Какой металл добавляют в стекло чтобы получить хрусталь

Обновлено: 13.05.2024

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.
Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.



У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.


После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.



Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.



Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.


После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют, и если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

Производство хрусталя – уникальная историческая технология, практически не претерпевшая изменений за более чем пять тысяч лет существования стеклоделия на Земле. Стекло (хрусталь – его разновидность) – удивительный материал, изобретенный гением человеческого разума. Так же, как и в доисторические времена, его основу составляют природные сырьевые материалы, смесь которых варится в специальных печах при температуре около 1500° С. Затем горячее расплавленное стекло вырабатывается вручную или с помощью стеклоформующих машин. Используются самые различные методы обработки стекла и хрусталя.
Хрусталь – разновидность стекла. Чистое, прозрачное, качественное стекло можно называть хрусталём, вне зависимости от состава.

Разновидности хрусталя:
Горный –природный кварц
Богемский – без содержания свинца (калиево-кальциевое стекло)
Бариевый – вместо свинца – барий
Хрусталь свинцовый – был изобретен 350 лет назад в Лондоне, ученым Ровенкрофтом. С тех пор получил широкое распространение по всему миру. Содержание окиси свинца от 6% до 36%. Мировой стандарт – 24%.
Новые (безсвинцовые) составы. Чтобы вытеснить традиционные европейские фирмы с рынка, ведётся пропаганда о вредности свинцового хрусталя, что не соответствует действительности.

Как делают хрусталь

Из истории нам известно что идея создания хрусталя принадлежит англичанам: они первые стали добавлять в шихту окислы свинца, в результате чего стекло приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. Классический хрусталь содержит 24% оксида свинца, но встречаюся изделия с более высоким его содержанием вплоть до 30%. Процент содержания оксида свинца в хрустале влияет на его "вокальные" способности, прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Актив Медиа

Кроме свинцового хрусталя существует также бариевый хрусталь, при производстве которого вместо свинца в стекло добавляют барий. Также очень широко в мире известен богемский хрусталь. При его изготовлении вместо свинца и бария используется калиево-кальцивое стекло.

В соответствии с Европейским стандартом, стеклянная продукция, содержащая меньше 4% оксида свинца, относится к “стеклу”. Стеклянная продукция с содержанием свинца больше 10% - это “хрустальное стекло”, а стеклянная продукция с содержением свинца свыше 30% называется “хрусталь с высоким содержанием оксида свинца ”.

Как производится цветной хрусталь

Однако, далеко не все знают, что кроме традиционного прозрачного, существует еще необыкновенно красивый и эффектный цветной хрусталь, который получают благодаря добавлению в стекло окисей различных металлов. Они придают хрусталю необычно благородные оттенки красного, фиолетового, синего, зеленого и розового цветов. Каждый цвет получают благодаря использованию определенной добавки. Например, кобальт - это чистые синие тона, кадмий или соединения золота придают изделию красный цвет, кремний - розовый, медь делает его зеленым, а марганец - фиолетовым.

Разные производители путем подбора соотношения добавок добиваются неповторимых фирменных оттенков. Некоторые фабрики в ХVIII - XIX cтолетиях окрашивали свой хрусталь с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были самые дорогие и самые высокохудожественные изделия.

Производство хрусталя - это тяжелый и трудоемкий процесс. Сначала необходимо расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, присутствие последнего и есть главное отличие хрусталя от простого стекла. Прежде чем приступить к выплавке будущего изделия, мастер с точностью до миллиграмма отмеряет вес каждого ингредиента, затем все перемешивается и отправляется в печь. Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия, а так как расплавленная масса очень быстро остывает, то для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

Будущий цветной хрусталь расплавляют в специальной печи, выдувают из него с помощью трубки нужную форму (чаще шар), снова кладут в печь. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой. После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг.

Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов. После подобной термической обработки, обычное стекло становится термостойким и прочным. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка т.н. "алмазная грань". Процесс нанесения алмазной грани начинается с нанесения разметки, а потом при поможи абразивных кругов наносят саму грань при этом начинают с самого большого абразивного круга и заканчивают самыми маленькими. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода. После нанесения алмазная грань становится матовой, чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают шлифовке и полировке.

Шлифовка - это процесс снятия слоя хрусталя с помощью механических воздействий специальным абразивным инструментом или с приминением абразивных материалов. Шлифованию подвергается прежде всего край изделия и дно (заправка). Рисунок хрустальной грани подвергается финишной полировке, которая может осуществляться как механическим способом с использованием жестких полировальных кругов и мелкодисперсных полировальных паст или химическим способом в смеси плавиковой и серной кислот. При полировке с использованием кислот достигается хорошая "прозрачность" равномерная на всей площади колбы и больший блеск, но при этом изменяется геометрия грани: исчезает плоскосность, закругляются кромки, "замыливается" общий рисунок колбы. По завершению процесса полировки изделие тщательно моют и после этого хрустальные грани, приобретя особый блеск, преломляют свет и создает яркие радужные отблески. В завершение, если это необходимо, на изделие наносят грани, которые должны остаться матовыми.

Хрусталь ручной работы как произведение искусства

Для того чтобы цветной хрусталь раскрылся во всей красоте и засверкал каждой гранью больше подходит естественное освещение, но и при свете обычных ламп, он не останется незамеченным. Хрусталь ручной работы обладает специфическими тактильными и эстетическими свойствами – к нему приятно прикасаться, он будто излучает тепло. Чтобы по-достоинству оценить качество и красоту таких вещей, конечно, недостаточно взглянуть на картинку, но даже в этом случае становится понятно, насколько бережно мастер подходит к производству каждого предмета и насколько изделие одной торговой марки может отличаться от, на первый взгляд похожего, изделия другого производителя.

Наибольшую художественную ценность представляет накладной хрусталь. В таких изделиях на самом деле два слоя хрусталя - цветного и бесцветного. Когда художник во время огранки готового изделия срезает верхний слой накладного хрусталя, получаются прозрачные грани. Это самый дорогой вид стекла потому что, во-первых, он намного сложнее по технологии производства, и во-вторых, его высокохудожественную огранку могут выполнить только профессионалы самого высокого уровня - работа которых превращает каждое из изделий в произведение искусства. С ювелирной точностью только вручную мастер наносит декор - прорезает верхний цветной слой до границы с нижним чистым слоем. Благодаря чему появляется чарующий контраст и магическая игра цвета - уникальное свойство каждого изделия из накладного хрусталя.

Двухслойный хрусталь - одна из вершин стекольного искусства. Каждое изделие из него уникально, величественно, обладает чарующей магией красоты, совершенства и роскоши. Как и полтора века назад, накладной цветной хрусталь - это несколько часов кропотливого, искусного и нелегкого труда высококвалифицированных мастеров. Будь-то бокал, ваза, пепельница, корзинка, доза или графин - все они рождаются путем

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Хрусталь - это особый вид стекла, содержащий оксид свинца, который еще называется сурик. Именно сурик делает стекло хрусталем, придает ему сверкание и блеск в гранях бокалов, ваз, другой посуде и в произведениях искусства. Также оксид свинца снижает его рабочую температуру и вязкость и придает стеклу лучшие оптические свойства. К тому же при изготовлении хрусталя образуется меньше пузырьков чем в обычном стекле, что позволяет стеклодувам делать более прозрачные предметы.

DSC_8061-123.jpg

Хрустальная посуда издает более тонкий звон в отличие от обычной стеклянной, а также чаще используется при изготовлении цветных эмалей и глазури.

DSC_8021-96.jpg

В зависимости от характеристик требуемых от хрусталя в него также добавляют оксид бария, который увеличивает показатель преломления, и другие оксиды для придания хрусталю различного цвета.

DSC_7955-55.jpg

Для того, чтобы узнать, как производят хрусталь я отправился в Брянскую область, в город Дятьково. Здесь находится Дятьковский Хрустальный завод, имеющий длинную историю, которая началась в конце 18 века.
В 2013 году завод был на грани банкротства, но дятьковский предприниматель Сергей Авдеев выкупил то, что осталось, и начал возрождать производство. В этом ему немного помогло и государство – в 2016 году он смог получить льготный заём от Фонда развития промышленности в размере почти 108 миллионов рублей. Кстати, заём уже погашен с процентами.

Наша экскурсия начинается в этом помещении, где в миксере-мешалке готовят смесь для хрусталя. Основные ингредиенты это сода, очищенный кварцевый песок, поташ и сурик. Такая смесь называется шихта. В зависимости от требуемых характеристик будущего хрусталя также добавляется борная кислота и различные оксиды.

DSC_7841-2.jpg

Перед отправкой шихты в печь следует лабораторный анализ на проверку пропорций смеси и исследование компонентов на посторонние примеси. Затем готовую шихту загружают в такой чан, поднимают его краном и засыпают в печь, которая раскалена до 1500 градусов.

DSC_7845-4.jpg

Перейдем в основной цех, где стеклодувы выдувают хрусталь. На этом участке делают бокалы. Происходит это так: мастер набирает стекломассу в печи, затем формирует заготовку, выдувая изделие нужной формы, поддерживая форму деревянной дощечкой и щипцами. Затем на заготовку наматывает ещё стекломассу, делает основу для изделия и придает основе нужную форму с помощью деревянной ложки, которую время от времени окунает в воду.

DSC_7896-23.jpg

Обратите внимание, что стеклодув не выдувает изделие ртом, для таких небольших предметов используется резиновая помпа, которая находится на конце стального инструмента.

Тем, кому интересно посмотреть видео, советую посмотреть ролик в котором есть подробности, которых нет в этом посте

При этом процессе нужно постоянно вращать инструмент для равномерного распределения стекломассы, и для того, чтобы масса, которая уже остыла до 800 градусов не стекла вниз.

DSC_7899-25.jpg

Затем дутую массу помещают в такую форму, которая также вращается и помогает остудить будущий бокал еще быстрее. Изделие почти готово, чуть позже я покажу его дальнейший путь.

DSC_7904-26.jpg

DSC_7905-27.jpg

Форма после этой процедуры охлаждается водой, и очищается от возможных следов предыдущего изделия.

Теперь посмотрим как делают вазы. Это более трудоемкий процесс. Мастер также набирает стекломассу из печи в несколько заходов. Выдувает заготовку используя мощные легкие и ложку больших размеров.

DSC_7929-44.jpg

Инструмент также нужно вращать без перерыва и время от времени охлаждать, потому что жар стекломассы раскаливает металл. Стеклодув еще раз набирает массу из печи на заготовку и она становится настолько тяжелой, что тут требуется помощь второго мастера. Раскаленный хрусталь формуют мокрой дощечкой и ложкой.

DSC_7916-35.jpg

Затем помещают в такую форму. Щипцами утончается место, где будет отверстие вазы.

DSC_7910-30.jpg

Заготовка вынимается из формы и вместе с инструментом помещается на стол, где при помощи такого приспособления продолжает вращаться, чтобы не потерять форму в процессе охлаждения. Это длится не долго, скоро она попадет в печь отжига.

DSC_7920-37.jpg

Это печь для отжига, который позволяет снять внутренние напряжения хрусталя за счет последовательного и контролируемого нагрева и охлаждения. Продвигаясь внутри печи заготовки остужают с постепенным понижением температуры до комнатной. От помещения хрусталя в печь отжига и до осмотра контролера ОТК на предмет брака проходит несколько часов.

DSC_7925-40.jpg

По пути из горячего цеха в цех первичной обработки находятся заготовки ваз. Да, эти все шары скоро станут гранеными вазами.

DSC_7952-53.jpg

После полного охлаждения контролер отдела технического контроля проверяет заготовки на брак. В изделиях не должно быть пузырьков воздуха, микроточек, трещин и прочих дефектов.

DSC_7962-61.jpg

На этом этапе остывшие заготовки бокалов лишаются своих крышек, за которые их держали во время выдувания.

DSC_7987-74.jpg

Мастер делает круговой надрез заготовки закрепленным на столе стеклорезом и помещает ее на вращающуюся подставку, над которой горит огонь из горелки.

Огонь раскаляет линию надреза, и место соединения крышки и бокала трескается. Лишнее убирается в тележку и заготовка бокала опять попадает на линию контроля.

DSC_7992-79.jpg

DSC_7993-80.jpg

Кстати, давайте посмотрим куда девается срезанный верх.

DSC_7985-72.jpg

Работник завода отвозит их в соседний цех и выгружает в машину, которая перемалывает хрусталь в бой. Так он выглядит после измельчения. Позже он попадет обратно в печь в добавление к шихте, чтобы ещё раз попробовать стать вазой, бокалом или фужером.

DSC_7852-5.jpg

Здесь можно видеть деревянные формы, которые использовались для штучных заказов на фабрике. Такие формы по сути одноразовые, в отличие от тех, что находятся в цеху.

DSC_7870-13.jpg

Вернемся обратно в цех обработки. Острые кромки хрустальных заготовок, которые образовалась после срезки лишнего, и дно шлифуют и полируют на нескольких обдирочных кругах.

DSC_8005-87.jpg

После чего опять следует контроль качества и упаковка изделий для отправки на следующий этап.

DSC_8012-89.jpg

DSC_8016-92.jpg

В следующем цеху обработки заготовки обретают те самые грани, на которых будет играть свет. Мастера размечают маркером рисунок огранки на гладкой заготовке, после чего инструментом вырезаются грани, или особый рисунок.

DSC_8025-98.jpg

DSC_8044-109.jpg

DSC_8042-107.jpg

DSC_8046-111.jpg

Для того, чтобы убрать матовый оттенок на местах выреза граней, хрусталь необходимо обработать едкими кислотами. Изделия помещают в такие кассеты, а их ставят в барабаны, которые поочередно опускают в ванны с серной и фтОристоводородной кислотой.

DSC_8053-116.jpg

Как мне сказали специалисты при этом процессе выделяется едкий пар, который может испортить линзы на объективе, сделать их матовыми. Уже были прецеденты при съемках для телеканалов, потому в этот раз в ваннах только вода, чтобы показать как происходит этот процесс.


В реальности после обработки кислотами изделия промываются в ванне с обычной водой, после чего хрусталь просушивают, опять проверяют на контроле качества и упаковывают.

DSC_8057-120.jpg

DSC_8063-124.jpg

После завода я посетил музей хрусталя в котором были интересные образцы хрустальной посуды произведенные в разные годы существования производства от 19 века до наших дней. В музее хранятся копии предметов сделанные местными стеклодувами.



Хрустальный бензовоз для Юкоса


Это графины, вот такие необычные, красивые


А этот графин 19 века уникален тем, что у него сбоку отверстие с ёмкостью, в которую клали лёд для охлаждения жидкости налитой в графин.


В магазине, который расположен рядом с заводом можно увидеть весь ассортимент продукции, произведенный местными стеклодувами. От хрустальных тарелок, ваз и прочей посуды, до икон, пистолетов, и различных сувениров.



А в торговом центре около 4000 настоящих хрустальных плафонов в люстрах.



В местном храме также располагается единственный в мире хрустальный иконостас.



Теперь и вы знаете, как делают хрусталь.

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке - Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Тонкости производства хрусталя

Взглянув в историю зарождения современного хрусталя можно установить, что впервые идея по его созданию посетила головы англичан: они добавили в шихту небольшое количество свинцовых окисей, благодаря чему стекло «зазвучало» по-новому, его грани засверкали невиданными ранее переливами, а материал стал прозрачным.


Если говорить о классической рецептуре хрусталя, то речь идёт о консистенции с 24% содержанием свинцового оксида. Впрочем, в продаже можно найти изделия и с гораздо высшим показателем этого материала – до 30%. Специалисты установили, что оксид свинца влияет на чистоту «звучания», уровень прозрачности материала, его прочностные характеристики и даже на вес.


Широкое распространение получил не только свинцовый хрусталь, но и бариевый. Мировая известность принадлежит чешским хрустальным и стеклянным изделиям, а именно Bohemia. Главное его отличие заключается в использовании калиево-кальциевого стекла.

На сегодняшний день продукция, процентное содержимое оксидов свинца в которой не превышает 4%, относится к стеклянным предметам. Если же указанный показатель превышает 10%, то это уже «хрустальное стекло». Продукция со свинцом до 30% - хрусталь с повышенным числом свинцовых оксидов.

Как изготавливают разноцветный хрусталь

Далеко не всем обывателям известно о существовании невероятно красивого цветного хрусталя, который имеет огромное число отличий от традиционного прозрачного материала. Главная его особенность – присутствие в составе металлических окисей, благодаря которым и формируется тот или иной оттенок.

Цветные бокалы и фужеры легко наполнить аристократическим благородством, окрасив его в розовый, зелёный, синий или фиолетовый цвет. Хотите получить красивое творение красного цвета? В таком случае необходимо добавить небольшое количество золота и кадмия. А если вам нужен романтический розовый оттенок - добавьте немного кремния.


Производственные основы

Производство столь утонченного материала – многогранное и трудоёмкое мероприятие. На первом этапе мастера расплавляют шихту, на основе которой и изготавливается конечный продукт. Речь идёт о специальной смеси, где в разных пропорциях присутствуют оксиды свинца, поташа и песок. Именно благодаря свинцу хрусталь в итоге и отличается от традиционного стекла.


Форму будущему шедевру придают посредством трубки, а затем снова помещают в печь. Отметим, что в этом процессе принимает участие несколько специалистов: прессовальщики, наборщики и выдувальщики.

Чтобы вещь остывала равномерно, ее отправляют на отжиг. Там она находится не менее полутора часов. В течение этого времени температура постепенно понижается до 50 градусов. Такая термическая обработка делает стекло на порядок прочнее и термоустойчивее.

У места контакта со стеклодувной трубкой срезают верхнюю часть. После чего итоговый продукт проверяют на качество (измеряется толщина стекла, кривизна нижней части, наличие осадочных пород, пузырей и камней).


Декоративная обработка

Хрустальные вещи принято украшать специальной огранкой или неглубоким матовым рисунком – гравировкой. Широкое распространение получила и так называемая «алмазная грань», при которой наносятся специальные борозды, пересекающиеся между собой. После такой обработки, декорированные участки шлифуют и полируют.


Для повышения блеска и «прозрачности» во время полировки используют кислоты. Вот только такая обработка способствует «замыливанию» общего рисунка.

Ручное изготовление хрусталя

Наполнить цветной хрусталь его первозданной красотой можно только в условиях естественного освещения и ни одни лампы для этого не подойдут. Небывалой эстетической ценностью может похвастаться только изготовленный вручную. Такие изделия словно наполнены теплотой и неимоверно приятны при тактильном контакте.

У коллекционеров особо цениться накладной хрусталь. Главное его отличие – филигранное переплетение нескольких слоев – бесцветного и цветного. При срезании накладного слоя создаются грани, причём абсолютно прозрачные. Данный тип произведений очень ценен, ввиду технологической сложности производства и мастерской огранки, которую по силам выполнить только настоящему профессионалу.


Декоративные элементы наносятся исключительно вручную и с ювелирной точностью. За счёт этого и создается фантастически притягательная магия цветовых вариаций. На сегодняшний день двухслойную вариацию можно по праву считать вершиной технологически-декоративного искусства, выраженного в стекле.

В прошлое уходят года, люди, технологии. Хрустальные шедевры остаются нашим потомкам, как демонстрация пути, который пришлось пройти не только этому великолепному материалу, но и всему человечеству. Кто знает, возможно, уже завтра мы станем свидетелями рождения принципиально нового и более красивого продукта на основе стекла.

Чем отличается хрусталь от стекла?

Чем отличается хрусталь от стекла?

Чем отличается

Взяв в руки стеклянное или хрустальное изделие, практически не ощущаешь разницы, кроме того, что хрусталь более красивый и вычурный. На самом деле разница колоссальная, что заметно по цене. Хрусталь и стекло отличаются не только внешне, а и по физико-химическим свойствам.

Свойства и виды стекла

Стекло – материал, который используется в разных целях с древних времен. Это неорганическое вещество встречается в природной форме (например, вулканическое стекло – обсидиан), но обычно его изготавливают по технологии стеклоделия.

Вулканическое стекло (обсидиан)

Вулканическое стекло (обсидиан)

Стекло представляет собой вещество, относящееся к такому агрегатному состоянию, как тело-жидкость твердой аморфной структуры. Есть множество модификаций стекла, которые определяются физическими, химическими свойствами, структурой и составом.

Вещество способно переходить из стеклообразного в жидкое состояние и наоборот. При комнатной температуре стекло все еще остается вязким, но эта текучесть не заметна для нас.

  1. Плотность. Зависит от химсостава. Минимальной плотностью обладает кварцевое стекло, максимальной – материал с содержанием оксидов тяжелых элементов (бария, свинца, тантала и висмута).
  2. Упругость. Также определяется химсоставом. Для повышения упругости стекла используются оксиды металлов.
  3. Твердость. Здесь все зависит от наличия примесей. Самое мягкое стекло – свинцовое. Наиболее твердое – малощелочное боросиликатное и кварцевое стекла.
  4. Прочность. Обычные стекла имеют предел прочности до 2000 Мпа. Закаливание делает материал прочнее в несколько раз.
  5. Теплопроводность. Очень низкая – максимальное значение составляет 1,339 Вт/(м-К). Коэффициент теплопроводности у обычного оконного стекла – 0,96 Вт/(м-К).
  6. Хрупкость. Стекло очень хрупкое и это свойство также регулируется химическими веществами.
  7. Температура плавления. Так как стекло является термопластичным веществом, то его можно размягчить нагревом. Температура стеклования составляет до 600 ℃. Нагрев выше этой температуры сделает его жидкостью.

Расплавленное стекло

Расплавленное стекло

К веществам, образующим стекло, относят диоксид кремния, оксид бора, пентаоксид фосфора, диоксид теллура, оксид германия, фторид алюминия и прочие. В зависимости от выбранного химического вещества, стекло может быть оксидным, сульфидным, фторидным и т.д.

Хрусталь и хрустальное стекло

Хрусталь является особенным стеклом. Он содержит в себе 24% и выше окиси свинца либо бария. Оксид свинца способствует увеличению световой дисперсии, преломления. Оксид бария повышает лишь преломление. Оксид свинца делает хрусталь пластичнее, что дает широкие возможности по его дальнейшей обработке. Например, огранка в полной мере раскрывает свойства хрусталя.

Хрустальное стекло отличается от хрусталя и имеет в составе до 17% оксида калия, 23% оксида свинца. Посуда, декоративные элементы из этого материала более прозрачные, имеют повышенный блеск, преломление лучей, плотность. Термостойкость гораздо ниже, чем у других стекол.

Отличия между стеклом и хрусталем

Отличия между стеклом и хрусталем

Обработанное хрустальное стекло имеет грани, которые дают изделиям яркую и многоцветную световую «игру», характерный звон. Чешское и венецианское стекло также являются хрустальными.

Интересный факт: оксид свинца добавляли к стеклу еще в Месопотамии и Древнем Египте, как только начало зарождаться стеклоделие.

Основное отличие хрусталя от обычного стекла – это прочность. Хрустальные изделия даже поцарапать довольно сложно. С течением времени стекла тускнеют, на них появляются потертости и небольшие царапины. Хрусталь сложно разбить, в отличие от стекла. Если это все же случилось, он разлетится на мелкие кусочки, а стекло – на крупные. Теплопроводность у обычного стекла гораздо выше.

Если добавить в материал примеси разных металлов, можно получить цветной хрусталь. Также добавки улучшают характеристики преломления света, создавая «игру цветов», чего не случается с обычным стеклом. Например, хрусталь зеленого цвета получают путем добавления меди, розового – кремния, красного – кадмия, синего – кобальта.

Хрусталь отличается от стекла, в первую очередь, более высоким содержанием оксидов свинца. Он становится прочнее и пластичнее, легко поддается дальнейшей обработке – огранке и шлифовке.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: