Крест поклонный из металла

Обновлено: 17.05.2024

Поклонные кресты изготовляются из дерева, реже из камня или металла, обычно двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье Креста часто укладывают камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь Иисус Христос.

Традиция установления поклонных крестов имеет древние корни. Такие кресты вероятно были предшественниками часовен, особенно сродны они открытым часовням-столбам. Начало распространение Христианства на Руси часто связывают с установкой первого поклонного креста на Киевских горах - равноапостольной княгиней Ольгой или даже святым апостолом Андреем Первозванным.

Поклонные кресты ставятся в разных - чаще возвышенных - местах. Например, в случае переселения деревни - на старом месте и на том, которое хотят заселить; на границах; на перекрестках и вдоль дорог; на курганах. Поклонные кресты различают по причинам установки.

Обетные, памятные, благодарственные

Ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые

Ставятся у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий и даже государств. Придорожные кресты в русской традиции часто имели "крышу" из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались голубцами. В начале XXI века стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог.

Поминальные

Ставятся на месте внезапной гибели христианина, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Один из наиболее известных поминальных крестов установленных в России последних лет был воздвигнут на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в 2007 году.

Приметные

Служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Они были распространены у поморов северной Руси. Приметный крест также стоит и на вершине Святой Горы Афон.

Заместители храма

Ставятся на месте утраченного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен например т. н. "Святославов крест" - Распятие с предстоящими - установленный при закладке Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском. Много таких крестов-заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия Христианства на Руси в 1988 году.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

"ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ" еще можно поискать:

Крест поклонный

Поклон­ный крест – мону­мен­таль­ное соору­же­ние в виде креста, уста­нов­лен­ное вне здания, пред­на­зна­чен­ное для молитвы и покло­не­ния рас­пя­тому Спа­си­телю.

krest poklonnyj - Крест поклонный

Поклон­ные кресты могут иметь как вось­ми­ко­неч­ную так и четы­рех­ко­неч­ную форму. Иногда имеют «крышу» (т. н. голу­бец) и при­креп­лен­ные иконы. Своей плос­ко­стью такой крест ори­ен­ти­ро­вался на восток, при этом при­под­ня­тый конец его пере­кла­дины должен был ука­зы­вать на север. Изго­тав­ли­вают кресты из дерева или камня, очень редко – из металла. Высота обычно около двух или более метров в высоту, могут укра­шаться резь­бой и орна­мен­тами.

Часто при уста­новке креста у его под­но­жия дела­лось воз­вы­ше­ние, сим­во­ли­зи­ро­вав­шее Гол­гофу – место рас­пя­тия Гос­пода Иисуса Христа. Осно­ва­нием подоб­ного воз­вы­ше­ния слу­жили горсти земли, при­но­си­мые на место уста­новки креста участ­ни­ками этой хри­сти­ан­ской тра­ди­ции.

Поклон­ный крест воз­во­дится, как пра­вило, на откры­той часто воз­вы­шен­ной мест­но­сти из камня или дерева и может дости­гать высоты несколь­ких метров (4–12 м).

Когда начали уста­нав­ли­вать поклон­ные кресты на Руси?

Тра­ди­ция воз­ве­де­ния поклон­ных кре­стов воз­никла на Руси даже раньше ее кре­ще­ния в 988 году и воз­во­дится ко вре­ме­нам апо­стола Андрея. Согласно «Пове­сти вре­мен­ных лет» св. Нестора Лето­писца, во время своего пре­бы­ва­ния «на Киев­ских горах» апо­стол «сказал бывшим с ним уче­ни­кам: «Видите ли горы эти? На этих горах вос­си­яет бла­го­дать Божия, будет город вели­кий, и воз­двиг­нет Бог много церк­вей». И взойдя на горы эти, бла­го­сло­вил их, и поста­вил крест, и помо­лился Богу, и сошел с горы этой, где впо­след­ствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Это был первый поклон­ный крест на Руси, тогда еще язы­че­ской.

Тра­ди­ция уста­нов­ле­ния кре­стов на Русь пришла, по всей види­мо­сти, из Чехии и Мора­вии, где про­по­ве­до­вали святые Кирилл и Мефо­дий. В целом, тра­ди­ция воз­ве­де­ния памят­ных кре­стов общая для всей Восточ­ной Европы – как у пра­во­слав­ных, так и у като­ли­ков. Формы креста раз­ли­ча­ются, но моти­ва­ция одна и та же: испро­ше­ние у Гос­пода защиты, бла­го­дар­ность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспом­нить о Боге.

На Руси тра­ди­ция ста­вить кресты более всего была раз­вита на Севере, на побе­ре­жье Белого моря. Видимо, потому, что в Сред­ние века это был фор­пост Пра­во­сла­вия, рус­ские люди осва­и­вали эти про­стран­ства в борьбе и с труд­ными при­род­ными усло­ви­ями, и с язы­че­ской куль­ту­рой автох­тон­ных наро­дов Севера. Про­ис­хо­дила война рели­ги­оз­ных сим­во­лов – кресты воз­дви­га­лись там, где ранее стояли идолы.

Кроме того, если под Русью пони­мать именно мир рус­ской пра­во­слав­ной куль­туры, а не РФ в ее нынеш­них гра­ни­цах, то нельзя не ска­зать об Укра­ине. Там тра­ди­ция уста­нав­ли­вать кресты, осо­бенно при­до­рож­ные, всегда была крайне попу­лярна.

С какой целью уста­нав­ли­ва­ются поклон­ные кресты?

Древ­ние подвиж­ники, когда при­хо­дили в пустын­ное место, ста­вили там дере­вян­ный крест – тем самым, освя­щая эту пустыню, сви­де­тель­ствуя о бла­го­дати Божией и изго­няя бесов. Это известно из мно­же­ства житий рус­ских святых. Кроме того, поклон­ный крест мог являться знаком духов­ной войны с язы­че­ством, так было, напри­мер, на Севере Руси.

Однако кресты ста­вили не только святые подвиж­ники, но и обыч­ные люди из разных сосло­вий – от царей до кре­пост­ных кре­стьян. Кресты воз­дви­га­лись, напри­мер, для покло­не­ния в тех местах, где не было храмов и часо­вен. У таких кре­стов соби­ра­лись мест­ные жители и моли­лись Богу, такие кресты напо­ми­нали о Боге пут­ни­кам.

Часто поклон­ные кресты уста­нав­ли­ва­ются на месте уни­что­жен­ного или буду­щего храма и явля­ются его свое­об­раз­ным заме­сти­те­лем в деле мар­ки­ровки сакраль­ного про­стран­ства.

Ста­ви­лись и охран­ные кресты – фак­ти­че­ски такие кресты были зримым вопло­ще­нием молитвы к Гос­поду об избав­ле­нии от вся­кого зла. Постав­ля­лись кресты и по лич­ному обету – скажем, в бла­го­дар­ность за исце­ле­ние, по случаю избав­ле­ния от напа­стей, на месте гибели хри­стиан (-ина), за избав­ле­ние от моро­вого повет­рия, за спа­се­ние от гибели.

Но были и вне­ре­ли­ги­оз­ные цели уста­новки кре­стов – для ори­ен­ти­ровки на мест­но­сти. Напри­мер, мно­го­мет­ро­вые (до 10 метров в высоту) при­мет­ные кресты, рас­по­ло­жен­ные по бере­гам Белого моря, были своего рода мая­ками, нави­га­ци­он­ными зна­ками, ука­зы­вали море­хо­дам путь к спа­си­тель­ной гавани. Но это было не только на Севере. Кресты ста­ви­лись и по бере­гам рек в каче­стве ори­ен­ти­ров и меже­вых знаков. Напри­мер, Стер­жен­ский и Лопа­стиц­кий кресты XII века, сейчас они нахо­дятся в Твер­ском госу­дар­ствен­ном объ­еди­нен­ном музее-запо­вед­нике. Эти камен­ные кресты явля­ются одно­вре­менно и охра­ни­тель­ными, и меже­выми, и памят­ными зна­ками.

Каково было отно­ше­ние к поклон­ным кре­стам в совет­ское время?

Совет­ская власть с первых же дней своего суще­ство­ва­ния объ­явила войну кре­стам, в резуль­тате тра­ди­ция уста­новки кре­стов на несколько деся­ти­ле­тий пре­рва­лась. Кресты раз­би­ва­лись, сжи­га­лись, спи­ли­ва­лись. Неко­то­рым кре­стам повезло больше – они выстав­ля­лись в музеях как «сим­волы рели­ги­оз­ного мра­ко­бе­сия».

Какие молит­вен­ные пра­вила при­нято совер­шать около поклон­ных кре­стов?

Кресты всегда вос­при­ни­ма­лись как знак Божи­его при­сут­ствия здесь, в данной мест­но­сти, как напо­ми­на­ние о вере. Поэтому возле кре­стов соби­ра­лись люди, они устра­и­вали молебны или пани­хиды — осо­бенно там, где побли­зо­сти не было храмов. В случае отсут­ствия свя­щен­но­слу­жи­теля, веру­ю­щие совер­шали (и нередко совер­шают в насто­я­щее время) чтение кано­нов и ака­фи­стов. А, напри­мер, у неко­то­рых вала­ам­ских палом­ни­ков и труд­ни­ков суще­ствует тра­ди­ция читать у поклон­ных кре­стов утрен­нее и вечер­нее пра­вила, каноны и После­до­ва­ние ко Свя­тому При­ча­ще­нию.

статьи Е.М. Гуре­ева «Поклон­ные кресты Рус­ского Севера XVI–XVII вв.: обзор оте­че­ствен­ной исто­рио­гра­фии»; статьи П.В. Бояр­ского «Рус­ский крест в сакраль­ном про­стран­стве Арк­тики»; статьи «Поклон­ные кресты в России: исто­рия вопроса» / Пра­во­слав­ный журнал ФОМА; сво­бод­ной энцик­ло­пе­дии Вики­пе­диЯ; откры­тых источ­ни­ков.

Юрий Селуянов — Поклонный крест. Золотой стандарт. Размеры и установка. ГИС 001-2017.


Крест 120х60 см из гранита Габбро
Перед тем, как сделать крест на могилу, нужно узнать его точные размеры. Нельзя подходить к этому легкомысленно и делать «на глаз». Религиозные атрибуты выполняют по строгим пропорциям, размерам, которые недопустимо нарушать.

На могиле верующего принято устанавливать крест, который указывает на то, кем человек был при жизни: христианином, католиком, старообрядцем. Принадлежность к той, или иной конфессии видна с одного взгляда на памятник, потому что он имеет свою религиозную символику.

КАКИЕ РАЗМЕРЫ КРЕСТА НА МОГИЛУ

Следует подробно коснуться правил создания крестов для различных вероисповеданий. Так как надгробные сооружения православных и католиков разные по форме и размерам.

ПРАВОСЛАВНЫЕ

Посещая старые, дореволюционные кладбища, с сохранившимися памятниками с крестами – можно увидеть образец правильных пропорций и размеров. В дореволюционной России мастера строго следовали традициям, исполняли Божественный закон. А при проектировании креста применялся принцип Божественного сечения (Золотого сечения).

Сейчас на кладбищах установлены кресты, разных размеров и пропорций, их уже мало кто соблюдает. Нет тех жёстких рамок, которые были больше века назад.

Однако, если вы хотите сделать правильный православный знак, то следует знать основные Божественные пропорции. Эти пропорции позволяют создать красивый, гармоничный символ спасения. Каждый христианин, увидев его молитвенно помянет тех, кто лежит под его сенью, в могиле.

Этот православный символ получается в рост человека, размеры можно уменьшить, но не нарушая указанных пропорций. Согласно церковным канонам, высота надмогильного знака допускается от 400 до 1200 мм. Стандартные габариты в миллиметрах: 700х400х50, 1200х600х80.

Наша выполняет заказы по изготовлению религиозных крестов на могилу. Мастера строго соблюдают пропорции.

Материал для изготовления:

  • Деревянный, из ценных пород, обработанных защитными составами;
  • Железный, сварной из стальных профильных труб;
  • Кованый мастером вручную или изготовленный аппаратным методом;
  • Каменный, сделанный из гранита, мрамора или других, природных камней.

Религиозный символ можно нанести на каменный надгробный памятник в виде рисунка, резьбы, барельефа.

КАТОЛИЧЕСКИЕ

У католиков символ воскрешения отличается от православного знака количеством перекладин и гвоздей. Он четырёхконечный из двух частей: основной столб и одна перекладина на расстоянии 1/3 от верхнего конца. То есть, разделите столб на 3 части и на первой отметке от верха крепите перекладину. Каждая из поперечных перекладин равна третьей части от размера столба.

Ширина перекладин и столба выбирается произвольно. Для того, чтобы конструкция была целостной, выглядела красиво, то лучше всё сделать одинаковым по ширине.

Текст книги «Поклонный крест. Золотой стандарт. Размеры и установка. ГИС 001-2017.»

Юрий Селуянов Поклонный крест. Золотой стандарт. Размеры и установка. ГИС 001-2017

Вступление

В мире есть несколько систем мер, одна из них – метрическая. Метр определён исходя из размеров земного шара. Метр – одна десятимиллионная часть четверти дуги меридиана между городами Дюнкерк и Барселона. Мы все пользуемся метрической системой. Метрическая конвенция – международный договор – принята 20 мая 1875 года в Париже почти всеми странами мира, кроме США и некоторых других стран. Есть национальные древние системы мер – римские, греческие, русские и множество других. Русская древняя система мер основана на размерах человека: локоть, аршин, сажень – размеры от человека, одухотворены. Как сказано в Библии, Бог создал человека, следовательно, древняя национальная система мер есть не что иное как Божественное соотношение чисел. На период крещения Руси действовала именно эта система мер, основанная на Божественном соотношении чисел, тем она и ценна в применении изготовления православного поклонного креста. Стоит отметить: есть у народов любимые числа и не очень. Не стоит на этом зацикливаться. Как известно, все числа Божьи. В золотом стандарте основные размеры исходят от роста Спасителя. Загадка в том, что после установки поклонного креста Вы узнаете рост Спасителя. Сейчас это великая тайна, ибо никто его не знает. Если Ваша цель только в открытии загадок, то вам не будет открыто, а кто пройдёт это испытание с честью и крепкой верой, тот будет вознаграждён.

Выбор места

Ранее кресты устанавливали по разным причинам: на въезде в деревню, обетные кресты в честь рождения первенца, охранные, перед строительством церкви. Смысл в том, что где считали нужным, там и ставили. Это и есть дар свободной воли, которую даёт Бог человеку. Есть навигационные кресты на побережье морей. Даже ставили межевые кресты для видимого определения границ. Сейчас большинство крестов устанавливают на въезде в город, селение и перед началом строительства храма. Также устанавливают кресты в памятных местах. В данном золотом стандарте приведен пример установки поклонного православного креста в сердце деревни на видном месте. Преимущества очевидны: из большинства домов видно крест. Безликая деревня, каких много, приобрела сокровище в сердце деревни. Будет на этом месте жизнь и благодать.

В выборе места постановки креста полезны следующие советы:

Первое:

где хотите, там и ставите.

Второе:

земля не должна принадлежать олигархам.

Третье:

место установки не должно мешать транспорту и пешеходам.

Четвёртое:

нельзя устанавливать крест под линиями электропередач.

Есть много запретов. В каждом случае место установки креста – Ваше уникальное место.

Благословение

Желательно пригласить настоящего батюшку _ _ _ для благословения места установки православного поклонного креста. С примерным местом необходимо заранее определиться. Если нет возможности пригласить батюшку, просите мысленно благословения Спасителя Иисуса Христа. Он слышит каждого. Если вы устанавливаете крест в населённом пункте, по возможности согласуйте с жителями.

Будет много вопросов: почему такой крест? Почему здесь? А зачем он нужен? Будет много вопросов. Помните: к согласию вы вряд ли придёте, но сообщить об установке необходимо, ибо за последние 100 лет сделано всё, чтобы народ утратил соборность, которую ещё предстоит приобрести. И самый главный вопрос необходимо задать тем, кто будет на сходе: кто против? Если нет категорических возражений, меньше разговаривайте, больше делайте. Главное, что необходимо для возведения поклонного православного креста: ваша вера крепка, у вас есть средства – полный вперёд! Если нет средств, главное – ваше крепкое желание, найдите средства.

Сейчас утрачены жизненные ориентиры у большинства людей. Этому способствует много ложной информации и скрытие истины. Например, Меньшиков, который находился при императоре Петре Первом, был родом из белорусских князей и никогда пирожками не торговал. Иоанн Грозный не убивал своего сына, а у художника Репина, написавшего картину «Иоанн Грозный убивает сына», высохла (отсохла) рука после этой работы.

Я задавал вопрос многим людям: что главное в жизни? Мало кто был близок к истине. Быть со Христом – смысл жизни. Главное – вера и продление рода. Всё просто, и никакой философии. Сейчас всё так запутано, что хорошего человека от плохого, или злого и доброго, или лукавого от мудрого, или правдивого от лжеца, пожалуй, отличить очень трудно.

Спаситель нам оставил простой способ-истину. «Где твое сокровище, там твое сердце», – говорил Спаситель. К сокровищу, пожалуй, можно отнести детей, счета за границей, недвижимость, заводы, пароходы – всё что угодно. И поэтому, помня эту истину, можно разобраться в человеке, а слушать и верить – это решает каждый сам. Эта истина вам пригодится, главное – помнить об этом. Православный поклонный крест это тоже сокровище. И есть ещё одна простая истина: «Судят о человеке по делам его». Всё это вам пригодится при установке Поклонного православного креста, ибо крест – это начало спасения.

Сбор команды

Главное – подбор единомышленников. Господь поможет, даже не сомневайтесь. Если возникают трудности

конец ознакомительного фрагмента

КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ КРЕСТ НА МОГИЛУ

Самостоятельно можно сделать любой надгробный знак. Однако, даже зная точные размеры, сложно получить красивое изделие. Для этого нужен опыт, навыки, хороший материал и сложное оборудование.

Мы уже более 20 лет делаем памятники с классическими православными, католическими, старообрядческими и армянскими (Хачкар) крестами. В работе мы строго придерживаемся религиозных канонов и не отступаем от общепринятых стандартов.

Здесь мы собрали фото таких надгробных памятников – это отличная иллюстрация образцов религиозных постаментов на могилы верующих разных конфессий. Также, по заказу можно сделать гравировку или скульптурную резку любого ритуального символа. Изображение наносят несколькими способами: лазером, пескоструйным аппаратом, или гравируют вручную.

Памятники с религиозными знаками заказывают как для одного человека, так и для группы лиц. На этой странице вы можете посмотреть фото наших работ – одинарных, двойных, семейных на трёх и более человек. А на этой странице вы найдёте разные модели с символом спасения.

Крест в Евангелии

В раннем христианстве символика Креста присутствует с начала существования Церкви: в Евангелиях и посланиях святого апостола Павла — как вероучительный образ, позже — в виде графического символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приговоренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф 16:24; Мк 8:34; 10:21; Лк 9:23; 14:27). Святой апостол Павел указывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор 1:18, 23—24), поскольку на Кресте Сыном Божиим принесена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф 1:7; Кол 1:14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп 2:4), а для апостола Иоанна Богослова — жертвенной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин 3:16), в послушании Небесному Отцу умаливший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин 3:16).

КАК И ГДЕ ЗАКАЗАТЬ КРЕСТ С ТОЧНЫМИ РАЗМЕРАМИ?

Купить надгробные памятники с крестом (фото смотрите в фотогалерее), можно здесь, на нашем сайте. Достаточно кликнуть на модель, отправив её в Корзину.

Оформить заказ, подписать договора можно в нашем офисе. Если вы заняты, то закажите . Он приедет к вам домой или на работу в назначенное время (Москва и ближайшее Подмосковье).

Можно заказать эксклюзивный гранитный православный знак на могилу, его цена немного выше обычных моделей. Покажите свой рисунок (эскиз, фото) нашему дизайнеру. Он создаст 3Д картинку, и вы увидите точное изображение будущего изделия. После внесения правок и согласований всех деталей ваш заказ будет взят в работу и выполнен в оговорённые сроки.

Восьмиконечный крест — символ православия

Христианская традиция знает много различных начертаний креста, от самого обычного перекрестья прямых линий до весьма сложных геометрических конструкций, дополненных к тому же разнообразной символикой. Религиозный смысл в них заложен одинаковый, но внешние отличия весьма существенны.

В странах восточного Средиземноморья, Восточной Европы, а также в России с давних времён символом церкви является восьмиконечный, или, как часто говорят, православный крест. Кроме того, можно услышать выражение «крест святого Лазаря», это другое название восьмиконечного православного креста, о чём будет говориться ниже. Иногда на нём помещают изображение распятого Спасителя.

Значение православного креста

Крест это неотъемлемая часть православия. Обозначает распятого Иисуса и жизнь, которую он отдал за нас грешных. Атеистам кажется, что православие поклоняется инструменту, которым убили Христа. Но это далеко не так. Веряне преклоняются перед символом жизни вечной. Церковь говорит «Крест животворящий», это означает, что Иисус в страшных муках, вымолил у Всевышнего, мирянам прощение грехов и жизнь вечную.

Накладывая на себя крест, православные чтят Всевышнего, его законы, выполняют Слово Божье. Принимают смирение и получают благословение. Именно поэтому, крест, это искупительная сила веры, за отданную Иисусом жизнь.

Крест православный женский

Женщинам положено прятать распятие под одеждой. Считается, что так она будет ближе к Богу. Ее молитва, исходит из сердца, силу ей дает рядом находящийся крест. Женщина имеет Господнее благословение, нося под сердцем дитя. В защиту ей дается тот же нательный крестик.

Обетные, поклонные и охранные кресты: где их ставили


Труворов крест XIV–XV веков Белокаменный, находится на окраине древнего кладбища в Изборске, рядом с так называемым Труворовым городищем. Местное предание гласит, что этот крест отмечает могилу Трувора, легендарного князя-варяга, скончавшегося, согласно летописям, в 864 году. Высота его наземной части более 2 метров.

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.

Что касается происхождения этой традиции, то, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий. Вообще, отмечу, что традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы — как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге. На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» — кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.

Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна, и, кстати, местные жители проявляют к таким крестам большее уважение, чем многие наши соотечественники.

Крест у дороги: что такое поклонный крест?

В России началось безумие — сторонники скандальных феминисток пилят поклонные кресты. Знают ли они, что творят? О том, в чем подлинный смысл поклонного креста — корреспондент НС Александр ЛАНИ. Кому кланяются на Поклонной горе

Многие москвичи и гости столицы видели на Поклонной горе одиноко стоящий высокий деревянный крест. Именно здесь Наполеон ждал в 1812 году ключи от «поверженной» Москвы. Большинство опрошенных корреспондентом «НС» прохожих из тех, кто был в День города на Поклонной горе, связывают установку креста с памятью погибших в годы Великой Отечественной войны. Действительно, крест был поставлен в ночь на 22 июня 1991 года в память начала войны общиной расположенного неподалеку храма Живоначальной Троицы в Голенищеве. По мнению опрошенных, такой крест напоминает об исконной вере, многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Поэтому две трети респондентов против установки крестов в местах автокатастроф родственниками погибших («иначе вся страна превратится в виртуальное кладбище»), а «за» только 20 процентов («это повышает бдительность водителей»). Но откуда пошла традиция установки больших крестов на открытых местах и связаны ли они как-то с крестами на кладбищах?
«Сим победиши»
Называть все отдельно стоящие кресты «поклонными» не совсем верно. Современные исследователи — ставрографы называют такие кресты монументальными. Внутри этой группы кресты различаются по своим функциям. При этом поклонным может стать и могильный, и миссионерский, и памятный, и другие кресты. Но об этом чуть позже. Первые монументальные кресты появились в апостольские времена. Их водружали святые апостолы, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме после свержения идолов Перуна и Велеса. Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам. Во времена гонений стремление христиан к исповеданию своей веры нашло выход в изображениях на надгробных памятниках и их форме. И если в центральной части Римской империи христиане не решались изображать крест на надгробиях (там могилы христиан узнают по рисунку рыбы, виноградной лозы, голубя с оливковой ветвью, монограмме имени Христа: то на окраинах, где власти были менее бдительными (например, в Карфагене), археологи обнаружили фрагменты мраморных плит с изображением креста. Известно, что святитель Григорий Армянский, ставил кресты над могилами христианок-мучениц и учил новообращенных почитать эти памятные знаки. В 312 году римский императора Константин Великий у Мульвиева моста вблизи Рима одержал победу над своим главным конкурентом за власть Максенцием. По преданию, накануне этой битвы Константину было видение креста и глас: «Сим победишь!». Император-победитель распорядился поставить на римской площади свою статую с высоким копьем, заканчивающимся крестом, с надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана» (в 313 году Константин Великий совместно с восточным императором Лицинием эдиктом о веротерпимости отменил преследование христиан). Подражая императору, правители городов разрушили изображения местных богов, заменяя их крестом. Так, в Александрии в IV веке изображение Сераписа (египетского божества, чей культ был широко распространен в античном мире) на стенах, воротах, колоннах домов и площадях заменили крестом в знак падения язычества и утверждения христианства. Через два века по установленному на холме кресту можно было узнать о массовом поселении христиан. Так, в начале VI века в Аравии восставшие иудеи осадили город Награн и требовали от жителей под страхом смерти отречься от веры и уничтожить «стоящий на возвышенности крест». Христиан становилось все больше, и крестами начали отмечать те места на берегах рек и водоемов, где происходят массовые крещения. И даже когда крещальни перенесли в храмы, прежние кресты оставались и поддерживались как памятный знак. Кресты в полях и у дорог часто напоминают и о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.
Знак благодарности или надежды
У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для остальных «беженцев», что беда миновала.

Крест у дороги

По мнению Светланы Гнутовой, кандидата искусствоведения, ведущего эксперта в области ставрографии, эту гипотезу еще нужно проверять. Но точно известно, что кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовали еще до нашествия татар, в XI-XII веках. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня. Наиболее известные — поклонный Боголюбовский крест, по преданию, поставленный во времена святого Андрея Боголюбского (на отмели реки Нерли неподалеку от церкви Покрова на Нерли), Стерженский крест — в истоках Волги, при ее впадении в озеро Стерж, и Лопастицкий крест, стоявший на берегу пролива, соединяющего озера Лопастицы и Витбино. Оба последних креста, установленные в XII веке, находились в нынешнем Пеновском районе Тверской области и освящали водные пути. По мнению историков, первый напоминал о тяжелых работах по углублению и расширению русла Волги, второй — об искусственном канале от истоков реки Кудь к истокам реки Полы. Все эти кресты сейчас в музеях.

Труворов крест, расположенный на окраине древнего кладбища в Изборске, рядом с так называемым Труворовым, или Старым Изборским, городищем. Трувор — один из братьев-варягов, призванный славянами на правление и княживший в Изборске. Хотя призвание варягов, согласно летописи, произошло в 862 году, крест, поставленный в память о Труворе, по мнению специалистов, относится к XIV-XV векам

В 1694 году при паломничестве в Соловецкий монастырь в Унской губе на Белом море едва не погиб во время бури царь Петр I. В благодарность Богу за спасение монарх поставил на берегу бухты деревянный крест. Когда его перенесли в Пертоминский мужской монастырь (основание креста подгнивало, и он падал), то на этом месте крестьянин Петр Челищев установил еще один деревянный крест — в память о первом кресте. Такая традиция поновления приходящих в негодность крестов была очень распространена (прежний крест переносился в храм), причем новый крест старались вырезать точно таким же. «На Руси было много так называемых обетных крестов, — рассказывает Светлана Гнутова. — Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Обратите внимание: не по окончании напасти, а именно во время нее. И болезни прекращались. Такие обетные кресты (а иногда и часовни) стояли при дорогах, на развилках, переправах, на месте слияния и истока рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали самое заметное — чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой. И то что с ранних веков до нас не дожили кресты деревянные, вовсе не значит, что их не было». Известно, что в холерном 1817-м было много крестных ходов по селам, и они, как правило, заканчивались водружением креста. В западных русских землях много крестов ставилось и в холерный 1831 год. У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты. В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам. Такие кресты стояли, например, на Новой Земле.


Патриарх Никон во время ссылки в Ферапонтов монастырь (1666) соорудил несколько поклонных крестов (один стоял даже на специально сделанном для этого насыпном острове на Бородаевском озере) в окрестностях возле дорог. Каждого проходящего никоновский крест извещал о несправедливом заточении патриарха. Эти кресты были убраны только в 1676 году по распоряжению патриарха Иоакима. Никон умер спустя пять лет. На илл.: «Изображение креста с предстоящими: царем Константином, царицей Еленой, царем Алексея Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном», 1849 г.

Были случаи, когда кресты ставились просто в опасных и гиблых местах. Иван Малышевский приводит факт, когда такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».


В Литве, в городе Шауляй, есть Крестовая гора, на которой стоит около 3 тыс. обетных католических крестов. Ни о времени ее появления, ни о причинах возникновения нельзя ничего сказать с точностью. Некоторые исследователи считают, что до крещения Литвы, которое произошло только в XIV веке, на этом холме находилось языческое капище
Крест как призыв

Традиция ставить крест на месте гибели человека — не новая. Такой крест, под которым на самом деле нет никакой могилы, называется кенотаф. Типичным примером креста-кенотафа был крест на месте убийства террористом Каляевым великого князя Сергея Александровича Романова в Кремле. Этот крест был разрушен по инициативе Ленина на первомайском субботнике в 1918 году. Сейчас восстановленный крест стоит на территории Новоспасского монастыря, недалеко от усыпальницы рода Романовых, где покоятся и останки Великого князя.

Иногда кресты ставили, чтобы было где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились молебны и другие службы. Поклонные кресты ставились и в местах разрушенных храмов — там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Эту же традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны. Вместе с местными жителями они устанавливают поклонный крест там, где когда-то был алтарь разрушенного храма. Если же храма не было, то крест ставится там, где стоял во время похода миссионерский храм-палатка и был престол. С этого момента такой поклонный крест становится местной святыней. В карельской деревне Шуньга некий предприниматель, проезжая мимо и увидев установленный миссионерами крест, выделил средства для постройки в этой деревне часовни.

В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды

Сегодня поклонные кресты устанавливают еще и на местах, где пострадали новые мученики и исповедники российские. Такой 17-метровый деревянный крест, привезенный из Соловецкого монастыря, установили на Бутовском полигоне в память о массовых репрессиях 30-х годов (с августа 1937 года по 19 октября 1938 года там были расстреляны 20 765 человек). Крест резали около полугода, он, как и тот, на котором был распят Спаситель, состоит из трех пород дерева: кипариса, кедра и сосны. В основание положен камень с Соловков, так что крест символически соединил две русские голгофы: Бутовский полигон и Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). На самом кресте вырезаны молитвы, прославляющие подвиг новомучеников, пострадавших за веру. «Крест — это призыв и напоминание нам всем, чтобы мы, наконец, проснулись и осмыслили, что с нами происходило тогда и что происходит сейчас, — считает один из авторов Бутовского поклонного креста, руководитель кресторезной мастерской Соловецкого монастыря Георгий Кожокарь. — Сами подумайте, здесь только 900 священников было расстреляно. А сколько просто верующих, не отрекшихся от Бога? Этот крест — дань нашего поколения тем, кто мученически за нас пострадал, чтобы мы сейчас могли жить и спокойно исповедовать свою веру. Напоминание, что это право оплачено кровью тех, кто лежит в этих рвах и других братских могилах по всей русской земле».

Поклонный крест соловецким узникам
При подготовке статьи использовались материалы книг:
Ставрографический сборник. Крест в православии / Под ред. Гнутовой С. В. — М.: 2001. Т. 1 Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии. — М.: 2005 Гнутова С. В. Крест в России. — М.: 2004

Читайте также: