Коррозионное воздействие на металлы смазок

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Челохьян А. В., Савенкова М. А., Булавина Е. А.

Челохьян А.В., Савенкова М.А., Булавина Е.А. Исследование железнодорожных пластичных смазок с присадками на основе полифосфатов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2006. № 2. Проведено исследование ряда параметров пластичных железнодорожных смазок Буксол и ЖРО-М, применяемых для снижения изнашивания шлицевых соединений карданных валов в приводах генераторов пассажирских вагонов. Рассмотрено влияние присадок, содержащих неорганические соединения фосфора и молибдена, на реологические, физико-химические и триботехнические характеристики смазок. Выявлено, что наибольшее влияние на улучшение их эксплуатационных показателей оказывает применение присадки фосфоромолибдата натрия. Библиогр. 7 назв.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Челохьян А. В., Савенкова М. А., Булавина Е. А.

Разработка новых типов функциональных присадок к смазочным материалам для повышения их трибологических характеристик

Сравнительные исследования трибологических свойств пластичных смазок,используемых в горнотранспортных машинах для решения задачи импортозамещения

Влияние состава компонентов уплотнительных смазок с вовлечением наноразмерных частиц металлов на их термоокислительные свойства

Текст научной работы на тему «Исследование железнодорожных пластичных смазок с присадками на основе полифосфатов»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК С ПРИСАДКАМИ НА ОСНОВЕ ПОЛИФОСФАТОВ

© 2006 г. А.В. Челохьян, М.А. Савенкова, Е.А. Булавина

На железнодорожном транспорте широко применяются карданные валы, в частности в системе энергоснабжения пассажирских вагонов.

Карданные валы имеют шлицевые соединения в средней части, износ которых является определяющим фактором срока их службы. Причем восстановление шлицевого соединения - достаточно трудоемкая, технологически сложная и дорогостоящая процедура. Для снижения изнашивания шлицевых соединений в настоящее время используются пластичные железнодорожные смазки ЖРО-М (ТУ 38 ЦТ 520-83) и Буксол (ТУ 32 ЦТ 2154-90).

Эффективность применения смазочных материалов зависит от ряда факторов. Нами исследовалась возможность улучшения триботехнических и эксплуатационных свойств железнодорожных смазок путем использования присадок. Для выявления изменений физико-химических свойств ЖРО-М и Буксола в процессе эксплуатации были проведены исследования этих смазок, взятых из узлов трения - шлицевых соединений карданных валов со значительным сроком службы.

В результате было выявлено [1], что физико-химические свойства указанных смазок ухудшаются (по сравнению с нормативными показателями) в процессе работы трибосопряжения. Наиболее значительные изменения наблюдаются у ЖРО-М, но и Буксол не полностью удовлетворяет условиям эксплуатации шлицевых соединений.

Для улучшения их триботехнических свойств были разработаны экономичные присадки, способствующие повышению износостойкости и долговечности шлицевых соединений карданных валов пассажирских вагонов.

В качестве присадок исследовано несколько соединений. В железнодорожные смазки вводились (в количестве 3-5 % массы) триоксид молибдена, полифосфат натрия, а также их гетероанионное соединение состава 1:1, выделенное при исследовании методами физико-химического анализа фазовой диаграммы системы МаР03-Мо03 [2]. Тщательным перемешиванием смазок ЖРО-М и Буксол с данными присадками при температуре 20-25 °С удалось быстро достичь полной гомогенизации систем, но особенно легко этот процесс осуществлялся при введении соединения

фосфоромолибдата натрия в Буксол. Смазки ЖРО-М и Буксол после введения гетероанионного соединения имели вид светло-коричневого однородного плотного желе с хорошими адгезионными свойствами. Чрезвычайно важным является отсутствие энергозатрат при введении в смазки исследуемых загустителей, что снижает экономические расходы на улучшение смазочных материалов.

С целью оценки влияния присадок триоксида молибдена, полифосфата натрия и фосфоромолибдата натрия на различные характеристики пластичных железнодорожных смазок ЖРО-М и Буксол проведено исследование их реологических, физико-химических и триботехнических показателей.

В качестве реологических свойств смазок (с присадками и без них) исследовались пенетрация и предел прочности при сдвиге. Пенетрацию определяли на приборе ПН-1-С «Игла», а предел прочности при сдвиге изучали на пластометре К-2. Выявлено, что введение присадок оказывает благоприятное влияние как на значения пенетрации, так и на повышение предела прочности смазок (на 3-15 % для обоих типов смазок). Исключение составляет присадка полифосфата натрия в Буксоле, при которой наблюдается снижение предела прочности смазки на сдвиг до 17 %, что негативно сказывается на ее эксплуатационных свойствах.

О термической устойчивости смазок судили по значению температуры каплепадения с помощью термометра Уббелоде по утвержденной методике [3]. Введение присадок (в оба типа смазок) оказывает незначительное влияние на изменение этого параметра (повышение на 1-3 %).

Способность смазок сохранять свои первоначальные показатели и присущие им физико-химические свойства оценивалась по коллоидной стабильности и испаряемости. Коллоидная стабильность исследовалась на приборе КСА по количеству отпрессованного масла (% по массе) при температуре 20 °С. Коллоидная стабильность у смазки ЖРО-М с присадками повышается на 16 %, у Буксола - от 30 (с присадкой МаР03) до 53 % (с присадкой фосфоромолибдата натрия). Таким образом, выявлено, что использование присадок повышает способность смазок сохранять свой структурный каркас.

Потери на испарение дисперсионной фазы (также % по массе) в струе воздуха при нагревании до 100 °С в течение часа выявляли с помощью аппарата К.К. Папока [3]. Снижение испаряемости после введения присадок составило от 5 (для ЖРО-М) до 16 % (для Буксола).

Антикоррозионные свойства смазок с добавлением указанных присадок определяли при 100 °С в течение пяти часов на стальных пластинах нормированных размеров. Оба вида смазок (с содержанием любой из исследуемых присадок) выдерживают коррозионное воздействие на металлы. Их защитную способность оценивали по величине износа металла в процессе лабораторных испытаний на машине трения (взвешивая образцы до и после испытаний), а также по содержанию механических примесей, которое устанавливалось гравиметрически по массе осадка после экстрагирования смазок спирто-толуольной смесью и фильтрованием растворов по методике [3].

Контроль химического состава смазок после испытаний осуществляли нахождением массовой доли сконденсированной воды (в %) после нагревания смазок в органических растворителях до 180 °С, а также титриметрическим определением массовой доли свободной щелочи (в пересчете на NaOH) и свободных органических кислот (в мг KOH на 1 г смазки). При этом наблюдалось полное отсутствие органических кислот в смазках (с присадками и без). Содержание свободной щелочи выявлено только в ЖРО-М с присадкой оксида молибдена, однако его величина находится в пределах нормы (0,06 % при допуске 0,3 %).

Триботехнические характеристики смазок оценивали по результатам лабораторных испытаний на трение и износ на машине трения СМЦ-2 по схеме «колодка-ролик», а также на четырехшариковой машине трения (определялись нагрузка сваривания и диаметр пятна износа). Диаметр пятна износа при испытании на четырехшариковой машине трения уменьшается на 9-18 % для Буксола и на 10-25 % для ЖРО-М (в зависимости от типа присадки). Нагрузка сваривания растет (по сравнению с использованием нормативных смазок) на 5-18 %. При этом наибольшему ее увеличению, т.е. повышению нагрузочной способности смазочного материала, способствует применение фосфоромолибдата натрия. Его введение также оказывает антифрикционное действие, снижая коэффициент трения до 1,5-2,0 раз по сравнению с нормативными смазками, и на 26-37 % по сравнению со смазками, содержащими присадки.

Как показали исследования, свойства нормативных смазок ЖРО-М и Буксол изменяются в процессе эксплуатации, о чем свидетельствует даже их внешний вид - нарушение цвета и однородности, особенно у ЖРО-М. При работе же смазок с предлагаемыми присадками их внешний вид мало изменяется, особенно с использованием гетероанионного соединения фосфоромолибдата натрия.

Химический состав смазок (по содержанию щелочи и свободных органических кислот), содержащих присадки, не претерпел существенных изменений в

процессе лабораторных испытаний. При этом особенно благоприятное влияние оказывает введение в смазочные среды фосфоромолибдата натрия. У смазки Буксол с добавкой этого соединения было установлено отсутствие влагопоглощения в течение 24 ч.

Стабилизируются и несколько улучшаются такие показатели, как температура каплепадения, испаряемость, коллоидная стабильность, а также фрикционные характеристики смазочных материалов. Согласно результатам проведенного исследования, между такими важными в эксплуатационном плане свойствами смазок с добавкой фосфоромолибдата натрия, как коллоидная стабильность, нагрузка сваривания и диаметр пятна износа, имеется полная корреляция.

Очевидно, что фосфоромолибдат натрия оказывает значительное влияние на формирование структурного каркаса смазок благодаря химической природе (смешанный триметафосфат относится к моноклинной сингонии, термически и химически устойчив) и диэлектрическим свойствам. Его диэлектрическая проницаемость мало меняется вплоть до температуры 180 °С. Отмечалось [4], что диэлектрические свойства дисперсной фазы оказывают превалирующее действие на тиксотропию смазок и на характер их структурооб-разования.

Введение полярной присадки фосфоромолибдата натрия повышает диэлектрическую проницаемость смазок и энергию контактных взаимодействий их элементов, увеличивая предел прочности, что косвенно подтверждается исследованием таких свойств, как температура каплепадения, нагрузка сваривания, испаряемость и коллоидная стабильность.

Изучение фрикционных свойств смазок ЖРО-М и Буксол с введенной присадкой фосфоромолибдата натрия подтверждает предположение о сохранности пространственной структуры систем и отсутствие процесса агрегации частиц, вероятно, из-за увеличения числа коагуляционных контактов [5]. Очевидно, что это соединение способствует более упорядоченному расположению частиц дисперсионной среды в межслоевом пространстве [6]. Данные выводы хорошо согласуются с ранее проведенными ИК-спектроскопическими исследованиями смазок ЖРО-М и Буксол с присадками и без них (прошедших лабораторные испытания на машине трения) [7].

Как показали проведенные исследования, при увеличении нагрузки и незначительном повышении температуры (в случае со смазкой ЖРО-М с введенной присадкой фосфоромолибдата натрия) в контакте не происходит деструкции смазки, перехода к режиму сухого трения и заеданию поверхностей, не наблюдается задиров.

Таким образом, в результате исследования выявлено, что присадки на основе неорганических соединений фосфора (особенно фосфоромолибдата натрия) способны улучшить триботехнические и эксплуатационные свойства железнодорожных смазок ЖРО-М и Буксол, применяемых в настоящее время в шлицевых соединениях карданных валов приводов генераторов пассажирских вагонов.

Проведенные исследования позволяют расширить возможности создания новых смазочных композиций с применением неорганических полимерных соединений и внедрения их в различные отрасли промышленности.

1. Савенкова М.А., Булавина Е.А. Изменение физико-химических параметров смазок ЖРО-М и Буксол в процессе эксплуатации // Тр. Всерос. науч.-практич. конф. «Транспорт-2005». Ч. 2. Ростов н/Д, 2005.

2. СавенковаМ.А., Мардиросова И.В., Очерет Н.П. Электрофизические свойства фосфоромолибдатных комплексов // Совр. проблемы энергетики: Межвуз. сб. науч. тр.Ростов н/Д, 1998. С. 77-81.

3. ГОСТ «Смазки пластичные». Ч. 2. М., 1982.

4. ИщукЮ.Л. Состав, структура и свойства пластичных смазок. Киев, 1996.

5. Жданов И.П., Подольский Ю.А., Цуркан И.Г. Об эффективности действия противозадирных присадок в пластичных смазках для буксовых узлов железнодорожных вагонов // Нефтепереработка и нефтехимия. 1977. № 4. С. 34-39.

6. Комарова Т.Г., Мельникова В.Г., Бельцова Е.А. Процессы в дисперсных средах // Межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1997. С. 179-183.

7. Булавина Е.А., Савенкова М.А., Челохьян А.В. Механизм смазочного действия пластичных смазок с участием ге-терополифосфатов // Тез. докл. III междунар. семинара по контактному взаимодействию и сухому трению. М., 2005. С. 649.

15 декабря 2005 г.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТРАТИФИЦИРОВАННОГО ТЕЧЕНИЯ ВЯЗКО-УПРУГО-ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ В ЗАЗОРЕ УПОРНОГО МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

© 2006 г. К.С. Ахвердиев, В.М. Приходько, М.В. Яковлев

Свойства минеральных смазочных масел удается улучшить за счет добавок высокомолекулярных полимеров, благодаря которым вязкость становится сравнительно слабо зависящей от температуры, а также происходит уменьшение вязкости с ростом скорости сдвига. Все это характеризует «неньютоновское» поведение смазки. Кроме того, высокомолекулярные добавки к минеральным маслам делают их более вязко-упруго-пластичными с большим временем релаксации, чем у обычных масел. Исследования 3 показали, что свойство релаксации напряжений, оказывает положительное влияние на характеристики гидродинамических подшипников. В классической гидродинамике изотропной жидкости Навье - Стокса не делаются различия между внутренним (адгезионным) трением слоев жидкости между собой и внешним трением жидкости. Мерой трения служит сдвиговая вязкость. Между тем в настоящее время установлено, что взаимодействие жидкости с твердой поверхностью не является универсальным, как в гидродинамике Навье-Стокса, а зависит от ряда факторов. Наиболее общим выступает уровень активности молекулярных сил твердой подложки, которая обнаруживается в известных явлениях смачивания жидкостью поверхности твердого тела. Стало очевидным, что при наличии в смазочной жидкости твердых частиц присадок или продуктов износа или окисления, а также благодаря пристенчатой ориентации ее молекул происходит разделение смазки на слои с разной вязко -стью, с разными модулями упругости и с разными

предельными напряжениями сдвига. Представляет значительный интерес разработка математической модели прогнозирования возможной роли вязко-упруго-пластичных свойств двухслойной вязко-упруго-пластичной смазочной композиции в рамках гидродинамической смазки.

Задача о раздельном стационарном движении между ползуном и направляющей двухслойной смазки, в качестве уравнения состояния которой используется линейная модель Максвелла, решена в работе [4]. Ниже нами решение этой задачи приводится для двухслойной смазочной композиции с применением нелинейной модели Максвелла с предельным напряжением сдвига т0 (т.е. для смазочной композиции, одновременно обладающей вязко-упруго-пластичными свойствами).

дУ М - т 01 О, дх Здесь и * - скорость движения направляющей, О . -модуль упругости, м - динамический коэффициент вязкости, т' - начальное напряжение, т - предельное напряжение сдвига.

Предполагается, что скорость и' в направлении оси оу достаточно мала по сравнению со скоростью и'- вдоль оси ох. Кроме того, изменение скорости и' в направлении х достаточно незначительно по сравнению с изменением в направлении у (рис. 1).

Коррозионное воздействие на металлы смазок

Определение коррозионного воздействия на медную пластинку

Lubricating greases. Determination of corrosion on a copper plate

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 октября 2013 г. N 60-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 687-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32335-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Стандарт разработан Комитетом ASTM D02 по нефтепродуктам и смазочным материалам, Подкомитетом D02.G0.01 "Химические и общие лабораторные испытания".

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения коррозионного воздействия пластичных смазок на медную пластинку.

1.2 Значения, приведенные в единицах системы СИ, являются стандартными. Значения в скобках приведены только для информации.

1.3 Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием. Особые меры по технике безопасности приведены в 7.8 и 10.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)

ASTM D 97, Test method for pour point of petroleum products (Метод определения температуры застывания нефтепродуктов)

ASTM D 130, Standard test method for corrosiveness to copper from petroleum products by copper strip test (Стандартный метод определения коррозионного воздействия нефтепродуктов на медь испытанием на медной пластинке)

ASTM D 2500, Test method for cloud point of petroleum products (Метод определения температуры помутнения нефтепродуктов)

ASTM D 4175, Terminology relating to petroleum, petroleum products, and lubricants (Терминология, относящаяся к нефти, нефтепродуктам и смазочным материалам)

Copper strip corrosion standard (Эталон коррозии медной пластинки)

Доступно в ASTM International Headquarters. Следует заказывать приложение ADJD0130. Впервые выпущен в 1973 г.

3 Термины и определения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ASTM D 4175, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.2 коррозия меди (copper corrosion): Химическое воздействие смазочного материала на медь, вызывающее различную степень потускнения и изменения внешнего вида.

3.2.1 Пояснение - Соединения, содержащие кислотные или другие агрессивные группы, часто на основе серы, присутствующие в смазочном материале, могут вызывать коррозию меди или медных сплавов в подшипниках или других смазываемых поверхностях. Хорошо определяемое изменение цвета смазываемой поверхности чаще всего указывает на наличие такого воздействия.

3.3 смазочный материал (lubricant): Любой материал, помещенный между двумя поверхностями, снижающий трение и износ между ними.

3.4 пластичная смазка (lubricating grease): Продукт от полужидкого до твердого состояния за счет загустителя, диспергированного в жидком смазочном материале.

Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю .

Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».

1. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ И РЕАКТИВЫ

Пластинки металлические толщиной 3 - 4 мм, квадратные, размером 50 ´ 50 мм, или круглые диаметром 56 мм с предельными отклонениями ±1 мм.

Марка металла должна быть установлена в нормативно-технической документации на испытуемую смазку. Каждая пластинка должна иметь отверстие диаметром 5 мм для подвешивания на стеклянном крючке; в квадратной пластинке отверстие находится на расстоянии 5 мм от граней в одном из углов пластинки, в круглой - на расстоянии 5 мм от края.

Шероховатость поверхности Ra по ГОСТ 2789 должна быть:

0 ,63 - 0,32 мкм - для стальных, медных, латунных и бронзовых пластинок;

1 ,25 - 0,63 мкм - для цинковых пластинок;

2 ,5 - 1,25 мкм - для алюминиевых пластинок.

Нумерация пластинок допускается только на торцовых поверхностях.

Крючки стеклянные Г- или S-образной формы длиной около 30 мм для подвешивания пластинок.

Палочка стеклянная длиной около 100 мм для подвешивания крючков с пластинками.

Чашка фарфоровая № 5 или 6 по ГОСТ 9147.

Стакан фарфоровый по ГОСТ 9147 или стеклянный низкий по ГОСТ 25336 из стекла группы ТС, диаметром не менее 70 мм.

Шпатель фарфоровый № 3 или 4 по ГОСТ 9147.

Термостат с автоматической регулировкой, обеспечивающий и поддерживающий нагрев при заданной температуре с погрешностью не более 2 °С.

Игла стальная или электрограф.

Толуол каменноугольный по ГОСТ 9880 или толуол нефтяной по ГОСТ 14710.

Спирт этиловый ректификованный технический высшей очистки по ГОСТ 18300.

Смесь спиртотолуольная 1:4.

Бензин марки БР-1 по НТД или нефтяной растворитель нефрас-С 50/170 по ГОСТ 8505.

Бумага фильтровальная лабораторная по ГОСТ 12026.

Шкурка шлифовальная с зернистостью абразивного материала по ГОСТ 3647, № 5 - 12.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

2.1 . Металлические пластинки, включая боковые поверхности и стенки отверстий, зачищают шлифовальной шкуркой вдоль обрабатываемой поверхности и в обратном направлении. Не допускается шлифовать пластинки в разных направлениях.

2.2 . Шлифованные пластинки помещают в фарфоровую чашку с бензином и тщательно промывают с помощью ваты или фильтровальной бумаги, после чего прополаскивают в чистом бензине, протирают фильтровальной бумагой или ватой, смоченной спиртом, и просушивают, прижимая к поверхностям пластинки сухие листы фильтровальной бумаги.

Пластинку берут и держат щипцами или бумагой, не допуская касания пластинки непосредственно пальцами. При подготовке пластин к испытанию допускается использовать хлопчатобумажные перчатки.

2.3 . Подготовленные пластинки рассматривают в лупу. На поверхности пластинок не должно быть следов коррозии, разводов от испарения растворителя, ворсинок. Точки и мелкие углубления обводят иглой или электрографом. В случае загрязнения пластинки вновь промывают и просушивают фильтровальной бумагой.

При разногласиях, возникших в оценке качества продукции, должны применяться пластинки без точек, углублений и других изъянов.

2.4 . С поверхности пробы испытуемой смазки шпателем снимают и отбрасывают верхний слой. Затем в нескольких местах (не менее трех) берут смазку примерно в равных количествах на расстоянии не менее 15 мм от стенок сосуда.

2.5 . Смазку в количестве не менее 250 г помещают в фарфоровую чашку, тщательно перемешивают, переносят в фарфоровый или стеклянный стакан. Стакан заполняют так, чтобы после погружения в смазку металлических пластинок над ними был слой смазки около 10 мм.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

3.1 . Металлические пластинки подвешивают на стеклянные крючки и полностью погружают в испытуемую смазку, надавливая на пластинки фильтровальной бумагой или стеклянной палочкой. Пластинки погружают так, чтобы они не касались дна и стенок стакана. Расстояние между пластинками должно быть не менее 10 мм. В один стакан погружают не менее двух пластинок из металла одной марки.

Стеклянные крючки, в свою очередь, подвешивают на стеклянную палочку, положенную на края стакана по его диаметру.

3.2 . Если в нормативно-технической документации на пластичные смазки не установлены температура и продолжительность испытания, то руководствуются следующими положениями:

при испытании смазок, изготовленных на мыльной основе, имеющих температуру каплепадения выше 100 °С, а также углеводородных смазок стакан со смазкой и пластинками помещают в термостат, нагретый до (100 ± 2) °С, и выдерживают при этой температуре в течение 3 ч;

при испытании смазок, изготовленных на мыльной основе, имеющих температуру каплепадения от 75 до 100 °С, стакан со смазкой и пластинками помещают в термостат, нагретый до (70 ± 2) °С, и выдерживают при этой температуре в течение 5 ч.

3.3 . По истечении времени испытания пластинки вынимают из стакана и снимают стеклянной палочкой или фильтровальной бумагой прилипший к их поверхности слой смазки. Затем пластинки помещают в фарфоровую чашку с бензином и ватой или фильтровальной бумагой, отмывают от остатков смазки, после чего пластинки промывают чистым бензином.

Если смазка не смывается бензином, допускается дополнительно промыть пластинки спиртом или спиртобензольной смесью.

Промытые пластинки немедленно высушивают, прижимая к их поверхностям сухие листы фильтровальной бумаги.

3.4 . Смазка считается выдержавшей испытание, если на больших поверхностях стальных, алюминиевых и цинковых пластинок на расстоянии более 1 мм от отверстий и краев нет заметных невооруженным глазом пятен или точек, за исключением обведенных иглой или электрографом.

На пластинках из меди и сплавов, содержащих медь, не должно быть также зелени, темно-серых, коричневых или черных пятен, налетов или пленки.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 . РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2 . УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 19.09.77 № 2253

антикоррозийные свойства смазок


Эти "Превосходные антиокислительные и антикоррозионные свойства в силу
природы сульфонатов кальция, в том числе в присутствии соленой воды" наталкнули меня на мысль проверить в действии эти обещания еще в том году . Всё это дело было благополучно сделано, но руки чешутся и больная голова командует им делать не дожидаясь весны, и так я решил запилить еще один колхозный тест, кои я очень люблю


Суть простая: берём лист и режем его на полоски, каждую из которых делим на три сектора и метим клеймом


Далее центральный сектор заклеиваем и подготавливаем список смазок, которые по моему мнению близкие по своему роду попарно


Так каждый кусок в центре остаётся голым металлом, а по бокам разные смазки


Всё это дилетантское непотребство выглядит так


После чего отправляется на сырой, не отапливаемый балкон, на зиму… и всё бы ничего, но еще и солёной водой поливается


и далее смотрим кто первый и как сдётся






Забегая вперед, скажу что был очень огорчён изначальными дорогими фаворитами (возможно была куплена палёнка) и удивлён дешманом типа пушсала



Так же скажу, что результаты этого теста имели несколько расхожие показатели на машине



ну хватит фото — последняя ибо дальше уже просто каше из ржавчины


Дальше смыл все остатки смазок, и уже тут было много вопросов: многие смазки тупо высохли, я уже молчу про то как они себя вели в мороз ( об этом будет в описании следующего колхозного теста)


Так же была счищена рыхла ржавчина и почищено тряпкой


В общем вот такие результаты


И т.к. я не смывал чем-то обезжиривающим, а просто ветошью, я оставил это дальше, и вот во что оно так сказать еще переросло на сухую

Выводы делать вам. В тесте участвовали
1 Спрей-смазка WURTH HHS LUBE + Спрей-смазка Forch S477 OMC2

2 Пластичная смазка Castrol LMX Li-Komplexfett + Пластичная кальцийсульфонатная смазка NEVASTANE XS 80

3 Пластичная смазка на базе литиевого мыла и синтетического базового масла FUCHS RENOLIT HLT + Пластичная смазка Texaco Delo Starplex EP 2

4 Пластичная смазка Mobil Mobilgrease XHP 222 + Пластичная смазка Gazpromneft Grease LX EP 2

5 Пластичная смазка Mannol MP-2 8102 Universal + Пластичная смазка Mannol MP-2 8098 Universal

6 Пластичная смазка Mannol LC-2 High Temperature Grease + Пластичная смазка для редукторов Oregon Lithium Multi Purpose Grease

7 Смазка против скрипа Textar Cera Tec + Смазка направляющих суппорта TRW PFG110

8 смазка для тормозного поршня TOYOTA 08887-01206 + смазка для гидравлических тормозных цилиндров ATE Bremszylinder-Paste

9 Смазка для шарниров ШРБ-4 +Солидол

10 Пушсало + Циатим — 221 ГОСТ 9433-80

11 (позже сверху на крышку добавил её отдельно ) Многоцелевая пластичная смазка WURTH EP2 TP/AGRI

Читайте также: