Когда появилась металлическая посуда

Обновлено: 05.10.2024

История оловянной посуды
О традиционной оловянной утвари, которая применялась в XVI и XVII веках написано немного, хотя мы с детства и постоянно читаем об этой посуде в художественной литературе. Например: «Д'Артаньян наполнил свой оловянный кубок и поднялся. — Господа, — обратился он к своим товарищам, — предлагаю выпить за здоровье того, кому принадлежит первое место за этим обедом: за нашего полковника. Да будет ему известно, что мы к его услугам до самого Лондона и далее»!
Антикварные оловянные кубки сегодня на просторах интернета продаются в обилии, и если их и приобретают, то торжественно ставят на полку, так как, по мнению большинства граждан, пить из олова вредно. Итак, поговорим сегодня о вредности посуды из олова и также об её истории, в которой есть интересные нюансы и даже пикантные подробности.
Оловянная посуда: вредно или нет?
Оловянные изделия как правило на 95 или более процентов сделаны из самого металла, а остальное – добавки из меди или сурьмы.
Олово входит в список семи самых древних металлов и обладает уникальными свойствами – оно не наносит вреда здоровью человека, при соприкосновении с горячей пищей не выделяет никаких вредных веществ, не подвержено окислению. Пища в приборах из олова не приобретает никаких посторонних запахов или вкусов. Этот металл – один из самых подходящий для создания кухонной утвари.
Исторически состав сплава обозначали особой маркировкой, например, в немецких землях это были клейма с короной, розой, ангелом либо просто крылатой фигурой правосудия с весами в руках. В конце XVII века, а также в XVIII веке, первый сорт посуды маркировали буквой«X», а высший — «CL» (CLir uinl l.autcr), что значило «светлое и чистое» олово. Кроме этого личное клеймо ставили и мастера.
На самом деле посуда из этого металла считается четвертой по ценности после платиновой, золотой и серебряной. Как известно, олово не ржавеет. С течением времени такие предметы утвари становится только лучше и ценнее, так как покрываются красивой патиной.
Из истории изготовления оловянной посуды
В Европе оловянную посуду делали ремесленники из сырья, которое успешно добывали на саксонских Рудных горах, в то время оно являлось вторым по своей величине месторождением оловянной руды. Если серебряную посуду изготовляли методом чеканки, а железную ковали, то оловянную просто отливали. Вначале для этого использовали глиняные формы и добавляли в ним телячью шерсть, потом формы стали медными, латунными а ещё позже — железными.
Олово имеет очень низкую температуру плавления ( 231,9 °С ), поэтому легко заливается. По этой причине многие оловянные литейные заводы когда-то предлагали бесконечный ассортимент предметов оловянной посуды. Кстати, для детей, особенно для мальчиков, было обычным хобби выливать оловянные фигуры, например, солдатиков.Сначала в ассортименте были обычные тарелки, кувшины и кружки, солонки, четвертины. Но постепенно мастера стали отливать в олове пластичные, красивые и выразительные вещи, которые теперь по праву считаются предметами декоративно – прикладного искусства. Хотя в XVII столетии, и тем более, позже, производство оловянной посуды не считалось чем-то особенным, это было просто необходимое для быта производство.
Плоское посудное литье сначала повторяло деревянные подносы прямоугольной формы, они предназначались в качестве раздаточных блюд при трапезе. Например, в XVII веке в Германии делали огромные плоские блюда диаметром более 70 см, с широким полем и совсем небольшим заглубленным дном, из-за сходства формы названные «шляпа кардинала». Блюда, выполненные позднее, отличаются большей глубиной и диаметром емкости и, соответственно, меньшей шириной поля.
Чуть позже общих блюд появилась индивидуальная посуда — тарелки, которые отличались меньшими размерами (не более 25—30 см в поперечнике) и прошли тот же путь видоизменений. Почти плоскими дисками кажутся тарелки известного остзейского оловянишника Цириака Клинтма, работавшего в Риге в 1540 —1592 годах: рельефный валик закраины вокруг широкого ноля, едва намеченный изящный изгиб донца, выступающий с оборота чуть выпуклым кольцевидным поддоном.
С 1730-х годов стиль рококо радикально изменил очертания посуды: тарелка представляла собой теперь собой пяти- или шестилепестковый цветок, с эффектно вырезанным нолем и изящным рельефным контуром по Краю.
Такие фигурные тарелки, названные барочными (Barockteller), бытовали вплоть до середины XIX века. Цветочный или геометрический орнамент поля обрамлял сюжетную композицию зеркала — галантную сцену, герб.
В XVIII веке бытовой уклад людей изменился, изготовители серебра и фарфора начали делать супницы, за ними последовали и оловянщики. Правда, миски простого обиходного типа известны еще с конца XVI века это традиционная для Европы полукруглая плоская чаша. Их делали чаще всего с напаянными на края одной-двумя пластинчатыми ручками, напоминающими ухо, отчего и были названы, например, в Германии Ohrenscbussel.
В центральных землях Германии производили оловянные миски строгой цилиндрической формы, структурно разделенные на поддон и корпус с прямыми вертикальными стенками; припаянные на середине высоты ручки — уже не пластинчатые, а отлитые фигурными скобками.
Со временем в оловянном деле вместо правильной геометрической появились фигурная форма. Около 1700 года в обиход вошли серебряные грушевидные натруски для перца, соли или сахарной пудры; эта форма широко распространилась не только в металлическом исполнении (серебро, олово, латунь), но и в фарфоре.
В комплексе с оловянным кофейником или чайником иногда использовали и оловянные чашки. В самом начале XIX столетия из олова производили чашечки с чуть расширяющейся кверху конической формой, с прямым или отогнутым краем и С-образной ручкой с маленьким черенком-упором сверху. Оловянные, как и серебряные чашки с блюдцами, в то время просто повторяли формы фарфоровой посуды.
Стаканы делали с прямыми стенками и отогнутым, мягко закругленным бортом. Со временем поверхность их начали украшать нарезными поясками или пунктирными насечками, а иногда снабжать литыми рельефными валиками, изображающими полосчатый обод, цепочку жемчужника или лавровую гирлянду.
Ещё хотим упомянуть об оловянных кружках. Это был не просто еще один тип оловянной посуды, а основа оловянного производства европейских мастерских от Балтийского моря до Альп.
Кружки из олова отливали издавна и повсюду, и именно оловянная кружка наглядно демонстрировала особенности местных форм и широкий диапазон декоративных приемов оловянщиков.
Кстати, про пикантные подробности, связанные с оловом. Олово по своим свойствам боится сильных морозов, изделия из него под влиянием низких температур рассыпается. Под воздействием низких температур белое олово переходит в α-модификацию (серое олово), которое превращается в порошок. В связи с этим некоторые историки выдвинули теорию, что одним из реальных обстоятельств поражения армии Наполеона в России в 1812 г. была то, что трескучие морозы привели к тому, что оловянные пуговицы на их мундирах рассыпались. Несчастные солдаты наполеоновской армии не только замёрзали, но и боялись потерять свои брюки. Между прочим, ложки тоже рассыпались в прах. Это явление в истории называется «оловянная чума».
В наше время британская гильдия производителей создала сплав олова, в состав которого входит 5 процентов сурьмы и 2 процента меди, он и применяется в производстве современной посуды. Называется такой сплав «пьютер». Знаменитый «Кубок Америки», присуждаемый в Парусном спорте, который вы видите на фото ниже (первоначальный вариант), а также Оскаровские статуэтки, изготавливаются именно из него, и только потом покрываются золотом и серебром.
В заключение хочется сказать, что сегодня можно увидеть в продаже великолепные произведения декоративно – прикладного искусства из олова, как старинные, так и современного производства, любители ДПИ могут значительно обогатить свои коллекции. Например в нашем магазинчике

Посуда из металла

Посуда из металла

Огонь дал человеку возможность разнообразить питание, а изделия древних мастеров кузнечного ремесла позволили превратить простой процесс термической обработки продуктов в процесс создания кулинарных шедевров. Но не только маститые шеф-повара пользуются металлической посудой. Простота и рациональность форм кастрюль и сковородок позволяют каждому желающему стать творцом на кухне.

Чугунный чайник
Такие разные родственники

Энциклопедии и словари определяют посуду, как «полые или плоские изделия, используемые для приготовления и приема пищи, хранения пищевых и непищевых продуктов, а также для различных хозяйственных, декоративных, санитарно-гигиенических и специальных (химическая посуда) потребностей». Сосредоточившись на понятии «кухонная посуда», узнаем, что это «обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления пищи». Тут, казалось бы, все просто: ну, кому не знакомы кастрюля и сковородка? Но это только на первый взгляд! Ведь особенности развития национальных кухонь диктовали создание собственных видов «полых или плоских изделий, используемых для тепловой обработки продуктов». Даже простое перечисление названий позволит представить все разнообразие предметов кухонной посуды из металла. Вот, например, несколько представителей «наплитной кухонной посуды»: кастрюля, пароварка, скороварка, таз, котел, казан, котелок, чугунок, ковшик, сотейник, утятница, гусятница, кокотница, чайник, турка (джезва), сковорода, вог, црен, жаровня, тюрбовница, фондюшница, манты-казан, балмарея, тапа, брезье, кроншель, макиякинабе, тамагоякики и еще многие другие, имеющие свое назначение и собственное название у народов, ими пользующихся. А ведь есть еще противень, лист, лоток, решетка, муль, гратар, – формы различных видов и размеров, используемые для выпечки. И немного отдельно идет кухонный инвентарь, также используемый для приготовления блюд: мангал, дуршлаг, шумовка, половник, терка, щипцы, миски, лопатки, шампура и ложки в неимоверных модификациях. Все выше перечисленные предметы посуды изготавливают из металлов с незапамятных времен.

История вопроса

Позднее пришло время антипригарных покрытий. У этой, самой популярной на сегодня, тефлоновой посуды интересная предыстория. Незадолго до Второй мировой войны в лабораториях американской компании “Дюпон” был создан фторсодержащий полимер тефлон, исключительно стойкий к кислотам и щелочам, высоким температурам и к тому же удивительно скользкий. Пытались применить его в разных ролях, вплоть до изготовления искусственных суставов. Но настоящую известность тефлон приобрел, когда попробовали делать из него антипригарные покрытия для сковород: к скользкому тефлону почти невозможно что-либо прилепить, даже если очень захотеть. Кухонную утварь с тефлоновым покрытием начали производить в 50-х годах прошлого века. Очень скоро она завоевала весь мир. Посуда с тефлоновым покрытием бывает алюминиевая либо стальная, эмалированная снаружи. Стальная конечно же лучше, но дороже. Но и алюминий не обнаруживает здесь своих нежелательных свойств, поскольку покрыт прочным инертным слоем тефлона. Внутреннее тефлоновое покрытие может быть гладким или ячеистым, наподобие пчелиных сот. Ячейки увеличивают поверхность нагрева и делают его более равномерным.

Итак, краткий исторический обзор позволил определить, что «основной набор» металлов для изготовления кухонной посуды определился к XX веку. Все новые изобретения касаются только внешнего слоя посуды и не особо влияют на «металлический» выбор материалов.

Выбор – личное дело каждого

При современном выборе кухонной посуды, однозначно сказать какая посуда лучше – эмалированная или чугунная, из нержавейки или с антипригарным покрытием – нельзя. Только определившись с вопросом о кулинарных предпочтениях, можно определиться с емкостями для создания кулинарных шедевров. Но все же специалисты выработали ряд рекомендаций, которые не лишним будет учесть при покупке металлической посуды, вне зависимости от вида используемого материала. Обратите внимание на следующие важные моменты:

– подходит ли выбранная посуда для плиты, которая используется на Вашей кухне (чаще всего соответствующая маркировка есть на изделии). Особо внимательно следует выбирать посуду для керамических и индукционных плит. Если планируете использовать посуду в микроволновой печи, на ней не должно быть металлических деталей.

– качественное ли изделие (без трещин, сколов, пузырьков – для стеклянной посуды), достаточна ли толщина стенок и днища. Чем тоньше дно у металлической посуды, тем быстрее оно деформируется при использовании.

– качественные ли детали изделия (ручки, крепления, металлические канты и т.п.). Чаще всего о качестве изделия в целом можно судить именно по этим деталям.

– качественное ли покрытие на изделии (антипригарное), нет ли растрескивания глазури и т.п.

– наличие маркировки на коробке или на изделии, обозначающей возможности применения посуды.

– если на изделие, которое Вы собираетесь приобрести, есть сертификат качества, это значит, что посуда прошла испытания, она безопасна и разрешена к продаже на территории Украины.

История посуды на Руси

С древних времён люди использовали в быту посуду. Она использовалась не только как ёмкость для приготовления и хранения пищи, но и была отражением богатой и многообразной культуры нашего народа.

Сначала в Древней Руси посуду изготавливали из дерева – берёзы, липы и рябины. Наши предки считали, что их древесина обладает полезными свойствами. Ещё причинами использования данного материала для изготовления посуды также является лёгкость его обработки.

Как считают историки, точёная на специальных станках деревянная посуда появилась на Руси примерно в 10 веке. Из дерева делали ложки, миски, солонки, кувшины и другую посуду.

История посуды на Руси, фото № 1

Рис.1. Деревянная солонка

История посуды на Руси, фото № 2

Рис. 2. Деревянный ковш

История посуды на Руси, фото № 3

Рис. 3. Деревянная ложка (12 век)

История посуды на Руси, фото № 4

История посуды на Руси, фото № 5

Рис. 5. Солонка утица

Затем на Руси появилась глиняная посуда. Она тесно перекликается с развитием гончарного ремесла.

В глину добавляли кварцевый песок и обжигали. Керамика получалась необычайно прочной. Посуду из глины делали из отдельных частей.

Еду варили в горшках различной формы. В опарницах наши предки готовили тесто, а в кашнике – каши и супы. В самом большом горшке «корчага» варили квас, брагу и пиво, а также кипятили воду. Жарили и пекли на глиняных сковородах и противнях. В них же и подавали пищу на стол.

История посуды на Руси, фото № 6

История посуды на Руси, фото № 7

История посуды на Руси, фото № 8

Рис. 8.Глиняный горшок

История посуды на Руси, фото № 9

Рис. 9. Керамическая ендова

Расцвет посуды из глины приходится на средние века. Керамическая посуда Древней Руси стала прародительницей современной посуды.

История посуды на Руси, фото № 10

В 10-11 вв. на Руси стала появляться посуда из стекла. Сначала её покупали только князья и богатые купцы, так как она дорого стоила. Наши стеклодувы делали чаши и кубки, которые имели маленькое и неустойчивое дно и тонкую ножку. Поэтому стеклянная посуда часто билась. Но к концу 12 в. мастера на Руси начали изготавливать кувшины, стаканы и бутыли, используя стеклодувные трубки и стекловаренные печи. Так в нашем языке появилось слово «скляница». Оно стало обозначать любые стеклянные изделия. Из-за того, что в таких ёмкостях чаще всего хранили и подавали алкоголь, это слово приобрело ещё одно значение – «пьянство».

История посуды на Руси, фото № 11

Рис. 11. Стеклянная посуда

Также на Руси изготавливали металлическую посуду. Её использовали зажиточные люди. Ещё до нашествия монголо-татарского ига в котлах варили супы и напитки. Из бронзы делали фляжки и черпаки, украшенные различными орнаментами.

История посуды на Руси, фото № 12

Рис. 12. Металлическая посуда

История посуды на Руси, фото № 13

Рис. 13. Посуда из металла

Самой дорогой считалась посуда, изготовленная из серебра и золота. Из них производили кубки, чаши и рога.

История посуды на Руси, фото № 14

Рис. 14. Серебряная посуда

История посуды на Руси, фото № 15

Рис. 15. Медная посуда

Во времена Петра I в России появились много новой утвари, среди которых были формы для пудингов и венчики для взбивания яиц. Начали появляться привезённые из-за границы фаянсовые и фарфоровые изделия. Их покрывали ручной росписью и покрывали позолотой.

Из-за высокого спроса на такую посуда в 1744 году в Петербурге построили Императорский фарфоровый завод, на котором изготавливали сервизы и предметы интерьера для царской семьи.

История посуды на Руси, фото № 16

Рис. 16. Императорский фарфоровый сервиз (18 век)

История посуды на Руси, фото № 17

Рис. 17. Фарфоровый императорский сервиз (18 век)

История посуды на Руси, фото № 18

Рис. 18. Императорский сервиз

История посуды на Руси, фото № 19

Рис. 19. Царскосельский сервиз, ИФЗ

Благодаря шотландскому купцу Францу Гарднеру в 1763 году в селе Вербилки Московской губернии открылся завод, где производили не только изделия из фарфора, но и из фаянса. А в начале 19 века открылись и другие фарфоро-фаянсовые фабрики.

История посуды на Руси, фото № 20

Рис. 20.Фарфоровая сахарница "Барбарис", Вербилки

История посуды на Руси, фото № 21

Рис. 21. Чайная пара, Вербилки

С тех пор посуда из фарфора и фаянса стала самой популярной в Российской Империи и практически полностью вытеснила глиняные и деревянные изделия.

Текст книги "Посуда в истории культуры"


В античные времена, как уже отмечалось, посуду делали не только из керамики, но и из таких металлов, как медь, бронза, олово, серебро, золото. В руках мастера металлическая посуда нередко становилась предметом искусства.

[Закрыть] Первыми были изделия из пластичной меди, потому что ее было легче обрабатывать.

[Закрыть] Это были плоские пластины и полосы, из которых делали оружие, ножи и инструмент.

Металлическая посуда из бронзы значительно моложе других изделий. Ее научились делать, когда люди изобрели технологию литья тонкостенных изделий и разъемные формы.

Несмотря на это, все предметы посуды из бронзы отличаются массивностью и значительным весом. Поэтому ее применяли, в основном, для изготовления котлов, блюд, подставок и других декоративных изделий.






[Закрыть] По внешним признакам она изготовлена из железа и является большой редкостью.

[Закрыть] Это им удавалось благодаря очень высокой текучести расплавленного чугуна.

Для изготовления металлической сервировочной посуды применялся еще один знаменитый металл – олово – один из семи металлов древности. В России оловянная посуда, судя по художественной литературе, была распространена довольно широко.


[Закрыть] – поэтому оловянная посуда была распространена только в отдельных регионах. Преимущество олова как материала для посуды в том, что при обычных условиях этот белый металл слабо окисляется и безвреден для человека, хорошо обрабатывается и красиво выглядит. В исторической литературе нередко упоминаются оловянные кружки солдат и матросов.

[Закрыть] В середине XIX века из алюминия для Наполеона III было изготовлено много игрушек и сервизов посуды. Некоторое время этот металл был популярным сырьем у ювелиров, но быстро вышел из моды, так как после усовершенствования технологии производства резко упал в цене.

Алюминий обладает весьма высокой реакционной способностью, поэтому его так трудно получить в чистом виде. Однако это свойство парадоксальным образом защищает металл, поскольку на поверхности быстро образуется очень прочная пленка, которая изолирует его от внешней среды и предохраняет от дальнейшего разрушения.

В России алюминий для массового производства недорогой посуды стал использоваться со второй половины XX века. Посуда из него была легкой и более красивой, чем из чугуна или железа. Она значительно быстрее нагревалась благодаря более высокой теплопроводности алюминия, мало меняла свой цвет со временем, хорошо поддавалась очистке. Изготовление посуды из него тоже оказалось сравнительно простым делом. Благодаря пластичности алюминий хорошо поддавался штамповке и вытяжке – так делали ложки, вилки и тарелки, кастрюли, кружки. Алюминиевые сплавы обладают хорошими литейными свойствами. Это позволяло легко делать массивные предметы – сковородки и котлы.

В последние десятилетия алюминиевые сплавы стали широко применяться для изготовления одноразовой посуды и упаковки продуктов.

Следует отметить, что алюминий, как и все остальные материалы, наряду с достоинствами имеет существенные недостатки, которые важно своевременно учесть.

Последние два десятилетия алюминий с кухни активно вытесняет высоколегированная нержавеющая сталь. Она обладает значительно более высокими декоративными свойствами и устойчивостью к химическим, механическим и термическим нагрузкам. Поэтому посуда из нержавейки создает на кухне и за столом более сильное ощущение комфорта.

Таким образом, эволюция посуды демонстрирует теснейшую связь с важными и громкими открытиями и изобретениями в области материаловедения. Несмотря на кажущуюся примитивность предметов, посуда имеет признаки объекта высокой технологии, в создании которого используются самые значимые изобретения и открытия современной ему науки и техники.

Особое место в истории посуды занимает нож. Он обладает потребительскими свойствами оружия, кухонной утвари и важного предмета сервировки стола. В Древнем Риме профессия ножовщика – человека, который изготавливал и затачивал ножи, – была одной из распространенных.


Ножи первыми среди предметов посуды стали изготавливать из железа уже в начале I тысячелетия до н.э. А римляне в I веке изобрели складной нож, и даже вилку-нож, которые использовали во время военных походов и путешествий. Достижением античной культуры является изобретение столовых приборов для употребления пищи. В Древней Греции и Риме посуда уже использовалась не только для приготовления пищи ложками и вилками стали пользоваться за столом.

В Древней Греции и Риме применяли для изготовления посуды в основном такие чистые металлы как медь, олово, парадная посуда изготавливалась из серебра и золота.


1.5. Средневековый китайский фарфор и куайцзы

В Средние века продолжает развиваться декоративное оформление посуды, улучшаются ее потребительские свойства, осваиваются новые материалы. Большая часть Средних веков прошла под знаком поисков рецепта легендарного китайского фарфора.

Вопрос о том, как отличить фарфор высокого качества от похожего на него фаянса – менее качественной, но более распространенной керамики, стал темой нескончаемых дискуссий. Действительно, сделать это «на глаз» достаточно сложно – надо иметь большой опыт работы с фарфором и «наметанный глаз». Поэтому в настоящую книгу было решено включить несколько подсказок, на что следует обратить внимание при оценке фарфорового изделия. Фарфор, привезенный из Китая, совсем не обязательно окажется настоящим фарфором. Для того, чтобы рассмотреть фарфор, желательно иметь для сравнения изделие из фаянса. Кроме этого необходим источник яркого света и порция крепко заваренного горячего чая.

Дорогой фарфор содержит много примесей, в частности, кварцита и плавикого шпата, он обжигается при повышенной температуре, поэтому его компоненты спекаются сильнее, чем в простой посуде. Поэтому керамика дорогого фарфора становится полупрозрачной, и это заметно при сильном свете, если рассматривать предмет на просвет. Фаянс и дешевый фарфор не пропускают свет.

Керамика является пористым материалом, но сильно спеченная масса фарфора высокого качества имеет меньшую пористость, чем простая посуда. Благодаря этому она приобретает голос – начинает петь. Если по вещи из фарфора слегка постучать пальцем, она должна «заиграть» на высоких нотах. Если она не «заиграла», нельзя стучать сильнее, чтобы не разбить предмет. Фаянс тоже может звучать, но более глухо и значительно более низким тоном. Для проверки нужно также провести рукой по его нижней поверхности. Обычно она остается шероховатой. Кроме того, борта чашек и тарелок из настоящего хорошего фарфора обычно не покрывают глазурью, так как плотно запеченный фарфор не пропускает влагу и не дает прилипнуть загрязнениям. Фаянс не обладает такими качествами, поэтому он со всех сторон для защиты покрывается глазурью.

Фарфоровая посуда легче фаянсовой и обычно имеет более тонкие стенки. Благодаря более плотной внутренней структуре фарфор имеет более высокую теплопроводность, чем фаянс. Поэтому фарфоровая чашка с горячим чаем будет по ощущениям более горячей, чем фаянсовая.

На внутренней стороне фаянсовых чашек после сравнительно непродолжительного использования образуется темный налет от заварки. Хорошо «спекшаяся» в печи поверхность фарфора так не потемнеет.

По традиции посуду из хорошего фарфора делают белой с возможной незначительной мелкой росписью. Фаянсовая посуда наоборот обычно имеет многоцветную и яркую роспись. В редких случаях, правда, могут встретиться антикварные изделия из Китая и Кореи, имеющие обширную роспись.

Китайской керамике свойственна самобытность, разнообразие и богатством форм и художественных решений. Изготовлялись разнообразные чаши, кувшины, вазы, фляги, чайники, блюда и многие другие изделия, которые украшали различными поливами, рельефными и расписными узорами. Большую известность получили близкие по качеству к фарфору изделия, которые покрывались серовато-зелёной глазурью различных оттенков, получивших в Европе название «селадон».

Китай является родоначальником фарфоровых промыслов по всему миру. История посуды из китайского фарфора насчитывает более тысячелетия. Многие из китайских фабрик до сих пор следуют древним традициям.

Считается, что в период династии Сун – X–XII век – был расцвет производства, когда китайский фарфор отличался максимальной прозрачностью и удивительными переливами красного, белого и фиолетового.

Уникальная белизна китайского фарфора была достигнута благодаря редкой чистоте исходного сырья – каолина, который содержал исключительно малое количество красящих примесей – оксидов железа.


[Закрыть] . Так названа разновидность китайского фарфора и фарфоровидной керамики, которая покрыта серовато-зеленоватой глазурью. Сама глазурь этого оттенка имеет такое же название. Селадон – имя влюбленного пастуха из французского пасторального романа XVII века. В российской традиции оно стало нарицательным и обозначало сначала – томящегося влюбленного, а потом – дамского угодника, волокиту, обычно пожилого.


Китайский фарфор знаменит не только исключительной белизной, но и уникальной декоративной росписью изделий, в которой сочетаются яркие краски, самобытные сюжеты и виртуозная графика. Китайцы с давних пор лидируют в создании рецептуры красок для росписи фарфора, особенно эффектны китайские глазури – «краклс» с тонким паутинообразным узором. Секрет производства фарфора китайцы охраняли очень строго – за его разглашение полагалось строгое наказание, вплоть до смертной казни.


[Закрыть] Китайское название палочек куайцзы (kuàizi) означает «быстрый бамбук». Он оказался очень удобным материалом для палочек – не имеет запаха и вкуса, не проводит тепло и относительно дешев. Палочки изготавливают из самых разных материалов – сандала, кедра, сосны, тика, нефрита, агата, коралла, слоновой кости и драгоценных металлов. Дорогие подарочные палочки китайцы украшали калиграфическими надписями, резьбой и рисунками, так что они становились настоящими произведениями искусства.

Китайские палочки для еды – часть культуры и истории, и их использование требует соблюдения множества правил, хороших манер, условностей и церемоний.

Палочками нужно свободно владеть, но пользоваться ими можно только для того, чтобы взять еду и положить её в рот или на свою тарелку. Все остальные манипуляции с ними считаются не соответствующими этикету. Китайцы выработали определенные запреты применения палочек в процессе еды. Так, по китайскому этикету, нельзя стучать палочками по столу, тарелке или другим предметам, чтобы подозвать официанта. Нельзя «рисовать» палочками на столе. Нельзя «бродить» палочками вокруг еды. Нельзя копаться палочками в миске в поисках лучшего куска, следует брать только ту еду, которая лежит сверху. Нужно заранее выбирать кусок, и если дотронулся палочками до него, его нужно обязательно взять и съесть. Нельзя вкалывать палочки в еду. Нельзя трясти палочками, чтобы остудить кусок. Некрасиво облизывать палочки, и держать палочки во рту. Нельзя указывать палочками и размахивать ими в воздухе. С помощью палочек не следует передвигать посуду, она берётся только руками.


Палочки связаны с определенными ритуалами: прежде чем попросить добавку риса, палочки нужно положить на стол, но, если человек накалывает на палочки еду, то это воспринимается как дурной знак, так как напоминает палочки с благовониями, которые ставят умершим родственникам.

В Китае распространены палочки из необработанного дерева или бамбука с тупыми концами. В Японии принято есть лакированными заострёнными палочками – хаси, удобными для рыбы, причем палочки для мужчин, женщин и детей различаются по размеру, а детские палочки к тому же ярко раскрашены. В Японии палочки кладутся на подставки острыми концами вверх, тибетские и тайваньские палочки имеют форму карандашей без заточки, в Корее делают плоские палочки из нержавеющей стали и дополнительно пользуются глубокой ложкой для лапши. Традиционно корейские палочки изготавливали из серебра, ими использовалась только аристократия. В азиатских ресторанах обычно подают одноразовые палочки, скреплённые перемычкой, которые следует разделить перед использованием.

Несмотря на такой почтенный возраст палочки для еды широко используются в повседневной жизни до настоящего времени, а сейчас они проникли и закрепились даже в Европе и России вместе с китайской и японской кухней.

В Китае и Вьетнаме допускается держать миску возле рта и использовать палочки не для захвата риса, а просто для продвижения его в рот, но в Корее такое поведение считается некультурным. В Японии не допускается передавать что-либо с одних палочек на другие. Чтобы перекладывать еду из общей тарелки, используется специальная пара палочек. После того, как еда закончена, следует положить палочки перед тарелкой концами влево. Китайские и японские дети примерно с годовалого возраста начинают есть палочками. Считается, что это развивает мелкую моторику и влияет на способности ребёнка.

1.6. Средневековая европейская посуда. Сервировка стола

В средние века в мировой культуре снова появляются столовые приборы, которыми люди начинают сервировать стол и использовать во время еды. Комплекты столовых приборов с самого начала разделялись на повседневные и праздничные. Столовые приборы, которыми пользовались исключительно богатые люди можно отнести к категории праздничных, так как они совпадают по выбору материала, тщательности и декоративности отделки предметов. Более того, самые красивые и знаменитые сервизы посуды даже у богатых людей не использовались в повседневной жизни, а выставлялись только на праздничный стол.

[Закрыть] Однако точное время появления оловянных ложек определить не удается, так как олово не такой стойкий материал и при охлаждении заболевает «оловянной чумой» и превращается в серый порошок – разрушается.

[Закрыть] В XIX – начале XX вв. ложки и кружки из олова были довольно широко распространены в Германии и России, в частности, как посуда для военных, но позже для массовой посуды стали использовать другие металлы, а изделия из олова стали предметами коллекционирования.



В XV-XVI вв. появляется и новая категория ножей столовые приборы. На столах у знатных особ появляются дорогие ножи из золота с ручками из дорогого дерева.

Со временем в ножах менялись только материалы, а также появлялись новые формы рукоятки и самого клинка.


Простые бронзовые клинки с деревянной ручкой, изысканные золотые и серебряные с роскошными инкрустированными ручками ножи уступили место универсальным стальным ножам с рукоятками из пластика.

Примечательно, что первые столовые ножи из меди и бронзы только немного отличаются по форме от современных. До XVII века существовали лишь ножи с заострёнными лезвиями. Закруглённые основания лезвий, по преданию, появились по приказу Людовика XIV, чтобы предотвратить привычку придворных ковырять в зубах и есть с ножа. Обычай носить нож в ножнах помешал дальнейшему развитию карманных ножей. Но в конце XVI века складной нож вновь стал необходим путешественникам и солдатам как оружие, инструмент для защиты и столовый прибор.

Вилка впервые упоминается как столовый прибор, имеющийся в обиходе на Среднем Востоке IX в. В Византии вилка появилась в 1072 году в Константинополе в царском дворце. Она была изготовлена в одном экземпляре из золота, а ручка её была украшена инкрустацией перламутром по слоновой кости. Она предназначалась для византийской принцессы Марии Иверской, которую можно считать изобретательницей вилки. Она придумала её, считая для себя унижением есть руками. В то время вилка имела только два прямых зубца. Первоначально она была, скорее, своеобразным показателем престижа монархов, а не столовым прибором.


Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: