Клеймо на металлических изделиях

Обновлено: 21.05.2024

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран видно, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. У каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct. Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999.

Клейма - история и как их читать, фото № 1

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 36 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999.

Клейма - история и как их читать, фото № 2

Клейма - история и как их читать, фото № 3

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке.

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Клейма в Германии

В Средние века в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, это помогало им решать разные трудности, вести свои производственные дела. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

В 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма - история и как их читать, фото № 4

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Нужно было вести учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. Развитие королевского двора требовало денег. Введение налогов с ювелиров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма - история и как их читать, фото № 5

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже понадобилось отдельное здание, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Клейма - история и как их читать, фото № 6

Клейма - история и как их читать, фото № 7

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

В Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Клейма - история и как их читать, фото № 8

Клейма - история и как их читать, фото № 9

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

Клейма - история и как их читать, фото № 10

Клейма - история и как их читать, фото № 11

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г. Иногда на советских изделиях встречаются дополнительные клейма "Урал", "Сделано в СССР", а на именнике вместо букв бывают маленькие пиктограммы.

Клейма - история и как их читать, фото № 12
Клейма - история и как их читать, фото № 13

Клейма - история и как их читать, фото № 14

Клейма - история и как их читать, фото № 15

С 1979 по 1990 год к именнику добавили точку, он стал выглядеть вот так «.9КХК» (1979 год). Далее, одну точку заменили две вертикальные «:2МФ» (1992 год).

Что интересно, после распада СССР многие заводы в России, Украине, Эстонии еще долго ставили пятиконечную звезду, в то время как более прогрессивные ставили тризуб (Украина), девушку в кокошнике (Россия).

Заключение

Когда вы берете предмет в руки, зачастую, самое интересное скрывается на спинке: в укромном уголке, на игле, на застежке. Именно клейма приходят нам на помощь в оценке предмета. Они отвечают на массу вопросов: где произведена вещь, когда, какой металл в ней, какого он качества. Эти детали часто могут формировать наше представление о вещи больше, чем внешность. И это справедливо, ведь клеймо бывает уникальным, таким, которое говорит об исторической перипетии. А в тандеме с мастерской работой, или уникальными вставками, неповторимым стилем эпохи, могут создать всесторонний локальный шедевр.

Клейма - история и как их читать, фото № 16
Клейма - история и как их читать, фото № 17

Клеймо на серебряном кольце из Польши Клеймо на серебряной подвеске из Мексики

Клейма - история и как их читать, фото № 18
Клейма - история и как их читать, фото № 19

Клеймо на серебряной броши из Ирландии Клеймо на серебряном кольце из Финляндии

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

49) Клеймо «ВЗ» — ОАО «Воткинский завод» г. Воткинск, ул. Кирова, 2 .
50) Клеймо «БиЗ» — Белгородский инструментальный завод.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

51) Волгоградский инструментальный завод
52) Клеймо «ВЗ», «ВЗТДН» — Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

55) ОАО «Тракторная Компания «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ)
56) Волгоградский завод «Красная заря»

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

57) Вологодский механический завод (ВМЗ)
58) Серпуховской напилочный завод им. Сольца Ныне Серпуховский инструментальный завод (СИЗ ТВИНТОС)

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

59) Выксунский Металлургический Завод
60) ОАО «Воронежский механический завод»

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

61) ОАО «Мытищинский приборостроительный завод»
62) Волжский механический завод

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

63) Клеймо «ИСМА» — Абразивный завод «Исма» г. Иваново
64) Клеймо «ПНППК» — Пермская НППК

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

65) Кировский завод им. Лепсе
66) Московский завод режущих инструментов «Фрезер» основан в 1932 году.
В 1941 эвакуирован в Томск, где на его базе образован Томский инструментальный завод.
после ВОВ вернулся в Москву и восстановил свои производственные мощности, но в 2004 оказался на грани банкротства и был закрыт.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

67) Тумботинский ОАО «Медико-инструментальный завод им. М. Горького» Основан в 1884 году.
68) Клеймо «ПМЗ» — Псковский механический завод

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

69) Клеймо «М», «ЛМ» — Ленинградский завод Металлоизделий
70) Клеймо «ЗТЛ» — Литейный завод «Центролит». Рязань
С 1997г. — ОАО «Завод точного ЛИТЬЯ»

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

71) ОАО «Металлист-Самара»
72) Механический завод В.Т.Однеръ. С 1874 г.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

73) Клеймо «МЗ КИРОВ» — Кировский механический завод
74) Клеймо «ГИ» — Фабрика Геоинструмент ст.Луговая Савеловской линии ж.д.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

75) Клеймо «Р» — Рославльский завод алмазных инструментов. Смоленская область, г. Рославль
76) Клеймо «ММЗ» — МИАССКИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫИ ЗАВОД

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

77) Клеймо «И.З.» , «ИЖ», «иж СТАЛЬ», «иж СТАЛЬ ТНП», «ИЖЕВСКИЕ ЗАВ.», «ИЖЕВ.З.», «ИЖМАШ», — Завод стрелкового вооружения ООО «ИжСталь-ТНП», г. Ижевск. Перед войной Он обозначался как «Завод N180», ныне это — Ижевский машиностроительный завод. В 1939 году завод N180 был разделен на два завода — металлургический N71 и машиностроительный N74.

78) Ижевский оружейный — Государственный союзный оружейный завод N622 — Ижевскии механический завод.
ФГУП Ижевский механический завод «Байкал».

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

79) Клеймо «1 ГП3» — Государственный подшипниковый завод-1 (ГП3-1)
14 марта 1929 года Высшим советом народного хозяйства страны принимается решение о строительстве в Москве первого в своём роде завода по производству подшипников.
В марте 1932 года — 1 ГПЗ, сейчас — ОДО «Московский подшипник». В годы Великой Отечественной войны по проектам 1 ГПЗ были созданы крупные подшипниковые заводы в восточной части страны.
В городах: Куйбышеве — 4 ГПЗ, Саратове — 3 ГПЗ, Томске — 5 ГПЗ, в Свердловске — 6 ГПЗ.

80) Клеймо «2 ГП3» — Государственный подшипниковый завод-2 (ГП3-2)
2-ой ГПЗ ведет свою историю от, созданного в 1916 году по инициативе Эммануила Нобиля, Русского Акционерного общества «Шарикоподшипник СКФ». После национализации в 1918 году переименовано во Второй Государственный подшипниковый завод. С 1939 года завод входил в состав НКСМ
(Народный комиссариат среднего машиностроения СССР). В настоящее время носит название ОДО «ГП3-2». (Москва)

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

81) Клеймо «ГП3-3» — Государственный подшипниковый завод-3 (ГП3-3) г. Саратов.
В 1934 г. было принято решение о строительстве завода в Саратове, а уже спустя семь лет на предприятии были собраны первые подшипники. Новый завод получил наименование Третьего Государственного подшипникового завода (ГП3-3).
В годы Великой Отечественной войны саратовский завод был единственным производителем подшипников на территории СССР. 28 октября 1944 г. ГП3-3 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. После окончания войны
началось активное развитие предприятия. Этот процесс проходил без остановки производства, и завод успешно справился с поставленными производственными задачами. Строились новые корпуса, развивалось производство, осваивался и наращивался выпуск новых типов продукции. Заводу принадлежал приоритет в освоении и организации производства многих подшипников, в том числе шарнирных, крупногабаритных железнодорожных, особо точных, игольчатых, подшипников с пониженными акустическими характеристиками и многих других. В 1971 г. завод получает звание «Предприятие высокой культуры производства», а в 1982 г. в честь 50-летия подшипниковой промышленности он был признан лучшим предприятием отрасли. С 01 июля 2007 г. ОДО «Саратовский подшипниковый завод» вошло в состав Европейской подшипниковой корпорации.

82) Клеймо «ГПЗ 4», «СПЗ 4», «9 ГПЗ» — Государственный подшипниковый завод-4 (ГП3-4) г. Самара.
В Самаре расположено несколько подшипниковых заводов. Это: 9 ГПЗ, СПЗ 4, Завод приборных подшипников, Завод авиационных подшипников.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

83) Волжский подшипниковый завод N15 — ОАО «ВПЗ»

84) Вологодский подшипниковый завод (23 ГПЗ)
Основан в 1967 гаду, а первый подшипник выпущен в начале 1971 года. Практически сразу же основным потребителем молодого предприятия стал крупный автогигант — ВАЗ, а затем и другие промышленные объекты страны. 70-е и 8О-е годы ознаменованы расширением завода и перечня выпускаемой продукции, который был доведен до нескольких сот наименований. Завод довольно успешно пережил время Перестройки, в 1994 году была внедрена в действие системы качества АО «Вологодский подшипниковый завод».

Обзор всех 10-ти известных способов маркировки изделий из металла: плюсы и минусы

узор, текст, рисунок, указывающие на эксклюзивность и оригинальность.

Качественную маркировку нельзя стереть, подделать, если кто-то и пытается сделать, то это крайне трудно, заметно и очень дорого.

Существует 10 популярных способов нанесения буквенно-цифровой, художественной информации на металл:

  • Ударно-точечный
  • Фрезерный
  • Лазерный
  • Электрохимический
  • Электроискровый
  • Каплеструйный
  • Термотрансферный
  • Шелкография
  • Металлофото
  • Ультрафиолетовая печать

Механический способ нанесения рисунка, цифр, букв выполняется путем точечного удара по металлу по заданной траектории. С одной стороны, получается углубление, а с другой ー выпуклость. Метод имеет и другое название ー иглоударная маркировка.

● Относительно недорогая стоимость оборудования;

● Возможна работа по горячей поверхности, в цехах горячего проката, на машинах непрерывного литья заготовок. Когда температура этих полуфабрикатов достигает более 100 градусов;

● Можно быстро получить глубину маркировки до 1-2 мм;

● Есть компактные ручные мини-версии: виброкарандаш, игольчатый пистолет можно использовать под индивидуальную гравировку на тонком металле;

● Удобно маркировать серийные номера, штрих- и QR коды, дата матрикс, которые генерирует программа в автоматическом режиме.

● Подходит для мелко- и среднесерийного производства. Для кого-то это плюс, но если речь идет о серийной маркировке от 500 изделий за смену – иглоударник труднее автоматизировать;

● Необходимы разные иглы под разные материалы (различная сила удара, толщина маркерной иглы влияет на рисунок), частая замена пружин, опускающих и возвращающих иглы, смазывающих жидкостей. Одной иглы хватает на 1-6 месяцев, в зависимости от интенсивности работы, цена в среднем около от 6000 до 38 000 рублей.

Другой вид механической маркировки. Технология заключается в срезании верхнего слоя металла вращающейся фрезой. За счет изменения глубины воздействия получаются выпуклые изображения.

● Объемные рисунки, логотипы.

● Необходимость надежной фиксации детали в процессе работы;

● Используются чаще твердосплавные фрезы, которые являются дорогим расходным материалом (500-1000 руб);

● Для изделий с достаточной толщиной металла;

● Есть отходы производства - стружки.

Электрический ток, проходит через электролит (солевой раствор, побуждающий заряженные электроны двигаться быстрее) и травлением оставляет след на металле. Изображение соответствует трафарету, который плотно прилегает к металлической поверхности.

На нержавейке можно наносить белую маркировку (при постоянном токе) и черную (при переменном).

● Самый простой способ;

● Подходит для всех металлов.

● Нечеткие размытые границы, что неприемлемо для мелких изображений, но допустимо для крупных;

● Затраты на изготовление трафаретов. Цена на трафареты от 500 до 10 000 рублей в зависимости от сложности;

● за 1 штуку. Один трафарет используется порядка 200 раз, потом надо заказывать новый.

Под воздействием высокого тока плавится верхний слой и остается характерный темный след на металле. Для работы на станке деталь фиксируют, покрывают ее специальной тонкой пленкой с аппликацией, на расстоянии искрообразования печатающая головка вибрирует под напряжением тока и наносит маркировку, выплавляя искрой 0,1-10 мкм металлической поверхности.

● Простота использования (похоже на работу с выжигателем по дереву);

● Работа с тонкими поверхностями без их деформирования;

● Без дополнительных расходных материалов.

● Невысокая производительность (скорость пермещения маркера до 10 мм/сек);

● Невозможность нанесения цветных обозначений;

● Ограничения по работе в помещении с повышенной влажностью (более 75%);

● Значительный износ электрода (0,05 - 0,22 мм на одну позицию, при длине вольфрамового электрода в 175 мм, цена - 300-800 руб).

Принцип работы каплеструйного маркиратора схож со струйным принтером, только изображение проявляется не на бумаге, а на металле. Краска передается на поверхность как плоскую, так и цилиндрической формы. Разнообразие пигментов может раскрасить разными цветами логотип, штрих-код. Для маркиратора используются чернила и растворитель.

● Быстрое нанесение (до 10 м/с);

● Для разных форм и поверхностей.

● Чувствительность к пыли, не рекомендуются для помещений, где есть взвешенные частицы (мука и т.п.);

● Низкая стойкость маркировки к внешним факторам (трение, жидкости и пр.);

● Большие затраты на расходные материалы: чернила, растворитель, прочее. Многие узлы (фильтры, помпы) надо менять не реже чем 1 раз в год.

Краска наносится на металлическую поверхность посредством нагрева термотрансферной ленты, риббона (красящей ленты). То есть нагретая печатающая головка маркера воздействует на красящий пигмент, он плавится и оставляет отпечаток.

Технология не пользуется популярностью из-за:

● большой расход термотрансферной ленты (на 1 000 маркировок 10*15 см - 3 рулона);

● недостаточно стойкая маркировка, боится высоких температур, их перепадов, механического воздействия.

В основном данный вид маркировки используется на плоских поверхностях, так как изображение переносится через трафарет (мелкозернистая сетка) натянутый на раму. Краска продавливается через эту печатную форму. Перенос рисунка производится на уже окрашенное изделие или необходимо предварительно покрыть его адгезивным составом, обеспечивающим хорошее сцепление частиц жидкой краски и твердого металла.

● Устойчивость маркировки к атмосферным изменениям;

● Насыщенные, яркие изображения.

● Только для плоских поверхностей (ровные, выпуклые);

● Оттиск все же поверхностный, при механическом воздействии или контакте с растворителем рисунок ухудшится;

● Низкая скорость печати, большую долю времени забирает сушка готовых изделий;

● Высокие затраты на расходники: краску, рамы (3 000-5 000 руб/шт), подготовку трафаретов.

Для алюминиевых шильдиков применяется техника металлофото - проявление фоточувствительной соли на поверхности. Рисунок будто внедряется в металл.

Сами шаги очень знакомы любителям фотопечати: пленка с изображением фиксируется на алюминиевую поверхность, далее идет экспозиция, проявление и закрепление, нанесение цветов и погружение объекта в специальный уплотняющий раствор.

● Высокая стойкость цвета к выгоранию от солнца, воздействию растворителей. Нестираемость;

● Яркий результат: разноцветные логотипы, надписи, .

● Печать только на алюминиевых спецпластинах для металлофото;

● Нет белого цвета и полноцвета, только полутона;

● Трудоемкость процесса, что влияет на скорость производства;

● Высокая себестоимость, что особенно чувствительно для малотиражного производства (дорогие пластины из анодированного алюминия).

На обезжиренный металл наносится праймер, краска для УФ-плоттера и рисунок “закрепляется” под действием ультрафиолета, т.к. используемые чернила фотополимеризуются, затвердевают на поверхности. Оборудование для маркировки - струйный UV-принтер

● Способ подходит для любого типа металла, сплавов;

● Быстрый цикл маркировки: прямая печать с компьютера на металл, несколько минут от запуска операции до готовой продукции;

● Высокое качество печати с разрешением до 1400 DPI.

● Устойчивость к влаге, выгоранию.

● Расходный материал. Чернила (6500-9000 руб за 1 литр краски одного цвета, расход 10-20 мл*м2), все узлы, контактирующие с краской: помпа, вайперы, картриджи, уплотнители;

● Ультрафиолетовая печать несет больше декоративную функцию, для промышленного назначения ее минус в том, что рисунок можно “сошкрябать”.

Технологичный и популярный метод для металлических изделий за последние 5 лет. Под воздействием лазерного луча всего 15-20 микрон наносится высокоточная маркировка на любой материал.

● Качественная маркировка: высокое разрешение (до 1 200 DPI) и точное позиционирование (5-7 мкр);

● Применяется для всех видов металла: латунь, медь, алюминий, нержавеющая сталь, титан, легированная углеродистая сталь и т.д.;

● Высокая скорость печати при этом не создается нагрузки на узлы станка;

● Отсутствие расходных материалов, а значит и затрат на них;

● Незаменим для маркировки в труднодоступных местах;

● Энергоэффективное потребление электричества (700-900 Вт);

● Одинаково хорошо маркируются изделия разной формы, размеров, структуры.

● Изначально цена за профессиональный лазерный маркиратор высока, но, как правило, уже через 1 год с небольшим оборудование хорошо окупается, что нельзя сказать с уверенностью относительно других установок, которые требуют больших затрат на расходники, периодическую замену узлов, плановое и внеплановое техобслуживание и гарантийный ремонт

На данный момент, 2021-2022 гг, лазерная маркировка металлических изделий считается самой эффективной как по качеству (точность в 5-7 микрон), так и по экономической составляющей. Купив лазерный маркиратор, можно забыть о постоянных дополнительных тратах на расходные материалы (которые, например, у каплеструйного в год достигают 30% и больше от стоимости оборудования), он не влияет на устоявшуюся скорость конвейерной ленты, а срок эксплуатации в 10 лет - один из самых долгих из маркираторов. Прибор может быть установлен на круглосуточном производстве и выдерживать нагрузки 24/7. Технически использовать его не сложнее других установок, даже легче, так как в основном все делает программа. Задача оператора - подготовить файл-макет и выставить параметры в ПО. Надежность аппарата (ручного, стационарного) как и нанесенной маркировки в разы выше, что напрямую влияет на итоговую стоимость владения в перспективе 3-6 лет и выше.

Кроме лазера можно присмотреться к иглоударной установке. Особенно, если у вас не масштабное производство. Стоимость владения выше чем у лазера (80 000-130 000 руб/год). Есть небольшие расходники, иглы, но им можно делать более глубокую маркировку, быстрее чем на лазере (5 символов/с). Также ударно-точечник берет любой металл, не зависит от его твердости и формы. Он требует меньше ручного труда и косвенных трудозатрат, которые встречаются при работе с другим оборудованием: выбор краски, растворителя, прочистки после печати, отслеживание постоянного наличия риббонов, красящей ленты и термоэтикеток, их замена.

Выбор маркирующего оборудования по металлу широк. Мы постарались честно осветить самые популярные и передовые способы и технологии на ближайшие 5 лет. Искренне надеюсь информация была вам полезна

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

86) Клеймо «ЗИП» — Завод измерительных приборов, г. Таганрог.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

87) Клеймо «СО», «СЗС ЛЕНИНГРАД» — «СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЛСПО-СВЕРДЛОВ»
В 1868 году в Петербурге английским предпринимателем Джеймсом Мюргедом основан чугунно-медно-литейный и механический завод «Феникс», с которого началась история Станкостроительного завода «Свердлов». Закрытое Акционерное Общество «Станкостроительный завод «Свердлов» создано в 1996 году в процессе реструктуризации широко известного Лениградского станкостроительного производственного объединения им.Я.М.Свердлова (ЛСПО), ведущего свою историю с 1868 года от Машиностроительного завода «Феникс».

88) Клеймо «ПОЖВА» — Пожвинский машиностоительный завод. Пос. Пожва, Коми-Пермяцкий округ Пермского края.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

89) Клеймо «Т-во В.Г. Столль и Ко» — Т-во В.Г. Столль и Ко, Воронежский тепловозоремонтный завод.
90) Клеймо «ЗМ», «МЗ» — Государственный механический завод N9 6 (1932-1934)
Государственный союзный механический завод N9 103(1934-66)
Ленинградский государственный компрессорный завод (1966-1993)
ОАО Компрессор с 1993г.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

91) Клеймо «СЗТЗС» — Саратовский завод тяжелых зуборезных станков
92) Клеймо «ЛМЗ» — Ленинградский металлический завод

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

93) Абразивный завод г. Пермь (ПАЗ) Основано в 1965 году.
94) ОАО Клеймо «КМИЗ» — «Казанский медико-инструментальный завод» (сокращенное название — ОАО «КМИЗ»)
годом основания Казанского медико-инструментального завода считается 1931 год.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

95) ОАО Можайский медико-инструментальный завод (сокращенное название — ОАО «ММИЗ»)
96) Нижнетагильский медико-инструментальный завод (сокращенное название — ЗАО «НМИЗ») — был образован в 1941 году, как предприятие, выпускающее приборы и инструменты для медицины.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

97) Клеймо»ШМ», «Шебекино» — ОАО Шебекинский машиностроительный завод
98) Клеймо»АСЗ» — Алапаевский станкостроительный завод

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

99) Клеймо «РСЗ» — Рязанский станкостроительный завод
100) Савеловское производственное объединение «Прогресс», (СЛО «Прогресс»).

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

101) Клеймо «МЗ» — ОАО Московский Механический Завод N3 основан в 1944 году.
102) Клеймо «ЛМЗ» — Лысьвенский металлургический завод

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

103) ЗАВОДЬ Т.БУШУНОВЪ
104) Клеймо «СВ» «ССЗ» — ГАО Станкоинструмент Средневолжский станкозавод. Самара В 1876 году в был открыт механический чугунно-медно-литейный завод, основанный заезжим механиком Г. Бенке. В декабре 1923 года ряд ремонтных и механических мастерских Самары вошел в состав завода, и он стал именоваться механическим. В октябре 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Средневолжский станкостроительный завод награжден орденом Трудового Красного знамени. 1976 год. За большой вклад в создание нового высокоэффективного оборудования, за достигнутые трудовые успехи в выполнении плановых заданий и социалистических обязательств и в связи со 100-летием завод награжден орденом Октябрьской Революции.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

105) Кимрский машиностроительный завод
106) Клеймо «СЗС» — Станкостроительный завод имени Седина. Краснодар.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

107) Вологодский завод деревообрабатывающий станков «Северный коммунар»
108) Клеймо «ЕЗ» — Егорьевский станкостроительный завод Комсомолец

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

109) Клеймо ЗАТИ. Завод автотракторного инструмента. В г. Павлово-на-Оке.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

111) «Самарский инструментальный завод (Самарский
инструмент)»

112) Выксунский Ордена Трудового Красного Знамени завод дробильно — размольного оборудования г. Выкса

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

113) Вырицкий завод металлоизделий

114) Клеймо «ЗАО Подольск-Арт Центр». Производственный комбинат Подольск.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

115) Клеймо «РМЗ» Реммехзавод Москва

116) Клеймо «КЗ» ОАО «Коломенский завод» бывший Коломенский завод им. Куйбышева.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

117) Саранский приборостроительный завод, ОАО. Бывший Саранский Ордена Трудового Красного Знамени
приборостроительный завод, основанный в 1959 году

118) Завод «Красное Сормово» им. А. А. Жданова. г. Горький

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

119) ОАО «Конаковский завод механизированного инструмента»

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

121) Клеймо «ЗШВ», клеймо «ЗТК» — Тульский машиностроительный завод «Штамп» им. Б. Л. Ванникова (Тульский завод им. Кирова). 17 мая 1880 года Императором Александром II было выдано разрешение купцу 1-й гильдии, отставному офицеру Федору Григорьевичу фон Гилленшмидту на строительство в городе Туле частного патронного завода. В 1898 году частный патронный завод перешел в руки Акционерного общества Тульских меднопрокатных и патронных заводов. В 1917 году на заводе работало около 15 тысяч человек. Тульский патронный завод занимал в России первое место как пушечно-гильзовый завод, второе — как патронный и входил в тройку крупнейших меднобрабатывающих заводов. В 1918 году завод был национализирован, и начался новый этап в истории предприятия. В 1937 году произошло разделение предприятия. Новый завод получил название «Завод №38» и был выделен в самостоятельное управление с подчинением Наркомату вооружения (ныне ОАО «Тульский патронный завод», бывший завод имени С. М. Кирова). Старый завод получил название «Завод №176» и отошел в подчинение Наркомата боеприпасов (ныне завод «Штамп» имени Б.Л.Ванникова).

122) Клеймо «ВОРСМА», «МИЗ», Клеймо «Товарищество производства стальных изделий Л. и А. Завьяловых». В состав «Товарищества», кроме наследниц на паях входили московский купец Баландин, Помещик Савельев, юрист Фаворский, урядник Домнин, торговец Дианов и другие. Председателем правления был избран Василий Баландин. Ныне фабрика Завьяловых — это АО «Медико-инструментальный завод имени В.И. Ленина». г. Ворсма.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

123) Клеймо «ЗМЗ» — ЗАО “Производственное объединение Зубцовский
машиностроительный завод” ( ЗАО ПО ЗМЗ )

124) Рыбинск (Ярославская обл.). Рыбинский моторный завод.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо треугольник внутри которого буквы и цифры:

125) Тюмень. Предприятие при колонии я/ц — 34/1

126) Владимир. Предприятие при колонии ОД 1/2.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

127) Разновидность клейма предприятий при колониях, без букв.

128) Исправительная колония общего режима п/я ЯТ 30/3 (ныне: ФБУ ИК-3 УФСИН России по Тамбовской области 393265, Тамбовская обл., Рассказовский Район, пос. Зеленый, ул. Центральная, 6)

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

129) Клеймо «Труд Колония НКВД Саратов» — ИТК для несовершеннолетних г. Саратов

Читайте также: