Карниз кровли из металла

Обновлено: 05.07.2024

Кровельный свес ― это нижняя часть стропил, выступающая за несущие стены. Этот элемент кровли выполняет две функции:

  • Защитную. Свесы защищают фасад от осадков. Если на кровле нет свесов и её нижний край находится на уровне стены, во время дождя влага будет попадать на фасад, что может негативно повлиять на его функциональность, долговечность и внешний вид. Свесы же выполняют функцию «зонтика», отводя осадки от фасада. Также кровельные свесы частично отводят воду от стен дома и отмостки, предотвращая размытие фундамента (но, несмотря на это, не следует пренебрегать установкой водосточной системы).
  • Декоративную. Сложно представить кровлю без этого элемента ― она выглядит незавершённой, непропорциональной. Кровельные свесы визуально «уравновешивают» крышу. Их ширину выбирают в соответствии с архитектурными особенностями объекта и эстетическими предпочтениями заказчика: наиболее часто встречаются свесы шириной 500 мм, но, в зависимости от проекта, они могут быть более широкими.

Нижнюю плоскость свесов оформляют (подшивают) с помощью софитов. О том, как правильно крепить металлический софит и доборные элементы, мы и расскажем в нашей статье. Мы рассмотрим подшивку софитами на примере карнизных свесов (фронтонные подшивают практически так же).

Свесы можно подшить двумя способами: горизонтальным и по стропилам. Мы рассмотрим оба варианта, но сначала узнаем, какие материалы потребуются для оформления свесов.

Внимание: подшивать свесы можно как до монтажа кровельного материала, так и после укладки профлиста/металлочерепицы.

Какие материалы потребуются?

Металлические софиты


Место монтажа: нижняя плоскость кровельных свесов.



Внешний вид: софиты Lбрус ® представляют собой перфорированные панели из оцинкованной тонколистовой стали толщиной 0,45-0,5 мм с полимерным покрытием. В ассортименте ООО «Компания Металл Профиль Восток» также представлены софиты Lбрус ® XL.

В роли сплошного софита без перфорации может выступать сайдинг Lбрус ® XL (доступен только в ассортименте ООО «Компания Металл Профиль Восток») либо Lбрус ® .

Вы можете использовать только перфорированный софит Lбрус ® либо комбинировать его со сплошным, чередуя панели. Так вы обеспечите полноценную вентиляцию подкровельного пространства.

Размеры:

  • у сплошных и перфорированных софитов Lбрус ® высота профиля ― 15 мм, габаритная ширина панели ― 264 мм, полезная ― 240 мм. Длина панели может варьироваться от 0,5 до 6 м;
  • у сплошных и перфорированных софитов Lбрус ® XL высота профиля ― 14 мм, габаритная ширина панели ― 360 мм, полезная ― 335 мм. Длина панели ― от 0,5 до 6 м.

Функции: софит защищает подкровельное пространство от влаги, пыли и мелкой живности (птиц, насекомых), а также обеспечивает кровле эстетичный завершённый вид.

Планка J-профиль

Место монтажа: планку монтируют на деревянную направляющую вдоль стены. Установить J-профиль необходимо ДО монтажа софитов.

Внешний вид: как следует из названия, очертания планки напоминают букву «J».

Размеры: длина планки ― 2000 мм, 3000 мм. Ширина боковых сторон ― 24х18 мм.

Функции: этот элемент необходим для фиксации софитов ― их вставляют в паз на планке. Также J-профиль обеспечивает эстетичный вид в местах примыкания софитов к стене (или в месте стыка панелей софита на углах свесов, если J-профиль используют в качестве соединительной планки).

Планка карнизного свеса (простая)


Место монтажа: лобовая доска карнизного и фронтонного свесов (поэтому планку иначе называют лобовой). Планку устанавливают ПОСЛЕ монтажа софитов.

Крепление планки осуществляют в нижнюю (узкую) и в верхнюю часть с помощью саморезов 4,2х16 мм либо заклёпок 3,2х8 мм. Место крепления открыто, поэтому головки крепёжных элементов желательно выбрать в цвет планки.

Внешний вид: очертания простой планки карнизного свеса напоминают перевёрнутую букву «Г».

Размеры: длина планки — 2000 мм, 3000 мм. Ширина боковых сторон — 180х50, 200х30 и 250х30 мм.

Функции: планка карнизного свеса (простая) необходима для эстетичного и функционального оформления внешней части фронтонного или карнизного свесов — места стыка лобовой доски и подшивки. Этот элемент выполняет защитную и декоративную функции:

  • защищает деревянную подконструкцию по периметру кровли от намокания;
  • обеспечивает завершённый эстетичный вид кровле.

Планка карнизного свеса (сложная)


Место монтажа: лобовая доска карнизного и фронтонного свесов. Планку устанавливают ДО монтажа софитов.

Внешний вид: визуально похожа на перевёрнутую английскую букву «F» с разъёмом для фиксации софитов. Этот же разъём служит для фиксации планки — в него вкручивают саморезы 4,2х16 мм. Цвет головок саморезов не имеет значения: после монтажа подшивки место крепления будет скрыто.

Размеры: длина сложной планки карнизного свеса — 2000 мм, 3000 мм. Ширина боковых сторон — 185х50, 200х30, 250х50 мм.

Функции: выполняет те же функции, что и простая планка карнизного свеса. Отличается размерами, внешним видом и способом монтажа.

Планки стыковочные (сложная и универсальная)

Место монтажа: стыки кромок софитов на углах кровельных свесов.

Размеры: сложная планка ― 75х3000 мм, универсальная ― 50х18х3000 мм.

Функции: декоративные. С помощью стыковочных планок можно эстетично оформить места соединения софитов ― кромки стыкующихся панелей и места крепления саморезов будут скрыты.

Подшивка свесов горизонтальным способом

Горизонтальный способ подшивки наиболее популярный, в этом случае требуется смонтировать карнизный короб.


Карнизный короб монтируем из тех же досок, что и обрешётку ― 32х100 мм. Более толстые доски не используем ― на короб приходится малая нагрузка, поэтому усиливать его не требуется. Толстые доски только утяжелят конструкцию.

Внимание: при монтаже карнизного короба обязательно используем строительный уровень, чтобы избежать перекоса конструкции.

Монтаж направляющих

Направляющие ― неотъемлемая часть карнизного короба. На них мы будем фиксировать планки и непосредственно подшивку (софиты).

Устанавливаем две горизонтальные направляющие: вдоль лобовой доски карнизного свеса и напротив неё ― вдоль стены здания. В качестве направляющих используем доски толщиной 20-30 мм и шириной около 100 мм.

Обратите внимание на ширину кровельных свесов (расстояние от стены до внешнего края лобовой доски). Если она около 500 мм, достаточно двух точек крепления софитов ― они будут зафиксированы на направляющих вдоль стены и лобовой доски.

Если ширина свесов более 850 мм, рекомендуем установить дополнительную направляющую по центру свесов. В этом случае у вас будет 3 точки крепления софитов, что позволит более прочно зафиксировать материал. Если свесы широкие, а софит закреплён только по краям (в двух точках), со временем он может деформироваться. Чтобы избежать этого, нужна третья точка крепления ― центральная.

Монтаж планок

Мы рекомендуем использовать сложные планки карнизного свеса, поэтому рассматриваем подшивку свесов с помощью этих элементов. Они более эстетичные, на них не заметны точки крепления саморезов.

  1. На направляющих фиксируем доборные элементы: сложную планку карнизного свеса ― со стороны лобовой доски свеса, планку J-профиль ― со стороны стены здания.

    Внимание: если мы используем простые планки карнизного свеса, порядок монтажа отличается. Подшивку свесов начинаем с установки на направляющую вдоль стены планкиJ-профиль. Потом устанавливаем софиты. После монтажа софитов фиксируем простые планки карнизного свеса.
  2. Планки прикрепляем к направляющим с помощью саморезов 4,2х16 мм. Расстояние между саморезами ― примерно 500 мм.
    Обратите внимание: стандартная длина планок карнизного свеса (простых или сложных) ― 2 или 3 м. Зачастую длина свесов превышает длину планки; в этом случае используют несколько планок, состыковав их между собой. Сложные планки карнизного свеса нельзя просто стыковать вплотную друг к другу ― нужен нахлёст. Направляющие, на которых зафиксированы планки, изготовлены из дерева. Древесина может менять размеры в зависимости от уровня влажности и температуры: расширяться ― при нагревании и попадании влаги, усыхать и уменьшаться в размерах ― при низком уровне влажности и понижении температуры. Если мы смонтируем планки встык без нахлёста, между ними может возникнуть щель, если деревянные направляющие изменят свои линейные размеры.
    Способ стыковки планок зависит от вида доборных элементов.
    • Если мы используем простые планки карнизного свеса, их можно монтировать одна на другую с нахлёстом 50-100 мм (напоминаем, что простые планки устанавливают после того, как смонтирован софит).
    • Если мы говорим о сложных планках карнизного свеса, их нельзя «наложить» друг на друга внахлёст. Чтобы место стыка выглядело эстетично и аккуратно, планки подрезают ― удаляют замковую часть примерно на 20-40 мм у одной планки. Это позволяет второй планке «зайти» в первую.
    Список инструментов, с помощью которых можно резать облицовочный материал и доборные элементы, указан в статье «Взгляд эксперта: чем резать профнастил?».
  3. Для оформления углов свесов используем карнизные планки (простые или сложные). Перед началом монтажа их необходимо подрезать. Сначала удаляем внутреннюю замковую часть, затем сгибаем планку поперёк под углом 90 о ― она становится Г-образной. Если замковая часть мешает сгибать планку, снова подрезаем её.

    Подрезанную Г-образную планку устанавливаем на угол карнизного свеса и фиксируем саморезами 4,2х16 мм.

Монтаж металлических софитов для крыши

После установки доборных элементов можно монтировать софит.

  1. Подрезаем софит ― длина панели должна быть примерно на 50 мм меньше ширины свесов (если свесы 500 мм ― планка должна быть длиной 450 мм). Это упростит монтаж: панели будет легче вставлять в планки.
  2. Установку металлического софита для кровли начинаем от угла свеса. Панели монтируем поперёк свеса; вставляем один край софита в разъем сложной планки карнизного свеса (до упора), противоположный край ― в паз планки J-профиль.
  3. Выравниваем панель по центру ― софит не должен располагаться впритык к планкам. Между панелью и каждой планкой должны быть компенсационные зазоры по 10 мм. Это связано с функциональными свойствами древесины: благодаря зазору софит не деформируется при расширении деревянных направляющих ― он просто немного сдвигается.
  4. Фиксируем софит на направляющих оцинкованными саморезами с пресс-шайбой (либо по краям панели, либо по краям и в центре ― в зависимости от количества точек крепления).
    Внимание: саморезы вкручиваем только в готовые отверстия в замковой части софита, просверливать дополнительные отверстия не требуется.
    Саморезы вкручиваем строго посередине отверстия. Панели фиксируем неплотно, между поверхностью софита и нижней стороной шляпки самореза должен оставаться зазор 0,7-1 мм, чтобы софит свободно двигался в горизонтальном направлении.

    Это также связано с функциональными особенностями деревянных направляющих, на которых зафиксированы панели и планки. Древесина может реагировать на изменение температуры и уровня влажности ― либо расширяться, либо усыхать. Если софит немного сдвинется, это не повлияет на его эстетическую функцию; если же панели будут зафиксированы плотно и впритык к планкам ― при расширении направляющей софит может «вспучиться», деформироваться (это особенно заметно на широких свесах).

Мы рассмотрели вариант, когда торцевые доски закрывают планками карнизного свеса ― простыми или сложными. Но лобовые доски могут оставаться открытыми ― например, если они выполняют декоративную функцию. В этом случае подшивку свесов выполняем в следующем порядке: вдоль лобовой доски и стены монтируем планки J-профиль. Затем вставляем панели софитов в пазы планок и неплотно фиксируем их саморезами по центру отверстий в замковой части.

Планки карнизного свеса в этом случае отсутствуют.


Оформление углов карнизных свесов

Основная часть подшивки установлена, переходим к монтажу угловых соединений софитов.

Панели софита могут стыковаться либо по диагонали, либо под прямым углом.



Чтобы скрыть стыкующиеся кромки панелей, монтируем стыковочную планку (универсальную или сложную). Также можно использовать два J-профиля. В обоих случаях мы сначала фиксируем стыковочную планку или планки J-профиль, а потом устанавливаем стыкующиеся панели софита.

  • Делаем разметку, «примеряем» планку к месту стыка панелей ― кромки софитов должны максимально плотно прилегать к ней. Стык панелей должен быть симметричным.
  • Подрезаем планку и софиты.
  • Фиксируем планку с помощью саморезов 4,2х16 мм с пресс-шайбой.
  • Вставляем в пазы планок софиты и фиксируем их саморезами 4,2х16 мм с пресс-шайбой. Следим, что софиты были перпендикулярны торцевым доскам.

Подшивка свесов по стропилам

При подшивке свесов по стропилам софиты монтируют не в горизонтальной плоскости, а под углом к стене. Этот вариант используют реже, поскольку монтировать планки и софит под углом неудобно ― сложно вкручивать саморезы перпендикулярно направляющим (между стеной и свесами может оказаться недостаточно места для шуруповёрта).

Для подшивки свесов по стропилам используем те же материалы, что и для горизонтальной. Порядок монтажа доборных элементов и софитов идентичен указанному выше. Разница только в том, что вам придётся самостоятельно подгибать планки карнизного свеса (простые или сложные) до нужного угла.


Мы убедились, что карнизный и фронтонный свесы ― обязательные элементы кровли; рассказали, какие элементы используют при оформлении свесов; ответили на главный вопрос: как подшить кровлю горизонтальным способом и по стропилам.

В подшивке свесов нет ничего сложного, просто следуйте нашей инструкции по монтажу металлических софитов и доборных элементов ― и результат порадует вас!

Подшивка свесов крыши: выбор материалов, основные методы и этапы работ, фото и видео

Подшивка свесов крыши: выбор материалов, основные методы и этапы работ, фото и видео

Подшивка крыши – это очень важный этап в строительстве. Успех в нём гарантирует приятный и аккуратный вид постройке, будь то дом, офис, и хозяйственное помещение. Хорошо подшитая крыша сможет защитить стены дома от непогоды, а ещё в ней можно сделать отличную вентиляционную систему, которая обеспечит долгую жизнь всей кровле. Прочитав эту статью, вы узнаете, как правильно произвести подшивку и какие материалы стоит для этого выбирать.

Зачем нужны свесы

Свес крыши представляет собой выступ кровли, который находится снизу крыши. Рекомендуемая ширина свеса 40 – 50 сантиметров. Подшивка свесов крыши – это обязательная операция в процессе строительства. Однако, если не запланировать такой процесс, то могут возникнуть серьёзные неприятности. Самое страшное происходит, когда сильный ветер подрывает всю кровлю, проходя через неподшитые свесы. А ещё правильный подбой свесов кровли прячет все внутренности кровельного пирога и придаёт постройке законченный вид.

Важно! До того, как выполнять работы по подшивке, следует закончить монтаж крыши, а также утеплить стены.

Типы свесов

Конструктивно, свесы делятся всего на две основные разновидности: карнизные и фронтонные.

Карнизные свесы

Нижняя горизонтальная часть скатов крыши и называется карнизным свесом. Он играет ключевую роль в вентиляции кровли. Дело в том, что через него поступает воздух, который либо проходит через чердак, как у крыш чердачного типа, либо через кровельный пирог, как у крыш мансардного типа, и далее уходит через конёк. Поэтому нельзя наглухо заколотить свес, ведь в таком случае не будет проходить воздух.

Существует несколько способов, как сделать вентиляцию кровли. Во-первых, можно оставить щель между стеной и подшивочным материалом. Она не должна быть слишком большой, около полутора сантиметров. Во-вторых, использование листовых материалов при подшивке свесов даёт возможность применять готовые вентиляционные решётки. В-третьих, если свес подшивается досками, мы можем просто сделать щели между ними. Но в том случае, когда кровля, например, на основе битума, стоит увеличить площадь вентиляционных отверстий, по сравнению с, например, глиняной черепицей, так как первая вообще не пропускает воздух. А также стоит закрыть все отверстия сетками, чтобы предотвратить загрязнение кровли или чердака.

Фронтонный свесы

Боковая часть свеса крыши – это фронтонный свес. В списке его функций не значится вентиляция, зато главная его задача заключается в надёжной защите всего кровельного пирога. В противном же случае систематическое попадание влаги сведёт к нулю все старания вашего утеплителя, который находится в кровельном пироге, и в помещении станет заметно холоднее. Когда дело подходит к фронтальным свесам, самая главная цель – герметичность.


Как отделать кромку свеса

У каждого типа свесов обязательно останутся незакрытые элементы, такие как торцевые части стропил, а также торцы обрешётки. Обязательно нужно будет красиво отделать их, защитив от непогоды и всех внешних факторов. Выбор материалов для подшивки свесов кровли напрямую зависит от того, что вы использовали в качестве кровельного покрытия.

Перед началом работ следует на одинаковом расстоянии от стены обрезать все торчащие стропила и элементы обрешётки. После этого обязательно нужно прикрыть их обвязочной доской, к которой уже потом крепится лобовая доска. Нужно обязательно покрыть все деревянные элементы защитными составами и лучше покрасить, если она изготовлена из дерева. Также нужно предусмотреть узлы крепления водосточных желобов. На фронтальном свесе нужно к обрезанным частям обрешётки прибить торцевую доску, а уже потом использовать кровельные материалы для её отделки.

Варианты подшивки свесов

Существует очень много вариантов подшивки свесов, но самыми распространёнными являются следующие:

  • Подшивка свеса по стропилам. Такой способ самый лёгкий из всех возможных, но для него требуется чтобы все стропилы лежали строго на одном уровне и в одной плоскости. Подходит он для крыш с уклоном не более 30 градусов и выступом до 50 сантиметров. Подшивочный материал крепится к обрешётке, которая в свою очередь опирается на каркас крыши. Лучше и удобнее будет, если подшивочные планки набиты перпендикулярно стропилам.
  • Горизонтальная подшивка. Очень быстрый и экономичный в плане материала подшив крыши. Для того, чтобы выполнить данный вариант, нужно сначала собрать коробку из двух досок, а уже потом прикрепить её к стропилам. Доска, прикрывающая торец, должна заканчиваться чуть ниже, чем вертикальная, для того, чтобы вода, попадающая на неё, легко скатывалась вниз. Если ширина свеса около 50 сантиметров, то в его середине необходима будет ещё одна продольная доска. Это готовый каркас для монтажа кровельных материалов. Такой способ хорошо подходит для крыш с большим углом наклона.

Важный момент, каркас всегда собирается из брусьев и досок, а уже к ним крепятся подшивочные материалы.

Как выбрать материалы

Если вы планируете такую операцию, как подшив крыши досками, то лучше будет для этих целей древесина хвойных пород. Доска должна быть тщательно высушена, иначе потом она покоробится. Обязательно нужно обработать её лакокрасочными покрытиями, чтобы защитить от плесени и влаги. Таким материалом можно подшивать параллельно и перпендикулярно стене.

Хороший вариант – это деревянная вагонка. Её преимущества перед доской в том, что она уже обработана. Однако для таких целей она должна обладать водостойкостью, также её следует высушить и обработать. При подшивке этим материалом для вентиляции можно использовать готовые решётки.

Поливинилхлоридный сайдинг – ещё один вариант материала. Для подшивки должен использоваться только водостойкий материал. Всю фурнитуру можно приобрести в специальных магазинах. Не стоит крепить такой материал вдоль стены, потому что со временем он может сильно прогнуться.

Очень простой в использовании и доступный материал – это профнастил. Он отличается лёгкостью, прочностью и долговечностью, а также доступной по сравнению с другими материалами ценой. Если выбор пал именно на этот вариант, то при подшивке стоит оставлять вентиляционные зазоры чуть больше сантиметра.

Ещё можно использовать листы водостойкой фанеры или ОСБ, а также оцинкованную или покрытую полимерами сталь, алюминий или медь.


Подшивка свесов крыши с помощью софитов

Подшивка крыши с использованием софитов – один из самых рациональных способов.

Сами по себе софиты – это планки, которые выпускаются специально для подшивки свесов крыши и являются очень удобным и достаточно доступным средством. Они могут быть изготовлены из любого материала от ПВХ до металла. Различные цвета и стили позволят подобрать софиты для любого дома. Обычно этот подшивочный материал продаётся в комплекте со всем необходимым, включая фурнитуру и элементы крепежа.

Софиты обычно продаются в виде панелей, которые могут иметь один, два или три слоя. Также софиты бывают сплошные и перфорированные. Этот способ подшивки является очень простым и актуальным, так как монтаж софитов на карниз крыши не требует специальных навыков и умений, а также затрат большого количества времени.

Один из самых популярных способов подшивки свесов кровли софитами – горизонтальная подшивка. При использовании этого метода, изготавливается обрешётка и крепится на свесе кровли. Затем уже к обрешётке крепится профиль, отрезанный по размеру. Режут такой профиль обычно болгаркой, а крепят к обрешётке саморезами. Полосок должно быть две – одна у стены, а другая у кромки свеса.

Затем пластина заводится сначала в профиль, расположенный у стены, а затем у конца свеса. Фронтонную часть свеса тоже можно зашить с помощью софита.

Видео описание

Более подробно о монтаже софитов вам расскажет этот видеоролик:

Распространённые ошибки при работе с софитами

  • Если работы выполняются профессионалами, то подшивка должна быть аккуратной и красивой.
  • Отдельно внимание надо уделять надёжности крепежа софитных панелей, никогда нельзя экономить крепёжные материалы и фурнитуру, иначе сильный ветер может подорвать всю конструкцию.
  • Обязательно перед подшивкой нужно закончить оформление внешних стен.

Ещё одно важное замечание, для подшивки свесов обязательно стоит обзавестись нержавеющей фурнитурой, чтобы потом ржавчина не испортила внешний вид строения.


Заключение

Процесс подшивки крыши – это важная стадия строительства любого коттеджа, напрямую влияющая на его внешний вид. Такую работу можно доверить профессионалам, потому что они идеально выполнят отделку свесов и придадут вашему дому законченный вид. Уверен, прочитав эту статью, вы почерпнули много новой и интересной информации и узнали, как подшить свесы кровли, а также смогли познакомиться с таким процессом, как подшивка крыши софитами. Теперь вы сможете выбрать и заказать правильный, экономичный и аккуратный подшив свесов кровли.

Свесы кровли – классификация и этапы монтажа, конструктивные отличия, фото

Свесы кровли – классификация и этапы монтажа, конструктивные отличия, фото

В нашем обзоре подробно будет рассказано о важном конструкционном элементе любого дома, который носит название карнизный свес кровли. Приведена подробная информация о разновидностях карнизов и основных вариантах их устройства. Так как свес крыши выступает за пределы крыши и подвергается значительным снеговым и ветровым нагрузкам, важно знать строительные нормы и правила устройства этого элемента. В статье можно ознакомиться о том, как сделать минимальный допустимый отступ от стены, о рекомендуемых нормах устройства свесов для крыши из наиболее часто применяемых кровельных материалов. Подробно описано о важном моменте – организации вентиляции подкровельного пространства, образуемого после подшивки карнизов.

свес кровли

Разновидности свесов

Свес крыши обеспечивает защиту стены от попадания талой воды, косого дождя, а также затеняется дом от жарких солнечных лучей.

В строительстве карнизный свес классифицируется по своим конструкционным разновидностям:

  • Фронтальный. Данная конструкция служит для защиты наружных фасадов здания и, по сути, является продолжением крыши, выступающей за наружные границы скатных кровель. Длина фронтального карнизного свеса может быть от 400 до 1000 мм и зависит от места расположения карнизного выпуска. В отдельных случаях длина может быть увеличена, до необходимого размера. Фронтальный свес в отличие от бокового, почти всегда выполняют закрытого типа и подшивают различными материалами.
  • Боковой. Обычно используется при двускатных кровлях и располагается по бокам кровли здания. Длина боковых свесов варьируется в пределах от 500 до 600 мм.

Свес кровли по нормам в обязательном порядке оборудуется ограждением и обеспечивает задержку снежного массива.

карниз крыши

Основные варианты устройства свесов

Визуально выступ крыши над стенами увеличивает площадь дома и зрительно уменьшает высоту здания или дома. Различают несколько основных вариантов устройства этого элемента кровли:

  • Дома с мансардой. Конструкции крыши с мансардой предусматривает максимальную ширину карнизных свесов. Это связано не только для создания эстетических дизайнерских пропорций, но и для организации защиты вертикальных поверхностей фасадов под выступающими скатами мансарды.
  • Дома, расположенные в спокойной климатической зоне. Если постройка находится в районах со слабой ветровой нагрузкой, то в таких случаях потоки дождя ветром не будут «задуваться» на наружные стены фасада. Поэтому нередко в таких местах встречаются здания без карнизных свесов. Примером может служить архитектурная классика – особняк в английском стиле с каменными стенами и оборудованный черепичной кровлей с крошечным узким карнизом. Такое минималистическое решение карниза вполне оправдано: каменные стены, и узкие оконные проемы не нуждаются в особой защите от непогодных условий.

карнизный свес

  • Узкие свесы. Дом, оборудованный узкими свесами, визуально выглядит компактно за счет того, что узкий карнизный свес опирается на выступ стены. Получается, что свес расположен на карнизе здания, а сама конструкция карниза как бы «завернута» во фронтон здания. За счет этого внешний облик здания приобретает изящность и воздушность конструкционных линий и пропорций стремящихся вверх. Узкие свесы кровли отлично подходят для зданий, расположенных черте города с плотной застройкой, при наличии небольшого по площади приусадебного участка или при его отсутствии. В таких случаях дома с карнизами минимальных размеров за счет своей практичности идеально вписываются в окружающую застройку.
  • Широкие карнизы. Свесы крыши большой ширины создают комфортное и защищенное пространства под ними. Под наружными стенами дома, оборудованного широкими карнизами, создается уютное место, в которых так и хочется поставить скамейки и кресло-качалку, украсить вазонами и подвесными кашпо с красивыми цветущими растениями. В загородном доме под широким навесом можно поместить садовый инвентарь, летнюю кладовую, место для складирования дров. Дом, оборудованный широкими карнизами, в окружении цветов, зеленых газонов, лужаек, привлекает к себе внимание неповторимым стилем и эстетичным дизайном.


Каталог компаний, что специализируются на ремонте и проектировании кровли.

Выбор конструкции карнизного свеса влияет на энергоэффективность здания. Чтобы снизить перегрев дома и создать комфортные условия проживания в летнее жаркое время года в зданиях с южной и юго-восточной ориентации, окна на первом этаже часто оборудуются защитными маркизами или ставят рольставни с затеняющими козырьками. Таким образом, можно снизить затраты на охлаждение внутренних помещений, связанные с избыточным летним нагревом жаркого солнца

свес крыши

Размеры свесов

Величина карнизных свесов могут варьироваться по ширине от 0,6 до 1,5 метра. Для того чтобы точно установить на какую длину следует выпускать свес крыши следует ознакомиться с техническими нормами СНиП II.II-26-76 с рекомендованными размерами карнизных свесов в зависимости от технических характеристик кровельной конструкции. Кроме того, строительными нормами регламентируется вид конструкции свеса в зависимости от их назначения и вида.

карнизный свес кровли

Но если разобраться, строгого регламентирования проекции вылета кровельного свеса на горизонтальную поверхность строительные нормы не предусматривают. Есть общие рекомендации по устройству минимальных размеров свесов в зависимости от материала покрытия кровли:

  1. Шифер (асбестоцементные волнистые листы) – минимальный размер вылета не меньше 50 мм.
  2. Черепица из керамики – минимальный свес должен быть не меньше 70 мм.
  3. Стальные кровли, профлист – не меньше 100 мм.

Для частных домов выбирается карниз, сочетающий архитектурную выразительность, эстетическую красоту и защитные функциональные особенности. Хотя и устройство такого карнизного свеса финансово затратное и технически более сложно, многие владельцы сознательно идут на это удорожание строительства, так как в процессе эксплуатации такой карнизный свес вполне оправдает себя.

Про распространенные ошибки при обустройстве свесов, смотрите в видеоролике:



Ломаная крыша: особенности и нюансы, расчет и монтаж + фото и видео

Конструкция карнизных свесов

В зависимости от конструктивных видов, свесы подразделяются на следующие виды:

  • свесы, выполненные вровень со стенами наружного фасада;
  • открытые конструкции свесов;
  • карнизы закрытые;

Открытые свесы являются продолжением стропильных ног, выходящих за вертикальную плоскость наружных стен. При таком расположении удобно монтировать водоотводящую подвесную систему, которую крепят на боковую часть стропильной системы или на верхнюю сторону стропил.

свес кровли по нормам

Чаще всего такая открытая система свесов применяется в индивидуальном строительстве.

Карнизные открытые свесы предоставляют широкие дизайнерские возможности для создания неповторимого архитектурного облика здания. Открытая нижняя часть кровли, подшитая сплошной доской и «торчащие» стропильные ноги широких свесов выглядят эффектно и броско.

Высотные и многоэтажные дома, как правило, открытыми карнизами не оборудуются.

В настоящее время в строительстве чаще всего применяют закрытые карнизные свесы, с помощью которых придается зданию аккуратный и эффектный современный вид. Для удобства эксплуатации закрытые свесы оборудуются софитами, которые создают дополнительное освещение в темное время суток. Для подшивки кровельных свесов чаще всего выбирается специальный сайдинг, имеющий перфорированную конструкции в виде крошечных дырочек, помогающих решить актуальный вопрос вентиляции подкровельных пространств.

При выборе конструкции карнизного свеса важно учесть возможные нагрузки от снега, ветра и собственного веса. Если этого не сделать, то может произойти перегрузка карнизного свеса, что может привести к необратимой деформации карнизных элементов.

свес кровли



Разновидности лестниц для крыш: нюансы выбора и использования + примеры на фото

Значимым элементом является также места закрепления и соединения карнизных свесов с элементами стропильной системы, а также организация правильного вентилируемого подкровельного пространства и карнизной сплошной подшивки.

Организация вентиляции

Если свес кровли полностью закрывается, важно продумать его вентиляцию. Если фронтонные карнизы не требуют устройства дополнительных отверстий для вентиляции и подшиваются «в сплошную», то карнизные подшитые свесы должны предусматривать естественную организацию вентиляции неэксплуатируемых чердачных и подкровельных пространств. Поступаемые воздушные потоки движутся снизу вверх, и чтобы теплый воздух выходил и не оседал в виде конденсата на конструкциях стропильной системы, в верней части крыши делаются специальные небольшие отверстия – продухи, а для притока в карнизных свесах выполняются приточные воздушные отверстия.

карниз крыши

Для расчета количества приточных вентиляционных отверстий руководствуются техническими рекомендациями: размер отверстий зависит от общей проекции площади крыши и принимается равным 1/500 всей площади. Размер приточных вентиляционных отверстий, естественно, должен быть равен количеству продухов в верхней части крыши. Чтобы под карниз крыши не залетали мелкие птицы и различные насекомые, вентиляционные отверстия закрываются защитными сетками.

Видео инструкция по устройству карнизного свеса:



Крыша шале: особенности устройства и выбор материалов для альпийской кровли

В заключение отметим, что помимо функционального назначения, карнизный свес может использоваться как архитектурный элемент здания и если творчески подойти к выбору материала подшивки и отделки свесов, а такие их пропорции по отношению к внешнему облику здания, можно кардинально изменить внешний облик дома и придать зданию свою интересную оригинальную «изюминку».

Для чего нужна и как правильно установить карнизную планку для металлочерепицы

Для чего нужна и как правильно установить карнизную планку для металлочерепицы

Наряду с металлочерепицей и профнастилом производители предлагают для рассмотрения различного рода доборные элементы для конструктивного завершения кровли. Рассмотрим, для чего используется карнизная планка. Ознакомимся с техническими параметрами материала, защитными покрытиями металлических изделий. Читайте до конца и Вы узнаете об особенностях проведения правильного монтажа планок с применением кровельных саморезов или оцинкованных гвоздей.

Описательная характеристика

Карнизная планка для металлочерепицы – это доборный элемент, который предназначен для защиты лобовой доски. Для изготовления используется тонколистовая сталь с оцинкованным покрытием. Толщина металлической основы составляет 0,4-0,5 мм без учета антикоррозионной прослойки и декоративной отделки с помощью полимерной краски.

Размеры карнизных планок для металлочерепицы не стандартизированы. Поэтому на строительном рынке можно найти материалы длиной от 500 до 2000 мм. При необходимости допустим заказ доборных элементов до 6 метров. Но такой вариант неудобен для монтажа из-за тонкости и гибкости заготовок.

В поперечном сечении изделия имеют форму угла. Продольные кромки могут быть завальцованными внутрь. Такое решение способствует защите краев от природных осадков. Дополнительно так формируются дополнительные ребра жесткости, что улучшает прочность изделий на изгиб.

Нередко выбирая доборные элементы для кровли из профнастила возникает путаница между капельником и карнизной планкой. Первый устанавливается для отвода влаги, которая скапливается на гидроизоляционном полотне. Он также защищает не лобовую доску, а фасадную часть дома от конденсата и ветра. Изделия отдельно монтируются и взаимонезаменяемы.

Функциональность

Рассмотрим детальнее – для чего нужна карнизная планка для металлочерепицы. Лобовая или ветровая доска в кровельной конструкции выполняет роль обвязки стропильных ног, которые формируют выступающий свес по периметру дома. То есть фактически этот элемент выступа подвергается прямому воздействию со стороны природных явлений. Так как она деревянная, нуждается в обязательной защите от влаги, ветра и солнечных лучей. Если это условие не соблюсти, то доска быстро потемнеет, потрескается и ее придется заменить. Эффективным решением наряду с антипиреновой и противогрибковой пропиткой является карнизная планка, которая полностью закрывает обвязку с лицевой стороны.

Металл здесь выполняет сразу несколько задач. В частности – защита от осадков, ветра и механического воздействия. Угловая форма в поперечном сечении повышает прочность карнизной планки для профнастила на изгиб, что обеспечивает материалу длительный срок службы без деформации. Стоит отметить, что на карнизный элемент оказывается нагрузка не только от природных явлений, но и от водосточной системы. Под нее кронштейны чаще крепятся на лобовую доску.

Коротко о полимерном покрытии

Для создания декоративных коллекций металлочерепицы производители разрабатывают фактурные решения и цветовые. Соответственно доборные элементы оформляются в тех же тонах. Порошковая краска с различными пигментирующими добавками дополнительно увеличивают эксплуатационный срок изделиям. Обосновано это тем, что металл не корродирует из-за агрессивного воздействия под защитой оцинкованного покрытия и краски.

Внутренняя сторона изделий также имеет дополнительную отделку специальным лаком. Он хорошо справляется с перепадами температур и конденсатом. Последний появляется от влаги, которая находится в подкровельном пространстве.

Монтажные работы

Все доборные элементы из коллекции металлочерепичной кровельной отделки устанавливаются на завершающем этапе строительных работ. Исключением является карнизная планка. Она монтируется перед формированием покрытия из профнастила. Важным условием здесь является только одно – ветровая доска должна быть максимально ровной. Только так доборный элемент сможет полностью перекрыть ее без деформации гибкого металла. Если имеются искривления, то из-за продольного ребра жесткости пластинки образуют волну и этого непоправимо.

Деформации могут происходить также во время монтажа длиной карнизной планки. Чтобы этого избежать, мастера рекомендуют предварительно на уровне кровельного свеса закрепить временную опору. Страховочный брус упрощает процесс установки изделий и не дает их выронить.


От падения может помяться пластинка, появиться излом на ребре жесткости или повредиться защитное покрытия металла. Восстановлению подлежат только небольшие царапины со сколами. Их перекрывают антикоррозионной краской. Нередко на торговых площадках с кровельными материалами встречаются специальные составы с идентичными металлочерепице цветами решениями.

По технологии после установки планки карнизного свеса следует монтаж кронштейнов под водосточную систему. Располагаться они могут как на лобовой доске, так на торцах стропильных ног. Когда поперечная часть ската крыши полностью оформлена, можно приступать к укладке желобов.

Особенности установки

Нередко исходя из экономии ресурсов монтаж карнизной планки металлочерепицы проводится встык. Торцы у доборных элементов для этого достаточно ровные и зазоры между ними образуются небольшие. Однако защитная отделка стальных заготовок здесь быстро приходит в негодность, появляющаяся коррозия будет поражать сразу обе планки. То есть экономия в результате общую ситуацию к лучшему не меняет.

Технически правильно планки монтируются с нахлестом на 10-50 мм.

Так один из торцов будет надежно защищен от агрессивного воздействия окружающей среды. Если на верхнем элементе начнет появляться ржавчина, то она не сможет оказывать разрушающего влияния на лобовую доску. Если коррозионные процессы своевременно отслеживать и устранять последствия, то материал будет служить длительное время, его не придется заменять на новый.

Открытая торцевая часть карнизной планки должна быть направлена в сторону стока дождевой и талой воды по желобам. Это исключит попадание влаги под металлическую защиту. Далее можно приступать к работе с металлочерепицей, которая накрывает собой завальцованные кромки доборного элемента.

Стоит отметить один важный момент. Под профнастил на крыше навешивается пароизоляционное полотно. Оно крепится поверх карнизной планки, но не выступает за пределы металлочерепицы (мембрана неустойчива к ультрафиолетовому излучению). Так обеспечивается отвод конденсата из вентилируемого пространства не оказывая воздействия на деревянную обвязку.

Отдельное внимание необходимо уделить инструменту для раскроя заготовок. Нарезка выполняется только с помощью ножниц по металлу или ножовочного полотна.


Электрический лобзик или отрезной диск с болгаркой здесь неуместны. Это обосновано нагреванием кромок от активного воздействия со стороны инструментов. Это негативно сказывается на полимерной окраске и способствует образованию деформаций на линии среза.

Крепежные изделия

Установка карнизной планки металлочерепицы выполняется посредством специальных креплений. Это метизы, которые обязательно должны иметь оцинкованное покрытие. Так как формирование отверстия в листовом металле подразумевает повреждение защитной отделки, эти места важно перекрывать. Лучшим решением в этом случае являются кровельные саморезы с эластичными шайбами. Они позволяют сформировать герметичное соединение без деформации доборного элемента. Еще такой крепеж выделяется формой шляпки и полимерным покрытием. Его можно подобрать по цветовому решению под выбранную металлочерепицу.

Кроме саморезов для монтажных работ могут быть использованы гвозди с теми же резиновыми уплотнителями. Чтобы от ударного воздействия на листовой металл не происходила его деформация, рекомендуется предварительное высверливание нужных по диаметру отверстий. Материал здесь должен быть тем же – оцинкованная сталь. Расстояние между метизами не должен превышать 300 мм.

Шаг расположения метизов составляет порядка 200-300 мм. Монтаж карнизной планки для металлочерепицы проводится от середины к торцам. В местах перехлеста должно быть два самореза.

В этом видео рассмотрены правила оформления карнизного свеса и разобраны распространенные ошибки по монтажу:


Коротко о главном

Карнизная планка – это доборный элемент для металлочерепицы, который крепится на лобовую доску поверх кронштейнов под водосточные желоба.

Изготавливаются планки по аналогии с профнастилом из той же оцинкованной листовой стали.

Как и металлочерепица материал может иметь полимерное покрытие в том или ином цветовом решении.

Царапины и мелкие сколы на защитной отделке возможно перекрыть антикоррозионными красками.

Для раскроя изделий применяются ножницы или ножовка по металлу.

Для крепления применяются кровельные саморезы или оцинкованные гвозди, расстояние между ними не должно превышать 300 мм.

Монтаж планок выполняется с нахлестом, в этих местах должно быть два крепежа.

Подшивка свесов крыши: тонкости процесса

Подшивка свесов крыши: тонкости процесса

Подшивка крыши – шаг обязательный. В результате проведения таких работ дом получает не только приятный внешний вид, но и дополнительную защиту от воздействия осадков.




Что это такое?

Свесы – выступающие части по периметру крыши. Из задача состоит в защите стен здания от попадающих дождевых капель и прочих загрязнений, которые могут попасть на стены с кровельных скатов. Свесы могут быть различного размера, традиционно их ширина колеблется в пределах 0,4-1 м. По большому счету, выполнять подшивку совсем не обязательно. Это больше обусловлено общей эстетикой, чем функциональностью



Как бы то ни было, подшивка выполняет несколько важных задач:

  • С ее помощью можно защитить от посторонних глаз «начинку» кровельного пирога. Никому не хочется, чтобы слои гидроизоляции, утеплителя, пароизоляционной пленки были видны.
  • Подшив не дает ветру сорвать листы кровли. Если не подшить крышу, то сильный порыв ветра может проникнуть в вентиляционный зазор и попросту поднять крышу, полностью разрушив ее. Так что подшивку можно считать обязательной в ветреных регионах.



Подшивка производится только в самом финале всех отделочных работ после того, как произведена полная облицовка не только крыши, но и самого здания. Профессионалы называют подшив крыши финальным штрихом, придающим законченный вид всему строению.

Существует несколько разновидностей как самих скатов, так и пошивки. Каждый из способов подшивки подходит для определенного ската, и нужно иметь в виду все эти тонкости. Проанализируйте, какой именно скат собираетесь оформлять, и только после этого приступайте к расчетам, закупке материалов и прочим приготовлениям. Также учтите общую стилевую концепцию дома и решите, нужны ли подшивы вообще в вашем случае.




Виды конструкции

Свесы бывают карнизными или фронтонными. Карнизы располагаются горизонтально, а фронтоны – вертикально. Имейте в виду, что фронтонные свесы подшиваются только определенным образом, поскольку защитить их намного сложнее, чем горизонтальные.

Основное предназначение карнизных свесов – обеспечение вентиляции кровли.

Общеизвестно, что между слоями крыши обязательно нужно оставлять зазоры, иначе они не будут в полной мере выполнять свои функции и во многом крыша станет неэффективной. Например, если не обеспечить необходимое пространство между пароизоляционной прослойкой и утеплителем, то утеплитель может вымокнуть, заплесневеть, перестать удерживать тепло. Наличие хорошей вентиляции – одно из главных правил при сооружении кровли.



Карнизные свесы бывают простыми или с выносом. Обыкновенный свес легче в устройстве, но имеет несколько недостатков, главный из которых – гулкий звук, возникающий каждый раз, как подует сильный ветер. При выполнении подшивки с выносом таких неприятностей не возникает. Сделать вентиляцию через карнизный свес возможно и в первом, и во втором случае. Наличие выноса не является препятствием. Фронтонные свесы выполняют защитную функцию, оберегая стены здания от атмосферных явлений.

Подшивка под свес является стандартной составляющей узла, которая учитывается еще на стадии планирования. Стоит отметить, что варианты узлов могут быть разными, однако каждый из них предусматривает наличие подшива.




Обратите внимание, что производят подшивку разных крыш: мансардной, плоской, двухскатной, вальмовой. Какой бы ни была кровля, она должна быть подшита, чтобы гарантировать не только наилучшие эстетические, но и функциональные показатели. Не каждый вариант имеет фронтонные подшивы. Например, четырехскатная или плоская крыши обходятся только карнизными, так как фронтонов не имеют.



Прямо по стропилам

Подшивка свесов прямо по стропилам – наиболее простой способ устройства. Он используется преимущественно для кровель с малыми углами скатов (до 30 градусов). Выполнить подобную подшивку сможет даже новичок.

Технология заключается в следующем:

  • из брусков или досок изготавливают дополнительную обрешетку, по которой в дальнейшем будет выполняться подшивка;
  • обрешетка прикручивается к стропилам, располагают ее параллельно стене.

Имейте в виду, что свес обязательно должен выступать за стены на 40-50 см. Если величина больше или меньше, предпочтительно выбрать иной способ подшивки.



Важным условием является нахождение свесов в одной плоскости: если они колеблются по высоте относительно земли, то лучше предпочесть другой способ подшивки. К тому же ровные свесы подшить намного проще, ведь не придется собирать подшивку из кусков. Достаточно будет использовать цельную доску или брусок.

Для облегчения монтажа специалисты советуют использовать веревку. Так, вначале подшиваются угловые элементы свесов, потом между ними натягивается веревка, и дальнейший монтаж производится уже по ней. По веревке можно сразу оценить ровность подшивов, их одинаковость, а это в большой степени влияет на общую эстетику всего вида крыши.

Читайте также: