Какой металл способен превратить обычное стекло в хрусталь

Обновлено: 02.07.2024

Хрусталь - это стекло с добавлением ОКСИДОВ, не обязательно только свинца, применяются и другие - оксиды Бария, цинка. В нашей стране существует государственный стандарт ГОСТ 24315 — 80: если стекло содержит не менее 10% оксидов свинца, бария, цинка, то оно считается хрустальным стеклом; если содержание оксида свинца от 18 до 24%, то перед нами малосвинцовый хрусталь; если же оксида свинца от 24 до 30%, то мы имеем дело с дорогим свинцовым хрусталем, присутствие в составе более 30% оксида свинца характерно для самого дорогого высокосвинцового хрусталя.

Этим же ГОСТом определена норма содержания оксида бария в бариевом хрустале — 18%.

В Европе приняты свои стандарты относительно состава хрустальной массы. При покупке европейского хрусталя или хрустального стекла следует «опознать» надписи на упаковке: слово «кристалин» (Crystalline) говорит о содержании 1—15% оксида свинца, «хрусталь» (Crystal) — 16—23%, «свинцовый хрусталь» (Full Lead Crystal) — от 24 до 30%.

«Хрустальная история» началась в 1615 году, когда король Англии Якоб Первый запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Следствием сего явился переход владельцев стекольных заводиков на угольное топливо. Совершенно случайно (огромное количество открытий в науке и искусстве произошли по воле случая! ) было обнаружено, что в угольной печи стекло обесцвечивается, и далее мастера стали стремиться вернуть своему продукту прозрачность. В ходе таких опытов в 1676 году Георгом Равенскрофтом была создана оригинальная рецептура смеси стекломассы с оксидом свинца. При добавлении этого соединения стекло приобретает совершенно новые свойства: помимо прозрачности, прекрасного блеска и мелодичного звона это еще и устойчивость к щелочным, кислым или спиртосодержащим жидкостям. Кроме того, оксид свинца повышает плотность изделия, у хрусталя это более 3 г/см3. Это влияет на оптические свойства хрусталя: возрастает показатель преломления света, блеск и игра света в гранях. Кроме того, добавление к стекломассе оксида свинца ведет к понижению твердости стекла, что, в свою очередь, облегчает его дополировку: при натирании изделия появляется дополнительный блеск.

Еще одна немаловажная деталь: все хрустальные изделия всегда выпускаются отожженными — это специфический способ закалки стекла. Изделие нагревается до 700 °С и тут же быстро и равномерно охлаждается при помощи обдува. При этом в стекле возникают высокие остаточные напряжения, равномерно распределенные по всему пространству и повышающие прочность изделия в 6—8 раз, а термостойкость — в 2—3 раза.

Стекло́ – твердотельное состояние аморфных веществ. Аморфные вещества переходят в стеклообразное состояние при температурах ниже температуры стеклования Tg (при температурах свыше Tg аморфные вещества ведут себя как расплавы т. е. находяться в расплавленном состоянии) . Стекло может быть получено путем охлаждения расплавов, так чтобы избежать кристаллизацию. Практически любое вещество из расплавленного состояния может быть переведено в стеклообразное состояние. Некоторые расплавы (такие как стеклообразующих веществ) не требуют для этого быстрого охлаждения. Однако некоторые вещества (такие как расплавы металлов) требуют очень быстрого охлаждения, чтобы избежать кристаллизацию. Так, для получения металлических стекол необходимы скорости охлаждения 100000 – 1000000 К/с. Стекло может быть получено также путем аморфизации кристаллических веществ, например бомбардировкой пучком ионов, или при осаждении паров на охлаждаемые подложки. Стекло́ — переохлаждённый расплав, аморфный неорганический материал, получаемый быстрым охлаждением расплава, например стеклообразующего вещества.
К стеклообразующим относят те неорганические вещества, которые при охлаждении расплава не кристаллизуются, а затвердевают, сохраняя аморфное строение. Вязкость аморфных веществ - непрерывная функция температуры: чем выше температура, тем ниже вязкость аморфного вещества. Обычно расплавы стеклообразующих веществ имеют высокую вязкость по сравнению с расплавами нестеклообразующих веществ.
Хрусталь — разновидность стекла, содержащая значительное количество оксида свинца PbO, а также, возможно, окись бария BaO. Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения «игру цвета» , «огонь») . Добавка оксида бария в основном увеличивает только показатель преломления. Огранка хрусталя, подобно огранке драгоценных камней, позволяет хрусталю в полной мере проявить свойства, обусловленные большим показателем преломления и дисперсией.

Хрусталь варится с добавлением свинцового глёта в стеклянную шихту. Последнее время якобы вредный свинец заменили двуокисью титана. Под названием флинтгласс используется в оптике. Так же существует тонкое и светлое венское стекло - варится с использованием мышьяка в стеклянной шихты, обычно применяется для изготовления ртутных термометров высокого класса.

Они отличаются не большим сордержанием в последнем окислов металлов таких как свинец, титан, германий цирконий и еще многих других. А на практике стеловары держут рецептуру до сих пор в секрете..

Хрусталь - сорт стекла. Стекло "зелёное" из-за окислов железа. Плавленный чистый песок (не красный, а белый) , с добавлением окиси свинца - хрусталь.

Как делают хрусталь

Из истории нам известно что идея создания хрусталя принадлежит англичанам: они первые стали добавлять в шихту окислы свинца, в результате чего стекло приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. Классический хрусталь содержит 24% оксида свинца, но встречаюся изделия с более высоким его содержанием вплоть до 30%. Процент содержания оксида свинца в хрустале влияет на его "вокальные" способности, прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Актив Медиа

Кроме свинцового хрусталя существует также бариевый хрусталь, при производстве которого вместо свинца в стекло добавляют барий. Также очень широко в мире известен богемский хрусталь. При его изготовлении вместо свинца и бария используется калиево-кальцивое стекло.

В соответствии с Европейским стандартом, стеклянная продукция, содержащая меньше 4% оксида свинца, относится к “стеклу”. Стеклянная продукция с содержанием свинца больше 10% - это “хрустальное стекло”, а стеклянная продукция с содержением свинца свыше 30% называется “хрусталь с высоким содержанием оксида свинца ”.

Как производится цветной хрусталь

Однако, далеко не все знают, что кроме традиционного прозрачного, существует еще необыкновенно красивый и эффектный цветной хрусталь, который получают благодаря добавлению в стекло окисей различных металлов. Они придают хрусталю необычно благородные оттенки красного, фиолетового, синего, зеленого и розового цветов. Каждый цвет получают благодаря использованию определенной добавки. Например, кобальт - это чистые синие тона, кадмий или соединения золота придают изделию красный цвет, кремний - розовый, медь делает его зеленым, а марганец - фиолетовым.

Разные производители путем подбора соотношения добавок добиваются неповторимых фирменных оттенков. Некоторые фабрики в ХVIII - XIX cтолетиях окрашивали свой хрусталь с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были самые дорогие и самые высокохудожественные изделия.

Производство хрусталя - это тяжелый и трудоемкий процесс. Сначала необходимо расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, присутствие последнего и есть главное отличие хрусталя от простого стекла. Прежде чем приступить к выплавке будущего изделия, мастер с точностью до миллиграмма отмеряет вес каждого ингредиента, затем все перемешивается и отправляется в печь. Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия, а так как расплавленная масса очень быстро остывает, то для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

Будущий цветной хрусталь расплавляют в специальной печи, выдувают из него с помощью трубки нужную форму (чаще шар), снова кладут в печь. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой. После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг.

Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов. После подобной термической обработки, обычное стекло становится термостойким и прочным. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка т.н. "алмазная грань". Процесс нанесения алмазной грани начинается с нанесения разметки, а потом при поможи абразивных кругов наносят саму грань при этом начинают с самого большого абразивного круга и заканчивают самыми маленькими. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода. После нанесения алмазная грань становится матовой, чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают шлифовке и полировке.

Шлифовка - это процесс снятия слоя хрусталя с помощью механических воздействий специальным абразивным инструментом или с приминением абразивных материалов. Шлифованию подвергается прежде всего край изделия и дно (заправка). Рисунок хрустальной грани подвергается финишной полировке, которая может осуществляться как механическим способом с использованием жестких полировальных кругов и мелкодисперсных полировальных паст или химическим способом в смеси плавиковой и серной кислот. При полировке с использованием кислот достигается хорошая "прозрачность" равномерная на всей площади колбы и больший блеск, но при этом изменяется геометрия грани: исчезает плоскосность, закругляются кромки, "замыливается" общий рисунок колбы. По завершению процесса полировки изделие тщательно моют и после этого хрустальные грани, приобретя особый блеск, преломляют свет и создает яркие радужные отблески. В завершение, если это необходимо, на изделие наносят грани, которые должны остаться матовыми.

Хрусталь ручной работы как произведение искусства

Для того чтобы цветной хрусталь раскрылся во всей красоте и засверкал каждой гранью больше подходит естественное освещение, но и при свете обычных ламп, он не останется незамеченным. Хрусталь ручной работы обладает специфическими тактильными и эстетическими свойствами – к нему приятно прикасаться, он будто излучает тепло. Чтобы по-достоинству оценить качество и красоту таких вещей, конечно, недостаточно взглянуть на картинку, но даже в этом случае становится понятно, насколько бережно мастер подходит к производству каждого предмета и насколько изделие одной торговой марки может отличаться от, на первый взгляд похожего, изделия другого производителя.

Наибольшую художественную ценность представляет накладной хрусталь. В таких изделиях на самом деле два слоя хрусталя - цветного и бесцветного. Когда художник во время огранки готового изделия срезает верхний слой накладного хрусталя, получаются прозрачные грани. Это самый дорогой вид стекла потому что, во-первых, он намного сложнее по технологии производства, и во-вторых, его высокохудожественную огранку могут выполнить только профессионалы самого высокого уровня - работа которых превращает каждое из изделий в произведение искусства. С ювелирной точностью только вручную мастер наносит декор - прорезает верхний цветной слой до границы с нижним чистым слоем. Благодаря чему появляется чарующий контраст и магическая игра цвета - уникальное свойство каждого изделия из накладного хрусталя.

Двухслойный хрусталь - одна из вершин стекольного искусства. Каждое изделие из него уникально, величественно, обладает чарующей магией красоты, совершенства и роскоши. Как и полтора века назад, накладной цветной хрусталь - это несколько часов кропотливого, искусного и нелегкого труда высококвалифицированных мастеров. Будь-то бокал, ваза, пепельница, корзинка, доза или графин - все они рождаются путем

Тест на кругозор: Прокачайте знания, ответив на 15 вопросов обо всём на свете

Какой город является столицей Нигерии? Что измеряют с помощью вольтметра? Чего боится человек, страдающий эйсоптофобией? Прокачайте свои знания, отвечая на вопросы нашего теста. Справитесь без ошибок?

Результаты теста вы узнаете в конце. Пишите в комментариях, на сколько вопросов вы ответили! А какие вызвали затруднения?

Правда ли, что венозная кровь светлее артериальной?

Артериальная кровь светлее венозной, так как в ней содержится окисленный гемоглобин. Венозная же кровь темнее за счет того, что в ней содержится не только окисленный, но и восстановленный гемоглобин.

Подгорица — это столица какой страны?

Подгорица — это столица Черногории, расположенная у слияния двух рек. В городе соединилась древняя история и современная архитектура.

Как называют рыжую лошадь?

Лошадь каурой масти имеет рыжий или светло-каштановый оттенок. Хвост и грива, как правило, темнее корпуса.

Как зовут старика-рыбака из повести Хемингуэя «Старик и море»?

«Старик и море» — повесть американского писателя Эрнеста Хемингуэя, написанная в Бимини (Багамские острова) и вышедшая в 1952 году. Последнее известное художественное произведение Хемингуэя, опубликованное при его жизни. Рассказывает историю старика Сантьяго, кубинского рыбака, о его борьбе в открытом море с гигантским марлином, который стал самой большой добычей в его жизни.

Что такое октобас?

Октобас — это струнный смычковый инструмент, который является самым крупным в своём роде и самым низким по звучанию. Высота октобаса — 4 метра.

Какой номер у хлора в периодической системе химических элементов?

Хлор — химический элемент, имеющий в таблице Менделеева 17-й атомный номер. Это простое вещество, которое в нормальных условиях представляет собой ядовитый желто-зелёный газ с резким запахом.

Какой город является столицей Нигерии?

Абу́джа — столица Нигерии с 12 декабря 1991 года. До этого столицей был город Лагос. Абуджа расположена в 700 км к северо-востоку от прежней столицы. Население города 778 567 жителей, население агломерации — приблизительно 1,4 млн человек.

Что измеряют с помощью вольтметра?

Вольтметр — электроизмерительный прибор непосредственного отсчёта для определения напряжения или ЭДС в электрических цепях. Подключается параллельно нагрузке или источнику электрической энергии. Идеальный вольтметр должен обладать бесконечно большим внутренним сопротивлением.

Чего боится человек, страдающий эйсоптофобией?

Эйсоптофобия — это навязчивый страх увидеть собственное отражение в зеркале. Часто бывает связан с комплексами относительно внешности.

Какое из этих произведений не принадлежит Рэю Брэдбери?

«Жизнь взаймы» — роман немецкого писателя Эриха Марии Ремарка. Это история автогонщика Клерфэ, который влюбился в Лилиан. Девушка больна туберкулёзом, и каждый день может стать для неё последним. «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «И грянул гром» написал Брэдбери.

Какой главы нет в «Герое нашего времени»?

«Герой нашего времени» — первый в русской прозе социально-психологический роман, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 — 1840 годах. Классика русской литературы. Состоит из нескольких глав: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Правда ли, что если бросить в вакуум кирпич и перо, то они упадут одновременно?

Еще Галилей в XVII веке предположил, а после него Ньютон на опыте доказал, что в безвоздушном пространстве, то есть в отсутствие сил сопротивления, тела разной массы приземляются одновременно.

Гавиал — кто это?

Га́нгский гавиа́л — вид крупных пресмыкающихся из отряда крокодилов, единственный современный вид в роде гавиалов. Гавиал является уникальным животным среди современных крокодилов. Гавиалы питаются рыбой и живут в глубоких водоёмах с быстрым течением. Из всех крокодилов они проводят больше всего времени в воде, выходя на сушу только для того, чтобы погреться или отложить яйца.

как производиться хрусталь?

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.
Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.



У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.


После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.



Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.



Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.


После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют, и если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

Производство хрусталя – уникальная историческая технология, практически не претерпевшая изменений за более чем пять тысяч лет существования стеклоделия на Земле. Стекло (хрусталь – его разновидность) – удивительный материал, изобретенный гением человеческого разума. Так же, как и в доисторические времена, его основу составляют природные сырьевые материалы, смесь которых варится в специальных печах при температуре около 1500° С. Затем горячее расплавленное стекло вырабатывается вручную или с помощью стеклоформующих машин. Используются самые различные методы обработки стекла и хрусталя.
Хрусталь – разновидность стекла. Чистое, прозрачное, качественное стекло можно называть хрусталём, вне зависимости от состава.

Разновидности хрусталя:
Горный –природный кварц
Богемский – без содержания свинца (калиево-кальциевое стекло)
Бариевый – вместо свинца – барий
Хрусталь свинцовый – был изобретен 350 лет назад в Лондоне, ученым Ровенкрофтом. С тех пор получил широкое распространение по всему миру. Содержание окиси свинца от 6% до 36%. Мировой стандарт – 24%.
Новые (безсвинцовые) составы. Чтобы вытеснить традиционные европейские фирмы с рынка, ведётся пропаганда о вредности свинцового хрусталя, что не соответствует действительности.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Хрусталь - это особый вид стекла, содержащий оксид свинца, который еще называется сурик. Именно сурик делает стекло хрусталем, придает ему сверкание и блеск в гранях бокалов, ваз, другой посуде и в произведениях искусства. Также оксид свинца снижает его рабочую температуру и вязкость и придает стеклу лучшие оптические свойства. К тому же при изготовлении хрусталя образуется меньше пузырьков чем в обычном стекле, что позволяет стеклодувам делать более прозрачные предметы.

DSC_8061-123.jpg

Хрустальная посуда издает более тонкий звон в отличие от обычной стеклянной, а также чаще используется при изготовлении цветных эмалей и глазури.

DSC_8021-96.jpg

В зависимости от характеристик требуемых от хрусталя в него также добавляют оксид бария, который увеличивает показатель преломления, и другие оксиды для придания хрусталю различного цвета.

DSC_7955-55.jpg

Для того, чтобы узнать, как производят хрусталь я отправился в Брянскую область, в город Дятьково. Здесь находится Дятьковский Хрустальный завод, имеющий длинную историю, которая началась в конце 18 века.
В 2013 году завод был на грани банкротства, но дятьковский предприниматель Сергей Авдеев выкупил то, что осталось, и начал возрождать производство. В этом ему немного помогло и государство – в 2016 году он смог получить льготный заём от Фонда развития промышленности в размере почти 108 миллионов рублей. Кстати, заём уже погашен с процентами.

Наша экскурсия начинается в этом помещении, где в миксере-мешалке готовят смесь для хрусталя. Основные ингредиенты это сода, очищенный кварцевый песок, поташ и сурик. Такая смесь называется шихта. В зависимости от требуемых характеристик будущего хрусталя также добавляется борная кислота и различные оксиды.

DSC_7841-2.jpg

Перед отправкой шихты в печь следует лабораторный анализ на проверку пропорций смеси и исследование компонентов на посторонние примеси. Затем готовую шихту загружают в такой чан, поднимают его краном и засыпают в печь, которая раскалена до 1500 градусов.

DSC_7845-4.jpg

Перейдем в основной цех, где стеклодувы выдувают хрусталь. На этом участке делают бокалы. Происходит это так: мастер набирает стекломассу в печи, затем формирует заготовку, выдувая изделие нужной формы, поддерживая форму деревянной дощечкой и щипцами. Затем на заготовку наматывает ещё стекломассу, делает основу для изделия и придает основе нужную форму с помощью деревянной ложки, которую время от времени окунает в воду.

DSC_7896-23.jpg

Обратите внимание, что стеклодув не выдувает изделие ртом, для таких небольших предметов используется резиновая помпа, которая находится на конце стального инструмента.

Тем, кому интересно посмотреть видео, советую посмотреть ролик в котором есть подробности, которых нет в этом посте

При этом процессе нужно постоянно вращать инструмент для равномерного распределения стекломассы, и для того, чтобы масса, которая уже остыла до 800 градусов не стекла вниз.

DSC_7899-25.jpg

Затем дутую массу помещают в такую форму, которая также вращается и помогает остудить будущий бокал еще быстрее. Изделие почти готово, чуть позже я покажу его дальнейший путь.

DSC_7904-26.jpg

DSC_7905-27.jpg

Форма после этой процедуры охлаждается водой, и очищается от возможных следов предыдущего изделия.

Теперь посмотрим как делают вазы. Это более трудоемкий процесс. Мастер также набирает стекломассу из печи в несколько заходов. Выдувает заготовку используя мощные легкие и ложку больших размеров.

DSC_7929-44.jpg

Инструмент также нужно вращать без перерыва и время от времени охлаждать, потому что жар стекломассы раскаливает металл. Стеклодув еще раз набирает массу из печи на заготовку и она становится настолько тяжелой, что тут требуется помощь второго мастера. Раскаленный хрусталь формуют мокрой дощечкой и ложкой.

DSC_7916-35.jpg

Затем помещают в такую форму. Щипцами утончается место, где будет отверстие вазы.

DSC_7910-30.jpg

Заготовка вынимается из формы и вместе с инструментом помещается на стол, где при помощи такого приспособления продолжает вращаться, чтобы не потерять форму в процессе охлаждения. Это длится не долго, скоро она попадет в печь отжига.

DSC_7920-37.jpg

Это печь для отжига, который позволяет снять внутренние напряжения хрусталя за счет последовательного и контролируемого нагрева и охлаждения. Продвигаясь внутри печи заготовки остужают с постепенным понижением температуры до комнатной. От помещения хрусталя в печь отжига и до осмотра контролера ОТК на предмет брака проходит несколько часов.

DSC_7925-40.jpg

По пути из горячего цеха в цех первичной обработки находятся заготовки ваз. Да, эти все шары скоро станут гранеными вазами.

DSC_7952-53.jpg

После полного охлаждения контролер отдела технического контроля проверяет заготовки на брак. В изделиях не должно быть пузырьков воздуха, микроточек, трещин и прочих дефектов.

DSC_7962-61.jpg

На этом этапе остывшие заготовки бокалов лишаются своих крышек, за которые их держали во время выдувания.

DSC_7987-74.jpg

Мастер делает круговой надрез заготовки закрепленным на столе стеклорезом и помещает ее на вращающуюся подставку, над которой горит огонь из горелки.

Огонь раскаляет линию надреза, и место соединения крышки и бокала трескается. Лишнее убирается в тележку и заготовка бокала опять попадает на линию контроля.

DSC_7992-79.jpg

DSC_7993-80.jpg

Кстати, давайте посмотрим куда девается срезанный верх.

DSC_7985-72.jpg

Работник завода отвозит их в соседний цех и выгружает в машину, которая перемалывает хрусталь в бой. Так он выглядит после измельчения. Позже он попадет обратно в печь в добавление к шихте, чтобы ещё раз попробовать стать вазой, бокалом или фужером.

DSC_7852-5.jpg

Здесь можно видеть деревянные формы, которые использовались для штучных заказов на фабрике. Такие формы по сути одноразовые, в отличие от тех, что находятся в цеху.

DSC_7870-13.jpg

Вернемся обратно в цех обработки. Острые кромки хрустальных заготовок, которые образовалась после срезки лишнего, и дно шлифуют и полируют на нескольких обдирочных кругах.

DSC_8005-87.jpg

После чего опять следует контроль качества и упаковка изделий для отправки на следующий этап.

DSC_8012-89.jpg

DSC_8016-92.jpg

В следующем цеху обработки заготовки обретают те самые грани, на которых будет играть свет. Мастера размечают маркером рисунок огранки на гладкой заготовке, после чего инструментом вырезаются грани, или особый рисунок.

DSC_8025-98.jpg

DSC_8044-109.jpg

DSC_8042-107.jpg

DSC_8046-111.jpg

Для того, чтобы убрать матовый оттенок на местах выреза граней, хрусталь необходимо обработать едкими кислотами. Изделия помещают в такие кассеты, а их ставят в барабаны, которые поочередно опускают в ванны с серной и фтОристоводородной кислотой.

DSC_8053-116.jpg

Как мне сказали специалисты при этом процессе выделяется едкий пар, который может испортить линзы на объективе, сделать их матовыми. Уже были прецеденты при съемках для телеканалов, потому в этот раз в ваннах только вода, чтобы показать как происходит этот процесс.


В реальности после обработки кислотами изделия промываются в ванне с обычной водой, после чего хрусталь просушивают, опять проверяют на контроле качества и упаковывают.

DSC_8057-120.jpg

DSC_8063-124.jpg

После завода я посетил музей хрусталя в котором были интересные образцы хрустальной посуды произведенные в разные годы существования производства от 19 века до наших дней. В музее хранятся копии предметов сделанные местными стеклодувами.



Хрустальный бензовоз для Юкоса


Это графины, вот такие необычные, красивые


А этот графин 19 века уникален тем, что у него сбоку отверстие с ёмкостью, в которую клали лёд для охлаждения жидкости налитой в графин.


В магазине, который расположен рядом с заводом можно увидеть весь ассортимент продукции, произведенный местными стеклодувами. От хрустальных тарелок, ваз и прочей посуды, до икон, пистолетов, и различных сувениров.



А в торговом центре около 4000 настоящих хрустальных плафонов в люстрах.



В местном храме также располагается единственный в мире хрустальный иконостас.



Теперь и вы знаете, как делают хрусталь.

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке - Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Читайте также: