Какой спектр дают раскаленный добела металл расплавленный металл

Обновлено: 23.04.2024

В предыдущем параграфе мы отметили, что белый свет можно разложить в спектр, в котором все цвета радуги плавно переходят друг в друга. Однако раскалённый металл даёт красно-оранжевый свет, а горящий природный газ – голубой. А бывает ли спектр у цветного света?

Опытами установлено: спектр раскалённого жидкого или твёрдого тела всегда непрерывный – сплошной. Различные его участки могут быть ярче или темнее, но обязательно присутствуют. Однако спектр раскалённого газообразного вещества всегда состоит из отдельных цветных полос. Их количество и расположение может быть различным (см. рисунок).

Такие спектры называют линейчатыми спектрами испускания. Линии в них расположены на определённых местах, соответствуя определённым длинам волн, а яркость линий не зависит от того, как возбуждается свечение: сильным нагреванием или, например, электричеством.

Если же через то же самое газообразное вещество пропустить белый свет, мы получим линейчатый спектр поглощения. Он примечателен тем, что места, где на спектре испускания мы ранее видели светлые полоски, станут чёрными, а места чёрных промежутков займут цветные части:

Опытами установлено: спектры испускания и спектры поглощения одного и того же вещества одинаковы с точки зрения расположения линий. Важно: речь идёт об одном и том же веществе в одном и том же состоянии. Например, водород в обычном газообразном состоянии (молекулярном), в ионизированном состоянии (под действием электрического тока или др.), в жидком состоянии (сжиженный газ) будут иметь различные спектры.

Чем более многоатомными становятся молекулы и чем больше плотность вещества, тем больше линий в спектре, тем больше он похож на сплошной. Однако примечательно то, что каждое вещество в каждом состоянии имеет характерный спектр. Это свойство позволяет обнаружить и распознать вещество, даже если его количество очень мало.

Для наблюдения спектров служит прибор спектроскоп (см. рисунок). Он состоит из двух труб: щелевой (2) и зрительной (6), а также округлой коробочки с треугольной призмой (4). Первая труба имеет щель (1), выделяющую узкую полоску изучаемого света, и линзу (3), направляющую лучи параллельно на призму. Вторая труба содержит линзу (5), позволяющую спроецировать спектр на матовый экран (7).

Применяя призмы из кварца или каменной соли, можно изучать спектральные линии не только в видимой, но и в инфракрасной и ультрафиолетовой частях спектра. Cпектроскопы используют для анализа выбрасываемых в атмосферу газов, состава полезных ископаемых, изучения небесных тел и во многих других случаях.

Зародившись в последней четверти XVII века, спектральный анализ дал физике огромное количество экспериментальных данных и поставил много вопросов, ответы на которые были даны только в XX веке. Вот несколько примеров. Почему твёрдые и жидкие вещества дают сплошные спектры, а газообразные – линейчатые? Почему у газов с одноатомными молекулами линии спектра более узкие, чем у газов с многоатомными? Почему линии спектра «расширяются», если газ сжать? Почему линии спектра каждого химического элемента всегда располагаются на определённых местах? Как возникает «холодный» люминесцентный свет газоразрядных трубок (см. фото) и тепловое излучение раскалённых тел? От чего зависит энергия, переносимая светом с различной длиной волны? И множество других.

На эти и другие вопросы ответы смогла дать только квантовая физика, к изучению которой мы приступаем в следующей теме.

Почему раскаленный металл светится, что именно за процессы заставляеют испускает кванты света из кристаллической решетки

Можно пояснить с позиций термодинамики -- в равновесии кинетическая энергия движения молекул распределяется равномерно по всем степеням свободы, по 0.5kT на каждую. Забудем на секунду квантмех, тогда электрон может болтаться в атоме как на пружинке, и становится ясно, что на эту колебательную степень свободы электрона в равновесии так же приходится 0.5kT. Просто потому, что она может приходиться от случайных столкновений с другими молекулами -- столкновений так много, что они неизбежно приводят к равномерному распределению энергии по всем возможным направлениям и способам движения. Как известно, движение заряда с ускорением (а колебательное движение именно таково) вызывает излучение -- вот, собственно, всё. Электрон "толкают", он начинает колебаться, излучает, успокаивается, его снова "толкают" и т. п. . То же справедливо для нормальных условий, в них кусок металла (да и чего угодно) тоже светится, но в инфракрасном диапазоне, и совсем немного в видимом.

Теперь ещё добавляем ступенчатость энергии в квантмехе и вот этот вопрос дяди Мити, и получаем полную картину :-)

А вот и нет. Переход с уровня на уровень даёт дискретный спектр, межд тем как спектр свечения нагретого тела - сплошной.

Прямо уж-таки сплошной? Это вот Ваше заявление противоречит основам эмиссионного спектрального анализа, например. Я на эти спектры каждый день смотрю - есть такой прибор, стилоскоп называется - там спектр видимой области прямо глазами видно визуально в виде линий)

Потому, что при нагревании металл получает дополнительную энергию. Эту энергию он и испускаетв виде фотонов (квантов) электромагнитного излучения. А глаз человека принимает это излучение как свет. За открытие процессов квантования М. Планк в 1924 г получил Нобелевку. Так, что когда включаете лампочку, то вспоминайте Макса Планка добрым словом.

А конкретней нельзя я это и так знаю.
Мне хотелось бы знать на какие процессы конкретно тратится энергия
полученная от нагревания.

Броня крепка! Просветленный (24849) Вам действительно хочется знать на какие процессы конкретно тратится энергия полученная от нагревания? Тогда надо читать серьезные книги по квантовой физике. А если и задавать здесь на эту тему вопросы, то задавать их на правильном русском языке и писать без ошибок!

Для простоты возьмем атом водорода. Если сильно его разогреть, то атом поглощает часть энергии. При этом электрон скачком переходит с нижней стационарной орбиты на более высокие стационарные орбиты ). Такой "возбужденный" атом не может долго существовать и электрон возвращается ("падает") на более низкую орбиту, выделяя при этом строго определенную порцию (квант) световой энергии. То же самое происходит и с атомами других элементов.

Почему ж тогда у Солнца (сплошь водород и гелий) спектр свечения сплошной, а не линейчатый, как у водорода? Линии Фраунгофера не в счёт - это линии ПОГЛОЩЕНИЯ, а не испускания.

Treasure Hunter Просветленный (23308) А причем тут водород и гелий? Непрерывные (или сплошные) спектры дают тела, находящиеся в твердом или жидком состоянии, а также сильно сжатые газы. Для получения непрерывного спектра нужно всего лишь нагреть тело до высокой температуры. Характер непрерывного спектра и сам факт его существования не только определяются свойствами отдельных излучающих атомов, но и в сильной степени зависят от взаимодействия атомов друг с другом. Непрерывный спектр дает также высокотемпературная плазма. Электромагнитные волны излучаются плазмой в основном при столкновениях электронов с ионами.

Какой спектр дают раскаленный добела металл расплавленный металл

Цель: показать практическую значимость спектрального анализа. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

- В чем заключается сущность модели Томсона?

- Начертите и объясните схему опыта Резерфорда по рассеива­нию а-частиц. Что наблюдаем в этом опыте?

- Объясните причину рассеивания а-частиц атомами вещества?

- В чем сущность планетарной модели атома?

III . Изучение нового материала

Слово «спектр» в физику ввел Ньютон, использовавший его в своих научных трудах. В переводе с классической латыни слово «спектр» означает «дух», «приведение», что довольно точно отража­ет суть явления - возникновение праздничной радуги при прохожде­нии бесцветного солнечного света через прозрачную призму.

Все источники не дают свет строго определенной длины волны. Распределение излучения по частотам характеризуется спектральной плотностью интенсивности излучения.

Типы спектров

Спектры испускания

Совокупность частот (или длин волн), которые содержатся в из­лучении какого-либо вещества, называют спектром испускания. Они бывают трех видов.

Сплошной - это спектр, содержащий все длины волны опреде­ленного диапазона от красного с ук = 7,6 10 7 и до фиолетового

уф = 4-10 11 м. Сплошной спектр излучают нагретые твердые и жид­кие вещества, газы, нагретые под большим давлением.

Линейчатый - это спектр, испускаемый газами, парами малой плотности в атомарном состоянии. Состоит из отдельных линий раз­ного или одного цвета, имеющих разные расположения. Каждый атом излучает набор электромагнитных волн определенных частот. Поэтому каждый химический элемент имеет свой спектр.

Полосатый - это спектр, который испускается газом в молеку­лярном состоянии.

Линейчатые и полосатые спектры можно получить путем нагрева вещества или пропускания электрического тока.

Спектры поглощения

Спектры поглощения получают, пропуская свет от источника, дающего сплошной спектр, через вещество, атомы которого нахо­дятся в невозбужденном состоянии.

Спектр поглощения - это совокупность частот, поглощаемых данным веществом. Согласно закону Кирхгофа, вещество поглощает те линии спектра, которые и испускает, являясь источником света.

Открытие спектрального анализа вызвало живой интерес даже у публики, далекой от науки, что по тем временам случалось весьма не часто. Как всегда в таких случаях, досужие любители отыскали множество других ученых, которые якобы все сделали задолго до Кирхгофа и Бунзена. В отличие от множества своих предшественни­ков, Кирхгоф и Бунзен сразу же поняли значение своего открытия.

Они впервые отчетливо уяснили себе (и убедили в этом других), что спектральные линии - это характеристика атомов вещества.

После открытия Кирхгофа и Бунзена 18 августа 1868 г. француз­ский астроном Пьер-Жюль-Сезар Жансен (1824-1907) во время сол­нечного затмения в Индии наблюдал в спектре солнечной короны желтую линию неизвестной природы. Два месяца спустя английский физик Джозеф Норманн Локьер (1836-1920) научился наблюдать корону Солнца не дожидаясь солнечных затмений и при этом обна­ружил в ее спектре ту же желтую линию. Неизвестный элемент, ко­торый его испускал, он назвал гелием, т. е. солнечным элементом.

Оба ученых написали о своем открытии письма во Французскую академию наук, оба письма пришли одновременно и были зачитаны на заседании Академии 26 октября 1868 г. Такое совпадение порази­ло академиков, и они решили в честь этого события выбить памят­ную золотую медаль - с одной стороны профиль Жансена и Локьера, с другой - бог Апполон на колеснице и надпись: «Анализ солнечных протуберанцев».

На Земле гелий был открыт в 1895 г. Уильямом Рамзаем в мине­ралах тория.

Исследования спектров испускания и поглощения позволяет ус­тановить качественный состав вещества. Количественное содержа­ние элемента в соединении определяется путем измерения яркости спектральных линий.

Метод определения качественного и количественного состава вещества по его спектру называется спектральным анализом. Зная длины волн, испускаемых различными парами, можно установить наличие тех или иных элементов вещества. Этот метод очень чувст­вительный. Можно обнаружить элемент, масса которого не превы­шает 10~ 10 г. Спектральный анализ сыграл большую роль в науке. С его помощью был изучен состав звезд.

Благодаря сравнительной простоте и универсальности, спек­тральный анализ является основным методом контроля состава ве­щества в металлургии и машиностроении. С помощью спектрально­го анализа определяют химический состав руд и минералов. Спек­тральный анализ можно проводить как по спектрам поглощения, так и по спектрам испускания. Состав сложных смесей анализируется по молекулярному спектру.

IV . Закрепление изученного материала

- Линейчатые спектры излучения дают возбужденные атомы, ко­торые не взаимодействуют между собой. Какие тела имеют ли­нейчатый спектр излучения? (Сильно разряженные газы и не­насыщенные пары.)

- Какой спектр дают раскаленные добела металлы, расплавлен­ный металл? (Сплошной.)

- Какой спектр можно наблюдать с помощью спектроскопа от раскаленной спирали электрической лампы? (Сплошной.)

- В какой агрегатном состоянии в лабораториях спектрального анализа исследуют любое вещество для определения его эле­ментарного состава? (В газообразном.)

- Почему в спектре поглощения одного и того же химического элемента темные линии точно расположены в местах цветных линий линейчатого спектра излучения? (Атомы каждого хи­мического элемента поглощают только те лучи спектра, ко­торые они сами излучают.)

- Что определяется по линиям поглощения солнечного спектра? (Химический состав атмосферы Солнца.)

презентация к открытому уроку по физике
презентация к уроку по физике (11 класс) на тему

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ГОУ СПО "Строительный колледж №26, подразделение 5" ПРЕЗЕНТАЦИЯ к открытому уроку по теме: " Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение" П реподаватель: Ноздрин В.В. Москва 2011

Цели и задачи: Образовательные : познакомить учащихся с видами электромагнитного излучения; использования инфракрасного и ультрафиолетого излучения в медицине и промышленности; привить интерес к предмету, углубить и расширить знания учащихся. Развивающие : сформировать навыки нахождения нужной информации из разнообразных источников, в том числе и в Интернете; стимулировать поисковую деятельность учащихся, развивать умение анализировать и обобщать результаты исследования, делать выводы. Воспитательные : воспитание уверенности в своих творческих способностях; формирования умения сотрудничества, ответственности.

Тест: А1. Линейчатый спектр дают: 1) жидкости в проходящем через них свете; 3) атомы разреженного газа; 2) нагретые твердые тела; 4) нагретые до высокой температуры жидкости. А2. Какой спектр дает раскаленный добела металл? 1) непрерывный; 3) полосатый; 2) линейчатый; 4) поглощения. А3. Каков диапазон длин волн оптического электромагнитного излучения? 1)5∙10 4 − 5∙10 8 м; 3)5∙10 8 − 5∙ 10 -4 м 2)5∙ 10 -4 – 5∙10 -9 м; 4)5∙ 10 -9 − 5∙10 -13 м. А4. На рис. б приведен спектр поглощения неизвестного газа, а также спектры поглощения атомов магния (рис. а) и лития (рис. в). Что можно сказать о химическом составе газа? 1) газ состоит только из атомов магния; 3) газ состоит из атомов магния и лития; 2) газ состою только из атомов лития; 4) газ состоит из какого-то другого ве­щества. А5. Сплошной спектр дают: 1) жидкости в проходящем через них свете; 2) нагретые твердые тела; 3) молекулы газа при нормальном атмосферном давлении и при температуре примерно 20 °С; 4) атомы разреженного газа.

Тест ( ответы ): А1. Линейчатый спектр дают: 1) жидкости в проходящем через них свете; 3) атомы разреженного газа; 2) нагретые твердые тела; 4) нагретые до высокой температуры жидкости. А2. Какой спектр дает раскаленный добела металл? 1) непрерывный; 3) полосатый; 2) линейчатый; 4) поглощения. А3. Каков диапазон длин волн оптического электромагнитного излучения? 1)5∙10 4 − 5∙10 8 м; 3)5∙10 8 − 5∙ 10 -4 м 2)5∙ 10 -4 – 5∙10 -9 м; 4)5∙ 10 -9 − 5∙10 -13 м. А4. На рис. б приведен спектр поглощения неизвестного газа, а также спектры поглощения атомов магния (рис. а) и лития (рис. в). Что можно сказать о химическом составе газа? 1) газ состоит только из атомов магния; 3) газ состоит из атомов магния и лития; 2) газ состою только из атомов лития; 4) газ состоит из какого-то другого ве­щества. А5. Сплошной спектр дают: 1) жидкости в проходящем через них свете; 2) нагретые твердые тела; 3) молекулы газа при нормальном атмосферном давлении и при температуре примерно 20 °С; 4) атомы разреженного газа.

Виды электромагнитного излучения

Инфракрасное излучение. Электромагнитные волны, излучаемые нагретыми телами, называются инфракрасными . Их испускает любое нагретое тело даже в том случае, когда оно не светится. Например, батареи отопления в квартире испускают инфракрасные волны, вызывающие заметное нагревание окружающих тел. Поэтому инфракрасные волны часто называют тепловыми .

Характеристики инфракрасного излучения. Электромагнитное излучение с частотами в диапазоне от 3 ·10 11 до 3,75· 10 14 Гц называется инфракрасным излучением. Не воспринимаемые глазом инфракрасные волны имеют длины волн, превышающие длину волны красного света (длина волны λ=780 нм – 1 мм) Максимум энергии излучения электрической дуги и лампы накаливания приходится на инфракрасные лучи.

Применение инфракрасного излучения: Инфракрасное излучение применяют для сушки лакокрасочных покрытий, овощей, фруктов и др. Созданы приборы, в которых не видимое глазом инфракрасное изображение объекта преобразуется в видимое. Изготовляются бинокли и оптические прицелы, позволяющие видеть в темноте.

Ультрафиолетовое излучение: Электромагнитное излучение с частотами в диапазоне от 8 ·10 14 до 3·10 16 Гц называется ультрафиолетовым излучением (длина волны λ= 10 нм – 380 нм) Обнаружить ультрафиолетовое излучение можно с помощью экрана, покрытого люминесцирующим веществом. Экран начинает светиться в той части, на которую падают лучи, лежащие за фиолетовой областью спектра.

Ультрафиолетовое излучение отличается высокой химической активностью. Повышенную чувствительность к ультрафиолетовому излучению имеет фотоэмульсия. Ультрафиолетовые лучи не вызывают зрительных образов, они невидимы. Но действие их на сетчатку глаза и кожу велико и разрушительно. Ультрафиолетовое излучение Солнца недостаточно поглощается верхними слоями атмосферы. Поэтому высоко в горах нельзя оставаться длительное время без одежды и без темных очков. Стеклянные очки, прозрачные для видимого спектра, защищают глаза от ультрафиолетового излучения, так как стекло сильно поглощает ультрафиолетовые лучи. Свойства ультрафиолетового излучения

Впрочем, в малых дозах ультрафиолетовые лучи производят целебное действие. Умеренное пребывание на солнце полезно, особенно в юном возрасте. Ультрафиолетовые лучи способствуют росту и укреплению организма. Кроме прямого действия на ткани кожи (образование защитного пигмента - загара, витамина D 2 ), ультрафиолетовые лучи оказывают влияние на центральную нервную систему, стимулируя ряд важных жизненных функций в организме. Применение ультрафиолетового излучения Ультрафиолетовые лучи оказывают также бактерицидное действие. Они убивают болезнетворные бактерии и используются с этой целью в медицине.

Источники УФ излучения Основной источник ультрафиолетового излучения на Земле — Солнце. Изображение Солнца в ультрафиолетовом спектре в искусственных цветах. Искусственными источниками ультрафиолетового излучения являются: Ртутно-кварцевая лампа Люминесцентные лампы «дневного света» (имеют небольшую УФ-составляющую из ртутного спектра) Лазеры

Однако ультрафиолетовое излучение может оказывать губительное воздействие. Действие ультрафиолетового облучения на кожу, превышающее естественную защитную способность кожи (загар) приводит к ожогам. Длительное действие ультрафиолета способствует развитию меланомы, различных видов рака кожи, ускоряет старение и появление морщин. Ультрафиолетовое излучение неощутимо для глаз человека, но при интенсивном облучении вызывает типично радиационное поражение (ожог сетчатки). В наши дни уровень ультрафиолетового излучения растет, из – за образования озоновых дыр в атмосфере, поэтому нужно быть очень аккуратным принимая солнечные ванны.

Закрепление Почему солнечный свет, прошедший сквозь оконное стекло, не вызывает загара? Известен ли вам какой – либо источник ультрафиолетового излучения? С помощью чего можно увидеть какой – либо объект ночью? Какой вид излучения имеет наибольшую частоту? А) Радиоизлучение В) Ультрафиолетовое излучение Б) Инфракрасное Г) Красный цвет светового спектра

Зачет по теме "Оптика" 11 кл
тест по физике (11 класс) на тему

Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТ по теме « ОПТИКА» Вариант 1

1. Какие изменения происходят со световым пучком при отражении его от плоского зеркала?

А. Изменяются структура и направление светового пучка.

Б. Изменяется только структура светового пучка.

В. Изменяется направление светового пучка, но не меняется его структура.

2. От лампы на плоское зеркало падает пучок лучей (рис. 2).

Где окажется изображение лампы в зеркале?

A 1; 3; 4. Б . 2; 3. В . 3. Г . 4.

3. Почему сразу не наступает темнота после того, как Солнце скрывается за горизонтом?

А. Так как солнечные лучи освещают некоторое время верхние слои атмосферы, от которой отраженные лучи освещают поверхность Земли.

Б. Так как свет не может сразу исчезнуть в связи с его инертностью.

В. Так как свет обладает свойством дифракции.

4 . Если луч света падает на поверхность зеркала под углом 30° к горизонту, то чему равен угол отражения?

5. В каком случае угол преломления равен углу падения?

А. Только тогда, когда показатели преломления двух сред одинаковы.

Б. Только тогда, когда падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела сред.

В. Когда показатели преломления двух сред одинаковы; падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела сред.

6 . Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую невдалеке?

А. Так как изображение рыбы в воде мнимое и приподнято к поверхности воды.

Б. Так как изображение рыбы в воде мнимое и смещено в противоположную сторону от лодки.

В. Так как изображение рыбы в воде действительное, но приподнято к поверхности воды.

7. При переходе луча в оптически более плотную среду угол падения:

А. Меньше угла преломления. Б. Больше угла преломления. В. Равен углу преломления.

8. Свойство выпуклой линзы:

А. Рассеивать параллельные лучи, проходящие через линзу.

Б. Собирать параллельные лучи в разных точках.

В. Собирать параллельные лучи в одной точке

9. Параллельные лучи, падающие на вогнутую поверхность линзы:

А . Преломляясь, становятся расходящимися.

Б. Преломляясь, становятся сходящимися.

В. Проходят через линзу, не изменяя первоначального направления.

10. Как меняется диаметр зрачка, когда человек в солнечный день заходит с улицы в неосвещенное помещение?

А. Уменьшается. Б. Не меняется. В. Увеличивается

11. . Одинаковы ли скорости распространения красного и фиолетового излучений в вакууме, в стекле?

А. В вакууме — нет, в стекле — да. Б. В вакууме — да, в стекле нет. В. В вакууме и стекле одинаковы.

12 Излучают ли обычные источники света когерентные волны?

А. Да. Б . Нет. В. Электролампа — да, пламя костра — нет.

13. Определите период дифракционной решетки, через которую прошел монохроматический свет длиной волн 540 нм и образовавших максимум второго порядка под углом 30 0 .

14 . Естественный свет представляет собой:

А . Поляризованные волны, обладающие осевой симметрией. Б. Поляризованные волны, не обладающие осевой симметрией.

В. Неполяризованные волны.

15. Какой спектр дают раскаленный добела металл, расплавленный металл?

А. Раскаленный — сплошной, расплавленный — линейчатый.

Б. Раскаленный и расплавленный— сплошной.

В. Раскаленный и расплавленный — полосатый

16. Постройте изображение предмета высотой 1 см, даваемое собирающей линзой с фокусным расстоянием 1см, если предмет находится на главной оптической оси перпендикулярно к ней на расстоянии 1,5 см от оптического центра линзы. Дайте характеристику изображению

«4» - 14-12 заданий

ЗАЧЕТ по теме « ОПТИКА» Вариант 2

1. Какое из утверждений неверно?

А. Световой луч не перпендикулярен волновой поверхности.

Б. В однородной среде световые лучи — прямые линии.

В. Световой луч — это линия, вдоль которой распространяется энергия световой волны.

2. От лампы на плоское зеркало падает пучок лучей (рис. 1)

Где получится в зеркале изображение лампы?

А. 1. Б. 2. В. 3 . Г. 1; 2; 3.

3. Ч еловек стоял перед плоским зеркалом, затем отошел от него на расстояние 1 м. На сколько увеличилось при этом расстояние между человеком и его изображением?

4. Если рассматривать камень, лежащий на дне водоема в точке (рис. 2) под небольшим углом, то мы видим его в точке:

5. При переходе луча в оптически менее плотную среду угол преломления:

А. Меньше угла падения. Б. Равен углу падения. В . Больше угла падения.

6. Как меняются кажущиеся размеры предмета в воде?

А. Увеличиваются. Б. Уменьшаются. В. Не изменяются.

7. Свойство вогнутой линзы:

Б. Собирать параллельные лучи, проходящие через линзу.

В. Собирать параллельные лучи в одной точке.

8. Параллельные лучи, падающие на выпуклую поверхность линзам:

А . Преломляясь, становятся сходящимися.

Б. Преломляясь, становятся расходящимися.

9. Луч АО (3) (см. рис. 1), который падает на линзу:

А. Не меняет первоначального направления после прохождения линзы.

Б. Преломляется в сторону главной оптической оси.

В. Преломляется в противоположную сторону от главной оптической оси.

10. Как изменится диаметр зрачка при резком увеличении освещенности?

А . Увеличится. Б. Уменьшится. В. Не изменится.

11. Какие световые волны называются когерентными?

A. Имеющие одинаковые частоты.

Б. Имеющие одинаковые частоты и разность начальных фаз, равную нулю.

В . Имеющие одинаковые частоты и постоянные разности фаз.

12. Укажите правильный ответ. Дисперсией называется:

А. Зависимость показателя преломления света от среды, в которой рассеивается свет.

Б. Зависимость показателя преломления света от длины волны (или частоты колебаний световой волны).

В . Зависимость показателя преломления света от угла падения светового пучка на поверхность среды.

13. Определите длину световой волны, если в дифракционном спектре максимум третьего порядка возникает при периоде дифракционной решетки 3 мкм под углом 30 0 к главному максимуму.

14. Какие из перечисленных объектов являются источниками ультрафиолетового излучения?

1. Солнце. 2. Лампа дневного света. 3. Тело человека. 4. Лампа накаливания. 5. Пламя электросварки.

6. Кварцевая лампа.

А . 1; 2; 3. Б . 4; 5; 6. В. 1; 2; 4, Г . 1; 5; 6.

15. Спектр, у которого ширина цветных полос примерно одинакова, называют:

А. Дифракционным. Б. Призматическим. В. Сплошным.

16. Постройте изображение предмета высотой 1 см, даваемое рассеивающей линзой с фокусным расстоянием 1см, если предмет находится на главной оптической оси перпендикулярно к ней на рас стоянии 1,5 см от оптического центра линзы. Дайте характеристику изображению

ОПТИКА Вариант 1

1 . Какие изменения происходят со световым пучком при отражении его от плоского зеркала?

4. Если луч света падает на поверхность зеркала под углом 30° к горизонту, то чему равен угол отражения?

6. Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую невдалеке?

10. Лучи падают на рассеивающую линзу (рис. 2). На каком рисунке показан луч, продолжение которого после прохождения линзы пройдет через ее фокус?

11. Как меняется диаметр зрачка, когда человек в солнечный день заходит с улицы в неосвещенное помещение?

12. Одинаковы ли скорости распространения красного и фиолетового излучений в вакууме, в стекле?

13. От чего зависит цветность световых волн?

А. От их частоты. Б. От скорости их распространения. В. От длины волны.

14. Излучают ли обычные источники света когерентные волны?

15. Поверхность воды освещена красным светом, у которого длиной волны . Какой цвет увидит человек, открыв глаза под водой? Как изменится длина волны?

А . Зеленый; уменьшится. Б. Красный; увеличится. В. Красный; уменьшится.

16. Определите оптическую разность хода волн длиной 540 нм, прошедших через дифракционную решетку и образовавших максимум второго порядка.

17. Условие максимума в дифракционной картине, полученной с помощью решетки, В этой формуле k должно быть:

А. Целым числом. Б. Четным числом. В. Нечетным числом.

18. Естественный свет представляет собой:

Читайте также: