Какой металл не реагирует с растворами солей al na mg cu

Обновлено: 19.05.2024

1. Какой металл встречается в земной коре в чистом виде:

а) свинец, б) медь, в) натрий, г) железо

2. Какой процесс называют пирометаллургией:

а) получение металлов из растворов солей,

б) получение металлов при обжиге минералов,

в) получение металлов с помощью электрического тока,

г) получение металлов с помощью бактерий

3. Какие восстановители используют для восстановления металлов из их оксидов:

4. Какие металлы относятся к щелочным: а) Na , Mg , Al ; б) K , Li , Na ; в) Ca , Sr , Ba ; г) Be , Mg , Ca

5. В каком ряду элементов радиус атомов увеличивается: а) K , Na , Li ; б) Be , Mg , Ca ; в) Na , Mg , Al ; г) Ca , Mg , Be

6. У какого металла сильнее выражены восстановительные свойства: а) Al , б) Na , в) Mg ,

7. Какой из металлов используется в самолетостроении: а) железо, б) магний, в) алюминий, г) серебро

8. Какая реакция относится к реакциям замещения: а) Al 2 O 3 + HCl →, б) Na 2 O + H 2 O →, в) Fe + H 2 SO 4 →, г) CaCO 3 →.

9. Определите коэффициент перед восстановителем в уравнении:

а) 1, б) 2, в) 3, г) 4

10. Закончите уравнение и определите сумму всех коэффициентов: Na + H 2 O =…

а) 4, б) 5, в) 6, г) 7

11. Установите соответствие между формулой элемента и его высшим оксидом:

12. Установите соответствие между формулой оксида и его характером:

1. К2О А) кислотный

2. СаО Б) основный

3. ВеО В) амфотерный

13. Установите соответствие меду компонентами сплава и названием сплава:

1. медь и цинк А) чугун

2. медь и олово Б) бронза

3. медь и никель В) латунь

4. железо и углерод Г) мельхиор

Какую массу железа можно получить алюминотермическим методом из 1 кг оксида железа ( III ), содержащего 9% примесей.

Тест по теме «Металлы»

1. Какой металл встречается в земной коре только в виде соединений:

а) серебро, б) медь, в) натрий, г) ртуть.

2. Какой процесс называют гидрометаллургией:

3. Какие восстановители используют для восстановления металла из соли CuSO 4 :

4. Какие металлы относятся к щелочно-земельным: а) Na , Mg , Al ; б) K , Li , Na ; в) Ca , Sr , Ba ; г) Be , Mg , Ca

5. В каком ряду элементов радиус атомов уменьшается: а) K , Na , Li ; б) Be , Mg , Ca ; в) Na , Mg , Al ; г) Ca , Mg , Be

6. Какой металл не реагирует с растворами солей: а) Al , б) Na , в) Mg , г) С u

7. Какой из металлов входит в состав костной ткани: а) железо, б) магний, в) алюминий, г) кальций

8. Какая реакция относится к реакциям соединения: а) Al 2 O 3 + HCl →, б) Na 2 O + H 2 O →, в) Fe + H 2 SO 4 →, г) CaCO 3 →.

10. Закончите уравнение и определите сумму всех коэффициентов: Al + H 2 SO 4 =…

11. Установите соответствие между элементом и его электронной формулой:

2. Mg Б ) 3s 2 3p 1

12. Установите соответствие между формулой гидроксида и его характером:

1. КОН А) кислотный

3. Ве(ОН)2 В) амфотерный

13. Установите соответствие меду формулой вещества и его названием:

1. СаСО3 А) гашеная известь

3. NaOH В) магнезия

4. Са(ОН)2 Г) едкий натр

Са → СаО → Са(ОН)2 → Са Cl 2 → Ca ( OH )2 → CaO

Какую массу оксида углерода ( IV ) можно получить при термическом разложении 1 кг природного мела (карбоната кальция) содержащего 12% примесей.

  1. Электронная формула атома магния: а) 1 s 2 2 s 2 , б) 1 s 2 2 s 2 2 p 2 , в) 1 s 2 2 s 2 2 p 1 , г)1 s 2 2s 2 2p 6 3s 2
  2. Электронная формула внешнего энергетического уровня атомов элементов главной подгруппы II группы Периодической системы: а) ns 1 , б) ns 2 , в) ns 2 np 1 , г) ns 2 np 2
  3. Тип химической связи в простом веществе литии: а) ионная, б)ковалентная полярная, в) ковалентная неполярная, г) металлическая
  4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами: а) бериллий, б) кальций, в) магний, г) стронций
  5. Радиус атомов элементов 3-го периода с увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену: а) изменяется периодически, б) не изменяется, в) увеличивается, г) уменьшается.
  6. Атом алюминия отличается от иона алюминия: а) зарядом ядра, б) радиусом частицы, в) числом протонов, г) числом нейтронов
  7. Наиболее энергично реагирует с водой: а) калий, б) кальций, в) скандий, г) магний.
  8. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует: а) железо, б) никель, в) платина, г) цинк.
  9. Гидроксид цинка взаимодействует с веществом, формула которого: а) KOH (р-р), б) NaCl (р-р), в) KNO 3 ( p - p ), г) BaSO 4
  10. Ряд, в котором все вещества реагируют с цинком: а) HCl , NaOH , H 2 SO 4 , б) CaO , HCl , HNO 3 , в) KOH , HgO , H 3 PO 4 , г) H 2 , O 2 , CO 2
  1. Установите соответствие между оксида и соответствующего ему гидроксида:

3. Cu 2 O В. NaOH

12. Установите соответствие между левой и правой частями уравнения:

13. Установите соответствие между

13 . Решите цепочку превращений:

14 . Решите задачу. Вычислите массу меди, которая образуется при восстановлении водородом 250г оксида меди( II ), содержащей 10% примесей.

1. Электронная формула атома лития: а) 1 s 2 2 s 2 , б) 1 s 2 2 s 1 , в) 1 s 2 2 s 2 2 p 1 , г) 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3s 1

2. Электронная формула внешнего энергетического уровня атомов щелочных металлов:

а) ns 1 , б) ns 2 , в) ns 2 np 1 , г) ns 2 np 2

3. Тип химической связи в простом веществе натрии: а) ионная, б)ковалентная полярная, в) ковалентная неполярная, г) металлическая

4.Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами: а) алюминий, б) бор, в) галлий, г) индий

5. Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда ядра: а) изменяется периодически, б) не изменяется, в) увеличивается, г) уменьшается.

6. Атом кальция отличается от иона кальция: а) зарядом ядра, б) радиусом частицы, в) числом протонов, г) числом нейтронов

7. Наиболее энергично реагирует с водой: а) барий, б) кальций, в) магний, г) стронций.

8. С разбавленной соляной кислотой не взаимодействует: а) алюминий, б) магний, в) серебро, г) цинк.

9. Гидроксид алюминия взаимодействует с веществом, формула которого: а) BaSO 4 б) KOH (р-р), в) NaCl (р-р), г) KNO 3 ( p - p ),

10. Ряд, в котором все вещества реагируют с железом: а) HCl , CO 2 , СО, б) Cl 2 , CuCl 2 , HCl , в) H 2 , O 2 , CaO , г) SiO 2 , HCl , S

Тест по теме «Металлы» I вариант Часть А. 1. Какой металл встречается в земной коре в чистом виде: а) свинец, б) медь, в) натрий

Тест по теме «Металлы»
I вариант
Часть А.
1. Какой металл встречается в
земной коре в чистом виде:
а) свинец, б) медь, в) натрий, г)
железо
2. Какой процесс называют
пирометаллургией:
а) получение металлов из
растворов солей,
б) получение металлов при обжиге
минералов,
в) получение металлов с помощью
электрического тока,
г) получение металлов с помощью
бактерий
3. Какие восстановители
используют для восстановления
металлов из их оксидов:
а) С, СО 2 , Н 2 , б) СО, Н 2 , Al, в) Mg,
СО 2 , Н 2 , г) Fe, Zn, Sn
4. Какие металлы относятся к
щелочным: а) Na, Mg, Al; б) K, Li,
Na; в) Ca, Sr, Ba; г) Be, Mg, Ca
5. В каком ряду элементов радиус
атомов увеличивается: а) K, Na, Li;
б) Be, Mg, Ca; в) Na, Mg, Al; г) Ca,
Mg, Be
6. У какого металла сильнее
выражены восстановительные
свойства: а) Al, б) Na, в) Mg,
7. Какой из металлов используется
в самолетостроении: а) железо, б)
магний, в) алюминий, г) серебро
8. Какая реакция относится к
реакциям замещения: а)
Al 2 O 3 +HCl→, б) Na 2 O + H 2 O→, в)
Fe + H 2 SO 4 →, г) CaCO 3 →.
9. Определите коэффициент перед
восстановителем в уравнении:
Al + H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + H 2 O
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4
10. Закончите уравнение и
определите сумму всех
коэффициентов: Na+H 2 O=…
а) 4, б) 5, в) 6, г) 7
Часть В.
11. Установите соответствие
между формулой элемента и его
высшим оксидом:
1. Na А) Na 2 O 2
2. Mg Б) Al 2 O 3
3. Al В) PbO
4. Pb Г) PbO 2
Д) MgO
Е) Na 2 O
12. Установите соответствие
между формулой оксида и его
характером:
1. К 2 О А) кислотный
2. СаО Б) основный
3. ВеО В) амфотерный
4. Fe2 O 3
13. Установите соответствие меду
компонентами сплава и названием
сплава:
1. медь и цинк А) чугун
2. медь и олово Б) бронза
3. медь и никель В) латунь
4. железо и углерод Г) мельхиор
Часть С.
Решите цепочку превращений:
Al 2 S 3 ←Al→Al(OH) 3 → Al 2 O3 →AlCl 3
Решите задачу.
Какую массу железа можно
получить алюминотермическим
методом из 1 кг оксида железа
(III), содержащего 9% примесей.
Тест по теме «Металлы»
II вариант
Часть А.
1. Какой металл встречается в
земной коре только в виде
соединений:
а) серебро, б) медь, в) натрий, г)
ртуть.
2. Какой процесс называют
гидрометаллургией:
а) получение металлов из
растворов солей,
б) получение металлов при обжиге
минералов,
в) получение металлов с помощью
электрического тока,
г) получение металлов с помощью
бактерий
3. Какие восстановители
используют для восстановления
металла из соли CuSO 4 :
а) С, СО 2 , Н 2 , б) СО, Н 2 , Al, в) Mg,
СО 2 , Н 2 , г) Fe, Zn, Sn
4. Какие металлы относятся к
щелочно-земельным: а) Na, Mg, Al;
б) K, Li, Na; в) Ca, Sr, Ba; г) Be, Mg,
Ca
5. В каком ряду элементов радиус
атомов уменьшается: а) K, Na, Li;
б) Be, Mg, Ca; в) Na, Mg, Al; г) Ca,
Mg, Be
6. Какой металл не реагирует с
растворами солей: а) Al, б) Na, в)
Mg, г) Сu
7. Какой из металлов входит в
состав костной ткани: а) железо,
б) магний, в) алюминий, г) кальций
8. Какая реакция относится к
реакциям соединения: а)
Al 2 O 3 +HCl→, б) Na 2 O + H 2 O→, в)
Fe + H 2 SO 4 →, г) CaCO 3 →.
9. Определите коэффициент перед
восстановителем в уравнении:
Са + HCl = CaCl 2 + H2 O
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4
10. Закончите уравнение и
определите сумму всех
коэффициентов: Al+H 2 SO 4 =…
а) 4, б) 5, в) 6, г) 7
Часть В.
11. Установите соответствие
между элементом и его
электронной формулой:
1. Na А) 3s 2
2. Mg Б) 3s 2 3p 1
3. Al В) 2s 2
4. Pb Г) 3s 1
Д) 6s 2 6p 2
Е) 4s 2 4p 2
12. Установите соответствие
между формулой гидроксида и его
характером:
1. КОН А) кислотный
2. Са(ОН) 2 Б) основный
3. Ве(ОН) 2 В) амфотерный
4. Fe(OН) 3
13. Установите соответствие меду
формулой вещества и его
названием:
1. СаСО 3 А) гашеная известь
2. MgSO4 Б) мел
3. NaOH В) магнезия
4. Са(ОН) 2 Г) едкий натр
Часть С.
Решите цепочку превращений:
Са → СаО → Са(ОН) 2 → СаCl 2 →
Ca(OH) 2 → CaO
Решите задачу.
Какую массу оксида углерода (IV)
можно получить при термическом
разложении 1 кг природного мела
(карбоната кальция) содержащего
12% примесей.

*Медь относится к слабоактивным металлом, это объясняет ее возможность нахождения в самородном виде.

2. б) получение металлов при обжиге минералов.

*На примере оксида железа(II) докажем восстановительную силу выбранных соединений:

FeO + CO -> Fe + CO2

FeO + H2 -> Fe + H2O

3FeO + 2Al -> 3Fe + Al2O3

*Восстановительные свойства увеличиваются справа налево по группам, сверху вниз по периодам.

Контрольная работа по химии за 1 полугодие в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«тест Металлы Химия 9 кл»

Контрольная работа по химии за первое полугодие в 9 классе.

Тема: «Металлы»

Часть I

4. Какие металлы относятся к щелочным:

5. В каком ряду элементов радиус атомов увеличивается:

6. У какого металла сильнее выражены восстановительные свойства:

7. Какой из металлов используется в самолетостроении:

8. Какая реакция относится к реакциям замещения:

9. Определите коэффициент перед восстановителем в уравнении: Al + H 2 SO 4 = Al 2( SO 4)3 + H 2

При выполнении заданий 11- 13 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.

11. Установите соответствие между формулой элемента и его высшим оксидом:

формула элемента

высший оксид

формула оксид

характер

компоненты сплава

название сплава

железо и углерод

Часть II

14. Решите цепочку превращений:

15 . Решите задачу.

Контрольная работа по химия за первое полугодие в 9 классе.

асть I .

3. Какие восстановители используют для восстановления металла из соли CuSO 4:

4. Какие металлы относятся к щелочно-земельным:

5. В каком ряду элементов радиус атомов уменьшается:

6. Какой металл не реагирует с растворами солей:

7. Какой из металлов входит в состав костной ткани:

8. Какая реакция относится к реакциям соединения:

9. Определите коэффициент перед восстановителем в уравнении: Са + HCl = CaCl 2 + H 2

10. Закончите уравнение и определите сумму всех коэффициентов: Al + H 2 SO 4=…

При выполнении заданий 11-13 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.

Химический элемент

Электронная формула

формула гидроксида

формула вещества

название

Часть II .

14.Решите цепочку превращений:

15.Решите задачу.

Административная контрольная работа

по химии за I полугодие 2016-2017 учебного года

ученика 9 б класса

Ответы на задания

Задание 2 части выполняйте с оборотной стороны листа.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 заданий. Часть 1 содержит 13 заданий с кратким ответом, часть 2содержит 2 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 40 минут.

При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!__

Пояснительная записка

Цель контрольной работы: Оценить уровень знаний, умений и навыков учащихся 9 класса за первое полугодие.

Контрольная работа составлена в двух вариантах.

Часть 2 содержит 2 задания(14 и 15) высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их

Время, отводимое на выполнение контрольной работы – 40 минут.

Спецификация контрольной работы

Что проверяется.

Знание: Распространения металлов в земной коре, природные соединения металлов.

Умение пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов

Знание терминологии процессов получения металлов

Знание восстановителей с помощью которых можно получить металлы из их оксидов и солей.

Умение записывать окислительно-восстановительные реакции.

Знание щелочных и щелочноземельных металлов.

Умение пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.

Знание как изменяется радиус атома элементов в периодической системе.

Знание восстановительных свойств металлов.

Умение пользоваться ПСХЭ и электрохимическим рядом напряжений металлов.

Знание использования металлов и их сплавов в промышленности. Биологическое значение металлов.

Умение определять причину использования металлов в той или иной области науки.

Знание типов химических реакций

Умение определять продукты реакции по исходным веществам.

Знание химических свойств металлов. ОВР.

Умение записывать уравнение химической реакции, определять восстановитель и окислитель. Расставлять коэффициенты в уравнении реакции.

Знание химических свойств металлов.

Умение записывать уравнение химической реакции. Расставлять коэффициенты в уравнении реакции.

Знание строения атомов металлов и оксиды металлов.

Умение пользоваться ПСХЭ

Знание характера оксида и гидроксида металлов

Знание сплавов и их состав, технические названия некоторых соединений металлов.

Умение различать сплавы в зависимости от их состава.

Умение решать цепочки генетических превращений.

Умение решать задачи на нахождение массы полученного вещества, если в исходном веществе содержались примеси.

Система оценивания контрольной работы по химии

Верное выполнение каждого из заданий 1–10 оценивается 1 баллом. За полный правильный ответ на каждое из заданий 11–13 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущено две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов 26.

Химические свойства металлов


Свойства металлов начинают изучать на уроках химии в 8–9 классе. В этом материале мы подробно разберем химические свойства этой группы элементов, а в конце статьи вы найдете удобную таблицу-шпаргалку для запоминания.

О чем эта статья:

8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Металлы — это химические элементы, атомы которых способны отдавать электроны с внешнего энергетического уровня, превращаясь в положительные ионы (катионы) и проявляя восстановительные свойства.

В окислительно-восстановительных реакциях металлы способны только отдавать электроны, являясь сильными восстановителями. В роли окислителей выступают простые вещества — неметаллы (кислород, фосфор) и сложные вещества (кислоты, соли и т. д.).

Металлы в природе встречаются в виде простых веществ и соединений. Активность металла в химических реакциях определяют, используя электрохимический ряд, который предложил русский ученый Н. Н. Бекетов. По химической активности выделяют три группы металлов.

Ряд активности металлов

Металлы средней активности

Общие химические свойства металлов

Взаимодействие с неметаллами

Щелочные металлы сравнительно легко реагируют с кислородом, но каждый металл проявляет свою индивидуальность:

оксид образует только литий

натрий образует пероксид

калий, рубидий и цезий — надпероксид

Остальные металлы с кислородом образуют оксиды:

2Zn + O2 = 2ZnO (при нагревании)

Металлы, которые в ряду активности расположены левее водорода, при контакте с кислородом воздуха образуют ржавчину. Например, так делает железо:

С галогенами металлы образуют галогениды:

Медный порошок реагирует с хлором и бромом (в эфире):

При взаимодействии с водородом образуются гидриды:

Взаимодействие с серой приводит к образованию сульфидов (реакции протекают при нагревании):

Реакции с фосфором протекают до образования фосфидов (при нагревании):

Основной продукт взаимодействия металла с углеродом — карбид (реакции протекают при нагревании).

Из щелочноземельных металлов с углеродом карбиды образуют литий и натрий:

Калий, рубидий и цезий карбиды не образуют, могут образовывать соединения включения с графитом:

С азотом из металлов IA группы легко реагирует только литий. Реакция протекает при комнатной температуре с образованием нитрида лития:

Взаимодействие с водой

Все металлы I A и IIA группы реагируют с водой, в результате образуются растворимые основания и выделяется H2. Литий реагирует спокойно, держась на поверхности воды, натрий часто воспламеняется, а калий, рубидий и цезий реагируют со взрывом:

Металлы средней активности реагируют с водой только при условии, что металл нагрет до высоких температур. Результат данной реакции — образование оксида.

Неактивные металлы с водой не взаимодействуют.

Взаимодействие с кислотами

Если металл расположен в ряду активности левее водорода, то происходит вытеснение водорода из разбавленных кислот. Данное правило работает в том случае, если в реакции с кислотой образуется растворимая соль.

2Na + 2HCl = 2NaCl + H2

При взаимодействии с кислотами-окислителями, например, азотной, образуется продукт восстановления кислоты, хотя протекание реакции также неоднозначно.

Схема взаимодействия металлов с сернистой кислотой

Схема взаимодействия металлов с азотной кислотой

Металлы IА группы:

Металлы IIА группы

Такие металлы, как железо, хром, никель, кобальт на холоде не взаимодействуют с серной кислотой, но при нагревании реакция возможна.

Взаимодействие с солями

Металлы способны вытеснять из растворов солей другие металлы, стоящие в ряду напряжений правее, и могут быть вытеснены металлами, расположенными левее:

Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu

На металлы IА и IIА группы это правило не распространяется, так как они реагируют с водой.

Реакция между металлом и солью менее активного металла возможна в том случае, если соли — как вступающие в реакцию, так и образующиеся в результате — растворимы в воде.

Взаимодействие с аммиаком

Щелочные металлы реагируют с аммиаком с образованием амида натрия:

Взаимодействие с органическими веществами

Металлы IА группы реагируют со спиртами и фенолами, которые проявляют в данном случае кислотные свойства:

Также они могут вступать в реакции с галогеналканами, галогенпроизводными аренов и другими органическими веществами.

Взаимодействие металлов с оксидами

Для металлов при высокой температуре характерно восстановление неметаллов или менее активных металлов из их оксидов.

3Са + Cr2O3 = 3СаО + 2Cr (кальциетермия)

Вопросы для самоконтроля

С чем реагируют неактивные металлы?

С чем связаны восстановительные свойства металлов?

Верно ли утверждение, что щелочные и щелочноземельные металлы легко реагируют с водой, образуя щелочи?

Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в уравнении реакции по схеме:

Mg + HNO3 → Mg(NO3)2 + NH4NO3 + Н2O

Как металлы реагируют с кислотами?

Подведем итоги

От активности металлов зависит их химические свойства. Простые вещества — металлы в окислительно-восстановительных реакциях являются восстановителями. По положению металла в электрохимическом ряду можно судить о том, насколько активно он способен вступать в химические реакции (т. е. насколько сильно у металла проявляются восстановительные свойства).

Напоследок поделимся таблицей, которая поможет запомнить, с чем реагируют металлы, и подготовиться к контрольной работе по химии.

Таблица «Химические свойства металлов»

Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Ni, Sn, Pb

Cu, Hg, Ag, Pt, Au

Восстановительная способность металлов в свободном состоянии

Возрастает справа налево

Взаимодействие металлов с кислородом

Быстро окисляются при обычной температуре

Медленно окисляются при обычной температуре или при нагревании

Взаимодействие с водой

Выделяется водород и образуется гидроксид

При нагревании выделяется водород и образуются оксиды

Водород из воды не вытесняют

Взаимодействие с кислотами

Вытесняют водород из разбавленных кислот (кроме HNO3)

Не вытесняют водород из разбавленных кислот

Реагируют с концентрированными азотной и серной кислотами

С кислотами не реагируют, растворяются в царской водке

Взаимодействие с солями

Не могут вытеснять металлы из солей

Более активные металлы (кроме щелочных и щелочноземельных) вытесняют менее активные из их солей

Взаимодействие с оксидами

Для металлов (при высокой температуре) характерно восстановление неметаллов или менее активных металлов из их оксидов

Химические свойства солей


Впервые школьники знакомятся с химическими свойствами солей в 8 классе, и для понимания дальнейшего материала без этой темы никуда. Наша статья поможет освежить знания перед контрольной или экзаменом: вспомним, какие бывают соли и как они образуются, рассмотрим типичные реакции с ними.

Соли — это сложные вещества, в состав которых входят катионы металла и анионы кислотного остатка. Иногда в состав солей входят водород или гидроксид-ион.

Классификация и номенклатура солей

Так как соли — это продукт полного или частичного замещения металлом атома водорода в кислоте, по составу их можно классифицировать следующим образом.

Кислые соли

Образованы неполным замещением атомов водорода на металл в кислоте.

В наименованиях кислых солей указывают количество водорода приставками «гидро-» или «дигидро-», название кислотного остатка и название металла. Если металл имеет переменную валентность, то в скобках указывают валентность.

Примеры кислых солей и их наименования:

LiHCO3 — гидрокарбонат лития,

NaHSO4 — гидросульфат натрия,

NaH2PO4 — дигидрофосфат натрия.

Средние соли

Образованы полным замещением атомов водорода в кислоте на металл.

Наименования средних солей складываются из названий кислотного остатка и металла. При необходимости указывают валентность.

Примеры средних солей с названиями:

CuSO4 — сульфат меди (II),

CaCl2 — хлорид кальция.

Основные соли

Продукт неполного замещения гидроксогрупп на кислотный остаток.

В наименованиях основных солей указывают количество гидроксид-ионов приставкой «гидроксо-» или «дигидроксо-», название кислотного остатка и название металла с указанием валентности.

Пример: Mg(OH)Cl — гидроксохлорид магния.

Двойные соли

В состав входят два разных металла и один кислотный остаток.

Наименование складывается из названия аниона кислотного остатка и названий металлов с указанием валентности (если металл имеет переменную валентность).

Примеры двойных солей и их наименования:

KNaSO4 — сульфат калия-натрия,

Смешанные соли

Содержат один металл и два разных кислотных остатка.

Наименования смешанных солей складываются из названия кислотных остатков (по усложнению) и названия металла с указанием валентности (при необходимости).

Примеры смешанных солей с наименованиями:

CaClOCl — хлорид-гиполхорит кальция,

PbFCl — фторид-хлорид свинца (II).

Комплексные соли

Образованы комплексным катионом или анионом, связанным с несколькими лигандами.

Называют комплексные соли по схеме: координационное число + лиганд с окончанием «-о» + комплексообразователь с окончанием «-ат» и указанием валентности + внешняя сфера, простой ион в родительном падеже.

Пример: K[Al(OH)4] — тетрагидроксоалюминат калия.

Гидратные соли

В состав входит молекула кристаллизационной воды.

Число молекул воды указывают численной приставкой к слову «гидрат» и добавляют название соли.

Пример: СuSO4∙5H2O — пентагидрат сульфата меди (II).

Получение солей

Получение средних солей

Средние соли можно образовать в ходе следующих реакций:

Так получают только соли бескислородных кислот.

Металл, стоящий левее H2 в ряду активности, с раствором кислоты:

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

Металл с раствором соли менее активного металла:

Основный оксид + кислотный оксид:

Основный оксид и кислота:

Основание с кислотным оксидом:

Основание с кислотой (реакция нейтрализации):

Взаимодействие соли с кислотой:

Взаимодействие возможно, если одним из продуктов реакции будет нерастворимая соль, вода или газ.

Реакция раствора основания с раствором соли:

Взаимодействие растворов двух солей с образованием новых солей:

Получение кислых солей

Кислые соли образуются при взаимодействии:

Кислот с металлами:

Кислот с оксидами металлов:

Гидроксидов металлов с кислотами:

Кислот с солями:

Аммиака с кислотами:

Получение кислых солей возможно, если кислота в избытке.

Также кислые соли образуются в ходе реакции основания с избытком кислотного оксида:

Получение основных солей

Взаимодействие кислоты с избытком основания:

Добавление (по каплям) небольших количеств щелочей к растворам средних солей металлов:

Взаимодействие солей слабых кислот со средними солями:

Получение комплексных солей

Реакции солей с лигандами:

Получение двойных солей

Двойные соли получают совместной кристаллизацией двух солей:

Химические свойства средних солей

Растворимые соли являются электролитами, следовательно, могут распадаться на ионы. Средние соли диссоциируют сразу:

Нитраты разлагаются в зависимости от активности металла соли:

Металл Левее Mg, кроме Li От Mg до Cu Правее Cu
Продукты MeNO3 + O2 MexOy + NO2 + O2 Me + NO2 + O2
Пример 2NaNO3 = 2NaNO2 + O2 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2 2AgNO3= 2Ag + 2NO2 + O2

Соли аммония разлагаются с выделением азота или оксида азота (I), если в составе анион, проявляет окислительные свойства. В остальных случаях разложение солей аммония сопровождается выделением аммиака:

Взаимодействие солей с металлами:

Более активные металлы вытесняют менее активные металлы из растворов солей.

Некоторые соли подвержены гидролизу:

Обменные реакции соли и кислоты, соли с основаниями и взаимодействие солей с солями:

Окислительно-восстановительные реакции, обусловленные свойствами катиона или аниона:

Химические свойства кислых солей

Диссоциация. Кислые соли диссоциируют ступенчато:

Термическое разложение с образованием средней соли:

Взаимодействие солей со щелочью. В результате образуется средняя соль:

Химические свойства основных солей

Реакции солей с кислотами — образование средней соли:

Диссоциация — так же как и кислые соли, основные соли диссоциируют ступенчато.

Химические свойства комплексных солей

Избыток сильной кислоты приводит к разрушению комплекса и образованию двух средних солей и воды:

Недостаток сильной кислоты приводит к образованию средней соли активного металла, амфотерного гидроксида и воды:

Взаимодействие слабой кислоты с солью образует кислую соль активного металла, амфотерный гидроксид и воду:

При действии углекислого или сернистого газа получаются кислая соль активного металла и амфотерный гидроксид:

Реакция солей, образованных сильными кислотами с катионами Fe3+, Al3+ и Cr3+, приводит к взаимному усилению гидролиза. Продукты реакции — два амфотерных гидроксида и соль активного металла:

Разлагаются при нагревании:

Вопросы для самопроверки

С чем взаимодействуют средние соли?

Назовите типичные реакции солей.

Из предложенного списка солей выберите те, которые не реагируют с цинком: нитрит калия, бромид железа, карбонат цезия, сульфат меди.

Читайте также: