Краска по стеклу и металлу

Обновлено: 19.04.2024

Здесь я собрала информацию по витражным краскам для стекла, которые я использую в своих работах.

Это не обзор всех существующих витражных красок, и даже не обзор красок по стеклу, существующих на прилавках художественных магазинов Москвы. Это исключительно рассказ о тех красках для витражей, которые использую я.

Все фотографии - моих реально существующих и используемых баночек и контуров, поэтому они заляпанные, пользованные и т.п.

Я для себя делю витражные краски для стекла на 2 вида - обжигаемые и необжигаемые. Но, кроме того, существует еще деления - например, на растворителе краски или на воде, и другие.

Витражные краски с обжигом

Название "обжигаемые" говорит само за себя - эти краски должны проходить обязательный обжиг в духовке. Температура и время обжига у красок разных производителей разные, их лучше смотреть на каждой конкретной баночке. Но обычно температура - от 120°С до 160°C, а время - от получаса до полутора часов. После такой термообработки изделия можно спокойно мыть и вообще использовать. Царапать их ножом или ногтями все равно не рекомендуется, но прочность у них намного выше, чем у необжигаемых красок по стеклу. Поэтому для росписи кружек, бокалов и прочих вещей, которые должны часто мыться, я использую только обжигаемые краски.

Кстати, пока краски не обожжены - они удаляются очень просто, и к рисунку надо относиться аккуратно. Правда, только первую неделю. Дальше краски к стеклу присыхают и приходится надолго их замачивать, чтобы смыть рисунок.

При обжиге расписанная вещь ставится в холодную духовку, а потом уже дается температура. Лучше иметь термометр (встроенный в духовку или отдельно покупаемый), а температуру ставить чуть пониже той, что указана производителем, потому что при перегреве краска коричневеет (да и что происходит с ее прочностью - неизвестно. Но вряд ли что-то хорошее ). Обожженную вещь лучше тоже вытаскивать из уже остывшей духовки, чтобы не было перепада температур.

Все обжигаемые витражные краски, которые я встречала - на воде, а не на растворителе. Т.е. кисточки промываются обычной водой. Плюс эти краски не пахнут, что тоже удобно. Для аллергиков, например, это просто спасение, да и вообще приятней пользоваться.

В магазине обжигаемые краски можно отличить по слову "Porzellan" или "Porcelain" (в зависимости от языка) на баночке или по температуре - рядом с названием стоит цифра "150", например. Да, Porzellan - переводится как фарфор, но они так же прозрачны, как и витражные краски.

Обжигаемые краски по стеклу, которыми пользуюсь я:



Контуры к обжигаемым краскам, конечно, тоже нужно использовать только обжигаемые. А вот будут они по стеклу или по фарфору - здесь уже неважно, одинаково хорошо будут и те, и другие.

Контуры у всех фирм в основном непрозрачные, но у фирмы "Pebeo" есть разноцветные прозрачные. Единственное исключение из прозрачных пебеовских контуров - их якобы "transparent" (прозрачный), который на самом деле оказывается жемчужно-белым.

Контуры - "Pebeo", прозрачные:



Дополнение:

У обжигаемых витражных красок при этом есть один минус - они не такие ярко-прозрачные, как необжигаемые. Они более матовые, сквозь них плохо просматривается обратная сторона бокала, например.

Вот, для сравнения:



Витражные краски без обжига

Необжигаемые краски для стекла более яркие, у них цвета более насыщенные, звонкие.

Они в основном на растворителе (кроме Марабу, про которые я скажу отдельно) - кисточки соответственно промываются тоже растворителем. У всех фирм есть свои растворители, плюс растворители можно купить в художественных магазинах, но я в основном пользуюсь либо уайт-спиритом, либо ацетоном. Подойдет и жидкость для снятия лака

Кисточки надо не забывать вовремя мыть, иначе после засыхания их можно будет выбрасывать… Краски надо не забывать закрывать, как необжигаемые, так и обжигаемые, иначе они быстро засохнут прямо в баночке.

После нанесения сначала контуру, а потом краске надо дать высохнуть. Производители называют срок от суток до 3 недель (лучше читать инструкцию на баночке). После этого изделием можно начинать пользоваться.

По стойкости краски ведут себя по-разному, но в основном через месяц высыхания их можно спокойно мыть, хотя и не замачивать.

Краски и контуры для стекла, которые использую я:




"Marabu Decor Glass":


Контуры - к необжигаемым краскам - опять же необжигаемые контуры:



Если первые три краски вполне одинаковы и по качеству, и по использованию, то про последнюю скажу отдельно:

"Marabu Decor Glass" - витражные краски на водной основе (у Марабу есть еще и на смоле).

Кисточки промываются водой.

Но! Пока краски не высохли - они непрозрачны. Прозрачность набирается по мере высыхания. Это не всегда удобно.

Плюс эти краски обладают какой-то удивительной способностью после нанесения отходить от контура, оставляя пробелы. Так что потом приходится еще раз проходить все эти пробелы, что не очень удобно, если краски смешивались - довольно сложно поймать такой же цвет.

И контуры у Марабу, хоть и намного удобнее по нанесению обычных тюбиков, но гораздо менее прочные при использовании…

Да, еще найти эти краски можно далеко не во всех магазинах.

И еще про необжигаемые:

Все необжигаемые краски для стекла можно и обжигать.

Никто из производителей этого не рекомендует делать. Но многие мои знакомые, пользующиеся необжигаемыми красками, их обжигали (да и я сама постоянно обжигаю Марабу). Температура - 110-120°С, время - минут 30-40.

Но еще раз скажу - это чистой воды самодельщина, ни один из производителей эти краски обжигать не рекомендует, кроме Марабу, которые говорят что хоть обжечь и можно, но прочности это не прибавит.

Московские магазины, в которых продаются краски для стекла (и не только перечисленные здесь):

"Передвижник" - м.«Маяковская», м.«Новослободская», ул.Фадеева, 6, тел. 22-55-082

" 3 color" - м. «Чистые пруды», Гусятников пер., 13/3 стр.1, тел. (495) 623-22-03

"Артишок" - м. «Новокузнецкая», «Третьяковская», ул.Пятницкая, д.5, вход в арку, Торговый центр, тел: 953-64-48. В этом магазине продаются краски Marabu

магазинчик при ЦДХ (Центральный Дом Художника) - м.«Октябрьская», «Парк культуры», Крымский вал, д.10, тел. 230-19-13, 729-47-43

"Все для художника" - м.«Октябрьская», «Парк культуры», ул. Крымский Вал, 8, корп. 2 (Здание Художественного лицея), тел. 247-87-56

"Черная речка" - м.«Шаболовская», ул. М. Калужская дом 1, магазин в здании Текстильного университета, тел: 955-35-76

Фирменный магазин "Marabu" - м. «Первомайская», ул. Первомайская, д. 1/2. выход из метро к ул. первомайская, далее на троллейбусе №22 до остановки "меховая фабрика". магазин рядом с остановкой. тел: 367-06-48, 367-55-90

"Мастерская идей":
м. «Полянка», ул. Большая Полянка, д.28, стр.1, нулевой уровень супермаркета «Перекресток». 100 метров от метро, сразу за магазином "Молодая Гвардия", тел: 542-19-96;
м. «Таганская», ул. Нижняя Радищевская, д.5, стр.1. Если стоять лицом ко входу на станцию метро «Таганская» кольцевой линии, то в десяти метрах левее будет двухэтажную постройку. Магазин на первом этаже.

Обзорная статья по краскам для стекла

Главный вопрос - где купить?
Краски и контуры для росписи стекла можно купить в любом художественном магазине. Если продавцы попадутся грамотные, они вам еще и консультацию дадут.

Краски для стекла
Краски для стекла делятся на покрывные (непрозрачные) и витражные (полупрозрачные, пропускающие свет. Покрывные краски чаще всего акриловые. При покупке акриловых красок надо обязательно обратить внимание, чтобы было указано «для росписи стекла», обычный акрил может облезать при мытье изделия. Время полного высыхания краски указывается в инструкции. Например, краски Olki питерской фирмы “Olki Art” высыхают через 15 минут до состояния «можно касаться» и только через 2 суток посуду, расписанную этими красками можно мыть.

Витражные же краски в свою очередь делятся на краски для «холодного» витража и для «горячего». Название техник обусловлено тем, обжигается ли изделие в печи после росписи или нет.

Краски для «холодного» витража производятся на основе различных смол (например Marabu Glas Art) или спиртовой основе (например немецкие Hobby Line). Краски на основе смол растворяются уайт-спиритом, который весьма резко пахнет и вообще для здоровья не полезен. Сами краски тоже пахнут довольно сильно, поэтому работать с ними рекомендуется в хорошо проветриваемом помещении. Достоинством этих красок является их водостойкость и невысокая цена за растворитель.
Краски некоторых производителей хорошо смешиваются между собой, что позволяет расширить цветовую гамму.

Я использую в работе краски фирмы Hobby Line. Эти краски изготовлены на спиртовой основе, за счёт чего они водостойкие. Фирма выпускает специальный растворитель для красок, но он довольно дорог, поэтому я использую обычный спирт. Достоинство – водостойкость без запекания и отсутствие резкого запаха. Краски выдерживают мытьё в горячей воде, с моющими средствами. Посудомоечную машину и замачивание не переносят. С течением времени крепче прилипают к стеклу. В своё время я тренировалась на банках, в которых мама пару лет консервирует овощи. Краску и контуры уже невозможно отодрать даже ножом.

Если же у вас нет возможности доставать спирт (водка не годится), и при этом у вас есть хорошая духовка, на которой можно выставлять температуру, то можно использовать краски на водной основе (например Marabu DecorGlass), которые после запекания при заданной температуре (обычно это 130 или 160 градусов), так же становятся водостойкими. Температуру и режим, заданные на упаковке красок, надо строго выдерживать, иначе краски могут изменить свой цвет, а то и просто сгореть. Достоинством краски является бесплатный растворитель – вода, отсутствие какого-либо запаха.

Есть еще одна разновидность красок, о которой стоит упомянуть. Строго говоря, это краски не для росписи стекла. С помощью них создаются прозрачные наклейки, которые хорошо держатся на гладкой поверхности, и могут быть прилеплены без какого-либо клея на окно, зеркало, кафель. Эти краски считаются детскими, один из вариантов - краски "Витраж" фирмы "Луч". Краски продаются во флакончиках, из которых выдавливаются как контуры, на пластиковую основу (например, файл), после застывания (около суток) становятся прозрачными и легко отделяются от основы.

Контуры
Я использую контуры различных фирм, у всех у них разные характеристики и по толщине линий, по густоте красок, по времени высыхания. Идеальных нет, всё зависит от решаемой задачи. Контуры фирмы Pebeo, например, при высыхании становятся полупрозрачными и дают объемную линию, но время полного высыхания – трое суток, что не всегда удобно. Контуры Hobby Line сохнут быстрее, но линия при высыхании становится плоской, менее фактурной.

В принципе для всех контуров указан обжиг, но я их не обжигаю. Если контур заливается потом краской, то мытьё выдерживает. Если же контуром рисую мелкие детали, то сверху покрываю акриловым лаком для стекла.

Красота же линии (её равномерность на всём протяжении) зависит только от тренировки мастера.

Кисти
На мой взгляд лучше всего подходит колонок, хотя некоторые пользуются белкой или щетиной. Оптимальный размер кисти – двойка или единица, кто как привык. Большие кисти не нужны.

Растворитель
Под растворителем подразумевается то, в чём вы будете отмывать кисти. Вода/спирт/уайт-спирит/фирменные растворители. Для красок разряда metallic, с добавлением частиц металла, фирменные растворители необходимы. Всякие заменители плохо отчищают кисточки.

Дополнительные материалы
Также при работе могут понадобится зубочистки (подчищать огрехи), салфетки (вытирать кисти, капли краски), ватные палочки (вытирать лишнюю краску)

Обзор витражных красок по стеклу, которыми пользуюсь я

Контуры по стеклу, керамике, универсальные

Pebeo Контуры по стеклу и металлу Vitrail (без обжига) (26)

Pebeo Контуры по стеклу Vitrea 160 (обжиг) (14)

Lefranc & Bourgeois Контуры по стеклу Vitrail (10)

Таир Контуры по стеклу и керамике (57)

C.Kreul Контуры по стеклу Glass Color (обжиг) (2)

Cadence Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic (20)

Cadence Контуры с блестками Dimesional Paint Glitter (19)

Ferrario Контуры по стеклу Vetro Color (14)

Ferrario Контуры с глиттерами Craft 3D Glitter (23)

Lefranc & Bourgeois Контуры по стеклу и керамике Glass&Tile (5)

Maimeri Контуры по стеклу Idea Vetro (13)

Marabu Контуры объемные 3D Liner (12)

Marabu Контуры по стеклу Relief (18)

Marabu Контуры универсальные Metallic-Liner (17)

Royal Talens Контурная краска Art Creation Effect (2)

Royal Talens Контуры по стеклу и керамике (под обжиг) (1)

Viva Decor Контур Glas-Effekt-Gel (4)

Viva Decor Контур с блестками 3D-Glitter Liner (16)

Витражная лента (3)

Контуры с блестками (21)

Контуры светящиеся в темноте (люминисцентные) (8)

Краски для точечной росписи (80)

Таир Гель-контур "Хамелеон" (6)

Таир Контурная паста (20)

Таир Контуры с блестками (16)

C. Kreul Контуры по стеклу Glas-Konturen-paste (2)

Декола Контуры по стеклу и керамике (6)

Ferrario Рельеф для красок по стеклу 20мл, 06 золото

Marabu Контур по стеклу Relief, 20мл, вишня

Marabu Контур по стеклу Relief, 20мл, аметист

Marabu Контур по стеклу Relief, 20мл, белый металлик

Marabu Контур по стеклу Relief, 20мл, золото

Marabu Контур по стеклу Relief, 20мл, золото с глиттером

Marabu Контур по стеклу Relief, 20мл, медь

Marabu Контур по стеклу Relief, 20мл, резеда

Marabu Контур по стеклу Relief, 20мл, серебро

Marabu Контур по стеклу Relief, 20мл, серебро с глиттером

Marabu Контур по стеклу Relief, 20мл, синий

Marabu Набор витражного лака GlasArt,4х15 мл,контур,кисть

Marabu Набор красок для витража Glas 4*15мл, контур, кисть

Pebeo Гель фосфоресцентный decoCreme

Royal Talens Контурная краска Art Creation Effect, 28 мл, красные блестки

Royal Talens Контурная краска для стекла Art Creation Effect, 28 мл, золотой

Viva Decor Шаблоны для точечной росписи

Viva Decor Шаблоны для точечной росписи

Витражная лента Pebeo Vitrail/ 2х3 мм, 10 м

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, белый

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, бледное золото

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, бледное золото, 6штук

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, золото

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, имитация свинца

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, королевское золото

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, королевское золото, 6 штук

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, Медь

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, позолота

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, позолота, 6штук

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, прозрачный

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, прозрачный с микроблестками

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, серебро

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, черный

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, черный, 6штук

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, яркое золото

Контур Pebeo Vitrail по стеклу и металлу 20 мл, яркое золото, 6 штук

Контур для Glass&Tile Lefranc & Bourgeois, Черный, 20 мл

Контур для красок по стеклу Pebeo Vitrea 160, желтый солнечный

Контур для красок по стеклу Pebeo Vitrea 160, олово

Контур для красок по стеклу Pebeo Vitrea 160, паприка

Контур для красок по стеклу Pebeo Vitrea 160/Золото

Контур для красок по стеклу Pebeo Vitrea 160/Красный перец

Контур для красок по стеклу Pebeo Vitrea 160/Лазурный

Контур для красок по стеклу Pebeo Vitrea 160/Перламутровый

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 400 золото, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 401 серебро, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 402 медь, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 403 перламутр, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 405 темно-синий металл, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 412 светло-розовый, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 413 оранжевый, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 414 античное золото, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 420 темно-розовый, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 421 бирюзовый, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 422 зеленый, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 423 светло-голубой, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 424 шампань, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 425 темно-зеленый, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 427 темно-коричневый, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 428 бордо, 25 мл

Контур для создания объемных рисунков Dimensional Paint Metallic, 444 чистое золото, 25 мл

Контур по стеклу Relief, Marabu, 20мл, черный

Контур по стеклу и керамике Lefranc & Bourgeois

Контур по стеклу и керамике Lefranc & Bourgeois

Контур по стеклу и керамике Lefranc & Bourgeois

Контур по стеклу и керамике Lefranc & Bourgeois

Контур по стеклу и керамике Lefranc & Bourgeois

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, бежевый

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, бирюзовый

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, бронза

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, бронза антик

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, желтый

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, Зеленый

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, Зеленый металлик

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, Зеленый травяной

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, золото

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, коричневый

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, красный металлик

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, красный перламутр

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, красный темный

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, лиловый

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, лимонный

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, медь

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, мятный

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, оранжевый

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, розовый

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, синий

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, синий металлик

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, фиолетовый

Контур по стеклу ТАИР, 20 мл, черный перламутр

С помощью контура по стеклу создаются рельефные линии, имитирующие витраж. Также контур создает границы для красок, не позволяя разным цветам смешиваться. Кроме того, контур можно использовать и для прорисовки мелких деталей, таких как: точки, надписи, завитушки и пр., выделяют даже целое направление - точечная роспись. Контуры бывают не только по стеклу, их также применяют и на других поверхностях: ткани, керамике, металле, дереве и др.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1

Гуляя по просторам интернета, часто встречаю различные статьи и обзоры по витражной росписи и материалам, которые используются при этом. В этих статьях много рассуждений о том, как применяются те или иные материалы. Иногда, некоторые утверждения о том, что такой-то материал или такая-то краска «Категорически не могут использоваться …», «На эту поверхность эта краска однозначно не ляжет …», высказываются «со знанием дела» и не приемлют никаких возражений. Это интернет и ему многое простительно…..

Но в последнее время, на мои занятия все чаще стали приходить ученицы, которые обучались витражной росписи у других мастеров в других студиях или школах, со словами: «А мастер мне сказала, что ТАК делать нельзя…; Надо ТОЛЬКО так…; На эту поверхность эта краска не применяется…; С этими материалами эта краска не применяется…; Эти материалы и техники на одной работе совмещать НЕЛЬЗЯ! . ».

К чему я все это? А к тому, что прочитав некоторые статьи и послушав учениц, у меня возникло непреодолимое желание поделиться своими знаниями о той технике и о тех материалах, которыми я работаю уже более 8 лет. Все, что я здесь напишу, основано исключительно на моем личном многолетнем опыте. Именно этой информацией я с удовольствием делюсь с ученицами на уроках в студии Арт-заготовка, но, к сожалению, не все имеют возможность посетить мои занятия.

На тему, о том, какие витражные краски существуют, написано много статей и обзоров, поэтому остановлюсь кратко.

Все витражные краски можно разделить на несколько групп по 2 признакам:

  1. Краски на водной основе
  2. Краски на спиртовой основе
  3. Краски на лаковой (или сольвентной) основе

По способу закрепления на поверхности.

  1. Обжигаемые (или закрепляемые)
  2. Не обжигаемые (или не закрепляемые)
  3. Трансферные (в народе, краски-прилипалы)
  4. Запекаемые гранулы

Не буду распространяться о том, какие производители лучше или хуже – это сугубо индивидуально для каждого мастера. Как говорится, на вкус и цвет…

В интернете можно встретить советы о том, что загустевшие водные краски можно разбавлять водой, спиртовые – спиртом, а лаковые – Уайт-спиритом. Здесь буду категорична – НЕЛЬЗЯ. В результате таких манипуляций, краска потеряет свои первоначальные свойства. Ухудшится стойкость к УФ лучам и сцепление с поверхностью. И в дальнейшем, она еще быстрее засохнет в баночке. «Что же делать?» - спросите Вы. У каждого, уважающего производителя, имеются разбавители, которыми и нужно пользоваться, если у вас загустела краска или вы хотите немного убрать яркость цвета.

На какую поверхность ложатся витражные краски? – На любую! – только при нанесении необходимо учитывать, каким образом в дальнейшем, будет использоваться этот предмет. Если вы решили расписать красками под обжиг большой предмет или поверхность, которую нельзя поместить в духовку, то через какое-то время, краска может отшелушиться, смыться или выгореть. Что делать? В таком случае, попробуйте покрыть работу сверху лаком (если краски на водной основе) или специальным закрепителем, который есть у многих производителей. НО! Это же двойная работа. И потом, где гарантия, что лак ляжет так, нам хочется…

ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ ЗАКРЕПЛЯЕМЫЕ КРАСКИ!

И вот, мы подошли к самому, я считаю, интересному. Расскажу подробно о тех материалах, которыми я пользуюсь 8 лет и ни на какие другие их не променяю!

Это витражные краски фирмы Pebeo, серия Vitrail. Это краски для росписи стекла и металла, НЕ ОБЖИГАЕМЫЕ.

Для начала, не большой экскурс о том, что такое витражная роспись, или как ее еще называют, заливной витраж.

Первое, что вы делаете – это выбираете рисунок, адаптируете его под витражную роспись и полученный эскиз переносите подходящим для вашей поверхности способом. В эскиз возможно перевести, практически любую картинку, даже фотографию Главное знать и учесть основные принципы витражной росписи.

Фото, присланное заказчицей:

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 1

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 2

Конечный результат: Картина - размер 50/60см.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 3

Еще один пример:

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 4

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 5

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 6

Существует несколько основных видов витражной росписи: контурная, без контурная, многослойная…

Поговорим о контурной. Название говорит само за себя – для разделения участков рисунка применяется контур. Это может быть как контур из тюбика, так и витражная лента, но главный ее принцип – это то, что все линии должны быть четко замкнутыми. После этого все ограниченные участки заливаются краской. По поводу толщины (или высоты) линии, могу сказать, что, чем больше краски вы планируете залить, тем выше должна быть контурная граница, иначе краска выльется и перемешается, а это испортит весь ваш труд.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 7
Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 8

Многослойная витражная роспись и роспись без контура, требуют определенных навыков, много времени, терпения и аккуратности. Это достаточно трудоемкая и кропотливая работа. Об этих способах витражной росписи в другой статье.

Теперь немного о самих контурах. Как и краски их можно разделить на 2 вида: обжигаемые (закрепляемые) и не обжигаемые (не требующие дополнительного закрепления). Я пользуюсь вторыми. Из всех контуров, которые я пробовала, самую лучшую по высоте линию дают контуры фирмы Pebeo. Однако, у не обжигаемых есть один единственный, существенный минус – не богатая цветовая гамма. Но, их качество с лихвой этот недостаток компенсируют!

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 9

  1. Позолота
  2. Золото
  3. Золото королевское
  4. Золото тусклое
  5. Золото яркое
  6. Имитация свинца
  7. Медь
  8. Серебро
  9. Черный
  10. Прозрачный
  11. Контур с глиттерами

Так же, в качестве разделителя, прекрасно подходит витражная свинцовая лента, используемая для изготовления пленочных витражей. Только, обратите внимание, что в стыках краска может выливаться, поэтому в этих местах ленту необходимо очень тщательно прижимать к стеклу.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 11

Красками я пользуюсь PebeoVitrail. Это линейка не закрепляемых лаковых витражных красок по стеклу и металлу. Цветовая палитра огромнейшая, она настолько разнообразна, что ваша фантазия не будет знать границ.

Прозрачные краски – 26 цветов, объем по 45мл. Если, вдруг, вам такой объем покажется маленьким, есть 16 цветов в баночках по 250мл.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 13

Полупрозрачные краски – 10 цветов, объем 45мл.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 15

Прозрачные и полупрозрачные краски, насыщенные, очень блестящие, яркие. Хорошая светостойкость. Текучие и тягучие высокоглянцевые. Рисовать ими можно только на горизонтальной поверхности. Что касается росписи ваз, бокалов и других объемных поверхностей, это тема отдельного разговора и требует определенных навыков и сноровки.

Еще к краскам на лаковой основе относятся краски со спецэффектами. Они так же не требуют дальнейшего закрепления.

Fantasy Prism «Калейдоскоп» - 28 цветов, объем 45мл.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 16

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 18

Fantasy Moon «Лунные фантазии» 18 цветов, объем 45мл.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 20

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 22
Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 23

Краски со спецэффектами абсолютно не прозрачные, более густые и тягучие – в сравнении с красками серии Vitrail.

ВСЕ эти типы красок (PebeoVitrail, FantasyPrism «Калейдоскоп» и FantasyMoon «Лунные фантазии») прекрасно смешиваются друг с другом, что в миллион раз повышает ваши возможности в изобретении новых цветов и эффектов.

Наносить краски можно различными способами – пипеткой, палочками, шприцами. Я применяю кисти. Использую круглые Пони, серия Школьник – к синтетике так и не смогла привыкнуть – острый кончик не позволяет взять достаточное количество краски, даже, если делать это большим номером. Однако, если у вас тонкая и мелкая работа, синтетические кисти или тонкие деревянные палочки, типа зубочисток, тут будут очень кстати. Но тут, как говорится, на вкус и цвет…

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 24

Для разбавления загустевшей краски или придания ей большей прозрачности, у Pebeo Vitrail, есть 2 вида медиумов: Medium Lightening, Medium Matt. Их отличие друг от друга в том, что при применении Medium Matt, краска и поверхность, на которую ее наносят, приобретает матовость. Чем больше вы добавляете в краску Medium Matt, тем меньше глянца. Все очень просто, но при сочетании глянцевых и матовых участков в одной работе получаются замечательные и не обычные эффекты.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 25

И вот теперь мы плавно подошли к тому, с какими материалами, техниками и на какие поверхности могут применяться эти краски. А так же, какие эффекты можно создавать, проявив немного фантазии и сноровки. Тут могу сказать только одно: «Краски и вашу фантазию вам в руки!»

Оговорюсь сразу, что по некоторым способам нанесения краски и совмещению материалов, я не открою ничего нового. Некоторые способы можно найти в интернете, я несколько доработала их и сделала удобными в применении именно для самой себя. В чем-то я изобрела «велосипед». Не судите строго!

Итак, одна из основных поверхностей для витражной росписи – стекло, стеклопластик, зеркало. Тут ничего нового не скажу, кроме того, что попробуйте взять рельефное стекло – эффект получается потрясающий. Краска стекает в рельеф и возникает очень интересная игра цвета. Только учтите, что много контурных линий ухудшат этот эффект. Я это поняла уже после того, как нарисовала такую бабочку.

Витраж нарисован в 2007году - моя вторая работа , которая заняла первая место в конкурсе "Сам себе дизайнер" в журнале "Квартирный ответ"

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 27

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 28

Можно взять прозрачные структурные пасты и сделать на некоторых участках вашей работы рельеф самостоятельно. А потом, после высыхания пасты, нанести витражную краску.

Когда вы рисуете витраж, обязательно учитывайте прозрачность краски. Когда стекло лежит на белом фоне, краски выглядят очень темными, некоторые оттенки почти черными, но на просвет все будет совсем по-другому.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 29

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 30

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 31

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 32

Много лет назад я делала витраж на сатиновом стекле. Оно имеет 2 стороны – гладкая и шероховатая (сатиновая). При нанесении на шероховатую поверхность лаковой витражной краски, эти участки становятся прозрачными. Сначала это меня испугало. «Все! Испортила заказ» - подумала я. Но потом, найдя в интернете описание этого эффекта, я поняла, что это мой первый «велосипед». В дальнейшем, я достаточно часто использовала эту особенность сатинового стекла – ведь такие витражи в солнечном свете особенно красиво играют своими красками и эффектами.

Одна из моих работ на сатиновом стекле. К сожалению, заказчица сфотографировала витраж так, что эффекта не видно, а мои фото пропали

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 33

Про зеркало могу сказать, что это достаточно сложная для работы поверхность – очень устают глаза, а уж постоянно лицезреть свое прекрасное отражение, через какое-то время начинает надоедать. Рисунок на зеркало я перевожу при помощи копирки. Мне такой способ кажется наиболее удобным и простым. При нанесении контура очень внимательно контролируйте его толщину. Объяснить это сложно, но попробовав несколько раз – вы поймете, о чем я сейчас говорю. Приступив к заливке краски, учитывайте то, что зеркало искажает цвет. Светлые оттенки становятся на несколько порядков темнее. Очень красиво смотрятся сочетания прозрачных и не прозрачных красок, а так же глянцевых и матовых элементов.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 34

Работы моих учениц в студии АртЗаготовка – да, рисунок закрывает практически всю зеркальную поверхность, но нарисовано так для того, что бы понять на уроке все особенности и сложности такой работы. А расписать зеркало дома так, что бы в него смотреться, уже не составит никакого труда:

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 36

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 38

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 40

Дает необычный эффект золочение поталью под витражную краску.Но обязательно учтите, что на поталь краска будет ложиться, как на зеркальную поверхность – цвет затемняется.

Это так же работы моих учениц в студии АртЗаготовка- занятие "Ключница витражная".

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 42

Витражные краски Pebeo Vitrail оказались настолько универсальными в плане нанесения их на различные поверхности, что четыре года назад мне пришла в голову идея попробовать их на дереве. Эффект настолько понравился, что я начала работать и совершенствоваться в этом направлении, назвав эту технику «Имитация перегородчатой эмали» Даже название этой технике придумала – «Имитация перегородчатой эмали». Ведь, если нанести аккуратно контур и залить красками, тех цветов, которые характерны для горячей эмали, получается очень похоже, особенно, если сравнивать с техникой с выступающими перегородками.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 44

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 46

Я влюбилась и заразилась этой техникой. Стала в ней очень много работать. Заинтересовалась историей и стилями горячей перегородчатой эмали. И обо всем этом, в том числе и о том, как правильно и эффектно имитировать перегородчатую эмаль, как подготовить деревянную поверхность и какие эффекты можно получить, применяя лаковые краски, а так же с какими техниками декора их можно сочетать, я расскажу в следующей части своей статьи.

Статья написана мной для сайта студии Анны Григорьевой АртЗаготовка.

При копировании обязательно указывать авторство и ссылку на первоисточник!

Читайте также: