Какой кондиционер металла лучше

Обновлено: 17.05.2024

Победить трение — давняя мечта фантастов. Если удастся, то до вечного двигателя будет рукой подать. Инженеры мыслят более реально, пытаясь хотя бы снизить его.

Например, изобретая присадки к маслам. Мы испытали пять образцов «победителей трения» с акцентом на агрегаты трансмиссии — всё, что было представлено в одном из крупнейших московских магазинов запчастей. Одни препараты прямо обещают уменьшить трение в механизме, другие говорят о снижении износа, уменьшении шумов и продлении срока службы агрегата. А что в реальности?

Участники

ER‑8 и SMT 2514 — это так называемые кондиционеры металла. В процессе их работы на контактных участках поверхности трения при высоких нагрузках и скоростях скольжения должны образовываться хлориды, фториды, бромиды и сульфиды. Пленка толщиной 300–400 нм непрерывно истирается и восстанавливается.

Liqui Moly — слоистая добавка. Она должна обеспечивать низкое усилие сдвига между слоями химических элементов и соединений, снижая коэффициент трения.

Resurs T — это металлоплакирующая добавка (реметаллизант). Ультрадисперсные частички мягких металлов при работе должны попадать в зону трения и разделять детали тонкой пленкой.

Suprotec — геомодификатор трения. Принцип работы — очистка поверхности и достроение кристаллической решетки металла, содержащего железо. Обещана высокая маслоудерживающая способность.

Как проверяли

Работы мы проводили на универсальной машине для испытания на трение и износ ИИ 5018 и четырехшариковой машине трения ЧМТ‑1. Принцип действия у них похожий: образцы трутся друг о друга в присутствии масла с испытываемой присадкой.

Универсальная машина ИИ 5018 предназначена для испытания на трение и износ. Привод машины — электромеханический, с плавным регулированием скорости. Измеритель момента трения на вращающемся валу нижнего образца — электромеханический, с бесконтактным токосъемом.

Оба соприкасающихся диска вращаются, но один отстает на 10%. Износ дисков по массе показывает эффективность испытываемых препаратов, смазывающих пару трения.

Первая машина помогла оценить износ образцов — фактически, повышение противоизносных свойств масла. Четырехшариковая машина позволила определить нагрузку сваривания, то есть предельные возможности смазывания с каждым из проверяемых препаратов.

Присадки добавляли в полусинтетическое трансмиссионное масло Лукойл ТМ‑4 75W‑90 GL‑4. Отметим, что при эксплуатации все препараты следует заливать как в рабочее масло, так и всякий раз при смене масла.

Четырехшариковая машина трения ЧМТ‑1 служит для испытаний жидких и пластичных смазочных материалов. Ее узел трения представляет собой пирамиду из четырех контактирующих друг с другом стальных шариков.

Шарики в ходе испытаний сварились в неразборную пирамиду. Кстати, сварка трением давно применяется в производстве двигателей — например, так соединяют стержень и тарелку клапана.

Антифрикционные и противоизносные испытания на машине трения провели по схеме «диск по подвижному диску с проскальзыванием 10%». Нагрузка — 700 Н, продолжительность испытаний — 120 минут. Концентрация препаратов в масле — согласно рекомендациям производителя. Износ дисков определяли взвешиванием до и после испытаний на аналитических весах АВ210 М‑01 А с погрешностью до 0,1 мг.

Износ образца говорит о противоизносных свойствах исследуемых присадок. Чем меньше износ, тем выше будет ресурс агрегата при работе с этой присадкой.

Что получилось

Цена 1200 ₽
Заявленный объем 237 мл
Рекомендуемая пропорция 60 мл на 1 л
Обещано значительное снижение коэффициента трения в узлах и механизмах, увеличение срока службы агрегатов и механизмов, увеличение критической нагрузки и нагрузки сваривания и тому подобное.
По факту интенсивность изнашивания упала в целом в 3,5 раза, потери на трение снизились на 7%, критическая нагрузка возросла на 41%. Однако применение этой присадки может привести к снижению несущей способности масла при высоких нагрузках, так как снижается нагрузка сваривания.
Препарат является расходным материалом, поскольку работает по принципу протекания химической реакции в зоне трения при высокой температуре с образованием хлоридных или фторидных пленок, разделяющих поверхности трения. Поэтому его ресурс ограничен и зависит от интенсивности работы узла или агрегата.

Цена 450 ₽
Заявленный объем 20 мл
Рекомендуемая пропорция 20 мл на 1–2 л
Присадка на основе дисульфида молибдена (MoS2) обещала значительное снижение износа и температуры в зоне трения, снижение нагрева, плавность работы и т.п. Испытания подтвердили снижение интенсивности изнашивания при «намазывании» тонкодисперсных порошков дисульфида молибдена, однако потери на трение выросли на 10%. Нагрузка сваривания увеличилась на 12%. Слой не имеет сильных связей с основным металлом. Поэтому ресурс препарата ограничен.

Цена 500 ₽
Заявленный объем 50 г
Рекомендуемая пропорция 50 г на 1–2 л
Обещано устранение шумности механизма, облегчение его работы и тому подобное. Зафиксировано снижение интенсивности изнашивания при «намазывании» тонкодисперсных порошков субмикронных частичек меди, свинца, олова и других металлов, а также увеличение нагрузки сваривания на 12%. Однако потери на трение выросли на 10%.
В процессе работы на поверхности трения формируется слой, не имеющий сильных связей с основной поверхностью трения. Он снимается контртелом трения и тут же восстанавливается до тех пор, пока в масле есть достаточная концентрация взвеси препарата. Со временем концентрация падает (элементы садятся на стенки агрегата) и слой не восстанавливается. Продолжительность работы зависит от интенсивности осаждения присадки на различные поверхности и от их площади.

Цена 1500 ₽
Заявленный объем 250 мл
Рекомендуемая пропорция 50 мл на 1 л
Производитель обещает снижение трения и износа деталей, а также значительное увеличение ресурса. Испытания зафиксировали снижение интенсивности изнашивания в целом в 4,6 раза, уменьшение потерь на трение на 2%, увеличение нагрузки сваривания на 12%, повышение критической нагрузки на 26%. В процессе работы на поверхности трения формируется слой, который представляет собой фторидные и хлоридные пленки (кондиционер металла).

Цена 1300 ₽
Заявленный объем 80 мл
Рекомендуемая пропорция 80 мл на 0,7–2,2 л
Обещано восстановление рабочих поверхностей зубчатых зацеплений и подшипников, продление срока службы, уменьшение шумов и вибраций. Мы зафиксировали снижение интенсивности изнашивания в целом в 4 раза, уменьшение потерь на трение за период работы образцов на 20%, увеличение критической нагрузки на 12%. Динамика коэффициента трения показала сильное снижение за время испытаний. Препарат работает по принципу образования нового металлического слоя. На образце видна самая гладкая поверхность, а показатели шероховатости имеют минимальные значения. Поэтому масло в порах может создавать более плотный слой, что приведет к смещению работы узла трения в сторону гидродинамического трения. А это должно привести к дальнейшему снижению потерь на трение и износа.

Применение всех препаратов привело к снижению износа образцов трения, то есть повышению противоизносных свойств трансмиссионного масла

Износ и трение

Казалось бы, фантасты могут радоваться. Препараты Resurs T и Liqui Moly даже увеличили массы образцов вследствие наслоения тонкодисперсных твердых частиц меди, свинца, олова в первом случае и дисульфида молибдена — во втором.

Однако веселиться рано. Износ-то уменьшился, но выяснилось, что препараты Resurs T и Liqui Moly увеличивают потери на трение на 9–10%. Остальные средства в среднем коэффициент трения не изменили: разница — в пределах погрешности. Все препараты привели к росту температуры масла в камере, особенно Liqui Moly. Это говорит о протекании процессов модификации трения.

Оценка средней шероховатости обрабатываемой поверхности показала, что лучше других это сделали препараты SMT 2514, Resurs Т и Suprotec.

Износ нижнего и верхнего дисков при испытаниях на универсальной машине ИИ 5018. Меньше износ — больше ресурс.

Средний коэффициент трения характеризует момент сопротивления.

Сварятся?

Испытания на четырехшариковой машине трения ЧМТ‑1 проводили по ГОСТ 9490–75 — определяли так называемую нагрузку сваривания, при которой поверхности шариков буквально свариваются в точке контакта. Заодно оценили критическую нагрузку, которая говорит о длительности работоспособности масла. Продолжительность испытаний: для определения нагрузки сваривания — 10 секунд, для определения показателя износа — 60 мин.

Средняя температура масла в камере говорит об энергонапряженности процесса обработки. Особых различий нет — разве что на первой и последних стадиях испытаний.

Чем выше нагрузка сваривания, тем меньше вероятность возникновения задира.

По идее, присадки должны повышать нагрузку сваривания и критическую нагрузку. Чем выше нагрузка сваривания, тем большую нагрузку выдержит узел трения до возникновения задира.

Это предельные возможности работы смазочного материала: больше — лучше. Чем выше критическая нагрузка, тем выше нагрузка, при которой узел трения будет работать длительное время с сохранением заданного ресурса.

Чем выше критическая нагрузка, тем при более высокой нагрузке узел трения сможет работать длительное время.

Диаметр пятна контакта: чем меньше, тем лучше.

Нагрузка сваривания или нагрузка предельных возможностей смазывания при работе присадок SMT 2514, Resurs T и Liqui Moly выросла на 12%, при работе с присадкой ER‑8 снизилась на 6%, с присадкой Suprotec — не изменилась.

Критическая нагрузка, которая характеризует пределы длительной работоспособности масла, увеличилась при добавлении всех препаратов. Наиболее заметен эффект при работе ER (на 41%) и SMT 2514 (на 26%).

Противоизносные характеристики, определенные на машине трения ЧМТ‑1, улучшились только с ER‑8 (на 18%).

Везде ли вредно трение?

Применение подобных препаратов в двигателях внутреннего сгорания спорно. Это вызвано очень разными температурными условиями, отличающимися на несколько порядков нагрузками, а также тем, что присадки просто обязаны сгорать вместе с маслом.

В любых коробках передач снижение трения может быть даже вредным. В механических коробках и роботах со снижением трения синхронизаторы будут работать в нештатном режиме. У вариаторов может начать проскальзывать ремень, а у гидромеханических ­коробок — фрикционы.

Безусловно полезно

А вот в редукторах чем меньше трения — тем лучше. Причем особенно в тех, где используется гипоидная передача. Её можно встретить на задней оси самых разных машин — от Жигулей до Мерседесов, а также на любых осях вседорожников. Правда, при условии, что там не стоят дифференциалы повышенного трения.

Еще с трением надо бороться в раздаточных коробках внедорожников и угловых редукторах кроссоверов. С задним редуктором последних ситуация сложнее. Если гипоидная передача имеет отдельную масляную ванну, то всё в порядке — с трением можно воевать. Но если то же масло работает и в электромагнитной или гидравлической муфте подключения задней оси, то с присадками от полного привода может остаться пшик.

Что в итоге?

Два препарата из пяти — ER‑8 и SMT 2514 — действительно снижают трение, пусть лишь на несколько процентов. Suprotec понизил его аж на 20% — хотя в начале теста трение возросло, а затем стало стремительно падать. Средний результат — нулевой. Возможно, препарат просто не успел показать все свои свойства за время испытаний — этого мы не знаем.

А вот другие, похоже, тратят энергию на «намазывание» мягких металлов: трение с ними даже выросло. Однако и эти препараты нельзя назвать бесполезными: они уменьшают износ трущихся поверхностей.

Победителем в номинации «Снижение трения» стал ER‑8. Нагрузку сваривания лучше других увеличили SMT 2514, Resurs T и Liqui Moly. Наилучшую динамику улучшения показал Suprotec. Но до вечного двигателя всё еще очень далеко!

Заливать или нет?

Заливать ли такие средства в машину? Мы считаем, что подобные препараты изначально интересны апологетам любого «улучшайзинга».

При этом полагаем, что проверять действие такой автохимии желательно только на постгарантийных автомобилях во избежание ненужного конфликта с официалами.

А всем автовладельцам без исключения советуем в первую очередь почаще заменять масла и прочие технические жидкости, выбирая, по возможности, самые качественные продукты.

Кондиционер металла. Кто что скажет?


Недавно пришлось познакомиться и изучить вопрос о кондиционерах металла. Много чего про них прочитал, много чего узнал, много чего изучил.

Три основных кандидата:

Кондиционер металла SMT2 синтетический 2-го поколения


Energy Release (ER) антифрикционный кондиционер металла


Многофункциональный кондиционер металла FENOM


Вопрос: кто что заливал и кто что скажет о них? Просто интересно мнение людей, реально использовавших какую-либо из этих трех штук. На сколько я узнал из всякой литературы и других источников (не важно каких именно) эти три штуки по сути одно и то же, но СМТ на много дороже и вылезает за счет "понтов", ЕРка просто давно на рынке и имеет своих заядлых фанатов, а Феном недавно появившаяся фирма, разливающая свои бутылочки "автоэлексира" в химках и завоевывающая своих фанатов своей приятной ценой. Кто что скажет про эти три штуки?
Кто пользовался? Куда заливали? Какие надежды были на средство? Какие надежды оправдались, а какие нет? В общем, поделитесь опытом, друзья :) Всем мир :)

Комментарии 39

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.


Я заливал хадо в виде одной тубы на 27 мл, в уставший тойотовский мотор(5 А FE) предварительно размешав в стаканчики с маслом, , эффект был безупречный, но не долго((( .через тысяч 7 тыс км жор масла вернулся .
На нынешнем ВАЗ 2112 тоже использовал хадо 27 мл тюбик, мотор исправный масло не угорало, поэтому эффекта не почувствовал .


в 2008 году был у меня акцент с 50000 пробега… от кого то услышал про эту ерунду, купил, стал применять согласно рекомендациям, первый раз за 1000 до смены масла … второй и третий тюбик…через несколько тысяч пробега… результата не было ни какого… ни экономичности, ни эластичности, ни тише мотор не стал работать… вообще все эти присадки дают только эффект "Плацебо"…
в современных маслах согласно спецификациям, заложен весь пакет необходимых присадок для определенных двс, все остальное это маркетинг и бизнес


Ну как -FENOM- работает?


Работает :) Ну либо самовнушение :))


Не стоит верить рекламе и мешать машине работать штатно. Помогало бы, то производители масел добавляли бы ее и сделали бы отдельное "защищенное масло или с доп эффектом защиты двигателя"


Покупал в автомаге
Заливал сМТ через ТО

Заливал себе сМт2 в Сузуки с пробегом 230 тыс
И в форд с пробегом в 30 тыс км
Лучше стал работать Двигатель или тише, я так нифига и не понял . Никакой экономии бензина не увидел . Шумы как были так и остались . Незнаю, может я приделаюсь ? Но в Сузуки в Двигатель не лазили ни разу . Я был пятым владельцем .
Делайте выводы . Сколько людей, столько и мнений . Решать вам ))
И хочу спросить, вы залили в машину, что нибудь ? Какие ощущения, впечатления ?
Лично я, ничего незаметил))


Заливал в гидрачь для профилактики SMT, залудил страшно через час. Сосед в мкпп залил на акценте тоже самое, проехал не больше 10 тыс, мкпп рассыпалась и в итоге эта машина у меня оказалась, как я с мкпп намучился.


не знаю у меня щас в гидраче и порошок форум и смт2 и тюнинг автоматических коробок от хайгир…че только там не залито все ходит


Лет 18 назад была у меня копейка для работы убитая в хлам распредвал грохотал хоть шумку ставь.Случайно услышал про феном думаю хуже не будет залил в движок .Стало гораздо тише.Но действительно работу фенома ощутил когда провернуло грибок и давление упало в ноль.Проехал 30 км без давления масла правда потихоньку и движок не стуканул.Не реклама а опыт.Сейчас о качестве фенома сказать ничего не могу.

Отличное наблюдение! Вот живой примет что кондеи металла реально работают!)


Феному так много лет?


Заливаю хадо (тюбики по 9 мл)для бензинового мотора уже в 3 автомобиль.Работает!По остальным езнаю да и нехочу проверять, только Хадо.

Спасибо за отзыв!)


…уж не знаю Хадо помогло или года дали о себе знать но задняя скорость терь хреновасто работает — скаблит ролик и едет в пол тяги)…

хм) любопытно :) может и совпадение :)

что могу сказать наверняка,
на днях поделился опытом со знакомым мастером, он пару раз ужаснулся моей заливке хадо, сказал все, трындец коробке, они все ложатся, но потом успокоился когда узнал сколько я на нем после заливки проехал)
дело все в том, что хадо очень нерационально обволакивает коробку при его заливке, и рекомендуемых 20 мин езды после заливки хватит разве что на пол года, потом "комочки" дадут о себе знать
я же залил хадо перед поездкой в ростов, предварительно хорошо прогрев двигатель и собственно сам реветализант под печкой в подлокотнике))
пока что, тьфу тьфу тьфу) полет нормальный
в общем ЛИТЬ ТОЛЬКО ПЕРЕД ДАЛЬНЕЙ ДОРОГОЙ чтобы он равномерно распределился.

СМТ в коробку лить не рекомендуют, трение там нужно, так что СМТ больше для двигателя, а вот супротек и хадо для редукторов и коробок

кстати у меня после замены масла в редукторе (взяли ликви моль для редукторов с блокировкой) и добавки супротек — перестали подтекать пыльники, или сальники) не помню как точно))
правда прежде чем залить "золотую" смесь я недельку покатался на газпромовском редукторном масле — итог — столько дерьма вылезло при сливе, что я повторно залил газпром и только потом уже, когда при сливе масло вышло немного мутного цвета залил ликви с супротеком

Дискуссия: а вы пользуетесь присадками в масло (SMT2, ER, XADO…)?


Почему я об этом спрашиваю…у моего отца BMW 520i E34 1991 года выпуска. Состояние у машины — шикарное, я никогда не видел машину такого года в таком состоянии, правда.

Так вот, при каждой замене масла он добавляет кондиционер металла (на протяжении лет 5-7 наверное).

В первое время он добавлял SMT2.


Раньше это вещество по своей консистенции было похоже на мёд.

После последней замены масла обнаружил, что SMT2 закончился. Поехал и купил другой кондиционер, не менее хороший по заявлениям продавцов. Называется ER (Energy Release).


Когда начал заливать обнаружил, что по консистенции вещество похоже на компот…

Не так давно я сам поехал посмотрел SMT2 в местных магазах — ну очень он жидким стал! Говорят типа новая формула…

Так вот, что хочу сказать по отцовской машине:

1) Пробег машины около 350 000 км (или уже даже больше) и еще никто никогда не лазил в двигатель

2) Движок урчит как котенок — идеальная работа!

Дело понятное — немцы умеют делать машины, но…машине уже как 23 года, и никаких сбоев в двигателе и его системах!

Может, все-таки, кондиционер металла делает свое дело? Кто что думает по этому поводу и кто РЕАЛЬНО пользовался этим?

Daewoo Nexia 2010, 109 л. с. — расходники

Машины в продаже


Daewoo Nexia, 2012


Daewoo Nexia, 2010


Daewoo Nexia, 2011


Daewoo Nexia, 2008

Комментарии 23


Низнаю как на других моторах, но smt2 мне не помог, а может быть отсрочило кап. ремонт, автомобиль хундай ix 35, g4na мотор, 14 г. в., с 30 тысяч начал заливать это чудо, всё было вроде хорошо менял масло каждые 7, 500 км и эту присадку, по окончанию 5ти летнего возраста авто смотрели эндоскопом, всё было нормально, но после гарантийного обслуживания и дальнейшего применения smt2, стал небольшой масла жор, 250-300 гр масла на 1000 км, после проверки эндоскопом были выявлены в 3 х горшках задиры, километраж был уже около 90 тыс. км, вот тебе и присадочки, также вырезался кат, который был как новый и перепрошивался авто


пробовали использовать жидкую смт в сухих подшибниках, работает, бегут дальше как новые

пользую СМТ2 при каждой замене, масло меняю каждые 12000тык. синтетика, двигатель шуршит, состояние двиг внутри зеркальный блеск.


жидкую пробовал в масло? Результат такой же как и со старым составом?

жидкую не пробую а ездим на ней, ездит на ней все, газонокосилка, бензопила, квадроцикл, 3 дизельных авто все просто супер! но перед использованием делали тест на станке трения от того поставщика от которого берем!

пользуюсь феном кондиционером он как смт2 только как раз в 2 раза дешевле лью в грузовик. раньше едешь 80км двиг создавал гул…уши закладывало щас двиг не создает гул не при каких оборотах. масло какое бы хорошее не было оно такой защиты не создаст как с применением присадок. что такое минеральное и синтетическое масло кто знает?отличие) синтетическое масло это обычное минеральное только с добавлением в него настоящей синтетики от 10 до 15 процентов и оно на много лучше становится.обороты вывозит больше и как далее но как бы там на канистре не писали что настоящее синтетическое масло это не так. настоящее синтетическое масло применяют только в самолетах для простых граждан оно не доступно и если будет доступно то цена за 4литра привысит 15тыс руб. ну а теперь о кондиционере метала.это 100процентная синтетика добовляя его в масло вы повышаете процент настоящей синтетики в своем масле и от этого такой результат что у двиг в разы увеличивается ресурс.а то что кто то уверен в том что в масле и так есть все что нужно двиг это ошибка если ездить как пенсия то да этого хватит но если в валивать иногда то не хватит. запомните вы дойные коровы для компаний и чем больше и знаменитее компания тем хуже продукция потому что им выгодно доить вас. вот к примеру шелл или кострол у них самый главный босс один он же делает двиг он же делает запчасти по сути этими всеми компаниями заведует одна компания которой выгодно чтоб вы покупали масло ломались и покупали у них запчасти и опять покупали масло…вы дойные.)) смотрите сами дилеры льют к примеру в бмв кострол гарантия 100тыс авто на нем отъездит 130-150тыс км и начнет дымить.я много видел бмв которые вроде свежая и коптит. вы думаете двиг плохие? нет лей туда кондиционер метала с новья и он проедет милион и дымить не будет.


Все присадки уменьшают трение, но на разное время.одни дольше, другие меньше. как восстановители изношенных поверхностей они почти бесполезны.если только хадо наверно.он проверен временем и людьми.хотя и супротек может, не очень в него верю . из всех знакомых кто использовали. только у пару стало по лучше.остальные же решили просто лить масло по качественнее.


В любом случае зависит от первичного состояния машины(если не первый хозяин) ну от последующих! А присадка именно так и делает своё дело-увеличивает срок межкапиталки! Если машина ушатана-чуда не произойдёт! А про новую формулу читай у официалов!


Конечно нет развод для лохов.


Работаю на авторынке, из всего что есть в наличии из кондиционеров металла Хадо, ER, SMT2, берут только SMT2. Эффект как говорят сами клиенты наступает через 1000км и так у всех таких присадок! И самое главное ты правильно заметил, что новый SMT2 как водичка, типа новая формула, но он не работает! Не знаю реально ли новая формула либо контрафакт! Так как у нас постоянно пока приходят густые как мед! И клиенты постоянно проверяют это, так как с жидкими уже сталкивались и эффекта 0.

жидкую СМТ проверяли сами на стенде трения, все работает — при чем работает лучше чем густая формула, страна Литва, поставка СМТ — США!

Ну я ж говорю что работаю на авторынке и оговариваю отзывы по поводу жидкой и густой.
Сам я себе залил ЕРку. Так как она по концентрации мощнее будет, хоть смт2 меня более впечатлило внешний видом. Зараз ЕР как зараз суперклея. Когда ЕР на крышке высох то тянулся как момент. Думаю с смт2 тоже самое. Но у нас обе берут и годами люди катаются, проблем никаких. Я и сам на ЕР уже 6 т км прошел, эффекта в расходе нет, в шуме двигателя все и так было тихо, тегу себя только в том что холодный старт будет легче и этим уберегу двигатель. А так думаю их целесообразно мочегонными зимой, мое личное мнение! Залью ли я еще раз, спорный вопрос, может зимой…


пользовался никакого эффекта не почувствовал. Деньги на ветер. Кондиционер присадка — это как сыпануть ложку сахара в море в надежде чтоб рыбка сладкая была)))


Не видел шикарного авто? Ну глянь на мою прошлую, там больше 300 тыс уже пробег, в мотор и по сей день не лазили, компрессия 12.5 в каждом цилиндре и никаких присадок. Лей хорошее масло и вовремя меняй, а присадки, они в масле уже есть и их хватает.

Тоже 91 года) красотища!


Своевременная замена масла. И хорошее масло. Вот поэтому 23х летнее авто ездить и еще столько же проедет. Сам пользуюсь только промывкой мягкой на 200 км. Перед заменой

Это понятно, иначе никак. Сэкономишь на масле — вложишься в кап/ремонт) Ну а вообще ни разу не пользовался такими вещами?

Нет, не пользовался. В масле же от производителя есть присадки)


а как вы понимаете хорошее ли масло? делали хим анализы?

никак, какой подходит мне в данный момент, то и хорошее для меня. Главное не подделка.

Как отсрочить смерть двигателя: тест пяти присадок к моторному маслу

Есть ли практический толк от присадок к моторным маслам? Чтобы получить ответ на этот вопрос, Александр Шабанов и Михаил Колодочкин проанализировали результаты длительных моторных испытаний пяти препаратов с разным принципом действия.

Немецкий препарат Liqui Moly Ceratec заявлен как состав, содержащий «специальную микрокерамику». Бельгийский Bardahl Full Metal, намекающий названием на металлоплакирующий эффект, обещает наличие фуллеренов С60 (каждый фуллерен С60 — это стабильное соединение 60 атомов углерода, наносфера, имеющая размер ангстремного порядка). За геомодификаторы трения выступил российский Suprotec Active Plus. Украинский ХАDО 1 Stage Atomic Metal Conditioner производитель назвал «ревитализантом и кондиционером». Какой принцип действия — из названия не поймешь, но фирма знаменита своими геомодификаторами. Да и «ревитализант» из этой породы. Кондиционеры металла представлял американский SMT Oil Treatment.

Присадки к маслам (точнее, триботехнические составы) — самая спорная группа автохимии. Обещано многое — увеличение мощности, уменьшение трения и расхода топлива, рост ресурса и снижение токсичности. А еще способность лечить «больные» моторы. Теоретически от этих снадобий должен быть прок (ЗР, 2015, № 5 и 9). Что ж, проверим теорию на практике. И посмотрим, не испортят ли присадки масло.

Внимание! Мотор!

Для испытаний мы подготовили пять идентичных, предварительно обкатанных и обмеренных по всем статьям моторов. Четыре присадки просто залили в масляные горловины, а инструкция к Супротеку просит сделать это дважды — перед началом обкатки и через тысячу километров пробега.

Атомарный кондиционер металлов с ревитализантом ХАDО 1 Stage Atomic Metal Conditioner, Украина

Ориентировочная цена 2800 руб.

Заявлено восстановление поверхности деталей и компенсация износа, выравнивание и увеличение компрессии, снижение расхода топлива, увеличение мощности и приемистости двигателя, увеличение ресурса.

+ Обещания подтвердились, но результаты средние по всем позициям. — В терминах и описании разобраться непросто. Дорого. Эффект проявляется лишь спустя некоторое время.

Программа испытаний составляла 120 моточасов, что при выбранных режимах эквивалентно 10 000 км пробега. Затем — очередные замеры, вскрытие, анализ состояния деталей и моторного масла.

Отдельно проверяли способность лечить двигатель: это вторая стадия испытаний — еще по 60 моточасов на стенде. Для приведения моторов в нужное состояние на рабочие поверхности новых вкладышей и поршневых колец наносили идентичные риски, имитирующие значительный износ. Состояние «пациентов», естественно, существенно ухудшилось: из-за нарушения условий смазывания снизилась несущая способность подшипников и увеличились протечки рабочих газов из камер сгорания. Процедуры испытаний повторяли для каждого триботехнического состава и оценивали, насколько восстановятся ухудшившиеся параметры.

table-01

Мощность

Прирост мощности проверяли только на «здоровых» моторах. Двигатели с поврежденными деталями выводить на номинальный режим страшновато.

Все пять составов подняли мощность, но в разной степени — прирост составил от 1,3% (SMT) до 4,0% (Suprotec). Результаты не фантастические, тем не менее максимальные показатели сравнимы с прибавками, которые дает простейший тюнинг мотора.

Но важнее другое — увеличение крутящего момента и его рост в зоне низких и средних оборотов. Именно это обеспечивает улучшение динамики автомобиля, заметное для большинства водителей.

Механические потери

Первая причина роста мощности — уменьшение механических потерь. Их измеряли на стенде методом прокрутки. Двигатель прогревали до рабочей температуры и отключали подачу топлива — заданные обороты поддерживал электродвигатель стенда. Потребляемая им мощность приблизительно равна мощности механических потерь мотора.

И снова эффект дали все препараты. Лучшие показатели — у средств Suprotec и Bardahl, снизивших потери на трение относительно базовых испытаний «чистых» двигателей на 8–9% на высоких оборотах и на 13–15% в пусковых режимах и при минимальных оборотах холостого хода. Кстати, рост крутящего момента двигателя, полученный на внешней скоростной характеристике, близок к величине снижения момента механических потерь.

Компрессия

Вторая причина, влияющая на рост мощности двигателя, — увеличение компрессии. Ее измеряли до испытаний и после их окончания на полностью прогретом двигателе, поддерживая постоянную частоту вращения (300 об/мин) электромотором стенда.

На «здоровом» моторе наблюдается не просто рост компрессии, а еще и ее выравнивание по цилиндрам. В среднем плюс 0,2–0,3 бара. Больший рост на исправных двигателях должен настораживать, ведь он обычно наблюдается на фоне значительных отложений в камере сгорания.

Расход топлива

Обещанного многими кудесниками снижения расхода на 20–30% нет, но и полученные 3–7% — тоже результат. Очень важно, что экономия существенно зависит от режима работы.

Наибольшая экономия, превышающая 10%, наблюдается на холостом ходу и при малых нагрузках, когда влияние механических потерь максимально. В режиме номинальной мощности эффект практически исчезает. Значит, в городских заторах расход топлива будет ощутимо меньше, а на трассе экономия составит не более 2–3%.

Триботехнический состав Suprotec Active Plus для бензиновых двигателей, Россия

Ориентировочная цена 1450 руб.

(требуется два флакона на обработку) Обещано снижение шумов, облегчение холодного пуска, увеличение ресурса двигателя и защита от износа.

+ При обработке мотора в относительно благополучном состоянии дал наибольший эффект. Результаты держатся долго, потому можно верить заявленному сроку действия до 50 000 км. — Применение препарата в две стадии не очень удобно. При лечении «больного» мотора проявил себя не столь эффективно, как на первом этапе испытаний. И дороговато.

Токсичность

Изменение показателей спорит с погрешностью измерений. На стареньких карбюраторных машинах выигрыш был бы заметнее: у них при снижении трения улетают вверх обороты холостого хода, а чтобы их понизить, обедняют смесь. Там зависимость токсичности от степени обогащения очень крутая — вот выбросы СО и падали с 3–4% до 1% и ниже. Электроника же поддерживает постоянный состав смеси, да еще нейтрализатор дополнительно очищает выхлоп, поэтому эффект минимален. А снижение показателей по остаточным углеводородам на нынешних моторах происходит благодаря уменьшению расхода масла на угар. Наши замеры показали, что двигатели после обработки препаратами стали расходовать масла на 15–45% меньше.

Износ

Мы оценивали содержание продуктов износа в пробах масла, отобранных по окончании испытаний, а также взвешивали поршневые кольца и вкладыши подшипников.

Эффекты для препаратов разных групп неодинаковые. Составы Bardahl и Liqui Moly лучше защищают подшипники коленчатого вала, а Suprotec и XADO — поршневые кольца и цилиндры, судя по содержанию железа в пробах отработанного масла. Видимо, подшипники, работающие при более низких контактных давлениях и более благоприятных условиях смазывания, частично компенсируют износ, забирая «строительный материал» из препаратов Liqui Moly и Bardahl. А кольца, работающие в условиях ограниченной смазки, при более высоких температурах и высоких контактных давлениях, лучше защищены слоями, формируемыми геомодификаторами трения.

В целом продуктов износа у всех обработанных двигателей меньше, чем у контрольного мотора, на 12–60%, в зависимости от вида состава. Косвенно это намекает на увеличение ресурса двигателя.

Как здоровье больных?

Предыдущая часть испытаний подтвердила то, что мы видели и раньше. А вот лечить искусственно «испорченный» мотор, насколько нам известно, никто не пробовал, тем более в сравнительном режиме. Напоминаем: на вкладышах подшипников и рабочих поверхностях поршневых колец мы нарезали риски фиксированной глубины. Давление масла резко упало, снизилась мощность, выросли расход топлива и токсичность отработавших газов. Помогут ли теперь присадки?

tribo1

Они отработали еще по 60 моточасов на каждом моторе. Двигателям явно стало лучше, хотя и в разной степени: совсем чуть-чуть — при использовании SMT, значительно — после препаратов Bardahl, Liqui Moly и Suprotec.

Давление масла подросло, мощность механических потерь снизилась, но до уровня «здорового» мотора показатели не дошли. Поскольку начальные данные всех «больных» моторов немножко разные (идентично «испортить» двигатели крайне сложно), то и сравнивали мы не абсолютные, а относительные значения.

Механизм работы каждого препарата тоже сказывается на эффективности лечения. А еще результат зависит от режимов работы, в которых могут реализовываться разные режимы трения. В принципе их два: граничный, когда толщина разделяющего слоя масла сопоставима со средней суммарной высотой шероховатостей на поверхностях трущихся деталей, и гидродинамический, когда толщина этого слоя существенно (минимум в три раза) больше высоты шероховатости. Геомодификаторы существенно поднимают показатели в зоне холостого хода и малых нагрузок. Они эффективнее там, где преобладают режимы граничного трения и недостаточно работает гидродинамика. А вот в режимах средних и высоких оборотов, где бал правит гидродинамика, эффективнее составы типа Bardahl. Почему? Мы объясним это чуть ниже, когда рассмотрим структуру поверхностей деталей, обработанных разными составами.

Компрессия в цилиндрах тоже увеличилась. Причем если для исправных двигателей рост компрессии составлял всего 0,2–0,3 бар, то здесь результат более значительный: до 1,0–1,5 бар. Всё это повлияло на расход топлива и уровень токсичности отработавших газов.

Под микроскопом

Чтобы разобраться, что делают трибологические составы с двигателем, мы провели дополнительные исследования. Во‑первых, до и после испытаний простучали шейки всех коленчатых валов динамическим твердометром, чтобы оценить, изменилась ли твердость поверхностей. Ведь чем выше твердость, тем выше износостойкость узла трения.

Единственный состав, который дал небольшое (на 4–6%) увеличение твердости поверхностей коренных и шатунных шеек, — Suprotec. При использовании остальных препаратов устойчивого эффекта мы не обнаружили.

А еще мы пожертвовали несколькими вкладышами, сделав из них образцы для машины трения, чтобы измерить коэффициенты трения в паре вкладыш — вал. Масло, в котором работала пара трения, также содержало испытуемые препараты. Изучили динамику изменения этого параметра по мере наработки 250 тысяч циклов нагружения.

Антифрикционная присадка в моторное и трансмиссионное масла Liqui Moly Ceratec, Германия

Ориентировочная цена 1700 руб.

Заявлено снижение трения и износа на протяжении 50 000 км пробега. Использованы специальные микрокерамические частицы совместно с «дополнительным химически-активным» элементом, заполняющим микронеровности.

+ Положительный результат по всем проверявшимся позициям — не самый большой, но видимый и устойчивый. Применять просто. Сравнительно недорого. — А есть ли сохраняемость эффекта на заявленные 50 000 км? Испытания показали, что снижение коэффициента трения не столь значительно, как у других препаратов

При использовании геомодификаторов трения наблюдается четкий этап приработки пары: коэффициент трения уменьшается практически в два раза. У модели, обработанной средством Suprotec, во второй половине испытания он вообще установился на минимальном уровне. С ХАDО снижение коэффициента трения сохранилось и во второй части испытаний, но темп его изменения упал. Замеры температуры масла это подтверждают, ведь она зависит от силы трения.

У составов Bardahl и Liqui Moly, наоборот, коэффициент трения вначале падает, а потом снова начинает расти! Похоже, формируемый этими составами слой с определенного момента начинает срабатываться. Значит, он требует постоянной подпитки — следовательно, эти составы должны постоянно присутствовать в масле, в отличие от составов группы геомодификаторов.

Кроме того, мы сравнили микропрофили поверхностей вкладышей «больных» моторов в зонах специально нанесенных рисок — до и после процедуры исцеления.

Присадка к моторному маслу SMT Oil Treatment, США

Ориентировочная цена 700 руб.

Заявлено снижение расхода масла и дымности отработавших газов, повышение подвижности поршневых колец, рост мощности и снижение расхода топлива, увеличение компрессии.

+ Цена привлекательная, но в продаже встречается редко. Прослеживается общая тенденция повышения параметров двигателя. — Полученные эффекты немного выше погрешности измерений — почувствовать их в процессе эксплуатации автомобиля будет сложно.

Триботехническая обработка двигателя выглаживает рабочие поверхности, уменьшая общую высоту микронеровностей и размер дефектов трения — рисок, которые мы нанесли специально. А мелкие риски, образовавшиеся естественным путем при работе двигателя, могут совсем исчезнуть. Объяснение простое: в составе препаратов этой группы достаточно «строительного материала», которым заделываются поврежденные поверхности. Лидер в этом деле — препарат Bardahl.

Геомодификаторы дают такой же эффект, но он менее выражен — процесс напоминает полирование. Насколько стоек будет эффект восстановления, мы сказать не можем. Ведь предыдущая часть испытаний, выполненная на машине трения, показала, что для металлоплакирующих составов требуется их постоянное присутствие в масле.

Присадка к моторному маслу Bardahl Full Metal, Бельгия

Ориентировочная цена 2500 руб.

Позиционируется как присадка нового поколения на базе фуллеренов С60, которая снижает трение, восстанавливает компрессию и сокращает расход топлива.

+ Состав хорошо отработал по всем позициям. Снижение трения получилось самым значительным, отсюда видимый эффект по расходу топлива и по мощности. — Эффект большой, но не «долгоиграющий»! Состав требует повторного использования при каждой смене масла. Окупится ли?

Итоги большого пути

Итак, все составы положительно влияют на рабочие поверхности узлов трения. Высота микронеровностей уменьшается, а условия работы подшипников улучшаются, поскольку сокращается зона граничного трения и, соответственно, растет зона гидродинамического трения. Дефекты поверхностей трения уменьшаются или полностью залечиваются — восстанавливается несущая способность подшипниковых узлов двигателя. Формируются антифрикционные слои, существенно уменьшающие силы трения. Геомодификаторы даже твердость поверхностей чуть-чуть повышают! В итоге снижаются мощности механических потерь и скорость износа. В итоге это означает снижение расхода топлива, увеличение мощности мотора и его ресурса.

А не навредят ли составы маслу? Тесты показали, что физико-химические показатели масел при совместной работе с трибосоставами изменяются почти так же, как и при обычном старении. Вывод: не навредят.

Испытания показали, что проверенные составы существенно облегчают жизнь моторам. Какой состав применять, зависит от начального состояния двигателя. Для повышения характеристик и увеличения ресурса новых или несильно изношенных моторов предпочтительнее составы из группы геомодификаторов. Тем более что их используют по принципу «залил — забыл», без постоянных повторных обработок. А вот двигателям в «предынфарктном» состоянии нужны сильнодействующие средства — типа Liqui Moly и Bardahl. Такая терапия должна быть пожизненной, но она отсрочит кончину, уменьшит масляный аппетит и повысит надежность мотора, снизив вероятность его неожиданного отказа.

Читайте также: