017 года прогнозируют увеличение мирового рынка до 5-10 млн тонн.

До экономического кризиса Евросоюз и США были главными потребителями на рынке металлических пигментов: около 40% от общего объема. Сейчас европейский рынок сохранил свое первенство. Активнее стали вести себя на рынке страны Азии. За 10 лет потребление у них возросло до 50%. Быстро строятся предприятия по производству пигментов, которые вскоре должны составить конкуренцию европейским титанам.

Главными производителями цветных пигментов в Европе считаются немецкие и британские компании. Белые пигменты делают в Скандинавии.

Двигателем расширения рынка пигментов является строительная отрасль промышленности, которая входит в «тройку» основных потребителей лаков, красок и т.д. На лакокрасочную промышленности приходится порядка 43% всего спроса. Растет спрос на печатную упаковку, как экологический вид тары, поэтому востребованность в печатных красках также увеличится.

Лакокрасочная промышленность по праву занимает лидирующие позиции в мировой экономике. Благодаря ей, развивается рынок пигментов, в том числе, металлических. С их помощью легко подобрать свой идеальный оттенок, который будет не просто блестеть, но и переливаться на солнце, как настоящий драгоценный металл.

материалы по теме

Железооксидные пигменты

Железооксидные пигменты

В промышленности применяется большое количество разнообразных красящих веществ. В основе красителя лежит пигмент - вещество, которое способно изменить материал, а именно наделить его цветом, свойством непрозрачности, либо обеспечить защиту материала, например, защитить его от коррозии. Обычно этим термином пользуются при выделении красителей неорганического происхождения.

Обработка металлических конструкций

Обработка металлических конструкций

Лакокрасочная промышленность представляет собой отрасль, которая способна производить различные товары, необходимые человеку в повседневной жизни и его трудовой деятельности. Это позволяет разрабатывать новые технологии для выпуска более качественной продукции. Например, если рассматривать каждую отрасль отдельно, то в ней, так или иначе будут использованы лакокрасочные товары. В строительстве без применения определённых эмульсий и веществ просто не обойтись.

Производство пигментов

Производство пигментов

Очень часто при изготовлении различных лакокрасочных материалов используют всевозможные химические вещества и составы, позволяющие при помощи железооксидных пигментов создавать достаточно качественные товары. Всё зависит от того, для чего будет впоследствии предназначен лакокрасочный товар.

Металлизированные краски для офсетной печати

В настоящее время требования к печатной продукции очень высоки — каждый покупатель хочет видеть свой продукт ярким, запоминающимся и, по возможности, эксклюзивным. Поэтому дизайн печатной продукции тщательно разрабатывается, при этом используются все возможные решения для отделки, такие как выборочное лакирование, лакирование УФ-лаками, тиснение фольгой и, конечно же, печать металлизированными красками. Когда дизайн продукта готов, приступают к самому главному — подбору материалов непосредственно для печати тиража.

Поскольку заказчик хочет получить продукцию, выполненную по «высшему разряду», то и требования к расходным материалам очень высоки. Металлический эффект оттиска всегда придавал печатной продукции особый шарм и привлекательность, поэтому остановимся на отделке печатной продукции металлизированными красками.

Сегодня на рынке представлено большое количество компаний-производителей, которые имеют в своем ассортименте металлизированные краски, однако, как правило, поставщиком номер один пигмента для изготовления этих металлизированных красок в Европе является фирма ECKART GmbH.

В настоящее время компании-производители предлагают не слишком большой ассортимент металлизированных красок — обычно это золото, серебро и линейка цветов серии Pantone 871-877. Ассортимент же готовых металлизированных красок фирмы ECKART GmbH весьма широк — это краски стандартной линейки, серия Pantone, серия «Супер Глосс», краски для растровой печати, для УФ-печати, с пониженным содержанием органических растворителей, на основе алюминиевого пигмента, более химически инертные, и, конечно же, краски для популярной сегодня технологии MetalFX.


Уже ушли в прошлое времена, когда для печати использовались двухкомпонентные металлизированные краски, поскольку новые разработки однокомпонентных красок обладают всеми преимуществами двухкомпонентных металлизированных красок и, что особенно важно, более удобны в применении. Исследования и разработки в области производства металлических пигментов, связующих и рецептуры изготовления краски позволили использовать металлизированные краски точно так же, как обычные триадные краски, без дополнительных настроек печатной машины. При печати металлизированными красками качество печати, так же как и при печати традиционными красками, в основном будет зависеть от следующих важных факторов:

  • марка бумаги или картона (запечатываемый материал);
  • увлажняющие растворы и добавки;
  • тип печатной машины;
  • условия в печатном цехе;
  • требования к дальнейшей отделке;
  • условия сушки;
  • качество печатной краски.

Марка бумаги или картона (запечатываемый материал)

Качество печатных оттисков и время сушки металлизированных красок существенно зависят от запечатываемого материала. Наилучшее качество оттиска достигается при печати на качественных мелованных, глянцевых бумагах. Однако при этом следует обращать внимание на качество мелования, поскольку впитывающая способность многих внешне блестящих и привлекательных бумаг может быть чрезмерно высокой, что приводит к проникновению связующего слишком глубоко в поверхность бумаги и вызывает эффект «меления», то есть пигмент не задерживается на поверхности бумаги. Для устранения подобного эффекта рекомендуется запечатывать поверхность бумаги специально разработанными грунтовками (праймерами): для золотой краски — серии 99 0237, а для серебряной — серии 99 0559. Из положения можно выйти и при помощи подручных средств, например запечатать бумагу либо олифой, либо краской (под золотую краску, как правило, идет желтая, а под серебро — голубая).

На закрепление краски может влиять и значение рН поверхности бумаги. Для качественной печати величина рН бумаги не должна быть ниже 5,0. В случае если необходимо изменить рН поверхности, можно также использовать специально разработанные праймеры для золотых и серебряных красок, олифу или лак. Если заранее известно, что бумага проблематична, можно добавить к печатной краске до 10% быстросохнущей олифы. Эту добавку нужно проводить непосредственно перед печатью во избежание потери блеска металлизированной краски, которая может проявиться в течение 24 часов. Эти шаги помогут решить проблемы, однако оптимальный эффект достигается, конечно, при использовании качественной мелованной бумаги.

Матовые сорта бумаги могут давать хороший внешний эффект, но в случае применения металлизированных красок оттиски наиболее подвержены истираемости, поэтому печатный оттиск рекомендуется лакировать.

Увлажняющие растворы и добавки

Увлажняющие растворы и добавки к ним играют огромную роль в поведении печатной краски в машине и могут влиять на высыхание краски.

Значение рН увлажняющего раствора является важнейшим фактором для получения хороших результатов. Если значение рН увлажняющего раствора высокое, то ухудшаются печатные свойства, а если низкое — краска плохо закрепляется и возможно выцветание металлического пигмента. Для оптимального качества печати рН увлажняющего раствора должен варьироваться в диапазоне 5,0-5,5. При использовании буферных увлажняющих растворов помимо значения рН важно знать содержание электролита (содержание солей) воды, поскольку важную роль играет показатель электропроводности.

Добавление в увлажняющий раствор спирта позволяет уменьшить эмульгирование краски, однако избыток спирта может привести к потере вязкости краски, возникновению эмульгирования и искажению оттенка краски. В целом добавка спирта не должна превышать 10%.

Для достижения лучшего качества необходимо детально рассмотреть и обсудить с поставщиком все вспомогательные материалы, которые могут быть использованы при печати тиража.

Необходимо отметить, что в металлизированные краски, если это необходимо, можно добавлять вспомогательные вещества, регулирующие свойства краски, такие как вязкость, липкость, истираемость, скорость закрепления, но их процентное содержание не должно превышать рекомендуемого изготовителем.

Тип печатной машины, формы и условия в печатном цехе

Тип печатной машины и ее техническое состояние играют важную роль для получения качественного оттиска при работе с любыми красками, поэтому необходимо содержать машину в хорошем рабочем состоянии и следить за ее настройкой.

Условия в печатном цехе — это не менее важный фактор, от которого зависит качество печатного оттиска. Колебания температуры и сквозняки могут повлиять на водный баланс и распределение краски. В идеальном случае печатные помещения должны быть оснащены климатическими камерами, а на печатные машины и оттиски не должны падать прямые солнечные лучи.

При печати тиражей с большим процентом запечатки металлизированной краской рекомендуется использовать офсетные пластины (аналоговые или CTP) с термообработкой, так как металлические частицы пигмента ускоряют изнашивание печатной формы и снижают ее тиражестойкость.

Требования к дальнейшей отделке

Большинство печатной продукции нуждается в последующей обработке, и для того, чтобы качество конечного продукта действительно было превосходным, необходимо учитывать совместимость краски и отделочных материалов. Для этого рекомендуется обращаться к соответствующим поставщикам для предоставления технической и технологической информации по используемым материалам. Учитывая характеристику и технологические параметры материалов, можно использовать для отделки огромное количество лаков, фольги, блистерной упаковки, ламинировать оттиски и т.п. Хотя сегодня металлизированными красками печатают так же, как и обычными цветными красками, все же для получения желаемой облагороженной продукции необходимо принимать во внимание многие параметры.

При печати металлизированными красками в линию «по сырому» желательно, чтобы металлизированная краска шла на последней секции. Наибольший глянец металлизированному оттиску придаст лакирование хорошо высохшего оттиска, например при использовании новой серии красок MetalStar 06 7000 n.l.silver на основе пигмента non leafing (не всплывающего) металлический эффект при лакировании не гасится, а возрастает. Последующее лакирование УФ-лаками красок этой серии позволяет избегать scratch-эффекта, который очень часто возникает при печати традиционными металлизированными красками с последующим УФ-лакированием.

Для защиты металлизированного оттиска от истирания и окисления рекомендуется лакировать оттиск водными лаками, при УФ-лакировании рекомендуется использовать праймеры, в качестве которых служат водно-дисперсионные лаки. Самыми подходящими для лакирования и дальнейшей обработки являются наиболее химически инертные краски MetalStar (серия Super ECO и серия MetalStar Alugold).

Условия сушки

Процесс сушки печатных оттисков зависит от многих печатных параметров, например от качества бумаги и ее марки, увлажняющего раствора, температуры воздуха и его влажности, температуры в стапеле и влажности в нем, а также от многого другого.

Краски MetalStar закрепляются так же, как и обычные офсетные краски. К плохо сохнущей краске может быть добавлен сиккатив в количестве, рекомендуемом поставщиком (обычно не более 2-3%). Однако эти продукты могут через некоторое время вызвать выцветание печатной краски и поэтому добавляются только в качестве «первой помощи» непосредственно перед печатью. Оставшаяся после печати краска не должна больше использоваться, иначе изменение цвета краски станет неизбежным.


Качество печатной краски

Качество печатной краски есть и остается важнейшим фактором для реализации качественной печати. Поэтому следует правильно подобрать серию краски для конкретного вида работ и бумаг.

Большинство марок металлизированных красок при правильном использовании гарантируют высокое качество продукта и высокое качество печати.

В процессе изготовления все краски постоянно и строго контролируются в соответствии со стандартом качества DIN ISO 9001, что обеспечивает высокое и стабильное качество продукта.

Ассортимент поставляемых красок

Наиболее популярными и используемыми сериями сегодня являются краски, приведенные в табл. 1.

Отдельно отметим несколько серий металлизированных красок, которые помогут самым требовательным клиентам получить желаемый результат.

Таблица 1. Наиболее популярные серии маталлизированных красок

Серия MetalStar Standard.

Стандартная серия металлизированных красок, предназначенных для печати

Серия MetalStar Super Glosss.

Серия металлизированных красок

с повышенным глянцем и блеском

для печати офсетным способом

Серия MetalStar UV.

Серия металлизированных красок,

предназначенных для УФ-печати (поставляется серия для печати на пластике и на бумаге)

07 0001 Rich Gold

07 2001 Super Gloss Rich Gold

21 2001 Rich Gold

07 0002 Rich Pale Gold

07 2002 Super Gloss Rich Pale Gold

21 2002 Rich Pale Gold

07 0003 MIPP Gold

07 2003 Super Gloss MIPP Gold

21 2003 Pale Gold

07 0004 Pale Gold

07 2004 Super Gloss Pale Gold

07 0005 MIPP Silver

07 2007 Super Gloss Silver

07 0020 Gloss Silver

Серия MetalStar Standart PANTONE.

офсетным способом (соответствуют оттенкам каталога Pantone)

Серия MetalStar Super Glosss PANTONE.

с повышенным глянцем и блеском для печати офсетным способом (соответствуют оттенкам каталога Pantone)

Серия MetalStar Pantone UV.

Серия металлизированных красок, предназначенных для УФ-печати (соответствуют оттенкам каталога Pantone). Поставляется серия для печати на пластике и на бумаге

PANTONE 871 07 2871

PANTONE 871 07 4871

PANTONE 871 21 4871

PANTONE 872 07 2872

PANTONE 872 07 4872

PANTONE 872 21 4872

PANTONE 873 07 2873

PANTONE 873 07 4873

PANTONE 873 21 4873

PANTONE 874 07 2874

PANTONE 874 07 4874

PANTONE 874 21 4874

PANTONE 875 07 2875

PANTONE 875 07 4875

PANTONE 875 21 4875

PANTONE 876 07 2876

PANTONE 876 07 4876

PANTONE 876 21 4876

PANTONE 877 07 2877

PANTONE 877 07 4877

PANTONE 877 21 4877

Серия MetalStar Alugold 06

Металлизированные краски для листового офсета, изготавливаемые на основе алюминиевого пигмента и являющиеся более химически инертными по сравнению с другими сериями красок. Краски этой серии менее подвержены окислению, действию повышенной температуры и не изменяют цвет при последующей отделке, например лакировании. Эти краски целесообразно использовать при печати этикеток для продукции, которая будет упакована в термопленку. Этикетка, отпечатанная краской стандартной серии, при контакте с пленкой и под действием температуры может изменить цвет или даже обесцветиться, но при применении серии Alugold этого удастся избежать. Еще одним преимуществом данной серии является то, что продукция, отпечатанная этой краской, наиболее сильный эффект блеска дает при люминесцентном освещении, которое используют в торговых витринах. Таким образом, этикетка, отпечатанная этой серией красок, будет выглядеть еще более привлекательно.

Серия MetalStar Super ECO

MetalStar Super ECO 08 (low V.O.C) — краска для листового офсета с низким содержанием V.O.C. (углеводородных растворителей). MetalStar Super ECO 08 — серия оксидативно сохнущих красок — обладает прекрасными печатными свойствами, блеском и быстрой сушкой на пластиковых поверхностях, ламинированном картоне и других невпитывающих поверхностях. Краски этой серии прекрасно лакируются любыми лаками и ламинируются.

MetalStar Super ECO 09 (low V.O.C) — серия металлизированных красок для печати на невпитывающих поверхностях с пониженным содержанием органических растворителей, без запаха. Эта краска предназначена для печати упаковки пищевых продуктов с непрямым контактом. Краска превосходно лакируется любыми лаками и имеет высокую устойчивость к истиранию.

MetalStar Super ECO 10 — серия металлизированных красок изготовлена полностью на натуральных маслах и в настоящее время является, пожалуй, самой экологичной металлизированной краской для офсета. Эта краска обладает прекрасными печатными свойствами, высокой стабильностью и может подвергаться любой последующей отделке без ущерба качеству оттиска.


Металлизированные краски для технологии MetalFX

Впервые на drupa 2004 британской фирмой MetalFX Technology Limited совместно с несколькими крупными производителями красок и пигментов была представлена принципиально новая система получения цветных металлизированных красок, отличная от системы Pantone. Принцип этой технологии заключается в последовательности наложения металлизированных и триадных красок и их специальном цветоделении. Таким образом, за один прогон на пятикрасочной машине стало можно получить огромное количество металлизированных оттенков путем использования только металлизированной краски MetalFX Base silver (серебро или золото) и триадной краски.

С помощью MFX-технологии можно получить различные печатные эффекты, например голографический, эффект свечения, трехмерный эффект, ну и, конечно, яркий металлический эффект. К настоящему времени в России уже достаточное количество типографий внедрили у себя на производстве эту технологию.

Краска серебрянка

Краска серебрянка

В современном мире имеется большое количество разновидностей лакокрасочной продукции, которая предназначена для нанесения на различные поверхности. Серебряные краски получили широкое распространение. Она используются и для деревянных поверхностей, и для металлических.

Характеристики серебрянки

Характеристики серебрянки

Краска серебрянка представляет собой особый вид лакокрасочной продукции. Она обладает насыщенным серебряным цветом, который способен украсить любое изделий. Такой краской можно с легкостью покрыть металлические и деревянные изделия. Она ложится плотным и ровным слоем. Благодаря этому скрываются все дефекты поверхности. К тому же с данным красящим, составом любое изделие приобретает более привлекательный внешний вид с эстетической точки зрения.

Свое название серебрянка получила благодаря тому, что на поверхности любого материала после ее нанесения образуется небольшой слой тонкой пленки, которая обладает серебристым оттенком. Благодаря особой структуре краски на поверхности практически не образуется никаких подтеков и трещинок. Пленка имеет достаточно плотную структуру, которая не расслаивается со временем.

Серебрянка может быть использована не только в качестве декоративной отделки отдельных материалов, но и для того, чтобы защитить их от воздействия окружающей среды. Она благодаря своему плотному и ровному покрытию предотвращает образование на поверхности изделия ржавчины или коррозии. Она не дает воздуху или воде проникнуть в структуру металлов и других материалов.

Состав серебрянки

Такой тип краски относится к разряду алюминиевых.

В своем составе она преимущественно содержит:

Благодаря смешиванию данных компонентов образуется вещество по своей структуре напоминающее суспензию. У каждого производителя серебрянки имеется свой секрет производства этого красящего вещества. Серебрянка краска состав имеет совершенно простой. Необходимо смешать всего два основных компонента и добавить при необходимости дополнительные вещества.

Внимание: При производстве серебрянки используется различное соотношение компонентов. В составе любого красящего вещества они должны быть указаны на упаковке.

В основном производители для изготовления обычной серебрянки для дерева или для металлов используют от десяти до двадцати процентов алюминиевой или цинковой пудры и девяносто или восемьдесят процентов лака. В некоторых случаях данные пропорции меняются в зависимости от того, для создания какого эффекта требуется красящее вещество.

Применение серебрянки

Применение серебрянки

Серебрянка получила широкое распространение как в бытовой сфере, так и в промышленной. Она используется в быту в большей степени, для декоративной отделки изделий. Она служить для того, чтобы наносить ее на ограждения домов, чтобы они выглядели более привлекательным. Предметы интерьера из дерева или металлов покрываются таким лакокрасочным веществом для того, чтобы они выглядели более органично. Такой краской покрывают даже бассейны.

В промышленных масштабах использование данной краски обусловлено тем, что необходимо защищать оборудование и другие предметы от образования коррозии.

Как известно, это лакокрасочное вещество покрывает изделия из металлов плотной пленкой, которая выполняет защитную функцию.

Краску серебрянку не редко используют для того, чтобы покрывать ею моты и различные ограждения. Она значительно увеличивает стойкость предметов к условиям окружающей среды, которые не всегда являются благоприятными.

Покраска серебрянкой является достаточно простым процессом. Ведь она обладает достаточно плотной структурой и практически не оставляет разводов и полос. Она ложится ровным и аккуратным слоем.

Для начала краску необходимо тщательным образом перемешать. После этого можно занять подготовкой поверхности к покраске. Если она металлическая, то следует сначала тщательно ее очистить от неровностей и ржавчины, если она имеется. При необходимости для создания ровного материала необходимо нанести грунтовку. Только после ее высыхания следует приступать к покраске.

Если поверхность является деревянной, то нужно сначала ее выровнять при помощи наждачной бумаги, чтобы отшкурить все неровности. После этого нанести краску.

Краску нужно наносить при помощи валика, кисти или специального распылителя. В любом случае можно делать это в один слой или в несколько. В каждом отдельном случае количество слоев определяется индивидуально и зависит от того, какое состояние у поверхности.

Разведение краски серебрянки

Разведение краски серебрянки

Многие люди используют краску серебрянку в домашних условиях для покраски отдельных предметов. Для этой цели приобретается либо уже готовая разведенная краска, либо порошок алюминия. Его необходимо разводить самостоятельно. Сделать это можно без труда, если знать, как развести серебрянку самостоятельно. Для этой цели можно использовать лак или олифу. В результате можно получить в домашних условиях краску, которая позволит обработать большую площадь поверхности. Разводить необходимо порошок или олифу в пропорции один к четырем. Также можно воспользоваться пропорциональным соотношением одного к трем. Все зависит от того, какой интенсивности и структуры краски потребитель планирует получить.

Если окрашивание поверхностей будет осуществлять при помощи специального пульверизатора, то тогда необходимо использовать олифу и порошок алюминия в пропорции один к одному. Полученным составом можно окрашивать и металлические и деревянные поверхности.

Статьи по теме

Синтез цвета

Синтез цвета

Процесс получения различных цветов с помощью нескольких основных (первичных) излучений или красок называется цветовым синтезом. Существует два принципиально различных метода цветового синтеза: аддитивный и субтрактивный синтезы.

Гибридные краски

Гибридные краски

Процесс разработки гибридных красок ведется уже относительно давно. Он начался в Европе 20 лет назад. С 1999 года в США фирма "Кьюр" совместно с "Сан Кемикэл" и "Графекс" продолжали исследования.

Алкидная краска

Алкидная краска

Лакокрасочные материалы на растворителях содержат в своем составе летучий органический растворитель, испаряющийся в процессе высыхания.

Водно-дисперсионная краска

Водно-дисперсионная краска

Водно-дисперсионные краски (или водорастворимые, или латексные, как их иногда называют) относятся к числу наиболее экономичных и удобных в нанесении продуктов.

Фолиевые краски

Фолиевые краски

Tough Tex Plus предназначены для печати на не впитывающих материалах: пленках, самоклеящихся материалах, пластиках, металлизированных бумагах, ламинате, при этом материал, как правило, проходит предварительную обработку коронатором.

Металлизированная краска

Металлизированная краска

Настоящего золота или серебра в современных металлических печатных красках, конечно же, нет. Но они очень удачно имитируют благородные металлы, так как на треть состоят из металлических пигментов серебристого или золотистого цвета.

Биоцидные средства

Биоцидные средства

Биоциды – вещества, действие которых направлено против живых организмов.

Характеристики водоэмульсионной краски

Характеристики водоэмульсионной краски

В процессе отделки помещений и наружных объектов применяется большое количество материалов. Лакокрасочные материалы занимают особое место. Они покрывают поверхности тонким декоративным слоем.

Об истории и классификации печатных красок

Печатные краски — это один из основных материалов в полиграфическом производстве. Говоря о печатных красках, мы подразумеваем краски для офсета, флексографии, трафарета и т.п. Что в них общего и чем они отличаются — читайте в сегодняшнем обзоре.

Немного истории

По определению, любая краска — это смесь пигмента со связующим веществом. Исходя из этого, конечно если не принимать во внимание наскальную живопись, самыми древними красками можно считать чернила для письма.

Наиболее ранние дошедшие до нас сведения о чернилах относятся примерно к 1300­1400 гг. до н.э. (Китай и Египет), однако подлинные записи тех времен не сохранились. Принято считать, что эти чернила делали из ламповой сажи, которую смешивали с растительным клеем. Писали такими чернилами при помощи кисти или заостренной палочки.

Понятно, что в те времена пигменты для красок изготавливались из натурального растительного или минерального сырья. Так, одной из наиболее ранних применявшихся красок была красная охра, с помощью которой выполнены рисунки в египетской «Книге мертвых» (папирус Ani; ок. 1300 г. до н.э.). Традиционно также использовали зеленую ярь­медянку и синюю ляпис­лазурь.

Рис. 1. Фрагмент папируса Ani

Рис. 1. Фрагмент папируса Ani

Практически такие же краски применялись для нанесения рисунка на ткани, а впоследствии и для печати на бумаге с деревянных досок высокой печатью — дерево между буквами и другими печатающими элементами удаляли так, чтобы они рельефно выступали. При таком способе печатания книг (ксилографические издания) необходимо было вырезать блоки отдельно для каждой страницы. Вырезанные формы покрывали краской и оттискивали изображение на бумагу.

Следующим шагом в развитии книгопечатания было изобретение наборного шрифта. В 1440 году Иоганн Гуттенберг, золотых дел мастер из Майнца, нашедший политическое убежище в Страсбурге, занялся опытами по книгопечатанию. Около 1450 года он добился определенных успехов, которые уже оправдали коммерческое использование его изобретения. Гуттенберг применил литой металлический шрифт, который и использовал для печатания своей знаменитой Библии, вышедшей в свет в 1456 году.

Достижение Гуттенберга состоит не только в том, что он изобрел книгопечатание подвижными литерами, но и в том, что типографская краска, которую делал Гуттенберг, хорошо приставала к металлическому шрифту и по своему составу отличалась от той, которую применяли при печатании с деревянных досок.

Краски, необходимые для книгопечатания, должны были хорошо смачивать поверхность металлического шрифта и хорошо удерживаться на нем, давать четкий оттиск, не расплываться, не проступать сквозь бумагу и не оставлять пятен. Эти старинные типографские краски сохраняют свой черный цвет вот уже более четырехсот лет. Состав их хранился в тайне. Известно только, что при изготовлении своих красок Гуттенберг использовал ламповую сажу и хлопковое масло.

Ученик Гуттенберга — Петер Шеффер при печатании уже применял цветные краски (синюю и красную). Его Псалтырь, датированная 1457 годом, и есть самый ранний известный нам образец многокрасочной — в три прогона — печати. Правда, формы на первых порах раскрашивались вручную. Со временем книги начали иллюстрировать при помощи многокрасочной ксилографии и других разновидностей гравированных изображений.

Первые записанные сведения, которые дают представление о составе красок, принадлежат Джозефу Моксону из Йоркшира (Англия). Он начал ежемесячно издавать отдельными выпусками брошюры, объединенные общим названием «Упражнения в механике, или Как искусно делать вещи». В 1683 году 24 выпуска были изданы отдельной книгой, которая была переиздана в 1958­м в издательстве «Оксфорд юниверсити пресс». В этой книге Моксон описал процесс изготовления типографских красок «по голландскому способу». Кроме того, он писал о том, как доводят до соответствующей консистенции льняное масло. Его кипятили до тех пор, пока оно не вспыхивало. Пламя гасили металлической крышкой. Затем маслу давали вспыхнуть снова и т.д., пока оно не приобретало нужную консистенцию.

Моксон пишет: «Чтобы проверить, достаточно ли загустело масло, капни три или четыре капли на стол и дай им остыть. Затем смажь маслом указательный или средний и большой пальцы. Если масло хорошо загустело, оно при разлипании пальцев будет тянуться подобно смоле. В противном случае кипяти масло и поджигай его до тех пор, пока оно не достигнет нужной вязкости».

Революцию в репродуцировании произвел Ж. Леблон, который в 1719 году получил в Лондоне патент на многокрасочную печать с трех форм путем смешивания трех основных красок: «Новый способ размножения картин и рисунков в натуральных красках». Очень скоро к триаде добавили четвертую — черную краску.

Следующей вехой в истории развития печатных красок можно считать издание книги «Практическое руководство по печатному делу», написанную в 1728 году французским печатником Фертелем из Сен­Омера. В ней он упоминает о льняном и ореховом (из грецких орехов) маслах, утверждая, что конопляное и сурепное масла применяют редко. Он описывает способ получения копоти при помощи полотняного или деревянного навеса, под которым сжигают смолу. Как он пишет, «этим способом получают копоть, необходимую в нашем ремесле».

Он предлагал использовать два сорта олифы — грубую и тонкую, причем последнюю — для красных типографских красок. Фертель особенно подчеркивает необходимость строгого соблюдения количественного соотношения компонентов и перечисляет применяемые в печатном деле пигменты, в том числе свинцовые белила, придающие краскам более яркие оттенки.

В другой книге Бретон, придворный печатник короля Франции, в изданной им «Методической энциклопедии» подтверждает, что для получения хорошей олифы пригодны только льняное и ореховое масла. Он добавляет: «Правда, иногда используют конопляное и сурепное масла для печатания дешевых изданий».

Знаменитый французский гравер по дереву Папийон в своем труде «Исторический и практический обзор искусства гравировки по дереву» (Париж, 1776 г.) упоминает, что «ореховое масло лучше льняного».

В 1797 году А. Зенефельдер изобрел литографию, которая быстро превратилась в цветную «хромолитографию». Наконец, в 1818 году на окраине Парижа открылся первый в мире завод печатных красок Н. Лорилье.

В шестом издании «Британской энциклопедии» (1823 г.) появилась важная статья о типографских красках, в которой они были рассмотрены более подробно. В ней кратко сформулированы свойства, которыми должна обладать хорошая печатная краска, — «печатать чисто и легко . иметь насыщенный черный цвет, легко смываться со шрифта, быстро высыхать, не выцветать со временем». Последнее, наиболее важное свойство, достигают, как написано в статье, «поджиганием масла и последующим гашением огня путем закрывания сосуда».

Для того чтобы краска легко смывалась со шрифта, в нее добавляют мыло. Чистота печати определяется соответствующей консистенцией, достигаемой за счет добавок некоторого количества канифоли.

Вильям Сейведж, проработавший 36 лет печатником в столице Англии, издал в 1832 году книгу под заглавием «О приготовлении черных и цветных типографских красок», в которой он отзывается об упомянутой выше статье в «Британской энциклопедии».

Он утверждает, что ни одна из описанных рецептур печатных красок не имеет практической ценности для печатников. Даже если краски, приготовленные по таким рецептурам, выглядели прилично в момент печатания, все они через год или два проступали на оборотную сторону бумаги и пачкали ее. Из книги Сейведжа видно, что он хорошо знал свое ремесло. Например, он придает особое значение должной консистенции масла.

Сейведж считает, что добавка мыла в краску крайне необходима и без него типографские краски нельзя использовать. «Мыло, — пишет он, — придает краске способность приставать равномерно к шрифту и уменьшает количество краски, необходимое для покрытия шрифта. При получении оттиска оно переходит на влажную бумагу. Мыло предотвращает образование пленки на поверхности краски при ее хранении. На практике применяют желтое, казеиновое или скипидарное (канифольное) мыло. Мыло добавляют в загустевшее масло в конце процесса его обработки».

Сейведж утверждает, что он впервые приводит рецептуры красок, которые можно практически использовать при книгопечатании. Для приготовления черной типографской краски Сейведж брал 6 кварт (6,78 л) льняного масла, поджиганием доводил его до требуемой вязкости, добавлял в горячее масло 6 фунтов (2,72 кг) канифоли, а затем — 1,75 фунта (0,79 кг) сухого коричневого мыла. После остывания масла он размешивал в нем 5 унций (142 г) берлинской лазури или индиго, 4 фунта (1,81 кг) минеральной ламповой сажи и 3,5 фунта (1,58 кг) хорошей растительной черни. Пока состав не остыл, всё это тщательно растиралось.

Из описания Сейведжа понятно, что ему был известен способ отделения пигмента от отвара чернильных орешков при помощи железного купороса и от синего сандала при помощи квасцов. Он не скрывает отрицательного отношения к современным ему печатникам: «Во всей Великобритании не найдется трех печатников, которые могли бы приготовить хорошую типографскую краску».

Он подчеркивает важность контраста при выборе цветных типографских красок и рассматривает особенности применявшихся тогда пигментов.

Даже на фоне достижений науки и практики XX­XXI веков многие высказывания Сейведжа выглядят вполне современно.

Современные материалы и процессы создания печатных красок

Современные печатные краски состоят в основном из следующих компонентов:

  • красящие вещества (пигменты или красители);
  • связующие вещества;
  • вспомогательные средства и добавки;
  • растворители.

Красящие вещества

От красящих веществ зависит цветовой тон и интенсивность его окраски. Связующие вещества помогают закреплению красящих веществ на запечатываемом материале, его сушке, а также приведению красителя в нужную форму (увлажнение, растворение). Вспомогательные вещества влияют на свойства краски (высыхание, текучесть, стойкость к истиранию и пр.). Растворители и разбавители, помимо явного применения, также способствуют транспортировке красителя.

В зависимости от способа и вида печати различают краски различной консистенции — от жидких на водной основе, включая пастообразные, до сухих.

Как уже упоминалось, красящие вещества подразделяются на пигменты (органические и неорганические цветные, белые или черные субстанции, нерастворимые в системах носителей) и красители. Говоря о пигментах, мы имеем в виду твердые частицы, которые распределены в жидком носителе (связующем) во взвешенном состоянии. Под красителями подразумеваются органические соединения в молекулярной форме.

Рис. 2. Пигменты

Пигмент (рис. 2) — компонент наполненных композиционных материалов, придающий материалам непрозрачность, цвет, противокоррозийные и другие свойства. Нередко этот термин используется как синоним для неорганического красителя. Различают природные минеральные пигменты (неорганические компоненты красок) и биологические пигменты (биохромы — природные красители в составе живых организмов).

В технологии лакокрасочных материалов пигментами называют высокодисперсные неорганические или органические нерастворимые в дисперсионных средах вещества, способные образовывать с пленкообразователями защитные, декоративные или декоративно­защитные покрытия.

Растворимые вещества, способные окрашивать другие материалы, называют красителями.

Пигменты способны отражать и рассеивать свет, а поэтому светонепроницаемы. Они имеют широкий спектр поглощения, а следовательно, не являются «чистыми», с точки зрения передачи цвета, в отличие от красителей, которые имеют очень узкий спектр поглощения.

Красители — молекулы, окруженные растворителем (жидкость — основа). Поскольку почти каждая молекула, и не только на поверхности, может поглощать фотоны, красители отличаются высокой интенсивностью цвета и яркостью краски. Пигменты в любом случае нуждаются в связующем веществе при фиксации на запечатываемом материале, в то время как красители связываются непосредственно с поверхностью запечатываемого материала. Недостатком красителей является их ограниченная светопрочность (окисление ведет к выцветанию). В отношении светопрочности и стабильности цвета преимущество имеют пигментированные краски.

Пигменты как основной материал для краски более рентабельны по цене, чем красители. Однако изготовление краски на основе пигментов требует более высоких затрат по сравнению с красками на основе красителей. Пигменты должны дополняться диспергаторами для того, чтобы не агломерировать (агломерация — скопление мелких частиц). Красители, напротив, находятся в растворенном состоянии и не осаждаются в жидкости.

Печатные краски в основном изготавливаются на основе пигментов. Важнейшее исключение составляют, например, чернила для струйной печати. Однако и в этой области существует тенденция перехода к пигментам, характеризующимся лучшей светопрочностью, закреплением на бумаге. Доля пигмента в краске, в зависимости от цветового тона, составляет от 5 до 30%.

Связующие вещества

Это материалы, входящие в состав краски и определяющие все ее специальные свойства, за исключением цветового тона, обусловленного пигментом. Главное назначение связующего вещества — скрепляя при высыхании частицы пигмента между собой и с поверхностью, создать устойчивый красочный слой, обеспечивающий сохранность красок. Связующее вещество является основным компонентом красочного состава, определяющим консистенцию краски, прочность, твердость, атмосферостойкость и долговечность покрытия. Связующее вещество целиком определяет способы наложения красок и закрепления их на основе, а следовательно, можно считать, что технологически способы печати зависят от связующего вещества.

Связующие вещества при смешении с пигментами образуют красочную пасту. Частицы пигмента являются нерастворимыми и просто образуют суспензию в связующем веществе. Связующее вещество должно обладать необходимыми физическими свойствами для обеспечения применения по назначению. В обычных способах печати применяют краски, связующими веществами которых являются смолы, растворенные в минеральном масле. Оболочка из связующего вещества, окружающая частицы пигмента, защищает их от контактов, приводящих к объединению в агломераты и их осаждению.

Связующие вещества высыхают (задубливаются) на печатном материале и таким образом фиксируют пигменты.

Вспомогательные материалы

Вид вспомогательных материалов (добавок) в красках зависит от соответствующего способа печати, для которого они предназначены. Вспомогательные вещества добавляются для воздействия на сушку, текучесть и прочность к истиранию красок.

Вещества-носители

При обычных способах печати к веществам­носителям для красящих средств относятся разбавитель печатной краски (например, минеральные масла), а также, если это необходимо, растворители (например, толуол в глубокой печати).

Требования к печатным краскам

На запечатываемом материале краски должны высыхать или задубливаться. Принципиально различают физические (впитывание и испарение) и химические (окислительную полимеризацию, лучевое задубливание) способы закрепления. Часто применяются комбинации этих способов сушки, общей особенностью которых является отверждение краски при переходе из жидкого состояния в твердое.

Краска должна хорошо схватываться с запечатываемым материалом. Обычными являются следующие варианты (или их комбинации):

  • краска закрепляется, например, механически на поверхности запечатываемого материала (проникает в поры, поглощается волокнами бумаги). Этому способствует соответствующее давление, создаваемое при печати (например, офсетной);
  • благодаря капиллярному действию краска проникает в поверхностные поры запечатываемого материала (например, струйная печать);
  • краска закрепляется благодаря полярным взаимодействиям (химические/физические эффекты) между нею и запечатываемым материалом, особенно на очень гладких поверхностях.

Перенос краски реализуется благодаря:

  • разделению краски на пути ее нанесения на оттиск (офсетная, глубокая, высокая печать). Красочные валики, печатная форма и резиновое полотно (в офсетном способе) переносят, то есть транспортируют красочный слой;
  • непосредственному переносу красочного слоя носителя на запечатываемый материал (горячее тиснение, термоперенос);
  • продавливанию краски через отверстия в сетке (трафаретная печать);
  • «набрызгиванию» краски на запечатываемый материал (струйная печать).

Реологические свойства красок

Реология (рис. 3) — способность вещества к деформации и текучести. В связи с этим нелишним будет упомянуть еще такое понятие, как «консистенция» — совокупность реологических свойств вязкой жидкости, вязкопластичного или вязкоэластичного тела. Консистенция печатной краски оказывает решающее влияние на производительность и качество выполнения печатного заказа. Консистенция как общий показатель может варьироваться с учетом применения красок для определенных печатных машин, запечатываемых материалов, скорости печати и т.д. (табл. 1).

Рис. 3. Реология — способность вещества к деформации и текучести

Рис. 3. Реология — способность вещества к деформации и текучести

Таблица 1. Свойства красок в зависимости от способа печати

Читайте также: