Коррозия металлов и способы ее предотвращения

Обновлено: 19.05.2024

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 9 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 17. Вы найдете их список внизу страницы.

Коррозия является процессом, при котором металл теряет свои свойства при соприкосновении с различными окислителями в окружающей среде. Коррозия принимает различные формы и может иметь много первопричин. Одним из распространенных примеров этого является процесс образования ржавчины, в ходе которого в присутствии влаги образуются оксиды железа. Коррозия является серьезной проблемой для строителей зданий, катеров, самолетов, автомобилей и большинства других металлических конструкций. Например, когда металл используется как часть конструкции моста, структурная целостность этого металла, которая может быть снижена коррозией, имеет решающее значение для безопасности людей, пользующихся этим мостом. См. Шаг 1 ниже, чтобы понять, как защитить металлы от коррозии.

Учитывая то, как много различных типов металлов используется в настоящее время, строители и производители должны защищать его от различных видов коррозии. Каждый металл имеет свои уникальные электрохимические свойства, которые определяют, каким типам коррозии (если таковые имеются) подвержен металл. В таблице ниже представлена подборка металлов и типов коррозии, которой они могут подвергнуться.

  • Обратите внимание, что колонка "Гальваническая активность" относится к относительной химической активности металла, как описано в ряде гальванических таблиц в справочниках. [7] X Источник информации Главное, что здесь нужно понимать: «чем выше гальваническая активность выхода металла, тем быстрее будет проходить гальваническая коррозия при соединении с менее активным металлом».

Изображение с названием 1480035 1

  • В метро или при погружении катодная защита также является хорошим выбором. [9] X Источник информации

Изображение с названием 1480035 2

  • Любой метод защиты, который предотвращает поток ионов между металлами, может потенциально остановить электрохимическую коррозию. Если защитить металл защитным покрытием, это может помочь предотвратить воздействие электролитов из окружающей среды от создания электрического проводника между двумя металлами, а электрохимические процессы защиты, такие как гальванизация и анодирование, также будут хорошо работать. Кроме того, можно помешать электрохимической коррозии изолируя области металлов, которые вступают в контакт друг с другом.
  • Также, от гальванической коррозии может защитить использование катодной защиты или расходуемого анода. См. ниже для получения дополнительной информации.

Изображение с названием 1480035 3

  • Контакт с окружающей средой с высоким содержанием хлоридов (как, например, с соленой водой), как известно, ускоряет процесс точечной коррозии.

Изображение с названием 1480035 4

  • Щелевая коррозия вызывает особые проблемы, при работе с такими металлами, как алюминий, который имеет защитный, пассивный внешний слой, а механизм щелевой коррозии может способствовать пробиванию этого слоя. [11] X Источник информации

Изображение с названием 1480035 5

  • Предотвращение SCC отчасти является вопросом дизайна. Например, выбрав SCC устойчивый материал для окружающей среды, в которой он будет работать, и проверив его на устойчивость, можно предотвратить SCC. Кроме того, процесс отжига металла может устранить остаточное напряжение от его изготовления.
  • SCC, как известно, усугубляется высокими температурами и наличием жидкости, содержащей растворенные хлориды. [13] X Источник информации

Изображение с названием Prevent Metals from Corroding Step 5

  • Тем не менее, краска сама по себе подвержена деградации. Необходимо наносить новый слой краски, когда появляются сколы, изношенности или повреждения. Если краска разлагается до такой степени, что металл становится открытым, обязательно проверьте его на наличие коррозии или повреждений.
  • Есть множество методов нанесения краски на металлические поверхности. Слесари часто используют некоторые из этих методов в сочетании, чтобы гарантировать, что весь металлический объект будет тщательно покрыт. Ниже приводится выборка из методов с комментариями:
    • Кисть подходит для труднодоступных мест.
    • Ролик используется для покрытия больших площадей. Дешевый и удобный способ покрытия.
    • Спрей используется для покрытия больших площадей. Быстрый способ, но менее эффективен, чем ролик (высок процент потери краски).
    • Безвоздушное/электростатическое безвоздушное распыление используется для покрытия больших площадей. Быстрый способ позволяет наносить краску разными уровнями толщины. Менее расточительный, чем обычный спрей. Оборудование стоит дорого.

    Изображение с названием Prevent Metals from Corroding Step 7

    Используйте морскую краску для металла, который контактирует с водой. Металлическим объектам, которые регулярно (или постоянно) вступают в контакт с водой, таким как лодки, необходимы специальные краски для защиты от повышенной возможности получения коррозии. В таких ситуациях, "нормальная" коррозия в виде ржавчины не единственная проблема (хотя является одной из основных), а морская живность (ракушки и т.д.), которая может нарастать на незащищенном металле, может стать дополнительным источником износа и коррозии. Для защиты металлических предметов, таких как лодки и так далее, не забудьте использовать полноценную морскую эпоксидную краску. Этот тип краски защищает основной металл от влаги, а также препятствует росту морской живности на ее поверхности.

    Изображение с названием Prevent Metals from Corroding Step 3

    • Поскольку смазочные материалы не высыхают так, как краски, они со временем ухудшаются и иногда требуют повторного применения. Смазывайте повторно металлически детали, чтобы они остались в зоне действия герметиков.

    Изображение с названием Prevent Metals from Corroding Step 6

    • Грязь, пыль и другой мусор мешают краске, смазочным материалам сохранять краску или смазку от присоединения непосредственно к поверхности металла. Например, если вы закрасите стальной лист с какими-то частицами металлической стружки на поверхности, краска ляжет на стружку, оставляя пробелы на основной металлической поверхности. Если эта стружка отпадет, место станет уязвимым для коррозии.
    • Если вы покрываете краской или смазкой металлическую поверхность с некоторыми элементами уже существующей коррозии, вы должны сделать поверхность ровной и гладкой, чтобы обеспечить наилучшее сцепление герметика с металлом. Используйте проволочную щетку, наждачную бумагу и/или химический выводитель ржавчины, чтобы удалить как можно больше существующей коррозии, насколько это возможно.

    Изображение с названием Prevent Metals from Corroding Step 1

    • Кроме того, что вы должны следить за воздействием влаги, не забудьте хранить металлические предметы в чистом, сухом месте. Для больших предметов, которые не вписываются в шкаф, можно использовать покрытие брезентом или тканью. Это поможет удержать влагу из воздуха и предотвратит накопление пыли на поверхности.

    Изображение с названием Prevent Metals from Corroding Step 2

    Сохраняйте металлические поверхности как можно более чистыми. После каждого использования металлической детали, окрашеной или нет, необходимо очищать функциональные поверхности, удаляя грязь или пыль. Накопление грязи и мусора на поверхности металла может внести вклад в износ и образовать отверстия в металле и/или на его защитном покрытии, что со временем приведет к коррозии.

    Коррозия металлов и способы защиты от нее

    Коррозионная стойкость металла зависит от его природы, характера среды и температуры.

    • Благородные металлы не подвергаются коррозии из-за химической инертности.
    • Металлы Al, Ti, Zn, Cr, Ni имеют плотные газонепроницаемые оксидные плёнки, которые препятствуют коррозии.
    • Металлы с рыхлой оксидной плёнкой – Fe, Cu и другие – коррозионно неустойчивы. Особенно сильно ржавеет железо.

    Различают химическую и электрохимическую коррозию.

    Химическая коррозия сопровождается химическими реакциями. Как правило, химическая коррозия металлов происходит при действии на металл сухих газов, её также называют газовой.

    При химической коррозии также возможны процессы:

    Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

    2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3

    Как правило, такие процессы протекают в аппаратах химических производств.

    Электрохимическая коррозия – это процесс разрушения металла, который сопровождается электрохимическими процессами. Как правило, электрохимическая коррозия протекает в присутствии воды и кислорода, либо в растворах электролитов.

    В таких растворах на поверхности металла возникают процессы переноса электронов от металла к окислителю, которым является либо кислород, либо кислота, содержащаяся в растворе.

    При этом электродами являются сам металл (например, железо) и содержащиеся в нем примеси (обычно менее активные металлы, например, олово).

    В таком загрязнённом металле идёт перенос электронов от железа к олову, при этом железо (анод) растворяется, т.е. подвергается коррозии:

    Fe –2e = Fe 2+

    На поверхности олова (катод) идёт процесс восстановления водорода из воды или растворённого кислорода:

    2H + + 2e → H2

    O2 + 2H2O + 4e → 4OH –

    Например, при контакте железа с оловом в растворе соляной кислоты происходят процессы:

    Анод: Fe –2e → Fe 2+

    Катод: 2H + + 2e → H2

    Суммарная реакция: Fe + 2H + → H2 + Fe 2+

    Если реакция проходит в атмосферных условиях в воде, в ней участвует кислород и происходят процессы:

    Анод: Fe –2e → Fe 2+

    Катод: O2 + 2H2O + 4e → 4OH –

    Суммарная реакция:

    Fe 2+ + 2OH – → Fe(OH)2

    4Fe(OH)2 + O2+ 2H2O → 4Fe(OH)3

    При этом образуется ржавчина.

    Методы защиты от коррозии

    Защитные покрытия

    Защитные покрытия предотвращают контакт поверхности металла с окислителями.

    • Катодное покрытие – покрытие менее активным металлом (защищает металл только неповреждённое покрытие).
    • Покрытие краской, лаками, смазками.
    • Создание на поверхности некоторых металлов прочной оксидной плёнки химическим путём (анодирование алюминия, кипячение железа в фосфорной кислоте).

    Создание сплавов, стойких к коррозии

    Физические свойства сплавов могут существенно отличаться от свойств чистых металлов. Добавление некоторых металлов может приводить к повышению коррозионной стойкости сплава. Например, нержавеющая сталь, новые сплавы с большой коррозионной устойчивостью.

    Изменение состава среды

    Коррозия замедляется при добавлении в среду, окружающую металлическую конструкцию, ингибиторов коррозии. Ингибиторы коррозии — это вещества, подавляющие процессы коррозии.

    Электрохимические методы защиты

    Протекторная защита: при присоединении к металлической конструкции пластинок из более активного металла – протектора. В результате идёт разрушение протектора, а металлическая конструкция при этом не разрушается.

    Урок 9. Коррозия металлов и её предупреждение

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён изучению видов коррозии, особенностям химической и электрохимической коррозии, методам защиты металлических изделий от коррозионного разрушения.

    Анодное покрытие – способ защиты металлического изделия от коррозии, когда защищаемый металл покрывается металлическим покрытием из более активного металла.

    Газовая коррозия – разрушение металла в среде агрессивных газов (кислорода, оксида серы, хлороводорода) обычно при высоких температурах.

    Гальванокоррозия – вид электрохимической коррозии, при которой два контактирующих металла в среде электролита образуют коррозионный гальванический элемент с возникновением электрического тока между металлами.

    Жидкостная коррозия – разрушение металла в жидкостях, не проводящих электрический ток (органические растворители, нефтепродукты).

    Ингибиторы – вещества, вводимые в коррозионную среду, в результате чего снижается её окисляющая способность.

    Катодная защита – способ защиты металла от коррозии, когда защищаемое металлическое изделие подсоединяется к отрицательному полюсу внешнего источника электрического тока.

    Катодное покрытие – способ защиты металла от коррозии, когда металлическое изделие покрывается тонким слоем из менее активного металла.

    Коррозия – разрушение металла в результате окислительно-восстановительных реакций между металлом и окружающей средой

    Осушение – удаление из окружающей среды влаги для предотвращения возникновения коррозии.

    Протекторная защита – способ защиты металла от коррозии, когда к защищаемому металлическому изделию присоединяют кусок другого, более активного металла.

    Химическая коррозия – разрушение металла в среде, не проводящей электрический ток.

    Электрокоррозия – вид электрохимической коррозии, возникающей в среде электролита под действием внешнего электрического поля.

    Электрохимическая коррозия – разрушение металла в среде электролита при контакте двух металлов с образованием коррозионного элемента и возникновением электрического тока.

    Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

    Дополнительная литература:

    1. Рябов, М.А. Сборник задач, упражнений и тестов по химии. К учебникам Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 10 класс» и «Химия. 11 класс»: учебное пособие / М.А. Рябов. – М.: Экзамен. – 2013. – 256 с.

    2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение. – 2018. – 352 с.

    Открытые электронные ресурсы:

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

    Коррозия и её виды

    Коррозия металлов – процесс разрушения металлического изделия в результате окислительно-восстановительной реакции металла с окружающей средой. В зависимости от механизма различают два вида коррозии: химическую и электрохимическую. Химическая коррозия происходит в среде, не проводящей электрический ток. К этому виду коррозии относится газовая коррозия, в результате которой металл разрушается под действием агрессивных газов: кислорода, оксида серы, хлороводорода. Газовая коррозия обычно происходит при высоких температурах. Другой вид химической коррозии – жидкостная коррозия, которая возникает в агрессивных жидкостях, не проводящих электрический ток, например, в органических растворителях или нефтепродуктах.

    Электрохимическая коррозия происходит в среде электролитов, которые хорошо проводят электрический ток. Различают два вида электрохимической коррозии: гальванокоррозия и электрокоррозия. Гальванокоррозия возникает в месте контакта двух металлов, наличия в металле примесей, разной температуры на соседних участках металлов, разной концентрации электролитов в среде, контактирующей с металлом и в случае разной концентрации кислорода на соседних участках металла. Например, в чугуне примеси углерода и карбида железа играют роль катода, на котором происходит восстановление молекулярного кислорода в присутствии паров воды: 2Н2О + О2 + 4е → 4ОН-, а железо становится анодом и окисляется.

    Fe 0 – 2e → Fe 2+ . В результате среда становится щелочной, образуется сначала «белая» ржавчина Fe(ОН)2: Fe 2+ + 2OH - → Fe(ОН)2↓, которая окисляется кислородом воздуха во влажной среде до трёхвалентного гидроксида железа.

    4Fe(ОН)2↓ + 2Н2О + О2 → 4Fe(ОН)3↓, Fe(OH)3 + nH2O → Fe2O3·xH2O (ржавчина).

    Если в атмосфере присутствует большое количество кислых газов (СО2, SO2, NO2), то при растворении их в воде образуются кислоты. В кислой среде коррозия идет ещё интенсивнее. В присутствии кислорода на катоде образуется вода, а в бескислородной среде выделяется водород.

    На аноде: Fe0 – 2е → Fe2+;

    На катоде: О2 + 4Н+ + 4е → 2Н2О

    или в бескислородной среде: 2Н+ + 2е → Н20↑.

    Ионы железа образуют соли с кислотными остатками образовавшихся при растворении газов кислот. В дальнейшем под действием кислорода воздуха, соли двухвалентного железа окисляются до солей трёхвалентного железа.

    Электрокоррозия возникает под действием на металл электрического тока от внешнего источника постоянного тока. Часто она происходит под действием блуждающих токов от рельсов электротранспорта, от плохо изолированных опор линий электропередач. Участок, на который попадает ток от внешнего источника, заряжается отрицательно и становится катодом. На нём происходит восстановление элементов среды. А соседний участок становится анодом, на нём металл окисляется.

    Факторы, увеличивающие скорость коррозии

    Возникновение коррозионного гальванического элемента увеличивает скорость коррозии. При контакте двух металлов более активный металл отдает электроны менее активному. Возникает электрический ток. Активный металл растворяется и в результате реакции со средой, и за счет передачи электронов менее активному металлу. Принятые электроны менее активный металл отдает в окружающую среду, таким образом, окисление активного металла и восстановление компонентов окружающей среды происходит быстрее. Скорость коррозии зависит от количества кислорода, который контактирует с металлом. Железный гвоздь, погруженный в воду на половину своей длины, разрушается быстрее всего, так как доступу кислорода ничего не препятствует. Гвоздь, полностью погруженный в воду, разрушается медленнее, так как количество кислорода, участвующего в реакции, ограничивается скоростью растворения кислорода в воде. В пробирке, где сверху воды налили масло, коррозия идет медленнее всего, так как масло препятствует поступлению кислорода в воду.

    Методы защиты металлов от коррозии

    Одним из распространённых методов защиты металлов от коррозии является нанесение защитных покрытий. Покрытия бывают металлическими и неметаллическими. Если металлическое изделие покрыто слоем более активного металла, покрытие называют анодным. Если покрытие изготовлено из менее активного металла, оно называется катодным. Неметаллические покрытия – это различные эмали, лаки, краски, резиновые, битумные и полимерные покрытия. По отношению к железу анодными покрытиями будут цинковые, хромовые, алюминиевые покрытия. Эти покрытия защищают металл даже в случае появления царапин или трещин. Так как покрытие изготовлено из более активного металла, оно является анодом по отношению к защищаемому металлу и будет разрушаться. Защищаемое металлическое изделие разрушаться не будет. Катодные покрытия обычно делают из малоактивных металлов. Это никель, олово, свинец, медь, серебро, золото. Из-за низкой активности такие металлы слабо подвергаются воздействию коррозии, но в случае нарушения покрытия, возникнет коррозионный элемент, в котором анодом станет защищаемое металлическое изделие. Оно начнет разрушаться. Защитные оксидные покрытия на поверхности металла можно создать путем химической обработки концентрированной азотной кислотой (пассивация алюминия, хрома), концентрированным раствором щелочи и горячего масла (воронение), фосфорной кислотой и её кислыми солями (фосфатирование).

    Эффективным, но дорогим методом защиты металлов от коррозии является введение в сплав антикоррозионных легирующих добавок: хрома, никеля, молибдена, титана. Для повышения стойкости к коррозии в кислой среде в сплав добавляют кремний.

    К методам электрохимической защиты относятся протекторная и катодная защита. Протекторная защита предусматривает закрепление на защищаемом изделии пластин из активного металла: цинка, алюминия, магния. Попадая в агрессивную среду, протектор становится анодом, начинает разрушаться, а металлическое изделие, являясь катодом, не разрушается до полного разрушения протектора. Катодная защита производится путём подсоединения защищаемого металлического изделия к отрицательному полюсу внешнего источника постоянного электрического тока. В результате защищаемый металл приобретает отрицательный заряд и становится катодом. В качестве анода используют вспомогательный кусок металла (железный лом, старый рельс), который заземляют.

    Важным направлением предотвращения коррозии металлов является снижение агрессивности окружающей среды. Для этого проводят осушение почвы, воздуха. В жидкие среды добавляют ингибиторы – вещества, реагирующие с окислительными компонентами среды и снижающие скорость коррозии. Для борьбы с блуждающими токами проводят надёжную изоляцию токопроводящих конструкций, организацию бесстыкового пути.

    Предотвращение потерь металла от коррозии позволит не только сберечь тонны металла, но и предотвратить аварии на производстве и транспорте, сберечь человеческие жизни.

    ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

    1. Расчёт массы металла, предохраняемого от разрушения за счёт нанесения защитных покрытий

    Условие задачи: В результате атмосферной коррозии толщина стального изделия уменьшается на 0,12 мм/год. Потерю какой массы стального изделия плотностью 7750 кг/м 3 и площадью 10 м 2 можно предотвратить путем нанесения лакокрасочного покрытия, которое сохраняет свои защитные свойства в течение 4 лет? Ответ запишите в виде целого числа в килограммах.

    Шаг первый: необходимо перевести скорость коррозии из мм/год в м/год.

    Для этого скорость коррозии умножим на 10 -3 :

    0,12·10 -3 = 1,2·10 -4 (м/год).

    Шаг второй: Найдём объём слоя металла, который может быть разрушен коррозией за 1 год. Для этого толщину слоя разрушенного в течение года металла умножим на площадь стального изделия:

    1,2·10 -4 ·10 = 1,2·10 -3 (м 3 /год).

    Шаг третий: Найдём массу вычисленного объёма металла.

    Для этого объём металла умножим на его плотность:

    1,2·10 -3 ·7750 = 9,3 (кг/год).

    Шаг четвёртый: Найдём массу металла, которая могла бы разрушиться за 4 года. Для этого массу сохранённого за год металла умножим за 4 года:

    9,3·4 = 37,2 (кг). Округляем до целого числа, получаем 37 (кг).

    2. Расчёт массы металла, разрушенного в результате коррозии

    Условие задачи: Через железную решётку, предохраняющую от попадания в канализацию крупного мусора, проходит 20 м 3 воды в сутки. Содержание кислорода в воде 1 % от объёма воды. Какая масса железа окислится за 6 месяцев использования решётки, если на окисление металла расходуется 60% содержащегося в воде кислорода? Ответ записать в килограммах в виде целого числа.

    Шаг первый: найдём объём кислорода, который содержится в 20 м 3 воды.

    Для этого разделим 20 м 3 на 100:

    20 : 100 = 0,2 (м 3 /сутки) = 200 (л/сутки)

    Шаг второй: Найдём объём кислорода, который проходит в воде через решётку в течение 6 месяцев.

    Для этого объём кислорода, проходящий через решетку в сутки, умножим на 30 дней и на 6 месяцев:

    200·30·6 = 36000 (л).

    Шаг третий: Найдём объём кислорода, который расходуется на окисление железа. Для этого умножим найденный объём кислорода на 60 и разделим на 100:

    (36000·60) : 100 = 21600 (л).

    Шаг четвёртый: Запишем уравнение реакции взаимодействия железа с кислородом в нейтральной среде:

    Шаг пятый: Найдём массу железа, окисленного 21600 л кислорода.

    Для этого составим пропорцию с учётом того, что масса 1 моль железа равна 56 г/моль, а 1 моль газа в нормальных условиях занимает 22,4 л.

    Коррозия металлов и способы её предотвращения

    3.10.1 Виды коррозии. Коррозия — разрушение металлов и сплавов вследствие хи­мического или электрохимического воздействия внешней среды. Участки металла, подвергшиеся коррозионному разрушению, полностью теряют свои механические свойства.

    Вследствие коррозии теряется большое количество сплавов на основе железа. Каждая пятая тонна из выплавленных черных металлов расходуется на восполнение потерь от коррозии.

    Различают два вида коррозии: химическую и электрохимическую.

    Химическая коррозия возникает в результате воздействия на металл сухих газов при повышенной температуре (газовая коррозия) и агрессивных жидкостей неэлектролитов (топливо, масло). При химической коррозии происходит прямое гетерогенное взаимодействие металла с окислителем, находящимся в окружающей среде. Примером химической коррозии может служить окисление клапанов двигателя внутреннего сгорания, топливных баков, трубопроводов и деталей системы питания автомобильных двигателей.

    В процессе газовой коррозии на поверхности металла образуется пленка оксида. У алюминия, хрома, никеля, свинца, оло­ва эта пленка очень прочна и предохраняет металл от дальнейшей коррозии. Такие металлы называют пассивирующимися. Пленка оксида железа непрочна и не препятствует развитию коррозии вглубь. Образование окалины на деталях выпускной системы автомобиля наглядно демонстрирует распространение химической коррозии в глубь изделий. В неэлектролитах коррозия происходит вследствие наличия в них агрессивных соединений, разрушающих металл.

    Электрохимическая коррозия является результатом воздействия таких электролитов, как водные растворы кислот, щелочей, различных солей, проводящих электрический ток. Электролитической коррозией является также атмосферная коррозия, при которой влага из воздуха, содержащая оксиды азота, серы и другие примеси, конденсируется на поверхности металла. Пыль и другие загрязнения на поверхности металла усиливают адсорбцию влаги и газов, образуется влажная пленка, являющаяся электролитом.

    При наличии электролита на поверхности металлы и сплавы, обладающие разными потенциалами, образуют гальванические пары. Поскольку металлы и сплавы практически всегда физически и химически неоднородны (разные структурные и химические составляющие сплава, оксидные пленки), то при наличии на их поверхности электролита образуется множество микроскопических гальванических пар. При этом металл с более высоким потенциалом становится катодом, а с менее высоким — анодом. Это приводит к тому, что участки металла, представляющие

    аноды гальванических пар, начинают разрушаться, их атомы переходят в электролит

    в форме ионов, оставляя эквивалентное число электронов в аноде. Чем выше разность потенциалов металлов, образующих гальванические пары, степень неоднородности структур, температура и внутренние напряжения, тем интенсивнее коррозия. В гальванической паре разрушается тот металл, который выделяет большее число положительно зараженных ионов, и, следовательно, сам получает высокий отрицательный заряд.

    Если металлы расположить в ряд: магний, алюминий, марганец, цинк, хром, железо, кадмий, кобальт, никель, олово, свинец, сурьма, висмут, медь, ртуть, серебро, золото, то каждый металл в паре с другим в электролитах образует гальванический элемент с разрушением металла, расположенного слева. Так, в паре железо-цинк будет разрушаться цинк, а в паре железо-никель разрушается железо. Разрушение будет происходить тем сильнее, чем дальше эти металлы находятся друг от друга в представленном ряду.

    Чистые металлы коррозируют в меньшей степени, чем сплавы; однофазные сплавы сопротивляются коррозии сильнее, а многофазные слабее. Меньше коррозируют металлы, имеющие чистую поверхность изделий. Снижает интенсивность коррозии отсутствие внутренних напряжений. Повышение температуры ускоряет коррозию в 1,5—2 раза на каждые 10 °С.

    3.10.2 В зависимости от характера разрушения коррозия может быть сплошной, местной, межкристаллитной (по границам зерен). При этом сплошная коррозия может быть равномерной и неравномерной, а местная — пятнами, язвенной, точечной, сквозной, ножевой, трещинами (рисунок 3.5).

    Сплошная и местная коррозия может быть подповерхностной и послойной. Оба вида обусловливаются химическим взаимодействием, а межкристаллитная коррозия имеет электрохимическую природу. Она наиболее опасна, так как сопровождается заметным снижением прочности сплава, а обнаружить ее по внешним признакам очень трудно.

    Многие детали автомобилей подвергаются коррозионному изнашиванию, которое возникает под действием знакопеременной нагрузки и коррозионного воздействия окружающей среды.




    3.10.3 Способы защиты металлических деталей от коррозии можно разделить на следующие группы:

    · нанесение неметаллических веществ или металлических покрытий;

    · диффузионное насыщение поверхностного слоя;

    · покрытие стойкими пленками оксидов или солей (химические покрытия);

    · использование коррозионно-стойких сплавов;

    · применение ингибиторов коррозии;



    а – равномерное; б – неравномерное; в – избирательное; г – пятнами;

    д – язвенное; е – точечное; ж – сквозное; з – ножевое; и– трещины;

    к – межкристаллитное; л – подповерхностное; м– послойное

    Рисунок 3.5 Виды коррозионных разрушений

    Покрытие неметаллическими веществами — нанесение на поверхность металла красок, лаков, противокоррозионных паст, защитных смазок, пластмасс, резины или эбонита. Покрытие резиной и эбонитом называется гуммированием, применяют для защиты цистерн для перевозки кислот, щелочей, растворов солей.

    Металлическое покрытие – нанесение металла на поверхность стального изделия горячим и гальваническим способами. При горячем способе нанесения покрытия (оцинкование, лужение оловом, свинцевание) изделие погружают в ванну с расплавленным металлом. На автомобилях используют оцинкованные кузовные и крепежные детали, покрытые оловом ленты для трубок радиатора, освинцованные наконечники зажимов проводов электрооборудования, топливные баки и т. Д

    Лужение применяют при производстве белой жести и медной посуды;

    оцинкование — для проволоки, кровельного железа, труб; свинцевание — для химической аппаратуры и труб. Гальванический способ был рассмотрен выше. Например, на автомобилях устанавливают хромированные декоративные детали (бамперы, ободки фар и др.).

    Диффузионный способ состоит в насыщении поверхностных слоев стальной детали различными химическими элементами, вступающими с ним в химическое соединение. К нему относятся цементация, цианирование, алитирование.

    Покрытие пленками окислов имеет две разновидности — оксидирование и фосфатирование. Оксидирование (воронение) применяют для защиты черных металлов путем создания на поверхности окисной пленки погружением деталей в кипящий водный раствор едкого натрия, селитры и перекиси марганца.

    Полученная пленка стойкая в сухом воздухе, менее стойка во влажном, особенно в воде.

    Фосфатирование позволяет получить на поверхности металла пленку нерастворимых фосфатов, изолирующих изделие от окружающей среды.

    Создание коррозионно-стойких сплавов осуществляется введением в сталь легирующих добавок: хрома, никеля, алюминия, кремния, вольфрама и других химических элементов, повышаю­щих коррозионную стойкость и улучшающих другие свойства металла.

    Ингибиторы коррозии — вещества, при добавлении которых в агрессивную среду происходит затормаживание коррозии. Этим методом можно защищать практически любые металлы и почти в любых средах, включая охлаждающие жидкости, масла, жидкое топливо.

    Защищают металлы от коррозии и с помощью органосиликатов, которые в исходном состоянии представляют собой суспензии. Их наносят на поверхность кистью, валиком, пульверизато­ром и т. п. При нагревании они превращаются в керамику и приобретают повышенные защитные свойства, становясь термо- и даже жаростойкими. Их удобно использовать для выхлопных систем с наружной стороны деталей. Они затвердевают от собственной температуры детали. Они легко обрабатываются, что позволяет в случае необходимости оперативно восстанавливать по­врежденные участки.

    Для получения органосиликатных покрытий используют кремнийорганические полимеры (лаки), пигменты, оксиды, слюду, тальк, асбест.

    Протекторная защита заключается в создании гальванической пары из вышеприведенного ряда металлов с целью заведомого разрушения одного из них при гарантированном сохранении ответственной детали, выполненной из другого металла.

    Контрольные вопросы:

    1. Что такое коррозия, её влияние на качество и срок службы деталей?

    2. Какие виды коррозии вам известны, причины их возникновения?

    3. Что такое ржавление, отчего оно происходит?

    4. Какие материалы быстрее коррозируют: чистые металлы или сплавы, и от чего это зависит?

    5. Назовите основные способы защиты металлов от коррозии.

    Литература

    1. Стуканов В.А. Материаловедение: учебное пособие – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2008

    2. Черепахин А.А. Материаловедение: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Черепахин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008

    3. Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Герасименко А.И. Материаловедение для автомехаников. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002

    4. Онищенко В.И. Технология металлов и конструкционные материалы. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1991

    5. Ржевская С.В. Материаловедение: практикум. – М.: Логос, 2004

    6. Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения – учбн. Для подготовки рабочих на производстве.- М. «Высш. школа», 1987

    7. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. Учебник для машинострои-тельных ВУЗов – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.:Машиностроение,1980

    8. Затравкина С.А. Материаловедение, Курс лекций. Псковский индустриальный техникум. – Псков, 2005

    Читайте также: