Квота на экспорт лома черных металлов

Обновлено: 16.05.2024

Правительство России ввело квоты на экспорт металлолома и отходов черных металлов, постановление подписал премьер Михаил Мишустин, сообщила 30 мая пресс-служба правительства.

Ограничения установлены на два месяца – с 1 июня по 31 июля 2022 г. При суммарном экспорте за этот период за пределы ЕАЭС до 540 000 т пошлина составит 5%, но не менее 100 евро за 1 т (т. е. останется такой же, какая уже действует с 1 января 2022 г.). Но при превышении этого показателя минимальная пошлина вырастет до 290 евро/т.

Объем тарифной квоты «дифференцирован по регионам с учетом их промышленной специфики». В релизе поясняется, что решение направлено на предупреждение роста цен на внутреннем рынке и обеспечение потребностей в сырье отечественных метпредприятий.

Как писали «Ведомости», в конце июня 2021 г. правительство увеличило экспортные пошлины на лом черных металлов до 5%, но не менее 70 евро/т (до этого с 31 января ставки составляли 5%, но не менее 45 евро/т). Минпромторг тогда пояснял, что лом черных металлов является стратегическим сырьем для металлургической промышленности и от цен на него прямо зависит цена на арматуру. С января 2022 г. правительство вновь повысило пошлины.

По данным Минпромторга, в 2021 г. в России зафиксирован рекордный объем сбора лома черных металлов – более 30 млн т. Таким образом, по мнению правительства, введение повышенных пошлин не оказало негативного эффекта на ломозаготовительную отрасль.

По данным рейтингового агентства «Русмет», цена на металлолом с начала этого года снизились на 8,5% до 24 940 руб./т, а к уровню мая 2021 г. снижение составило 9,3%. Экспортные цены на металлолом в 2022 г. не показывают существенного роста, свидетельствуют данные Лондонской биржи металлов (LME). 27 мая цена на стальной лом (с условием поставки CFR Турция) составляла $465/т против $460/т в начале января (+1,1%).

100 евро

за одну тонну составляет пошлина на экспорт металлолома и отходов черных металлов

Цены на лом резко росли в конце февраля – начале марта на фоне начала СВО России на Украине – с $500/т до $690/т, но уже в марте началось их снижение, которое продолжается до сих пор. В годовом выражении стоимость лома к 27 мая снизилась на 10%, свидетельствуют данные LME.

Ассоциация «Руслом.ком» (объединяет компании по сбору лома) считает, что решение правительства по пошлинам «не учитывает реалии рынка», сказал «Ведомостям» директор ассоциации Виктор Ковшевный. По его словам, экспортные цены на лом соответствуют уровню декабря 2020 г., когда была установлена пошлина в 5%, но не менее 45 евро/т. Сейчас при том же уровне цен вводятся дополнительные ограничения, несмотря на сложности с экспортом лома и стали, поясняет Ковшевный. По его словам, экспорт лома на Дальнем Востоке практически прекратился из-за отказа покупателей из Японии и Южной Кореи, есть существенные сложности и с поставками в Турцию. Снижение экспорта также отражается на отрасли, так как от него зависит внутренний спрос на лом, добавил Ковшевный. В этих условиях пошлина в 100 евро/т является заградительной, считает он.

23 мая «Руслом.ком» отправила письмо в Минэкономразвития (копия есть у «Ведомостей»), в котором предложила понизить ставку пошлины до 5%, но не менее 5 евро/т. По оценке ассоциации, из-за высоких ставок экспортных пошлин экспорт лома за пределы ЕАЭС в 2022 г. уже сильно снизился: в январе – апреле – почти в 5 раз и составил около 200 000 т против 962 000 т за аналогичный период 2021 г. Другими причинами падения экспорта стали «морская блокада» со стороны стран ЕС и прекращение западного финансирования, говорится в письме. В результате заготовка лома в России в 2022 г. может снизиться на 20–40% – с 30,1 млн до 17,7–23,3 млн т, а экспорт – на 20–50% , с 3,2 млн т в 2021 г. до 1,6–2,6 млн т. Ковшевный в беседе с «Ведомостями» уточнил, что, по актуализированной оценке, экспорт лома в 2022 г. может сократиться в 4 раза до 800 000 т.

«Ведомости» направили запросы в Минпромторг и Минэкономразвития.

Ограничивая цены на металлопродукцию, государство неизбежно должно регулировать цены и на сырье, а квоты и пошлины – более рыночные методы регулирования по сравнению с административным ограничением роста цен, говорит аналитик «Финама» Алексей Калачев. Вводя тарифные квоты на экспорт лома, правительство увеличивает предложение на внутреннем рынке, сдерживает цены и дает сигнал металлургам, что оно готово их поддерживать, отмечает он.

Действующая ставка пошлины в 5%, но не менее 100 евро/т была установлена на 180 дней, напоминает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Необходимо ее продление в условиях сохранения высоких котировок на лом на уровне $465/т в турецких портах, отмечает он. Пошлина позволит сдержать стоимость сырья внутри России на фоне требований к металлургам по снижению цен на прокат, добавляет эксперт.

По словам аналитика по рынку ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, удешевление лома выгодно прежде всего предприятиям, использующим электродуговые печи (ЭДП). При доменно-конверторном методе используется 10–20% лома и его доля в себестоимости стали составляет менее 10%, уточняет он. Но при применении ЭДП на 1 т стали в среднем расходуется около 950 кг лома и его доля в себестоимости может составлять 80–90%, поясняет Красноженов. По оценке НРА, доля лома в себестоимости стали на электросталеплавильном производстве достигает 60%, на крупных интегрированных комбинатах – около 10%.

По мнению Гришунина, в первую очередь от введения тарифной квоты выиграют ОМК, «НЛМК-Калуга», «Электросталь», Абинский электрометаллургический завод и Балаковский металлургический завод (оба входят в «Новосталь-М»). «Ведомости» направили запросы в эти компании. На электрометаллургических заводах значительная доля производства приходится на строительную арматуру, поэтому ограничение экспорта лома также поддержит и строительную отрасль, добавляет Калачев.

Постановление Правительства РФ от 30.07.2022 № 1358 "О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации отходов и лома черных металлов в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза"

Постановление Правительства Российской Федерации
от 30 июля 2022 г. N 1358
"О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории
Российской Федерации отходов и лома черных металлов в государства,
не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и внесении
изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые
из Российской Федерации за пределы таможенной территории
Евразийского экономического союза"

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить с 1 августа по 31 декабря 2022 г. (включительно) тарифную квоту на вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, отходов и лома черных металлов (коды TH ВЭД ЕАЭС 7204 10 000 0, 7204 30 000 0, 7204 41 100 0, 7204 41 910 0, 7204 41 990 0, 7204 49 100 0, 7204 49 300 0, 7204 49 900 0 и 7204 50 000 0), вывозимых в соответствии с таможенной процедурой экспорта в совокупном объеме 1350000 тонн (далее соответственно - отходы и лом черных металлов, тарифная квота).

2. Утвердить прилагаемые:

Правила распределения между участниками внешнеторговой деятельности тарифной квоты в отношении отходов и лома черных металлов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (далее - Правила);

изменения, которые вносятся в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 2068 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 49, ст. 8255; 2022, N 14, ст. 2306; N 23, ст. 3800; N 27, ст. 4864).

3. Федеральной таможенной службе в 3-дневный срок со дня официального опубликования настоящего постановления представить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации данные таможенной статистики об участниках внешнеторговой деятельности, осуществивших с 1 января по 31 декабря 2021 г. (включительно), а также с 1 января по 30 июня 2022 г. (включительно) вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, отходов и лома черных металлов (далее - участники внешнеторговой деятельности), с указанием для каждого такого участника сведений об объемах отходов и лома черных металлов, вывезенных им в эти периоды через конкретный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

а) распределять между участниками внешнеторговой деятельности объем тарифной квоты в отношении отходов и лома черных металлов в соответствии с Правилами;

б) осуществлять выдачу участникам внешнеторговой деятельности разовых лицензий на экспорт с территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, отходов и лома черных металлов в пределах объема тарифной квоты, распределенного в соответствии с Правилами.

5. Реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников соответствующих федеральных органов исполнительной власти и ассигнований федерального бюджета, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 и абзаца третьего пункта 2 настоящего постановления, которые вступают в силу с 1 августа 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2022 г. N 1358

Правила
распределения между участниками внешнеторговой деятельности
тарифной квоты в отношении отходов и лома черных металлов,
вывозимых за пределы территории Российской Федерации
в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического
союза, в соответствии с таможенной процедурой экспорта

1. Настоящие Правила определяют порядок распределения между участниками внешнеторговой деятельности объема тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, отходов и лома черных металлов (коды ТН ВЭД ЕАЭС 7204 10 000 0, 7204 30 000 0, 7204 41 100 0, 7204 41 910 0, 7204 41 990 0, 7204 49 100 0, 7204 49 300 0, 7204 49 900 0 и 7204 50 000 0) в соответствии с таможенной процедурой экспорта (далее соответственно - отходы и лом черных металлов, тарифная квота).

2. Объем тарифной квоты распределяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении отходов и лома черных металлов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, между участниками внешнеторговой деятельности, вывозившими отходы и лом черных металлов в соответствии с таможенной процедурой экспорта с 1 января по 31 декабря 2021 г. (включительно), а также с 1 января по 30 июня 2022 г. (включительно), на основании данных таможенной статистики, представленных Федеральной таможенной службой в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2022 г. N 1358 "О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации отходов и лома черных металлов в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" (далее - участники внешнеторговой деятельности).

3. Распределение между участниками внешнеторговой деятельности 70 процентов объема тарифной квоты, установленного пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2022 г. N 1358 "О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации отходов и лома черных металлов в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации до 1 августа 2022 г. пропорционально показателям, рассчитываемым для каждого участника внешнеторговой деятельности путем сложения вывезенных этим участником внешнеторговой деятельности в соответствии с таможенной процедурой экспорта с 1 января по 31 декабря 2021 г. (включительно) через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации в каждом субъекте Российской Федерации объемов отходов и лома черных металлов, умноженных на коэффициенты для пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в субъектах Российской Федерации согласно приложению.

4. Распределение между участниками внешнеторговой деятельности 30 процентов объема тарифной квоты, установленного пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2022 г. N 1358 "О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации отходов и лома черных металлов в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", осуществляется в порядке, установленном пунктами 5 - 15 настоящих Правил.

5. Для получения части объема тарифной квоты, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, участник внешнеторговой деятельности, осуществивший вывоз отходов и лома черных металлов за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в соответствии с таможенной процедурой экспорта с 1 января по 31 декабря 2021 г. (включительно), а также с 1 января по 30 июня 2022 г. (включительно), представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по 15 августа 2022 г. (включительно) следующие документы:

а) заявка на получение части объема тарифной квоты с указанием количества отходов и лома черных металлов (в килограммах), предполагаемого к вывозу с таможенной территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в период, установленный пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2022 г. N 1358 "О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации отходов и лома черных металлов в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", а также срока такой поставки (далее - заявка);

б) заверенные руководителем организации копии подписанных внешнеторгового договора (контракта), приложений, и (или) спецификаций, и (или) приемо-сдаточных актов, и (или) дополнений к нему, обосновывающих количество отходов и лома черных металлов (в килограммах), указанное в заявке;

в) заверенные руководителем организации копии подписанных договора (контракта), приложений, и (или) спецификаций, и (или) приемосдаточных актов, и (или) дополнений к нему, подтверждающих отгрузку отходов и лома черных металлов в адрес системообразующих организаций российской экономики в соответствии с критериями или дополнительными основаниями, утвержденными Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, и (или) юридических лиц, учрежденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и входящих в группу лиц системообразующей организации в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", с 1 августа 2021 г. по 31 июля 2022 г. (включительно) в объеме не менее количества отходов и лома черных металлов, указанного участником внешнеторговой деятельности в заявке;

г) сведения о постановке на учет в налоговом органе или о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица.

6. Основанием для отказа в выделении участнику внешнеторговой деятельности части объема тарифной квоты, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, является:

наличие неполных сведений в документах, представленных в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 5 настоящих Правил;

непредставление документов (сведений), указанных в пункте 5 настоящих Правил, в полном объеме;

прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил;

пропуск срока подачи заявки.

В случае принятия Министерством промышленности и торговли Российской Федерации решения об отказе в выделении участнику внешнеторговой деятельности части объема тарифной квоты, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, Министерство уведомляет участника внешнеторговой деятельности о принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня поступления в данное Министерство документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

7. Часть объема тарифной квоты, предусмотренная пунктом 4 настоящих Правил, распределяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации между участниками внешнеторговой деятельности, подавшими заявки, до 22 августа 2022 г.

8. В случае если совокупное количество отходов и лома черных металлов (в килограммах), указанное во всех заявках, превышает часть объема тарифной квоты, распределяемую в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, такая часть объема тарифной квоты распределяется между участниками внешнеторговой деятельности пропорционально доле количества отходов и лома черных металлов (в килограммах), указанного в заявке участника внешнеторговой деятельности, в общем количестве отходов и лома черных металлов (в килограммах), указанном во всех заявках участников внешнеторговой деятельности.

9. Часть объема тарифной квоты, выделяемая участнику внешнеторговой деятельности в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил (V i ), рассчитывается по следующей формуле:

V iзаяв - количество отходов и лома черных металлов (в килограммах), указанное в заявке i-го участника внешнеторговой деятельности;

C - коэффициент соотношения части объема тарифной квоты, подлежащей распределению в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, и количества отходов и лома черных металлов (в килограммах), указанного во всех заявках участников внешнеторговой деятельности.

10. Коэффициент C рассчитывается по следующей формуле:

V кв - часть объема тарифной квоты, подлежащая распределению в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;

V заявок - общее количество отходов и лома черных металлов (в килограммах), указанное во всех заявках участников внешнеторговой деятельности.

11. В случае если в заявке указано количество отходов и лома черных металлов, превышающее часть объема тарифной квоты, подлежащую распределению в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, заявленное участником внешнеторговой деятельности количество отходов и лома черных металлов признается равным части объема тарифной квоты, подлежащей распределению в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил.

12. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок, установленного пунктом 5 настоящих Правил, обеспечивает размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о наличии нераспределенной части объема тарифной квоты, распределение которой предусмотрено пунктом 4 настоящих Правил, или о том, что объем тарифной квоты распределен полностью.

13. В случае если по завершении распределения объема тарифной квоты в соответствии с настоящими Правилами остается нераспределенный объем тарифной квоты, такой объем тарифной квоты подлежит распределению в соответствии с пунктами 5 - 11 и 15 настоящих Правил до 30 сентября 2022 г.

14. По результатам расчетов, произведенных в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящих Правил, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации принимает решение о распределении объема тарифной квоты между заявителями и обеспечивает размещение такого решения на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" по 22 августа 2022 г. (включительно).

15. Для получения части объема тарифной квоты, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил, участник внешнеторговой деятельности представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по 15 сентября 2022 г. (включительно) документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил.

16. Использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Разовая лицензия выдается в пределах объемов тарифных квот, распределенных в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, в порядке, предусмотренном Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, являющемуся приложением N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

17. Решение о выдаче лицензий, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, или об отказе в их выдаче в установленном порядке принимается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявителем соответствующих документов.


Приложение
к Правилам распределения между
участниками внешнеторговой
деятельности тарифной квоты
в отношении отходов и лома черных
металлов, вывозимых за пределы
территории Российской Федерации
в государства, не являющиеся членами
Евразийского экономического союза,
в соответствии с таможенной
процедурой экспорта

Коэффициенты
для пунктов пропуска через государственную границу
Российской Федерации в субъектах Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 972 "О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации лома и отходов черных металлов в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза"

Постановление Правительства Российской Федерации
от 28 мая 2022 г. N 972
"О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской
Федерации лома и отходов черных металлов в государства, не являющиеся
членами Евразийского экономического союза, и внесении изменений в ставки
вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской
Федерации за пределы таможенной территории Евразийского
экономического союза"

П. 1 вступает в силу с 01.06.2022 г.

1. Установить с 1 июня 2022 г. по 31 июля 2022 г. тарифную квоту на вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, лома и отходов черных металлов (коды ТН ВЭД ЕАЭС 7204 10 000 0, 7204 30 000 0, 7204 41 100 0, 7204 41 910 0, 7204 41 990 0, 7204 49 100 0, 7204 49 300 0, 7204 49 900 0 и 7204 50 000 0), вывозимых в соответствии с таможенной процедурой экспорта в совокупном объеме 540 тыс. тонн (далее соответственно - лом и отходы черных металлов, тарифная квота).

Правила распределения между участниками внешнеторговой деятельности тарифной квоты в отношении лома и отходов черных металлов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (далее - Правила);

Абзац вступает в силу с 01.06.2022 г.

изменения, которые вносятся в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 2068 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 49, ст. 8255; 2022, N 14, ст. 2306).

3. Федеральной таможенной службе в 3-дневный срок со дня официального опубликования настоящего постановления представить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации данные таможенной статистики об участниках внешнеторговой деятельности, осуществлявших с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (включительно), а также с 1 января 2022 г. по 31 марта 2022 г. (включительно) вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза (далее - участники внешнеторговой деятельности), лома и отходов черных металлов, с указанием для каждого из участников сведений об объемах лома и отходов черных металлов, вывезенных ими за эти периоды через каждый конкретный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

а) распределять между участниками внешнеторговой деятельности объем тарифной квоты в отношении лома и отходов черных металлов в соответствии с Правилами;

б) осуществлять выдачу участникам внешнеторговой деятельности разовых лицензий на экспорт с территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, лома и отходов черных металлов в пределах объема тарифной квоты, распределенного в соответствии с Правилами.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 и абзаца третьего пункта 2 настоящего постановления, которые вступают в силу с 1 июня 2022 г.

ПРАВИЛА
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАРИФНОЙ КВОТЫ В ОТНОШЕНИИ ЛОМА И ОТХОДОВ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ,
ВЫВОЗИМЫХ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ГОСУДАРСТВА, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЧЛЕНАМИ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, В СООТВЕТСТВИИ С ТАМОЖЕННОЙ
ПРОЦЕДУРОЙ ЭКСПОРТА

1. Настоящие Правила определяют порядок распределения между участниками внешнеторговой деятельности объема тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, лома и отходов черных металлов (коды ТН ВЭД ЕАЭС 7204 10 000 0, 7204 30 000 0, 7204 41 100 0, 7204 41 910 0, 7204 41 990 0, 7204 49 100 0, 7204 49 300 0, 7204 49 900 0 и 7204 50 000 0) в соответствии с таможенной процедурой экспорта (далее соответственно - лом и отходы черных металлов, тарифная квота).

2. Тарифная квота распределяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении лома и отходов черных металлов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, между участниками внешнеторговой деятельности, вывозившими лом и отходы черных металлов в соответствии с таможенной процедурой экспорта с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (включительно) на основании данных таможенной статистики, представляемых Федеральной таможенной службой в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 972 "О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации лома и отходов черных металлов в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" (далее - участники внешнеторговой деятельности).

3. Распределение между участниками внешнеторговой деятельности 70 процентов объема тарифной квоты, установленного в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 972 "О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации лома и отходов черных металлов в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации до 30 мая 2022 г. пропорционально показателям, рассчитываемым для каждого участника внешнеторговой деятельности путем сложения вывезенных этим участником внешнеторговой деятельности в соответствии с таможенной процедурой экспорта с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (включительно) через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации в каждом субъекте Российской Федерации объемов лома и отходов черных металлов, умноженных на коэффициенты для пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации субъектов Российской Федерации согласно приложению.

4. Распределение между участниками внешнеторговой деятельности 30 процентов объема тарифной квоты, установленного в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 972 "О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации лома и отходов черных металлов в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", осуществляется в порядке, установленном пунктами 5 - 15 настоящих Правил.

5. Для распределения предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил части объема тарифной квоты участник внешнеторговой деятельности представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации до 30 мая 2022 г. (включительно):

а) заявку на получение части объема тарифной квоты с указанием количества лома и отходов черных металлов (в килограммах), предполагаемого к вывозу с таможенной территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в период, установленный пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 972 "О введении тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации лома и отходов черных металлов в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", а также срока такой поставки (далее - заявка);

б) заверенные руководителем организации копии подписанных внешнеторгового договора (контракта), приложений, и (или) спецификаций, и (или) дополнений к нему, обосновывающих количество лома и отходов черных металлов (в килограммах), указанное в заявке;

в) заверенные руководителем организации копии подписанных договора (контракта), приложений, и (или) спецификаций, и (или) дополнений к нему, подтверждающих отгрузку лома и отходов черных металлов в адрес системообразующих организаций российской экономики в соответствии с критериями или дополнительными основаниями, утвержденными подкомиссией по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, и (или) юридических лиц, учрежденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и входящих в группу лиц системообразующей организации в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", с 1 апреля 2021 г. по 31 марта 2022 г. в объеме не менее объема лома и отходов черных металлов, вывезенных участником внешнеторговой деятельности в соответствии с таможенной процедурой экспорта с 1 апреля 2021 г. по 31 марта 2022 г. в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза;

6. Основанием для отказа в распределении участнику внешнеторговой деятельности предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил части объема тарифной квоты является:

наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представленных в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 5 настоящих Правил;

непредставление документов, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящих Правил, в полном объеме;

пропуск срока подачи заявки, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил.

В случае принятия Министерством промышленности и торговли Российской Федерации решения об отказе в распределении участнику внешнеторговой деятельности предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил части объема тарифной квоты Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уведомляет участника внешнеторговой деятельности о принятом решении в течение 3 рабочих дней со дня поступления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

7. Предусмотренная пунктом 4 настоящих Правил часть объема тарифной квоты распределяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации между участниками внешнеторговой деятельности, подавшими заявки в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, в срок до 6 июня 2022 г.

8. В случае если совокупное количество лома и отходов черных металлов (в килограммах), указанное во всех заявках, превышает часть объема тарифной квоты, распределяемую в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, такая часть объема тарифной квоты распределяется между участниками внешнеторговой деятельности пропорционально доле количества лома и отходов черных металлов (в килограммах), указанного в заявке участника внешнеторговой деятельности, в общем количестве лома и отходов черных металлов (в килограммах), указанном во всех заявках участников внешнеторговой деятельности.

9. Часть объема тарифной квоты, распределяемая в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил участнику внешнеторговой деятельности (V i ), определяется по формуле:

V iзаяв - количество лома и отходов черных металлов (в килограммах), указанное в заявке i-го участника внешнеторговой деятельности;

C - коэффициент соотношения части объема тарифной квоты, подлежащей распределению в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, и количества лома и отходов черных металлов (в килограммах), указанного во всех заявках.

10. Коэффициент соотношения объема тарифной квоты, подлежащего распределению в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, и количества лома и отходов черных металлов (в килограммах), указанного во всех заявках, определяется по формуле:

Vзаявок - общее количество лома и отходов черных металлов (в килограммах), указанное во всех заявках.

11. В случае если в заявке указано количество лома и отходов черных металлов, превышающее часть объема тарифной квоты, подлежащей распределению в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, заявленное участником внешнеторговой деятельности количество лома и отходов черных металлов признается равным части объему тарифной квоты, подлежащей распределению в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил.

12. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок, установленного пунктом 5 настоящих Правил, обеспечивает размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о наличии нераспределенной части объема тарифной квоты, распределение которой предусмотрено пунктом 4 настоящих Правил, или о том, что объем тарифной квоты был распределен полностью.

13. В случае если по завершении распределения объема тарифной квоты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил остается нераспределенная часть объема тарифной квоты, такая часть объема тарифной квоты подлежит распределению в соответствии с пунктами 5 - 11 и 15 настоящих Правил до 17 июня 2022 г.

14. По результатам расчета, произведенного в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящих Правил, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации принимает решение о распределении тарифной квоты между заявителями и обеспечивает размещение такого решения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 7 июня 2022 г. (включительно).

15. Для получения части объема тарифной квоты, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил, участник внешнеторговой деятельности представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации до 10 июня 2022 г. (включительно) документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил.

Приложение
к Правилам распределения между
участниками внешнеторговой деятельности
тарифной квоты в отношении лома и отходов
черных металлов, вывозимых за пределы
территории Российской Федерации
в государства, не являющиеся членами
Евразийского экономического союза,
в соответствии с таможенной процедурой
экспорта

КОЭФФИЦИЕНТЫ
ДЛЯ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экспорт заломало

Правительство удерживает сырье для металлургии внутри страны

Власти пошли навстречу металлургам и продлили квоту на экспорт лома черных металлов из страны, а также увеличили ставку экспортной пошлины. Ломозаготовители уверяют, что такое решение обернется для них убытками, а заготовка сырья уже снижается и упадет еще сильнее. Металлурги, напротив, говорят, что лома на внутреннем рынке серьезно не хватает. По мнению аналитиков, лом уже и так почти не экспортируется и новые ограничения могут привести к падению ломосбора.


Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

Квота на экспорт лома черных металлов будет продлена с 1 августа до конца 2022 года, сообщило Минэкономики. Объем квоты составит 1,35 млн тонн, на него будет распространяться экспортная пошлина в 5% от таможенной стоимости, но не менее €100 за тонну. В начале июля Минпромторг предлагал более низкий размер пошлины — 5%, но не менее €35 за тонну, а также внеквотную ставку в менее €290 за тонну. Прежняя квота действовала только два месяца (в июне—июле) и составляла 540 тыс. тонн с аналогичной ставкой экспортной пошлины.

Идея продления тарифной квоты традиционно встретила возражения ломозаготовителей.

По мнению ассоциации «Руслом.ком», даже ставка пошлины в €35 за тонну заставит экспортеров работать вовсе без прибыли или в убыток, говорится в отзыве, направленном в Минпромторг и Минэкономики (есть у “Ъ”). Тогда как ставка в €100 «является уже заведомо заградительной и вводит дискриминационные условия для экспортеров лома черных металлов», утверждают ломозаготовители.

«Руслом.ком» называет ситуацию в отрасли критической: ломозаготовка в первом полугодии упала на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а в июне падение составило 49%. Кроме того, в России и мире цены на лом падают, а экспортный поток остановлен почти полностью. При этом в России нет критической нехватки лома. Поэтому ассоциация предлагает установить ставку вывозной пошлины в 5%, но не менее €5 за тонну и продолжить мониторить ценовые предложения на внутреннем рынке, чтобы оперативно корректировать экспорт.

Минпромторг объясняет необходимость экспортных ограничений на лом «обеспечением российской металлургической промышленности стратегическим сырьем в условиях санкционного давления и волатильности курса рубля».

Представитель Ассоциации электрометаллургических предприятий рассказал “Ъ”, что электрометаллургические заводы испытывают острую нехватку лома, при этом за август—октябрь отрасли необходимо заготовить зимний запас сырья, и каждый завод будет закупать на 20–30 тыс. тонн лома больше своей обычной месячной потребности. «Сегодня цены на металлолом во многих регионах уже превышают 22 тыс. руб. за тонну. Напомню, что еще в начале 2020 года лом продавался за 10–12 тыс. руб.»,— рассказали в ассоциации. «Турция — основной покупатель российского лома и сейчас демонстрирует на него повышенный спрос, потому что турецким заводам почти на 400 тыс. тонн увеличили годовую квоту по экспорту металлопродукции в Европу после введения антироссийских санкций»,— отмечает собеседник “Ъ”.

Как Россия оставила лом при себе

Источник “Ъ” среди металлургов говорит, что, несмотря на сокращение производства в металлургической отрасли и снижение потребностей в сырье, спрос на лом в России превышает объем доступного предложения. По его словам, за июнь и июль металлургические заводы значительно сократили запасы лома из-за текущих недопоставок, а на фоне предстоящего в ближайшее время формирования зимних запасов потребности в ломе существенно вырастут. По его мнению, основная причина резкого снижения заготовки лома — приостановка поставок со стороны ломозаготовителей, которые надеются на рост цен.

«В этих условиях любая либерализация экспортных ограничений приведет к оттоку лома в другие страны, росту цен на внутреннем рынке и еще большему ценовому давлению на металлургические предприятия, которое приведет к дальнейшему сокращению объемов производства»,— добавил собеседник “Ъ”.

В продлении экспортных ограничений нет особого смысла, так как сырье почти не вывозится из страны, считает Сергей Гришунин из НРА. По его мнению, создание избытка предложения на внутреннем рынке обернется резким снижением закупочных цен и сокращением ломосбора, восстановить который к моменту роста спроса, возможно, не получится.

Россия оставляет лом при себе

Вывозные пошлины и проблемы с логистикой обрушили почти до нуля экспорт лома черных металлов за пределы ЕАЭС в 2022 году. Отраслевая ассоциация опасается, что ограничения на судоходство в Черном море, снижение поставок через порт Санкт-Петербурга и отказ Южной Кореи от российского сырья может привести к снижению ломозаготовки в этом году почти вдвое, до 17,7 млн тонн. Однако пока что регулятор повышает барьеры для экспорта лома, чтобы сохранить стабильные цены на него на внутреннем рынке.


Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Экспорт лома черных металлов из России сократился почти до нуля. По данным ассоциации «Руслом.ком», объединяющей ломозаготовителей России, экспорт в январе 2022 года в годовом выражении упал на 99%, до 3 тыс. тонн, а в феврале 2022 года — на 97%, до 36 тыс. тонн. Причиной падения экспорта стала смешанная экспортная пошлина в размере 5%, но не менее €100 за тонну, которая начала действовать с начала года.

«Работающие в совокупности заградительные пошлины, морская блокада со стороны стран ЕС и прекращение западного финансирования привели практически к полной остановке экспорта лома и заморозили работу российских экспортеров»,— говорится в ответе ассоциации на запрос “Ъ”.

Там отметили, что экспортеры лома сталкиваются с полной блокировкой вывоза по Черному морю, также почти полностью заблокированы поставки через порт Санкт-Петербурга. В ассоциации заявляют, что под большим вопросом поставки в Южную Корею, которая является вторым после Турции экспортным направлением для России, из-за нежелания покупать российский лом.

По прогнозам ассоциации, из-за разрыва логистических цепочек, нехватки средств, падения потребления внутри страны и серьезных барьеров для экспорта ломозаготовка в 2022 году будет заметно снижаться.

Если в 2021 году ломозаготовка составляла 30,1 млн тонн, то в этом году она может снизиться до 17,7–23,3 млн тонн.

Минпромторг объяснял рост пошлины на лом до текущих уровней необходимостью насыщения внутреннего рынка сырьем. Цена на арматуру, которая используется в строительстве, зависит от закупочных цен на лом. С этой точки зрения регулятор преуспел, поскольку на внутреннем рынке цены на лом остаются стабильными. По данным РА «Русмет», средняя цена за тонну FCA без НДС сейчас составляет 26,6 тыс. руб., что незначительно отличается от цен, которые были в прошлом году. На экспортных рынках металлолом за год подорожал на 44,1%, до $652 за тонну в Турции.

Как металлургов поддержат налогами и ломом

Минпромторг намерен и дальше увеличить ставку вывозной пошлины на лом черных металлов до €290 на тонну, предусмотрев квоты на вывоз невостребованных на внутреннем рынке объемов по ставке единого таможенного тарифа ЕАЭС. В «Руслом.ком» предлагали ввести тарифную квоту, чтобы устранить опасения ажиотажного экспорта сырья, однако этот вариант не был рассмотрен. В министерстве не ответили на запрос “Ъ”.

Экспорт лома из России действительно фактически упал до нуля за первые месяцы 2022 года, говорит Борис Красноженов из Альфа-банка. По словам эксперта, в конце февраля—начале марта появился ряд дополнительных факторов, включая прекращение финансирования экспортных сделок по продаже лома иностранными банками и нарушение логистических цепочек. «Можно рассчитывать, что ситуация с логистикой и банками на экспортном направлении может разрешиться на горизонте трех—шести месяцев. Спрос на лом в Турции и Азии остается достаточно сильным. Что касается спроса на внутреннем рынке, то все будет зависеть от ситуации в строительной отрасли и спроса на сталь со стороны крупных инфраструктурных проектов»,— считает аналитик.

Читайте также: