Какой медиатор выбрать для металла

Обновлено: 04.10.2024

Как выбрать медиатор для электрогитары, как его правильно держать и играть? Такие вопросы часто возникают у начинающих исполнителей. И это понятно: без техники игры медиатором не обходится ни один серьезный электрогитарист.

Читайте статью до конца, чтобы найти ответы и получить проверенные практические советы. С ними вы избежите распространенные ошибки и освоите игру медиатором в максимально короткий срок

Содержание

  1. Как выбрать медиатор
    1. Материал изготовления
    2. Толщина
    3. Форма
    4. Фактура, размер, рисунок
    5. Как же выбрать?
    6. Держатели для медиаторов
    1. Без напряжения
    2. Стабильность хвата
    3. Гибкость хвата
    1. Создаем опору
    2. 9 важных рекомендаций по технике игры медиатором на электрогитаре

    Как выбрать медиатор

    Медиатор, или плектр представляет собой небольшую пластинку для игры на струнных щипковых инструментах. Среди них – и электрогитара.


    Что дает исполнение медиатором:
    – разнообразный по атаке звук;
    – расширенную тембровую палитру;
    – четкость, «читаемость» на слух исполняемой партии;
    – чистоту звучания;
    – быстрый темп исполнения.
    Выбор медиаторов для гитары сегодня широк. Плектры изготавливаются из всевозможных материалов, различаются по толщине, форме, фактуре, размеру и рисунку.
    Как же найти то, что нужно именно вам? Для начала следует сориентироваться во всем этом многообразии.

    Материал изготовления

    Чаще всего медиаторы делают из пластмассы, металла и дерева. Есть и более экзотические варианты: медиаторы из камня, стекла, панциря черепахи, слоновой кости, кокосового ореха, рога буйвола. Начинать стоит с обычных вариантов, а уже затем пробовать что-то более оригинальное и прихотливое по технике исполнения.

    Наиболее распространены сегодня плектры из пластмассы: из нейлона, ацеталя, тортекса, делрина, лексана, акрила, ултема. Они различаются по степени жесткости, гибкости, износостойкости, цене и, конечно, характеру звучания. Определить качество звука и удобство исполнения можно опытным путем: попробуйте несколько вариантов и найдите те, что нравятся лично вам.


    Медиаторы из металла дают разнообразный звук: оттенки зависят от сплава. Тембр бывает более звонким и насыщенным, чем у пластмассовых. Или – теплым и нежным. Минусы металлических плектров: они быстро изнашивают струны и могут повредить поверхность инструмента при игре боем.


    Медиаторы из дерева обладают тембровым своеобразием. Окраска зависит от свойств древесины – твердости и структуры волокон. Как правило, деревянные плектры обладают более мягким и ярким тоном, чем медиаторы из пластмассы и металла. Однако нужно помнить, что они довольно быстро стачиваются.


    Толщина

    Толщина медиатора – важнейший параметр. От него существенно зависит, как будет звучать инструмент.


    Допустимо выделить две группы:

    • тонкие: 0, 38 – 0, 88 мм;
    • толстые: 0,88 – 3 мм.

    Часто толщина указывается на медиаторе в миллиметрах, что очень удобно. Но некоторые производители обозначают буквами:

    обозначение

    Тонкие хороши для мягкой аккордовой игры. У них приятный звук. Толстые же позволяют регулировать громкость игры и акцентирование.

    Тонкие и средние медиаторы подходят для акустической гитары. С ними звук получается мягким и деликатным. Для электрогитары пригодится вариант потолще: понадобится сильная атака.

    Форма


    Существует большое разнообразие форм медиаторов. Вот пять основных:

    • Standard – пожалуй, самая популярная форма; при игре дает приятное звучание.
    • Teardrop & Jazz ценят за своеобразие конфигураций и насыщенность тембра.
    • Triangle в виде равностороннего треугольника довольно удобен: можно играть любой стороной.
    • Sharkfin имеет необычную форму: она позволяет играть ребристой или обычной стороной.

    Упомянем также, что существуют медиаторы для пальцев – «когти»:

    • для большого пальца;
    • для остальных пальцев.


    Пальцевые медиаторы обычно бывают из пластика или металла. Требуют специального освоения. Используются в стилях «сингл стринг», «фидл», «блюграсс». Являются неотъемлемыми спутниками исполнителей на банджо.

    Фактура, размер, рисунок

    По фактуре медиаторы различают на гладкие и шершавые. Для начала удобны последние: пальцы при игре потеют и скользят, а шероховатую пластинку проще удерживать, и она не выпадет из руки в ответственный момент.

    Медиаторы бывают различных размеров. Найдите те, что удобно и надежно ощущаются в руке. Но имейте в виду, что для быстрой игры подойдет медиатор поменьше.

    Существуют медиаторы всевозможных расцветок, с рисунками. Это может быть эмблема музыкальной группы или любое тематическое изображение. Выбирайте на свой вкус.

    Как же выбрать

    Здесь нет универсальных советов, подходящих всем. Опирайтесь на себя и свои собственные ощущения. Медиатор должен удобно лежать у вас в руке. Звук должен нравиться.

    Как же все-таки сориентироваться? Исходя из практики, для начинающих подойдут медиаторы стандартной формы из тортекса или ультема. Они проверены многими музыкантами и хорошо себя зарекомендовали.

    Для более продвинутых исполнителей подойдут эксперименты с другими формами и материалами. Скорее всего, нужно запастись несколькими вариантами для разных стилей и задач.

    Держатели для медиаторов

    Как правило, одним медиатором электрогитаристу ограничиться не получается. Хорошо иметь под рукой несколько штук под каждый стиль музыки.

    Чтобы плектры не терялись в нужный момент, придумали компактные пикхолдеры, или держатели для медиаторов. Их существует несколько видов для разных случаев. Вот несколько вариантов, которые могут пригодиться.

    Держатель на деку гитары. Имеет клейкую ленту, с помощью которой крепится на инструмент. Недорого и очень удобно.


    Держатель на струны. Не очень надежно крепится, может потеряться.


    Настольный держатель. Хорошо подходит тем, кто репетирует дома или в оборудованном помещении.


    Держатель для стойки микрофона. Удобно пользоваться во время концерта.


    Чехол для медиаторов. Надежно хранить, но долго доставать и менять плектры во время использования.


    Напульсник с кармашками. На первый взгляд удобен, но на практике оказывается, что не совсем так. Требуется много движений и времени на замену медиаторов.


    Бесплатное и практичное решение: фиксация медиатора между струнами гитары у первого лада.


    Как держать медиатор (хват)

    Как правильно держать медиатор? На этот вопрос нет единственно верного ответа. В серьезных учебниках читаем: как удобно. Есть разные возможности, которые работают в разных руках.

    Однако есть ряд рекомендаций и приемов, которые оптимальны и для начинающих и для продвинутых гитаристов. О них и пойдет речь.

    Без напряжения

    Хват медиатора не должен провоцировать напряжение в кисти. Мышечный зажим плох как для здоровья руки, так и для техники игры на инструменте. Напряжение мышц в руке особенно мешает, когда нужен быстрый темп: либо не получится играть с нужной скоростью, либо рука будет излишне перенапрягаться.

    Правильный хват начинается со свободы в пальцах. Держите медиатор фалангами указательного и большого пальцев в виде креста: пусть они смыкаются примерно посередине.


    Внимание! Чтобы избежать мышечного зажима в пальцах и кисти при формировании хвата, соблюдайте два условия:

    не вытягивайте большой палец;

    не поджимайте указательный палец, то есть не сгибайте его излишне.

    Стабильность хвата

    Медиатор не должен перекручиваться, вылетать из пальцев во время игры. Поэтому надежно захватывайте плектр сверху и снизу. Тогда он не будет «гулять», а вам не придется сильнее сжимать его, чтобы удерживать.

    Для этого держите медиатор фалангами пальцев за самую широкую часть. Не используйте хват кончиками обоих или одного из пальцев: такой хват не надежен, и плектр будет болтаться в пальцах.

    Совет: сомкните средний палец правой руки с указательным. Это добавит хвату стабильности, повысит контроль над медиатором, а кисть станет более управляемой.

    Гибкость хвата

    Держать медиатор по отношению к струнам можно двумя способами:



    Ряд профессионалов считает: лучше держать медиатор под небольшим углом. Почему? Так ему не приходится преодолевать большое сопротивление струны. Он начинает скользить, отчего играть получается быстрее и легче.

    Гибкость хвата – это возможность легко изменять угол медиатора относительно струн. Описанный выше хват позволяет свободно регулировать наклон плектра при помощи угла сгиба большого пальца.

    Повторим, что существуют разные отхождения от описанного нами способа держать медиатор. Бывает, что в разных руках эти варианты работают. Но! Предложенный в статье хват позволяет добиться максимальных результатов в минимально короткие сроки.

    Как играть медиатором

    Переходим к технике игры медиатором. Прежде всего следует позаботиться о точке опоры для правой руки. А далее – опирайтесь на наш список из 9 важных рекомендаций по технике игры медиатором на электрогитаре.

    Создаем опору

    Опора обеспечивает естественное – не напряженное – состояние мышц в кисти. Это важно для правильной исполнительской техники.

    В качестве опоры используем ребро кисти правой руки. Кладем запястье на бридж гитары. Так играть будет значительно удобнее.

    9 важных рекомендаций по технике игры медатором на электрогитаре

    Приводим список из 9 практических советов, которые помогут вам успешно овладеть навыком игры медиатором.

    1. Руководствуйтесь основным правилом по наработке исполнительской техники: добивайтесь максимума результата при минимуме усилий. Не совершайте лишних движений. Как в спорте.
    2. В зависимости от ситуации, выбирайте подходящую амплитуду, то есть играйте пальцами, кистью или с помощью предплечья. При этом мышцы кисти и предплечья не должны напрягаться. Следите также за плечом, чтобы оно не поднималось.
    3. Нарабатывайте скорость исполнения постепенно. Не форсируйте и не делайте больших перерывов в тренировках. Наилучший эффект дают систематические упражнения.
    4. При игре переменным штрихом извлекайте звук небольшими и четкими движениями. Движения не должны быть размашистыми: не прокручивайте ладонь, не вертите всей кистью. И помните: играть следует именно сверху вниз.

    • Как приглушать? Когда движетесь от толстых струн к тонким, то используйте запястье правой руки. Слегка прикасайтесь им к струне, на которой только что сыграли.
    • Когда же идете в обратном направлении – от тонких к толстым – приглушайте указательным пальцем левой руки. Для этого переползайте пальцем и слегка прикасайтесь к струнам, на которых отыграли. При этом не поднимайте палец, а именно переползайте им.

    Итак, теперь вы знаете, как правильно выбрать медиатор, как держать и играть им на электрогитаре.

    КАК ВЫБРАТЬ МЕДИАТОР

    Далеко не все знают о том, что свой сегодняшний вид гитарные медиаторы (плектры) приобрели еще на заре ХХ столетия. Изначально они изготовлялись либо из кости, либо из панциря черепахи, что сказывалось на их дороговизне и не слишком широком распространении. Впрочем, все кардинально поменялось в 1922 г. – именно тогда американской фирмой «D Andrea» было налажено массовое производство профессиональных плектров из сравнительно недорогого целлулоида. Музыканты всего мира по достоинству оценили предложенную новинку, взамен плектрам, изготовлявшимся из натуральных материалов. Во-первых, новые изделия стало особенно удобно использовать при скоростной игре. Во-вторых, сама гитара при этом зазвучала ярче и выразительнее. В-третьих, новшество послужило толчком для изобретения новых техник гитарной игры (как пример: техника свипового звукоизвлечения). Все эти преимущества были настолько очевидны, что спустя достаточно короткое время медиатор стал восприниматься в качестве неотъемлемого атрибута для любого гитариста.

    Что представляет собой это удивительное приспособление для игры на гитаре, сегодня знают все, включая людей далеких от музыки. Это небольшого размера пластинка: плоская, тонкая, с вытянутым и немного заостренным кончиком. Для стороннего глаза она выглядит чрезвычайно просто, однако таит в себе очень важные свойства, в которых должен разбираться музыкант, чтобы уметь выбрать плектр, идеально подходящий именно ему, с учетом всех индивидуальных особенностей гитарной игры. На какие же характеристики плектров следует обращать основное внимание?

    Материал изготовления

    Зная материал плектра, опытный музыкант может сразу оценить удобство и долговечность такого изделия. Кроме того, материал будет оказывать влияние непосредственно на звучание музыкального инструмента. Давайте рассмотрим самые основные из них.

    Пластик . Сразу отметим, что на сегодняшнем рынке музыкальных товаров наиболее широко представлены медиаторы, выполненные из пластика. Это связано с их доступной ценой при соответствии всем основным требованиям, предъявляемым к данным изделиям. Их главный недочет – хрупкость. Быстрый износ и поломка пластмассовых плектров вынудят музыканта чаще производить их смену.

    Целлулоид . Особый вид пластика, именно с него начался первый массовый выпуск медиаторов. В сравнении с обычной пластмассой целлулоид выгодно выделяется более высокой прочностью. Однако сложные технологические условия производства отражаются на дороговизне готовых изделий. Некоторые гитаристы отдают предпочтение целлулоидным плектрам за так называемую «винтажность» звучания.

    Лексан . Кто не знаком с этим материалом, просто представьте себе стекло, которое он имитирует по внешнему виду и звучанию. Лексановые медиаторы отличаются твердостью, практически не гнутся, но достаточно быстро стачиваются.

    Нейлон . Материал обладает мягкостью и эластичностью, лучше всего подходит для изготовления тонких плектров. Минус, как и у пластика, заключается в подверженности быстрому износу.

    «Фирменные» материалы . К этой условной группе мы отнесем изделия из материалов, запатентованных отдельными фирмами (к примеру, права на использование разновидностей пластика «Tortex» и «Ultex» принадлежат одной из крупнейших в мире химических компании «Дюпон»). Обе модификации прочнее обычного пластика, плюс к этому имеют еще ряд дополнительных отличий. «Tortex» по особенности своей поверхности чем-то схож с панцирем черепахи, а «Ultex» – безукоризненно гладкий и глянцевый материал. Интересный нюанс! После того, как они снискали себе признание, остальные производители также прибегли к выпуску плектров из этих материалов, лишь изменив их имя. «D'Addario», по сути, изготовляет тот же «Tortex», но под названием «Cortex», а фирма «Clayton» занимается производством медиаторов «Ultex», дав своей серии название «Ultem». Еще один популярный «фирменный» материал «Delrin» (или «Acetal») представляет собой высокопрочный полиформальдегид. Их «изюминка» – характерный четкий, щелкающий звук при контакте плектра с гитарными струнами.

    Кость . Не будем ходить вокруг да около и скажем прямо: костяные медиаторы принято считать плектрами экстра-класса. Это совершенно негнущиеся изделия, отличающиеся повышенными прочностными характеристиками. Отсюда и объяснение высокого ценового диапазона.

    Металл . Плектры из металла являются самыми прочными и звонкими. Однако многих гитаристов отпугивает то обстоятельство, что по их вине струны изнашиваются значительно быстрее, чем при использовании плектров из альтернативных материалов. Еще один малоприятный момент – не исключен риск поцарапать саму гитару.

    Форма

    С формой вашего плектра будет связано удобство хвата, точность и контроль исполнения. Ниже приведем самые востребованные на сегодняшний день их разновидности:

    Классическая («Standard») . Собственно, это хорошо всем знакомый вытянутый треугольник (2,5 х 1,5 см), углы которого плавно закруглены.

    Джазовая («Jazz») . Размеры данного плектра чуть меньше, чем у классик-варианта. С одной стороны имеет закругление, с другой – кончик с заострением. С таким медиатором гитаристу легче добиться точности звукоизвлечения. Подходящий вариант для использования на электрогитаре, и не только.

    Капля («Teardrop») . Как подсказывает название, по своей плавной вытянутости имеет сходство с каплей. Подобно джаз-варианту, отличается удлинением кончика, что позволяет добиться большей точности исполнения, а на его противоположной стороне предусмотрено закругление для удобства хвата.

    Равносторонний треугольник («Equilateral-Triangle») . И вновь форма с «говорящим» названием. Все стороны плектра такой формы являются рабочими. Это удобно в том плане, что гитаристу не приходится осекаться и перепроверять, правильно ли он взял плектр.

    Акулий плавник («Shark sfin») . Универсальная форма, позволяющая использовать при игре обе стороны плектра по вашему усмотрению – закругленную или ребристую. Второй вариант удачно подходит для извлечения преднамеренно резких, скрежещущих звуков.

    Коготь («Finger and Thumb Picks») . Плектры такой формы принципиально отличаются от других вариантов. В данном случае плектр не зажимается между пальцами, а теряет привычную форму пластинки и надевается на сам палец, как бы имитируя отличный по своей цепкости коготь хищника. Плектры такой специфической формы нередко применяются для тех или иных техник исполнения на акустической гитаре.

    Толщина

    В зависимости от толщины плектра будет меняться скорость, тембр и громкость звучания. Классификация по толщине предельно проста: тонкие, средние, толстые, а также очень толстые плектры. Итак, пойдем по порядку:

    Тонкие (в пределах 0,38 - 0,65 мм). Достойный вариант для использования на ритм-гитаре. Свободно гнущиеся тонкие плектры отличаются мягкостью звука и отвечают всем требованиям скоростной игры. Однако от них не стоит ожидать больше басов и среднечастотных звуков, чем они могут дать де-факто.

    Средние (в пределах 0,65 - 0,84 мм). Плектры средней толщины с полной уверенностью можно отнести к наиболее востребованным. Вы получите звучание плотнее, чем у тонких медиаторов, и хорошее сочетание гибкости и жесткости – так что подобный вариант подойдет как для игры ритм-партий, так и для аккомпанирования на акустике.

    Толстые (в пределах 0,84 - 1,2 мм). С толстыми медиаторами вы добьетесь более громкого и чистого звучания вашего инструмента. Превосходный вариант для соло-партий. К сведению: самые тонкие и самые толстые гитарные медиаторы выпустила компания «V-Pick».

    Очень толстые (в пределах 1,2 – 3 мм). Звучание еще чище и значительно жестче. Применяются в разных музыкальных жанрах, но с наибольшим успехом в джазе и «агрессивных» тяжелых стилях.

    Толщину принято указывать на лицевой стороне плектров. Это может быть более понятное для новичков цифровое обозначение (мм), либо – буквенное:

    - «T», «Thin», «L», «Light», «Ex Lite», «Extra Light» - встретив маркировку из приведенного ряда, знайте, что имеете дело с тонкими плектрами;

    - «M», «Medium» - обозначения средних плектров;

    - «H», «Heavy» - обозначения толстых плектров;

    - «XH», «ExtraHeavy» - соответственно, очень толстых плектров.

    Что следовало бы еще подчеркнуть. Главные характеристики, на которые вам придется обращать внимание в момент покупки медиатора, это, как мы уже обсудили, материал изготовления, а также форма и толщина. Кроме этого, плектры могут отличаться по степени гладкости / шероховатости поверхности и дизайну. Различия в размерах, как правило, не столь существенны. Если для вас важен бренд, то из самых известных мировых фирм-производителей плектров можно выделить такие компании, как «D Addario», «Alice», «Planet Waves Jim Dunlop», «Clayton», «Gibson», «Fender». Также следует сделать одну очень важную и своевременную оговорку. Разумеется, мы надеемся, что все данные нами рекомендации принесут вам пользу, но учитывайте и собственные индивидуальные предпочтения. Жестких правил нет. Если вам больше нравится использовать толстый плектр на акустической гитаре или тонкий на электро – используйте! Пробуйте разные медиаторы (это могут быть различные серии, формы, размеры, толщина, материал), сравнивайте их возможности, ищите свое фирменное звучание. Помните: там, где начинается настоящее творчество – стираются любые границы.

    Выбор медиатора для гитары

    В общем, вчера завел речь о всяких чехольчиках для медиаторов, а вот сегодня решил написать о самих медиаторах для гитары (их еще называют плектрум). Т.е., какие медиаторы бывают? Из чего сделаны? Какой размер медиатора «из гуд энаф»? Как выбрать медиатор для себя? Ну, и подобные животрепещущие вопросы, которые волнуют, надеюсь не одного меня.

    Скажу сразу, что я так и не нашел идеального медиатора для себя. Почему? Ну, наверно, потому, что они все хороши. Но, как говорится, одну лучше для одного, другие для другого. К сожалению, нет в этом мире ничего универсального…

    Фирма производитель

    По моему скромному мнению, логотип, нанесенный на медиатор, не имеет большого значения. Гораздо больше на звук и удоство игры влияют форма, толщина и материал из которого изготовлен медиатор — в общем, все то, что мы рассмотрим ниже. Тем не менее, кто-то любит Fender, кто-то — Gibson, кто-то фанататеет от Стива Вая и Ibanez. Так что если вы тяготеете к той или иной фирме, то в этом нет ничего плохого. Практически у всех у них в линейке есть медиаторы различных форм, цветов и материалов. Несколько особняком, пожалуй, стоит Dunlop с их cерией Jazz, которую предпочитают многие знаменитые гитаристы различных стилей. Как блюзмены — Joe Bonamassa, Eric Johnson, так и рокеры John Petrucci и Kirk Hammett.

    Dunlop Jazz III


    Dunlop Jazz III

    Форма медиатора

    Вообще, форм гитарных медиаторов бесчисленное множенство. Однако, среди всего этого многообразия есть стандартные формы, которые имеют свои устоявшиеся названия. Само собой, что выбор той или иной формы — это дело индивидуальное. Тут нет никаких правил и советов. Нужно использовать то, что удобно лично вам.

    Форма медиаторов для гитары. Фото


    Слева направо: Стандартный, Капля(Teardrop), Джаз(Jazz), Равносторонний треугольник, Акулий плавник

    Медиатор на палец

    Так же, в природе существуют медиаторы, которые надевиются на пальцы. Довольно часто на большой палец. Но есть медиаторы в виде «искусственных ногтей» для остальных пальцевы правой руки. Такие медиаторы обычно используют гитаристы акустических стилей для игры пальцами (finger picking).

    Вот некоторые из них на картинке.

    Мкдиаторы для гитары на пальцы. Фото


    Слева направо:D'Andrea на большой палец, Alaska на все пальцы («накладные ногти), Ernie Ball на большой палец

    Толщина медиатора для гитары

    Тонкие: 0,38 – 0,65 мм
    Звук очень яркий, сильно гнется, хорош для чеса.

    Средний размер: 0,65 – 0,73 мм
    Яркости в звуке поменьше, чем у тонких медиаторов. Отлично подходит, как для чеса, так и для взятия отдельных нот.

    Толще среднего: 0,73 – 0,88
    В звуке уже начинает появляться, как серединка, так и бас. Атака струн сильнее, чем у двух предыдущих, что, собственно, логично. Хорош, как для чеса, так и для отдельных нот.

    Толстый: 0,88 – 1,0 мм
    Хорош для отдельных нот и для игры ритма. Такой медиатор отлично использовать в роковых стилях, когда надо «выбивать» звук из гитары, звукоизвлечением контролируя уровень гейна или громкости. Из-за сильной атаки в звуке присутствует весь звуковой спектр: высокие, средние частоты, бас. Так же может присутствовать призвук самого медиатора, но это больше зависит от материала, из которого сделан медиатор, нежели от толщины.

    Очень толстый: 1,14 – 3 мм
    Лучше всего подходит для тяжелого ритма и соло-партий. Кому-то будет сложней «чесать». Хорошая отдача от струн по всему диапазону: бас, средние и высокие частоты. Тут уж призвук от медиатора слышен во всей красе. Легко контролировать, как силу так и направление удара, из-за толщины медиатора. Про „выбивать звук“ тоже актуально.

    Материал из которого делают медиаторы

    Тортекс/Делрекс (Tortex/Delrex)
    Материал с теплым звучанием. Пластик с шелоквистым гладким покрытием. Довольно долго снашивается, хорошо удерживается в руках, даже если пальцы скользкие.

    Дерлин (Derlin)
    Яркий, быстрый, гладкий. Обычно, это медиатор из тотекса/дерликса, но хорошо отполированный.

    Целлулоид
    Отличный материал. Гладкий на ощупь. Теплый звук. Хорош, как для ритма, так и для ведущих партий. Обычно поверхность полированная.

    Нейлон
    Глянцевая и ровная поверхность. Гнется очень сильно. Медиаторы из нейлона могут быть очень тонкими, соответственно, снашиваются такие медиаторы быстро. Отлично подходит для чеса с мягких звуком. Минимум призвуков от медиатора.

    Поликарбонат
    Ощущения и звук, как от смешения целлулоида и дерлина. Может быть стеклянный призвук, в зависимости от толщины медиатора.

    Лексан (Lexan)
    Твердый материал, который напоминает стекло. Блестящее покрытия. Почти не гнется. Обычно, медиаторы из лексана имеют толщину более 1 мм. Быстро снашивается. В звуке стеклянный призвук.

    Металл
    Твердый. Сильная атака. Хорошо слышно призвуки от медиатора.

    Какими медиаторами пользуются известные гитаристы
    • Yngwie Malmsteen — Dunlop 1.5mm Delrin
    • Al DiMeola — D'Andrea Heavy Celluloid
    • Dave Mustain — Dunlop .73mm Tortex
    • Marty Friedman — Dunlop .88mm Tortex
    • Paul Gilbert — Ibanez Heavy Celluloid (sharp tip) / Dunlop .73mm Tortex
    • Brian May — An English Penny (монетка в пенни)
    • Eric Johnson — Dunlop 1.38mm Jazz III Red Nylon
    • Steve Vai — Ibanez Heavy Celluloid standard shape
    • Chris Impellitteri — Fender Heavy Celluloid
    • Michael Angelo — Dunlop 1.38mm Jazz III Black Nylon
    • Francesco Fareri — Dunlop 2.0mm Big Stubby
    • George Lynch — Metal (during the early Dokken days)
    • Slayer — D'Andrea Heavy Triangle picks
    • Shawn Lane — Dunlop 1.38mm Jazz III Red Nylon
    Как сделать медиатор для гитары?

    Самый простой вариант — это взять пластиковую карточку, ножницы и вырезать их нее медиатор. Перфекционисты могут потом подровнять края наждачкой или надфилем. По опыту могу сказать, что пластик из которого сделана карточка — это не лучший материал для медиатора. Он быстро стачивает или, вообще, ломается.

    Как сделать медиатор для гитары. Фото


    Как сделать медиатор для гитары

    Тем не менее, если руки у вас из правильного места, а так же в наличии тяга к экспериментам, то вы можете сами делать себе медиаторы для гитары практически из всего, что есть под рукой.

    Например, лазерного диска.


    Как сделать медиатор для гитары из cd диска

    Или из старой виниловой пластинки.

    Медиатор для гитары из виниловой пластинки


    Медиатор для гитары из виниловой пластинки

    Или, например, из кости, дерева или монет, как это делает Денис Емельянов.

    Медиатор для гитары из кости, дерева, монет

    Как выбрать медиатор для гитары?

    В общем и целом, выбор медиатора для гитары процесс сугубо индивидуальный. Я предпочитаю толстые медиаторы. Из-за того, что с ними можно точнее контролировать атаку и силу удара. И играть, как тихо так и громко. Хотя, иногда бывает нужно получить мягкий, но в тоже время яркий аккордовый звук, тут уж лучше использовать тонкие и мягкие медиаторы. Но, на вкус и цвет, как говорится…

    А вообще, очень неплохо иметь набор из разных медиаторов. Разных форм, толщины и материала. Во-первых, только так вы сможете понять, что подходит лично вам, а во-вторых, звук все же немного отличается. Так что играя тем или иным медиатором мы сможете придать некоторую окраску своемоу звуку.

    Раньше я вообще, вырезал медиаторы из пластиковых карточек. =) Кстати, монеткой, как Брайн Мэй играл тоже. =)

    OH MY GOD THEY KILLED KENNY!

    Дополнения, исправления, комментарии приветствуются. Друзья, пишите в каммменты.

    Медиаторы

    Сегодня в центре нашего внимания оказался медиатор (или плектр), представляющий собой пластинку из натурального или синтетического материала, с помощью которой извлекают звук на струнных инструментах (чаще всего гитаре). Звук, извлекаемый с помощью медиатора, получается гораздо острее и жестче, чем при игре пальцами, за счет более сильной атаки. Медиатор часто используют при игре сложными переборами, но в этом случае он надевается на пальцы, как при игре на банджо.

    В данной статье попробуем разобраться в том, какие медиаторы бывают, какие характеристики являются основными, как подобрать медиатор, идеально подчеркивающий ваш стиль игры.

    ffcfb18b03f9aa688a6fea4866cb3afb.jpg

    Впервые медиаторы были выпущены компанией D'ANDREA в 1922 году. Они были изготовлены из панцирей черепах и быстро завоевали популярность среди гитаристов. Со временем объемы производства росли, добывать панцири черепах оказывалось всё труднее, многие из них были занесены в Красную книгу, поэтому встал вопрос об альтернативных материалах для изготовления медиаторов. На сегодняшний день, список этих материалов довольно внушительный, постараемся рассмотреть особенности многих из них.

    Основные характеристики медиаторов

    1. Толщина. Данную характеристику можно также назвать жесткость, гибкость, твердость, плотность, пластичность, называйте как угодно, суть одна – хорошо гнется медиатор или нет. Это одна из важнейших характеристик медиаторов, на которую стоит обратить внимание при выборе. Универсального совета тут быть не может, нельзя сказать, что гибкие медиаторы хорошие, а твердые – хуже, всё очень и очень субъективно.

    По толщине медиаторы делятся на следующие группы:

    Супертонкие – их толщина меньше 0.44 миллиметра;

    Тонкие – от 0.45 до 0.69 миллиметра;

    Средние – от 0.70 до 0.84 миллиметров;

    Толстые – от 0.85 до 1.2 миллиметров;

    Очень толстые – более, чем 1.2 миллиметров.

    Чем толще медиатор, тем больше контроль над струнами при игре соло, тем сильнее атака, тем слышнее ваши акценты при ударах правой рукой. Но большая толщина медиатора снижает равномерность звука при игре полными аккордами и снижает звонкость звука, особенно на акустической гитаре.

    Кстати, самый толстый и самый тонкий медиаторы для гитары выпустила компания V-PICK. Толщина медиатора V-Pick Big Fattie составляет 5.85мм, а медиатора V-Pick Ultra Lites - 0,05 мм.

    V-PICK.jpg

    2. Форма. Выбор формы медиатора – это важный шаг, ибо существует этих форм довольно много. Помимо стандартных форм существуют и совсем необычные медиаторы в форме эмблем, голов животных и т.д.

    Форма плектра (официальное название):

    Стандартная форма (Standard Shape)

    Стандартная форма, острый наконечник (Standard Shape, Sharp Tip)

    Джаз III, также известный как Маленький Джаззер (Jazz III, Little Jazzer)

    Заостренная Пика (Pointy Pick)

    Акулий плавник (Shark Fin Pick)

    Капля (широкая) (Teardrop (wide))

    Капля (узкая) (Teardrop (narrow))

    Треугольник (Triangular Pick)

    Vybor-formy-mediatora.png

    Mediator_2-копия-1024x507.jpg

    3. Угол скоса. Тупой и острый углы обеспечивают различную атаку по струнам. Медиаторы с острыми углами дают острый, яркий звук, с тупыми - глухой и более смазанный, подходящий скорее для игры аккордами.

    4. Износостойкость. Тут всё очень просто, данная характеристика говорит о том, как долго ваш медиатор прослужит вам. Как и любая вещь, медиаторы склонны ломаться, стачиваться и даже гнуться. Проверить данный медиатор на стойкость к разрушению можно только опытным путем, поэтому покупайте разные медиаторы и определяйте для себя, какие медиаторы вас больше других устраивают в этом отношении.


    5. Размер. Главное, чтобы медиатор хорошо лежал в руке, не выскальзывал из нее во время игры. При выборе ориентируйтесь в этом только на свои ощущения.

    Bolshie-ili-malenkie.jpg

    Материалы

    1. Панцирь черепахи (Tortoiseshell Picks) - самые жесткие медиаторы, даже при небольшой толщине. Они дают хороший, четкий тон. Но их довольно трудно найти в продаже, и при этом они имеют высокую цену.


    Tortoiseshell Picks.JPG

    2. Заменитель панциря черепахи (Turtle Substitute) – отличное сочетание звука «черепашьего» медиатора и разумной цены. Такие медиаторы обеспечивают тот самый характерный тон. Правда и их придется поискать, прежде чем купить. И стоит учесть, что все они имеют довольно большую толщину.

    Turtle Substitute.jpg

    3. Фермерская черепаха (Farmed Turtle Shell). Такие медиаторы изготавливают из панцирей сухопутных черепах, которых разводят на фермах. Но дело в том, что панцири морских черепах укрепились за счет их длительного нахождения в соленой морской воде, у сухопутных черепах пластины имеют совсем другую плотность и свойства. Такие медиаторы не дают характерного «черепашьего» звука.

    Farmed-Turtle-Shell-Fermerskaya-cherepaha.jpg

    4. Растительная слоновая кость (Tagua (Corozo) Picks). Медиаторы, изготовленные из данного материала, довольно жесткие и прочные, обеспечивают яркий и теплый тон. Основным их недостатком является то, что они толстые и не гнутся, что, кстати, отлично подойдет для бас-гитары.

    pick-tagua_group.jpg


    5. Кокосовый орех (Coconut Shell Guitar Picks) – дарит медиаторам приятный тон и достойную атаку, но вдобавок большую толщину и почти полное отсутствие гибкости.

    Coconut Shell Guitar Picks.jpg


    6. Дерево (Sheesham Wood Picks) звучит своеобразно, местами даже интересно, и имеет приятную текстуру, но при этом быстро стачивается или ломается.

    Sheesham Wood Picks.jpg

    7. Натуральный рог буйвола (Buffalo Horn Picks) – по даваемому тону может соперничать с черепашьими панцирями, но такие медиаторы быстро стачиваются и ломаются.

    Buffalo Horn Picks.jpg


    8. Слоновая кость (Bone (and Ivory) Picks). Медиаторы, изготовленные из слоновой кости, очень твердые, а, следовательно, долговечные и негнущиеся совсем. При игре таким медиатором может образовываться лишний шум, а атака получается далека от совершенства.

    Bone (and Ivory) Picks.jpg


    9. Камень (Stone Guitar Picks). Подобные медиаторы отлично подойдут солирующим гитаристам, они обеспечивают очень специфичный окрас тона, который сложно с чем-то спутать.

    камень.jpg


    10. Металл (Metal Picks) подарит вам очень теплый и нежный тон, но при этом такие медиаторы жестко ощущаются на струнах и совсем не гнутся.

    Metal Picks.jpeg

    11. Морские ушки (Абалон - одностворчатый моллюск) (Abalone Picks). Данные медиаторы обеспечивают нежный и мягкий тон при достаточной жесткости.

    Abalone Picks.jpg

    12. Углеродное волокно (карбон) (Carbon Fiber Weave Picks) подарит вам самые тонкие медиаторы в мире, которые идеально подходят для игры аккордами. А вот в сольных партиях достойной атаки от них не дождешься.

    Carbon Fiber Weave Picks.jpg


    13. Термореактивный пластик (Thermoplastic). Медиаторы из такого пластика считаются одними из лучших медиаторов из синтетических материалов. Но в продаже можно найти только толстые варианты.

    Thermoplastic.jpg


    14. Нейлон (Nylon Picks) применяется в недорогих и гибких медиаторах, имеющих приятную на ощупь текстуру. Такие медиаторы являются довольно хрупкими.

    Nylon Picks.jpg


    15. Целлулоид (Celluloid Picks) – доступный каждому материал. Такие медиаторы являются наиболее популярными, но они быстро изнашиваются.

    Celluloid Picks.jpg


    16. Делрин (Полиформальдегид — полимер с повышенной прочностью) (Delrin/Delrex/Acetal Picks) не скользит в руках, очень гибок и удобен, а также весьма недорог.

    Delrin.jpg


    17. Тортекс (Tortex Picks) - основной материал для изготовления медиаторов: доступных по цене и присутствию во всех магазинах. Имеют свой неповторимый тон, проверены и одобрены профессионалами.

    Tortex Picks.jpg


    18. Акрил (Gravity Picks (Acrylic)) делает медиаторы жесткими и прочными, а значит гарантирует сильную и читаемую атаку. Из недостатков стоит отметить то, что акриловые медиаторы выскальзывают из рук.

    Gravity Picks (Acrylic).jpg


    19. «Ultem» (полиэфиримид)— инновационный сверхпрочный пластик (Dunlop Ultem/Ultex Picks). Такие медиаторы весьма недорогие, но при этом обеспечивают тот самый «черепаший» тон, за которым гоняются многие музыканты.

    Ultem.jpg


    20. Сверхпрочный пластик (Blue Chip Picks). Атака таким медиатором дает интересный и насыщенный тон, но при этом стоят такие медиаторы довольно дорого.

    Blue Chip Picks.jpg


    21. Вейген, аналог композита (Wegen Picks) – материал редкий, но очень долговечный. Вследствие отсутствия гибкости, такие медиаторы отлично подойдут для игры сольных партий.

    Wegen Picks.jpg


    22. Сердце дракона (Полиамид-имид: графит, стекловолокно, углеродное волокно) (Dragon’s Heart Picks) – довольно редкий материал, чтобы найти такие медиаторы придется постараться, но они того стоят. Дело в том, что по факту внутри одного медиатора собраны разные варианты скосов, острия и так далее, то есть вы можете в процессе игры менять их для получения нужного звука.

    Dragon’s Heart Picks.jpg

    23. Стекло. Стеклянные медиаторы твердые и тяжелые, что позволяет получить большой спектр звучания. Поверхность медиаторов может быть гладко отполирована, а может быть грубой.

    стекло.jpg

    Выбор идеального медиатора

    Несколько советов для тех, кто боится потеряться в море разнообразия медиаторов, но попытаться найти «свой» плектр всё-таки хочет.

    1. Всё индивидуально. Вы ищете медиатор для себя, поэтому просто возьмите в руки медиатор и инструмент и пробуйте, тогда вы обязательно найдете наилучший для себя вариант. Главное – удобство при игре.

    content-0144.jpg

    2. Шероховатая поверхность. Если вы новичок, обратите внимание на модели с шероховатой поверхностью, они не выскальзывают при игре и значительно упростят процесс игры.

    3. Материал. Прочитайте выше описание материалов и для начала не пытайтесь использовать экзотические медиаторы. Возьмите медиаторы из распространенных и общепризнанных материалов, чтобы поработать над техникой игры.

    4. Разнообразие. Не останавливайтесь на одной модели. Медиатор – это расходный материал, его стоимость позволяет купить несколько различных по форме, толщине и материалу моделей. Используйте их, послушайте, прочувствуйте в руке в течение нескольких репетиций, тогда вы точно сделаете правильный выбор.

    1406864093615_bulletin.jpg

    Медиатор для гитары своими руками

    Для очень экономных или ленивых людей можно предложить два варианта: заменить медиатор, например, монетой, или изготовить его самостоятельно, например, из пластиковой карты. Нарисуйте на карте контур медиатора и вырежьте ножницами. Всё просто.

    Может быть, вы удивитесь, но существует специальное устройство для вырезания медиаторов из пластика FZONE FP-001 BLACK, работающее по принципу дырокола.

    1753087f02d5c4e38fe7285db05ba9cb.jpg

    Казалось бы, такой незначительный аксессуар как медиатор, являющийся расходным материалом, вряд сможет чем-то удивить, но разнообразие форм и материалов медиаторов способно поразить воображение даже бывалого гитариста. А во что превращается медиатор в руках мастера, надо просто слышать.

    kak-pravilno-derzhat-mediator.jpg

    Читайте также: