Ленинградский металлический завод история

Обновлено: 04.10.2024

Экономика России середины XIX века остро нуждалась в быстром развитии машино- и приборостроения. История Петербурга неразрывно связана с новаторскими изобретениями конструкторов и проектировщиков Санкт-Петербургского Металлического завода. По их проектам созданы опоры Эрмитажа и Эрмитажного театра, большинство питерских мостов, купола храма Спас на Крови и цирка Чинизелли на Фонтанке — «металлисты» два века назад придали Петербургу его уникальный незабываемый облик.

Внешний вид завода. 1880 год

Эра промышленного бума

XX век начался в России промышленным бумом: с 1905 по 1915 год суммарная мощность российских электростанций выросла более чем в пять раз. В результате интенсивного внедрения механических станков и паровых машин резко выросла производительность труда, стремительно развивалась железнодорожная отрасль, в этот период Металлический завод превратился в одно из ведущих предприятий Империи.

Приемка руководством Морского ведомства 12-дюймового орудия главного калибра

Эпоха ГОЭЛРО

После прихода советской власти завод создал первые гидравлические (в 1924 году) и газовые (в 1957 году) турбины, обеспечил выполнение почти трети плана ГОЭЛРО. В период сталинской индустриализации развивается машиностроение, причем с 1934 года советская энергетика не нуждалась в импортном оборудовании — советские конструкторы и производители турбин освоили собственное производство.

Дневник выпуска турбины 50 МВт. Ленинградский Металлический завод. 1931 год

Великая Отечественная война

С Ленинградского Металлического завода в первые дни войны на фронт ушли три с лишним тысячи человек, многие добровольцами. Еще 1300 работников ЛМЗ и около 400 воспитанников ремесленного училища были заняты на строительстве оборонительных сооружений. Каждый из этих людей внес свой неоценимый вклад в общее дело. В июне 1941 года вся отечественная промышленность начала работать на Победу.

Фронтовой заказ выполняют передовые кузнецы завода. 1944 год. Слева направо: Д.Ф. Николаев, А.Р. Тимофеев и А.Н. Рябов

Послевоенное восстановление

ЛМЗ к 1947 году должен был довести годовой выпуск паровых и гидравлических турбин до нескольких сотен тысяч киловатт. Работы велись в жестких условиях послевоенного времени: не хватало оборудования, кадров, топлива, металла. Уже в 1944 году планировалось отремонтировать и укомплектовать турбинами Новомосковскую, Рыбинскую, Днепродзержинскую и другие электростанции.

Первая советская газовая турбина ГТ-12-3. Работает на подземном газе. Мощность 12 МВт. 1955 год

«Золотой век» конструкторской мысли

1960-е годы никак нельзя назвать застойными для советской энергетики: регулярно вводились новые мощности, строились турбины. В 1970-е годы одновременно с расширением производства развивается и научно-исследовательская база машиностроительной отрасли.

Ровенская АЭС. 1981 год

Реформы и новейшее время

Развитие завода в 1990-е годы связано с преобразованием его в акционерное общество и вхождением в состав группы компаний «Силовые машины».

Металлический завод: рождение гиганта

Внешний вид завода. 1880 год

Завод был основан в 1857 году купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. Первая продукция Санкт-Петербургского Металлического завода состояла из простейших изделий из металла: гвозди, рессоры, домашняя утварь. По мере развития предприятия заказы усложнялись, круг клиентов неизменно рос.

Постепенно предприятие превратилось в монополиста области и сделалось поставщиком Двора Его Императорского Величества. За 30 лет до начала ХХ века завод изготовил более 1350 мостов, принимал заказы на изготовление орудий для Российской армии и флота.

Утвержден Устав компании

20 декабря 1857 года

Гравюра «Санкт-Петербургский Металлический завод», конец XIX века

Императорским указом был утвержден устав Компании Санкт-Петербургского Металлического завода (именным Указом императора Александра II «Об учреждении Акционерной Компании Санкт-Петербургского Металлического завода»). По уставу предполагалось изготовление «всяких металлических изделий, могущих быть выгодными для завода…». «Капитал Компании определяется в один миллион рублей серебром, разделенный на десять тысяч акций, каждая по сту рублей».


Растеряев Сергей Нефедьевич


Устав Санкт-Петербургского Металлического завода

Компания на Петербургской бирже

15 февраля 1858 года

Состоялся первый выпуск 3000 акций компании, которые были раскуплены за один день. В мае 1858 года акции компании стали котироваться на Петербургской бирже.

От изготовителя к монополисту

Заводская марка. 1857–1917 годы

Завод участвует в 9-й Всероссийской выставке мануфактурных изделий в Петербурге и награждается правом клеймить свои изделия Государственным гербом России. Это первый успех Металлического завода. Изделия с заводской маркой — крылатый жезл Меркурия — получили высокую оценку.

Первый казенный заказ

29 марта 1865 года

Началось изготовление отопительных и вентиляционных устройств по собственным чертежам

Изготовлены пять чугунных печей для Владимирского собора в Санкт-Петербурге. На заводе освоено новое производство — изготовление отопительных и вентиляционных устройств по собственным чертежам. Постепенно предприятие стало монополистом в этой столь востребованной обществом отрасли производства. Производство это просуществовало более пятидесяти лет.

Металлический завод — главный поставщик приборов для отопления и вентиляции

Поначалу все руководящие посты на заводе занимали немецкие специалисты. В 1867 году завод возглавил Отто Крель; под его руководством были налажены котельное производство, изготовление приборов для отопления и вентиляции, выпуск металлоконструкций различного назначения, подъемных кранов, плавучих док-мостов.

Завод получил заказ на устройство вентиляции и парового отопления в манеже царских берейтовских конюшен. Через три года Металлический завод устанавливает новое современное отечественное оборудование в Зимнем дворце, Александровском дворце в Царском Селе, Аничковом и Михайловском дворцах в Санкт-Петербурге, Большом и Малом Кремлевских дворцах в Москве.

Завод попадает в престижное число «поставщиков Двора Его Императорского Величества». За Придворным ведомством потянулись и другие заказчики. Оборудование с заводской маркой было установлено в театрах: Мариинском, Михайловском, Александринском, в фешенебельном магазине Елисеева на Невском, Главпочтамте, буддийском дацане и еще во многих самых разнообразных учреждениях и предприятиях Петербурга.


Крель Отто Егорович


Лесенко Николай Данилович

Начато производство подъемных механизмов

Подъемный кран. 1915 год

На заводе создано новое производство подъемных механизмов и сооружений. Это бытовые и грузовые лифты, краны различной грузоподъемности и назначения, плавучие док-мосты для портов. В этой области завод также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.

Выпущены первые два подъемных крана для Петербургского казенного Арсенала. За три с лишним десятилетия было изготовлено по собственным проектам более 300 машин для подъема людей и грузов и около 200 подъемных кранов различной грузоподъемности и назначения. В этой области предприятие также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.

Металлический завод осваивает новейшие технологии в мостостроении

Организовано новое важное направление производства — мостостроение. На заводе разработаны технические новшества: впервые в России освоено изготовление цельных клепаных балок, начато использование мягкого литого железа вместо сварочного. Раньше других специалисты завода стали вести работы в глубоких кессонах.

В 1870 году Металлический завод перестроил старый деревянный мост через Сампсониевский канал в Нижне-Петергофском парке. А уже через 4 года был заключен договор на постройку самого большого в России четырехпролетного моста через Оку: каждый из его пролетов имел длину более 82 метров.

За 30 лет до начала ХХ века было изготовлено 1350 мостов разного назначения.

Возникает новое производство — изготовление крупных металлических конструкций

Световые перекрытия пассажей верхних торговых рядов ГУМа. Москва. 1891 год

Сборка на заводе купола для храма Воскресения Христова в Петербурге. 1895 год

Закончена сборка железного телескопического газгольдера в Санкт-Петербурге.

Благодаря мастерству своих конструкторов и рабочих, вскоре завод завоевал непререкаемый авторитет в области производства сложных железных конструкций.

Следует назвать отдельные знаменитые и высококлассные работы: это многотонные каркасы куполов, главки и шпили Спаса на Крови, своды зрительного зала Мариинского театра, центрального зала Главпочтамта, перекрытия главных залов (в том числе Гербового, Концертного, Белого и Николаевского) Зимнего дворца, световые фонари музея Суворова, стропила залов Консерватории, ажурные сплетения световых перекрытий Русского музея, железные перекрытия Мариинского дворца, купол цирка Чинизелли на Фонтанке, стропила и перекрытия театра Эрмитажа, Академии Художеств.

Легкие, словно невесомые воздушные переплеты, поддерживающие стеклянные своды, созданы для высоких галерей ГУМа и ЦУМа в Москве. Расчет, изготовление и сборка стального каркаса огромного здания является технической победой Металлического завода. Более 400 высококлассных работ предприятия стали образцом точного инженерного расчета и безукоризненного исполнения.

Организовано новое производство — котлостроение

Котельное отделение Металлического завода. 1913 год

Завод освоил выпуск паровых котлов различных систем и характеристик для нужд Военно-Морского флота. Как отмечали современники, «компанией Металлического завода приготовляются котлы даже весьма сложных, но зато более экономичных по расходу топлива систем, каковые прежде выписывались из-за границы». Котельное производство существовало до начала Великой Отечественной войны.

На Всероссийской промышленной выставке в Москве Металлическим заводом был представлен разъемный лафет для горных пушек

Изготовленный впервые в мире, он был принят на вооружение русской армии. Лафет вошел в историю развития отечественной артиллерии под названием «горный станок системы Металлического завода». Сначала были построены восемнадцать лафетов для 6-дюймовых дальнобойных орудий, затем для крупных 9-дюймовых. Эти пушки предназначались для установки на кораблях и канонерских лодках Военно-Морского флота. В 1886 году завод создал первый русский гидравлический компрессор к лафету, предназначенный для ограничения отката орудия. До 1917 года завод построил для сухопутной и морской артиллерии 1400 станков и лафетов.

Металлический завод становится поставщиком вооружения для русской армии и флота

Освоен выпуск торпедных аппаратов, мин, фугасных снарядов, первых отечественных барбетных и башенных установок для судов Военно-Морского флота, установок для береговой и горной артиллерии. Впервые в России изготовлены железнодорожные транспортеры и первый минный аппарат.

До 1917 года было произведено 110 надводных и подводных минных аппаратов.

Ленинградский Металлический завод — флагман российского энергетического машиностроения


© Бионышева Елена/Сделано у нас

Ленинградский Металлический завод — флагман российского энергетического машиностроения, входящий в состав компании «Силовые машины». Основанный в 1857 году завод, является оставался первопроходцем в отечественном турбостроении: самые мощные турбины в Европе и мире впервые были разработаны и изготовлены на ЛМЗ и получили международное признание. Корреспонденты «Сделано у нас» посетили предприятие.

Ленинградский Металлический завод был основан в 1857 году купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. История предприятия началась с выпуска простейших изделий из металла, но уже вскоре завод наладил изготовление приборов отопления и вентиляционных устройств, а также начал выпускать металлоконструкции производственного назначения, для строительства шоссейных и железнодорожных мостов, плавучих доков.






С начала 20 века ЛМЗ специализируется на разработке и изготовлении турбин и в настоящее время производит широкую линейку паровых, гидравлических, газовых турбин для различных объектов энергетики. На каждые десять турбин в мире приходится одна турбина ЛМЗ, а по количеству изготовленных паровых турбин ЛМЗ занимает четвертое место в мире.

В число заказчиков входят ведущие российские и зарубежные генерирующие и промышленные компании. Экспорт готовой продукции осуществляется более чем в 57 стран мира. Приоритетными рынками сбыта являются Россия, Азия, Латинская Америка, Ближний Восток и СНГ.






Основными направлениями деятельности ЛМЗ являются производство энергетического оборудования для тепловой, атомной и гидроэнергетики. Численность сотрудников ЛМЗ составляет около 4 000 человек.

В этом году ЛМЗ завершает изготовление уникального для мировой энергетики оборудования — тихоходной турбоустановки для АЭС с реакторной установкой ВВЭР-ТОИ мощностью 1255 МВт. Для ее создания реализован комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведена экспериментальная отработка узлов на модельных и натурных стендах.










После завершения в 2021 году сборки головного образца тихоходной турбины и проведения стендовых испытаний ЛМЗ станет единственным российским предприятием, изготавливающим паровые турбины для АЭС как в быстроходном, так и тихоходном вариантах.

Специально для производства новых тихоходных агрегатов в 2012 году «Силовые машины» ввели в эксплуатацию новый производственный комплекс, вошедший в состав ЛМЗ. Инвестиции в его строительство и оснащение составили около 7 млрд руб.

Одним из важнейших направлений является создание отечественных газотурбинных установок средней и большой мощности. В настоящее время ЛМЗ при поддержке Минпроторга России реализует очень важный, как для компании, так для страны, проект создания газовых турбин двух типоразмеров — мощностью 65 МВт и 170 МВт. Организация производства газовых турбин в России не только позволит повысить эффективность энергетики, но и обеспечит технологическую независимость энергетического сектора от поставок зарубежного оборудования.




С учетом растущего портфеля заказов и увеличения производственной загрузки ЛМЗ продолжает расширять штат квалифицированных рабочих и сотрудников с инженерно-техническими специальностями. Среди востребованных производственных профессий, токари (расточники, карусельщики, затыловщики), операторы станков с программным управлением, слесари-сборщики металлоконструкции с квалификацией не ниже 3-го разряда, а также конструкторы, инженеры-технологи, инженеры-расчетчики.




Для иногородних кандидатов предприятие оказывает дополнительную материальную поддержку в виде компенсации оплаты жилья, подъемное пособие на первые 3 месяца работы, компенсация питания, оплата билетов до места работы. Также для кандидатов рабочих специальностей из регионов также организована работа вахтовым методом.

Двери завода всегда открыты не только для опытных рабочих, но и для учеников, которые смогут пройти обучение непосредственно на предприятии — ЛМЗ располагает собственным учебным центром, образовательная деятельность в котором ведется более чем по 100 рабочим профессиям. Таким образом, каждый рабочий может повысить свою квалификацию или получить дополнительную специальность.




Все своим сотрудникам ЛМЗ гарантирует официальное трудоустройство строго по ТК РФ, стабильную заработную плату, безопасные условия труда, обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Для работников созданы возможности для повышения квалификации и получения дополнительной специальности.






Предприятие обеспечивает питание в собственных столовых по фиксированной стоимости, медицинское обслуживание в медсанчасти на территории компании, льготы на путевки в санатории и дома отдыха, оздоровительные лагеря для детей работников компании и многое другое.


Текст и фото: Бионышева Елена

Читайте в Дзене

В Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха смотрят в будущее, и поэтому заговорили о создании гибридной силовой установки (ГСУ).

Эту силовую установку планируют использовать в вертолетах Ансат, VRT-500 и Ка-226Т, где сейчас используются импортные двигатели.

Сахалин даже в XXI веке был изрезан "наследием" японкой оккупации словно шрамами на теле. Эти шрамы можно было видеть на любой карте.

Ленинградский Металлический завод во время Великой Отечественной войны


«Ленинградский Металлический завод» (ЛМЗ) был создан на базе Санкт-Петербургского Металлического завода, основанного в 1857 году купцом С.Н. Растеряевым (1805–1860). Долгое время все руководящие должности на заводе занимали специалисты из Германии. Первый русский инженер – Николай Данилович Лесенко – поступил на завод в 1887 году и 10 лет был его директором (1901–1911).

Одной из самых знаменитых конструкций, носящих клеймо завода, в Санкт-Петербурге является мост Императора Петра Великого, для которого на заводе была спроектирована, изготовлена и смонтирована разводная часть – самая сложная в техническом плане.


Мост Императора Петра Великого (1911 год)

За свою историю завод переименовывался не один раз. Первоначальное наименование – «Компания Санкт-Петербургского Металлического завода», затем – «Петроградский Металлический завод» (1918–1925), «Ленинградский Металлический завод крупного машиностроения», а 19 марта 1930 года заводу присвоили имя И.В. Сталина.

При заводе работал первый в стране ВТУЗ (первый выпуск в 1932 году), впоследствии ставший Институтом машиностроения.

В конце 1930-х гг. ЛМЗ был одним из лидеров советской промышленности, занимая монопольное положение в области проектирования и производства паровых и гидравлических турбин для электростанций. Но его производственный взлет прервала Великая Отечественная война.

22 июня 1941 года после полудня на Металлическом заводе состоялся митинг, завершившийся уходом на фронт трех с половиной тысяч турбостроителей. Началась запись в отряды Народного ополчения.


Запись добровольцев в гидротурбинном цехе ЛМЗ №19 (1941 год)

Энерговооружение страны даже в условиях военного времени составляло основу поддержания обороноспособности государства. Из-за этой зависимости возникла необходимость сохранения конструкторских бюро и перебазирования их вглубь страны с целью использования квалифицированных кадров по демонтажу и вывозу электростанций из зон, находящихся под угрозой вражеской оккупации, ввода в эксплуатацию новых мощностей и осуществления плановых ревизий и ремонтов действующих станций.

11 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации конструкторских бюро, технических архивов и уникального оборудования, предназначенного для производства турбин, в город Верхняя Салда Свердловской области – на площадку строящегося завода «Стальконструкция». ЛМЗ эвакуировали частично, поэтому при самом неблагоприятном развитии событий – сдачи города – завод предполагалось взорвать.

С 17 по 25 июля было сформировано четыре эшелона для вывоза части оборудования ЛМЗ. С этими железнодорожными составами эвакуировались 256 инженеров с семьями.

Многие из оставшихся в Ленинграде инженеров перешли в цеха, начали осваивать рабочие профессии.

Первой военной продукцией ЛМЗ в войну стали кирки, ломы и лопаты, затем «звездочки» для прокола покрышек автомашин, «финские» ножи и винтовочные штыки. Налаживалось изготовление пищевых чугунных котлов и отливка корпусов реактивных снарядов и мин.


Приемка корпусов реактивных снарядов в паротурбинном цехе ЛМЗ (1942 год)

В самые страшные месяцы голода и блокады Ленинграда Металлический завод работал, хотя и из последних сил. Энергоцех №3, или блок-станция, был сердцем завода: подвиг углевозов и кочегаров, поддерживавших, возможно, единственные оставшиеся котел и турбину во всем Ленинграде, бесценен.

Война изменила производственный профиль Ленинградского Металлического завода: в июле 1941 года предприятие получило первое настоящее боевое задание – изготовить корпуса и башни для тяжелых танков.

Осенью 1941 года в цехах продолжилось производство отдельных узлов танков, завод занимался выпуском бронепоездов и бронетранспортеров. В короткие сроки молодыми рабочими, пришедшими из ремесленного училища, было сделано семь тысяч наствольных трубок-глушителей для снайперских винтовок. Бригады металлистов ремонтировали танки прямо на поле боя, участвовали в ликвидации разрушений на кораблях Балтфлота.

А.Д. Коршунов – «снайпер тыла» – лучший сварщик Ленинграда, применив при сварке корпусов мин приспособление собственной конструкции, довел производительность до 32 дневных норм. Он был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и Орденом «Знак Почета».


В общей сложности за время войны на завод было сброшено 300 фугасных и зажигательных бомб, на территории завода разорвалось 500 фугасных и более 1000 осколочных и шрапнельных снарядов. Только за один день 26 января 1943 года бомбежка унесла 26 жизней.

Несмотря на потери, голод, холод, всю войну завод продолжал работать, выполнять и перевыполнять план фронтовых заказов.


Слева направо: кузнецы-передовики Д.Ф. Николаев, А.Р. Тимофеев, А.Н. Рябов (1944 год)

Современное развитие завода связано с преобразованием его в акционерное общество и вхождением в 2000 году в состав компании «Силовые машины», являющейся членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Ленинградский металлический завод


Ленингра́дский металли́ческий заво́д (ЛМЗ, прежнее название — Ленинградский металлический завод имени И. В. Сталина) — российское энергомашиностроительное предприятие, осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых, гидравлических и газовых турбин различной мощности.

Находится в Санкт-Петербурге. 20 декабря 2007 года завод отметил своё 150-летие.

Содержание

История



ЛМЗ создан на базе Санкт-Петербургского металлического завода, основанного в 1857 году купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. Завод строил вначале небольшие котлы, приборы отопления, выполнял различные металлические работы. Первоначально завод был кустарной мастерской, но вскоре превратился в акционерное предприятие, на котором появились квалифицированные инженеры, приглашенные из Германии.

Вскоре все руководящие посты заняли немецкие специалисты. В 1867 году завод возглавил Отто Крель. Под его руководством были налажены котельное производство, изготовление приборов для отопления и вентиляции, выпуск металлоконструкций различного назначения, подъёмных кранов, плавучих док - мостов. В 1886 г. впервые в России завод изготовил барбетные установки для броненосца «Чесма», позднее освоил выпуск башенных установок с электрическим приводом.

В начале 1890-х годов на заводе появился первый русский инженер Н. Д. Лесенко. [1] Он быстро завоевал прочный авторитет как конструктор. По требованию министра финансов С. Ю. Витте, в ведении которого также состоял департамент торговли и промышленности, Н. В. Лесенко был назначен заместителем директора, который взял курс на обрусение завода. Впоследствии он занял пост директора завода.

Паровые турбины завод начал выпускать в 1907 году, заключив договор о технической помощи с французской фирмой, строившей турбины системы Рато. Были приобретены чертежи этих турбин. Инженеры завода решили переделать турбину Рато, изменив наиболее ответственные узлы (лопатки, диски, цилиндр). Так появилась новая русская турбина «М-3». Котельный цех завода выпускал паровые котлы различных систем.

Кроме турбинного и котельного производства завод до революции имел крупный артиллерийский отдел, который занимался проектированием и изготовлением корабельных и береговых башенных артиллерийских установок и торпедных аппаратов.

После прихода советской власти завод создал первые гидравлические (в 1924 году) и газовые (в 1958 году) турбины, обеспечил выполнение почти трети плана ГОЭЛРО. В год 50-летия Сталина (1929) получил его имя. В 1930 году при заводе был создан первый в стране ВТУЗ (первый выпуск в 1932 году), ныне Санкт-Петербургский институт машиностроения.

Читайте также: