Ковш для литья металла

Обновлено: 04.10.2024

Характер гидравлических процессов в литниковых системах разных видов, а также методика расчета литниковых систем зависят от типа применяемых разливочных ковшей. Рассмотрим классификацию разливочных ковшей с точки зрения их роли в обеспечении качественного заполнения форм.

Для заливки литейных форм применяют различные конструкции разливочных ковшей, которые с гидродинамической точки зрения можно разделить на два типа, отличающихся способом регулирования расхода жидкого сплава, подаваемого из ковша в литниковую систему: поворотные и стопорные.

При литье из поворотных ковшей (рис. 3.10) обеспечивается плавное регулирование расхода сплава за счет изменения угла наклона ковша. При этом качественное заполнение формы без разбрызгивания струи и размывания ею поверхности литниковых каналов обеспечивается лишь в некотором диапазоне массовой скорости заливки, определяемом емкостью ковша и его конструкцией.

Для заливки каждой формы нужно выбирать такой ковш, который может подавать требуемое количество металла в единицу времени, т. е. массовая скорость заливки не должна выходить за допустимые пределы, характерные для данного ковша. Допустимые пределы изменения массовой скорости заливки форм из поворотных ковшей приведены в табл. 3.4.

Возможность плавного изменения расхода сплава из поворотного ковша в процессе заливки формы является его существенным преимуществом. При правильном выборе емкости ковша заливщик может легко поддерживать постоянный уровень сплава в литниковой чаше или воронке, плавно изменяя при необходимости угол наклона ковша.

Однако при использовании поворотных ковшей велика вероятность попадания шлака с поверхности металла в ковше в литниковую систему. Для задержания шлака при заливке применяют деревянные или металлические счищалки или ковши специальной конструкции - чайниковые (см. рис. 3.10, б). При использовании конических ковшей (см. рис. 3.10, а) часто около носка ковша устанавливают перегородки.

К недостаткам поворотных ковшей можно отнести значительные потери тепла сплавом с открытой верхней поверхности и с истекающей из ковша струи металла. Для снижения потерь тепла необходимо:

• нагревать ковш перед наполнением сплавом до 500-750 °С;

• на поверхность чугуна в ковше насыпать песок (древесный уголь);

• при заливке носок ковша подводить возможно ближе к литниковой чаше или воронке на высоту 50-100 мм.

При использовании ручных ковшей (см. рис. 3.10, г) они разогреваются переливом металла в раздаточный ковш и обратно. Для уменьшения потерь тепла применяют барабанные ковши (см. рис. 3.10, б), которые часто используются в качестве раздаточных.

В процессе заливки форм температура чугуна в ковше снижается на 5-40 град/мин в зависимости от его емкости и конструкции. Поэтому в первую очередь из поворотных ковшей заливают формы для наиболее тонкостенных отливок. Поворотные ковши применяются при разливке чугуна и цветных сплавов, а также кислой электростали при массе отливок не более 3-5 т. Шлак кислой электроплавки вязкий, что затрудняет его попадание с поверхности стали в ковше в литниковую систему.

При заливке из стопорных ковшей (рис. 3.11) расход сплава из ковша Qк определяется высотой уровня сплава в ковше H и площадью сечения отверстия в стопорном стаканчике wo, устанавливаемом в днище ковша:

где uк - коэффициент расхода в сечении стаканчика;

bр - коэффициент, учитывающий увеличение проходного сечения отверстия стаканчика из-за его размывания струей металла.

При разливке углеродистой и низколегированной стали из ковшей емкостью до 30 т величина bp изменяется от 1 (вначале заливки) до 1,15 (при опускании уровня стали в ковше на 130 см); из ковшей емкостью более 30 т - от 1 до 1,25 (при опускании уровня на 130 см). При разливке высокомарганцовистой стали из ковшей емкостью до 15 т bp изменяется от 1 до 1,35 (при опускании уровня стали на 110 см).

Так как в процессе заливки формы из стопорного ковша величина wo задана и определяется площадью отверстия в установленном в ковше стаканчике, а высота уровня сплава в ковше не может изменяться произвольно, возможности регулирования расхода сплава ограничены. Это является существенным недостатком стопорного ковша по сравнению с поворотным ковшом.

Однако при разливке из стопорного ковша струя сплава вытекает из его донной части, что исключает попадание шлака в литниковую систему. Так как расстояние от низа ковша до литниковой воронки мало (не более 250 мм), потери тепла при разливке меньше, чем при использовании поворотных ковшей. Эти обстоятельства обусловили преимущественное применение стопорных ковшей при заливке форм сталью.

К недостаткам стопорных ковшей следует отнести сложность их конструкции и недостаточную надежность. При большом числе открываний и закрываний стопорного отверстия очень часто стопор перестает плотно перекрывать отверстие или происходит его приваривание к стаканчику, вследствие чего возникает аварийная ситуация. Поэтому при подготовке ковшей к работе большое внимание уделяется сборке и прокалке стопора, притирке пробки стопора к отверстию в стаканчике и сборке стопорного узла и механизма управления стопором.

Перед заполнением сталью ковши должны быть прокалены и нагреты до температуры 700-800 °С. В ковшах емкостью более 5 т часто устанавливают 2 стопора и 2 стопорных стаканчика. Это позволяет осуществлять разливку через одно или два отверстия, изменять массовую скорость заливки. В сталелитейном производстве в основном используются стопорные ковши емкостью от 1 до 30 т.

В начале разливки стали из стопорного ковша часть тепла вытекающей из ковша струи затрачивается на разогрев стаканчика. Поэтому в первую очередь необходимо залить несколько массивных отливок, а затем, когда стаканчик прогреется, следует соблюдать тот же порядок заливки, что и при литье из поворотных ковшей.

Важным технологическим параметром, определяющим качество отливки, является температура заливки, т. е. температура сплава в ковше в начале заливки формы. Рекомендуемые значения Tзал при заливке форм чугуном, сталью и некоторыми цветными сплавами приведены в табл. 3.5-3.7.


Количество одновременно работающих ковшей при обслуживании формовочных линий можно рассчитать по формуле

где q - производительность печи, т/ч;

Nп - количество одновременно работающих печей;

tо - время оборота ковша, мин;

M - емкость ковша, т.

Основные параметры ковшей приведены в табл. 3.8, 3.9. Для выбора количества ковшей необходимо знать время ремонта и время работы ковша, которые зависят прежде всего от емкости ковша (табл. 3.10). Она обычно подбирается в зависимости от емкости плавильной печи, но для обеспечения необходимого времени заливки расплава в форму емкость ковша должна соответствовать емкости формы и количеству заливаемых форм. Для стопорных ковшей важен правильный выбор размера стопорного стаканчика в зависимости от емкости формы (табл. 3.11).


Ремонт ковшей, притирку и сборку стаканчика со стопором осуществляют на специальных участках в литейных цехах, сушку и подогрев перед разливкой производят на специальных стендах мазутными факельными или газовыми горелками.

Ковш литейный

Литейные ковши объёмом до тонны практически всегда есть в наличии на складе. Наши цены ровно в два раза меньше любых других Российских производителей литейных ковшей. Мы имеем разрешение на применение Ростехнадзора.

Основные характеристики и фотографии металлургических ковшей.

чайниковый тип

Литейный ковш чайникового типа

Чайниковый ковш
Чайниковые ковши служат как для разливки так и приёма расплавленного металла (чугуна) удобен тем, что чистка металла от шлака происходит в самом ковше огнеупорной перегородкой, металл же находится под шлаком и окисляется медленнее. Получения высококачественного литья ответственного назначения.

стопорный тип

Литейные ковши стопорного типа

Литейные ковши стопорного типа

Литейные ковши стопорного типа
Для заливки форм при производстве фасонных отливок из черных металлов (сталь, чугун) используются стопорные ковши, в которых разливка металла производится через выпускное отверстие в дне ковша.
Главное преимущество стопорных ковшей состоит в том, что при выпуске металла через выпускное отверстие снизу частицы шлака находящиеся в металле всё время всплывают вверх, удаляются от выпускного отверстия, и опасность попадания шлака в отливки исключается до момента окончания заливки, кроме того поверхность металла закрыта шлаком и металл в ковше охлаждается медленно.
К недостаткам стопорных ковшей относится невозможность определить объём металла, находящийся в ковше, и невозможность отделения шлака от металла в конце опорожнения ковша.

для разливки стали

Литейные ковши для разливки стали

Литейные ковши для разливки стали

Литейные ковши для разливки стали
Расплавленная сталь, полученная в сталеплавильной печи (дуговая печь, индукционная плавильная печь и т.п.), должна быть транспортирована к месту разливки. Для этой цели используется специальный сталеразливочный ковш. Его назначение–приём расплавленной стали, перемещение полученного объёма стали от сталеплавильной печи к месту разливки, кратковременное хранение и разливка стали в питатели литейных форм. В зависимости от назначения и способа транспортировки ковшей в технологическом процессе они подразделяются на крановые и монорельсовые.
Монорельсовые ковши подразделяются на:
1. Конические, ёмкостью от 100 до 400 кг.
2. Конические с механизмом поворота, ёмкость от 500 до 800 кг.
3. Чайниковые, ёмкостью от 100 до 250 кг.
4. Барабанные, ёмкостью от 400 до 800 кг.
Крановые ковши в свою очередь подразделяются на:
1. Стопорные, ёмкостью о 1 до 70 т.
2. Конические, ёмкостью от 1 до 70 т.
3. Барабанные, ёмкостью от 1 до 5 т.

для разливки чугуна

Литейные ковши для разливки чугуна

Литейные ковши для разливки чугуна

Литейные ковши для разливки чугуна
Для разливки чугуна используется литейный ковш, разливка осуществляется наклоном ковша через носок.
По типу, литейные ковши разделяются на барабанные и конические различной вместимости, разделяются по способу переноски на ручные и крановые. Ковши снабжаются носками для заливки металла через верх.
На литейных производствах, современных цехах используется одноносковая разливка чугуна и шлака, которая позволяет значительно сократить объём ручных работ по подготовке канав и желобов вследствие сокращения их протяженности, а также уменьшить выделение в атмосферу цеха тепла, газов и аэрозолей конденсации металла и его окислов.

фото производства ковшей

Область применения литейных ковшей — металлургия.
Ковш — это стальной сосуд, используемый для работы с расплавленными металлами (сталь, чугун).
Ковш служит для транспортировки жидкого металла и заливки форм. Ковш имеет стальной кожух, стенки и дно которого изнутри выложены огнеупорным материалом. Для разливки чугуна ковш футеруют шамотом, а для разливки стали шамотом или магнезитом. Перемещение ковша осуществляется посредством мостовых кранов либо на передаточных тележках.

Мы предлагаем широкий модельный ряд на разливочные ковши, литейные ковши, заливочные ковши, промежуточные ковши, сталеразливочные ковши, чугуновозные ковши для разлива чугуна и стали. На сайте представлено четыре вида конструкций литейных ковшей (BC, BG, BQ, BT)

Номенклатура поставляемых ковшей:
Разливочный ковш.
Литейный ковш.
Сталеразливочный ковш.

Литейные ковши. Виды, конструкции и поставщики

В литейных или разливочных ковшах жидкий металл из печи или миксера транспортируется к месту заливки и разливается в формы. В ковшах при необходимости проводят мероприятия по улучшению качества металла: очищают от примесей (рафинируют), вводят добавки (модифицируют), добавляют легирующие элементы.

Основные элементы сварной конструкции ковша: кожух с поясом жёсткости, цапфы, поворотный механизм, боковые траверсы. Для ковшей ёмкостью более 100 кг ещё и подъёмная балка.

Дополнительно в ковше может присутствовать: крышка, стопорный механизм, защита штанги траверсы. Как правило, литейные ковши поставляются без футеровки. Однако использовать ковши без облицовки огнеупорными материалами невозможно. Более подробно о процессе футеровки литейных ковшей можно узнать здесь.

Какие ковши бывают

1. По способу транспортировки:

- ручные - это небольшие ковши весом от 10 – 15 кг до 80 – 100 кг

- рельсовые – под действием собственного веса они перемещаются по заранее проложенному моно- или бирельсовому пути

- крановые - вмещают в себя увеличенные объёмы металла - от нескольких сотен килограммов до 100 – 150 тонн

2. По форме рабочей полости:

3. По способу разливки металла:

Рис. 1. Литейные ковши (разделение по способу разливки): а - носиковый, б - чайниковый, в - стопорный.

Особенности различных конструкций

С помощью барабанных ковшей чаще разливают чугун, чем сталь или бронзу. Конструкция представляет собой горизонтально ориентированный цилиндр, с отверстием в боковой стенке. Через неё ковш заполняют металлом и осуществляют разливку.

Преимущества конструкции барабанного ковша:

- медленное остывание жидкого металла

- удобство заливки форм из-за небольшой высоты ковша

Однако барабанные ковши, опять же из-за конструкции, сложнее футеровать.

Для наклона носиковых, чайниковых и барабанных ковшей чаще используют поворотное устройство. Поворачивать можно штурвалом вручную - с помощью редуктора, либо с помощью электродвигателя.

Носиковые ковши наиболее дёшевы и просты в изготовлении. Однако разливка через верх может приводить к попаданию шлака в отливку. Конструкции чайникового и стопорного ковшей минимизируют или даже исключают это, но это более сложные и дорогие устройства.

Механизм работы стопорного ковша

Стопорный механизм представляет собой стальной футерованный керамикой, шток, закреплённый на борту ковша. На его конце находится пробка, которая, благодаря механизму подъёма и опускания, входит в огнеупорный стакан на днище ковша.

АЦЕТАРК - Ковшевые Системы

Таких стопорных механизмов в больших – более 10 тонн ёмкости – ковшах, может быть и несколько.

Шток закрывает отверстие в днище до момента разливки. Когда стопорный механизм открывает выход металлу, как правило, большой объём его под напором выходит наружу. Уменьшить поток можно, прикрывая отверстие стопорной пробкой, однако от этого пробка размывается, поэтому такого способа «управления» потоком стараются избежать. В сложности этого регулирования и состоит один из немногих недостатков ковшей такой конструкции.

Выбор ёмкости ковша

Объём ковша зависит от металлоёмкости формы. К общей металлоёмкости форм, заливаемых из одного ковша, добавляю до 5 % объёма, чтобы скомпенсировать возможные переливы. Обычно окончательную металлоёмкость ковша определяют опытным путём.

Для разливки чугуна используют ковши, объём которых от 2 до 10 раз превышает металлоёмкость формы.

Для стального литья чаще применяют чайниковые ковши ёмкостью до 800 кг.

Стопорные ковши, которые используются чаще для разливки стали, кроме металлоёмкости, характеризуются количеством открытия и закрытия стопорного стакана. Обычно оно не превышает 50 повторений. В некоторых случаях эта цифра увеличивается примерно в 2 раза. Если ковш оснащён двумя стопорными механизмами, один из них - основной, второй - резервный.

При заливке крупногабаритных стальных отливок одновременно используется нескольких ковшей.

Иногда конструкция ковшей позволяет заливать две формы параллельно.

Скорость заливки из ковшей определяется пропускной способностью литниковой системы. Может составлять от полукилограмма в секунду для медленной ручной заливки и до 30 кг/с для быстрой крановой заливки многотонных форм.

На что следует обратить внимание при выборе ковша

Как и к любому литейному оборудованию, к ковшам предъявляют определённые требования. Важно не допускать, чтобы:

- вредные примеси из футеровки ковша попадали в расплав, снижая качество металла

- газы из воздуха рабочей зоны захватывались в процессе заливки — это ведёт к образованию газовых раковин и пор, неравномерно распределённых по объёму отливки

- металл при заливке разбрызгивался — это может привести к изнашиванию элементов конструкции ковша

Как купить хороший ковш в условиях санкций

События последних месяцев существенно отразились на возможности поставок литейного оборудования из Европы и привели к удорожанию стоимости доставки. Однако в части поставок литейных ковшей удаётся сохранять широкий перечень поставщиков и удовлетворять потребности клиентов в сжатые сроки.

Для поставок ковшей, произведённых по чертежам заказчика, на территории РФ срок изготовления составляет до 45 дней, а срок доставки рассчитывается дополнительно в зависимости от удалённости заказчика от Центральной России.

Отечественные ковши отличаются надежностью. Их цапфы и траверсы после изготовления проверяются с использованием методов неразрушающего контроля (ВИК или УЗК), по результатам которого выдаётся заключение.

Закупка ковшей в КНДР, возможно, выйдет дешевле и быстрее, однако следует учесть:

- таможенное оформление прибавит треть к стоимости ковша

- соответствие российским нормам необходимо уточнять дополнительно

Экономически выгодно будет сделать закупку ковшей в Китае, если ковши вам нужны не срочно, или есть возможность закупить несколько ковшей. Либо один ковш дополнить другим китайским оборудованием.

Ещё одна группа альтернативных поставщиков ковшей сосредоточена в Турции. Доставка из Турции, как правило, осуществляется автотранспортом, при производстве ковшей применяется высококачественная сталь, а возможность заказать изготовление по своим чертежам позволяет закупить продукцию, которая удовлетворяет требованиям российских нормативов.

Для проработки возможности изготовления ковшей по вашим чертежам, а также расчёта срока изготовления и поставки, выбора оптимального решения свяжитесь с нашими специалистами .Они проведут бесплатную консультацию, оперативно ответят на вопросы и составят конкретное ТКП по вашим требованиям.

Ковши литейные

Ковши литейные на складе завода изготовителя

В нашей компании вы можете купить литейные ковши высокого качества для разливки стали, чугуна, алюминия, меди и других металлов по цене производителя от 60000 рублей. Мы осуществляем доставку оборудования по всей России и имеет сервисную службу в городах: Новосибирск, Красноярск, Новокузнецк, Барнаул, Челябинск, Нижний Новгород, Самара, Санкт-Петербург, Москва. У нас можно заказать модели с различной ёмкостью до 5 тонн.

Типы литейных ковшей:

1. Ковш для разливки стали,

2. Ковш для разливки чугуна,

3. Ковш чайниковый,

4. Ковш стопорный.

Ковш состоит из следующих узлов:

5. Электродвигатель - если более 10т

КОВШ ЛИТЕЙНЫЙ ДЛЯ СТАЛИ

Ковш серии QB имеют вытянутую форму для того, чтобы потери температуры при перемещении расплава были минимальными.

Данный ковш состоит из сварного кожуха (стального сварного листа), футерованного внутри огнеупорными материалами. Форма корпуса ковша представляет собой усеченный конус с большим основание вверху. В верхней части ковша имеется носок, предназначенный для слива металла.

С целью повышения прочности верхняя, средняя и нижняя части ковша по всему периметру имеет пояс жесткости.

В средней части ковша располагается цапфовый пояс, обеспечивающий крепление цапф для транспортировки ковша. Цапфовый пояс является наиболее ответственным элементом ковша, представляет собой прочную и жесткую сварную металлоконструкцию. Цапфы крепятся к цапфовым плитам, дополнительная прочность конструкции также обеспечивается при помощи ребер жесткости.

С целью выпадения цапфы из плиты в случае аварийного перегрева последней цапфы изготавливаются с бортиком на конце и поэтому запрессовку проводят со стороны ковша.

По всей поверхности корпуса ковша имеются выпорные отверстия, предназначенные для удаления паров воды в процессе сушке футеровки.
По бокам к цапфам крепится подвесное устройство траверса, предназначенная для подъема ковша.
На корпусе ковша расположены два вильчатых фиксатора, предотвращающий самопроизвольный опрокидывания ковша путем фиксации траверсы в вертикальном положении во время его транспортировки.
Вращение ковша вокруг оси при разливке производится вручную с помощью маховика.

КОВШ ЛИТЕЙНЫЙ ДЛЯ ЧУГУНА

Ковши TB изготавливаются с соотношением 1/1,1 (высота ковша в 1,1 раза больше его диаметра у основания) это позволяет иметь широкое зеркало металла для скачивания шлака вручную.

Особенностью ковшей CB является сифонный принцип разливки металла, когда более чистый металл, находящийся в нижней части, разливается и при этом шлаковые частицы на зеркале металла задерживаются огнеупорной перегородкой.

Ковши серии CB изготавливаются с соотношением 1/1,1 (высота ковша в 1,1 раза больше его диаметра у основания).

Выпуск сплава у данного ковша происходит через стопорное отверстие в днище ковша.

При разливке неметаллические включения (шлак, песок и пр.) находящиеся в металле непрерывно всплывают вверх, в то время как снизу металл остается чистым.

Легкоуправляемый стопор позволяет регулировать скорость разливки. Ковши GB изготавливаются с соотношением чаши 1/1,2 и рассчитаны на увеличенный слой шлака 10% от массы металла.

В верхней части ковша имеется носок, предназначенный для слива шлака. Поворот стопорного ковша осуществляется в подвешенном состоянии при помощи литейного мостового крана за специальную серьгу на корпусе.

Данный ковш состоит из сварного кожуха (стального сварного листа), футерованного внутри огнеупорными материалами.

О производстве литья

Требования, предъявляемые к ковшам

Ковши литейные представляет собой стальной, футерованный внутри высокоогнеупорным материалом сосуд, предназначенный для транспортирования расплавленного литейного сплава и его заливки в форму.

Для удобства транспортирования ручные ковши снабжаются носилками, а более крупные – подвесками и траверсами для навешивания ковша на крюк электротали, мостового крана или другого подъемно-транспортного оборудования. Во избежание опрокидывания заполненного сплавом ковша во время его транспортирования на подвесках предусматривают специальные запорные устройства – защелки. Чтобы сплав во время транспортирования не охлаждался, ковши снабжаются крышками, которые футеруются огнеупорным составом.

Для удобства и создания определенного режима заливки к конструкциям ковшей предъявляются требования, главнейшими из которых следует считать:

а) минимальная теплоотдача с поверхности залитого в ковш сплава;

б) обеспечение ровной струи заливаемого в форму жидкого сплава;

в) создание наименьшей высоты струи ( расстояние от носка ковша до чаши формы) при заливке, при любом расположении чаши на поверхности формы;

г) надежное удержание шлака с тем, чтобы он не попал в направляемую в форму струю сплава;

д) легкость наклона и управления ковшом во время заливки формы.

Для снижения теплоотдачи сплава размеры ковши литенйные должны быть строго регламентированы: высота ковша должна быть равна верхнему диаметру внутреннего конуса футеровки (Dв), который является основным размером ковша.

Ровная струя заливаемого в форму сплава обеспечивается устройством в ковшах носика или горловины, а наименьшая высота струи при заливке – наклоном ковша. Во избежание опрокидывания при наклоне разливочные ковши конструируются таким образом, чтобы центр тяжести наполненного ковша находился ниже (на 30-100 мм) центра осей цапф подвески. С той же целью наклон крупных ковшей производится самотормозящим червячным механизмом, который приводится в действие от ручного маховичка или электромотора. Для надежного удержания шлака разливочного ковша снабжаются специальными огнеупорными перегородками.

При конструировании ковшей необходимо учитывать тяжелые условия их службы. Следует иметь ввиду, что выделяемая сплавом лучистая теплота разрушающе действует на элементы подвески и детали грузоподъемных устройств, а также на металлоконструкцию ковша. В связи с этим необходимо обеспечить высокую прочность всех металлических частей ковша, снабдить кожухом (во избежание засорения брызгами металла и шлака) механизм поворота ковша, защитить крюк канаты и цепи грузоподъемных и транспортных механизмов от действия лучистой теплоты расплавленного сплава стальным щитком с асбестовой прокладкой.

Прочность ковша в первую очередь зависит от толщины листовой стали, из которой сделан кожух, а также толщины футеровки. Установлено, что толщина стального листа должна быть равна 0,01 верхнего диаметра ковша (Dв) . Толщина футеровки стенок ковша должна соответствовать емкости ковша. Слишком тонкая футеровка не прочно держится на кожухе и быстро разрушается, а слишком толстая – уменьшает емкость ковша и трудно просушивается. Для разливки стали в среднем толщина футеровки стенок составляет 0,07 Dв, а дна -0,1 Dв. Футеровка ковшей для разливки чугуна делается несколько тоньше футеровки ковшей для стали, так как температура расплавленной стали и ее шлаков много выше, а разъедающее их действие больше. В связи с этим при одинаковых размерах кожуха емкость ковшей для чугуна почти в 1,5 раза выше емкости ковшей для стали. Для придания устойчивости футеровке и удобства очистки ковша от настылей металла, боковые стенки ковшей делаются с наклоном, равным 3-5ᴼ. При этом нижний диаметр внутреннего конуса становится равным 0,9 Dв. Учитывая, что верхние слои футеровки ковша находятся в контакте со сплавом и шлаком меньше времени, чем нижнее, они делаются тоньше. Это позволяет увеличить емкость ковша и снизить расход огнеупоров. Уменьшение толщины футеровки вверху должно быть постепенным и равномерным, так как резкие переходы (вследствие неодинакового нагрева футеровки) могут вызвать появление в ней трещин.

Типы и устройства ковшей

Ручные ковши

Эти ковши подразделяются на ковши – ложки и ковши с носилками.

Ковши –ложки (табл. 1) изготовляют емкостью 6,10 16 кг. Для переноски и заливки одним рабочим они снабжаются односторонней ручкой с кольцом – держателем, которая может быть съемной (рис.1,а) или привариваемой к корпусу ковша (рис 1, б). Ковш имеет один носок.

ручные ковши

Ручные ковши-ложки таблица 1

Емкость ковшей, кгРазмеры стального кожуха, ммВес ковша с футеровкой и ручкой, кг
диаметрвысотатолщинасъемнойприваренной
верхнийнижнийстенкиднища
6130105135225,975,44
10155125170227,556,93
16175135215229,018,28

Ковши с носилками (табл .2) изготовляются емкостью 25, 40 и 60 кг. Они подразделяются на ковши с одним и двумя носками. Носилки делаются съемными двустороними с кольцом, охватывающим корпус ковша. Различают носилки с жестким креплением ручек (рис 1.в) и с поворотной ручкой, рис. 1 г.

Ручные ковши, таблица 2

Емкость ковша, кгРазмеры стального кожуха, ммВес ковша с футеровкой и носилками, кг
диаметрвысотатолщинаНосилки с жестким креплением ручекНосилки с поворотной ручкой
ВерхнийнижнийстенкиднищаС одним носкомС двумя носкамиС одним носкомС двумя носками
252001602253315,8816,117,0717,35
402402002603322,4022,6523,6123,92
602702202903326,4026,827,4627,9

Монорельсовые ковши литейные

Монорельсовые ковши перемещаются по монорельсам (однорельсовые балки) и бирельсам (двухрельсовые балки). Эти ковши подразделяются на конические и барабанные. Для надежного удержания шлака в ковшах предусмотрены чайниковые устройства.

Конические монорельсовые ковши (табл.3) изготовляются емкостью от 100 до 800 кг. Ковш 1 (рис. 2 а) снабжается двумя носками. К съемному стальному кольцу 2 приклепаны две цапфы 3, служащие осями поворота ковша, что осуществляется с помощью рукоятки 4 (рис. 2 а) или червячным редуктором 4 (рис. 2 б). Траверса 5 позволяет подвешивать ковш на грузоподъемном механизме при его транспортировании и заливке форм. Для предохранения ковша от опрокидывания на траверсе предусмотрена откидная ручка 6 (рис. 2 а) или защелка 6 (рис. 2 б), закрепленная на корпусе ковша.

Конические монорельсовые ковши, таблица 3

Емкость ковшей, кгРазмеры стального кожуха, ммВес ковша с траверсой, механизмом поворота и футеровкой, кг
диаметрвысотатолщина
верхнийнижний стенкиднища
1003402803853485
1603803204504594
25045038051045115
40053044063056190
50057048068068220
63061051073068245
80066055079068310

монорельсовые ковши

Чайниковые и монорельсовые ковши (рис. 2 в и г), емкостью 100, 160, 250 кг по конструкции металлической части аналогичны коническим, но в них предусмотрен сливной носок из шамотной трубки, выполняющей роль шлакозадерживающей перегородки. Их размеры аналогичны коническим монорельсовым ковшам (см. табл. 3).

Барабанные монорельсовые ковши (рис 2 д и табл. 4) изготовляют емкостью 400-800 кг. Они состоят из сварного цилиндрического корпуса 1 с горловиной 2 и двух торцовых стенок3, прикрепляемых к корпусу болтами. В торцовых стенках ковшей, армированных ребрами жесткости, закреплены цапфы 4 для их поворота и транспортирования. На цапфах шарнирно закреплены траверсы 5, которые крепятся к подъемно-транспортному устройству. Поворот ковша осуществляется с помощью червячного редуктора 6. Самопроизвольный поворот ковша предупреждается защелкой 7.

Барабанные монорельсовые ковши, таблица 4

Емкость ковша, кгРазмеры стального кожуха, ммВес ковша с траверсой, механизмом поворота и футеровкой, кг
диаметрвысотатолщина
стенкиднища
40053064056290
50069073068470
63072076068535
80076088068585

Крановые ковши литейные

Эти ковши подразделяются на конические для заливки через носок, стопорные и барабанные.

конические крановые ковши

Конические крановые ковши для разливки сплава через носок, таблица 5

Примечание.

Ковши литейные емкостью до 5 т могут также транспортироваться тельфером по подвесным рельсовым путям

стопорные крановые ковши

Стопорные крановые ковши, таблица 6

Емкость ковшей, тРазмеры стального кожуха, ммВес ковша с траверсой, механизмом поворота и футеровкой, кг
диаметрвысотатолщина
верхнийнижнийстенкиднища
1-2760-910710-860900-11008101095-1477
3-61020-1340960-12601230-160010122032-3885
814501370169012164836
10-121600-16801510-15901830-193014186206-7327
1618201710211016208391
20194018302250202510146
25-402060-23801940-22602410-2800202510410-17460
50256024103040253025170
70284026803370253031600

Барабанные крановые ковши (см. рис. 2, д и табл. 7) изготовляются емкостью 1-5 т и отличаются монорельсовых более жесткой конструкцией торцовых стенок, в которых закрепляются цапфы для поворота и транспортирования ковша.

Характерной особенностью барабанных ковшей является наименьшая потеря тепла жидким металлом, так как он со всех сторон (за исключением узкой горловины) закрыт футеровкой.

Кроме того, они обеспечивают меньшую высоту струи сплава по сравнению с коническими ковшами и спокойную заливку форм, так как горловину барабана ковша легче подвести ближе к воронке или к чаше формы, чем носок конического ковша. Основным недостатком барабанного ковша является трудность его футеровки.

Барабанные крановые ковши, таблица 7

Емкость ковшей, тРазмеры стального кожуха, ммВес ковша с траверсой, механизмом поворота и футеровкой, кг
диаметрвысотаТолщина
стенкиднища
18008301081050
29509801081500
31070109012101900
41210125012102500
51260130012102900

Конструкция указанных типов ковшей цельносварная (кроме барабанных) из листового проката Ст3 или стали 30. Цапфы и тяги траверс делаются из поковок с 15-кратным запасом прочности. Редукторы с механическим приводом снабжены электродвигателями переменного тока, позволяющими плавно регулировать скорость поворота ковшей.

Для защиты траверсы и подъемного механизма от излучений металла на ковшах всех типов предусмотрены предохранительные стальные щитки с асбестовыми прокладками. В ковшах емкостью 25 т и выше предусмотрена траверса для подъема, снабженная однорогим и двурогим крановыми крюками. У крановых ковшей емкостью до 10 т (см. рис. 2, г), предназначенных для разливки металла через носок, для удержания шлака предусмотрены чайниковые устройства, выкладываемые из огнеупорного кирпича при футеровки ковша.

Задержка шлака наиболее полно обеспечивается в чайниковых и стопорных ковшах. С учетом удобства и правильности заливки форм на первом месте стоит барабанный ковш, на втором- чайниковый и на третьем – конический. Барабанные ковши в ряде случаев применяются для заливки форм бронзой и сталью. Стопорные ковши применяются для заливки форм сталью и реже чугуном.

В литейных цехах чаще всего заливка форм осуществляется из конических ковшей, которые наполняются расплавом из плавильной печи, крупных разливочных ковшей чайникового типа или стопорных ковшей.

Читайте также: