Курсы по расчету металлических конструкций

Обновлено: 02.05.2024

Доброго времени суток всем!
Мне нужна помощь опытных инженеров-конструкторов/расчетчиков( я начинающий проектировщик, ну как начинающий. проработала 4 года инженером 2 категории в нефтянке практически не двигаясь с места, выполняя одну и ту же работу по аналогам. на форуме нашла похожую тему, но парень, который обращался за помощью, с 2009 года форум не посещает. я очень хочу научиться разбираться в расчетах, готова долго и упорно сидеть над книжками вникать, вспоминать все нужное с институтского обучения, но мне нужна помощь опытных специалистов, чтоб направили в нужное русло, с чего начинать? Я понимаю, что надо вспомнить весь сопромат, строймех, а потом уже браться за МК, КЖ, фундаменты. Может кто подскажет, с чего начать в первую очередь? может какую литературу посоветуете? Заранее спасибо

Вот именно в такой последовательности и надо двигаться. Но не только вспомнить, но ещё вникнуть и разобраться.
Успехов.

Я бы посоветовал отталкиваться как раз от жизненных примеров (МК, КЖ), и что не понятно углубляться в сопромат, строймех и.т.д.
Иначе у вас уйдет куча времени как раз на сопромат, строймех (а там много чего есть), и не факт что вы все поймете и освоите. А реального представления расчета конструкций так и не будите иметь.
Если у вас есть начальные знания сопромата, строймеха; пусть с пробелами, пусть поверхностно, но вы их изучали в институте.
Берите какой нибудь реальный пример (небольшой, пускай даже балочную клетку для начала) и постарайтесь полностью ее запроектировать. Собрать нагрузки, посчитать балки, колонны, фундаменты, законструировать узлы(можно и по серии, но разобраться в серии как правильно подобрать, и что посчитать) но главное все сделать самой.
Будут возникать вопросы как это сделать, как найти усилия в балках, посчитать в ручную, посчитать в расчетной программе, сравнить и еще много вопросов..
Вот здесь и придется углубляться в сопромат, строймех, СНиП и т. д. но конкретно уже отвечая на возникающие вопросы.
поймете зачем вообще нужен сопромат, строймех применительно к расчетом.
Для начала ищите простые инженерные подходы для расчета вашего примера. Применять те допущения к расчетам когда не были так широко распространены расчетные программы на основе МКЭ.
Эти допущения можно и в SCAD, ЛИРА использовать. (т.е. это имеется ввиду как правильно замоделировать конструкцию, тем на форуме много)
Да и потихоньку осваивать какую то распространную программу (SCAD, ЛИРА) очень даже желательно.

Добавлю:
возможно сразу даже в простом примере все не получиться сделать и вы застопоритесь на чем то. Сделайте все что можете и отложите.
Берите другой пример. Потом когда нибудь вернетесь к тому что вы не смогли сделать. Может вас осенит, может найдете того кто вам подскажет или скажет где посмотреть. Может тему на форуме создадите и вам подскажут, может подробный пример интересующего вас расчета найдете и подробно в нем разберетесь и т.д.

Спасибо большое за развернутый ответ. я поняла что лучше начать с реального примера, но мне сложно самой придумать этот пример, может можно где то найти реальное задание на простую балочную клетку?

проработала 4 года инженером 2 категории в нефтянке практически не двигаясь с места, выполняя одну и ту же работу по аналогам

Вспоминая сопромат, придется вспоминать и элементы высшей математики, которые потребуют знания математики "обычной". Видно плохо нам в школе объясняли, зачем нужны все эти интегралы.

Если совсем забыли ЖБ и МК то сначала лучше пробежаться по "Бирюлев В.В. Металлические конструкции (вопрос-ответ)." и "Габрусенко В.В. Основы расчета железобетона в вопросах и ответах. 2002" , если строй.мех повторить то можно поискать вузовские методички или сразу взять Даркова (там как раз в конце есть глава посвящена повторению операций с матрицами).
Ну а потом если поглубже ЖБ освоить теорию то это Байков, а по металлам Беленя и Горев.

Пособия к СНиПам 80-х годов самое удобное; в них примеры с решениями сразу к СНиПовским формулам и пунктам привязаны, с пониманием расчетов за одно и знание СНиПа нарабатывается.

Расчеты конструкций (SCAD 11.5; Мономах 4.5; STARK ES); Техническое Обследование Зданий и Сооружений

Профессиональная переподготовка по программе "Проектирование металлических конструкций"

Металлоконструкции – это быстровозводимые сооружения, которые применяются повсеместно в строительстве и ремонте, а также при возведении капитальных объектов. Проектированием металлоконструкций занимается специалисты с высшим образованием – проектировщики. Они знакомы с техническими и эксплуатационными характеристиками всех типов конструкций, могут точно и в срок подготовить техническую документацию, в соответствии с ГОСТ и требованиям законодательства. Как правило, эту специальность получают в высших учебных заведениях, однако, для специалистов в смежных областях, имеющих высшее строительное образование, доступен альтернативный вариант – курсы профессиональной переподготовки.

16760217530_4f897233a9_z.jpg

Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК) реализует программы дополнительного образования, действуя на основании лицензии № 040564 от 16.01.2020 года. Программа переобучения по специальности проектировщик металлоконструкций доступна в дистанционном формате обучения. Пройти обучение могут специалисты с оконченным высшим образованием в области строительства, проектирования. По окончании курса слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. Документ позволяет преступить к работе сразу после обучения, а также претендовать на соответствующие вакансии в государственных и частных строительных организациях, архитектурных бюро.

Программа профессиональной переподготовки «Проектирование металлических конструкций»

Целью обучения является освоение слушателями новой специальности на базе уже имеющейся. Для этого им предлагается изучить перечень дисциплин:

  • Основы специальности: нормативно-правовая база;
  • Современные технологии в работе проектировщика металлоконструкций: наиболее часто используемые программы;
  • Технологические процессы на производстве: соответствие конструкций архитектурно-строительным решениям;
  • Функциональные и эксплуатационные свойства металлоконструкций;
  • Расчет массы конструкций;
  • Оптимизация проектных решений с целью уменьшения трудоемкости при изготовлении, монтаже и повышении безопасности эксплуатации конструкций;
  • Сметное дело в проектировании: расчет стоимости работ;
  • Техническая документация.
  • Продолжительность обучения на курсах профессиональной переподготовки варьируется от 250 до 520 часов, в зависимости от имеющейся квалификации слушателя.

Дистанционное обучение проектировщиков на курсах в МАСПК

Программы для специалистов в МАСПК адаптированы для дистанционного обучения. Данный формат оптимально соответствует потребностям слушателей, имеющих интенсивную занятость на основной работе, а также позволяет проходить переподготовку, совмещая обучение с основным видом деятельности. Преимуществами учебных программ МАСПК являются:

  • доступность образовательных программ самому широкому кругу специалистов, независимо от региона проживания;
  • прием на курсы переподготовки осуществляется без экзаменов, что делает данный формат образования удобной альтернативой обучению в вузе;
  • индивидуальный график занятий;
  • модульный принцип обучения, позволяющий создать индивидуальную образовательную программу для каждого, с учетом образовательных потребностей конкретного специалиста;
  • библиотека научно-методической литературы доступная слушателям онлайн посредством доступа к образовательному порталу МАСПК;
  • итоговый документ: диплом о профессиональной переподготовке (установленного образца) по специальности «Проектирование металлоконструкций».

Вас заинтересовала учебная программа? Позвоните по контактному телефону, который вы видите на странице, или обратитесь к консультанту в чат.

Внимание!

Размещенные на сайте учебные планы несут ознакомительный характер и могут отличаться от предоставленных вам на период обучения.
Актуальную информацию по выбранному курсу можно получить у наших менеджеров, связавшись с ними по телефону или через форму на сайте.

Наша компания активно участвует в конкурсах и аукционах, размещаемых на основных электронных торговых площадках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Информация для заказчиков

Основы расчета строительных конструкций


- Научить рассчитывать такие конструктивные элементы, как балку, колонну, плиту, стену, арку и нить, причем, выполненных из разных материалов – металла, дерева, камня, железобетона.
- Дать представление о конструировании соединений элементов друг с другом.
- Показать принципы формирования строительных конструкций в целом.

  • О курсе
  • Формат
  • Требования
  • Программа курса
  • Навыки
  • Результаты обучения
  • Формируемые компетенции
  • Направления подготовки

О курсе

В процессе курса на многочисленных примерах дается представление о многообразии строительных конструкций как в отношении материалов, так и конструктивных схем. Анализируются основные нагрузки и воздействия на строительные конструкции. Основной упор курса делается на расчет таких конструктивных элементов, как балка, колонна, плита, стена, арка и нить; причем выполненных из разных материалов – металла (стали), дерева, камня (кирпича), железобетона. Далее дается представление о конструировании соединений элементов друг с другом. После чего показаны принципы формирования строительных конструкций в целом, в том числе большепролетных, пространственных и высотных. После анализа работы наземных конструкций дается представление о расчете фундаментов и грунтов оснований. Также ведется оценка ограждающих функций конструкций (тепло и звукоизоляция).

Формат

На данном курсе вам предстоит пройти 7 модулей, каждый из которых разбит по частям и включает в себя: видеолекции, конспекты лекции, дополнительную литературу к изучению раздела, а также методические указания для решения задач.
К каждому разделу предусмотрены практические задания и контрольные аттестации, которые необходимо выполнить и в конце пройти итоговую аттестацию для успешного завершения курса.

Требования

Специального уровня подготовки не требуется. Более эффективно освоение курса при наличии базовых знаний в области теоретической механики, сопротивления материалов и строительной механики.

Программа курса

Модуль 1. Предпосылки к расчету строительных конструкций.

Тема 1. Конструктивные элементы и формирование строительных конструкций.

Тема 3. Основные этапы расчета строительных конструкций.

Модуль 2. Нагрузки и воздействия.

Тема 1. Классификация нагрузок и воздействий.

Тема 2. Сбор нагрузок в соответствии с СП «Нагрузки и воздействия»

Модуль 3. Расчет каменных конструкций.

Тема 1. Каменная кладка как материал.

Тема 2. Прочностные и деформационные характеристики каменной кладки.

Тема 3. Основные расчетные зависимости для каменных конструкций.

Тема 4. Расчет каменных конструкций.

Модуль 4. Расчет железобетонных конструкций.

Тема 1. Суть железобетона, формирование железобетонных элементов, классификация железобетонных элементов.

Тема 2. Прочностные и деформационные характеристики бетона и арматуры.

Тема 3. Расчет по несущей способности на поперечный изгиб.

Тема 4. Расчет по несущей способности на сжатие.

Тема 5. Особенности расчета монолитных конструкций.

Модуль 5. Расчет деревянных конструкций.

Тема 1. Дерево как строительный материал, классификация и сортамент лесоматериалов.

Тема 2. Работа древесины под нагрузкой.

Тема 3. Основные расчетные зависимости.

Тема 4. Соединения и узлы деревянных конструкций.

Модуль 6. Расчет металлических конструкций.

Тема 1. Расчет элементов.

Тема 2. Соединения и узлы металлоконструкций.

Тема 3. Расчет металлоконструкций.

Тема 4. Основные расчетные зависимости.

Тема 5. Соединения и узлы деревянных конструкций.

Модуль 7. Расчет фундаментов и грунтов основания.

Тема 1. Фундаменты и грунты основания.

Итоговая аттестация.

Результаты обучения

После завершения этого курса слушатели

  • получат представление о многообразии строительных конструкций как в отношении материалов, так и конструктивных схем
  • научатся собирать нагрузки на конструкции
  • научатся рассчитывать такие конструктивные элементы, как балку, колонну, плиту, стену, арку и нить, причем, выполненных из разных материалов – металла (стали), дерева, камня (кирпича), железобетона
  • получат представление о конструировании соединений элементов друг с другом
  • усвоят принципы формирования строительных конструкций в целом, в том числе большепролетных, пространственных и высотных
  • получат представление о расчете фундаментов и грунтов оснований
  • научатся вести оценку ограждающих функций конструкций (тепло и звукоизоляция)

Формируемые компетенции

овладение принципами расчета, а также проектирования и конструирования строительных конструкций

Направления подготовки

Навыки

Навыки анализа работы и расчета строительных конструкций на всех уровнях – от расчета отдельных элементов и конструирования их соединений, до формирования конструкции в целом и анализа ее устойчивости.

П-04 Проектирование и конструирование зданий и сооружений

- Введение. Настройки программы. Пользовательский интерфейс. Основные принципы работы.
- Создание сетки осей.
- Создание уровней.
Стены. Построение стен. Создание нового типа стены. Редактирование профиля стены.
Инструменты редактирования.
- Работа с дверьми. Добавление двери в проект. Загрузка из библиотеки.
- Работа с окнами. Добавление окна в проект. Загрузка из библиотеки.
- Работа с витражами. Создание нового типа витража.
- Лестницы. Построение лестницы. Редактирование лестницы. Копирование лестницы по этажам.
- Работа с проемами.
- Работа с крышами. Крыша по контуру. Крыша выдавливанием. Редактирование крыши.
- Работа с перекрытиями. Создание и редактирование перекрытия.
- Ограждения. Создание и редактирование ограждения.
- Инструменты создания свободных форм и концептуальных моделей.
- Генеральный план, работа с топоповерхностью.
- Работа с площадями помещений. Разбиение на зоны. Создание помещений.
- Создание цветовой экспликации помещений.
- Создание разрезов и фасадов.
- Работа со спецификациями. Создание и настройка спецификации. Редактирование спецификации.
- Компоновка и печать чертежа. Размещение планов, фасадов, разрезов, спецификаций на листе.
- Визуализация. Установка камеры. Настройки Визуализации.

Модуль №3 Проектирование и расчет оснований и фундаментов зданий и сооружений
  1. Виды фундаментов и области их применения.
  2. Принципы проектирования оснований и фундаментов. Основные положения. Конструкции фундаментов мелкого заложения.
  3. Проектирование фундаментов, возводимых в открытых котлованах. Расчет оснований по деформациям и несущей способности.
  4. Свайные фундаменты. Типы свай и виды свайных фундаментов. Проектирование свайных фундаментов.
  5. Фундаменты глубокого заложения и их применение при строительстве. Конструкции фундаментов. Основные положения расчета фундаментов глубокого заложения.
  6. Фундаменты в сложных грунтовых условиях, в том числе на слабых сильно сжимаемых грунтах.
  7. Усиление оснований и фундаментов.
  8. Автоматизированный расчет фундаментов.
  9. Практическая работа «Проектирование свайного фундамента и фундамента мелкого заложения»
Модуль №4 Проектирование и расчет железобетонных конструкций
  1. Виды железобетонных конструкций и области их применения. Прочностные и деформационные характеристики бетона.
  2. Железобетонные конструкции без предварительного напряжения.
  3. Предварительно напряженные железобетонные конструкции.
  4. Основы конструирования плит, балок и колонн. Конструктивные требования к армированию элементов.
  5. Расчет сечений элементов по предельным состояниям первой группы.
  6. Расчет прочности по нормальным сечениям изгибаемых элементов.
  7. Расчет прочности по наклонным сечениям изгибаемых элементов.
  8. Расчет прочности внецентренно сжатых элементов.
  9. Расчет сечений элементов по предельным состояниям второй группы.
  10. Расчет по образованию трещин.
  11. Расчет по раскрытию трещин.
  12. Конструктивные схемы зданий. Нагрузки. Основные положения статического расчета каркаса зданий.
  13. Практическая работа «Проектирование плиты перекрытия и колонны каркаса»»
Модуль №5 Проектирование и расчет металлических конструкций
  1. Материалы для конструкций из металла. Строительные стали.
  2. Расчет металлических конструкций по предельным состояниям.
  3. Расчет элементов металлических конструкций по различным видам силовых воздействий.
  4. Соединения элементов металлических конструкций.
  5. Балки, балочные конструкции.
  6. Центрально сжатые колонны и стойки.
  7. Компоновка каркаса одноэтажного производственного здания.
  8. Ограждающие конструкции.
  9. Особенности статического расчета поперечной рамы каркаса.
  10. Проектирование стропильной фермы.
  11. Проектирование колонны каркаса.
  12. Практические занятия по проектированию металлических конструкций
Модуль №6 Автоматизация проектирования с использованием AutoCAD
  1. Введение в AutoCAD. Назначение, возможности, области применения. Ввод команд и параметров. Начальные навыки работы.
  2. Команды управления экраном. Формирование 2-х мерных примитивов.
  3. Справочные команды. Редактирование 2-х мерных примитивов.
  4. Расширение возможностей формирования чертежа: свойства примитивов, вспомогательные режимы рисования.
  5. Назначение и область применения 3-х мерной графики в системе AutoCAD.
  6. Пользовательские системы координат (ПСК). Блоки и их атрибуты. Ссылки.
  7. Оформление технических чертежей в системе AutoCAD. Образмеривание чертежей. Нанесение штриховки.
  8. Рациональные приемы выполнения чертежей в системе AutoCAD. Вывод чертежей на принтер и графопостроитель.
  9. Программное окружение системы AutoCAD.
  10. Выполнение итогового задания «Автоматизация процессов проектирования с использованием AutoCAD».
Модуль №7 Проектирование зданий и сооружений с использованием SCAD Office
  1. Основы прочностных расчетов методом конечных элементов с использованием вычислительного комплекса SCAD. Объекты расчета и проблемы моделирования. Общие принципы выполнения прочностных расчетов с использованием комплекса SCAD.
  2. Порядок создания расчетной схемы для проведения расчетов методом конечных элементов в вычислительном комплексе. Ввод информации о геометрии расчетной схемы. Возможности вычислительного комплекса по созданию расчетных схем конструкций различного вида. Задание характеристик узлов и элементов конечно-элементной модели. Задание схем загружений.
  3. Выполнение расчетов. Управление расчетом и документирование результатов. Графический анализ результатов расчета.
  4. Выполнение специальных расчетов и работа с постпроцессорами. Подготовка данных для выполнения специальных расчетов. Подбор арматуры в элементах железобетонных конструкций. 5. Проверка несущей способности элементов стальных конструкций.
  5. Программы-сателлиты комплекса SCAD в составе системы SCAD Office. Обзор программ-сателлитов комплекса SCAD. Проектно-аналитические программы КРИСТАЛЛ, АРБАТ и КАМИН. Проектно-конструкторские программы МОНОЛИТ и КОМЕТА. Вспомогательные программы для расчетов геометрических характеристик сечений стержневых элементов. Конструктор сечений, КОНСУЛ, СЕЗАМ, ТОНУС. Программы ФОРУМ, КРОСС, ВеСТ.
  6. Выполнение итогового прочностного расчета.

Обучение проводится 4-5 дней в неделю (по будням). Занятия проходят в вечернее время с 18.30 до 21.30 Практико-ориентированное обучение, возможно обучение по индивидуальной программе и графику
Удобные условия оплаты
(рассрочка на 6 месяцев).
Стоимость обучения 72 000 руб.
Диплом Санкт-Петербургского политехнического университета с правом ведения нового вида профессиональной деятельности в области строительства Длительность обучения - 5-6 месяцев (550 ак. часов)
Форма обучения - очно-заочная
Место проведения занятий - Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д.29 , Гидрокорпус-2

Образец диплома:

diploppobl
dip3-1

vv

Виктория
Викторовна
29.03.2021 г.

ayu


Алиса
Юрьевна
29.03.2021 г.

Николай
Михайлович
Главный инженер проектов
ЗАО "МЕТРОКОН"
29.03.2021 г.


Любовь
Александровна


Кирилл Игоревич
Начальник отдела
ООО «Газпром проектирование»
11.03.2020 г.

Курс целиком удовлетворил моим потребностям в обучении: от основ сопромата и строительной механики к проектированию и расчету основных элементов строительных конструкций, с использованием современного ПО. Я восхищен профессионализмом и энтузиазмом преподавателей: прекрасно понимая, как трудно за шесть месяцев провести студентов к этой же цели, что и «дневников» за четыре года, они обращают внимание на самое важное, дают направление для самостоятельного поиска. Именно такой, «вводный» курс мне был важен для дальнейшего профессионального роста в своей организации, которая переходит на ЦИМ (BIM), что затрагивает не только наших архитекторов и проектировщиков, но и сметчиков, экономистов, плановщиков, айтишников — практически все подразделения. Важно и то, что Политех объединяет в одном курсе и «советскую классику» сопромата и строительной механики, и самые последние версии современного ПО для проектирования и расчета зданий.
Желаю новым студентам найти свой путь в мир Строительства!

Наталья
Инженер-конструктор
АО "Хакель"
март 2020 г.

Все отлично! Я не имею строительного образования. Пошла на курсы, чтобы иметь возможность проектировать металлические сооружения. Информацию давали кратко и
по существу, отвечали на все вопросы по специфике проектирования металлоконструкций. А знания по железобетонным конструкциям получились для меня приятным бонусом, что делает меня специалистом более широкого профиля.


Дмитрий
Александрович
Руководитель проектов
ООО "ГУАР"
29.07.2019 г.


Посещал данные курсы в связи с желанием освежить в памяти полученные ранее знания (ПГС) в области проектирования и конструирования зданий и сооружений непосредственно как проектировщик. Преподавательский состав показался мне имеющим высокие знания в своей области, а также способным преподнести эти знания студентам, достаточно полно и ясно отвечая на возникающие вопросы.


Илья Владимирович
Руководитель группы проектирования
ООО "БиСиЭс"
29.07.2019 г.

Отлично подобранная команда профессиональных преподавателей. Курс обеспечивает получение базовых знаний для проектировщиков раздела АР и КЖ.

0551


Ирина
Инженер ТО
ООО "Интекс"
26.07.2019 г.

Хороший, познавательный курс. Очень понравились дисциплины «Проектирование и расчет металлических конструкций», «Проектирование и расчет железобетонных конструкций», «Проектирование и расчет оснований и фундаментов зданий и сооружений» и их преподаватели.

misha1


Михаил
Группа компаний Озон,
главный технолог, к.х.н.
лето 2017


Курсы «Проектирование и конструирование зданий и сооружений» позволяют получить знания в проектировании жилых зданий, 3-dвизуализации проектных решений, компьютерном расчете конструктивных схем зданий на высоком профессиональном уровне. Достаточно сложная программа требует времени и серьезного отношения к обучению, позволяя получить большой объем практических навыков проектирования и конструирования в сжатые сроки.


Андрей
Инженер программист
Слушатель курса
весеннего семестра 2016 г

Я пришел на программу переподготовки специалистов по направлению "Проектирование и конструирование зданий и сооружений", имея при этом высшее образование по специальности, не относящейся к строительству, и работая инженером-программистом. В ходе процесса обучения получил базовые знания для дальнейшей работы по новому для себя направлению. Курс позволяет быстро получить навыки по проектированию и получить диплом, позволяющий вести дальнейшую профессиональную деятельность.


ПОЛЯКОВ
Александр Александрович

Слушатель курса
весеннего семестра 2015 г

Понравилась четкая организация курсов. В целом курсы дали положительный эффект. Особенно хотелось бы отметить курс железобетона. Все было предельно ясно, никакой воды, преподносилось все доходчивым языком.
Заинтересовал своей областью преподаватель курса "Обследование строительных конструкций зданий и сооружений" Улыбин А. В. Приглашал специалистов из других фирм, рассказывал и показывал различные особенности своей деятельности на практике, что всегда усваивается намного лучше.

Курсы расчетчиков МК - to be, or not to be ?


«Рассуждай токмо о том, о чем понятия твои тебе сие дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?». Так говаривал небезызвестный Козьма Прутков, и тут с ним спорить, видимо, бессмысленно. Специфика работы автора – занятие расчетами с 1978 года в Ростовском отделении системы ЦНИИПСК – позволяет ему компетентно судить только о расчетах металлоконструкций. Не то чтобы я уж совсем не разбирался в конструировании (без этого и в расчетах “далеко не уедешь”), но не считаю все же себя вправе давать по этому поводу какие-либо советы по более-менее сложным вопросам. Поэтому тема будет освещена достаточно узкая: исключительно расчеты стальных конструкций.

Расчетчики, кто они такие ?

«А кто такие, собственно, эти расчетчики», спросите вы, «чем занимаются, что обязаны знать и уметь? Вот я посчитал вчера балочку перекрытия, я расчетчик?» Попробуем разобраться.

Раньше, ещё лет 40-45 назад, основным (и часто единственным) расчетчиком был, как правило, уже не молодой человек с весьма солидным опытом. Только он мог посчитать более-менее сложную конструкцию и за это пользовался в своей организацией, а частенько и за ее пределами, непререкаемым авторитетом. Называли его исключительно по имени отчеству, был он совершенно незаменим и постоянно востребован, получая при этом одну из самых больших зарплат по организации.

Все кардинально изменилось с появлением ЭВМ, точнее даже сказать не просто ЭВМ, а именно персональных компьютеров. Современная техника и программное обеспечение создают в глазах инженера опасную иллюзию легкости расчетов и их доступности: можно считать всем и всё, если знаешь, как работать в программе. Это условие в их представлении является необходимым и достаточным, а знания всяких там механик/сопроматов на сегодня никому не нужным - как-никак 21-й век на дворе. И надо признать, что очень часто эти надежды оправдываются, что с первого взгляда только подтверждает мнение, о достаточности научиться пользоваться тем или иным программным комплексом, а дальше «машина» все сделает сама. Увы, это только с первого и довольно поверхностного взгляда. Как всегда имеются свои существенные «но», куда же без них J

Во-первых, чтобы считать в программе, некие знания по строительной механике и сопромату все же нужны. Ну, хотя бы для того, чтобы составить корректную расчетную схему. Попытка задания всего здания или сооружения «как есть» приводит подчас не к уточнению расчета, а к его полной непригодности. Это напрямую вытекает из теории вероятности, согласно которой общая вероятность события равна произведению вероятностей отдельных его факторов. А факторы неопределенности - да они есть всегда, например, учет совместной работы основания и каркасной части при отсутствии геологии под каждым из фундаментов, учет пространственной работы сооружения без учета податливости узлов, да и просто вероятность ошибок при большем объеме исходных данных, несмотря ни на какие копирования. Де факто получается, что чтобы посчитать конструкцию «как есть» знаний как раз надо гораздо больше, чем для упрощенного варианта с элементарной плоской расчетной схемой. А чтобы составить последнюю…

Во-вторых, как бы этого нам не хотелось, но разработчики программ не понесут никакой ответственности за произошедшую, не дай Бог, аварию по вине неверного расчета, даже в случае неоспоримых доказательств именно их вины. Об этом явно и недвусмысленно написано в лицензионном соглашении. Вина однозначно будет возложена на исполнителя, проверщика и ГИПа, а к последнему может быть вообще применена и уголовная ответственность. Именно поэтому ГИПы кровно заинтересованы в наличии человека, в расчеты которого они верят и стараются соответственно с такими людьми «дружить»

В-третьих, и это, наверное, самое главное, абсолютно верные исходные данные при правильности работы программы, не гарантируют в общем случае верный результат. Это связано с чисто математическими проблемами при операциях с матрицами. Причем, будет «хорошо», если программа откажется считать вовсе, много хуже, если расчет пройдет, а результаты. Есть, конечно, моменты, которых стоит избегать в любом случае (например, большая – на порядки - разница в погонных жесткостях), но полностью исключать возможности потери точности вычислений нельзя никогда. Причем, чем схема сложнее, тем вероятность наступления данного фактора выше. Многим эта проблема покажется надуманной – и очень зря, с ней встречаешься много чаще, чем бы хотелось L. Из вышесказанного однозначно следует обязательность оценки полученных результатов.

О чисто технических ошибках, которые все делают постоянно, даже и говорить не стоит – ну написал по невнимательности 5,30 т вместо 53,0 т, ну с кем не бывает.

Так что же должен уметь современный расчетчик достаточно высокого уровня? Если просто перечислять по пунктам, то покажется, что очень и очень немного. Он должен уметь составлять рациональные расчетные схемы, собирать нагрузки, знать и уметь работать в одном (лучше нескольких) расчетных комплексах и, что самое главное, уметь проанализировать полученные результаты. Без последнего, расчет ничего не стоит ни с технической ни с финансовых позиций, а инженер его выполнивший, сработал в большой степени просто как оператор ЭВМ (таких еще часто называют «кнопочниками», хотя это и не вполне справедливо). А вот если разобраться с каждым из пунктов конкретно, то ситуация выглядит уже с-о-о-о-всем по-другому, причем зачастую нужны те знания и умения, которым в ВУЗе не обучали вовсе L. Сюда следует добавить, что совершенно необходимо представлять и элементы конструирования, пусть и не детально.

Расчетчик же высшей категории, кроме вышеперечисленных обязательных элементов, должен уметь решать любую задачу вовсе без компьютера. В том числе и методами, приводящими к «точному» результату. Конечно, для мало-мальски сложной системы делать он этого реально никогда (?) не будет – проще подождать неделю ремонта компьютера или сходить за помощью к друзьям, чем «разгонять» моменты в течение пары месяцев, но теоретически и практически такие люди это умеют. Именно в процессе приобретения таких навыков приходит настоящее понимание работы строительных конструкций, как говорят «инженерная интуиция» или «чувство конструкции». Таких специалистов, к сожалению, очень не много, но именно к ним обращаются также и по всем прочим вопросам расчета, вплоть до сварных швов J.

Если Вы не согласны с приведенными здесь рассуждениями, дальше читать бесполезно – эти курсы не для Вас. С остальными пойдем дальше.

На кого рассчитаны эти курсы

Если в двух словах, то на инженеров, желающих научиться не просто нажимать кнопки, а делать это совершенно осознано и главное, умеющих оценить полученный результат.

Если немного подробнее, то материалы, которые планируется представить здесь, предназначены в основном для инженеров, собирающихся специализироваться на расчетной работе при проектировании металлоконструкций. То, что только металлоконструкций, конечно, не совсем верно, но специфика работы автора не позволяет ему рассматривать темы, связанные с другими строительными материалами, о чем, собственно, уже было сказано выше. А вот что расчетная специализация принципиально нужна, есть полная уверенность, основывающаяся на всем опыте работы автора в этой области, общения с проектировщиками из самых разных проектных фирм, вынужденных заказывать серьезные расчеты «на стороне», а также на разборе расчетных материалов в качестве приглашенного эксперта.

Инженеры-конструкторы, которые планируют совмещать расчеты с конструированием, тоже, конечно, получат полезные сведения, но значительная часть материала может быть для них избыточной. Кроме того, специфические знания по механике, сопромату, математике достаточно быстро забываются, если ими регулярно не пользоваться. С конструкциями проще – если что забыл, открыл серию, справочник или учебник, увидел «картинку» и сразу вспомнил что да как. Быстро можно вспомнить и порядок расчета сечений по готовым формулам из норм. А вот с указанными выше предметами так не получится, придется разбираться «по-новой».

Минимально-необходимый уровень подготовки абитуриентов

В любом деле, чтобы получить профессиональные знания, на первом месте стоит желание научиться, но, к сожалению, этого зачастую мало.

Поскольку курсы рассчитаны на профессиональных инженеров, необходим определенный уровень первичной подготовки. После некоторых сомнений, данный уровень был определен как средний уровень инженеров, закончивших ВУЗ по технической, предпочтительно строительной, специальности, отработавших в реальном строительном проектировании некоторое время и почувствовавших некий дефицит практических знаний и умений. Твердые базовые знания необходимо иметь по сопромату, строительной механике, металлическим конструкциям и высшей математике. Прекрасно, если эти предметы нравились во время учебы и просто отлично, если у вас математический склад мышления.

Еще одним немаловажным фактором является умение работать с технической литературой, а также готовность к самообразованию и, как следствие, к некоторым потерям личного времени.

Разумеется, проверять Вашу квалификацию никто не собирается, но если после прочтения материала Вы ничего не поймете – проблема, скорее всего, Ваша – весь базовый учебный курс здесь повторяться не будет, так как целью курсов является отнюдь не повторение ВУЗовских программ, а расширение индивидуальных знаний и их практическое применение.

Форма проведения занятий

В качестве формы проведения занятий выбрано заочное обучение на интернет-площадке с дозированной выдачей письменной информации по соответствующей теме. Это позволит курсантам без излишней спешки вникать в рассматриваемый материал и задавать вопросы по теме в течение всего периода обучения и еще одного месяца после закрытия темы.

Планируемые курсы предполагают самостоятельное решение ряда заданий по изучаемой теме с целью закрепления и углубления знаний. Ведь именно при самостоятельной работе и возникает большинство практических вопросов, на которые можно оперативно получить ответы.

После завершения темы все курсанты получают финальный электронный вариант лекций, возможно откорректированный в процессе освещения, в связи с поступившими вопросами. Материал будет представляться в формате Word, что позволит курсантам составить свой индивидуальный конспект, с внесением своих коментариев, пояснений, добавлений и, возможно, в результате создать свой личный “талмуд” расчетчика.

Исходя из выше сказанного, эту форму обучения было бы правильнее назвать не курсами, а «самообразованием под руководством наставника»

Планируемые темы занятий

Из анализа дискуссий на форуме www.dwg.ru, вопросов от сотрудников РО ЦНИИПСК и оценки расчетных материалов, представленных на экспертизу, предварительно намечены следующие укрупненные темы.

1. Элементы строительной механики, теории расчета сооружений и их частей.

2. Элементы сопротивления материалов.

3. Сбор нагрузок на конструкции зданий и сооружений.

4. Проверка несущей способности элементов по СП 16.13330.2017 “Стальные конструкции” и деформативности по СП 20.13330.2016.

5. Пошаговые руководства по расчету конкретных видов стальных конструкций от сбора нагрузок до оформления расчетов.

Далее чуть подробнее по каждой части.

1. Элементы строительной механики, теории расчета сооружений и их частей

В данную часть объединены методы определения внутренних усилий в элементах, рассматриваемые в вузовских курсах обычно на предметах «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Строительная механика» и в некоторой (весьма ограниченной) мере «Теория упругости».

Основное внимание уделено приближенным инженерным методам, используемым обычно для оценки результатов расчета по компьютерным программам. Сведения о точных методах приведены в основном справочно, за исключением случаев, когда их применение практически целесообразно. В рассматриваемом курсе приведены также рекомендации о рациональных методах решении вопросов в компьютерных программах без привязки к какой-либо конкретной из них. Теоретический материал снабжен подробно разобранными примерами расчета и предлагаемыми заданиями для самостоятельного выполнения.

Предполагается осветить следующие основные укрупненные темы.

- расчетные схемы зданий и сооружений; выбор расчетной схемы;

- анализ геометрической неизменяемость системы; мгновенная изменяемость;

- расчет статически определимых систем (балки, фермы, рамы);

- методы расчета статически неопределимых систем (точные и приближенные);

- определение перемещений в стержневых системах для оценки деформативности;

- расчетные длины стержневых элементов и практические методы их определения;

- оценка результатов «машинного» расчета.

2. Элементы сопротивления материалов

В целях устранения дублирования в предлагаемом курсе основ сопромата рассмотрены исключительно методы определения напряжений при различных видах напряженно-деформированного состояния, в том числе и при стесненном кручении. Данный раздел предполагает выполнения ряда самостоятельных расчетов по изложенным подробно разобранным примерам.

3. Сбор нагрузок на конструкции зданий и сооружений

Данная тема обычно проходится в учебном процессе наспех, если вообще проходится. Раздел призван конкретизировать, разъяснить и показать, как конкретно собираются и прикладываются нагрузки для различных видов зданий и сооружений. Планируется осветить нюансы, которые чаще всего упускаются проектировщиками.

4. Проверка несущей способности элементов по СП 16.13330.2017 «Стальные конструкции» и деформативности по СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия»

В разделе планируется осветить основные принципы и виды расчетов металлоконструкций, изложенные в нормах. Будут показаны различные тонкости, неувязки и даже ошибки, присутствующие на сегодня в СП. Предполагается показать как можно, используя системные знания, расширять методики норм – использовать, так сказать, «дух» норм, а не только их «букву».

Предполагается осветить методы оценки несущей способности конструкций приближенными ненормативными методами.

5. Пошаговые руководства по расчету конкретных видов стальных конструкций от сбора нагрузок до оформления расчетов

Это, конечно, основной раздел курсов, ради которого они, собственно, и задумываются. Список темы не окончателен – он может меняться в соответствии с текущим спросом.

Предполагается комплексно со сквозными примерами рассмотреть следующие виды зданий, сооружений и их частей (*).

1. Расчет профилированного и плоского настила.

2. Расчет прогонов.

3. Расчет стропильных и подстропильных ферм.

4. Расчет балок покрытий и перекрытий.

5. Расчет подкрановых балок.

6. Расчет подкраново-подстропильных ферм.

7. Расчет каркасных зданий и сооружений.

8. Расчет антенных сооружений.

9. Расчет отдельно стоящих дымовых труб.

10. Расчет вытяжных башен.

11. Расчет опор линий электропередач.

12. Расчет бункеров.

13. Расчет силосов.

14. Расчет водонапорных башен и баков.

15. Расчет резервуаров.

16. Расчет конвейерных галерей.

17. Расчет купольных конструкций.

18. Составление задания на фундаменты.

(*) Нумерация тем не означает четкий порядок их рассмотрения. Исходя из востребованности, они могут быть рассмотрены в произвольном порядке или вообще идти параллельно.

Подробную программу по каждой теме, срок начала и окончания, а также ее стоимость можно узнать будет на сайте. Правда, на данный момент никакого сайта нет L, точнее состоялась пока только первая встреча с потенциальным разработчиком.

Все укрупненные разделы, кроме последнего, являются в некотором роде «общеобразовательными» для расчетчиков и могут быть вполне проигнорированы. При этом следует иметь в виду, что в разделах расчетов непосредственно конструкций все изложенные в частях 1 – 4 выводы и положения будут просто применяться без подробных пояснений.

Для всех разделов курсов будет приводиться справочная информация, поиск части которой может представлять определенные проблемы.

Дополнительная информация

В Советском Союзе существовало несколько школ проектирования металлоконструкций, ассоциированных в основном с подразделениями Центрального Научно Исследовательского Института Проектирования Стальных Конструкций (ЦНИИПСК), Не то чтобы эти школы сильно отличались, но по отдельным вопросам имели свое мнение и старались от него не отходить. Была, и в определенной степени осталась, такая школа и у нас в Ростовском отделении ЦНИИПСК. Сформировались, естественно, и некая технологическая последовательность и принципы расчета. Именно о них и будет идти речь в дальнейшем.

Следует четко представлять, что в определенных моментах это вовсе не догма – все можно сделать и по-иному - но и развернутых дискуссий (в отличие от вопросов) по этому поводу не предусмотрено. Одним словом, учу тому и так, как сам знаю и умею, а окончательное решение всегда за вами.

Заключение

В результате раздумий при подготовке материалов и формирования структуры будущего сайта,, было принято решение расширить планируемый формат: к курсам добавить еще коммерческие консультации и экспертизы реально выполненных расчетов на предмет их корректности и оптимальности.

Платность курсов и их узкая направленность вызывают у автора некоторые сомнения в их востребованности. Впрочем, их необходимость или, напротив, никчемность этого начинания, сможет показать только практика и время. Ну и ваши предварительные соображения, конечно.

Читайте также: