Карточки по химии 9 класс металлы

Обновлено: 15.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия натрия и цинка с веществами: хлором, водой, соляной кислотой.

Рассмотрите одну из реакций в свете ОВР.

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме

Превращение 3 рассмотрите в свете ТЭД.

3. При взаимодействии 12 г магния с соляной кислотой выделилось 10 л водорода. Вычислите выход продукта в процентах.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

1. Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия лития и меди с веществами: хлором, водой, соляной кислотой.

3. При термическом разложении 10 г известняка было получено 1,68 л углекислого газа. Вычислите выход продукта в процентах.

1. Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия кальция и железа с веществами: хлором, водой, соляной кислотой.

3. При взаимодействии 23 г натрия с водой выделилось 8,96 л водорода. Вычислите выход продукта в процентах.

1. Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия калия и магния с веществами: хлором, водой, соляной кислотой.

3. При взаимодействии 60 г кальция с водой выделилось 30 л водорода. Вычислите выход продукта в процентах.

1. Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия магния и алюминия с веществами: кислородом, бромом, разбавленной серной кислотой.

3. При взаимодействии 130 г магния с серной кислотой выделилось 50 л водорода. Вычислите выход продукта в процентах.

1. Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия меди и магния с веществами: кислородом, йодом, разбавленной серной кислотой.

3. При термическом разложении 10 г карбоната кальция было получено 1,68 л углекислого газа. Вычислите выход продукта в процентах.

1. Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия железа и цинка с веществами: кислородом, хлором, разбавленной серной кислотой.

Превращение 2 рассмотрите в свете ТЭД.

3. При взаимодействии 46 г натрия с водой выделилось 15 л водорода. Вычислите выход продукта в процентах.

1. Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия бериллия и железа с веществами: кислородом, бромом, разбавленной серной кислотой.

Дидактические карточки контрольной работы 9 класс тема "Металлы"

Дидактические карточки контрольной работы 9 класс тема

Дидактические карточки контрольной работы 9 класс тема "Металлы" по УМК О.С. Габриеляна. Дидактический материал составлен для проверки знаний при завершении изучения темы "Металлы", карточки могут также использоваться для промежуточного контроля умения давать характеристику химическому элементу и умения решать базовые типы задач..

Дидактические карточки Контрольная работа по теме «Металлы» 9 класс УМК О.С.Габриелян Билет №1 1. Характеристика химического элемента кальция 2. Запишите химические свойства простого вещества железа 3. При взаимодействии 54 г алюминия с соляной кислотой было получено 63,84 л водорода. Сколько это составляет процентов от теоретически возможного. Билет №2 1. Характеристика химического элемента натрия 2. Запишите химические свойства простого вещества кальция 3. При взаимодействии 540 г алюминия с соляной кислотой было получено 638,4 л водорода. Сколько это составляет процентов от теоретически возможного. Билет №3 1. Характеристика химического элемента бария 2. Запишите химические свойства простого вещества алюминия 3. Определить объем водорода, который может быть получен при взаимодействии с водой 50 г кальция, если выход составляет 80% от теоретически возможного. Билет №4 1. Характеристика химического элемента алюминия 2. Запишите химические свойства оксида натрия 3. Определить объем водорода, который может быть получен при взаимодействии с водой 500г кальция, если выход составляет 70% от теоретически возможного. Билет №5 1. Характеристика химического элемента железа 2. Запишите химические свойства оксида калия 3. Определить объем водорода, который может быть получен при взаимодействии с водой 10г кальция, если выход составляет 60% от теоретически возможного. Билет №6 1. Характеристика химического элемента магния 2. Запишите химические свойства гидроксида натрия 3. Определить объем водорода, который может быть получен при взаимодействии с водой 15г кальция, если выход составляет 90% от теоретически возможного. Билет №7 1. Характеристика химического элемента калия 2. Запишите химические свойства гидроксида алюминия 3. Определите количество вещества гашеной извести, которое может быть получено из 100г известняка, содержащего 2 % примесей, если выход продукта составляет 70 % от теоретически возможного. Билет №8 1. Характеристика химического элемента лития 2. Запишите химические свойства оксида магния 3. Определите количество вещества гашеной извести, которое может быть получено из 10г известняка, содержащего 2 % примесей, если выход продукта составляет 90 % от теоретически возможного. Билет №9 1. Характеристика химического элемента бериллия 2. Запишите химические свойства оксида кальция 3. Определите количество вещества гашеной извести, которое может быть получено из 25г известняка, содержащего 24% примесей, если выход продукта составляет 90 % от теоретически возможного. Билет №10 1. Характеристика подгруппы щелочных металлов 2. Запишите химические свойства оксида железа (2) 3. Определите массу гашеной извести, которая может быть получена из 100г известняка, содержащего 2 % примесей, если выход продукта составляет 80 % от теоретически возможного. Билет №11 1. Характеристика подгруппы щелочно­земельных металлов 2. Запишите химические свойства гидроксида кальция 3. Вычислите объем воздуха, который потребуется для сжигания 36 г магния (объемная доля кислорода в воздухе 0,21) Билет №12 1. Объясните каким образом изменяются металлические свойства в главных подгруппах и периодах. 2. Запишите химические свойства гидроксида алюминия 3. Вычислите объем кислорода, который потребуется для сжигания 189 г магния, содержащего 5% примесей (объемная доля кислорода в воздухе 0,21) Билет №13 1. Что вы знаете про сплавы и их применение в промышленности. 2. Запишите цепочку превращений: Fe­FeSO4 –Fe(OH)2 – FeO­Fe 3. Определите количество вещества гашеной извести, которое может быть получено из 20г известняка, содержащего 2 0% примесей, если выход продукта составляет 40% от теоретически возможного. Билет №14 1. Чем опасна коррозия металлов 2. Запишите цепочку превращений: Ве­ВеО–Вe(NO3)2 – Be(OH)2 –K2BeO2­ BeSO4 3. Определите массу гашеной извести, которое может быть получено из 30г известняка, содержащего 3 % примесей, если выход продукта составляет 50 % от теоретически возможного. Билет №15 1. Каковы физические свойства металлов 2. Запишите цепочку превращений: Na­Na2О2– Na2О – Na OH–Na 2SO4 3. Вычислите объем кислорода, который потребуется для сжигания 200 г магния, содержащего 15% примесей (объемная доля кислорода в воздухе 0,21) Билет №16 1. На каких свойствах основано применение металлов в промышленности. 2. Запишите химические свойства оксида железа (3) 3. Определите массу гашеной извести, которая может быть получена из 1т известняка, содержащего 25 % примесей, если выход продукта составляет 80 % от теоретически возможного. Билет №17 1. Характеристика подгруппы щелочно­земельных металлов 2. Запишите химические свойства гидроксида бария 3. Вычислите объем воздуха, который потребуется для сжигания 720 г магния, содержащего 40 % примесей (объемная доля кислорода в воздухе 0,21)

Комплект тестовых заданий по химии "Раздел ""Металлы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа базового курса химии отражает современные тенденции в школьном химическом образовании. Изучение основ общей химии позволяет сформировать у обучающихся представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии. В данную методическую разработку входит комплект тестовых заданий по химии "Раздел "Металлы"".

Просмотр содержимого документа
«Комплект тестовых заданий по химии "Раздел ""Металлы"»

Комплект тестовых заданий по химии "Раздел ""Металлы"

Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства

Пояснительная записка

Программа базового курса химии отражает современные тенденции в школьном химическом образовании. Изучение основ общей химии позволяет сформировать у обучающихся представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:

о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);

химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восста новительных процессах.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

2.Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

3.Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

4.Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

5.Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

вещество; атом, радиус атома, молекула, химический эле­мент; простое и сложное вещество; валентность; химическое количество вещества; типы химических реакций; реакция нейтрализации; индикатор; катализатор;
амфотерность; аллотропия; периодическая система хими­ческих элементов (период, группа); относительная атомная мас­са; строение атома; нуклид; изотопы; орбиталь; электронный слой; валентные электроны; химическая связь, ковалентная связь (полярная и неполярная); электронная и графическая (структурная) формулы; кратность связи; электроотрицатель­ность; ион, ионная связь; металлическая связь; межмолекулярное взаимодействие; водородная связь; диполь; молекуляр­ное и немолекулярное строение вещества; формульная едини­ца; атомные, ионные, металлические, молекулярные кристаллы; степень окисления; восстановитель, окислитель, восстановление, окисление; смеси; раствор; растворимость вещества; электро­литы и неэлектролиты; анион, катион; ионные реакции; корро­зия; жесткость воды; относительная плотность газа; сильные и слабые электролиты; степень электролитической диссоциа­ции; водородный показатель (pH); скорость химической реак­ции; химическое равновесие; электрохимический ряд напря­жений металлов;

Закономерности, законы, теории:
закон сохранения массы веществ; взаимосвязь между основ­ными классами неорганических соединений;
периодический закон Д. И. Менделеева; периодическая система химических элементов; закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по группам и периодам;
теория электролитической диссоциации; условия протека­ния реакций ионного обмена в водных растворах;
закон Авогадро, закон объемных отношений; закон постоян­ства состава; зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, давления, температуры, катализатора; условия установления и смещения химического равновесия;
Величины, единицы, постоянные:
атомная единица массы; моль; относительная атомная мас­са; относительная молекулярная масса; массовая доля хими­ческого элемента; постоянная Авогадро; молярный объем газа (н. у.); химическое количество вещества;
относительная формульная масса; растворимость; массовая доля растворенного вещества;
атомный номер; массовое число; коэффициент раствори­мости; водородный показатель (pH), молярная концентрация.
Учащиеся должны уметь:
Называть:
вещества по химическим формулам; классы неорганичес­ких соединений; признаки и условия протекания химических реакций; тип химической реакции;
тип химической связи; катионы и анионы;
формулировки законов: сохранения массы веществ, постоян­ства состава, Авогадро, объемных отношений, периодического Д. И. Менделеева;
факторы, влияющие на скорость химических реакций; при­меры необратимых и обратимых химических реакций; физи­ческие и химические свойства изученных металлов, неметаллов, кислотных, основных, амфотерных оксидов, оснований, амфо- терных гидроксидов, кислот, солей, аммиака; сильные и слабые электролиты; качественные реакции на катионы Са 2+ , NH4 + , Ва 2+ , Cl - , SO4 2- , СO3 2- , строительные материалы на основе при­родных оксидов и солей;

Определять:
качественный и количественный состав соединения по хи­мической формуле; принадлежность вещества к определенному классу неорганических соединений по химической формуле;
вещество-окислитель и вещество-восстановитель по уравне­нию окислительно-восстановительной реакции;
неорганические соединения (экспериментально по качест­венным реакциям);
валентность и степень окисления химического элемента по формуле соединения; тип химической связи (между щелочным металлом и галогеном; водородом и типичным неметаллом; между атомами неметаллов- с различными значениями электро­отрицательности; в простых веществах); тип химической реак­ции по уравнению;
Различать:
неорганические соединения различных классов по форму­лам; типы химических реакций по уравнениям;
вещества с различным типом химической связи по формулам; карбонаты, хлориды и сульфаты (экспериментально);
Составлять:
схемы заполнения электронами электронных слоев атомов химических элементов первых трех периодов периодической системы; уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций;
формулу неорганического соединения по названию вещест­ва; графические (структурные) формулы веществ молекулярно­го строения; уравнения реакций, характеризующие химические свойства изученных веществ и способы их получения;
Характеризовать:
физические и химические свойства неорганических соеди­нений различных классов; взаимосвязь между классами неор­ганических соединений;
межмолекулярное взаимодействие; раствор; растворитель, растворенное вещество; растворимость; кислоты, щелочи, соли как электролиты;
химические элементы по положению в периодической си­стеме и строению атомов; закономерности изменения свойств атомов химических элементов и образуемых ими веществ (про­стые вещества, водородные соединения, оксиды, гидроксиды) на основе положения элемента в периодической системе; физические и химические свойства металлов и неметаллов; способы получения металлов; области практического использования не­органических веществ; объяснять:
физический смысл атомного номера, номера периода и но­мера группы (для групп А); физический смысл периодического закона; закономерности изменения свойств атомов химических элементов для элементов первых трех периодов; электропро­водность растворов электролитов;
механизмы образования химической связи: ионной, кова­лентной (обменный и донорно-акцепторный), металлической; зависимость скорости химической реакции от различных фак­торов (природа реагирующих веществ, концентрация, темпе­ратура, давление, катализатор); сущность химического равно­весия и условия его смещения; механизм процесса электроли­тической диссоциации; причины коррозии металлов и возмож­ности ее предупреждения;
Анализировать:
результаты лабораторных опытов, практических работ; учеб­ную информацию; применять:
изученные понятия и законы при характеристике состава и свойств веществ, химических реакций, способов получения веществ; правила безопасного поведения при обращении с ве­ществами, химической посудой, лабораторным оборудованием и приборами;
Обращаться:
с неорганическими веществами, химической посудой, лабора­торным оборудованием, приборами;
Проводить:
математические вычисления при решении расчетных задач; химический эксперимент;
Пользоваться:
учебником; инструкцией по правилам безопасного поведе­ния в химическом кабинете; инструкцией при выполнении химического эксперимента.

Раздел «Металлы»

Тема №1 «Общие представления о металлах»

Цель: проверить уровень остаточных знаний по теме «Металлы» ( строение атомов, тип связи и тип кристаллической решетки, физические свойства металлов)

1. Даны утверждения:

А. металлические свойства атомов связаны со способностью отдавать электроны

Методическая разработка "Контрольно-измерительные и дидактические материалы по химии по теме "Металлы"

Данная методическая разработка состоит из трех разделов: контрольно-измерительные материалы, дидактический материал и сборник задач.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме Металлы»

Методическая разработка

по химии для 9 класса по разделу «Металлы»

составила учитель биологии и химии

МОУ «Зенинская СОШ»

Пушкарева Т.В.

Актуальность методической разработки заключается в том, что она позволяет провести контроль знаний и умений всех учащихся в классе, закрепить изученную тему, дифференцированно подойти к проверке знаний. Задания составлены в той последовательности, в которой излагается материал в учебнике. На каждом уроке есть возможность использовать различные формы и методы проверки и закрепления знаний.

Новизна методической разработки

Методическая разработка составлена и впервые опробована на базе МОУ «Зенинская СОШ» учащимися 9 класса, изучающих химию по учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман для общеобразовательных организаций . При составлении заданий учитывались способности и возможности учащихся в классе.

Методическая разработка состоит из трех разделов: контрольно – измерительные материалы, дидактический материал и сборник задач по теме «Металлы». Это позволяет провести диагностику знаний учащихся по изученному параграфу, провести проверку всех учащихся класса в течение урока. Задания составлены таким образом, что учащиеся могут проверить свои знания по всем ключевым вопросам главы «Металлы» как базовом уровне, где необходимо только воспроизведение, так и на усложненном уровне, требующий умение анализировать, сравнивать, применять творческие и умственные способности.

Материалы данной методической разработки можно использовать на разных этапах учебного процесса: закрепление изученного материала, проверка домашнего задания, подведение итогов знаний учащихся по разделу «Металлы» . Данная методическая разработка позволяет проверить знания учащихся 11 класса по разделу «Металлы». При разработке контрольно-измерительных материалов учитывала возможность использования их при подготовке к ГИА по теме «Металлы». Задания построены так, что имеется задание с выбором ответа, задания на соответствие и задание повышенного уровня, где необходимы знания и логическое мышление.

Дидактический материал содержит карточки по разным темам , позволяет выработать навыки в написании уравнений реакций и дает возможность выполнять задания при подготовке к итоговой аттестации.

Сборник задач содержит задачи , где используются химические реакции по теме «Металлы». Кроме того, задачи подобраны так, чтобы к концу изучения материала ребята повторили основные типы задач, изучаемые в 9 классе.

Итоговый тест можно использовать для проведения контрольного среза по теме.

Дидактический материал содержит карточки, в которых собраны химические свойства металлов со всего раздела «Металлы» и позволяет проверить знания учащихся по изученному разделу и закрепить материал.

Методические инструменты

Знание типовых конструкций тестовых заданий, позволяет ученикам усовершенствовать навыки самоконтроля, способствующие мобилизации в решающей ситуации, овладению эмоциями, развитию навыков мыслительной деятельности. Регулярно проводимое тематическое тестирование учащихся, позволяет определить пробелы в знаниях учащихся по теме .

Технология проблемного обучения

Эта технология представлена системой проблемных задач химических реакций различного уровня сложности, решая их, учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций, решение проблемных заданий разной степени сложности

1.Контрольно-измерительные материалы для оценки результатов освоения программы по химии обучающимися по теме «Металлы»

Целью разработки контрольно-измерительных материалов является установление соответствия уровня подготовки учащихся 9 класса при изучении главы «Металлы» требованиям уровню подготовки учащихся, предусмотренных рабочей программой по химии, определенных ФГОС

Задачи контрольно-измерительных материалов:

- дифференцированный подход к контролю знаний и умений учащихся 9 класса по теме «Металлы», учитывая , что в классе обучаются дети с разным уровнем подготовки и различными творческими способностями;

- управление процессом приобретения учащимися 9 класса необходимых знаний и умений по теме «Металлы»;

- быстрая оценка знаний учащихся в течение урока в процессе изучения химии радела «Металлы», выделяя положительные и отрицательные результаты, с низким и высоким уровнем подготовки учащихся.

- обеспечение соответствия результатов обучения учащихся 9 класса требованиям к уровню подготовки учащихся через использования инновационных методов обучения.

Назначение контрольно-измерительных материалов

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня подготовки учащихся 9 класса по химии по теме «Металлы».

Время выполнения работы.

На выполнение теста отводится 15 минут, на выполнение итогового теста 45 минут.

Содержание и структура диагностической работы.

Каждый тест состоит из 2-х вариантов. Каждый вариант диагностической работы состоит из 5 заданий. Задания подобраны дифференцированно.

Задания А с выбором одного ответа из четырех. Задания В на соответствие, установление последовательности. Базовый уровень. Задание С направлено на решение уравнений, задач. Творческий уровень.

Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице.

Число заданий в варианте

Электронное строение атома металла, заряд ядра атома, химическая связь, способы получения металлов

Физические и химические свойства металлов, продукты реакции

Превращение схемы в уравнения реакций. Запись химических реакций, расстановка коэффициентов. Решение задач

Система оценивания.

1. За правильно выполненные задания А1 – А3 ставится 1 балл, если ответ учащегося совпал с эталоном ответа .

2. За выполнение задания В ставится 2 балла, если неправильно указан 1 ответ, то ставится 1 балл.

3. За выполнение задания С ставится максимум 3 балла. Если выполнены правильно уравнения реакций или дается развернутое пояснение это 3 балла, если допущены ошибки в одной реакции или нет развернутого пояснения , то оцениваем в 2 или 1 балл.

Максимальный балл за выполнение работы 8 баллов.

4-5 баллов (38% -50%) – «3»

6-7 баллов (63% - 75%) – «4»

8 баллов ( 88% - 100%) – «5»

Тест 1 Положение элементов в периодической системе химических элементоы Д.И.Менделеева. Химическая связь. Физические свойства металлов

А1. Элементы Ca, Sr, Ba расположены в порядке:

Усиления металлических свойств

Усиления неметалличнских свойств

Ослабления металлических свойств

Свойства металлов не изменяются

А2. Для металлов характерна химическая связь:

А3. Для металлов характерно распределение электронов по энергетическим уровням:

Обобщение по теме «Металлы» 9 класс

Знать: общие сведения о металлах, строение их атомов, способы получения, свойства и области применения.

Уметь: составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах, правильно подбирать коэффициенты используя метод электронного баланса; грамотно организовывать и проводить химические эксперименты.

Воспитывать: толерантное отношение друг к другу при работе в парах, умение адекватно оценивать работу товарищей, любовь к предмету, стремление использовать дополнительную литературу, соблюдать правила техники безопасности.

Оборудование: портрет Берцелиуса, карточки индивидуального опроса, таблица Д.И. Менделеева на ИК лучах, кодоскоп, ПК. Оборудование для химического эксперимента.

«Все моё», - сказало злато;

«Все моё», сказал булат.

«Все куплю», - сказало злато;

«Все возьму», - сказал булат.

Организационный момент

Отметить отсутствующих на уроке.

Мы заканчиваем изучение курса неорганической химии и уже на ближайших уроках займемся рассмотрением нового раздела химической науки – органической химии. Но прежде нам необходимо вспомнить основные вопросы, изученные в этом учебном году.

Еще Йенс Якоб Берцелиус условно разделил все известные тогда химические элементы на металлы и неметаллы. Это деление весьма условно. Но именно эти химические элементы образуют простые вещества неметаллы и металлы.

Семь металлов создал век

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро…

Дал нам Космос на добро.

Злато, олово, свинец…

Сын мой сера – их отец.

И еще ты должен знать,

Всем им ртуть - родная мать.

Именно металлам мы посвятим сегодняшний урок.

Обратим внимание на эпиграф, записанный на доске. Прочитайте его внимательно и в конце урока мы прокомментируем эти слова.

Далее учащимся объявляются цели урока.

Запишем тему урока (тема предварительно написана на доске). ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ»

Повторение пройденного материала

Учащиеся принимают участие в комплексном опросе

4 человека идут к доске, у каждого карточка с заданием

1 – Дать характеристику химических свойств металла натрия.

2 - Дать характеристику химических свойств металла магния.

3 - Дать характеристику химических свойств металла алюминия.

4 - Дать характеристику химических свойств металла железа.

Первый ряд работает по карточкам, выполняя цепочки химических превращений.

Третий ряд решает задачи.

Вам представлены задания трех уровней. Прочитайте и выберите то задание, которое вам выполнить под силу.

На выполнение задания отводится 7 минут.

Средний ряд работает устно, отвечая на вопросы.

Перечислите эпохи развития человеческого общества связанные с названиями металлов и их сплавов.

(век медный, век бронзовый, век железный)

Определите их временные границы.

(4-3 тысячелетия до н.э. – век медный

конец 4 – начало 1 тысячелетия до н.э. – бронзовый век

1 тысячелетие до н.э. – железный век)

Что можно сказать о веке железном?

(век железный продолжается и по сегодняшний день)

Дайте характеристику положения металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

(если провести условную диагональ бор-астат, то химические знаки металлов будут располагаться ниже ее, преимущественно в 1-3 группах, а значит, будут содержать незначительное число электронов)

Работа с кодоскопом (учащийся представляет правильный ответ ссылаясь на длиннопериодный вариант периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева)

Какими свойствами будут обладать металлы, исходя из положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

В каком состоянии встречаются металлы в природе?

(металлы встречаются в самородном виде и входят в состав соединений)

Перечислите основные способы получения металлов.

(пирометаллургический, гидрометаллургический, электрометаллургический и микробиологический)

Какова природа химической связи в кристаллах металлов?

( в кристаллах металлов возникает металлическая химическая связь)

А какие физические свойства обусловливает металлическая связь?

(электро- и теплопроводность, металлический блеск, пластичность и т.д.)

О каком свойстве металлов говорится в начальной строке стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал»? «Миносский бог тебя сковал».

А что такое пластичность?

(пластичность – это свойство вещества менять форму под внешним воздействием и сохранять принятую форму после прекращения этого воздействия)

О каком свойстве металлов говорится в приведенных ниже строках:

«Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров»?

12. Металлический блеск – это результат чего?

(это результат отражения световых лучей)

13.Назовите самый, самый металл.

легкоплавкие – цезий и галлий

А какими еще свойствами обладают металлы?

Учащиеся, которые работали по карточкам, сдают работы.

Обращаем внимание на ответы учащихся у доски, потому как им было необходимо рассказать о строении атома металла и записать его химические свойства.

Учащиеся анализируют ответы у доски.

Ребята, назовите химический элемент из рассмотренных на доске, который образует простое вещество – переходный металл, который образует амфотерный оксид и гидроксид.

А как можно доказать амфотерность, например, гидроксида алюминия.

Проведем опыт (для выполнения опыта привлекается ученик, по его желанию).

Вспомним основные правила техники безопасности, которые необходимо строго соблюдать при выполнении опыта.

Учащиеся обращаются к таблице по технике безопасности, которая представлена на доске.

1. В хлорид алюминия добавим несколько капель гидроксида натрия. Что наблюдаем?

(выпадение белого желеобразного осадка)

2. Разделим его на две части.

3. В первую добавим серную кислоту. Что наблюдаем?

4. Во вторую избыток щелочи. Что изменилось?

5. Запишем уравнения реакций.

6. Сделаем вывод.

( Соединения алюминия: оксид и гидроксид обладают амфотерными свойствами).

А какой из рассмотренных металлов имеет в соединениях переменные степени окисления?

Обратим внимание на цепочку химических превращений, написанную на доске. Она отражает взаимосвязь соединений железа. Осуществим эти превращения.

Разбор одной реакции как ОВР.

Мы уже достаточно времени посвятили свойствам металлов. А насколько хорошо вы усвоили этот материал, покажет графический диктант.

1 вариант литий

2 вариант кальций

3 вариант бериллий

4 вариант калий

Укажите свой вариант.

Вопросы графического диктанта

Является самым легким металлом.

Содержит 1 электрон на внешнем энергетическом уровне.

Его получают электрометаллургическим методом.

При горении в кислороде образует пероксид.

Во всех соединениях имеет степень окисления +2.

На воздухе его поверхность покрывается защитной пленкой.

Его открыл ученый Дэви.

Наличием солей этого металла обусловлена жесткость воды.

В переводе с греческого языка его название означает камень.

Взаимодействует с неметаллами.

Оценка «5» - нет ошибок

Оценка «4» - допущена 1 ошибка

Оценка «3» - допущено 2 или 3 ошибки

Оценка «2» - допущено 4 и более ошибок

А какой еще аспект изучения металлов мы не рассмотрели?
(применение металлов и их практическое использование)

Правильно, применение металлов.

Ребята, представьте себе, что случилось бы с вами, если как-то рано утром проснувшись, вы обнаружили, что все металлы вокруг вас исчезли.

(Ребята предлагают свои версии)

Обобщение по применению металлов

Ежедневно, ежечасно, ежеминутно, ежесекундно мы зависим от металлов.

Ведь мы не только их используем мы еще из них и состоим. Какова же роль металлов для жизнедеятельности человека?

(Выступает учащийся, который представляет информацию о роли металлов в жизнедеятельности человеческого организма)

А есть ли еще области использования металлов? На этот вопрос вы ответите сами.

Класс предварительно мы разбили на несколько групп. Каждой из них было предложено защитить область применения металлов на выбор.

Давайте дадим им слово.

(далее следуют выступления групп учащихся)

Металлы – основа целой отрасли – металлургии

С древних времен металлы использовали для изготовления монет, ювелирных украшений и предметов быта.

Великие художники не представляют себе краски без добавления металлов.

Медь называют металлом песни. Давайте послушаем запись звона колоколов

Вспомните, чьи слова взяты эпиграфом к нашему уроку?

Памятники, как правило, изготовляли из сплава меди – бронзы. В нашем городе очень много памятников. Из каких же металлов и сплавов они изготовлены?

Но металлы это не только созидание, это и разрушение. Война… Как много в этом слове печали, скорби.

Подведем итог сегодняшнего урока.

Какие цели ставились?

Достигли ли мы этих целей?

Что мы для этого делали?

(Мы рассмотрели металлы со всех сторон. Изучили их строение, способы получения, свойства и применение)

А значит, обладаете хорошим теоретическим запасом знаний, которые необходимо правильно применять на практике. В первую очередь, при решении экспериментальных задач.

IY. Контроль за усвоением знаний

У вас на столах карточки с заданиями для проведения опыта и к ним приложена инструкция по его выполнению. Ознакомьтесь с ней и проведите эксперимент. Выберите из предложенных пробирку, которую необходимо.

(Учащиеся проводят эксперимент индивидуально)

Давайте составим из полученных букв, написанных на пробирках слова. Прочитав, их вы узнаете, что вас ждет на следующем уроке.

(к о н т р о л ь н а я р а б о т а).

Домашнее задание

Подготовиться к итоговому тесту по курсу неорганической химии. Написать сочинение-эссе на тему «Металл и человек».

Выставление оценок (с комментариями).

YI. Итог урока

Обратимся к эпиграфу. Как вы можете прокомментировать эти слова А.С.Пушкина? Как они относятся к нашему времени?

(учащиеся предлагают свои версии)

Есть человеческие ценности, которые ни золотом не купить, ни оружием не взять. Это честность, доброта, любовь, а самое главное знания. И обладающими всеми этими качествами я хочу видеть своих учеников.

Задачи по теме «Металлы»

Первый уровень

При взаимодействии 23 г натрия с водой был получен водород (н.у.) Рассчитайте объем выделившегося водорода.

Второй уровень

При взаимодействии 23 г натрия с водой было получено 10 л водорода (н.у.). Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?

Третий уровень

При взаимодействии 23 г натрия, содержащего 10% примесей с водой было получено 10 л водорода (н.у.). Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?

Какой объем углекислого газа пропустили через «известковую воду», если при этом выпало 15 г осадка?

Какой объем углекислого газа пропустили через «известковую воду», если при этом выпало 15 г осадка, что составляет 75 % от теоретически возможного?

Сколько граммов 2 %-ного раствора гидроксида кальция потребовалось для реакции с углекислым газом, если при этом выпало 15 г осадка, что составляет 75 % от теоретически возможного?

Химический эксперимент

Вам предложены хлориды бария и натрия. Определите соль бария.

Ход выполнения эксперимента

Вспомните основные правила техники безопасности при выполнении опыта на распознавание веществ.

Проведите качественную реакцию на один из известных вам ионов.

Сделайте вывод по признаку химической реакции.

Выберите пробирку с необходимым веществом.

Вам предложены бромиды алюминия и натрия. Определите соль алюминия.

Вам предложены сульфаты цинка и калия. Определите соль цинка.

КАРТОЧКА 1

Запишите уравнения реакций для переходов

Fe---- ? ---Fe(OH)2--- FeO---Fe

AI---?---AICI3---?---AI(NO3)3

AI---? ---AICI3---AI(OH)3---AI(NO3)3--- тетрагидроксоалюминат натрия

Читайте также: