Кузнец работы по металлу

Обновлено: 18.05.2024

Художественная ковка — это изготовление изделий, выполняющих не только практические, но и эстетические функции, способом горячей или холодной ковки. Главное отличие художественной ковки от обычной в том, что создаваемые поковки обретают художественную значимость, превращаясь в произведение искусства.

Исключительно эксклюзивный забор в стиле арт-деко Эксклюзивный кованый стол со стеклом Художественная ковка

С помощью художественной ковки делают предметы интерьера, элементы декора, каминные и садовые решетки, мебель, скамейки, самые разнообразные бытовые изделия.

Владение изделиями художественной ковки во все времена являлось признаком высокого статуса и богатства. Мастер-кузнец, или, как их сейчас называют, художник по металлу, долго приобретал свои знания и навыки, развивал художественный вкус. Трудиться ему приходилось в очень тяжелых условиях, работа требовала больших затрат на материалы и была сопряжена с риском увечий и пожаров.

Античная мифология даже приравнивала кузнецов к богам — кузнецами были греческий Гефест и римский Вулкан, скандинавский Тор и японский Амацумара. Поэтому художественная ковка и в прошлом, и сегодня стоит дорого.

История художественной ковки

История художественной ковки начинается сразу в нескольких точках древнего мира — в Китае и Месопотамии, в Египте и в Европе, в зоне проживания кельтских племен. Именно там были впервые обнаружены кованые изделия, обладавшие, кроме утилитарного, еще и художественным значением.

История художественной ковки

История художественной ковки

Древние мастера украшали свою продукцию изображениями и орнаментами. Художественная ковка была отмечена во всех отраслях хозяйства — украшали оружие и домашнюю утварь, решетки и ограды, части механизмов и предметы культа. После расцвета искусства художественной ковки в античном мире средневековые мастера во многом утратили достижения времен Римской империи. Узоры стали намного проще, практически исчезли крученые прутки. Эпоха Возрождения стала возрождением и для искусства художественной ковки. Вновь открывались античные секреты, разрабатывались новые методы и художественные приемы. Особенно славились итальянские мастера из княжеств в регионах Милана и Турина, создававшие великолепные доспехи и оружие.

Кованые изделия Кованое кресло-качалка

Начало широкого применения энергии воды и пара для механизации работы кузнечных горнов и молотов привело к началу технической революции — кованые изделия стало возможно выпускать массово. Однако художественная ковка не потеряла своего особого положения и продолжает цениться и в наши дни именно за свою уникальность

Инструменты для ковки

Набор инструментов античного кузнеца был нехитрым, но стоил по тем весьма дорого. В него входили:

  • Кузнечный горн — приспособление для разогрева заготовки до высокой температуры.
  • Ручные меха для раздувания углей.
  • Наковальня — массивная металлическая отливка или поковка, на которой заготовке придают желаемую форму.
  • Кузнечный молоток и молот.
  • Клещи.
  • Оправки, зубила и т.п.
  • Емкость с жидкостью для охлаждения поковок.

Но для того, чтобы выковать корабельный якорь или тележную ось, требовалась уже стационарная кузница. В ней устанавливали тяжелую большую наковальню, большой горн и закрепленные рядом с ним меха с ручным или ножным приводом. Ставился также прочный верстак и большие тиски. В состав инструмента добавлялись также большое количество оснасток, подкладок, пробойников, струбцин, а также измерительные инструменты сообразно эпохе. Кузнец работал не один — обладающий большой физической силой и выносливостью подмастерье сначала раздувал меха, чтобы болванка в горне раскалилась докрасна, а потом с размаху бил большим кузнечным молотом в то место, которое намечал маленьким молоточком — ручником мастер — кузнец.

В современной мастерской художественной ковки принципиальных изменений в составе инструмента не произошло, разве что измерительный инструмент стал точнее, а вместо установки громоздкого горна и мехов появилась возможность нагревать заготовки в муфельных печах или индукционным способом.

Особняком стоит группа оборудования для холодной ковки — изменения формы металлических прутков, проката или труб в холодном состоянии путем приложения механической силы. В нее входят различные станки для холодной формовки прутковых и профильных заготовок

Технология холодной ковки получила большое распространение, поскольку позволяет без длительного обучения и сложного оборудования получать недорогие художественные изделия начального уровня.

Виды кузнечных работ

Кузнечные работы подразделяются на несколько подвидов:

  • Свободная ковка — нагретая до температуры пластичности болванка одной стороной лежит на наковальне, а по другой наносятся формующие удары молотом или специальными инструментами
  • Штамповка — нагретая или холодная заготовка помещается в специальную форму — штамп, ограничивающую ее со всех сторон, и уже эта форма подвергается ударам молота или статическому давлению.
  • Холодная ковка — холодная прутковая заготовка изменяет форму на специальных станках.

Свободная ковка подразделяется в свою очередь на подвиды:

  • Обыкновенная ковка — происходит придание болванке формы готового изделия за один или несколько последовательных циклов ковки
  • Сварка – соединение двух или более нагретых деталей в одно изделие
  • Обжимка криц — подготовительная операция, в ходе которой проходит уплотнение и сваривание пастообразной железной массы в единый слиток.

Виды современного кузнечного оборудования

Современное кузнечное оборудование для художественной ковки по форме и назначению практически не отличается от античного или средневекового. Изменились материалы — молоты и наковальни, молотки и пробойники, тиски и струбцины делают из современных высокопрочных сплавов, что существенно поднимает их долговечность и эффективность.

Другое важное изменение — это способ нагрева. Традиционный горн с ручными или ножными мехами уступает свое место муфельным печам для мелких заготовок и системам индукционного нагрева. Это существенно снижает трудоемкость, вредность и опасность для здоровья и имущества

Кузнечные станки

Кузнечные станки применяются для холодной ковки – изменение формы прутковой или профильной заготовки под механическим воздействием. К ним относятся:

Улитка с воротом и поворотным лемехом Твистер для холодной ковки Гнутик для холодной ковки Волны для выполнения волнообразного изгиба заготовки

  • Гнутики — общее название станков для изгиба заготовки в одном или нескольких направлениях по заданному радиусу.
  • Волны для выполнения волнообразного изгиба заготовки, с заданным шагом и радиусом волны
  • Твистеры, или торсионы — для скручивания заготовки (или группы заготовок) по продольной оси
  • Улитки — для формирования спиралевидных завитков на конце прутка.

Станок для холодной ковки Станок для изготовления витой трубы

Холодная ковка прекрасно подходит для изготовления элементов оград и решеток, балясин, завитков, предметов декора помещений и ландшафтного дизайна. Станок для холодной художественной ковки несложно сделать своими руками, если мастер владеет навыками слесарных и сварочных работ.

Индукционные нагреватели

Индукционный нагреватель предназначен для разогрева болванки до температуры пластичности. Нагрев происходит вследствие того, сто в поверхностном слое металла, помещенного в сильное переменное магнитное поле, наводятся вихревые токи, или токи Фуко. С их помощью можно разогреть болванку намного равномернее, быстрее и безопаснее, чем с помощью традиционного кузнечного горна.

Индукционный нагреватель промышленного производства даже небольшой мощности стоит десятки, а то и сотни тысяч рублей. Поэтому в Сети публикуется много схем типа «Как сделать индукционный нагреватель своими руками». Важно понимать, что в конструкции устройства применяется высокое напряжение и большие мощности. Для самостоятельного изготовления потребуются инженерные знания в области токов высокой частоты и навыки электромонтажника.

Технологические особенности художественной ковки

Процесс ручной художественной ковки металла разбивается на несколько отдельных операций. Начинается он с разогрева болванки в горне или другом типе нагревателя. В зависимости от качества угля, подачи воздуха в горн и массы заготовки разогрев может занять от нескольких минут до нескольких часов. При изготовлении изделий, имеющих сложную форму, большое количество деталей или отверстий, изделие может остыть. Тогда его возвращают в горн и повторяют нагрев.

Собственно ковочные операции бывают следующие:

  • Осадка. Удары молотом наносятся сверху вниз, исходная высота уменьшается, а ширина увеличивается. Это подготовка заготовки для вытяжки.
  • Вытяжка. Удары по заготовке наносятся вдоль продольной оси вдоль, и заготовка плющится в направлении ударов, и длина ее таким образом увеличивается.
  • Раздача — подвид вытяжки, применяется для увеличения диаметра пустотелых заготовок.
  • Прошивка – получение отверстий, углублений или пазов.
  • Закручивание – многократный поворот одной части заготовки относительно другой. При этом используются тиски, клещи, а при значительном сечении заготовки — и специальные вороты.
  • Рубка — процесс разрубания изделия на две или более части. Применяется также для коррекции формы и размеров изделия. Иногда из заготовки вырубают готовое изделие, пользуясь для этого фигурными штампами.
  • Гибка – проводится для изменения формы изделия при изготовлении деталей кольцевой или гнутой формы.
  • Сварка — соединение в единую деталь двух или нескольких частей.

При ковке металла своими руками следует соблюдать общую последовательность операций, при этом при изготовлении каждой конкретного изделия в части из них необходимость может и не возникнуть.

По окончании ковки изделие окунают в емкость с жидкостью для охлаждения и закалки. Традиционно используют воду, однако при ковке специальных сортов стали, таких например, как булат, применяют различные кислоты и масла. Легенда гласит, что некоторые мастера после ковки меча охлаждали его, втыкая в тело раба.

Разновидности художественной ковки металла

Наиболее сложные и изысканные изделия получают способом традиционной, горячей ковки. Этим способом можно выковать как обычные прутья решетки, таки элементы ажурной ковки, такие, как листья и цветы, стилизованные фигурки животных и замысловатые орнаменты.

Горячая художественная ковка металла

Горячая художественная ковка металла

Холодная ковка не позволяет достичь таких же высот художественной выразительности, но имеет свои явные достоинства: низкую себестоимость и высокую повторяемость изделий в серии.

Холодная ковка

К холодной ковке иногда относят и технику чеканки. В этом случае на тонкий лист металла с помощью набора остроконечных инструментов и молотка наносят узор, состоящий из множества вмятинок и черточек, складывающихся в высокохудожественное изображение.

Элементы кованых узоров

Изделия холодной ковки можно отнести к одному из типовых элементов:

Элементы кованых узоров

Элементы кованых узоров

  • Завиток.Спиралевидный завиток может быть однонаправленный и двунаправленный- то есть с изменением направления закручивания спирали. На практике при использовании прутка 10-12 мм можно получить до 5 витков спирали
  • Двойной завиток, или китайский фонарик. Это пространственная конструкция из двух или более элементов, каждый из которых является обычной двухрядной спиралью. Изготовляется на твистере
  • Волюта.Завиток односторонний или двухсторонний, используется для отделки решеток, балюстрад, мебели.
  • Крутень.Скрученный вдоль продольной оси пруток (или несколько прутков). Используется для балясин, элементов декора, рукояток каминных инструментов
  • Навершие. Используется как конечный элемент на прутьях решеток, Это пика, к которой прикрепляется ряд завитков.

Все эти элементы можно получить и методами горячей ковки, однако трудоемкость работ и потребная квалификация кузнеца, а, следовательно, и стоимость, возрастет при этом многократно.

Последовательность окончательной сборки отдельных кованых элементов

Для соединения объемных деталей изделий художественной ковки в окончательную конструкцию, применяют несколько способов:

  • Сварка. Горячая сварка требует нагрева места соединения, что не всегда возможно. Для соединения элементов, полученных способом холодной ковки, применяют электросварку или газосварку
  • Клепка. Для этого в месте соединения в каждой детали необходимо проделать отверстие, в которое будет вставлена заклепка и расклепана.
  • Кольцом. Два пересекающихся прутка, например, в решетке, часто соединяются разогретым кольцом, концы которого свариваются. Так же соединяются и куски кованых цепей.

Плоские детали соединяются своими способами:

  • Фальцовка — смежные кромки скручиваются вместе.
  • Чеканка – смежные кромки изделий счеканиваются, путем вытеснения части одной детали в объем другой.
  • Сварка.

На практике могут применять и различные комбинации перечисленных методов.

Кузнец — всем ремеслам отец

Кузнец — всем ремеслам отец, фото № 1

Сложно сказать, когда именно появилось кузнечное ремесло.

Оно древнее — в том нет сомнений. Недаром говорят: «Кузнец — всем ремеслам отец». Именно коваль мог изготовить плотнику топор, а швее — иглу. Хотя, конечно, игла могла быть и костяной, но железная, все-таки, надежнее.

Считается, что профессия кузнеца возникла в 9–7 веках до н.э. в эпоху «железного века».

Коваль занимается производством металлических изделий, он кует раскаленный металл, его стихия — огонь. Традиционно мужское ремесло требует особых навыков и силы. А кузни всегда строились на отшибе, чтобы избежать лишнего риска пожара для деревни.

В истории кузнечного дела, связного с работой мастера и его удаленным местом жительства, о мастерах возникло не одно поверье. А их роль в обществе неоднократно менялась. Часто кузнецы выступали в роли ведунов и чародеев, они изготавливали атрибутику для обрядов, к ним обращались за медицинской помощью.

Искусство кузнеца всегда было магическим, благодаря его власти над огнем и металлом.

На Руси считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и излечить болезнь и прогнать порчу. И даже извести нечистую силу: в эпосе именно кузнец побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.

Профессия эта всегда была «божественной». Вспомним древнегреческого Гефеста — искусного кузнеца и «изготовителя» молний для самого Зевса. У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота по наковальне.

Наковальня — один из трех «основных» инструментов кузнеца.

Она бывает разной и называется иногда «страшно» — например, однорогая или двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом».

Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить и 10, и 12 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу.

Не менее важны для коваля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послал ему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достать из огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, — продолжение руки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретым металлом, ковать, пока горячо.

Когда-то свой кузнец был в каждой деревне, он перенимал тайны профессии от отца или мастера. Сейчас кузнечному искусству учат и в училищах. Раньше кузнец был «частью» производства, а в наши дни упор идет на художественную ковку.

Но все-таки каждый настоящий коваль — художник по металлу. Даже когда получаешь заказ и утверждаешь эскиз, всегда в какой-то момент видишь его иначе, и в результате на свет появляется оригинальная вещь со своей историей. Маленький штрих может полностью поменять картину.

Не так давно я делал петли на ворота в форме ящерицы. И решил добавить одну деталь — корону, которая превратила простую ящерку в королевну, а затем — в Медной горы Хозяйку из уральских сказов.

На воротах, как известно, петли всегда смотрят друг на друга, поэтому ящерок из горна выползло четыре штуки. И они все немножко разные, потому что куются вручную, а значит, все — со своим характером. Поскольку у меня получились Хозяйки горы, то у них должна была быть корона, и даже простой крепеж — гвозди — пришлось доводить до ума вручную. Они в результате получились другой фактуры и цвета.

В наши дни кузнец чаще всего делает кованые заборы, ворота, мебель и предметы интерьера. Но иногда и простой гвоздь может стать арт-объектом. Я люблю делать волшебные «чудо-гвозди», как я их называю. Они и функциональны, и красивы. В старину железные гвозди в богатых домах использовали как крючки. Мой «чудо-гвоздь» надо забить в стену и загадать желание. И оно непременно исполнится.

В современном мире есть нанотехнологии, которые предполагают манипуляции с устройствами настолько маленькими, что ничего меньшего быть не может. А на самом деле первыми применили нанотехнологии кузнецы еще в глубокой древности, когда ковали дамасскую сталь.

Чтобы ее выковать, нужно собрать «пакет» из пластин разных марок стали, чередуя при ковке их между собой. Ковка идет в быстром темпе, чтобы металл не остыл.

Кузнечное ремесло было повсеместно широко распространено. В кузнях изготавливали все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: от ножей до лопаты и сковороды.

А еще там ковалось боевое оружие и военное снаряжение - мечи, копья, шлемы, кольчуги. При этом кузнецу надо было уметь работать и с деревом.

Взять хотя бы древние щиты. Они делались из дерева и служили защитой от стрел и ударов копья и меча, а затем красились в яркие цвета и часто украшались различными узорами. Красный был наиболее употребляем и символизировал власть.

Щит для состоятельных воинов обковывался по периметру металлическими накладками ручной работы, которые защищают от рубящих ударов. По центру же располагался железный умбон - бляха конической формы для защиты кистей.

Ценители средневековых доспехов и вооружения есть и сейчас. И у кузнецов бывают заказы на щиты и мечи – конечно, не для боевых сражений, а для исторических фестивалей или просто для красивого интерьера.

Для меня в таких заказах принципиально максимально соблюсти историческую правду. И в процессе работы открывается много интересного. Например, мало кто знает, что раньше металл чернили или воронили обычным репчатым луком, а дерево склеивали рыбьим клеем или клеем, сваренным из сухожилий.

Очень важен и орнамент на щите, который для древних воинов становился дополнительной защитой - оберегом. Часто для узора брался так называемый триксель, или трискеле. Это закрученные три линии, исходящие из одного центра. У кельтов и скандинавов триксель часто встречается в виде трех стилизованных змей и называется змеевиком. Точно так же его называли и славяне. Триксель можно увидеть и на Кавказе на башнях Вайнахов, и в Индии.

Делает кузнец и украшения. Сейчас модна тема викингов и украшений, стилизованных в их стиле или сделанных по образу и подобию. Одним из таких украшений является булавка-фибула. Во времена норманнов еще не знали пуговиц, и в качестве застежек использовали различные булавки, пряжки и броши. Во многих домах одежду каждое утро зашивали у ворота и рукавов. Сейчас, конечно, есть и пуговицы, и «молнии», но фибулы все равно пользуются успехом. И каждый мастер-кузнец старается сделать их по-своему. Тут важно обращаться к историческим источникам.

Я люблю украшения, которые несут не только эстетическую, но и смысловую нагрузку. Моя авторская коллекция фибул родилась случайно - сначала были эксперименты, а потом одна за одной появились экземпляры, которыми я остался доволен. В результате одной из проб завязался узел, заплетение которого требует определенных навыков и опыта. Уже потом я узнал, что и до меня древние мастера вязали магические узлы из различных материалов.

А еще в коллекции есть вариация на так называемое кольцо тролля — оберег древних скандинавов. Это «закорючка» носилась, чаще всего, в качестве подвески и использовалась для «отражения» злых духов. Ее вешали и в домах над дверью — как в русских избах подкову, чтобы в дом не мог войти злой человек.

Работа кузнеца довольна сложна, но очень интересна и увлекательна. И заниматься ей можно, только если любишь свое дело. И это — один из главных секретов мастерства.

Ковка металла

Ковка – это обработка металла, которая выполняется для придания ему необходимой формы и размеров. Горячая ковка обеспечивает производство поковок, которые впоследствии будут использованы на производстве или в быту.

Горячая ковка крупногабаритных изделий

Горячая ковка крупногабаритных изделий

Надо отметить, что в последние годы особой популярностью стали пользоваться кованые изделия, используемые в качестве ограждений, ворот, решеток и пр.

Интересно о ковке металла

Интересный факт, одна из самых распространенных фамилий в мире произошла от кузнечного дела. Это Кузнецов в России, во Франции – Ферран, в Британии – Смит. Это говорит о распространенности этого ремесла по всему миру.

Кузнечное дело

Основой слова коварство, является глагол ковать. Дело в том, что многие народы и племена считали кузнечное дело малопонятным и покрытым тайной. Коварь (кузнец) изготавливает ковы, вяжет путы, так со временем существительное коварство обозначало мудрость, навыки, умение. Со временем, оно стало означать злобные планы и умыслы. Одновременно появились и словосочетания ковать свое счастье и ковать свою судьбу, носящие позитивный смысл.

Во время массовой унификации производства и применения такого оборудования, как прокатное, штамповочное, использование компьютерного управления практически вытеснило кузнечное дело из тяжелой индустрии, но оно осталось и пользуется популярностью и дизайнеров и специалистов по проектированию интерьеров. Современные кузнецы изготавливают продукцию, которая применяется при создании ограждений, лестниц, архитектурного оформления зданий и пр.

Прокатное оборудование для холодной ковки Горячая штамповка

Но наш век, привел к тому, что проектирование кованых изделий выполняют на специальных конструкторских 3D программах, предназначенных для разработки деталей различного назначения.

Свободную ковку применяют ко множеству металлов. С помощью этой операции выполняют и предметы обихода, и предметы, представляющие собой художественную ценность. Кстати, этот способ обработки металла применяют и в ювелирном деле. В самом деле, самый ковкий металл – это золото. Оно обладает пластичностью, текучестью, тягучестью и многими другими свойствами, позволяющие получать из него бесценные изделия.

Ковка ювелирных изделий

Ковка ювелирных изделий

На практике применяют два основных вида ковки – горячую и холодную.

Основные способы ковки металла

Свободная ковка металла может быть выполнена, когда металл разогрет до определенного уровня. Такой способ называют горячей ковкой, и до недавнего времени это был основной способ производства кованых деталей.

В последние несколько десятков лет стал набирать популярность способ холодной ковки. Этот способ отличается тем, что его применение позволяет сэкономить на производственных площадях, пропадает необходимость в содержании энергозатратного кузнечного горна и пр.

Горячий метод ковки

Как уже отмечалось выполнение горячей ковки, возможно, при нагреве металла до температур, при которых он изменяет свои прочностные характеристики и приобретает пластичность, которая позволяет его относительно легко обрабатывать, используя ударный инструмент и различные приспособления. Горячая обработка металла предполагает использование некоторых технологий обработки металла, позволяющих разнообразить готовые изделия.

Между тем нагрев металла имеет и определенные недостатки. Во-первых, нагрев металла, подразумевает то, что в мастерской должен быть установлен кузнечный горн или муфельная печь. Надо сразу отметить, что наличие такого оборудования подразумевает наличие расходов на его обслуживание и на топливо. Во-вторых, использование открытого огня – это небезопасное занятие и требует от мастера соблюдения повышенных мер безопасности. В-третьих, горячая ковка требует того, чтобы мастер обладал определенными знаниями и навыками в части температурных параметров металла.

Ручная ковка

Ручная ковка металла должна выполняться в специально оснащенной мастерской. В перечень оснащения входит следующее оборудование и устройства:

  • горн или муфельная печь;
  • система отвода воздуха;

Наковальня, представляющая собой солидных размеров (до 250 кг весом) металлическую чушку, которая может обладать такими технологическими приспособлениями, как рога, калиброванные отверстия. Для ее изготовления применяют сталь 45Л.

На наковальне может быть выполнена ковка металла своими руками и придание нагретым заготовкам необходимых форм и размеров.

Кроме того, на поверхности наковальни существует возможность ковки листа.

Холодный метод ковки

Большая часть работ холодной ковки выполняется на специально спроектированном для этих целей оборудовании. Можно назвать определенный перечень оборудования, который применяют для холодной обработки металла. Как правило, такое оборудование показывает свою эффективность при выполнении больших объемов работ при архитектурном оформлении зданий и сооружений.

Среди оборудования, применяемого при получении изделий холодной ковкой можно назвать следующее:

  • торсионный, с его помощью выполняют кручение прутка вдоль оси;
  • волновой, на нем выполняют различные волнообразные детали.

Всего парк оборудования для холодной ковки насчитывает порядка десятка единиц. Некоторые работают от мускульной силы оператора, некоторые от электрического привода. Некоторые умельцы занимаются самостоятельным изготовлением подобного оборудования.

Ковку выполняют с помощью ручных или механических ударных инструментов, это может быть, кувалда или пресс, который может работать от электрического, пневматического или гидравлического привода.

Ковка и штамповка обеспечивают получение деталей, которые имеют разные габаритно-весовые параметры и форму.

Использование ковки приводит к повышению механических параметров стали и оптимизирует его внутреннюю структуру. Именно поэтому ответственные детали, например, шатуны, производят применяя свободную ковку или штамповку. Ковку можно разделить на следующие типы — ручную и машинную. Для первой применяют ручной ударный инструмент (молот, кувалда и пр.) все работы по обработке металла выполняют на наковальне. Второй тип ковки выполняют на кузнечном оборудовании, оснащенными молотом и пр. При машинной обработке тяжелые и объемные заготовки обрабатываются под прессовым оборудованием, а менее размерные, и с меньшим весом обрабатывают на молоте.

Обработку металла с помощью ударов можно разделить на свободную ковку и обработку в штампах. Свободная ковка подразумевает то, что заготовку сжимают между прессом и основанием. Формирование готовой детали происходит за счет вспомогательного инструмента, которые применяет кузнец.

Кузнечные работы

При штамповке, металл приобретает форму и размеры в пределах инструментального штампа. Для изготовления отдельной детали необходимо изготавливать новый штамп. По сути, ковка и штамповка – это промежуточные технологические операции, которые приводят к получению заготовок, которые в дальнейшем будут проходить через дополнительную обработку, например, фрезеровку или сварку.

В промышленности широко применяют множество кузнечно-штамповочного оборудования. Его можно классифицировать по следующим параметрам:

  • по температуре обрабатываемой заготовки. Для этой операции применяют ковочные машины, оборудование для горячей и холодной штамповки как плоской, так и объемной;
  • по операциям, выполняемым на оборудовании. Разделяют заготовительное, основное и финишное КШО;
  • по методу подачи и удаления готовых изделий из рабочего пространства КШО. На практике применяют оборудование, на котором все эти операции выполняют вручную, в полу- и автоматическом режиме.
  • по виду привода. Прессы и штамповочные машины работают от электричества, сжатого воздуха, гидравлики и пр.
  • по ключевому параметру. Как правило – это номинальное усилие, создаваемое прессом или рабочий момент.

Индукционные нагреватели

Перед обработкой методом горячей ковки заготовки нагревают до определенной температуры. Для решения этой задачи применяют различное нагревательное оборудование. В этот список входят и индукционные нагреватели. В них проходят предварительный нагрев заготовки перед операциями штамповки, гибки, ковки и пр.

Такая форма нагрева обладает рядом достоинств перед другими типами, например, перед газовым или электрическим.

Повелитель огня и металла: интервью с мастером-кузнецом

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 1

Недавно у меня взяла интервью Ангелина Бржевская — о тайнах профессии и не только. Надеюсь, и вам этот рассказ будет интересен.

Повелитель огня и металла

Люди кузнечного дела с тяжелым трудом на «ты». А сама их профессия зародилась во времена, когда человек познакомился с огнем и начинал обрабатывать железо. Мне удалось задать несколько вопросов настоящему кузнецу и узнать удивительные подробности этой профессии. «Рискуйте, слушайте себя, а не советы других. У каждого свой путь, главное — пробовать» — это девиз по жизни мастера кузнечных дел Зелимхана Евлоева.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 2

Профессия кузнеца очень древняя. Я знаю, что во все времена она была магической, а работу с металлом приравнивали к волшебству. Кузнеца считали чуть ли не шаманом. Что поменялось за это время и где сейчас обучают кузнечному делу?

Древняя, да. Считается, что профессия кузнеца возникла в 9-7 веках до н.э. в эпоху «железного века». Но с течением времени люди перестали быть доверчивыми и верить в волшебство, поэтому сейчас «шаманство» кузнеца под вопросом (улыбается).

Раньше без кузнеца не обходилась ни одна большая деревня, а сейчас художественная ковка — это больше искусство, чем необходимость.

Поэтому мест, где учат кузнечному делу, не так много. Это либо колледж, либо художественный ВУЗ, где есть специальность «художественная обработка металлов».

Для того, чтобы стать кузнецом, есть три пути:

1. Пойти учиться в училище или институт;

2. Найти опытного кузнеца и уговорить его взять себя в подмастерья.

3. Или научиться всему самому. Я изучал кузнечное дело именно так — пошел по третьему пути.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 3

Из мифологии я знаю только Гефеста, как изготовителя молний для Зевса, а какие еще есть боги-кузнецы?

Профессия эта всегда была «божественной». Вы верно вспомнили про древнегреческого Гефеста. Но он не один кует молнии доя богов.

У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота по наковальне.

На Руси считалось, что кузнец может извести нечистую силу: в эпосе именно он побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.

Ну а у викингов есть Вёлунд. С ним связана очень интересное путешествие «через века». Этот кузнец в скандинавской мифологии — персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. Именно Вёлунд, после принятия древними германцами христианства, со временем превратился в Сатану, в немецком произношении «Воланд». Вспомним «Фауст» Гете. А уж оттуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста и Вёлунда. Но эти изыскания уже оставим для филологов.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 4

Почему кузнечное дело? С вашей внешностью надо было идти в модельный бизнес. Как вы вообще выбрали профессию кузнечных дел мастера и как долго ей учились? Не было ли искуса все бросить и заняться чем-то другим? Или вы успели попробовать себя в иных сферах деятельности?

Если бы все кузнецы уходили в модели, то наша профессия умерла бы (смеется).

Профессия затягивает, в ней и правда есть определенный шаманизм. Магия металла, когда кусок железа превращается в новое изделие, и все это делаешь ты, — сильная штука. Представьте: твердый металл в горне раскаляется и становится мягким, из него можно лепить то, что хочешь. И лично я от этого не могу отказаться. Так что искуса поменять профессию нет и быть не может.

Вы спрашивали, почему кузнеца считали колдуном. Это понятно, когда думаешь о самом процессе работы в кузне. Только представьте, что должны были думать люди прошлых веков, когда кузни стояли на отшибе. Это делалось совершенно по прозаическим причинам, чтобы избежать опасности пожаров. А многим казалось, что там творятся чудеса. Люди видели, как кузнец в всполохах пламени тюкает по наковальне, а в результате рождается новая вещь. Пусть это будет даже простая подкова. Но как она получилась из куска железа, понять непросто непосвященному.

Сам я долго шел к тому, чтобы называться кузнецом.

И профессий много перепробовал — и в цехе работал, и риэлтором был.

Я прошел весь путь от «низов». Начинал с лопаты к—ак говорится, «бери больше — кидай̆ дальше». Потом была сварка, затем «холодная ковка», а уже затем — магия горячего металла.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 5

Какие основные инструменты кузнеца? Сколько в среднем весит молот/кувалда? Наковальня — важная «часть» кузницы. Как выглядит самая удобная?

Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить по разному — от 100 граммов до 10 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Чем меньше вещь, тем меньше нужно металла и тем легче молот.

Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу. Сейчас молотобойца заменил пневматический кузнечный молот.

Не менее важны для коваля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послал ему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достать из огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, - продолжение руки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретым металлом, ковать, пока горячо.

Нет удобных и неудобных инструментов. Каждый вид той же наковальни существует для определенного вида работ и «специализации» кузнеца.

Так, деревенский кузнец ковал тяпки, грабли и подковы. Городской кузнец больше занимается художественной ковкой.

А есть еще кузнецы, которые делают ножи. И это особое искусство.

Это как один художник пишет маслом, другой — рисует пастелью, а третий — акварелью.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 6

С каким металлом работать легче всего? Какова температура металла, и только ли с железом работает кузнец?

Легче всего работать с мягким, как пластилин, металлом (смеется). А если серьёзно, любой металл кузнец должен разогреть. Температура от 300 до 1000 градусов и выше.

Все зависит от марки стали, с которой сейчас, в основном, я и работаю. Чаше всего это сталь СТ3. Именно она применяется для художественной ковки.

Ножеделы используют другие сорта, они больше «заточены» на технологические моменты.

Сталь — это сплав металлов. Раньше кузнецы работали с чистым железом, но оно мягкое, легко гнется. Поэтому у стали перед «чистым» железом есть множество преимуществ.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 7

Три главных качества кузнеца.

Как и во всех ремеслах, я думаю, это любовь к своему делу, терпение и постоянная наработка мастерства.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 8

Как и в любой сфере, в кузнечном деле есть конкуренция. Какая она? Я знаю, что вы делаете авторские вещи, сами создаете свои эскизы. Как заказчик выбирает именно вас? И как рождаются идеи, например, для Вашей работы «Хозяйка Медной Горы»?

Конкуренция есть, как и в любом деле. Но она честная, потому что человек видит твои вещи и сам принимает решение, у кого сделать заказ. Хотя кто-то берет ценой, а кто-то — качеством.

Мои изделия, даже сделанные для себя, — образчик для заказчика. Хотя я стараюсь не повторяться и всегда делаю не точную копию, а ее вариацию.

Я люблю штучные вещи и делаю именно их.

Если фантазия есть и у заказчика, это легче и сложнее одновременно, потому что у каждого из нас свое видение. И тогда эскиз не всегда просто согласовать. Но с эскизами работать легче, особенно если их присылает сам человек.

Кстати, я не создаю детальные эскизы, что тоже своего рода проблема. Мои работы рождаются в процессе работы, потому что металл ложится по своему.

В случае с петлями «Медной горы Хозяйка» именно заказчица хотела кованых ящериц. Но простых. А я доработал идею, добавил корону - и одной деталью превратил ящериц в Медной горы Хозяйку.

Приблизительно тоже самое получилось недавно и с кованой полкой. Я покрутил в голове ее туда-сюда и получилось два варианта подвеса — ее можно крепить на стене по разному.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 9

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 10

У Вас есть свой стиль? Какой он?

Я люблю функциональные вещи, а не просто красивые. Мой стиль и принцип работы — «декор плюс полезность».

Большинство моих работ выполнены в классическом стиле, хотя сам я больше люблю брутальную ковку. Сейчас я строю свою усадьбу, там и буду «отрываться» в этом стиле.

Что в основном заказывают у Вас?

Практически все кованые предметы интерьера и экстерьера —от подсвечников до ворот. Плюс ковка в историческом, скажем так, стиле для реконструкторов, и из этой категории мне больше всего нравятся щиты викингов. Я вообще люблю эпоху раннего Средневековья и с удовольствием работаю с такими вещами. Тут уж мне приходится быть не только кузнецом, но и столяром — я сам делаю деревянную основу щита, а потом ее обковываю. Хотя и при изготовлении кованых столов я работаю с деревом — делаю дубовые столешницы и, бывает, выжигаю их молниями Лихтенберга. Получается очень красивый узор.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 11

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 12

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 13

Умеет ли кузнец реставрировать металл и как?

Реставрация металлических изделий и была основной задачей деревенского кузнеца. Замена зубьев в бороне, вилах, граблях, ремонт лезвия косы и ножей и топоров — вот что он делал чаще всего. Замена зубьев, если коротко, производится так: удаляется старый зуб и ставится новый — заклепывается, то есть заклепка стягивает металл.

Сам я люблю реставрировать старые вещи — это, например, и замена ручек у винтажных ножей, и возвращение идеального «лука» старому подсвечнику. В первом случае я выковываю новую ручку, а во втором — зачищаю металл, крашу его и восстанавливаю какие-то детали.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 14

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 15

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 16

Самый необычный заказ из всех, что вы делали. Сколько времени проводите в мастерской? И как долго вообще делается авторская вещь?

Самым необычным заказом в последнее время, пожалуй, стала медная вытяжка в стимпанковском стиле, причем в его «викторианском» ответвлении.

До этого я особо в стимпанке не работал, а тут это было пожелание заказчицы, и мне понравился результат.

Я сейчас и для себя сделал костровую чашу — уличный очаг, только уже не викторианский стимпанк, а почти викингский, но с брутальными цепями и заклепками.

В стимпанке в ход идут старые детали от отработавших механизмов. Они приводятся в идеальный порядок и становятся частью арт-объекта, так сказать. Вот сейчас я делаю стол на пересечении стилей стимпанка и лофта из дерева и четырех колёс. Два — от старых промышленных тележек, а два побольше — от какой то советской сельхозтехники.

Когда интересный заказ, то хочется побыстрее увидеть результат, но проводить сутки в мастерской — не вариант.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 17

О том, что Вам нравится в профессии, мы уже говорили, а что вас в ней бесит?

Скажу честно — чудоковатые заказчики. Они попадаются не часто, но отнимают много нервов. Общение с людьми — одна из самых больших проблем, как и в любой профессии, связанной с работой с заказчиками или покупателями.

На десяток адекватных попадется один чудак.

Поэтому я перешел на изготовление готовых работ и не занимаюсь их монтажом.

Как Вы находите заказчиков или как они находят вас?

Сейчас все сидят в интернете. Первым делом все смотрят в сети контакты и изделия, которые хотят купить. У меня самого нет времени участвовать в выставках, и я развиваю свое присутствие в интернете.

У меня есть аккаунты в соцсетях, но главное — есть страница «Старая кузня» на сайте «Ярмарке мастеров». Вот там меня и видят заказчики и дизайнеры.

Плюс в последнее время я развиваю неожиданный для многих моих знакомых проект с викингами.

Читайте также: