Какой из данных металлов легко взаимодействует с кислородом воздуха

Обновлено: 05.10.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочный тест по химии в 9 классе. Тема:"Общая характеристика металлов, получение металлов. Сплавы". Тест- презентация с проверкой.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика металлов, способы получения. Сплавы»

 Общая характеристика металлов, способы получения Сплавы алюминий

Общая характеристика металлов, способы получения Сплавы

 1) К металлам не относятся элементы ряда: а) B, As, Te б) Ca, Na, Mg в) Cu, Zn, Au г) W, Ag, Os

1) К металлам не относятся элементы ряда:

а) B, As, Te

б) Ca, Na, Mg

в) Cu, Zn, Au

г) W, Ag, Os

2) Какой из данных металлов легко взаимодействует с кислородом воздуха? а) цинк б) медь в) литий г) железо

2) Какой из данных металлов легко взаимодействует с кислородом воздуха?

а) цинк

б) медь

в) литий

г) железо

 3) Объём кислорода, необходимый для сжигания 4 моль магния равен: а) 22,4 л б) 11,2 л в) 33,9 л г) 44,8 л

3) Объём кислорода, необходимый для сжигания 4 моль магния равен:

а) 22,4 л

б) 11,2 л

в) 33,9 л

г) 44,8 л

4) Какой из металлов хранят в лаборатории под слоем керосина? а) железо б) натрий в) медь г) цинк

4) Какой из металлов хранят в лаборатории под слоем керосина?

а) железо

б) натрий

в) медь

г) цинк

 5) Каким методом в металлургии получают щелочные металлы? а) пирометаллургия б) гидрометаллургия в) электрометаллургия г) микробиологическим

5) Каким методом в металлургии получают щелочные металлы?

а) пирометаллургия

б) гидрометаллургия

в) электрометаллургия

г) микробиологическим

 6) Сколько электронов содержится на внешнем энергетическом уровне атома магния? а) один б) два в) три г) четыре

6) Сколько электронов содержится на внешнем энергетическом уровне атома магния?

а) один

б) два

в) три

г) четыре

 7) Продуктом коррозии железа является? а) серая ржавчина б) белая ржавчина в) бурая ржавчина г) зелёная ржавчина

7) Продуктом коррозии железа является?

а) серая ржавчина

б) белая ржавчина

в) бурая ржавчина

г) зелёная ржавчина

 8) Какой восстановитель не используют в металлургическом производстве? а) оксид углерода ( II ) б) оксид углерода ( IV ) в) алюминий г) электрический ток

8) Какой восстановитель не используют в металлургическом производстве?

а) оксид углерода ( II )

б) оксид углерода ( IV )

в) алюминий

г) электрический ток

 9) Чугун – сплав, в состав которого входят как обязательные компоненты: а) железо и сера б) железо и кислород в) железо и углерод г) железо и медь

9) Чугун – сплав, в состав которого входят как обязательные компоненты:

а) железо и сера

б) железо и кислород

в) железо и углерод

г) железо и медь

 10) Из железной руды, содержащей 320 кг оксида железа ( III ), выплавили 134,5 кг железа. Найдите выход железа в процентах от теоретического: а) 80% б) 60 % в) 40 % г) 20 %

10) Из железной руды, содержащей 320 кг оксида железа ( III ), выплавили 134,5 кг железа. Найдите выход железа в процентах от теоретического:

Металлы


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Металлы, их строение, свойства. Соединения металлов.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Особенности строения атомов металлов:

  • Имеют на внешнем электронном уровне меньшее число электронов и большой атомный радиус;
  • Склонны к отдаче электронов;
  • Имеют на внешнем электронном уровне большее число электронов и меньший атомный радиус;
  • Способны принимать электроны.
Вопрос 2

Как изменяются металлические свойства в ряду элементовBe-Mg-Ca-Sr-Ba:

  • Не изменяются
  • Изменяются периодически
  • Ослабевают
  • Усиливаются
Вопрос 3

Какая пара оксидов имеет амфотерные свойства:

  • MgO и FeO.
  • MgO и Al2O3
  • FeO и Fe2O3
  • Al2O3 и Fe2O3
Вопрос 4

При образовании металлической связи обобществляются

  • Внешние непарные электроны соседних атомов
  • Все электроны атомов металла
  • Все ионы металла
  • Внешние непарные электроны всех атомов
Вопрос 5

Для магния характерна следующая разновидность химической связи

  • Ионнная
  • Металлическая
  • Ковалентная полярная
  • Ковалентная неполярная
Вопрос 6
  • Явление, в результате которого из одних веществ образуются другие;
  • Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ
  • Явление, при котором новых веществ не образуется;
  • Существование простых и сложных веществ;
Вопрос 7

Атомы металлов в химических реакциях проявляют свойства

  • Окислителя
  • Восстановителя и окислителя
  • Не проявляют окислительно-восстановительные свойства
  • Восстановителя
Вопрос 8

Какой из данных металлов легко взаимодействует с кислородом воздуха

Вопрос 9

Металлы, вступающие в реакцию с водой при обычных условиях, в группе

  • Li, Sr, Ba;
  • Na, Ca, Fe
  • Ba, Zn, Al
  • Mg, K, Cd
Вопрос 10

С соляной кислотой не взаимодействует

  • Магний
  • Цинк
  • Ртуть
  • Алюминий
Вопрос 11

Какая реакция не протекает в водном растворе

  • Cu +FeSO4
  • Cu+HgCl2
  • Zn +HCl
  • Zn+Pb(NO3)2
Вопрос 12

Минералы и горные породы, содержащие металлы или их сплавы и пригодные для промышленного получения металлов, называются

  • Сплавы
  • Самородк
  • Руды
  • Известняки
Вопрос 13

Какой из данных металлов способен восстанавливать редкие металлы (титан, молибден, вольфрам) из их оксидов:

Химические свойства металлов

Урок посвящён изучению химических свойств металлов: реакциям взаимодействия с простыми веществами (кислородом, серой, галогенами), а также со сложными веществами (водой, кислотами, солями). В этом видеофрагменте приведены основные уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства металлов. Каждая реакция дополняется либо рисунком, либо опытом. Кроме этого, все реакции рассматриваются с позиции процессов окисления – восстановления.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Химические свойства металлов"

Химические свойства металлов

Сегодня мы с вами изучим общие химические свойства металлов.

В реакциях металлы проявляют восстановительные свойства, то есть они отдают электроны и превращаются в положительные ионы, сами при этом окисляются.

Сначала разберём реакции металлов с простыми веществами – неметаллами.

Например, с кислородом взаимодействуют практически все металлы, кроме золота и платины, при этом образуются оксиды.

Щелочные и щелочноземельные металлы при обычной температуре легко окисляются на воздухе, поэтому их обычно хранят в закрытых сосудах или под слоем масла.

Так, в реакции лития с кислородом воздуха образуется оксид лития, при этом литий повышает свою степень окисления с 0 до +1, а кислород понижает свою степень окисления с 0 до -2, литий является восстановителем, а кислород – окислителем, четыре атома лития отдают по одному электрону молекуле кислорода.

В реакции кальция с кислородом, кальций также повышает свою степень окисления с 0 до +2, а кислород понижает свою степень окисления с 0 до -2. Металл кальций выступает в роли восстановителя, а кислород – в роли окислителя, при этом два атома кальция отдают по два электрона молекуле кислорода. В результате реакции образуется оксид кальция.

Такие металлы, как алюминий, цинк, свинец при обычной температуре реагируют с кислородом воздуха, покрываясь тонкой плёнкой оксида, которая защищает их от дальнейшего окисления. Слой оксида, образующегося на поверхности алюминия, настолько тонок, что металл не теряет своего блеска. Так, в реакции алюминия с кислородом, образуется оксид алюминия, алюминий повышает свою степень окисления с 0 до +3, являясь при этом восстановителем, а кислород, наоборот, понижает свою степень окисления с 0 до -2. В этой реакции четыре атома алюминия отдают по три электрона молекуле кислорода.

Многие металлы взаимодействуют с кислородом при нагревании: например, медь при нагревании на воздухе чернеет, так как покрывается плёнкой чёрного оксида меди два.

В этой реакции медь выступает в роли восстановителя и повышает свою степень окисления с 0 до +2, а кислород – окислитель, понижает свою степень окисления с 0 до -2. При этом два атома меди отдают по два электрона молекуле кислорода.

При прокаливании железа образуется железная окалина – это смешанный оксид, который состоит из оксида железа два и оксида железа три.

Железо, в данном случае, является восстановителем, оно повышает свою степень окисления с 0 до +2 и +4, значит, железо – это восстановитель, а кислород – окислитель, он понижает свою степень окисления с 0 до -2. В этой реакции три атома железа отдают восемь электронов молекуле кислорода.

А вот магний при поджигании на воздухе сгорает яркой вспышкой, образуя оксид магния.

Магний также является восстановителем, потому что повышает свою степень окисления с 0 до +2, а кислород понижает свою степень окисления с 0 до -2 и является окислителем. В результате реакции образуется оксид магния, а два атома магния отдают по два электрона молекуле кислорода.

Таким образом, большинство металлов реагируют с кислородом с образованием оксидов, активные металлы вступают во взаимодействие с кислородом при обычных условиях, менее активные при нагревании, а такие, как золото или платина не реагируют с кислородом.

Металлы в этих реакциях являются восстановителями и, соответственно, повышают свою степень окисления, а кислород является окислителем и понижает свою степень окисления.

С серой все металлы, кроме золота, способны взаимодействовать при незначительном нагревании, образуя сульфиды:

В реакции натрия с серой образуется сульфид натрия, натрий повышает свою степень окисления с 0 до +2, он является восстановителем, сера является окислителем и понижает свою степень с 0 до -2. В результате взаимодействия два атома натрия отдают по одному электрону молекуле серы.

В реакции кальция с серой образуется сульфид кальция, кальций также повышает свою степень окисления с 0 до +2, являясь при этом восстановителем, а сера понижает свою степень окисления с 0 до -2 и является окислителем, при этом, каждый атом кальция отдаёт по два электрона молекуле серы.

А в реакции железа с серой образуется сульфид железа два. Здесь также железо является восстановителем, повышает свою степень окисления с 0 до +2, а серя, являясь окислителем, понижает свою степень окисления с 0 до -2. Каждый атом железа здесь отдаёт по два электрона молекуле серы.

Если смешать небольшое количество порошка алюминия с порошком серы и нагреть сверху смесь пламенем лучинки, то в результате бурной реакции образуется сульфид алюминия:

Алюминий выступает в роли восстановителя и повышает свою степень окисления с 0 до +3, а сера понижает свою степень окисления с 0 до -2 и является окислителем. В этой реакции два атома алюминия отдают по три электрона молекуле серы.

Таким образом, с серой при определённых условиях реагируют все металлы кроме золота, в результате этого взаимодействия образуются сульфиды, в которых степень окисления серы равна мину двум. В этих реакциях металлы выступают в роли восстановителей, а сера – в роли окислителя.

C фтором, хлором, бромом и йодом – металлы реагируют с образованием галогенидов.

Так, в реакции алюминия с йодом образуется йодид алюминия, а катализатором в этой реакции является вода.

В этой реакции алюминий также повышает свою степень окисления с 0 до +4, являясь при этом восстановителем, а йод является окислителем и понижает свою степень окисления с 0 до -1. При этом два атома алюминия отдают по три электрона молекуле йода.

Таким образом, в реакциях с галогенами, металлы являются восстановителями и повышают свою степень окисления, а сами галогены являются окислителями и понижают свою степень окисления, при этом металлы окисляются, а галогены восстанавливаются. В результате этих реакций образуются галогениды.

Металлы не только реагируют с неметаллами – простыми веществами, но и вступают в реакции со сложными веществами.

Например, с водой эффективно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Если натрий поместить в ёмкость с водой, в которую добавили несколько капель фенолфталеина, то он будет двигаться по поверхности воды, бурно реагируя с ней. При этом выделяется водород и образуется гидроксид натрия, окрашивающий фенолфталеин в малиновый цвет.

Металлический натрий выступает в качестве восстановителя, он повышает свою степень окисления с 0 до +1, а ионы водорода выступают в качестве окислителя и водород понижает свою степень окисления с +1 до 0. В этой реакции два атома натрия отдают по одному электрону ионам водорода.

Некоторые металлы взаимодействуют с водой при определённых условиях, например, цинк – при нагревании, железо – в раскалённом виде с парами воды. При этом образуются оксиды металлов и выделяется водород.

Так, в реакции с цинком образуется оксид цинка и водород. Цинк при этом, являясь восстановителем, повышает свою степень окисления с 0 до +2 и отдаёт по два электрона ионам водорода. Катионы водорода выступают в роли окислителя и понижают свою степень окисления с +1 до 0. В реакции с железом, аналогично, железо является восстановителем, повышает свою степень окисления с 0 до +2 и +3, при этом три атома железа отдают по восемь электронов ионам водорода, а ионы водорода понижают свою степень окисления с +1 до 0 и являются окислителями.

Если металл стоит в ряду активности после водорода, то он не вытесняет водород из воды ни при каких условиях.

Таким образом, щелочные и щелочноземельные металлы реагируют с водой с образованием щелочей, при этом выделяется водород, некоторые металлы реагируют с водой только при нагревании, при этом образуются оксиды и выделяется водород, а металлы, стоящие в ряду активности после водорода не реагируют с водой. В этих реакциях металлы выступают в роли восстановителей, а ионы водорода – в роли окислителя.

Металлы реагируют и с кислотами. Активность металлов при взаимодействии с растворами кислот зависит от положения металла в ряду активности. Металлы, стоящие в ряду активности до водорода, способны вытеснять водород из разбавленных растворов кислот.

Следует учитывать и следующее металл реагирует с кислотой:

· металл должен стоять в ряду активности до водорода

· если образуется растворимая соль

· концентрированная серная и азотная кислота любой концентрации иначе реагируют с металлами, при этом водород не выделяется

· на щелочные металлы это правило не распространяется, так как они реагируют активно с водой, а речь в данном случае идёт о растворах кислот

Например, в реакции магния с раствором серной кислоты, магний выступает в роли восстановителя, а ионы водорода в качестве окислителя.

При этом магний повышает свою степень окисления с 0 до +2, а водород понижает свою степень окисления с +1 до 0. Каждый атом магния отдаёт по два электрона ионам водорода.

Металлы, стоящие в ряду активности после водорода, к такому взаимодействию не способны:

Например, медь стоит в ряду активности после водорода, поэтому она не реагирует с раствором соляной кислоты.

Если налить в две пробирки растворы кислот: в первую – раствор соляной кислоты, во вторую – раствор серной кислоты, а затем поместить в каждую по грануле цинка, то в результате у нас появляются пузырьки газа и в первой, и во второй пробирке. Значит, цинк стоит в ряду активности металлов до водорода, поэтому он способен вытеснять водород из раствора кислот.

Цинк в обеих реакциях является восстановителем, он повышает свою степень окисления с 0 до +2, а водород понижает свою степень окисления с +1 до 0, при этом выступая в роли окислителя. В этих двух реакциях атом цинк отдаёт по два электрона ионам водорода.

Следует помнить, что металлы, стоящие в ряду активности до водорода, реагируют с растворами кислот, но в результате этих реакций должна образоваться растворимая соль, на щелочные металлы эти правила не распространяются, концентрированная серная и азотная кислота любой концентрации иначе реагируют с металлами.

Металлы реагируют с растворами солей, при этом нужно также использовать ряд активности металлов: более активный металл способен вытеснять другой металл из раствора соли, однако при этом должна образоваться растворимая соль и щелочные металлы брать нельзя, потому что они реагируют с водой, а реакции эти протекают в растворе.

Если в две пробирки налить раствора сульфата меди (II) и поместить в первую кусочек железа, а во вторую гранулу цинка, то реакция будет у нас идти в двух пробирках. На кусочке железа и грануле цинка оседает медь и раствор сульфата (II) изменяет свою окраску: в первой пробирке – на жёлтую, во второй – с голубой на более светлую.

В этой реакции железо выступает в роли восстановителя, само при этом окисляясь. Атомы железа превращаются в ионы железа. Ионы меди выступают в роли окислителя, они восстанавливаются, превращаясь в атомы меди. В результате окислительно-восстановительной реакции электроны от атомов железа переходят к ионам меди.

Во второй реакции, в роли восстановителя выступает цинк, сам он окисляется, атомы цинка превращаются в ионы цинка, ионы меди выступают в роли окислителя, ионы меди восстанавливаются и превращаются в атомы меди, электроны от атомов цинка переходят к ионам меди.

Следовательно, металлы реагируют и с растворами кислот, но нужно помнить, что каждый металл вытесняет из раствора соли другой металл, стоящий правее него в ряду напряжений металлов, при этом должна образоваться растворимая соль и щелочные металлы брать нельзя, так как они реагируют с водой.

Общая характеристика металлов, способы получения. Сплавы

Читайте также: