Кто покупает металл у россии

Обновлено: 04.10.2024

С 17 июня прекратился экспорт российской стали в страны Евросоюза. Это стало первой серьезной санкционной мерой против целой отрасли российской экономики, вступившей в действие в полном объеме. Одни эксперты считают, что переориентация на более низкие по цене рынки возможна, однако страны-импортеры захотят существенных скидок. Другие уверены, что Москва продолжит продавать металл, но для этого ей придется использовать всевозможные лазейки. Подробности — в материале «Известий».

Поставки прекращаются

«Мы запретим импорт ключевой продукции сталелитейной отрасли из России. Это ударит по центральному сектору российской системы, лишая ее миллиардов долларов экспортных поступлений», — говорилось в заявлении Еврокомиссии накануне объявления четвертого пакета санкций в середине марта.

В нем под ограничения попал экспорт российской сталелитейной промышленности. Впоследствии ЕС дал время на расторжение контрактов и выполнение действующих, которые заключили до введения рестрикций 16 марта, что, в свою очередь, смягчало болезненный удар по российской экономике.

Рабочий у коксовой печи Череповецкого металлургического комбината

До этого Брюссель, считающийся крупным торговым партнером Москвы, ввел санкции на покупку российской нефти и угля, а также других продуктов и материалов. В ЕС обозначили даты, когда вводятся запреты. Так, 10 июля прекратится поставка российских лесоматериалов, икры и водки, Брюссель в этот день перестанет поставлять в Россию бумагу, 10 августа остановится импорт российского угля в ЕС.


17 июня прекращаются поставки стали из России в ЕС. Таким образом, сталелитейная промышленность станет первой отраслью, которая столкнется с последствиями рестрикций в полной мере.

Накануне в Брюсселе подсчитали, что Москва понесет серьезные убытки — ущерб оценили в €3 млрд.

Индийский бизнес расширяется

До этого Европа получала от России около 10–15% от общего объема импортируемой стали. Так, в 2020-м Брюссель купил у Москвы 3,2 млн т стали.

Обычно сталь и железо используют при сборке автомобилей, однако по мере развития технологий ее совмещают с другими углеводородными материалами. Помимо этого, металл активно применяют в строительном секторе, газовой отрасли европейской экономики.

Катанка в одном из цехов

В Европе не исключают, что теперь смогут покупать больше стали у Индии. Пару лет назад крупнейшая сталелитейная компания страны Mittal Steel слилась с ведущим европейским производителем Arcelor Mittal, который принадлежит миллиардеру Лакшми.

Индийские СМИ пишут, что Arcelor Mittal готов расширить бизнес в Индии за счет приобретения обанкротившихся сталелитейных компаний и новых инвестиций в уже существующие. Так, один из крупнейших в мире производителей стали планирует начать инвестировать в строительство большого сталелитейного завода в Одише.


К тому же в Брюсселе не исключают, что место России на европейском рынке металлов могут занять Китай, Германия и Франция.

Разные сложности

В последние годы Россия стабильно наращивала объемы экспорта стали, однако по итогам года этот показатель сократится на 25–30%, отмечает аналитик сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» банка «Открытие» Даниил Каримов.

«Основным фактором снижения выступает увеличение конкуренции среди сталелитейных компаний на внутреннем рынке в условиях, когда экспорт невозможен, как в случае с «Северсталью», или практически нерентабелен. Рост внутреннего спроса на сталь в РФ возможен в очень узких сегментах потребления в рамках импортозамещения, а также в секторах, ориентированных на оборонный сектор, однако в целом спрос на стальной прокат в России будет оставаться слабым. Чтобы увеличить спрос и помочь российским металлургическим компаниям, необходимо значительное увеличение инфраструктурного строительства и стимулирование металлоемких отраслей промышленности (автомобилестроение, машиностроение)», — заявил эксперт.

Один из участков стана горячего проката

Он отметил, что в нынешней ситуации российские предприятия теряют доступ к премиальным рынкам Европы и США, а это негативно влияет на их рентабельность. Каримов привел пример стоимости горячекатаного рулона в разных странах. Так, в США его цена составляет $1254/т, в Европе — $990/т, в то время как в Китае — $713/т.

По его словам, переориентация на более низкие по цене рынки также осложнится и тем, что государства, покупающие сталь у России, будут требовать существенных скидок.

16 июня замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил на Петербургском международном экономическом форуме, что власти планируют субсидировать экспорт металлопродукции. Он отметил, что спрос на сталь на российском рынке упал, а часть экспортных продаж убыточна «из-за излишне крепкого рубля».

Такой механизм поддержки был запущен в 2020 году. «В прошлом году в этом не было никакого смысла, продукция шла на экспорт, были высокие цены, и наша продукция улетала с колес. Сегодня есть проблема, поэтому эту субсидию мы будем возвращать», — пояснил чиновник.

Альтернативные площадки

Российские поставщики могут переключиться на альтернативные площадки. Так, в последние несколько лет многие сделали акцент на экспорт в страны Ближнего Востока, большой спрос остается также со стороны Турции и Китая, Юго-Восточной Азии, Средней Азии, отмечает доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.

Наш внутренний рынок сам нуждается в повышенных объемах стали. В настоящее время активно прорабатываются проекты строительства разнообразной инфраструктуры. Поэтому здесь не столь важно, что от нашей стали откажутся в ЕС, хотя эта отрасль явно ориентирована на экспорт. Однако важнее наш правовой ответ и ориентация отрасли на отечественные проекты. Сейчас нужно отойти от вопроса, сколько отрасль заработает, вопрос в том, что отрасль может сделать для страны. Вот эта переориентация на потребности внутреннего рынка, а также в азиатском направлении будет связана во многом с правовым решением вопроса и проектами государства, — уверена эксперт.

Рабочий во время маркировки проката холоднокатаного в рулонах в листопрокатном цеху

В свою очередь, профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Валерий Бессель в беседе с «Известиями» подчеркивает, что шаги, которые предпринимает сейчас Евросоюз, явно политические.


Европейские власти стали оторванными от реальности. Обнулить такого крупного игрока, как Россия, на рынке минеральных ресурсов и углеводородов просто невозможно. К тому же в России европейцы покупали определенные сорта стали, которые использовали в своей промышленности, каждый комбинат был ориентирован на выплавку определенных сортов стали. Она выплавляется из очень сложного комплекса химических элементов, туда нужно много разных добавок, — пояснил специалист.

Поиск лазеек

У Москвы даже после новых ограничений может появиться лазейка на сталелитейном рынке Евросоюза, отмечает специалист.

Просто эту же самую сталь будут продавать из других стран, тут же появится цепочка перекупщиков. Скорее всего, это будут Израиль, Турция, Пакистан, Индия или же латиноамериканские страны. Под видом стали из этих стран они будут продавать российскую, — уверен эксперт.

С 2007 года в ЕС постоянно снижается выплавка собственной стали, отмечает в беседе с «Известиями» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский.

Готовая продукция в литейном цехе

Ее используют в основном в строительстве. Главные мировые производители стали: Китай, Индия, Япония, США, Россия, Южная Корея, Турция, Германия. Из всех крупнейших производителей Россия очень значима именно как экспортер. У нас большие объемы производства, но не такие большие собственного потребления. Без российской стали и украинской в том числе, которой сейчас не будет, очень большие проблемы возникнут у европейцев со строительной и другими отраслями. Зачем европейцы захотели выстрелить себе в ногу — сказать сложно. Возможно, они не предполагали, что такие санкции продлятся долго, и, соответственно, после такого демонстративного шага они вернутся к поставкам стали из России. Впоследствии у европейцев будет стагфляция, так что потребление стали само по себе сократится. А в остальном, скорее всего, будут работать разные серые схемы для поставок, — пояснил специалист в разговоре с «Известиями».

Без российских ресурсов Евросоюз прожить не в состоянии, уверен профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Валерий Бессель.

Россия — крупнейший мировой игрок на рынке ресурсов, особенно минерально-сырьевых. Как РФ продавала сталь, так и будет продавать, просто у российской стали появятся промежуточные хозяева, — полагает эксперт.

Разворот на восток. Кто теперь купит российские металлы?


В прошлом году Россия экспортировала в Евросоюз 3,74 млн тонн стальной продукции, свидетельствуют данные европейской металлургической ассоциации Eurofer.

В марте ЕС наложил санкции на российскую сталь и железо — запрещен импорт форм и профиля чугуна, изделий из арматуры и проволоки, листов с металлическим покрытием, сварных и бесшовных труб и т. д. Незадолго до этого под санкции попал владелец «Северстали» Алексей Мордашов, и европейские покупатели начали отказываться от российской стали.

С запада на восток


Экспортные возможности важны для российского металлургического рынка, заводы должны продавать избыточные мощности за границу, говорит финансовый аналитик финансовой группы компаний Владимир Сагалаев.

Помимо Европы большой спрос на российские металлы есть на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Азии. Российские экспортеры по-прежнему могут продавать в страны Содружества Независимых Государств, такие как Казахстан, Туркменистан и другие, также высока доля продаж и на внутреннем рынке, поясняет эксперт.

Акция протеста против вступления России в ВТО. Москва, 2012 г.

Ключевым альтернативным экспортным направлением для российских производителей является азиатское, но цены там ниже, чем в Евросоюзе.


На восточном направлении, прежде всего, экспортировать российские металлы будут в Китай, Индию, ближневосточные страны. Но нужно учитывать, что КНР является крупнейшим производителем стали в мире (там выплавляется порядка 1 млрд тонн в год) и цены на нее ниже, чем в Европе и США. Это значит, что российским металлургическим компаниям придется делать хорошие скидки, подчеркивает независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.

«Ближний Восток — это скорее транзитный пункт для поставок металлов из России в другие части Азии, и местные трейдеры будут прогибать наших металлургов по ценам, чтобы хорошо заработать на перепродаже плоского и сортового проката или труб. Какие-то объемы будут использованы в местных строительных и инфраструктурных проектах, но нельзя забывать про наличие на Ближнем Востоке собственных металлургических заводов, созданных за последние 30 лет», — делится Хазанов.

Остается Индия с ее растущим рынком. Здесь шансы, по оценке экономиста, повыше. Впрочем, существует риск столкнуться с китайскими компаниями, давно поставляющими свою продукцию в Индию. «Вообще везде в Азии нашим поставщикам приходится конкурировать с коллегами из КНР», — добавляет он.



Впрочем, учитывая, что рынки Китая и Индии являются самыми быстрорастущими в мире и объемы потребления металлов на них в условиях выхода из коронакризиса только растут, российские металлурги смогут занять на них достойное место и заместить выпадающие доходы от закрытия рынков ЕС и США, — говорит доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г. В. Плеханова Михаил Хачатурян.

Что касается цветных металлов (медь, никель) ситуация с ними будет полегче, поскольку они востребованы и в Китае, и в Индии. Но все равно покупатели будут торговаться за каждый доллар и отчаянно добиваться скидок, предупреждает Хазанов.

Доставка подорожает

При выходе на новые рынки, производителям придется менять логистику. При переориентации российских металлургов на восток, расстояние доставки грузов увеличится в три с лишним раза — с 2,3 тысяч до 7,9 тысяч километров, подсчитали в ассоциации «Русская сталь». Это дополнительные расходы в 17 миллиардов рублей в год. Также увеличатся траты на фрахт — в настоящее время его стоимость в турецкие морские порты увеличилась в 2,5 раза, а в морские порты КНР и вовсе в 4 раза, передает РБК.

Российские поставщики ищут экспортные возможности в обход санкций и пытаются найти альтернативные способы доставки, поскольку некоторые грузовые компании избегают Черного моря — ключевого маршрута для поставок стали и сырья из России.


«Считается, что санкции в отношении России приведут к нарушению цепочки поставок ряда металлов и продукции, и восстановление всей цепочки поставок может занять до нескольких месяцев. Цены останутся высокими. Платежи из-за санкций будут осуществляться с задержкой, и потребуется задействовать сложные механизмы, а стоимость морских перевозок и страхования, вероятно, резко возрастет, что еще больше повлияет на цены на металлы и сырьевые товары в России и мире. Продажи по высоким ценам продукции металлургов нивелируют негативные последствия санкций в виде уменьшения объемов экспорта и курса рубля», — прогнозирует Сагалаев.

«Ситуация на экспортном рынке трудная, но решаемая, потому что многие страны не поддерживают санкции. Заказы на продукцию российских сталелитейщиков и металлургов уже полностью забронированы на несколько месяцев вперед», — добавляет он.

Железный занавес. Переживут ли российские металлурги санкции Запада?

Евросоюз запретил импорт стали и железа из России. Под ограничения попали формы и профиля из чугуна, листы с металлическим покрытием, изделия из арматуры и проволоки, сварные и бесшовные трубы, формы и профили из чугуна и углеродистой стали и др.

Еще в начале марта европейцы начали отказываться от российской стали — после того, как владелец «Северстали» Алексей Мордашов попал под санкции.

Обоюдоострый меч

Цены на основные промышленные металлы, включая палладий, медь и никель, взлетели до рекордного уровня, поскольку экономические санкции против основного поставщика — России — угрожают сократить предложение, объясняет финансовый аналитик финансовой группы компаний Владимир Сагалаев.

«Надо понимать, что санкции — это обоюдоострый меч, а Россия довольно крупный поставщик металла и металлопродукции, так что любые сокращения экспорта окажут серьезное влияние на цены в мире. Серьезные санкции в отношении российских металлургов окажут сильное влияние на цены, которые и так взлетели до небес», — отмечает он.

На долю России приходится 40% мирового экспорта палладия, 15% — аллюминия, 12% — стали, 11-12% — никеля, 10% — золота, 5% — меди.

Встреча советника по национальной безопасности США Джейка Салливана (крайний справа) с членом Политбюро ЦК КПК Ян Цзечи (крайний слева).

Вспомним санкции в отношении «Русала», введенные в апреле 2018 года. Они нарушили глобальную цепочку поставок алюминия и привели к росту цен на 30%. Это затронуло потребителей алюминия в Европе, США и Азии, включая производителей автомобилей, производителей банок с газировкой, крупнейших горнодобывающих компаний. В конце 2018 года санкции с «Русала» сняли.

«После закрытия отгрузок из России на рынок Евросоюза положение дел будет посложнее — все-таки он один из основных рынков для отечественных металлургических заводов и комбинатов. Кое у кого там есть и собственные активы, например, группа НЛМК имеет предприятия в Италии, Франции, Бельгии и Дании.

Установление “железного занавеса” против сбыта из России может привести к прекращению поставок, к сокращению выпуска плоского проката, вызвав ценовую лихорадку у европейских покупателей», — говорит независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.


Заменить российские металлы и сплавы европейцам и американцам достаточно проблематично. Скорее всего, западные покупатели просто откажутся от прямых контрактов, полагает генеральный директор завода металлоконструкций МАМИ Александр Царёв.

Альтернативные рынки

«Помимо Европы, большой спрос имеется на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Индии, Азии. Российские экспортеры по-прежнему могут продавать в страны СНГ (Казахстан, Туркменистан и др.)», — добавляет Сагалаев.

По его словам, на данный момент ключевым экспортным направлением является азиатский рынок. Пока не возобновятся поставки в Европу, российские металлурги переключатся на азиатских покупателей, используя китайско-российские совместные предприятия, считает эксперт.

В свою очередь доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г. В. Плеханова Михаил Хачатурян подчеркивает, что при выходе на альтернативные рынки придется вносить значительные коррективы в маркетинг и логистику. «Также надо быть готовыми к тому, что на указанных рынках уже весьма значительное положение занимают металлургические корпорации Китая и Индии, которые будут не очень рады видеть новых сильных игроков.

Внутренний рынок

В любом случае российские металлурги продолжат продажи на внутреннем рынке. Леонид Хазанов даже не исключает снижения цен: «Например, “Северсталь”, столкнувшаяся с отказом европейских клиентов от уже заказанного металла из-за санкций против ее владельца Алексея Мордашова. В Европу она отгружала до 2,5 млн тонн стали. Ей надо компенсировать выпадающие объемы сбыта и доходы (на реализацию в Европе приходилась треть ее выручки — 3,9 млрд долларов). В таких условиях часть освободившейся продукции она может попробовать продать на иных рынках, часть — в России».


Аналогичным образом могут поступить и другие российские металлургические компании. Повышать цены для отечественных потребителей или наращивать экспорт за границу в ущерб внутреннему рынку в текущих условиях государство вряд ли позволит.

Как полагает Михаил Хачатурян, поддержка металлургов со стороны государства может с одной стороны поддержать спрос, а с другой — послужит фактором снижения цен на металл, что позволит металлургам загрузить производственные мощности.

«Внутренний спрос на металлы продолжает получать поддержку со стороны строительного сектора и промышленности.

В ближайшие несколько месяцев стоимость металла снизится. Это связано не только с политическими и экономическими факторами, но и с государственной регуляцией цен и ограничительным мерами», — говорит Царёв.

Сворачивать ипотечные госпрограммы нельзя. Иначе стройки остановятся.

По мнению Хазанова, удешевление стали может привести к уменьшению стоимости строительства (доля стального проката в ней может достигать 15% и даже больше, в зависимости от типа объекта) и предотвратить остановку строительства новостроек.

Впрочем, Александр Царёв не так оптимистичен. По его мнению, цены на строительство жилья вряд ли упадут, а если это и произойдет, то не из-за снижения стоимости металла: «В строительстве жилья металл имеет не такую большую долю. Кроме того, из-за санкций и растущего курса валют повышается себестоимость переработки металла. То есть сырье станет дешевле, а его переработка дороже, и эти цены компенсируют друг друга. В конечном итоге подрядчики будут закупать готовый металл как минимум по старой цене».

«Северсталь» покидает Европу. Что ждет Старый свет без российской стали?

«Северсталь» прекратила экспорт стальной продукции в страны Евросоюза, сообщил «Коммерсантъ». По данным источников «Интерфакса», «весь автотранспорт, который на момент объявления санкционного списка был в пути, разворачивали, где застали — и на погранпунктах, и у складских ворот клиентов».

Европейские клиенты «Северстали» принялись отказываться от российской стальной продукции после того, как владелец компании Алексей Мордашов попал в список лиц, в отношении которых власти Евросоюза ввели санкции. Теперь всем европейцам запрещены любые сделки с Мордашовым и подконтрольными ему компаниями, включая «Северсталь». Для европейских импортеров «Северстали» такое решение фактически означает «черную метку», поэтому они и стали расторгать контракты.

Для «Северстали» европейский рынок входил в число стратегических — компания отгружала в страны Старого света 2,5 миллиона тонн стальной продукции, зарабатывая в Европе 34% от всей своей выручки — порядка 3,9 миллиардов долларов.


Теперь перед «Северсталью» стоит задача переориентировать поставки на другие рынки. Это Азия, Африка или Латинская Америка, может быть, Австралия.

Правда, потенциальные покупатели могут потребовать значительных скидок на металл под предлогом, что они будут приобретать его у «неблагонадежной компании», сами рискуя угодить под санкции Европейского Союза».

Но и для европейского рынка прекращение поставок «Северстали» ничего хорошего не сулит.

Местная черная металлургия страдает от чрезмерно высоких цен на энергоресурсы — стоимость коксующегося угля уже пробила отметку 400 долларов за тонну, природного газа — 2000 долларов за тысячу кубометров. Одновременно мощности сталелитейных и прокатных заводов не могут полностью удовлетворить спрос в Старом Свете.

«Северсталь» продавала в Европу продукцию хорошего качества и по приемлемым для потребителей ценам. Теперь она недоступна, и европейцам придется обращаться к другим поставщикам, которых в Европе не так уж и много.

Что это значит? На европейском рынке в ближайшие дни возможно формирование дефицита, который может быть ликвидирован двумя способами. Первый — европейские металлургические предприятия увеличивают производство. Но это непросто на фоне дороговизны топлива и может занять несколько месяцев. Второй — вырастет импорт, главным образом, из Китая, крупнейшего производителя стали на планете. Этот сценарий совсем невыгоден металлургам Старого Света, периодически сталкивающихся с демпингом из КНР.


От прекращения поставок российской стали пострадают самые разные отрасли экономики Европейского Союза и прежде всего автомобилестроения: из ее проката изготавливались детали для таких производителей, как Mercedes, Volkswagen, BMW и Porsche. Также «Северсталь» продавала сталь для нужд строительства и производства бытовой техники.

Соответственно, цены на стальной прокат в Европе сейчас взлетят, больно ударив по всем бывшим клиентам «Северстали». Им станет гораздо затратнее и сложнее выпускать автомобили, бытовую технику, строить дома, ведь придется приложить усилия для поиска поставщиков, способных обеспечить достойное качество продукции и цены не выше, чем были у «Северстали». В итоге Европейский Союз, как и в случае с «Северным потоком-2», сам себя наказал.

Стальная доля

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

Российские предприятия черной металлургии должны будут переориентировать на восточное направление около 4 млн т стальной продукции в год. Причина — санкции и другие ограничения, введенные западными странами против России в ответ на военную спецоперацию на Украине.

Такая предварительная оценка приводится в письме президента ассоциации «Русская сталь» (объединяет крупнейшие компании черной металлургии), основного владельца «Северстали» Алексея Мордашова, которое он отправил первому вице-премьеру Андрею Белоусову 28 марта. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил один из членов ассоциации. РБК направил запросы в «Русскую сталь» и аппарат Белоусова.

По данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, ЕС в 2021 году импортировал из России 3,74 млн т готовой стальной продукции. Из них 2,86 млн т пришлось на плоский прокат.

Какие ограничения ЕС ввел на сталь и сырье из России

«Северсталь» сообщила 2 марта, что прекращает поставки в Европу в связи с тем, что ее основной акционер Алексей Мордашов попал под санкции Евросоюза. 15 марта ЕС ввел запрет на импорт широкой номенклатуры стальной продукции из России. В список среди прочего попали непокрытый горячекатаный и холоднокатаный стальной прокат, сортовой прокат, некоторые виды сварных и бесшовных труб. Но запрет не распространяется на стальной сляб и железную руду, одним из крупнейших поставщиков которых в ЕС является Россия.

В начале марта «Литовские железные дороги» сообщили о прекращении перевозок продукции «Металлоинвеста», акционер которого Алишер Усманов был внесен в санкционный список ЕС. В прошлом году эта транспортная компания перевезла более 1 млн т продукции «Металлоинвеста». К тому же некоторые грузы из России, включая металлы, отказываются принимать некоторые европейские порты.

Кто был основным поставщиком в Европу

Из трех крупнейших российских производителей плоского проката основным поставщиком в ЕС являлась «Северсталь», напоминает руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) экспортирует в Европу незначительные объемы и больше ориентируется на Ближний Восток. Группа «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) в основном экспортирует в ЕС сляб (не попал под санкции), из которого затем можно выпускать стальной прокат: компания поставляет его на свои европейские активы для дальнейшей переработки.

«Мы сейчас решаем технические вопросы, связанные с перенаправлением той стальной продукции, которая раньше продавалась в Европу, на альтернативные рынки, включая Азию», — говорит представитель «Северстали». Он утверждает, что компания видит спрос на свою продукцию на альтернативных рынках. РБК также направил запрос в пресс-службу ММК.

По словам Красноженова, перенаправление плоского проката, высвобождающегося с европейского направления, не должно составить проблемы для российских сталелитейщиков. Но им придется изменить логистику и давать скидки новым покупателям, говорит он. Тем не менее азиатский рынок «переварит» такой объем, уверен эксперт. К тому же у компаний есть возможность поставлять часть товаров в Северную Африку и на Ближний Восток.

Сколько металлурги продавали в Европу и Азию

Доля продаж в Европу в выручке «Северстали» в 2021 году составила 31%. Каких-либо существенных объемов в Азию не продавалось. В выручке ММК Европа составляла 7%, Азия — 4%. Доля Европы в выручке «Металлоинвеста» составляла 29,3%, азиатского рынка — 8,5%.

В то же время «Распадская» («дочка» Evraz) получала от продаж в Европу 11%, в Азиатско-Тихоокеанский регион — 32%. У «Мечела» на Европу приходилось лишь 13% выручки добывающего сегмента, на Китай — 38%, другие азиатские страны — еще 18%. В выручке металлургического сегмента компании доля Европы была 18%, Азии — 2%.

Какие перспективы у сталелитейщиков в Азии

Китайский рынок огромен, на него приходится более 50% общемирового потребления многих сырьевых товаров, таких как сталь, никель, медь, говорится в отчете инвесткомпании «Атон», поступившем в РБК. Но в Китае мощное собственное производство, поэтому на импорт приходится лишь 25% потребления. По мнению аналитиков, это ограничивает возможности замещения российскими товарами импорта из других стран. Переориентация российского экспорта с «недружественных стран» (Европа и США, которые ввели санкции против России) на Китай может оказаться труднее, чем кажется на первый взгляд, говорится в отчете.

Спотовые цены на сталь на рынке Китая составляют $809 за тонну горячекатаного проката, что вдвое ниже, чем в Европе ($1577) и на 23% меньше котировок с поставкой в портах Черного моря ($1050), отмечают эксперты. Поэтому направление поставок в Китай не сулит российским производителям существенных экономических выгод.

Еще не факт, что Китай будет основной площадкой для российского проката, уходящего с европейского рынка, признает Красноженов. По его мнению, компаниям из России скорее придется конкурировать с китайскими производителями в других странах и территориях — в Малайзии, Вьетнаме, на Тайване, Филиппинах и в Индонезии. К тому же можно сократить долю проката и увеличить экспорт полуфабрикатов для его производства — слябов, добавляет эксперт.

С учетом текущих высоких цен пространство для маневра очень большое: цены на стальную продукцию, руду и уголь до сих пор на исторических максимумах и их снижение не ожидается, заключает Красноженов.

Перспективы увеличения поставок российской железной руды в Азию лучше, чем стальной продукции, отмечают аналитики «Атона». Китай импортирует это сырье в колоссальных объемах — более 1,1 млрд т в год — и легко может абсорбировать объемы из России. Уголь, который шел на Европу, также будет легко перебросить в Азию, так как российские «Мечел» и «Распадская» уже являются там поставщиками, считает Красноженов. РБК направил запрос в пресс-службы «Мечела» и «Распадской».

Как быть с доставкой

По расчетам ассоциации «Русская сталь», при переориентации на Восток расстояние доставки грузов увеличится более чем в три раза — с 2,3 тыс. до 7,9 тыс. км. Это приведет к дополнительным расходам компаний в 17 млрд руб. в год, говорится в письме Мордашова Белоусову.

Кроме того, это потребует роста затрат на фрахт — уже сейчас его стоимость в морские порты Турции выросла более чем в 2,5 раза, в морские порты Китая — в четыре раза, добавляет владелец «Северстали».

Стоимость транспортировки на настоящий момент подскочила на фоне ограниченного доступа к портам и резкого ослабления рубля, указывают аналитики «Атона». По словам Красноженова, для переориентации поставок в Азию компании будут активнее использовать порты Дальнего Востока и Каспийского моря.

Часть российских компаний стремится сменить вектор и активно развивает сотрудничество с китайскими партнерами — в связи с этим на экспортно-импортные перевозки по маршруту Россия — Китай количество заявок возросло и в настоящее время практически в два раза превышает возможности инфраструктуры, сообщила 30 марта «дочка» РЖД — «РЖД Логистика».

В 2021 году в восточном направлении по сети РЖД на экспорт было отправлено 5,5 млн т черных металлов (на 16% меньше, чем в 2020 году) и 4,5 млн т железной руды (-2%). Учитывая повышенный спрос к перевозкам в восточном направлении, БАМ и Транссиб работают на пределе своих возможностей, говорит представитель РЖД. Для расширения экспортных возможностей РЖД ведут переговоры с «Китайскими железными дорогами» по дополнительной передаче грузовых поездов, добавляет он.

Представитель РЖД отдельно отмечает, что есть возможность увеличения перевозки грузов по альтернативным направлениям, где инфраструктура недозагружена. Например, по транспортному коридору Север — Юг: через погранпереход Самур в Азербайджан и через Азербайджан либо через порты Каспия».

Читайте также: