Какие металлы есть в автомобиле

Обновлено: 05.10.2024

Алексей Петров

Алексей Петров 20 апреля 2019 20:34 источник: раздел: Главная Статьи Дайджест

Сдать авто на металлолом ✔Какие драгметаллы есть в транспортном средстве? ★Где содержатся? ✘Как извлекают благородные металлы из деталей авто

По теме

Хотите заработать по максимуму на сдаче авто на металлолом? Извлеките из него драгоценные металлы. Они стоят значительно дороже чермета, что сделает утилизацию более финансово выгодным мероприятием.

В автомобиле есть много приборов и деталей, где сконцентрированы драгоценные металлы (родий, золото, иридий, серебро, палладий, платина). Какое именно благородное сырье и где оно находится в автомобиле – читайте далее в статье.

Драгметаллы в катализаторе автомобиля

Существует множество компаний, занимающихся скупкой и переработкой отработанных катализаторов. При сдаче детали проводится специальный анализ, с помощью которого определяется, какой драгоценный металл и в каком количестве в ней содержится. В среднем стоимость катализатора отечественных машин составляет 1,5 тыс. руб/кг, для иномарок цена может достигать 15 тыс. руб/кг.

Какие драгметаллы есть в катализаторах: родий, платина и палладий (некоторых марках присутствует также иридий). Самыми «богатыми» на содержание благородных металлов являются автомобили европейских производителей.

Как традиционно извлекают драгметаллы из катализаторов – используя пирометаллургический или гидрометаллургический метод.

Где сконцентрировано золото, серебро и другие драгметаллы в авто?

В советских транспортных средствах серебра на общий вес машины больше золота и других благородных металлов.

К примеру:

  • В грузовом авто КАМАЗ-4308: золота – 0,00849 г; серебра – 14,9881 г; металлов платиновой группы – 0,0434 г.
  • В легковой машине ВАЗ-24: золота – 0,00764 г; серебра – 5,46485 г; платины – 0,08674 г.

В каких комплектующих авто содержатся драгоценные металлы?

Рассмотрим детально:

  • Серебро сконцентрировано в: термостатах, датчиках для измерения топлива, реле розеток, регуляторах напряжения, стеклоочистителях, выключатель / включатель замков зажигания.
  • Золото присутствует в контактах.
  • Золото и серебро есть в диодах.
  • Иридий и платина сконцентрированы в: свечах зажигания современных марок авто.
  • Родий – используют для покрытия поверхности зеркал и фар благодаря отличным отражающим свойствам сырья.
  • Палладий – содержится в генераторе.

Кроме этого, в современных транспортных средствах золото и серебро содержатся в мониторах бортовых компьютеров.

Вывод: сдать авто на металлолом финансово выгоднее не в целом, а разобранном состоянии, т.е. отдельно кузов, диски, катализаторы, двигатель, детали автомобильной электроники.

Содержание драгметаллов в автомобилях: извлекаем ценные элементы из старых машин

Фото 1

Вопрос переработки подержанных транспортных средств, а также деталей отслуживших авто, является актуальным как для организаций, так и для частных лиц.

Подлежащий утилизации автомобиль содержит в себе множество ценных компонентов, таких как пластик, стекло и металлы.

Особый интерес представляет последний пункт, ведь металлы содержатся там не только черные и цветные, но и драгоценные.

О том, какие именно, сколько их и где они сконцентрированы, пойдет речь в данном материале.

Драгоценные металлы в составе деталей автомобилей

Основными драгоценным металлами, содержащимися в деталях таких автомобилей, как КАМАЗ 4308, являются золото и серебро, а также платина, родий, палладий и иридий.

В таблице ниже приведена некоторая доступная информация по содержанию драгметаллов в автомобилях советского производства согласно «Перечню изделий автотранспортных средств, содержащих драгоценные металлы» от 24.02.2000.

Как видно из представленных данных, наиболее весомым по содержанию на общую массу автомобиля оказывается серебро:

Наименование автомобиля Содержание металлов в составе автомобильных деталей, г
золото серебро платина металлы платиновой группы
Грузовые
ГАЗ-3310 0,4461 9,7419 0,0476
ГАЗ-3309 0,0407 9,0241 0,0476
МАЗ-5440 0,4461 9,7419 0,0476
КАМАЗ-4308 0,00849 14,9881 0,0434
Легковые
ВАЗ-24 0,00764 5,46485 0,08674
ВАЗ-2106, 2103 0,02263 5,1229 0,005

Золото и серебро

Золото и серебро в автомобилях, как правило, содержатся в составе комплектующих деталей электроники:

  • реле розеток, термостатов (серебро);
  • датчиков для измерения уровня топлива (серебро);
  • диодов (серебро и золото);
  • контактов (золото);
  • регуляторов напряжения (серебро);
  • включателей (замков зажигания)/выключателей (серебро);
  • стеклоочистителей (серебро).

В современных автомобилях данные металлы содержатся в составе микросхем и мониторов бортовых компьютеров, составляющие систему управления и навигации автомобиля.

Элементы платиновой группы

Фото 4

Металлы платиновой группы, а именно, системы платина-палладий-родий, как правило, содержатся в составе катализаторов двигателей.

С улучшением качества двигателей количество родия уменьшалось с 18% до 9-10% от общей массы металлов.

При совершенствовании двигателей количество родия уменьшалось с 17-20%до 9-11% от общей массы платиноидов.

При использовании тройных систем платиноидов обычно платина находится в самом большом количестве, ее содержание составляет 300-1000 мкг/кг, палладия — 200-800 мкг/кг, родия — в диапазоне от 50 до 100 мг/кг.

Содержание металлов различается в зависимости от автопроизводителя, объемов двигателя и размеров автомобилей.

Драгметаллы в автомобильных катализаторах

Как уже было упомянуто выше, в состав современных катализаторов входят платина, палладий и родий. Кроме того, в автопроме Германии и Великобритании для изготовления автомобильных катализаторов широко применяют иридий.

Во многих случаях катализаторы машин, произведенных в этих станах, сортируют отдельно в качестве потенциально содержащих этот драгметалл.

Содержание платины в японских и китайских автомобилях на 15% меньше, чем в европейских, в катализаторах российских машин на 40% меньше родия, чем в европейских. В американских автокатализаторах драгоценных металлов вполовину меньше, чем в европейских.

Методы обогащения отходов

Фото 11

Для решения проблем переработки автомобильных составляющих, содержащих благородные металлы, используют гидрометаллургический и пирометаллургический методы.

Исходник для переработки (в случае катализатора) содержит большое количество керамического носителя и незначительную концентрацию драгметалла.

При переработке отходов радиоэлектроники исходником является лом комплектующих, содержащих, как правило, в своем составе частицы пластиков.

Задачей переработки отходов автомобильных деталей является получение полуфабрикатов, пригодных для вторичной переработки.

Гидрометаллургический метод извлечения благородных металлов состоит из следующих основных этапов:

  • первичного выщелачивания отходов смесями кислот, состав которых зависит от качественного и количественного содержания драгметаллов в исходнике, при температурах выше 100 °С;
  • многократной промывки нерастворимого в кислотах носителя водой;
  • сушки полуфабриката при 200 °С и прокаливания при температурах порядка 600 °С.

Примеры использования гидрометаллургического метода обогащения при переработке катализаторов автомобилей Mersedes-Benz, Honda, Volvo на основе платиноидов представлен в патенте 2209843 «Способ извлечения платиновых металлов из автокатализаторов» Шипачева В.А. 2008 года.

Фото 5

При использовании пирометаллургического метода переработка отходов происходит в несколько следующих стадий:

  1. Дробления исходного сырья и сортировки его частиц по размеру.
  2. Приготовления исходной шихты.
  3. Плавки дробленого продукта при температуре 3000 °С в плазменно-дуговой печи с образованием расплавов драгметаллов, керамики и металлических носителей.
  4. Периодическом сливе расплавов шлаков, расслаивающихся за счет разницы в плотностях металлов и керамики: расплав керамики остается вверху, расплав драгметаллов в металле-коллекторе (меди, железе) сливается из печи.
  5. Гранулирования жидкого расплава, содержащего драгметаллы.

Итоговый продукт гранулирования, на 3-15% обогащенный драгметаллами, является пригодным сырьем для аффинажных производств, далее выделяющих драгоценные металлы с максимальной степенью чистоты.

Примеры переработки деталей электроники данным методом представлены в патенте 2521766 «Способ переработки электронного лома» Старших В.В. от 10.07.2014.

Продажа отработанных катализаторов

Продавать отработанные катализаторы можно ряду компаний, связанных с аффинажными предприятиями договорами на вторичную переработку полученного ими обогащенного сырья.

В сферу деятельности таких компаний входят скупка отработанных катализаторов у частных и юридических лиц, определение того, какой из платиноидов и сколько находится в них и их первичная переработка.

Контакты данных компаний доступны через интернет-сайты, там же представлена информация о порядке приема и оплаты сданного катализатора.

В качестве примеров данных компаний можно привести такие организации, как:

    ;
  • «Скупка Катализаторов»;
  • научный центр «Академия благородных металлов»;
  • компания «AutokatRecycle»; , принимающие и перерабатывающие катализаторы со всей России.

Фото 6

Перед заключением договора купли-продажи компания проводит анализ катализатора на предмет того, какой ценный элемент в нем содержится и в каком количестве.

По итогу анализа определяется стоимость сделки. В среднем для иномарок цены за 1 кг катализатора варьируются от 5000 до 15000 рублей, в зависимости от марки автомобиля.

Так, наибольшей стоимости достигают катализаторы автомобилей Hummer, Land Rover, Infiniti, Jeep GrandCherokee, Lexus, Mersedes-Benz.

Цены на отечественные катализаторы указываются в районе 1500 руб/кг.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть видео о содержании драгметаллов в автомобильных катализаторах и о том, как можно их извлечь.

Вывод

Утилизация автомобильных деталей с целью получения финансовой выгоды за счет извлечения из них благородных металлов в современных условиях является решаемой задачей как для юридических, так и для физических лиц.

Для этого заказчику следует обратиться в соответствующую компанию, занимающуюся приемом, оценкой и первичной переработкой автомобильного сырья с целью получения концентратов для последующей тонкой переработки и получения металлов высокой пробы или вовлечения их в рециклинг.

Сколько меди в стиральной машине, как ее извлечь и куда девать?

Фото 2

Любое устройство со временем выходит из строя. Актуальным является вопрос, как его утилизировать. Срок годности стиральных машин тоже не бесконечен.

Так как в состав стиральной машины входит внушительное количество ценных металлических элементов, есть смысл разобрать ее до винтика и рассортировать по составляющим.

Наибольшую ценность представляют, несомненно, цветные металлы, в первую очередь, медь. Сколько меди можно добыть из старой стиральной машинки автомат, такой, как «Ока», «Сибирь» или же Самсунг, где она находится и как лучше всего ее достать – эти вопросы занимают многих умельцев.

При производстве этих агрегатов для стирки используется целый спектр металлов:

  • нержавеющая сталь;
  • чугун;
  • алюминий;
  • латунь;
  • медь.

Есть даже незначительное количество серебра и золота. Самым ценным цветным металлом, с точки зрения его доходности, является медь.

В каких стиральных машинках есть медь и сколько?

Медь есть практически в любой стиральной машине. Ее количество зависит от мощности и количества оборотов. В старых стиральных машинах типа «Малютка» или «Сибирь» ее не очень много, однако в мощных агрегатах ее вес превышает килограмм.

Количество меди в стиральных машинах определяется мощностью мотора (электродвигателя) и его типом:

  1. Асинхронный двигатель в машинках, не используется в современных агрегатах. При совершении 2800 оборотов в минуту он достигает мощности 180-360Вт.
  2. Коллекторный тип при 11500-15000 оборотах в минуту достигает мощности от 300 до 800 Вт.
  3. Инверторный тип двигателя при 16000-20000 об/мин достигает мощности 400-800 Вт.

Для более точного представления о количестве меди в различных стиральных машинах в зависимости от мощности мотора следует ознакомиться со следующей таблицей, где мощность дана в киловаттах и указано количество оборотов в минуту:

Мощность 8/750 6/1000 4/1500
0,09 0,543 0,430
0,25 0,95 0,84 0,60
0,55 1,33 1,22 0,95
1,1 1,91 1,54 1,36
1,5 2,27 1,93 1,46
3 3,50 3,02 2,87
5,5 92 75 55
7,5 7,32 4,99 5,30
15 11,7 9,26 10,4
18,5 13,3 12,1 11,3
22 14,53 15,9 13,20

Количество меди, которая содержится в проводах, определяется сечением провода и зафиксирована в следующей таблице:

Сечение провода мм 2 Вес меди в кг
0,75 7
1 9
1,5 13
2,5 22
4 36
6 53
10 89
16 142

Какие части аппаратов представляют интерес?

В стиральных машинах, пришедших в негодность, лучше всего определять это количество опытным путем, разбирая машину на запчасти и взвешивая полученные материалы.

Так, например, в старой машине «Волна 75» с мощностью двигателя 600 ватт в питающем шнуре обнаружилось 47 грамм меди, в ящике с электроникой были серебряные контакты на медной основе, которая прибавила некоторое количество меди.

В блоке управления было много медных проводов, медная катушка, реле с медными пластинами внутри и медные заклепки, что составило 136 грамм. Больше всего меди было в двух двигателях, получилось в итоге 1500 грамм чистой меди.

В двигателе LG при разборке обнаружилось 800 грамм меди. Старая машина под названием «Вильнюс» дала 650 грамм меди, а «Малютка» 400 грамм. Из сливного насоса от стиральной машины «Самсунг» в двух катушках количество меди составило 82,6 грамм.

При изготовлении многих компонентов стиральных машин используется медь. В электромоторах ее применяют в коллекторах, обмоточных проводах и кабелях. Если стиралка представляет собой «умную» модель, то в процессоре тоже можно обнаружить медь, однако извлечь ее оттуда довольно сложно.

Когда ищут в стиральной машине медь, не следует игнорировать внутреннюю проводку и электрический шнур с розеткой. В общем и целом, в электродвигателе (а он является основным поставщиком меди) может содержаться от 700 грамм до полутора килограмма меди, что в переводе на расценки приемщиков вторсырья составит приблизительно 400-600 рублей.

Как вытащить медь из устройства?

Фото 3

Прежде чем взвешивать и рассчитывать прибыль, требуется извлечь медь из двигателя и других частей стиральной машины.

Для этого нужно разобрать электромотор при помощи специальных инструментов: дисковой пилы, кувалды, пассатижей.

Сначала нужно распилить и раскрыть корпус, потом срезать обмотку.

Чтобы сформировать медный ком, уместно размещение мелких и тонких частей внутри, а прочных и толстых – снаружи. Если применялся обжиг для извлечения, то ни в коем случае не следует остужать медь водой, иначе металл может раскрошиться.

Для правильного извлечения меди из мотора стиральной машины пользуются следующим алгоритмом:

  1. Снятие крышки и освобождение от крепежных элементов, расположенных на корпусе.
  2. Снятие подшипников, которые состоят из металла, но не содержат меди. Они будут отнесены к группе соответствующего металла.
  3. Вскрытие корпуса и извлечение ротора.
  4. Снятие задней крышки и демонтаж вала.
  5. Выполнение распайки соединений.
  6. Извлечение медной обмотки.

Все, что извлечено из корпуса, сортируют в зависимости от состава и типа. Пневматическим молотком с насадкой-зубилом дробят коллектор и корпус электромотора из алюминия. Для удобства медьсодержащие фрагменты режут на небольшие части (1,5-2см).

Для извлечения алюминия ротор разогревают где-то до 7000 ̊С, он должен быть горячим около 1,5 часа, таким образом происходит полная выплавка алюминиевых стержней из ротора.

Чтобы процесс разборки мотора шел быстрее, понадобятся болгарка и кувалда. Для получения доступа к статору корпус мотора разрезают пополам вдоль. Сразу же можно обрезать ту часть обмотки из меди, которая видна.

В пазах тоже есть медь, чтобы ее извлечь, следует обжигать статор около 90 минут. Потом берут острогубцы и извлекают остатки меди из остывшего статора.

Если мотор не очень мощный, прогревание статора может быть сделано газовой горелкой, направляя ее пламя вовнутрь.

Фото 4

Когда все части, содержащие медь, извлечены, их очищают от остатков изоляции, пластиковых обломков, резины и всего остального. Здесь уместно использование пневматического пылесоса-пистолета.

Только потом чистую медь взвешивают, определяют ее массу.

Мощность электродвигателя определяет массовое содержание меди. Если действовать методично и умело, можно извлечь все имеющиеся медные элементы, это повысит шанс получить за них более высокую цену.

Куда девать извлеченную медь?

Разобрав стиральную машину на составляющие и рассортировав металлы и пластик, можно все металлические элементы сдать в пункт по приему металлов. Бонусом будет, пусть и не такая уж значительная, но приятная денежная сумма.

Здесь мы говорили о том, как и куда сдать медь, и сколько денег можно выручить. А в этой статье есть контакты предприятий, принимающих в металлолом стиральные машины.

Видео по теме статьи

Есть ли медь в моторе стиральной машинки, сколько ее там находится и как ее вытащить из электродвигателя — на все эти вопросы есть ответ в данном видео:

Еще одно видео о том, как достать медь из электродвигателя стиральной машинки:

Заключение

Из всех вариантов утилизации отслужившей свой срок стиральной машины наиболее выгодным будет сдача ее в один из пунктов по приему металлического лома.

Разборка стиральной машины на медь позволит не только немного заработать, но и удовлетворит технический интерес. Как в детстве ребенок раскручивает машинку, чтобы посмотреть, что у нее внутри, так и здесь некоторые смогут удовлетворить свое любопытство.

Где содержится платина: перечень приборов и деталей, содержащих этот драгметалл

Фото 2

Платина – драгоценный металл, высокая и стоимость и спрос на который обеспечен минимальным коэффициентом расширения, электро- и теплопроводностью и высокой прочностью материала.

На вид данный металл напоминает серебро, однако его цена выше, чем золота.

Платина не окисляется и не подвергается химической коррозии, устойчива в кислотам и щелочам за исключением «царской водки» (смеси азотной и соляной кислот) и серной кислоты при нагревании, проявляет высокие каталитические свойства.

В связи с этим платина используется в следующих отраслях промышленности:

  1. Автомобилестроение. 40% платины используется для производства катализаторов дожига топлива, особенно в автомобилях европейского производства.
  2. Ювелирное производство. 35% производимой в мире платины идет на производство ювелирных изделий, которые традиционно ценятся за высокую прочность, качество цвета и блеска. Как правило, в ювелирных изделиях платина присутствует в виде 85% сплава с другими металлами платиновой группы, улучшающих ее ковкость и легкость переработки.
  3. Электроника, медицина. 13% платины благодаря ее высокой электропроводимости и тугоплавкости используется для изготовления микросхем радиоэлектроники. Также ее используют для изготовления датчиков кислорода в автомобилях, которые обеспечивают необходимые соотношения при смешении топлива и воздуха в двигателях, участвуют в работе подушек безопасности и климат-контроля. Биосовместимость и химическая инертность платины позволяет использовать ее для изготовлении катетеров, электростимуляторов.
  4. Химическая промышленность. 6% платины используется для изготовления катализаторов процессов тяжелого химического производства, например, для процесса синтеза азотной кислот. Платиновые катализаторы – неотъемлемые участники процессов изомеризации и риформинга нефти, которые используются для получения высокооктановых компонентов бензина.

Устройства, содержащие платину

Фото 1

Платина содержится:

  • автомобильных катализаторах (см. фото);
  • конденсаторах;
  • микросхемах;
  • генераторах;
  • реле;
  • других деталях.

Поскольку автопром и электроника являются основными отраслями потребления платины, при поиске исходного вторичного сырья для извлечения этого металла стоит прежде всего обратить внимание на устройства, выпускаемые данными промышленными сегментами.

Рассмотрим детали, в которых платины больше всего.

Автомобильные катализаторы

Среди автомобильных катализаторов можно выделить следующие два типа:

  1. На основе классической системы платина-родий-палладий. Примерное содержание металлов в миллионных долях на тонну керамического носителя составляет соответственно 1470-270-900 для указанной системы. Примерная стоимость таких катализаторов составляет 55 евро за 1 кг.
  2. Системы платина-родий, характерные для катализаторов автомобилей премиум-класса. Содержание в них платины составляет порядка 3000 частей на миллион. Стоимость катализаторов такого типа оценивается примерно в 70 евро за 1 кг.

Зная эти формулы и тип детали, можно подсчитать, сколько платины в катализаторе автомобиля.

Конденсаторы

20% от общей массы электронных устройств составляют конденсаторы.

В зависимости от типа конденсатора, количество драгоценных металлов, в частности, платины в конденсаторах варьируется, что определяет конечную стоимость изделия при его скупке.

Ниже приведена таблица конденсаторов с маркировкой и характерными отличительными признаками в порядке убывания содержания в них платины и, соответственно, стоимости:

Внешний признак Цена (%) Маркировка
H30 Тонкие, зеленые 100 5Н30_68Н_0481, 5_Н30_68Н_1079
5-D Тонкие, зеленые 78 5D/68n/WD
Н30 Толстые, рыжие 68 4H30_47H_0578, 5H30_33H_0278
5D Толстые, рыжие 65 4DB_68n_U3, 5D_47n_WD
H90 2M2 Толстые, рыжие 52 6Б_H90_2m2
H90 1M0 Толстые, рыжие 50 6H90_1M0_0582, 6_H90_1m0_0685
KM, прочие Тонкие, зеленые 45 5М75_1Н2_0572, 4М_Н47К_0375
Н90 Толстые, рыжие 38 6_H90_m47_1085, 6БBF_m22_U7

Таким образом, наиболее ценными являются конденсаторы Н30, имеющие наибольшее содержание платины.

Фото 3

Другие радиодетали

Что касается других радиодеталей, платина присутствует в:

  1. Реле, а именно, проволока и контакты в их составе. Среди наиболее известных реле, содержащих платину, реле РЭС-9, РЭС-10.
  2. Электронные лампы.
  3. Приборы СВЧ.
  4. Генераторы в составе контрольно-измерительной аппаратуры (Г2-57, ГЗ-109).
  5. Преобразователи термоэлектрические ТПР.

Подробно о содержании разных драгметаллов в радиодеталях мы рассказывали здесь.

Способы извлечения из радиодеталей

Для извлечения платины наиболее приемлемым с экономической точки зрения является метод коллекторной плавки, представленный в ряде российский патентов RU 245899, RU 2180011 .

Технология включает следующие этапы:

  1. Измельчение исходного лома.
  2. Плавка лома в печей в присутствии металла-коллектора.
  3. Продувки расплава воздухом для образования окиси металла коллектора и расплавленного концентрата платины.

Различие в методах заключается в стадийности процессов и составе коллекторной системы, отвечающей за селективность процесса выделения платины.

Фото 4

Выделение платины из отходов электроники также возможно и с использованием гидрометаллургического метода.

Один из способов заключается в использовании способа гипохлоритного выщелачивания отходов и представлен в патенте RU 2244759.

Процесс проводится при определенной концентрации соляной кислоты и активного хлора (источником хлора являются гипохлориты щелочных металлов) и температуре около 65 °С, при соотношении жидкой фазы к твердой 7:1.

При использовании данного метода для переработки керамических конденсаторов степень чистоты платины составляла около 90%.

Другой гидрометаллургический метод представлен в патенте RU 210339. Отходы обрабатываются смесью соляной кислоты, пероксида водорода и диметилформамида (ДМФА) при температуре 100 °С.

В результате гидролитического расщепления ДМФА в использованных условиях происходит восстановление платины, после чего ДМФА регенерируется, а образовавшийся раствор отправляют на обработку.

В целом, как гидрометаллургический , так и пиролитический метод могут быть использованы для переработки электротехнического лома с целью извлечения платины. Эти же методы рекомендованы и для выделения металла из отработанных катализаторов.

Представленные выше методы выделения являются результатом научных исследований, полностью или частично реализованных на опытных и промышленных производствах после получения соответствующих разрешений на осуществление деятельности в рамках переработки драгоценных металлов.

На нашем сайте есть отдельный материал, посвященный аффинажу платины.

Реализация отходов

Фото 5

Для реализации отходов электроники и автокатализаторов с целью получения финансовой выгоды за счёт присутствия в них платины, как физическим, так и юридическим лицам необходимо обратиться в соответствующие организации, занимающиеся приемом, оценкой и переработкой электронного и каталитического лома для аффинажных производств.

Среди таких организаций:

С помощью подобных компаний возможна экспертная оценка исходного материала методами физико-химического анализа для объективной оценки стоимости лома и дальнейшая профессиональная переработка сырья.

Подведение итогов

Таким образом, отработанные автокаталитические элементы и электротехнические комплектующие, содержащие платину, являются реальным источником дохода, поскольку к настоящему времени разработаны как методы оценки и классификации исходного лома, так и методы его переработки, которые могут быть реализованы сертифицированными предприятиями при обращении в них как компаний, так и частных лиц.

«Некоторые стоят по 3 тысячи рублей». Сколько драгметаллов в одном автомобильном катализаторе?

Как все начиналось

— Предприятие «Унидрагмет БГУ» появилось более 20 лет назад на базе Научно-производственного центра химии драгоценных металлов, учебно-производственного объединения БГУ, лаборатории химии драгоценных металлов НИИ ФХП БГУ, ГП «БелВДМ» и ГПНО «Квант». В 1993—1994 годах на базе БГУ начала работать лаборатория по переработке вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы. Одновременно с разработкой технологий лаборатория занималась производством драгоценных металлов для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь. По мере увеличения объемов производства от граммов к килограммам, а потом и к десяткам килограммов лаборатория была преобразована в научно-производственный центр, а в 1999 году был создан «Унидрагмет БГУ», — вспоминает события 20-летней давности Мирослав Таразевич.


В последние годы стал возникать определенный дефицит высоколиквидных отходов. Самих отходов много, а вот ценных металлов в них мало. Производители бытовой и промышленной техники стараются экономить на производстве и заменяют дорогие элементы более доступными (а значит, менее ценными) аналогами. Предприятие начало поиски новых видов сырья, переработка которых могла бы приносить прибыль. Одним из таких источников драгметаллов стали автомобильные нейтрализаторы выхлопных газов, они же — катализаторы.


— Серый рынок скупки катализаторов существовал давно. Определенные люди скупали их у автовладельцев за 20—30 долларов и вывозили в сопредельные страны. Мы не могли выйти на этот рынок до момента создания соответствующей законодательной базы. Взять, например, уплату налога от доходов, которые получают физлица при сдаче автокатализаторов. В 2008 году было принято постановление Совмина, освобождающее от такого налога. Тогда мы начали работу по созданию аналитической базы, чтобы оперативно и точно выполнять оценку стоимости драгоценных металлов в автомобильных элементах, которые нам сдают люди. И с 2014 года мы на постоянной основе занимаемся приемом катализаторов, — рассказал собеседник.

10 миллионов долларов в год

В автомобиле есть несколько узлов, которые содержат драгметаллы. Катализатор является наиболее «богатым». Еще ценность представляют лямбда-зонды. У некоторых дизельных машин дорогие материалы содержатся и в сажевых фильтрах. Порой «сажевик» стоит дороже катализатора. В различных блоках управления и контактных группах автомобилей тоже есть чем поживиться, но там драгметаллов значительно меньше.


Для «Унидрагмет БГУ» катализаторы — лишь один из источников сырья. В настоящее время данный автомобильный элемент дает предприятию от 5 до 10% объема добываемых драгметаллов. Масштаб работы учреждения впечатляет: за прошлый год из всех отходов, переработанных здесь, было выделено драгметаллов на 10 миллионов долларов.

Какие металлы содержатся в катализаторе?

Катализаторы стали массово устанавливать на автомобили во второй половине 1980-х годов. Были даже машины со старыми карбюраторными моторами и нейтрализаторами выхлопных газов. Не будем углубляться в устройство данного узла — это тема для отдельной статьи. Отметим лишь, что этот элемент нужен для очистки выхлопа от большей части вредных веществ. В катализаторе содержатся три драгметалла: платина, палладий и родий. Соотношение этих материалов варьируется в зависимости от типа двигателя. Так, в дизельных моторах преобладает платина, в бензиновых больше родия и палладия.


На протяжении многих лет платина являлась наиболее ценным металлом в нейтрализаторе выхлопных газов. Были времена, когда она стоила в пять раз дороже палладия. Но с 2015 года (после дизельгейта Volkswagen) объем производства дизельных автомобилей значительно снизился. Это спровоцировало падение цен на платину. Если раньше данный металл стоил 2,2 тысячи долларов за унцию (около 31,1 грамма), то последние годы он оценивается в 600—800 долларов. В свою очередь подорожали драгметаллы, применяющиеся в бензиновых машинах. Так, цены на родий за последние годы выросли с 1,5 тысячи до 12 тысяч (!) долларов за унцию.

Сколько грамм драгметаллов в катализаторе?

Видя такие впечатляющие цифры, хочется узнать, а сколько же этих металлов содержится в одном автомобильном катализаторе? Все зависит от машины, ее двигателя и особенно рынка сбыта модели. На один автомобиль с одним и тем же мотором могли ставить разные нейтрализаторы выхлопных газов для разных стран. Если посчитать «в среднем по больнице», платины в одном катализаторе приблизительно полтора грамма на килограмм, палладия — 1,3—1,4 г/кг, родия — 0,15 г/кг. Весит выбитый катализатор примерно 1,2 килограмма.


В феврале текущего года средний нейтрализатор выхлопных газов, принимаемый «Унидрагмет БГУ», стоил 400—450 рублей за килограмм — столько владельцы получали на руки. Причем разбежка цен достаточно большая — от нуля (если в детали не осталось никаких металлов) до 3 тысяч рублей.

Из-за ситуации с COVID-19 предприятие временно не работает с физлицами. В «мирное время» сюда в день приезжали по 50 человек с катализатором под мышкой. Сейчас организация занимается ремонтом и рядом других мероприятий, чтобы впоследствии продолжить работу (открытие планируется на начало мая). Клиентам собираются выдавать бесплатные маски, зона ожидания переместится из здания на улицу.


Какой процент от стоимости драгметалла получает клиент?

В зависимости от условий, которые диктует рынок, предприятие платит автомобилистам, сдающим свои катализаторы, от 70 до 83% от стоимости драгметаллов, находящихся в сдаваемом элементе. Иными словами, если из детали удастся добыть ликвидных материалов на 1000 рублей, то владелец получит 700—800 рублей.


Сегодня рынок драгметаллов крайне нестабилен. Графики изменения их стоимости красноречиво свидетельствуют о том, что экономическая ситуация в мире очень шаткая. За неделю цены могут меняться на десятки процентов (в разные стороны). Эксперты не помнят таких колебаний за годы своей работы. Даже во времена кризиса 2008 года рынок был более стабилен. Упавшая тогда цена на родий продолжительное время оставалась низкой. Сейчас же этот элемент может дорожать или дешеветь на 30% за сутки. Причины такой турбулентности на рынке драгметаллов понятны: с одной стороны, наблюдается сокращение добывающих мощностей, с другой — снижение потребления металлов (многие заводы сейчас не работают).

Самые ценные катализаторы — в Японии

Как уже отмечалось выше, количество драгметаллов в нейтрализаторах выхлопных газов зависит от двигателя и рынка сбыта. По моторам общая тенденция следующая — чем больше рабочий объем, тем более дорогой у автомобиля катализатор (хотя есть исключения, о которых чуть ниже). Что же касается рынков сбыта, то здесь все зависит от требований стран по уровню выхлопа. Так, модели, предназначенные для рынка ЕС, имеют более «обогащенные» нейтрализаторы по сравнению с теми, которые поставляются в некоторые страны Азии и Африки.


— По среднему содержанию драгоценных металлов в катализаторах лидируют машины, предназначенные для японского рынка. Если сравнить одну и ту же модель, которая продавалась в ЕС, США и Японии, то у версии для азиатской страны будет наиболее дорогой элемент. Из этого можно сделать вывод, что Япония наиболее требовательна к экологическим характеристикам автомобилей, — рассказал нам начальник центра Павел Бирюков.

Читайте также: