Когда появились металлические струны

Обновлено: 17.05.2024

Из чего же делали струны? Учитывая, что музыкальные инструменты сопровождали человека с глубокой древности, из чего только струны не делали! Из пальмового волокна, из шёлка, из конского волоса, и льняного волокна! С XIV – го века струны стали изготавливать из скрученных кишок животных.

Схематично процесс выглядел так. Овечьи внутренности для удаления остатков мяса погружались в воду или щелочь, где их держали в течение двух дней. Мокрые пряди скручивали вместе по несколько штук и сушили в натянутом состоянии. Так получали готовую струну.

Такие струны были долговечны и обладали хорошей вибрацией. Сиена, Флоренция, Венеция стали центром производства струн, поставляя свой товар во многие города средневековой Европы.

На протяжении веков технология изготовления жильных струн постепенно совершенствовалась, оставаясь достаточно трудоемким процессом. Особенно преуспели в улучшении технологий обработки овечьих кишок немецкие и итальянские мастера XV-XVIII вв. Они создали такие совершенные инструменты как скрипка и мандолина, струны которых могли довольно длительное время выдерживать сложную настройку.

Надо отметить, что, по мнению специалистов, при соблюдении всех тонкостей технологии, по своим музыкальным и прочностным параметрам жильные струны до сих пор не уступают суперсовременным синтетическим материалам.

Изготовление музыкальных струн в России на примере Рузского уезда Московской губернии

Музыкальные струны высокого качества в Россию привозились из Германии, Франции и Италии - стран, где их производство было поставлено с давних времен. Конечно, и их стоимость была очень высокой.

В России тоже изготавливались жильные струны, но менее качественные и, соответственно, более дешевые. К тому же, таких производств было мало. Хорошо известен только небольшой струнный цех в Полтавской губернии, который возглавлял немецкий струнный мастер, приехавший из Макенкирхена.

Даже в Московской губернии производство музыкальных струн было столь редким, что исследователь А. В. Погожев в «Сборнике статистических сведений по Московской губернии» (Т.3; Вып.3) писал: «Насколько нам известно, струнным производством в губернии, кроме Рузского уезда, более нигде не занимаются». Там же он добавляет, что «струнное производство особо выделяет Рузский уезд среди других уездов губернии».

Всего в городе Рузе и в Рузском уезде было 5 заведений по изготовлению струн. Одно из них находилось в городе и четыре заведения работали в Горбовской волости.

В Рузе струнная мастерская принадлежала мещанину Елисею Федотовичу Кабанову. Она была основана в 1871 году на правом берегу Рузы, в 200-х шагах от реки.

3 заведения были устроены в деревне Сытькове Горбовской волости. Самое крупное из них принадлежало купцу 2-й гильдии Василию Алексеевичу Новикову и было основано в 1880 году. Два других заведения принадлежали братьям Ивану и Степану Новиковым.

Здесь же в Горбовской волости в деревне Воробьеве находилось пятое по счету струнное заведение. Основано оно в 1876 году и принадлежало крестьянину Михаилу Николаеву.

Струны для гитары: история появления и особенности производства

В данном разделе вы сможете найти исчерпывающий перечень материалов об изготовлении и истории гитарных струн, узнать о том, как появился и развивался тот или иной популярный бренд, в чем состоят особенности некоторых уникальных современных технологий производства. Итак, поехали!

Появление первых прототипов гитары

Сама по себе гитара в привычном нам современном виде (сейчас речь идет об акустических и классических инструментах) получила массовую популярность около XV века. Однако идея создания струнных инструментов зародилась намного раньше – одни из первых инструментов с прототипами гитарных струн появились еще до нашей эры во времена расцвета Египетской цивилизации. Восточные прототипы лютни (ребаб, ситар, домбра) были изобретены примерно в период IV-VIII вв. н. э.

На заре своего появления струны для гитар и лютневых инструментов изготавливали из волос и кишок. С годами производство из волос было прекращено и мастера стали отдавать предпочтение исключительно овечьим кишкам. Сам термин «гитара» появился в Европейской литературе около XIII века как видоизмененное от греч. «кифара».

Гитара в средние века

Примечательно, что с течением времени менялось и количество струн на акустических гитарах и классических инструментах – изначально набор состоял из 4 пар струн, т.е. всего их было 8. Начиная примерно с XV-XVI вв. мастера начали экспериментировать – появлялись комплекты с 5 парами струн, с 4 парами и одной дополнительной и т.д. Все это позволило расширить диапазон и сферу применения гитары, улучшить ее звучание и значительно повысить популярность среди музыкантов.

В середине XVII века лютье начали изготовление толстых струн для акустической гитары – конструкцию они позаимствовали у производителей фортепианных струн, начав применять обмотку и создавая отдельно сердечник и отдельно навивку. Такой подход позволил упростить конструкцию инструмента и окончательно отказаться от использования парных струн, которые лишь имитировали широту тонального диапазона.

Уже в середине XVIII века стандартный набор струн для классической гитары включал в себя 6 струн – три тонких и три толстых, в обмотке.

Настоящим прорывом стал XX век – именно тогда в качестве основных материалов для изготовления стали применятся сталь, а также нейлон. Это позволило не только удешевить производство, но и значительно расширить возможности звучания гитар, создать фундамент для дальнейшей электрификации гитар, повысить точность производства. В XXI веке появилось множество технологий защиты струны от окисления, воздействия жира и грязи – производители в основном сосредоточились на увеличении срока «жизни» комплектов.

Первые шестиструнные гитары

Поговорим подробнее про различные технологии производства.

Струны для акустической гитары и классических инструментов из кишок

Идея использовать кишки мелкого рогатого скота для изготовления струн пришла прямиком из медицины – в средние века именно по такой технологии производились прочные хирургические нити.

Кишечные струны являются самой ранней формой изготовления струн. Особенно популярны были струны для классической гитары из овечьих и бычьих кишок – несмотря на не самое изящное производство, звучали они весьма объемно, бархатисто и достаточно громко. Очевидно, что и их цена была доступной далеко не для каждого уличного музыканта.

Благодаря сохранившимся летописям мы можем вкратце рассказать и о том, как такие струны производились: на начальном этапе кишки животного на протяжении 5-6 дней размачивали в воде, после чего их чистили с применением золы. На втором этапе натуральный материал сильно вытягивали, скоблили, после чего скручивали и переплетали.

Струны для гитары из кишок

Хорошие струны для акустической гитары на самом финальном этапе отправляли на отбеливание диоксидом серы и окончательную сушку, шлифовку и обработку оливковым маслом.

Справедливости ради отметим, что некоторые достаточно известные акустические музыканты и по сей день используют кишечные струны. Для толстых струн такого типа натуральные волокна используются только в сердечнике – снаружи кишечного керна наматывается металлическая проволока.

Главная проблема этой устаревшей технологии – крайне малый срок службы струн. Буквально через 1-2 недели игры они не просто теряют изначальные тембровые характеристики – они высыхают и разрушаются от малейшего прикосновения. При этом они оставляют слабый, но ощутимый запах на пальцах при продолжительной игре.

Какие струны для гитары лучше: металл или нейлон?

Очевидно, что однозначного ответа на данный вопрос не существует – все зависит и от специфики вашего инструмента, и от особенностей игры, и от требуемого звучания.

Нейлоновые струны – любимый выбор среди гитаристов классического стиля. Большая часть таких струн не имеют на конце шарика и приматываются к бриджу специальными узелками. Появились они во время Второй Мировой Войны – боевые действия требовали много ресурсов, в частности хирургических нитей, который изготавливали из кишок.

Нейлоновые струны

В то же время компанией Dupont был изобретен абсолютно новый синтетический материал под названием «нейлон» - его стали использовать в текстильной промышленности, а также для производства рыболовных сетей и лески. Позже нейлон проник в военную промышленность – из него делали парашютные стропы и непосредственно купола парашютов.

В столь тяжелые времена музыкантам было очень непросто купить гитарные струны – на помощь пришел струнный мастер Albert Augustine, который решил использовать нейлон в качестве альтернативы кишкам. Результат настолько всколыхнул индустрию, что нейлоновые струны до сих пор являются одним из наиболее популярных у современных музыкантов.

По своей сути нейлон является очень прочным и удобным для игры, при этом звучит немного менее ярко и объемно по сравнению со струнами из кишок.

Струны из металла сегодня являются самыми распространенными среди музыкантов, играющих на электро-, бас- и акустических гитарах. Существует два типа таких струн: плоские и в обмотке. Технология изготовления современных струн для бас-гитары и электрогитары была позаимствована у производителей струн для фортепьяно. Однако наборы для гитар требовали наличия тонких первых струн – это требовало более тщательного подхода к соблюдению гибкости и эластичности материалов.

Струны для гитары из металла

На современном этапе производители фокусируют свои усилия на трех главных аспектах:

  • Улучшение магнитных свойств материалов и улучшение взаимодействия с датчиками;
  • Увеличение долговечности струн, увеличение срока яркого оригинального звучания;
  • Улучшение устойчивости к коррозии, воздействию грязи и влаги.

Струны для бас-гитары и электрогитары в оплетке

Поговорим немного об истории создания технологии намотки на струнах. Впервые упоминания о навивочных техниках встречается в летописях конца XVII века. Появились они благодаря необходимости расширения тонального диапазона в более низкие регистры.

Из-за малой массы «опустить» строй тонкой струны было очень проблематично – а если просто сделать ее толще, то терялась эластичность, и музыканту было очень неудобно играть. При обычном утолщении струны также наблюдалась нестабильность вибрации после каждого щипка струны.

В середине XVII века появилась идея использовать сталь и технику намотки на струнах. Такая струна состояла из сердечника (обычно он изготавливался из кишок), вокруг которого обматывалась стальная проволока. Примечательно, что конструкция струны с оплеткой практически не изменилась за прошедшие века и сегодня их производят по очень схожему принципу. В качестве сердечника используется керн из стали, нейлона, шелка и даже кевлара.

Какие струны лучше для акустической гитары и для электрогитары?

Виды обмотки струн

Настало время поговорить о типах оплетки на современных струнах.

Начнем с самого классического варианта – плоская обмотка . Дает мягкий и густой тон, производится из стального сердечника и плоской ленты, которая вокруг него наматывается. Гладкая поверхность таких струн значительно меньше истирает лады и накладку гитары.

Круглая обмотка – самая популярная на сегодняшний день. Конструктивно отличается тем, что в качестве намотки используется не лента, а проволока. Самые простые в производстве, имеют самую низкую цену. При агрессивном звукоизвлечении оплетка может повреждаться.

При игре имеют призвуки – от щипка медиатором или от движения пальцев вдоль струны. Быстрее изнашивают лады гитары, быстрее теряют звонкость из-за попадания между витками намотки грязи и пыли. Более яркие и звонкие по сравнению со струнами в плоской намотке.

Полукруглая намотка – гибрид первых двух типов, обладает в меру звонким и в меру густым звуком. Изготавливаются путем навивки круглой обмотки, которую потом сошлифовывают, делая ее с одной стороны плоской.

Гексагональная обмотка – конструктивно это струны с гексагональным сердечником и, чаще всего, круглой проволокой. Такие струны имеют высокий срок службы, они звучат максимально ярко, хотя не для всех кажутся комфортными при игре. Быстрее всех истирают лады.

Итак, теперь, когда мы знаем конструкционные особенности и технологии изготовления современных струн, можно составить краткую таблицу по подбору струн исходя из их технических характеристик:

Намотка

Материал

Плоская

Полукруглая

Круглая

Гексагональная

Бронза (акустические гитары)

Максимальный срок службы (из-за особенности материала и намотки), хороший баланс между ярким звучанием бронзы 80/20 и «густым» тоном плоской навивки

Срок службы выше, чем у комплектов с круглой намоткой, объемное звучание, которое при этом имеет хорошую читабельность на лид-партиях

Максимально яркое звучание, подойдет для фольк-музыки и солирующих акустических гитаристов

Фосфор-бронза (акустические гитары)

Максимально глубокое и объемное звучание, отличный выбор для игры пальцевой техникой

Полукруглая обмотка частично компенсирует объемность и мягкость звучания фосфор-бронзы, добавляя в звучание более яркие обертона. Хороший выбор для игры медиатором и ритм- и лид-партий

Универсальный выбор – мощный и объемный звук фосфор-бронзы прекрасно сочетается с яркостью звучания круглой обмотки

Чистый никель

Такие струны встречаются практически только у одного бренда – Thomastik-Infeld. Имеют глубокое звучание, которое выбирают джаз-мены и обладатели полуакустических джаз-гитар

Достаточно редкий вариант – подойдет для блюза, джаза, мягких вариаций рока

Наиболее распространенный вариант никелевых струн – имеет в меру глубокий звук, который, однако, звучит очень певуче на лид-партиях. Излюбленный вариант большинства исполнительных винтажных стилей (джаз, блюз, рокабилли, рок-н-ролл и т.д.)

Никелированная сталь

Ясный и глубокий звук без скрежета и лишних призвуков, очень часто такое сочетание материала/обработки выбирают бас-гитаристы. Увеличенный срок службы.

Больше яркости в звучании, однако слегка меньший срок службы из наличия мельчайших желобинок в намотке и попадания туда грязи и жира. На данный момент такое сочетание обладает достаточно низкой популярностью

Наиболее популярный и универсальный вариант – яркий и в меру мощный звук, который подойдет для любых музыкальных стилей и техник игры.

Увеличенная надежность струн, более яркий звук. Отличный выбор для тех, кто хочет получить максимальную магнитоактивность и «раскачать» свой инструмент.

Классический пример – серия D’Addario NYXL

Цена таких струн для гитары обычно выше – но они при этом имеют более яркое и «полное» звучание

Чистая сталь

Очень редкие струны, которые не получили особого распространения среди электрогитаристов, однако имеют определенную аудиторию среди бас-гитаристов. Яркий и достаточно глубокий звук с максимально гладкой и удобной для игры поверхностью

Яркий звук и минимальное количество призвуков при игре, слегка больший по сравнению с комплектами с круглой намоткой срок службы. Классический пример – серия D’Addario EHR

Второе по популярности сочетание материалов/технологий. Яркий и «прорезающий» звук – отличный выбор для гитаристов-представителей любых жанров и стилей, защита от коррозии.

Что касается выбора струн в зависимости от вашего строя – об этом мы подготовили отдельную статью на нашем сайте.

Уход за гитарными струнами

У многих гитаристов возникает закономерный вопрос: как продлить срок службы струн, какие средство по уходу могут в этом помочь? В данном разделе мы постараемся кратко описать различный варианты уход за струнами.

  • Основной способ продлить «жизнь» струнам – держать их в чистоте. Для этого, во-первых, не стоит забывать мыть руки перед игрой (особенно в жаркое время года), а во-вторых – использовать специальные средства для чистки струн . Специальные тряпочки и девайсы помогут снять со струны влагу, грязь и жир после игры, а также остатки кожи, которые увеличивают вес струны и делают ее звучание тусклым.

Как ухаживать за струнами?

  • 1-2 раза в неделю мы рекомендуем использовать специальные профессиональные средства для чистки струн, например от Dunlop или D’Andrea . Они помогут обезжирить поверхность струны, расщепить мельчайшие остатки жира в витках намотки.
  • Помимо этого, популярными являются лубриканты для струн – они производятся на основе минеральных масел и при нанесении создают на поверхности струны тонкую пленку, которая защищает намотку от попадания жира и грязи. Не стоит забывать при этом, что лубрикант может сделать звуки гитары слегка более «тусклым», а также не следует допускать попадания состава на корпус или гриф инструмента – его сложно очищать.

Когда следует производить замену струн на классической, акустической, электро- или бас-гитаре? В данном случае руководствуйтесь тремя аспектами:

Выбор струн для акустических гитар

Согласен с теми, кто считает, что термин "акустическая гитара" является не самым удачным для обозначения инструментов конструкций "вестерн", "джамбо", российских моделей с изменяемой высотой грифа. Очевидно, что "классическая", или как ее иначе называют - "испанская" гитара, также является акустической. Не удивительно, что от столь неоднозначной терминологии у музыкантов, особенно начинающих, в головах часто происходит путаница. И все же с условным термином acoustic guitar всем нам придется смириться, поскольку он навеки утвердился в мировой гитарной среде благодаря американцам, разработавшим в конце XIX века весьма совершенную конструкцию "акустической гитары", имеющую перекрестную систему пружин на внутренней поверхности верхней деки, и с тех пор являющихся законодателями моды и лидерами в их производстве.

Не буду и я изобретать свою терминологию, а лучше перейду к рассказу о струнах, предназначенных для обоих типов инструментов.

Вступление

При выборе струн, как и при выборе музыкального инструмента, на мнение "специалистов" следует полагаться осторожно. Особенно это относится к сегодняшним горе-продавцам в музыкальных магазинах, в большинстве своем не отличающимся профессионализмом и заинтересованным не столько помочь покупателю с выбором, сколько продать ему наиболее дорогой товар для получения максимальных премиальных от работодателя. Любой гитарист перепробует за жизнь ни один десяток разных видов струн и поменяет свои предпочтения не раз, ведь вкус и требования у человека со временем претерпевают изменения, да и струнные технологии не стоят на месте. Не редко профессиональные музыканты имеют по два и более инструмента (например, у прекрасного московского гитариста Ивана Смирнова их более десятка) и подбирают для каждого свой комплект струн, наиболее полно гармонирующий с ним как по звуковым, так и по физическим параметрам. Поэтому давать рекомендации по выбору конкретных марок струн бессмысленно, а вот познакомить читателя с их современными видами и конструктивными отличиями будет полезно. Что касается однотипных струн разных производителей, то можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

Вначале о том, что собой представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с обмоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Давным-давно, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных, волосяных и даже изготовленных из растительного сырья струнах. Из всех перечисленных дожили до наших дней только кишечные, но сегодня они лишь изредка встречаются на арфах и старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Все перечисленные виды струн относятся к так называемым "монолитным", не имеющим обмотки.

Обмотка на струнах начала появляться лишь в конце XVIII века. Она позволила не только улучшить тембр басовых струн, но также во многом облегчила исполнение, обогатила технические возможности большинства музыкальных инструментов того времени.

Первые стальные струны появились на рояле в середине XVIII века, после чего сталь начали постепенно применять и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), с разнообразными поверхностными покрытиями и т.д.

Виды струн

Со второй половины XX века до недавнего времени гитарные струны было принято делить на две основные группы: синтетика/"нейлон" и сталь/"металл". Синтетика всегда использовалась для классической гитары, а сталь всегда для акустической (если не считать недоразумений, связанных с дефицитом или безграмотностью). Однако из-за того, что за последние 10 лет в струнном деле появилось много новых технологий и материалов подобный подход уже не работает. Так в качестве керна/сердечника струн классической гитары стали применять стальной тросик, а некоторые стальные струны наоборот обрели синтетическое покрытие, не говоря о появлении комплектов со смешанной конструкцией струн. Поэтому основное деление струн правильней производить не по материалам, из которых они изготовлены, а по типам гитар, для которых они предназначены: классической и акустической. Внутри каждой из двух этих групп струны подразделяются на виды в соответствии со своими конструктивными особенностями, а одинаковые по конструкции струны - по силе натяжения/жесткости/диаметрам.

1-я группа: Струны для классической/испанской гитары

Виды струн:

  1. Кишечные
  2. Синтетические
  3. Синтетические повышенной плотности / "карбон"
  4. Струны на стальном тросике
  5. Синталические (Syntal®)

1. Кишечные (монолитные) струны (англ. Gut strings). Повсеместно в России их неверно называют "жильными", хотя к жилам/сухожилиям они никакого отношения не имеют, поскольку делаются из кишок животных, главным образом овец. Сегодня встретить их в нашей стране почти невозможно, да и на Западе они давно стали редкостью. В небольших количествах их привозят частным образом любители старинной средневековой музыки, но в свободной продаже они не встречаются. Несмотря на то, что в последнее время производители кишечных струн научились лучше защищать их от неблагоприятных внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся и имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев.

2. Синтетические струны (условно - "нейлон") были разработаны в США фирмой "Августин" в 40-х годах XX века. Они пришли на смену нестойким кишечным, молниеносно завоевав популярность у гитаристов. Три верхних струны 6-струнного комплекта представляют собой монолитную синтетическую нейлоновую леску (так называемый "монофиламент"). Три басовых - изготовлены на мультифиламентной/полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с внешней металлической обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится и не позволяет пачкаться пальцам, но и является хорошим индикатором износа струны. Однако медная обмотка струн, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары, особенно быстро на четвертой струне, имеющей самую тонкую обмотку. В последнее время многие струнные фирмы используют в качестве обмотки медные сплавы (нейзильбер, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь, но дают более матовое звучание.

3. Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии синтетического материала с длинным названием, который музыканты в обиходе называют карбоном. Из-за того, что плотность карбона выше нейлона на 70%, при одинаковом натяжении с нейлоновыми струны из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами.

Визуальное сравнение толщин нейлоновых и карбоновых голосов при равной силе натяжения и настройке


Визуальное сравнение струн из карбона и нейлона, идентичных по массе/силе натяжения:

МИ 1-я струна: нейлон - 0,70 мм / карбон - 0,54 мм;
СИ 2-я струна: нейлон - 0,80 мм / карбон - 0,61 мм;
СОЛЬ 3-я струна: нейлон - 1,00 мм / карбон - 0,76 мм.

Помимо меньшей толщины, карбоновые струны отличает перед нейлоном заметно бОльшая звонкость/яркость и. стоимость. Басовые струны комплектов с карбоновыми верхами могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового - различие в тембре у "витых" струн менее ощутимо, чем у лески, хотя для кого-то и небольшие отличия имеют большое значение. В последнее время карбоновое волокно все активней применяют при производстве "витых" струн смычковых инструментов, и эти струны пользуются все большим успехом.

4. Струны на стальном тросике стали привозить в Россию примерно с 2000 года. Производители представляют их как струны для классической гитары из-за их относительной мягкости. Все они снабжены обмоткой, хотя и разной: три верхние с нейлоновой лентой, а три басовые - с традиционной посеребренной медью. Впервые установленные на инструмент эти струны поражают академических/классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при повороте колков. Однако даже в Москве и Питере этот тип струн не часто встречается в продаже - они достаточно дороги и весьма необычны, что не способствует росту их популярности.


За разработку гитарных струн Syntal® фирма ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® удостоена диплома "Лучшая отечественная инновация в области музыкальных и шоу-технологий" крупнейшей российской специализированной выставки МУЗЫКА-МОСКВА.

Синталические басы отличает высокая яркость звука на уровне металла и привычная мягкость как у "нейлона", в отличие от которого быстро настраиваются, лучше держат пробой обмотки на ладах и даже позволяют делать так называемые "подтяжки". В комплектах неплохо сочетаются с верхними "голыми" струнами из монолитного карбона после того как обыграются в течение нескольких дней. Синталь способна держать сочный "рояльный" тембр практически без изменения в течение нескольких месяцев.

Тестовая запись комплекта струн ГМ® Syntal® S564. Сделана в цехе фирмы в декабре 2010 г., микрофон Sennheiser MKH 800 P48 (ФРГ). Струны установлены на гитаре среднего ценового диапазона Alhambra (Испания).
Играет Михаил Оленченко (Москва).

Тестовая запись комплекта струн ГМ® Syntal® S564
Играет Вадим Голутвин (Москва). 2009 г.

2-я группа: Струны для акустической гитары


Предназначены для гитар с усиленной перекрестной системой пружин на верхней деке конструкций "вестерн", "джамбо", и моделей с регулируемой высотой грифа. Комплекты имеют суммарное натяжение от 40 до 80 кг (в американской традиции кантри/блюграсс - до 100 кг ).
Виды струн:

  1. Стальные
  2. Стальные с плоской/полукруглой обмоткой
  3. Стальные в синтетической оболочке
  4. Синталические (Syntal®)

1. Струны на стальной монолитной основе. Керном (сердечником) этих струн служит высокопрочная, так называемая "рояльная сталь". Она же используется в "голом виде" для верхних двух, иногда трех струн. В качестве обмотки часто применяют сплавы на основе меди - различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорную бронзу. Материалы обмотки различаются по твердости и упругости, придавая струнам различную жесткость, что отражается, как на пальцевых ощущениях, так и на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн бывает разным, самым распространенным является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", обеспечивающая струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после их установки.

2. Стальные струны с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, являются разновидностью первого вида струн. Они не имеют свиста при скольжении пальцев о витки намотки, от чего их любят гитаристы, которым приходится записываться на студии через микрофон, а также музыканты, которых раздражает быстрое подсаживание тембра струн с круглой обмоткой, вызванное сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами. Эти струны дают более матовый звук, контрастирующий со звонкостью верхних стальных струн без обмотки.

3. Стальные струны в тонкой синтетической оболочке бывают двух видов. Оба разработаны в конце девяностых годов в США. У первого вида поверх металлической обмотки положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала тефлона (второпласта), обладающего хорошей износостойкостью и низким трением. Она призвана не только защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, но также сделать поверхность струны более скользкой и замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама проволока обмотки заключена в тонкую оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для музыкантов, обладающих от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако, помимо гораздо более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится некоторыми гитаристами, что ради него они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

4. Синталические струны - струны нового поколения, разрабатывающиеся фирмой ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® www.GMstrings.ru с 2005 года. Они имеют синтетическую основу с малым процентом удлинения и традиционную металлическую обмотку. Их отличает высокая яркость звука на уровне самых звонких стальных и мягкие ощущения при прижиме на уровне "нейлона". В комплектах прекрасно сочетаются с верхними "голыми" струнами из стали. По сравнению со стальными струнами, синталические дольше "встают в строй", но позволяют делать так называемые "подтяжки" и обладают повышенной сопротивляемостью к пробою на ладах. Начало производства этого типа струн для акустической гитары планируется фирмой ГМ® на 2011-2012 гг.

О мензурах гитар

*У автора статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары (см. статью Стандартизация мензур струнных инструментов и метод их вычисления).

О натяжении струн


График натяжений двух комплектов стальных гитарных струн с нормальными и усиленными басами, имеющими идентичные первые две струны.

Силу натяжения струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, струны на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма = 0,254 мм. Но не все обращают внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар, представленные в России очень широко, рассчитаны на усиленные инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, как правило играющих пальцами правой руки (на Западе этот способ называют "fingerstyle"), имеющих инструменты другой конструкции и отдающих предпочтение не столько громкости звука, сколько меньшим усилиям при игре и более глубокому звучанию басов.

Натяжение струн на синтетической основе также принято определять, исходя из сечений струн, однако корректное сравнение работает только для однотипных материалов. Так сравнивать нейлон с карбоном неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. Чем меньше плотность материала, тем меньше будет различие в натяжении струн. Например, у нейлоновой лески различие в 0,002 дюйма (0,05 мм) не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны – стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон/Syntal®), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком тусклым и тихим;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочесть струны на стальной основе не ниже №11 с более толстыми диаметрами басовых струн, для которых потребуются сильные пальцы;
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №9 и 10. При этом, скорее всего, придется самостоятельно или с помощью лютьера/мастера, немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и при форсированном звукоизвлечении могут задевать лады, вызывая дребезг.

И напоследок совет начинающим гитаристам – всегда настраивайте струны по камертону. Неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать; при перетяжке вы рискуете его со временем деформировать, а струны могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и плотным, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но настроенные правильно и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

История струн. Длиннопост. ⁠ ⁠

История струн. Длиннопост.

Бегло прочитал название поста. Думал про Теорию Струн - обломали. Но и данный пост понравился. Как раз думаю на гитаре научиться играть, а то стоит, пылится.

Спасибо, зачитался, вот вопрос возник по поводу последних видов струн, японские карбоновые и итальянские полиакриловые , как они по звучанию? Сразу скажу , что как звучат жильные я не в курсе))

Иллюстрация к комментарию

Хоть ты и контрабасист, Гибсон Лес Поул тебе)

Полезная инфа! В свете последних событий⁠ ⁠

Война, в общем, это гнилое дело. Но есть свои правила.

Данная информация возможно мало применима в нынешних реалиалих ведения "спецопераций". Какие-то пункты возможно уже устарели и не уневрсальны.
Но в целом будет интересно и полезно.

1. Если вы проводите зачистку ,то как в анекдоте: в комнату заходите вдвоем — сначала граната, потом вы.

2. Подойдя даже к открытым дверям любого офиса — не входи. Жопой чувствуешь, что там может быть враг, не экономь гранаты, выдергивай чеку и закатывай первую. После взрыва через 5 секунд, не выдергивая чеки, закатывай в помещение вторую и сходу за ней -вскакивай. Кто уцелеет от первой, при виде второй, упадет на пол, и закроет голову руками — возьмешь живым.

3. Стоя перед дверью и ожидая своих товарищей, собирающихся для штурма, придержите дверь, чтобы ее было не открыть. Иначе в коридоре увидите или гранату или ствол.

4. Гранату закатывать по полу. Не кидать.

5. Не бегать перед стволом товарища. Вы перекрываете ему возможность стрелять.

6. Любая закрытая дверь НЕПРИКОСНОВЕНННА, так как может быть заминирована.

7. Ящики не открывать, электронику не включать. Ничего не трогать. Все может быть заминировано. Это важно. Вплоть до того, что нельзя открывать холодильник, даже если очень хочется кушать, и поднимать крышку унитаза, поправлять кривовисящие картины на стенах.

8. Не трогать трупы, столы и другие предметы (все можно заминировать).
9. При первом выстреле — не «маячить», сразу падать.
10. Не держать палец на крючке (часто погибают товарищи).
11. Не брать патроны с открытых цинков, захваченных у боевиков, они могут вместо пороха в патроны зарядить тротил (разорвет автомат, оторвет голову).
12. Гранаты носить в специальных мешках, открытыми не держать (были зацепы).
13. Не надо с РПГ стрелять по людям, бесполезно (рассчитан только на бронетехнику).
14. Рожки изолентой не перематывай (в бою перекосит патрон — откинешь сразу оба).

15. На АК предохранитель имеет три положения. Собственно, блокировка, автоматический огонь и одиночный. Если вы в панике резко снимете с предохранителя, то наверняка опустите его до упора и поставите, тем самым, в режим одиночного огня. Это сделано, что бы обезумевший от ужаса боец не просадил магазин за секунду и не остался без патронов.
Помните об этом.

16. Предохранитель на АК достаточно мерзко лязгает. Если вам нужно снять его тихо, то оттяните его и плавно переведите в нужный режим огня (это почти всегда одиночный огонь).

17. Перед выходом попрыгайте на месте. Проверьте, что на вас ничего не лязгает и не бренчит.
Антабки на оружии лучше заранее перемотать изолентой или бинтом. Патрон в патронник, и на предохранитель.

18. Изучите таблицы стрельбы на свое оружие. Пуля летит НЕ ПРЯМО. У нее баллистическая траектория с превышениями и понижениями. Поэтому грамотное определение расстояния до цели и знание таблицы стрельбы — это хорошая возможность попадать быстро, а значит уменьшить время, пока стреляют по вам.

19. Ветер влияет на траекторию полета пули. Изучите влияние ветра на ваше оружие ЗАРАНЕЕ, а не походу и на глазок.

20. Если вам представилась возможность выбирать оружие — берите такое же (такой же калибр) как и большинство ваших товарищей. На себе много патронов не унести, а кончаются они быстро, особенно в городе, так что если с вами смогут поделиться — это большой плюс. Если вашего товарища убили, не побрезгуйте восполнить свой боекомплект (предварительно получив разрешение от командира).

21. Если вы уходите в «автономку», то вы несете на себе 360 патронов (это 12 магазинов и еще столько же, но в пачках просто кидаете в рюкзак. Сильно сэкономите в весе).

22. Помните, что магазины, расположенные на груди и животе — это дополнительная бронезащита.

23. Большинство смертей и ранений происходят от осколков. Обычный ватник вполне способен защитить вас от мелких осколков. Повесив поверх еще и разгрузку с магазинами, вы можете считать себя относительно защищенным. Не забудьте поднять ворот.

24. Бронежилет — это очень хорошо. Любой. Даже самый бэушный.

25. Если вам в броник попала пуля — это еще не значит, что он вас спас. Так как энергия пули, остановленная элементом брони, способна нанести вам чудовищную заброневую травму.
Ребра ломает почти всегда. А возможен и разрыв органов. Так что если в вас нет дырки — это еще не повод радоваться. Бывает, что дырка была бы предпочтительнее.

26. Не трогайте гранатометы. Стрелять из них сложно. Оставьте это более опытным товарищам.

27. Проведя несколько дней на свежем воздухе, курильщика можно засечь за 70-100 метров. Бросайте курить.

28. Если вам что-то послышалось — останавливаете группу и «даете тишину». Слушайте внимательно. Даже если вы будите тормозить группу каждые пять минут, только редкие идиоты будут на вас ругаться.

29. Вы никогда, остановившись, не продолжаете стоять. Нужно встать на колено или лечь. Это очень выматывает, но это вопрос выживания всей группы. Если кто-то ленится садиться — заставьте его.

30. Пальца на спусковом крючке быть не должно, даже если оружие на предохранителе.

31. На маршах, кладете автомат на руки и складываете их на груди крестом. Так легче нести. При этом большой палец провой руки всегда готов снять с предохранителя, а вскинуть оружие достаточно быстро.

32. Ремень (автоматный) всегда на шее. Иначе, если попадете в засаду, будет подрыв мины и вы полетите в одну сторону, а ваше оружие в другую, и вы из легкого 300 превращаетесь в 200.

33. На посту не спать. Если заснете, пристрелить вас захотят не только враги. За это, как и за потерю оружия, расстреливали официально. Сейчас расстреливают неофициально.

34. Пописать можно стоя на коленях, не превращаясь в стоячую ростовую мишень. Туалет, это серьёзно. Если есть специально подготовленная площадка никаких проблем. Если на марше - срать ходят только втроем, один сидит, двое смотрят вокруг на 180 градусов, многих находили валяющимися в собственном дерьме).

35. Чихать в себя.
36. Кто медленно бегает — быстро умирает.

37. Эффективность гранат переоценена. Бывали случаи, когда гранаты взорвалась в небольшой комнате, а внутри были только легкие контузии.
38. Чеку зубами вырвать нельзя. Только пальцами.

39. В стенах могут быть проломы завешанные тряпками или коврами. Так враг может быстро перебегать из парадной в парадную. Помните это. То, что вы находитесь в крайней квартире, не значит, что из соседней к вам нельзя войти через стену.
40. На окна можно вешать сетки от старых советских кроватей. Они хорошо останавливают ВОГи.

41. Вы можете слышать мяуканье, например из-за двери стенного шкафа. Мне очень жаль, но животное обречено. Скорее всего, его там заперли вместе с гранатой. Открывать нельзя. Это очень сложный момент, всегда, в таких сложных ситуациях хочется оставаться человеком,
но…
42. Если вам нужно стрелять из помещения на улицу, то не надо подползать к подоконнику или стоять сбоку от окна. Уйдите вглубь помещения, встаньте на табуретку, закрывшись стеной или т.п. И не включайте свет, нельзя, не подсвечивайте себя (я уже не го ворю о ВУ).
43. Осколки кирпича или бетона, выбитые огнем, имеют свойства лететь на вас. При попадании по глазам… ну вы поняли.
44. Долго стрелять не меняя позицию — плохая идея.
45. Пригибайтесь.
46. Не надо «вычислять снайперов». Не ваша работа, да и знаний вам не хватит. Воюйте дальше, не обращая внимания.

47. Будьте готовы морально «отработать» гражданских, которые засветили вас (если перспектива не радует, то двигайтесь осторожней)

48. На АК-74 (экземпляр с хорошей кучностью боя), можно прикрутить прицел ПСО от СВД. На дистанциях 500-600 метров у АК-74 и СВД очень близко сопряжены траектории, прицел встанет идеально. Будете стрелять и переносить огонь, из-за калибра, гораздо быстрее, чем с СВД. Да и тем, кто решит поискать снайпера, вы будете неинтересны.

49. Современные гранаты РГО и РГН взрываются в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ от удара У них ударный взрыватель стоит, а взрыв через промежуток — это срабатывает сам ликвидатор (на тот случай, если граната упала в рыхлый снег)

50. Никто, даже саперы, не занимаются снятием мин и ВУ. Они тупо подрывают их тротиловой шашкой. Не надо умничать и начинать снимать ВУ.

51. На растяжки нормальные воины ставят секреты, чтобы было не снять по-простому. Так что «перерезать нитку» — плохая идея. Просто пройдите мимо. Это не ваше дело, для этого есть старшие товарищи.

52. При ранениях бывают венозные и артериальные кровотечения. «Лечатся» они по- разному. Но тут важно другое. В горячке боя времени нет. С венозным кровотечением товарищ будет умирать несколько часов, а с артериальным буквально 10-20 секунд, а дальше потеря сознания и начинается гипоксия. Так что, чтобы не париться, быстро накладываете
артериальный жгут поверх раны (сейчас интерны начнут возмущаться, но такова жизнь, это не гражданка, приходится нарушать) и возвращаетесь в бой. У вашего товарища будет полчаса-час на то, чтобы разобраться самому, ну или это сделаете вы, когда освободитесь.

53. Жгут всегда под рукой! Не в сумке, не в рюкзаке — или намотан на приклад, или в разгрузке под рукой.
54. С собой всегда ДВА жгута! Один вы можете отдать раненому товарищу и через минуту получить пулю в бедренную артерию.

55. Есть такое понятие как «подавление огнем». Активно поливая врага, зачастую, можно сковать его действия, даже не попадая и не нанося урона живой силе. Особенно вам помогут трассера.

56. Помните, трассера, помимо того, что очень сильно засырают ствол, они еще и выдают вашу позицию. Так что не злоупотребляйте ими. Да и прицельный огонь ими вести сложно.

57. Оружие нужно чистить каждый день. Особенно нежно в районе дульного тормоза. Если там будет канавка или ямка, то кучность боя сильно упадет.

58. Последние три патрона в магазине лучше забить трассерами. Чтобы пустой магазин не стал для вас неожиданностью. Более того, если вы оставите один патрон в стволе, то вам останется только подстегнуть новый магазин, то есть скорость перезарядки возрастет.

59. Следите за ногами, не ленитесь их мыть. Натрете — и вы уже не воин.

60. Если видите, что по кому-то можно стрелять, это еще не повод стрелять. Если вас не заметили, узнайте у командира, можно ли ввязываться в бой.
61. Если вы кого-то заметили, но вас еще не увидели, не надо резко прыгать в сторону.
Периферическое зрение засечет вас мгновенно. Мягко и плавно, не торопясь, сядьте и спокойно займите позицию. Это будет гораздо менее заметно.

62. Помните, досылая патрон в патронник, затвор нужно отпускать резко, чтоб лязгнул. Иначе «зажует».

СПИСОК СНАРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ВОЙНЫ- НЕ ДЛЯ ТУРПОХОДА:
СНАРЯЖЕНИЕ И ЭКИПИРОВКА
1. 2 рюкзака. Один обозный, второй штурмовой 25 л (штурмовой с быстрым сбросом).
2. Наколенники жесткие. И если возможно налокотники (при первых выстрелах в бою боец падает на колени, может разбить чашечки).
3. Туристический коврик (каремат)
4. Разгрузка
5. Бронежилет
6. Активные наушники
7. Баллистический очки
8. Бронешлем. или, в худшем варианте каска
9. Фляга или гидратор
10. Кусачки для ногтей (через две недели отрастают, ножом не обрежешь, ломаются когда вставляешь рожок в автомат, сильная боль).
11. Компас
12. Паракорд (легкий нейлоновый трос) 20 метров
13. Вилка ложка
14. Грим. Зеркальце.
15. Набор ниток и иголок. Спички. Тальк
16. Стрелковые перчатки
17. Скотч прозрачный (привязать гранату при растяжке к дереву, порвался берц – обмотал и побежал дальше).
18. Фонарь. Нож. Часы со стрелками
19. Армейская рация Бинокль Дальномер
20. Средство от насекомых (не вонючее)
21. Мусорные мешки для воды. К низу мешка привязываешь камушек, пробиваешь дырку, расправляешь мешок на ветках, внутрь бросаешь ветки, из-за перепада температур получается конденсат, подставляешь емкость под мешок, за сутки от 200 до 300 грамм воды из конденсата.
22. 1 кг сала мешается со 150гр чеснока, перец соль по вкусу, перекручивается на мясорубку. Шприцом без иглы заталкивается в тюбик от зубной пасты или в другую емкость. Хранится до пол у года в жаре. Очень калорийно (можно применять не останавливая марш-бросок).

1. Берцы: чтобы не пропускали воду и были легкие (обр. рыбьим жиром или салом)
2. Носки шерстяные, высокие, 5 пар (выводят пот, не дают натереть ноги).
3. Прокладки женские, большие (в берцы, впитывают пот).
4. Плотные штаны и куртка
5. Термобелье. Несколько маек, только хлопок
6. Маскхалат (и летний и зимний)
7. Флисовая куртка (вместо свитера, она легче, вес очень важен)
8. Зимние сапоги (советую «Хаски с.080» — дешево и сердито)
9. Панама из брезента, что бы хоть чуть-чуть держала влагу
10. Арафатка. Смоченным платком обвязывается шея (на много легче, на шее есть много важных точек).

1. Берете то, что нужно лично вам, под ваши персональные болячки. Плюс:
2. 3 артериальных новых жгута (старые при растяжке рассыпаются), 2-3 ИПП, много бинтов, рулон эластичного бинта (он зафиксирует все, что угодно, может заменить жгут)
3. Бактерицидный пластырь, лучше водостойкий; Пластырь рулонный, лучше на тканевой основе. Дезинфицирующее средство (недорого раствор хлоргексидина), хорошо бы гель пантестин (раны, ожоги)
4. Жаропонижающее, обезболивающие – аспирин, парацетомол, КЕТОРОЛ (промедол вряд ли достанете)
5. Элементарные капли в нос и для глаз
6. Аллергия, укусы комров – 1% гидрокортизоновая мазь
7. антибиотики широкого спектра действия (амоксицилин, амиксиклав, ципрофлоксацин)
8. Активированный уголь. Чем больше тем лучше (приходиться пить воду из реки где плавают трупы, да и просто под нагрузками живот начинает ерундой страдать). Кстати, белый уголь можно применять в порошке как кровеостанавливающее. Он же применим как антисептик, как энтеросорбент, как искусственная почка и т д . Прошел испытания в Афганистане, в Спитаке и Винницком мед инст. При его применении нет нагнивания ран (применяется в гнойной хирургии). При ожогах. На раны в сухом виде. Внутрь только разведенный водой.
9. При большой потере жидкости — регидрон.
10. Кровоостанавливающее — этамзилат, дицинон (в ампулах).
11. Ножницы, кусачки.
12. Шовный материал, иголка + нить, для зашивания ран (в аптеке)
13. Противошоковый набор. (кеторол, димедрол, преднизалон, кардиомин, адреналин) что есть что:
кеторол — обезболит (вряд ли на гражданке вы найдете промидол)
димедрол+преднизолон (колоть оба, но в разных шприцах, снимут любую аллергическую реакцию на укусы, яд. токсины), кардиомин — поддержит работу сердца при резком падении давления при укусах или ранениях, адреналин — это если совсем все плохо, анафилактический шок+остановка сердца или нитевидный пульс)

Те, кто прошел Афган, меня поймут. А вы, молодые, поймите этот опыт отдают вам люди, прошедшие не одну войну и оставившие там много друзей. Поэтому заучи это как «ОТЧЕ НАШ».
Если этот листок поможет тебе остаться живым, то я не напрасно его писал.
Твой друг.

Читайте также: