Компенсация за металлический гараж

Обновлено: 17.05.2024

Государство вознамерилось окончательно уничтожить так называемый «гаражный бизнес», теперь за попытки «нецелевого» использования мест хранения транспортных средств у граждан РФ будут отбирать их собственность. Поправки в Гражданский кодекс принимали в спешке, причём в Госдуме добились, чтобы они начали действовать как можно раньше. Уже этой осенью десяткам тысяч мелких предпринимателей придётся искать себе новые помещения.

Нововведения вступят в силу с 1 сентября 2022 года, хотя изначально планировалось, что это произойдёт годом позже. Но «слуги народа» куда-то очень торопятся, не иначе, хотят побыстрей прикрыть весь малый бизнес. Который, что уж тут скрывать, в основном «серый». Однако он кормит народ и создаёт рабочие места, причём сотни тысяч, если не миллионы.

«Принимая во внимание текущую непростую экономическую ситуацию в стране, мы предлагаем пересмотреть сроки вступления в силу отдельных уже принятых федеральных законов на более ранние», — заявил председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Не мы, а именно лично Павел Крашенинников. Чем именно он руководствуется депутат не раскрыл, но факт, как говорится, налицо. Сотни тысяч владельцев гаражей, которые зарабатывают там деньги и кормят свои семьи, могут остаться без средств к существованию.

«Гаражный бизнес» – отнюдь не только российская специфика, он процветает в мегаполисах всего мира. И не только в мегаполисах, в любых городах и городках. Если брать нашу страну, то на автомобили завязано менее половины того, чем занимаются в гаражах, причём многие мини-производства работают на крупные структуры.

В личных гаражах стоят станки – токарные, фрезерные, иные. Чаще всего советские, спасённые их владельцами от уничтожения. Не так давно автор навещал одного такого мастера, но быстро выполнить заказ тот отказался – точит крупную партию изделий для одного сборочного производства. Везде коробки с алюминиевыми болванками и с готовой продукцией – «гудит как улей родной завод».

Завода, где ранее трудился токарь, больше нет – ликвидировали, а в его цехах нынче торговый центр. Кстати, вот вам и нецелевое использование собственности, причём отягощённое диверсионной деятельностью (уничтожением оборудования). Однако деятели из Госдумы почему-то о подобном не вспоминают, бизнесмены неприкосновенны. Это народ можно грабить как угодно.

В другом ГСК небольшой мебельный цех, три гаража соединены между собой – пространства вполне хватает. Кухонные уголки на заказ по вашим размерам и прочие предметы меблировки. Качественно и недорого, дизайн «модный». Всего два человека – владелец и нанятый им работник, больше тут и не нужно. Заказов на полгода вперёд, люди работают в поте лица.

И, конечно же, автомобили. Например, вот тут сидит Анатолий, он высококвалифицированный электрик по автомобилям "Nissan", много лет проработал в техцентре официального дилера. Но уже лет несколько предпочитает трудиться не на «дядю», а на себя. Запись на «приём» расписана на месяц вперёд, а контакты этого человека передают из рук в руки как высочайшую ценность. Ибо делает качественно, за разумные деньги, и с гарантией.

На профильных форумах люди делятся опытом, обсуждают, спорят. В итоге открываются новые гаражные мастерские. Где-то кто-то что-то печатает на 3D-принтере – изготавливает уже недоступные автозапчасти или детали к бытовой технике. Шьют одежду, тачают обувь, чинят компьютеры, делают железные двери, мебель и т. д. Занимаются делом, в том числе, тем самым «импортозамещением».

Которое на государственном уровне так и не стартовало. Более того, пошли разговоры о том, что оно и не нужно. Потому, что типа не осилим.

«Ни одна страна мира, какими бы она не обладала ресурсами, не способна обеспечить всю номенклатуру даже в такой области, как электронно-компонентная база. Эта невозможность объясняется нецелесообразностью. Даже если ты обладаешь миллиардным рынком, как Китай, всё равно по отдельным направлениям экономически нецелесообразно и невозможно производить всю продукцию для себя. Есть сегменты, где нужно обеспечить технологический суверенитет.

Это касается производства современных средств вооружений, где невозможна кооперация и покупка защищённой электронно-компонентной базы. Кооперация с надёжными поставщиками не просто является незазорной, а является полезной, повышающей конкурентоспособность нашей гражданской продукции. Желательно, чтобы были альтернативные поставщики. А там, где у нас есть неуверенность, нужно сформировать складские запасы», – заявил председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенёв.

Как несложно догадаться, это представитель «Единой России». Который, судя по всему, забыл, что ещё 30 лет назад наша страна имела всё свое. А потом промышленность целенаправленно уничтожали, и, собственно, в этом преуспели. Сейчас не производим почти ничего.

При другом подходе мы бы увидели совершенно иные действия властей. Так, в городах (и не только) пустует огромное количество площадей – магазины, склады, производственные помещения. Сейчас, когда торговля импортом схлопнулась, таковых стало ещё больше. Однако распоряжаются этим добром, как правило, чиновники различного калибра. И никого никуда не пускают. Ставки аренды просто запредельные, условия – жуткие. В любой момент компанию могут без объяснения причины выкинуть из помещения, договор аренды не имеет никакого значения. Начальник в управе распорядится, и всё.

Малый бизнес можно культурно вывести с территорий различных ГСК, а также из «серого сектора». Но делать это следует исключительно при помощи «пряников», то есть, соблазняя предпринимателей выгодными условиями работы. А именно большими помещениями, дешёвой арендой, транспортной доступностью, и так далее. Но идёт обратный процесс. И ГСК до недавнего времени были той единственной отдушиной, где можно было спастись от чиновников-вредителей. Купить гараж и там заниматься делом.

Потихоньку гадить начали уже давно. В частности, отключали в гаражных кооперативах 380 вольт, которые нужны для большинства оборудования. В ряде мест убрали даже 220 вольт, но и тут люди находили выход.

Другое дело, что по скудоумию «партия власти» может спровоцировать начало конца своего правления. В ряде регионов «гаражный бизнес» очень развит, и на него завязано много чего. Прежде всего, люди. А народ горячий. Например, как в Дагестане. И если там власти начнут «щемить» мелких предпринимателей, то протест дагестанских дальнобойщиков пятилетней давности покажется цветочками. А какие могут быть «ягодки» стоит только догадываться.

Компенсация за снос гаража в 2022 году

Подавляющее большинство владельцев транспортных средств для размещения автомобилей используют гаражи, которые могут быть оформлены на правах собственности, аренды, или являться частью гаражного кооператива. В последние годы многие автовладельцы столкнулись с большой проблемой – по предписанию муниципальных властей гараж подлежит сносу в связи с необходимостью застройки. Для возмещения расходов автомобилистам предлагается разовая выплата в виде компенсации. В статье расскажем, как начисляется компенсация за снос гаража в 2022 году, каков ее размер, как получить выплату.

Нормативная база для оформления

Действующее законодательство предоставляет местным властям достаточно широкие возможности регулирования различных правоотношений в конкретном регионе. Данный случай – не исключение. В рамках общественных нужд города и утвержденного плана застройки, муниципальные власти вправе производить снос конструкций, в том числе и гаражей. Взамен снесенному имуществу, собственникам предлагается выплата в виде компенсации. Порядок сноса гаражей, а также механизм назначения компенсации регулируется внутренними законодательными актами региона:

№ п/п Нормативный акт Описание
1 Ст. 279 – 282 ГК РФ Данное положение Гражданского кодекса регламентирует порядок изъятия земельного участка в случае, если в этом существует государственная (муниципальная) нужда.
2 Закон Санкт-Петербурга №585-115 Закон описывает меры обеспечения имущественных прав граждан, которые являются владельцами гаражей в Санкт-Петербурге
3 Постановление Правительства Москвы №63-ПП Согласно документу, расчет компенсации владельцу снесенного гаража на территории Москвы осуществляется на основании данный, указанный в отчете независимого оценщика.

Порядок предоставления компенсации, ее размер, список необходимых документов и прочие условия оформления выплаты регламентируются нормативными актами региона.

Как рассчитывается сумма компенсации

На законодательном уровне утвержден единый подход к расчету суммы компенсации за снесенный гараж. В рамках порядка при оценке имущества учитываются следующие критерии:

  • базовая цена гаражной конструкции (как правило, фиксируется на региональном уровне);
  • месторасположения гаража, в зависимости от которого может применяться повышающий коэффициент;
  • срок эксплуатации (чем больше показатель износа гаражной конструкции, тем меньше будет сумма выплаты владельцу);
  • реальная рыночная стоимость гаража (применяется индекс повышения цены на гараж в год непосредственной выплаты компенсации).

Размер компенсации в столице и регионах

В связи с тем, что при определении компенсации в учет берется местоположение объекта и его рыночная стоимость, столичным автолюбителям осуществляются выплаты в значительно большем размере, нежели автомобилистам из регионов. Ниже в таблице приведен средний размер выплат за снос гаражей в Москве, Санкт-Петербурге, регионах.

№ п/п Город Описание
1 Москва Собственники гаражей, которые находились на территории Москвы и были снесены, могут получить компенсацию от 100.000 руб. до 1.000.000 руб. Диапазон суммы компенсации достаточно велик. Максимальную сумму выплаты получат собственники монолитных гаражных конструкций с низкой степенью износа, расположенные в центральной части столицы.
2 Санкт-Петербург Выплаты собственникам снесенных гаражей в Санкт-Петербурге значительно ниже, чем в Москве. Сумма компенсации за металлические гаражи в среднем составляет 20.000 – 30.000 руб., за бетонные и кирпичные – 50.000 – 70.000 руб.
3 Регионы Так как вопрос с застройкой городов в регионах стоит не так остро, как в Москве и Санкт-Петербурге, то снос гаражей в городах носит, скорее, единичный характер. Ввиду того, что рыночная стоимость имущества в регионах значительно ниже, чем в столице, размер компенсации за снесенный гараж в регионах, как правило, не превышает 10.000 – 15.000 руб.

Как оформить компенсацию правильно

Для того, чтобы получить компенсацию за снесенный гараж, следуйте нижеприведенному алгоритму.

Шаг 1. Подготовьте документы. Необходимым условием для получения компенсации является наличие права собственности на гараж. Данное право подтверждается договором купли-продажи или справкой ГСК, в случае если Вы являетесь пайщиком гаражного кооператива. Кроме того, Вам понадобятся:

  • паспорт;
  • удостоверение на гараж (можно получить в Горуправлении инвентаризации и оценки имущества).

В предоставленных документах обязательно должна содержаться информация, необходимая для расчета компенсации, а именно:

  • тип гаражной конструкции (бетон/металл/кирпич);
  • год постройки гаража (для расчета износа);
  • расположение гаража (отдельно стоящий гараж или гараж в конструкции – крайний, средний в двухуровневом исполнении, т.п.).

Следует отметить, что большинство регионов берут на себя расходы на переезд гаража. Поэтому если у Вас имеются документы, подтверждающие расходы на демонтаж конструкции, приложите их к общему пакету бумаг.

Шаг 2. Передайте документы в МФЦ. Согласно региональному законодательству, приемом документов и расчетом суммы компенсации занимаются районные многофункциональные центры по предоставлению госуслуг. Документы можно передать как лично, так и через представителя (при наличии доверенности). К требуемым документам необходимо приложить заявление, бланк которого можно получить непосредственно в МЦФ.

Почему могут оказать в компенсации

Наиболее распространенная причина отказа в компенсации – отсутствие подтвержденного права собственности на гараж. Если собственником выступает конкретное лицо, то отказать в выплате могут при отсутствии:

  • договора купли-продажи;
  • акта приема-передачи имущества;
  • подтверждения оплаты за гараж.

Если речь идет о гараже ГСК, то отказ в компенсации может последовать в случае отсутствующего договора аренды между кооперативом и муниципалитетом (зачастую, договор истек по сроку и не был вовремя продлен). Кроме того, выплата не будет согласована в случае отсутствие в предоставленных документах показателей, необходимых для расчета суммы компенсации (вид гаража, год постройки, размещение, т.п.). Поэтому прежде чем обращаться за компенсацией, советуем очень тщательно и скрупулезно подойти к подготовке документов, подтверждающих право на гараж.

Выкуп или компенсация — что выбрать

Если гараж планируется под снос в связи строительством дороги, газопровода, а также в иных государственных или муниципальных целях, возможет выкуп гаражной конструкции по договору купли-продажи. В данном случае участок под гараж изымается (ст. 239 ГК), владельцу направляется уведомление о сносе гаража (за 30 дней до сноса) и предложение передать гараж в собственность муниципалитету за плату.

Рубрика «Вопрос – ответ»

Вопрос №1. Собственник гаража не согласен с суммой компенсации, рассчитанной МФЦ. Имеет ли он право ее оспорить?

В случае несогласия с компенсацией, рассчитанной МФЦ, за собственником сохраняется право оспорить ее в судебном порядке. В таком случае владельцу необходимо подать исковое заявление и приложить к нему необходимые документы (удостоверение на гараж, право собственности, отчет независимого оценщика, подтверждающий рыночную стоимость гаража, т.п.).

Вопрос №2. Может ли получить возмещение юридическое лицо в случае, если сноса требует гараж, находящийся в собственности компании вместе с земельным участком под ним?

Все зависит от особенностей регионального законодательства. В общем порядке, на основании ГК РФ, гараж не является недвижимым имуществом, поэтому он может быть перенесен. Что касается земельного участка, то в случае его отчуждения в государственных/муниципальных нуждах, стоимость земли может быть возмещена владельцу только по решению судебного органа.

Ваш гараж попадает под снос? Вот как получить компенсацию!

При сносе гаража владельцу должны возместить стоимость строения. Если есть документы о собственности, мерилом становится кадастровая стоимость. Чем она выше, тем больше дадут.

В конце 90‑х годов прошлого века простой металлический гараж в Москве меняли на автомобиль — гаражи были в цене! Нынче другие времена. При сносе гаража предусмотрена компенсация, но обычно она меньше его реальной стоимости.

Причина в том, что у владельцев нет «нормальных» документов. Раньше вот были, а теперь — увы.

Изучаем документы

Должным образом оформлен лишь каждый пятый гараж. У большинства хозяев на руках некие членские книжки гаражно-строительного кооператива либо иной общественной организации времен 1950–1980‑х годов. Хорошо, если таковая действительно существует и своевременно вносит арендную плату за землю. Если же организации давно нет, компенсация не положена. Отсюда вывод: проверьте вашу управляющую компанию. Для этого достаточно знать полное название организации — интернет вам поможет.

До сих пор нет четкого понимания, какие документы на гараж необходимо оформлять. Отношение к гаражам часто зависит не от закона, а от позиции муниципальных чиновников.

В столице, например, большинство ГСК входит в Московский городской союз автомобилистов (МГСА). Влиятельная прежде структура сейчас потеряла все рычаги воздействия, и московские власти регулярно откусывают от нее куски. Плоскостным стоянкам объявлена насто­ящая война, под нож пущены тысячи машиномест. Например, при строительстве Юго-Восточной хорды гаражей лишатся около четырех тысяч москвичей.

Люди пытаются бороться за свое имущество, но на поверку оказывается, что статуса собственности оно не имеет, а потому имуществом считаться не может. И получается, что, выдавая компенсацию, власти делают некое одолжение горожанам. Не согласен с суммой? Чиновники всегда имеют возможность разорвать договор об аренде земли — и добропорядочный ГСК автоматически становится самостроем. А владельцам самостроя компенсация не положена. Да еще и ликвидация строения происходит за их счет.

Дайте деньги

Но многими гаражами распоряжаются на основании регистрационного паспорта машиномéста. Вот здесь начинается самое интересное. Власти обязаны компенсировать понесенные расходы, а таковыми считается паевой взнос. Размер его не регламентирован, - в МГСА, например, 20 тысяч рублей. После ряда митингов власти подняли цену. Сейчас в Москве за снесенный металлический гараж возвращают 150 тысяч рублей, за кирпичный — 300 тысяч. На сумму компенсации не влияет ни состояние строения, ни наличие погреба или надстроек. Машиноместо в многоэтажном неотап­ливаемом паркинге стоит от 500 тысяч рублей. Причем оно явно хуже — это открытая площадка, по уровню комфорта напоминающая обычную стоянку на улице. Местá в отапливаемых многоэтажных паркингах в полтора-два раза дороже.

Алгоритм сноса гаражей отработан. Человека должны предупредить не менее чем за месяц до проведения работ. Он пишет заявление и прилагает к нему необходимые документы: копии паспорта машиномéста, личного паспорта, членского билета, реквизиты своего счета. После того как компенсация «падает» на счет владельца гаража, власти имеют право начинать операцию «длинных ковшей». Если хозяин не объявляется, а гараж заброшен, его вскрывают при свидетелях, описывают имущество и сносят.

Гаражная амнистия

В 2019 году стартовала «гаражная амнистия». В законе «О государственной регистрации недвижимости» появилось понятие «индивидуальное гаражное строительство». В результате упростили процесс получения свидетельства о собственности на гараж, входящий в структуру ГСК. Процедура занимает пару недель и обходится в 15–20 тысяч рублей.

Вроде бы не так уж дорого и хлопотно. Но не все владельцы рады изменениям. Ведь за легальный гараж необходимо платить налог, величина которого определяется местными властями. А если речь идет о пополнении казны, сразу же возникают перегибы. Чаще всего чиновники завышают кадастровую стоимость строения (именно по ней рассчитывают налог), порой в несколько раз. Добиться переоценки, лишь написав претензию, не всегда получается, нужно проводить независимую экспертизу и судиться.

В большинстве случаев восстановить справедливость владельцу удается, но — ценой немалых усилий и порой лишь на время. Местные власти имеют право через несколько лет провести переоценку кадастровой стоимости, и не исключено, что владельцу придется вновь «браться за оружие». И благое на первый взгляд дело оказывается не таким уж благим: «гаражная амнистия», как и объявленная ранее «дачная амнистия», стала по большей части инструментом для пополнения местных бюджетов.

Тем не менее оформлять свидетельство о собственности на гараж необходимо. Ведь именно этот документ дает право именоваться владельцем и на законных основаниях бороться за свои права. Или, в крайнем случае, получить компенсацию за сносимый гараж.

ВС: Несогласие собственника снесенного гаража с размером компенсации не равнозначно отказу от нее


В комментарии «АГ» один из экспертов указал, что Верховный Суд фактически подтвердил, что если к документам владельца сносимого гаража претензий не возникло, то вопрос о размере компенсации может быть предметом спора и сам по себе факт отказа истца от подписания соглашения не является основанием для отказа в присуждении выплаты. Второй отметил, что рассматриваемая позиция ВС ведет к восстановлению баланса прав собственника на справедливую компенсацию при сносе гаража.

Верховный Суд вынес Определение № 5-КГ19-230, в котором разобрался, можно ли не выплачивать собственнику снесенного гаража компенсацию, если он считает ее размер заниженным.

Татьяна Соколова владела гаражным боксом, который подлежал сносу в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. № 413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в г. Москве» и постановления Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. № 63-ПП «Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территории г. Москвы».

30 апреля 2015 г. АО «МКЖД» заключило с ООО «РЭМИС групп» договор об оказании услуг технического заказчика по организации сноса объектов гаражного назначения на земельных участках, необходимых для строительства объектов ТПУ на Малом кольце Московской железной дороги. В соответствии с договором «РЭМИС групп» оказывало услуги по организации проведения оценки рыночной стоимости сносимых гаражей, а также услуги по организации работ по подготовке и подписанию соглашений о выплате компенсаций их владельцам.

По результату оценки рыночная стоимость гаражного бокса Татьяны Соколовой составила 176 тыс. руб. Не подписав соглашение об осуществлении компенсационной выплаты на предложенных АО «МКЖД» условиях, женщина обратилась в ООО «Глобал – оценка и экспертиза» с целью определения рыночной стоимости гаражного бокса, которая согласно отчету компании составила 249 тыс. руб.

Распоряжением префектуры САО г. Москвы от 17 сентября 2015 г. были внесены изменения в распоряжение от 29 июня 2015 г. № 440 «Об утверждении списков владельцев гаражных боксов автостоянки “Сокол-113”». В приложении к распоряжению приведен утвержденный список тех, кто подал заявления о выплате компенсаций за сносимые гаражи, в котором в том числе значилась и Татьяна Соколова. В последующем гараж был снесен.

Женщина уведомила АО «МКЖД» о несогласии с размером компенсации и попросила АО «МКЖД» выплатить ее в размере, определенном в отчете ООО «Глобал – оценка и экспертиза». В ответном письме от 19 сентября 2016 г. общество сообщило, что демонтаж гаражного бокса силами организации не осуществлялся, поскольку Татьяна Соколова не подписала соглашение на осуществление денежной компенсации. При этом «МКЖД» дополнительно указало, что п. 8 Положения о денежной компенсации установлено право префектуры в рамках своей компетенции принимать необходимые меры для освобождения территории в случае отказа владельцев гаражей от подписания соглашений. В свою очередь префектура САО г. Москвы в ответе Татьяне Соколовой от 6 декабря 2016 г. сообщила, что для получения компенсации ей необходимо обратиться именно в АО «МКЖД».

10 января 2017 г. женщина повторно обратилась в «МКЖД», которое повторило информацию о демонтаже гаражного бокса силами префектуры на основании решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа г. Москвы.

После этого Татьяна Соколова обратилась в Таганский районный суд г. Москвы с иском к АО «МКЖД» о взыскании денежной компенсации. Суд, руководствуясь Положением о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. № 63-ПП, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Соколова отказалась от подписания соглашения об осуществлении компенсационной выплаты в предложенном ей размере.

Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда указала на то, что выплата компенсации за сносимый гараж возможна лишь в случае подписания соглашения об осуществлении компенсационной выплаты. Тогда женщина обратилась в Верховный Суд.

Изучив материалы дела, ВС указал, что в целях реализации Генерального плана г. Москвы, государственных программ г. Москвы, соблюдения прав физических лиц при сносе индивидуальных гаражей для освобождения территории г. Москвы Правительство Москвы постановлением от 9 марта 2011 г. № 63-ПП утвердило Положение о денежной компенсации.

В соответствии с данным положением после получения от префектуры соглашений и актов, подписанных владельцами гаражей, государственный заказчик, предприятие в течение 5 рабочих дней осуществляет их подписание с направлением двух экземпляров в префектуру (один экземпляр – для владельца гаража). После подписания сторонами акта об освобождении гаража под снос он осуществляет перечисление денежных средств на счет, указанный владельцем гаража, на условиях соглашения. Таким образом, указал ВС, данным нормативно-правовым актом владельцам сносимых индивидуальных гаражей, имеющим правоподтверждающие документы, при освобождении территории г. Москвы гарантируется выплата денежной компенсации.

ВС заметил, что в обоснование исковых требований и в судебных заседаниях Соколова ссылалась на то, что не согласна с размером компенсации, полагая ее заниженной. «Данным доводам истца судом оценка в нарушение требований ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дана, решение суда не содержит суждений относительно оснований заявленного иска», – указал Суд.

Таким образом, высшая инстанция отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в Мосгорсуд.

В комментарии «АГ» партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников отметил, что данное определение является редким прецедентом в пользу владельцев гаражей, сносимых властями г. Москвы в рамках мероприятий по освобождению территорий, осуществляемых в столице.

По его мнению, принципиальным для Верховного Суда в данном деле было то, что имя владелицы спорного гаража было включено в утвержденный префектурой список владельцев гаражных боксов, попадающих в границы размещения транспортно-пересадочного узла, а в судах нижестоящих инстанций законность прав владелицы гаража не оспаривалась. «В подавляющем большинстве случаев владельцам гаражей, с которыми властям города не удалось найти общий язык, отказывают в выплате какой-либо компенсации со ссылкой на отсутствие у них документов, подтверждающих возникновение права собственности на гараж», – заметил Николай Сапожников. Он посчитал, что Верховный Суд фактически подтвердил, что если к документам владельца сносимого гаража претензий не возникло, то вопрос о размере компенсации может быть предметом спора и сам по себе факт отказа истца от подписания соглашения не является основанием для отказа в присуждении выплаты.

Старший юрист, руководитель практики Содружества земельных юристов Ксения Сочеева отметила, что в судебной практике нет единого подхода к вопросу компенсации за снос гаража в случае неподписания соответствующего соглашения. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 4 сентября 2015 г. по делу № 33-31556/2015 даже не оспаривается право собственника на компенсацию (при условии отказа от подписания соглашения в предложенной редакции). При этом ее размер устанавливается на основании проведения независимой судебной оценочной экспертизы. «Такая позиция, на мой взгляд, является наиболее корректной и справедливой – так как право собственности на гараж не оспаривалось, собственник имеет право на адекватную компенсацию», – посчитала Ксения Сочеева.

Тем не менее, заметила она, существует иная позиция суда: так как собственник отказался от подписания соглашения, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований о компенсации (Апелляционное определение Московского городского суда от 4 декабря 2019 г. № 33-53800/2019). По мнению юриста, трактовка п. 8 Положения в подобном ключе может привести к злоупотреблениям в части оценки размера компенсации и отсутствию возможностей собственника повлиять на указанную сумму.

«Я считаю, что рассматриваемая позиция Верховного Суда ведет к восстановлению баланса прав собственника на справедливую компенсацию при сносе гаража», – резюмировала Ксения Сочеева.

Компенсация за снос гаражей. Размер, кому отказывают?

Содержимое статьи: Сегодня поговорим о таком важном вопросе, как компенсация за снос гаражей. Рассматривать ситуацию будем на примере Москвы. Расскажем, в каком размере выплачивают утешительные суммы владельцам гаражей, кому могут отказать в выплатах, в чем заключается суть обсуждаемой гаражной амнистии.

Компенсация за снос гаражей. Размер, кому отказывают

Сегодня поговорим о таком важном вопросе, как компенсация за снос гаражей. Рассматривать ситуацию будем на примере Москвы. Расскажем, в каком размере выплачивают утешительные суммы владельцам гаражей, кому могут отказать в выплатах, в чем заключается суть обсуждаемой гаражной амнистии.

Гаражи, как объясняют чиновники, подлежат сносу в тех случаях, когда они мешают развитию благоустройства города, например, нельзя без освобождения гаражной площадки построить новую дорогу, школу или больницу. Без таких важных объектов дальнейшее развитие мегаполиса просто невозможно.

Владельцы сносимых гаражей получают компенсацию от властей. В этом году ее даже немного повысили. Теперь бывшие обладатели индивидуальных гаражей могут претендовать на сумму возмещения в районе 350 тыс. рублей, если материал стен их строения был из кирпича, камня, железобетона, пеноблока, шлакоблока, газоблока.

Если материал стен такого гаража имел иной состав, например, сделан из металла, дерева, профлиста, то размер компенсации будет на уровне 175 тыс. рублей.

Кому могут отказать в выплатах компенсации?

Ситуация с гаражами сегодня сильно усложняется из-за неясного правового поля, в котором оказались многие владельцы автотранспортных помещений. Часто граждане не имеют каких-либо правоустанавливающих документов на постройки. Максимум, что они могут предъявить, так это гаражную книжку с членскими взносами по кооперативу.

Корнями вся эта история уходит в далекие 90-е годы, когда мало уделяли внимания правовым особенностям сделки, предпочитая быстро вложить дешевеющие деньги в какое угодно имущество.

В итоге сегодня многие гаражные кооперативы не владеют землей, на которой находятся строения. Собственником является город. Кооперативы же в лучшем случае арендуют данные участки.

Если гражданин имеет гараж в кооперативе, то нужно для начала понимать права организации в отношении земли. Если кооператив владеет землей или арендует у города, исправно переводя деньги в бюджет, то проблем с компенсацией у гражданина быть не должно при наличии оформленных документов на землю под гаражом или на сам гараж, как недвижимость.

Бывает, что кооператив когда-то арендовал землю, однако в данный момент договор истек. Организация при этом забыла, либо не захотела продлевать договорные отношения. В этом случае претендовать на компенсацию сложно, поскольку все строения на такой земле выходят за рамки закона.

Что будет, если не забрать вещи из сносимого гаража?

Некоторые граждане, узнав о сносе гаража, не хотят признавать неизбежное и всячески оттягивают момент вывоза своих вещей из объекта. Надо сказать, что такая тактика поведения не принесет результатов, поскольку власти могут провести операцию сноса и без содействия бывшего собственника.

Для этого они вскрывают гараж, фотографируют и опечатывают имущество. Добро вывозится на специальную стоянку. Если гражданин решит его забрать, то ему нужно подготовить заявление и собрать документы, которые подтверждают право собственности. В случае отсутствия вестей от хозяина в течение определенного срока, имущество утилизируется.

Как правильно покупать гараж?

Компенсация за снос гаражей. Размер, кому отказывают?

Сегодня граждане немного опасаются покупать гаражи. Все видят, что многие строения сносятся на благо города, при этом, чтобы получить компенсацию за свой актив нужно иметь правильно оформленные документы. Таким образом, если совершить ошибку и приобрести гаражное строение, не изучив всех бюрократических тонкостей, то можно остаться и без денег, и без имущества.

Именно документальными особенностями сегодня и объясняется огромный разброс цен на гаражи. Как правило, если речь идет о самых низких ценах, то и прав у продавца на свое строение оказывается немного.

По мнению специалистов, существенно сократить свои риски можно, если покупать гараж с соблюдением нескольких простых условий:

Для начала гражданину нужно получить в своем гаражном кооперативе несколько важных документов. Среди них присутствуют справка о членстве в ГСК, справка о выплаченном пае. Все документы должны быть подписаны председателем организации и главбухом.

Эти документы гражданин направляет в Росреестр. Также пригодятся заявление и паспорт. Обратиться можно через МФЦ, посредством почты, либо в онлайн-режиме через интернет.

Осуществленная регистрация права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

В чем суть гаражной амнистии?

Сегодня в России многие граждане с нетерпением ждут принятия закона о гаражной амнистии. Законопроект пока еще готовится, но, судя по ожиданиям экспертов, есть шансы, что новый порядок вступит в силу в 2021 году.

Правда, будут и некоторые условия. Например, нельзя будет легализовать самовольные и стихийные постройки. Также это должны быть капитальные строения, не гаражи-ракушки или иные сборные конструкции.

В конце добавим пару слов про срочные займы МФО. Они позволяют быстро решить финансовые проблемы, не обращаясь за помощью к друзьям или знакомым. Все, что нужно это зайти на сайт компании, заполнить онлайн-заявку и получить деньги в долг на карту. Микрокредиты выдают без справок и без залога.

Читайте также: