Крепление металлической балки к существующей железобетонной колонне

Обновлено: 20.05.2024

Балка может быть прикреплена к основанию с помощью жест­кой заделки (рис. 4.12, а). Балку, у которой один конец прикреплен жестко к основанию, а другой свободен, называют консолью. Многие строительные конструкции работают как консоли: бал­конные плиты, козырьки, карнизные плиты и т.д.

Такая опора с геометрической точки зрения характерна тем, что препятствует вертикальному, горизонтальному и угловому пере­мещениям опорного сечения. С точки зрения статики такая опо­ра характеризуется тем, что дает три реактивных фактора (Ум, КА2, ЯА), причем величины реакций Ум и УА2зависят от глубины за­делки /оп. Представим расчетную схему консоли в виде трех опор­ных стержней — рис. 4.12, б. В каждом опорном стержне возни­кает по одной реакции: ЯА, Ум, КА2. Однако в расчетах неудобно иметь дело с реакциями Ум и УА2, зависящими от длины заделки, поэтому расчетную схему чаще представляют по рис. 4.12, в, где пара сил Ум и Ук1 заменена моментом Л/А, его называют опорным моментом. Такую опору принято называть жестко защемляющей или жесткой заделкой. За расчетный пролет /„ консоли принима­ют расстояние от края заделки до свободного конца балки.

Защемление строительных конструкций на опорах во многом определяется глубиной заделки /оп, материалом, в который заде­лывается балка, и специальными мерами, обеспечивающими креп­ление (постановка анкеров, сварка, замоноличивание и т.д.). Бе­зусловно, защемление обладает некоторой податливостью, вели­чина этой податливости зависит от ряда причин, которые трудно учесть. Для большинства балочных конструкций, опирающихся на кирпичные стены на глубину 120—250 мм, очень трудно обеспе­чить полное защемление на опорах. Поэтому при опирании бал­ки без специальных устройств и при небольшой глубине заделки при расчетах защемлением пренебрегают (рис. 4.13, а). Расчетную схему такой балки принимают по рис. 4.13, б.

Здесь были рассмотрены только опоры простых балок, с тех же позиций можно рассмотреть шарнирные и неразрезные бал­ки, уделяя особое внимание конструктивному оформлению шар­ниров или неразрезности балок, встречающихся в строительной практике.

Еще раз обратим внимание на то, что расчетные схемы должны отражать действительные условия работы сооружений и конст­рукций с целесообразной точностью.

4.2. Колонны: конструктивные и расчетные схемы

Принципы построения расчетной схемы балки можно перене­сти и на колонны. Не повторяя правил, приведенных для по­строения расчетных схем простых балок и консолей, построим их для некоторых конструктивных схем стальных, железобетонных деревянных и кирпичных колонн (стоек, столбов).

Стальные колонны. Простейшие стальные колонны, которые и будут рассматриваться в учебнике, прикрепляются к фундамен­там с помощью опорных плит (относительно толстых стальных ли­стов) и анкерных болтов. Они не обеспечивают жесткого защем­ления внизу и обладают податливостью, поэтому такое закрепле­ние считается шарнирным (рис. 4.14).

При необходимости обеспечить жесткое защемление прикреп­ления колонны к фундаменту используют более сложную конструк­цию траверсы (рис. 4.15). Из рисунка видно, что поворот нижнего сечения колонны или опорной плиты практически исключается.

Балки к колоннам могут прикрепляться как шарнирно, так и жестко. Пример шарнирного соединения балки с колонной пока­зан на рис. 4.16, при таком креплении возможен поворот торцево­го сечения. Пример жесткого соединения изображен на рис. 4.17, где балка через опорное ребро передает нагрузку на опорный сто­лик колонны, а жесткое присоединение балки к колонне обеспе­чивается болтами, которые исключают поворот сечений, т.е. дела­ют узел жестким. При этом следует понимать, что жесткость соеди­нения балки с колонной зависит не от того, опирается она сверху или сбоку, а от способа соединения, обеспечивающего или не обес­печивающего возможность поворота. Опирание балки сверху мож­но сделать жестким, а примыкание сбоку шарнирным (если убрать часть болтов, оставив их только в нижней части соединения).

Железобетонные колонны. Наиболее распространенные случаи соединения железобетонных колонн с фундаментом приведены на рис.4.18, а. Колонны жестко заделываются в стакане фундамента с помощью монолитного бетона, что дает основание считать ниж­нюю часть колонны жестко заделанной на уровне обреза фунда­мента. Это справедливо, если размеры фундамента значительны и не дают возможности повернуться колонне вместе с фундаментом. Если размеры фундамента невелики, а колонна достаточно мощная, то возможен ее поворот вместе с фундаментом, что боль­ше соответствует шарнирной опоре (рис. 4.18, б).

Узел крепления металлической балки к железобетонной колонне при реконструкции здания

Исходные данные: в каркасном (ж/б) здании предыдущими собственниками демонтирован этаж (объединен четвертый и третий), здание первоначально четырехэтажное, хотели сделать концертный зал.
Задача: восстановить этаж.
Решение: металлический каркас, с опиранием на существующие конструкции.

Требуется: мнение по узлу крепления металлической балки к существующей ж/б колонне, опорная реакция 20 т.

Примечания:
1. Демонтирован этаж в средней части здания.
2. В связи с реконструкцией (изм. нагрузок, СНиП 2.01.07-85*), требуется усиление колонн, усиление производится металлической обоймой из уголков.

__________________

---
Обращение ко мне - на "ты".
Все, что сказано - личное мнение.

1. А какое мнение содержится в высказывании №2? На форуме есть только одна похожая тема, но там суть вопроса не раскрыта, одна болтология, я лишь прошу компетентных (если такие имеются) специалистов выразить свое мнение по поводу узла крепления.
2. Какие правила я нарушаю?

А в чем собственно проблема? Узел вполне жизнеспособный, осталось проверить все элементы этого узла на нагрузки и спать спокойно

В том то и проблема, что необходимо мнение, по жизнеспособности, т.к. аналогов таких узлов не встречал, элементы и св. швы рассчитаны с запасом.

1. Есть эксцентриситет (примерно 0,28 м) приложения вертикальной нагрузки - как этот момент влияет на общую схему каркаса?
2. Верхний пояс балки в узле можно доп. закрепить из плоскости рамы.
3. Ребро 240х150х10 можно наверно уменьшить до 60 мм. Там кстати нет сечения-ребра не видны.
4. Ну и все наверно.

Engineer IA, 2008

Ильнур,
1. Негативного влияния не оказывает, т.к. изначально в этом месте был жесткий узел. Колонны не проходят под действующие нагрузки - усиляем металлической обоймой.
2. Из плоскости рамы - второстепенные балки, крепятся шарнирно к главной, сверху монолитное перекрытие с несъемной опалубкой (профлист).
3. Можно, но уменьшается площадка опирания (=поясу двутавра), не принципиально. Ребра видно на Виде А, и на самом узле.
4. Спасибо.

На узле видны две поливинки одного ребра и фрагмент среднего ребра, на Виде А видны только видимые половинки ребер. (А вот невидимую планку видно ). Т.е. не видно половинки среднего ребра. Если она есть, то . см.п.3.

Кулик Алексей aka kpblc, хех. но отсылать всех по всем вопросам в архив тоже смысла по-мойму не имеет. Forrest_Gump написал ответ, когда тема еще не сформировалась, а произошел досадный сбой, в виде отправки на форум не готовой темы. Кроме этого, я думаю здесь не детсад, чтоб не посмотреть предварительно перед размещением темы, что возможно есть похожие темы? А насчет тональности: есть старый анек про пиво, могу в личку бросить, чтоб не флудить. =)

Ильнур, среднее невидимое ребро такого же сечения как и крайние ребра, а видимое ребро имеет размеры 240х150х10 для увеличения площадки опирания 45Б1 на 25Б1, но как сказал это не принципиально.

Another, при монтаже металлической обоймы, она автоматически включается в работу каркаса, а вот как выполнить грамотно монтаж, есть масса литературы по расчету усиления существующих конструкций и указания по монтажу. =)

Offtop: Scooter, Вы не первый, кто сталкивался с проблемой монтажа балок перекрытия на существующие железобетонные колонны. И способы монтажа столиков уже обсуждались. Потому и рекомендовал воспользоваться поиском по форуму.
И не будет включатся автоматически в работу Ваша металлическая обойма из уголков. Это зависит от узлов примыкания обоймы к перекрытиям.

Forrest_Gump, на пальму первенства не претендую =) повторюсь, что читал обсуждение, только там "только" обсуждение (уж прошу простить за тавтологию), я же предлагаю конкретное решение, и готов выслушать конструктивную критику, а не отсылание "куда по-дальше".
Методы монтажа металлических обойм при усилении существующих ж/б колонн описаны в литературе (в т.ч. и узлы примыканий к колоннам; вопрос по опиранию на перекрытия - спорный. не встречал), поэтому этот вопрос не затрагиваю в данной теме (думаю смысла не имеет). В любом случае спасибо за ответ, хоть и не конструктивный.

З.Ы.- есть несколько решений усиления несущих простенков каменных конструкций, разработанных ЦНИИСК, для сейсмоопасных регионов, так вот там узлы оипрания не играют никакой роли =), потому как их там вообще нет, обойма она и есть обойма.

Scooter!
Эксплуатировалось четырхэтажное здание с полным ж/б каркасом.
Вопросы:
- каркас какой серии? поперечный или продольный?
- сколько пролетов и их размер?
- высота этажа?
- Длина здания?
Перекрытие третьего этажа было демонтировано на части здания.
Вопросы:
- на какой части здания?
- колонны, вероятно, не демонтировались?
- средние ригели были демонтированы?

2. В связи с реконструкцией (изм. нагрузок, СНиП 2.01.07-85*), требуется усиление колонн, усиление производится металлической обоймой из уголков.

- почему Вы пришли к такому решению и методу усиления?
Ведь колонна воспринимала и была расчитана на нагрузку третьего, восстанавливаемого этажа!

. при монтаже металлической обоймы, она автоматически включается в работу каркаса.

Подкрановые балки в промышленных зданиях

Здания промышленного строительства для перемещения внутри них сырья, полуфабрикатов или готовой продукции оборудуют подъемно-транспортными средствами – мостовыми кранами.

Мостовой кран состоит из несущего моста, перекрывающего пролет здания, механизмов передвижения и движущейся вдоль моста тележки с механизмами подъема.

По консолям колонн цеха укладываются специальные конструкции – подкрановые пути для передвижения крана вдоль цеха.

Подкрановые балки изготавливаются стальными и железобетоннми.

Монтаж подкрановых балок чаще всего ведут самостоятельным потоком непосредственно с транспортных средств.

Установку балок в проектное положение производят по осевым рискам на балках и консолях колонн.


Расположение отверстий в верхних поясах балок для крепления крановых рельсов на планках

Стальные подкрановые балки

Стальные подкрановые балкиприменяются при стальных колоннах для кранов любой грузоподъемности, при железобетонных колоннах с шагом > 12м.

По сечению подкрановые балки подразделяют на сплошные и решетчатые.

Стальная сплошная подкрановая балка представляет собой сварной двутавр с развитым верхним поясом или с поясами одинаковой ширины.

Решетчатые подкрановые балки – в виде шпренгельных систем имеют экономическое преимущество.

Целесообразно применять :

- при шаге колонн 12м, Q кр. > 50т - двутавры с поясами одинаковой ширины. В плоскости верхнего пояса они усилены тормозными конструкциями в виде ферм или балок;

По конструкции подкрановые балки бывают :

- разрезные постоянного сечения, стыкуемые на опорах;

- неразрезные, компонуемые из различных сечений, свариваемых между собой заводскими или монтажными стыками в четвертях пролетов.

Высота унифицированных балок на опоре :

- для шага колонн 12м: при грузоподъемности крана Qкр < 20т - 1100мм;

при грузоподъемности крана Qкр = 30т; Qкр = 50т - 1600м.

Для обеспечения устойчивости стенка балки снабжена поперечными ребрами жесткости с интервалом 1,5м.

Ребра обрываются на высоте 60 мм от нижней полки.

Площадь сечения ребер - 90х6 мм при высоте балки до 1,1м., 120х8 мм при высоте > 1,1 м.

Разрезные подкрановые балки опираются на консоли рядовых колонн строганной нижней кромкой рядовых опорных рёбер.

Одно из ребер усилено планкой толщиной 6 мм примерно на 2/3 высоты, в пределах которой расположены соединительные болты.

Конструкция крепления верхнего пояса балок к колоннам гибкая.

В неразрезных балках это крепление жесткое на сварке.

Крепление нижнего пояса к консолям колонн выполняется на болтах, к консолям связевых колонн – на болтах и монтажной сварке.



Стальные разрезные рядовые подкрановые балки для шага колонн 6 м под мостовые краны г.п. до 50т


Концевая балка (устанавливается у торцов температурного отсека)


Крепление стальной подкрановой балки к стальной колонне:

1 - опорное ребро; 2 - крепежная планка; 3 - тормозная балка; 4 - шайбы 60х16; 5 – болт М20; 6 – упорная планка толщиной 16мм


Крепление стальной подкрановой балки высотой 800 мм к железобетонной колонне:

1 - стальная опорная фасонка толщина 10мм; 2 – крепежная гибкая планка 80х60; 3 - упорный уголок (подставка, компенсирующая разность высоты унифицированных стальных и железобетонных балок); 4 – подливка цементным раствором марки 200; 5 – болт М20; 6 – [ №22; 7 – крепление ∟125х80х7


Крепление стальной подкрановой балки высотой 1100 мм к железобетонной колонне:

1 - стальная опорная фасонка толщина 10мм; 2 – крановый рельс; 3 - упорный уголок (подставка, компенсирующая разность высоты унифицированных стальных и железобетонных балок); 4 – подливка цементным раствором марки 200; 5 – упорная планка 80х16; 6 – Болт М20; 7 - ∟75х50х5; 8 – подкрановая балка; 9 – шайбы 60х14

Железобетонные подкрановые балки

Железобетонные подкрановые балкиприменяют при железобетонных колоннах с шагом 6 и 12м для кранов грузоподъемностью 20 - 32т включительно.

Балки могут иметь тавровое или двутавровое сечение (первые предусматривают при шаге колонн 6м; вторые – при шаге 12м).


Железобетонные подкрановые балки при шаге колонн 6 м:

1 – опорный стальной лист 160х12х500 мм


Железобетонные подкрановые балки при шаге колонн 12 м



Крепление кранового рельса к балке:

1 – стальная лапка; 2 – болт; 3, 4 – упругие прокладки толщиной 8мм;

Развитая по ширине полка балки служит для усиления сжатой зоны.

Она воспринимает поперечные горизонтальные крановые нагрузки, а также упрощает крепление крановых рельсов.

Балки имеют утолщенную на опорах вертикальную стенку.

Высота балок – 800, 1000, 1400 мм; ширина полок 550, 600, 650 мм.

Балки подразделяются по месторасположению в здании :

- торцовые (у торцовых стен);

- температурные (у деформационных швов).

Они отличаются наличием и расположением закладных элементов.

Крепление подкрановой балки к консоли колонны производится на анкерных болтах, пропущенных сквозь опорный лист, предварительно приваренный к нижней закладной пластине.

Для предотвращения возможного тарана краном торцовой стены на торцовых балках устанавливаются стальные концевые упоры, страхующие здание в случае отказа автоматических тормозных устройств.


Крепление железобетонных подкрановых балок к железобетонным колоннам:

1 – Опорный стальной лист 160х12х500 мм (опора подкрановой балки); 2 – анкерный болт; 3 – Стальная пластинка 100х12мм (упор подкрановой балки); 4, 5 – закладные элементы колонны

Новый сервис - Строительные калькуляторы online

Читайте также: