Какой металл в хрустале

Обновлено: 06.05.2024

Из истории нам известно что идея создания хрусталя принадлежит англичанам: они первые стали добавлять в шихту окислы свинца, в результате чего стекло приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. Классический хрусталь содержит 24% оксида свинца, но встречаюся изделия с более высоким его содержанием вплоть до 30%. Процент содержания оксида свинца в хрустале влияет на его "вокальные" способности, прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Стеклянное ремесло – один из старейших и самых уважаемых в Европе промыслов. Разумеется, свои мастера и мастерские были во всех европейских государствах, но в наибольшей степени прославились благодаря данному искусству Богемия и Венеция. Муранское стекло (названное по месту производству – острову Мурано) отличается своей изящностью, прозрачностью и разнообразием цветовых эффектов. Все это традиции мастеров Венеции в стеклодувном ремесле. Но вот уже в XIII веке в Богемии (историческая область Чехии) появились достойные аналоги итальянского стекла местного производства. Сегодня богемский хрусталь и стекло ценятся за свою необычайную прозрачность. А ведь технологию, способную придать это качество изделиям, впервые открыл именно мастер, живший и работавший в Богемии. Даже сегодня, в век научно-технического прогресса, богемский хрусталь считается роскошью и показателем особого вкуса владельца. Но почему этот бренд так ценится? Времена, когда мастерам запрещалось рассказывать даже своим родственникам любые факты, связанные с производством, прошли. Сегодня многие заводы в Богемии проводят экскурсии для туристов, постараемся и мы понять, как же изготавливается легендарный хрусталь и стекло. Первый этап производства – расплавление сырья и выдувание изделия. Далее полученную заготовку помещают во влажную деревянную форму. Третий этап – один из самых волнительных – это шлифовка и резка по стеклу. Важно понимать всю тонкость работы: время, в течение которого материал можно подвергнуть обработке, слишком коротко. Обычно при работе мастер использует предварительно подготовленный эскиз. Следующий этап – создание рельефов и нанесение позолоты. И в самую последнюю очередь выполняется полировка готового изделия. Богемский хрусталь ценится не только за свою красоту, но и за качество. Все изделия проходят проверку и при наличии малейшего брака отправляются не в магазины, а на переработку. Стоит отметить, что сегодня стекло и хрусталь в Богемии изготавливаются вручную и на специальных автоматизированных линиях в технологии штамповки.

Хрустальная история, фото № 1

Хрустальная история, фото № 2

Хрустальная история, фото № 3

Знаете ли вы, почему эта ваза хрустальная, а стаканы, так похожие на нее, – стеклянные? Чем два материала, получаемые из одного сырья, отличаются между собой. Считается, что если в стекле от 6 до 36 % оксида свинца, оно может называться хрусталем. Мировой стандарт качества – 24 %. Считается, что чем больше процент содержания свинца, тем качественнее хрусталь. Элитными и высококачественными являются изделия, в составе которых этот показатель превышает отметку 30 %. Богемский хрусталь не должен иметь пузырьков воздуха и каких-либо других вкраплений. Изделие должно быть однородно прозрачным и искрящимся во всех местах, без помутнений.

Как выбирать хрусталь и не ошибиться при покупке? Традиционный вариант проверки стекла – аккуратно постучать карандашом или другим предметом по краю бокала или салатника. Целое и качественное изделие ответит вам приятным звуком. Еще один вариант проверки хрусталя при покупке – потереть его мокрым пальцем. Оригинальное и качественное изделие издаст интересный звук, а вот обычное стекло и другие аналоги «промолчит». Вся посуда, производимая в Богемии, имеет «фирменный» шов – у основания ножки бокала. Стаканы и вазы из богемского хрусталя (для цветов) имеют такой отличительный признак на дне. Во времена СССР любой хрусталь считался символом достатка, каждая уважающая себя хозяйка обязана была иметь у себя в доме такую посуду. Все праздники и торжественные события ассоциировались именно с мелодичным перезвонов бокалов из этого материала. И не зря хрусталь считается символом вкуса и достатка: за качество и красоту действительно нужно платить. В среднем набор бокалов можно купить за 3000-4000 рублей, а какой-то одиночный предмет сервировки среднего размера или декоративное украшение интерьера - за 2000-3000 рублей. Разумеется, речь идет об изделиях фабричного производства. Ручная работа стоит в разы дороже.

Хрустальная посуда не стареет, а лишь становится еще лучше с прошедшими годами. Соответственно, антикварная старинная конфетница из богемского хрусталя может стоить целое состояние. Нередко подобные предметы интерьера и посуда продаются на аукционах. Получается, что хрусталь – это не только украшение стола и интерьера, но и ценная инвестиция. Существует еще необыкновенно красивый и эффектный цветной хрусталь, который получают благодаря добавлению в стекло окисей различных металлов. Они придают хрусталю необычно благородные оттенки красного, фиолетового, синего, зеленого и розового цветов. Каждый цвет получают благодаря использованию определенной добавки. Например, кобальт - это чистые синие тона, кадмий или соединения золота придают изделию красный цвет, кремний - розовый, медь делает его зеленым, а марганец - фиолетовым.

Производство хрусталя - это тяжелый и трудоемкий процесс. Сначала необходимо расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, присутствие последнего и есть главное отличие хрусталя от простого стекла. Прежде чем приступить к выплавке будущего изделия, мастер с точностью до миллиграмма отмеряет вес каждого ингредиента, затем все перемешивается и отправляется в печь. Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия, а так как расплавленная масса очень быстро остывает, то для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

Будущий цветной хрусталь расплавляют в специальной печи, выдувают из него с помощью трубки нужную форму (чаще шар), снова кладут в печь. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой. После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка т.н. "алмазная грань". Процесс нанесения алмазной грани начинается с нанесения разметки, а потом при поможи абразивных кругов наносят саму грань при этом начинают с самого большого абразивного круга и заканчивают самыми маленькими. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода. После нанесения алмазная грань становится матовой, чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают шлифовке и полировке.

Двухслойный хрусталь - одна из вершин стекольного искусства. Каждое изделие из него уникально, величественно, обладает чарующей магией красоты, совершенства и роскоши. Как и полтора века назад, накладной цветной хрусталь - это несколько часов кропотливого, искусного и нелегкого труда высококвалифицированных мастеров. Будь-то бокал, ваза, пепельница, корзинка, доза или графин - все они рождаются путем филигранного соединения слоев прозрачного и цветного хрусталя.

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?

Хрусталь — один из самых популярных материалов декорирования изделий с самых ранних времен. У него простой состав — оксид кремния. По сути, это тот же кварц, только очень чистый.

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?, фото № 1

Природный самородок хрусталя.

Во времена задолго до нашей эры люди умели искать и обрабатывать этот минерал. Хрустальные линзы находили при раскопках Трои, у Нерона, по свидетельствам, была пара кубков, вырезанных из чистейшего куска. Древнее применение горного минерала не ограничивалось вазами, статуэтками и украшениями. Жрецы Древней Греции зажигали «божественный» огонь на жертвенниках. А римские патриции охлаждали руки с помощью хрустальных шаров. Даже у Петра 1 был самовар, вырезанный из цельного куска минерала.

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?, фото № 2

Хрустальный кубок в стиле Ренессанс.

Согласно мифологии, японцы верили, что хрусталь есть застывшее дыхание дракона. Греки думали, что если человек зашел в храм с горным хрусталем — боги не могут ему отказать. Во все времена этот красивый материал являлся символом власти, богатства и исключительности.

Горный хрусталь имеет множество разновидностей, среди них: аметист, цитрин, дымчатый хрусталь, розовый хрусталь, черный хрусталь. Все они используются для изготовления украшений.

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?, фото № 3

Комплект из горного хрусталя.

В конце 18 века Г. Штрасс изобрел страз. То, что сейчас используется в большинстве бижутерии. Основой для него стал как раз горный хрусталь и химическая реакция с приминением свинца. Изготовленные по такой технологии стразы имели природный холод минерала и потрясающую игру света при правильной огранке.

В современном мире делать все из горного хрусталя является дорогим и трудновыполнимым занятием. Поэтому ученые придумали, как дать свойства горного хрусталя обычному стеклу. Для этого в стекло на этапе производства добавляются оксиды калия и свинца. Они дают прозрачность, плотность и ту самую преломляемость света, из-за которой хрусталь так красиво играет на солнце.

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?, фото № 4

Винтажная бижутерия же наоборот сохранила все прелести настоящего горного хрустяля, поскольку была произведена задолго до начала повсеместного использования этого природного материала. Поэтому украшения с хрусталем не так часто можно найти в продаже, а цена сопоставима с более дорогими марками.

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?, фото № 5

Брошь с черным хрусталем.

Отличают хрусталь, обычно, по температуре. Древние мастера прикладывали шары из хрусталя к щекам, чтобы убедиться в подлинности материала.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 1

содержит 24% оксида свинца, но встречаюся изделия с более высоким его содержанием вплоть до 33% (Waterford). Процент содержания оксида свинца в хрустале влияет на его "вокальные" способности, прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Кроме свинцового хрусталя существует также бариевый хрусталь, при производстве которого вместо свинца в стекло добавляют барий. Также очень широко в мире известен богемский хрусталь. При его изготовлении вместо свинца и бария используется калиево-кальцивое стекло.

В соответствии с Европейским стандартом, стеклянная продукция, содержащая меньше 4% оксида свинца, относится к

“стеклу”. Стеклянная продукция с содержанием свинца больше 10% - это “хрустальное стекло”, а стеклянная продукция с содержением свинца свыше 30% называется “хрусталь с высоким содержанием оксида свинца ”.

Что такое цветной хрусталь?

Далеко не все знают, что кроме традиционного прозрачного, существует еще необыкновенно красивый и эффектный цветной хрусталь, который получают благодаря добавлению в стекло окисей различных металлов. Они придают хрусталю необычно благородные оттенки красного, фиолетового, синего, зеленого и розового цветов. Каждый цвет получают благодаря использованию определенной добавки. Разные производители путем подбора соотношения добавок добивались неповторимых фирменных оттенков. Некоторые фабрики в ХVIII - XIX cтолетиях окрашивали свой хрусталь с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были самые дорогие и самые высокохудожественные изделия.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 2

В исторической достопримечательности Праги - Богемской области – хрустального стекольного завода Хрусталь Богемии в пригороде Светла-над-Сазавой «Йозефодол», основанного еще в 1861 году, который получил свое название по имени прежних владельцев Цезарей. На примере этой мануфакуры вы узнаете что такое двухслойный цветной хрусталь.

Во время европейского кризиса 2008 года многие богемские хрустальные заводы закрылись. Скорее всего, подобная участь ожидала и этот завод – если бы не инженерная мысль его нынешнего владельца, председателя совета директоров Душана Хатрны.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 3

Хрусталь стали делать в нескольких небольших газоэлектрических печах, поглощающих гораздо меньше топлива. А до кризиса завод имел огромную старую печь, в которой одновременно «плескалось» до 15 тонн хрустальной массы. Душан придумал новую энергетическую схему: вначале газ около 20 минут нагнетает температуру в печи до 1000 градусов по Цельсию, потом включается электрогенератор, поддерживающий эту температуру. Так удается прилично сэкономить энергетические затраты на бесперебойное изготовление высококачественной шихты – смеси кварцевого песка и химических элементов, которые переплавляются в жидкую стекольную массу.

Печи – практически единственное, что можно усовершенствовать на производстве, а вот нужную форму стеклу, как и века назад, придают только вручную. И тем более нельзя автоматизировать производство цветного накладного хрусталя, которым завод славится уже 150 лет.

Как производится цветной хрусталь?

Если к основе примешать различные металлические «присадки», то хрусталь получается цветным. Например, оксид кобальта дает глубокий синий цвет, для получения красного необходимы соединения золота или кадмий, кремний дает розовый цвет, медь - делает его зеленым, а фиолетовый делают с помощью окислов марганца.

Добавление 24% оксидов свинца собственно и превращают обычное стекло в хрусталь, причем высококачественный.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 4

Белый и цветной хрусталь готовят в разных печах, поэтому в этой технике всегда задействовано несколько мастеров.

Производство хрусталя - это тяжелый и трудоемкий процесс.

Сначала необходимо расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, присутствие последнего и есть главное отличие хрусталя от простого стекла. Прежде чем приступить к выплавке будущего изделия, мастер с точностью до миллиграмма отмеряет вес каждого ингредиента, затем все перемешивается и ночью материал закидывается в печь. К утру всё превращается в однородную огненно-оранжевую субстанцию.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 5

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия, а так как расплавленная масса очень быстро остывает, то для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

Будущий цветной хрусталь расплавляют в специальной печи, выдувают из него с помощью трубки нужную форму (чаще шар), снова кладут в печь. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики.

Около шести утра к работе подключаются стеклодувы, они наматывают раскаленное стекло на тонкие полутораметровые трубки, и начинается представление. Представление, конечно, для нас, зрителей, а для стеклодувов это крайне тяжелый физический труд. При взгляде на стеклодува за работой тебя охватывает страх – не лопнут ли у него щеки?

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 6

Выдувальщики вооружены специальными трубками, процесс происходит точно так же, как и сотн лет назад.

После этого разогретый шар прозрачного хрусталя погружают в расплавленную смесь цветного, сложный процесс соединения двух слоев происходит при температуре 800 градусов. Затем хрустальный ком немного охлаждают и сбивают с него часть верхнего слоя.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 7

Вот тогда-то и возникает много разноцветных отходов.

Производство двухслойного хрусталя процесс не только очень сложный, но и весьма затратный, так как повторно использовать и плавить цветную массу уже нельзя. В университете города Усти-над-Лабем уже размышляют о повторной переплавке отходов цветного хрусталя для изготовления мелких сувениров – фигурок птиц, рыбок, собак, кошек и прочих зверушек.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 10

В отличи от цветных отходов прозрачную массу можно перерабтывать повторно.

На этом фото показано, как цветной хрусталь плотно облегает прозрачный

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 11

Двухслойную массу вновь на минуту погружают в печь и придают нужный вид в деревянной буковой форме. Так стеклодув выдувает заготовки ваз, бокалов, тарелок и т.д.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 12

Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов. После подобной термической обработки, обычное стекло становится термостойким и прочным. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 13

Заготовку обрезают, несколько минут дают подостыть и отправляют в «холодильник», где поддерживается температура 450 градусов. Хрустальная болванка должна остывать постепенно, иначе она расколется. Чтобы процесс был непрерывным, на заводе задействуют пять холодильных камер.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 14

Остывшие «полуфабрикаты» отдают шлифовщикам. Края у такого предмета очень острые, поэтому шлифовщик тщательно заглаживает их сверху и снизу на шлифовальном круге, покрытом карбокорундом.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 15

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка т.н. "алмазная грань".

Специальным химическим составом на ней размечают тонкую геометрическую сетку, по контуру которой резчики наносят узор. Но обычно они режут декор по памяти, ведь чешские мастера по праву считаются лучшими в мире.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 16

Процесс нанесения алмазной грани начинается с нанесения разметки, а потом при поможи абразивных кругов наносят саму грань при этом начинают с самого большого абразивного круга и заканчивают самыми маленькими.

В цехе резчиков вначале на заготовку наносятся крупные детали рисунка, затем помельче, и после первой химической полировки дорезают самые мелкие штрихи. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути при обработке необходимо все время подавать воду на абразивные пути, и смачивать будущую вазу или бокал водой.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 17

После нанесения алмазная грань становится матовой, чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают шлифовке и полировке.

Шлифовка - это процесс снятия слоя хрусталя с помощью механических воздействий специальным абразивным инструментом или с приминением абразивных материалов. Шлифованию подвергается прежде всего край изделия и дно (заправка). Рисунок хрустальной грани подвергается финишной полировке, которая может осуществляться как механическим способом с использованием жестких полировальных кругов и мелкодисперсных полировальных паст или химическим способом в смеси плавиковой и серной кислот.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 18

После нанесения декора все изделия помещают в смесь кислот, которая окончательно сглаживает острые углы и придает продукции характерный хрустальный блеск. Химическая полировка «смывает» с изделия около трети миллиметра толщины внутри и снаружи. И если мастер прорезал болванку слишком глубоко, ваза или бокал начнут протекать. Поэтому каждое изделие проверяют специальной щеткой: если на поверхности образовалась мельчайшая дырочка или трещинка, щетинка застрянет в этом месте – так выявляется брак. Вот так выглядит безнадежно испорченный графин.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 19

Впрочем, брака бывает не более трех процентов от всего объема производства. Резчики ошибаются крайне редко, чуть больше брака возможно у стеклодувов. Обычно «виноваты» печи: когда они начинают вырабатывать свой ресурс, в расплавленную массу попадают частички камней и прочего мусора.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 20

При полировке с использованием кислот достигается хорошая "прозрачность" равномерная на всей площади колбы и больший блеск, но при этом изменяется геометрия грани: исчезает плоскосность, закругляются кромки, "замыливается" общий рисунок колбы. По завершению процесса полировки изделие тщательно моют и после этого хрустальные грани, приобретя особый блеск, преломляют свет и создает яркие радужные отблески. В завершение, если это необходимо, на изделие наносят грани, которые должны остаться матовыми.

По словам Романы Хатрны, также владелицы завода, местные стеклодувы «работают сердцем», иначе они не справились бы с таким тяжелым ежедневным трудом. Работа с хрусталем должна по-настоящему нравиться. Обычно будущие мастера приходят на завод подростками и остаются здесь на всю жизнь.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 21

Станислав Махек «заболел» хрусталем еще в молодости, 40 лет назад начинал на заводе резчиком, а теперь он – директор производства и автор многих прекрасных декоров, которые пользуются большой популярностью.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 22

Хрусталь ручной работы как произведение искусства

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 23
Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 24

Для того чтобы цветной хрусталь раскрылся во всей красоте и засверкал каждой гранью больше подходит естественное освещение, но и при свете обычных ламп, он не останется незамеченным. Хрусталь ручной работы обладает специфическими тактильными и эстетическими свойствами – к нему приятно прикасаться, он будто излучает тепло. Чтобы по-достоинству оценить качество и красоту таких вещей, конечно, недостаточно взглянуть на картинку, но даже в этом случае становится понятно, насколько бережно мастер подходит к производству каждого предмета и насколько изделие одной торговой марки может отличаться от, на первый взгляд похожего, изделия другого производителя.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 25

Наибольшую художественную ценность представляет накладной хрусталь. В таких изделиях на самом деле два слоя хрусталя - цветного и бесцветного. Когда художник во время огранки готового изделия срезает верхний слой накладного хрусталя, получаются прозрачные грани. Это самый дорогой вид стекла потому что, во-первых, он намного сложнее по технологии производства, и во-вторых, его высокохудожественную огранку могут выполнить только профессионалы самого высокого уровня - работа которых превращает каждое из изделий в произведение искусства. С ювелирной точностью только вручную мастер наносит декор - прорезает верхний цветной слой до границы с нижним чистым слоем. Благодаря чему появляется чарующий контраст и магическая игра цвета - уникальное свойство каждого изделия из накладного хрусталя.

Двухслойный хрусталь - одна из вершин стекольного искусства.

Каждое изделие из него уникально, величественно, обладает чарующей магией красоты, совершенства и роскоши. Как и полтора века назад, накладной цветной хрусталь - это несколько часов кропотливого, искусного и нелегкого труда высококвалифицированных мастеров. Будь-то бокал, ваза, пепельница, корзинка, доза или графин - все они рождаются путем филигранного соединения слоев прозрачного и цветного хрусталя.

Стоимость одного бокала от немецкого производителя.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 26

Сегодня уже не производят такого многообразия узоров и форм, как прежде, и компании существенно сократили линии продукции из цветного хрусталя, но изделия из них по прежнему высоко ценятся. А те, что пережил десятилетия - давно перешли в разряд коллекционных редкостей.

Винтажный цветной хрусталь вы можете купить и заказать в магазинчике Арт Весна

Чем отличается хрусталь от стекла?

Чем отличается хрусталь от стекла?

Чем отличается

Взяв в руки стеклянное или хрустальное изделие, практически не ощущаешь разницы, кроме того, что хрусталь более красивый и вычурный. На самом деле разница колоссальная, что заметно по цене. Хрусталь и стекло отличаются не только внешне, а и по физико-химическим свойствам.

Свойства и виды стекла

Стекло – материал, который используется в разных целях с древних времен. Это неорганическое вещество встречается в природной форме (например, вулканическое стекло – обсидиан), но обычно его изготавливают по технологии стеклоделия.

Вулканическое стекло (обсидиан)

Вулканическое стекло (обсидиан)

Стекло представляет собой вещество, относящееся к такому агрегатному состоянию, как тело-жидкость твердой аморфной структуры. Есть множество модификаций стекла, которые определяются физическими, химическими свойствами, структурой и составом.

Вещество способно переходить из стеклообразного в жидкое состояние и наоборот. При комнатной температуре стекло все еще остается вязким, но эта текучесть не заметна для нас.

  1. Плотность. Зависит от химсостава. Минимальной плотностью обладает кварцевое стекло, максимальной – материал с содержанием оксидов тяжелых элементов (бария, свинца, тантала и висмута).
  2. Упругость. Также определяется химсоставом. Для повышения упругости стекла используются оксиды металлов.
  3. Твердость. Здесь все зависит от наличия примесей. Самое мягкое стекло – свинцовое. Наиболее твердое – малощелочное боросиликатное и кварцевое стекла.
  4. Прочность. Обычные стекла имеют предел прочности до 2000 Мпа. Закаливание делает материал прочнее в несколько раз.
  5. Теплопроводность. Очень низкая – максимальное значение составляет 1,339 Вт/(м-К). Коэффициент теплопроводности у обычного оконного стекла – 0,96 Вт/(м-К).
  6. Хрупкость. Стекло очень хрупкое и это свойство также регулируется химическими веществами.
  7. Температура плавления. Так как стекло является термопластичным веществом, то его можно размягчить нагревом. Температура стеклования составляет до 600 ℃. Нагрев выше этой температуры сделает его жидкостью.

Расплавленное стекло

Расплавленное стекло

К веществам, образующим стекло, относят диоксид кремния, оксид бора, пентаоксид фосфора, диоксид теллура, оксид германия, фторид алюминия и прочие. В зависимости от выбранного химического вещества, стекло может быть оксидным, сульфидным, фторидным и т.д.

Хрусталь и хрустальное стекло

Хрусталь является особенным стеклом. Он содержит в себе 24% и выше окиси свинца либо бария. Оксид свинца способствует увеличению световой дисперсии, преломления. Оксид бария повышает лишь преломление. Оксид свинца делает хрусталь пластичнее, что дает широкие возможности по его дальнейшей обработке. Например, огранка в полной мере раскрывает свойства хрусталя.

Хрустальное стекло отличается от хрусталя и имеет в составе до 17% оксида калия, 23% оксида свинца. Посуда, декоративные элементы из этого материала более прозрачные, имеют повышенный блеск, преломление лучей, плотность. Термостойкость гораздо ниже, чем у других стекол.

Отличия между стеклом и хрусталем

Отличия между стеклом и хрусталем

Обработанное хрустальное стекло имеет грани, которые дают изделиям яркую и многоцветную световую «игру», характерный звон. Чешское и венецианское стекло также являются хрустальными.

Интересный факт: оксид свинца добавляли к стеклу еще в Месопотамии и Древнем Египте, как только начало зарождаться стеклоделие.

Основное отличие хрусталя от обычного стекла – это прочность. Хрустальные изделия даже поцарапать довольно сложно. С течением времени стекла тускнеют, на них появляются потертости и небольшие царапины. Хрусталь сложно разбить, в отличие от стекла. Если это все же случилось, он разлетится на мелкие кусочки, а стекло – на крупные. Теплопроводность у обычного стекла гораздо выше.

Если добавить в материал примеси разных металлов, можно получить цветной хрусталь. Также добавки улучшают характеристики преломления света, создавая «игру цветов», чего не случается с обычным стеклом. Например, хрусталь зеленого цвета получают путем добавления меди, розового – кремния, красного – кадмия, синего – кобальта.

Хрусталь отличается от стекла, в первую очередь, более высоким содержанием оксидов свинца. Он становится прочнее и пластичнее, легко поддается дальнейшей обработке – огранке и шлифовке.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

В Березовке совсем немного населения — 10 553 человека. Из них 1844 заняты на стеклозаводе «Неман». В будний день вокруг него тишь, первый долгосрочный снег и стоянка велосипедов, популярных не из хипстерских, а из практических соображений.


Производство хрусталя начинается в пыльном цеху, где сочиняется шихта. Шихта — сумма песка, поташа и оксида свинца. В хрустале завода «Неман» 58% кварцевого песка и 24% свинца. Остальное — добавки. Песок украинский. В белорусском много железа — стекло получается зеленым. Песок очень-очень мелкий — отсюда и пыль.


В двухэтажном помещении все зависит от компьютера, который настраивает дозаторы согласно рецептуре. Нужное количество сырья опускается на ленту конвейера и едет к контейнерам, перемешиваясь в однородную массу.


В принципе, стекло и хрусталь — это одно и то же. Правда, в хрустале есть свинец, который окрашивает здешние бочки в оранжевый «вырви глаз» цвет.


Заготовленная шихта счастливо попадает в самый эффектный цех завода. Прямо декорации из клипов зрелого Rammstein. Тут все пышет жаром. Печей в цеху две. Раньше, говорят, было больше десятка. Печи — почти что вечный двигатель. Паузы делают только вынужденные — c отвлечением на ремонт. Срок непрестанной работы — пять-семь лет.



Оттого стекло здесь делается в три смены. Первая — 8:00—16:00, вторая — 16:00—0:00, третья — 0:00—8:00. Рабочий день предполагает получасовой обед и два «перекура» по 15 минут. График у здешних тружеников стекольной отрасли скользящий.


В цеху ощутимо жарко. Участники бригад челночат между печами и чанами с водой в достаточно домашнем виде — майки, сланцы. Говорят, им предлагали униформу, но идея не получила поддержки.



Температурный «Ташкент» дополняется интенсивным шумом. Кто-то просто его не замечает. Кто-то понижает наушниками.




Работники поделены на бригады. В каждой по шесть человек. Два выдувальщика. Это люди с «волшебными палочками», которые придают раскаленному стеклу необходимую форму силой своих развитых легких. Они делают пойло — верхнюю часть бокала. К выдувальщикам добавляется пара наборщиков. Первый подает сырье для ножки, второй — для донышка. Дополняют бригаду прессовщик и бригадир, заодно занятый еще и шлифовкой.



Выдувальщик — топовая профессия на заводе, которая предполагает самую высокую вредность. Человек, получивший семь лет «горячего» стажа, имеет право уйти на пенсию раньше. Женщины — в 45 лет, мужчины — в 50.


Заготовки будущих изделий попадают с горячего производства на широкую ленту конвейера, который направляет их в намного более тихое и прохладное помещение.

Там с будущих бокалов, ваз и прочей заводской продукции снимается напряжение, чтобы стекло не растрескалось. Плюс заготовки остывают.


У каждого изделия своя высота резки. Сперва наносятся необходимые метки. По ним с помощью газовой горелки осуществляется резка. Все остатки попадают в контейнер, затем измельчаются на специальной мельнице и снова становятся сырьем.

Здесь же находится первый отдел товарного контроля (ОТК). Наличный брак отправляется на переплавку. К слову, когда-то работникам приходилось расплавлять и хорошо выполненные изделия. Просто в СССР начали бороться с алкоголем, и оттого поступило указание отправлять в огонь все рюмочные и другие формы, связанные с выпивкой. В итоге из графинов делали вазы для фруктов.


На ленте виднеются почти что вазы — бокалы каких-то нереальных размеров. Оказывается, это заказ из Азербайджана. Вообще, 65% продукции отправляется на экспорт.


— У нас этот хрусталь покупают даже американцы, — хвалятся работники.

Продукция доставляется из Беларуси в США в контейнерах. Более всего в ней заинтересована компания North American Crystal, с которой стеклозавод сотрудничает примерно десять лет.

После первого контроля качества некоторые бокалы/стаканы/рюмки аккуратно упаковываются, некоторые поступают в специальный станок для шлифовки острых краев. Чтобы никто не порезался. Процесс называется «отопка».


По завершении отбивки и отопки стакан попадает в цех обработки. Тут на него глиной наносятся необходимые метки. Все делается руками при помощи кисти. Затем размеченное изделие уходит к резчикам по ленте конвейера. Каждый из них знает, что нужно взять в работу. Здесь же находится второй пункт контроля качества.



Цех резки — гулкое помещение с высокими потолками. Тут работают с помощью алмазных резаков. Один из резчиков подходит с вазой наперевес. Ваза выступает в качестве то ли экспоната для демонстрации, то ли оружия для угрозы.



Нарезка сменяется химполировкой. Дело в том, что изначально изделие получается матовым. А обработка кислотами придает ему должный товарный блеск.

Пыль и огонь заводских цехов дополняются водой, которой в изобилии на полу. Работники шлепают по лужам, наполняя большие кассеты. В них можно загрузить почти все, что производится на заводе.



Упакованные кассеты прикладываются друг к дружке, формируя гигантский ролл. Его цепляют тросом и отправляют в ванную с кислотой. Кассеты постоянно вращаются. Мойка длится примерно 40 минут. Стаканы полируются плавиковой и серной кислотами, а на прощание обрабатываются водой.




Жизнь любого изделия на заводе завершается в отделе упаковки. Там же располагается последний пункт контроля качества.

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме

телеграм3

инста3

и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Читайте также: