Лестничные сходы из металла

Обновлено: 05.07.2024

Лестница – без сомнения один из самых древних и распространенных архитектурных элементов. Количество возможных разновидностей устройства не поддается учету – от садовых стремянок до гигантской Потемкинской лестницы (фото). Не знает границ и разнообразие материалов для изготовления этих элементов – бетон, кирпич, дерево, камень, пластик, земля и даже стекло. Но давайте остановимся подробнее на лестницах из металла и их конструктивных особенностях.

Из чего состоит лестница

Прежде чем говорить об особенностях, необходимо коснуться общих мест устройства. Независимо из материала изготовления все лестницы состоят из секций-маршей. Лестничный марш состоит из:

  • Основание – несущая часть, соединяющая между собой остальные конструкционные элементы, и отвечающая за равномерное распределение нагрузок. Именно основание соединяет между собой этажи и площадки.
  • Ступень. Что это такое, особо объяснять не надо. Задача ступени – служить первичным приемником нагрузки и передавать ее основанию.

Лестница для дома

  • Перила. Перила служат ограждением безопасности, и в большинстве случаев не являются несущим элементом. Благодаря этому фантазия дизайнеров относительно перил не ограничена ничем.

Расчет металлической лестницы

Есть, конечно, исключения, например, монолитные железобетонные лестничные марши, где ступени и опора выполнены заодно, но такие исключения только подтверждают правило. Далее рассмотрим каждый из конструктивных элементов применительно к металлических лестничных маршах. Необходимо только сделать оговорку, что говоря о металлических лестницах, можно иметь в виду следующие варианты:

Цельнометаллические

Устанавливаются в основном в производственных и складских зданиях. В жилых и офисных строениях применяются обычно в качестве наружных пожарных лестниц.

С металлическим основанием

Марши с железным основанием так же относят к металлическим, хотя ступени и перила могут быть из совершенно любого материала.

Основание

При строительстве металлических лестничных маршей, как правило, применяют основания следующих типов:

Косоуры

Именно косоур чаще всего используется в качестве опоры, особенно, если речь идет о конструкции внутри помещения. Косоур – металлическая балка, поверх которой укреплены ступени, таким, образом, что их торец виден. Для фиксации ступеней применяются специальные детали – кобылки, которые образуют сверху косоура своеобразную гребенку

Тетива

Основание в виде тетивы также представляет собой балку. Но, в отличие от предыдущего варианта, ступень располагается между элементами основания, а не сверху, как в случае с косоуром. Причем она может, как опираться на кобылку, так и вставляться в паз и крепится вворачиваемым в торец болтом.

Больцы

Основанием лестницы иногда могут служить… перила. Ступени подвешиваются к несущим перилам на блясинах-болтах, которыеи называются болтами («больц» означает «болт»). Это довольно редкая разновидность устройства, применяется обычно в интерьерах в стиле «хай-тек», как на фото.

Консоли

Консолью называется несущая ступень, встроенная одной стороной в стену. При таком устройстве ступень не имеет возможности перераспределять нагрузку, потому подобные устройства рассчитаны только на сравнительно небольшой вес.

Основанию лестничного марша вовсе не обязательно быть наклонным. Опорой винтовых лестниц служит вертикальная обжимная труба, на которой монтируются ступени-консоли.

Ступени

Даже обычная железная ступень устроена не так уж просто, как кажется. Конечно, ступени пожарных и служебных лестниц могут представлять собой просто рифленую стальную пластину, но обычно они имеют более сложное устройство, которое отражается на строительных чертежах:

  • Проступь. Проступью называется горизонтальная плоскость. Именно на проступь наступают, поднимаясь или спускаясь по лестнице. Глубина проступи называется шагом, высота от плоскостями смежных проступей – подъемом.
  • Подступенок – вертикальная плоскость ступени. Подступенок придает ступени дополнительную прочность. Вспомогательные и внутрикомнатные марши, не рассчитанные на большой вес, могут выполняться и без подступенков.

Немалым разнообразием отличаются и лестничные ограждения, включающие в себя:

  • Перила или поручни – наклонная часть ограждения.
  • Блясины – вертикальная часть ограждения.

Однако отличия чертежей ограждений носят, главным образом, не конструктивный, а декоративный характер.

Устройство лестничных сходов в соответствии с ГОСТ

Устройство лестничных сходов планируется в зависимости от места нахождения изделия, а также специфики расположения. Большая часть конструкций регламентирует ГОСТ 3.503.1-96: лестничные сходы. Именно в данном документе есть основные параметры организации, габариты строения и прочие необходимые аспекты. Важно понимать, что лестничные сходы мостов и лестничные сходы на автомобильных дорогах будут отличаться.

Специфика работы

В независимости от типа, предусматривающий проект лестничного схода, существует определенные порядок рекомендаций, который должен соблюдаться при начале и на всем протяжении работ. Очень важно:

Как правило, устройство новых лестничных сходов делается вместе с обновлением дорожного покрытия.

Монтаж лестничных сходов осуществляется с использованием специальной дорожной техники (подъемного крана, например).

Пешеходный переход

Несмотря на то, что лестничные сходы в нашей стране делаются по четко определенному ГОСТу, увы, они далеки от идеала. Главными ошибками, которые есть в современных пешеходных переходах на наших улицах, можно назвать:

  • Отсутствие пандусов либо их «несостоятельность». К сожалению, стоит только взглянуть на бесконечную череду ступеней подземного перехода, сразу становится понятен термин «мать-героиня». Но, оставив иронию, трудно не заметить, что коляска по большинству современных подземных переходов просто не проедет. А все потому, что сходы были рассчитаны, а вот о дополнительном оборудовании никто не подумал. В итоге, ни инвалиды, ни женщины с младенцами в колясках не могут свободно перейти. Увы, но большая часть уложенных реек, которые пытаются выдать за пандусы, имеют расстояние друг от друга настолько небольшое, что ни одна современная коляска по ним не проедет.
  • Неудобство поручней. При желании все-таки можно встретить широкие подземные переходы, оснащенные удобными перилами (трубами) по краям и посредине. Но большинство выходов из метро в крупных городах лестниц у автомобильной дороги надземного или подземного перехода, несмотря на свою широту, имеют поручни только у стены. Это совершенно неудобно пешеходам и опасно, особенно в гололед.
  • Отсутствие предупредительных полос. Это один из важных принципов безопасности использования лестничных сходов. В общественных местах до сих пор не везде есть предупредительные полосы. А по сути, их необходимо наносить на каждую ступеньку, а также окончание площадки в двухмаршевых и более лестницах. Это позволит даже в сумеречное время суток лучше сориентироваться.
  • Неудобный наклон и отсутствие «зимнего» покрытия. Даже спустя много лет развития технологий современные лестничные переходы делаются с серьезными нарушениями. Например, наклон степеней. Они должны располагаться строго по уровню – под углом 90°. Покрытие ступеней должно быть нескользким. Обычно для этого они оборудуются специальной металлической пластиной с «шипами» или рельефностью.

Лестничные сходы: типовые проекты, элементы и монтаж

Железобетонные лестничные сходы на мостах, железных и автомобильных дорогах – высокопрочные конструкции, в состав которых входят косоуры, ступени, площадки, фундаменты под косоуры и другие элементы. Производители предлагают изделия для регионов, в которых сейсмическая активность не превышает 6 балов, минимальная температура равна -55°C. Такие ЖБИ могут использоваться на обычных грунтах на необводненной местности. Использование ЖБ-лестничных сходов обеспечивает высокую прочность и надежность всего сооружения, простой монтаж, минимальные затраты на обслуживание и ремонт.

Железобетонные лестничные сходы

Особенности производства

Для изготовления лестничных конструкций используют:

  • Тяжелый бетон класса прочности не ниже В15, с минимальной истираемостью. Водонепроницаемость – от W2, класс морозостойкости – зависит от климатических условий, в которых будут эксплуатироваться изделия. Отпускная прочность летом – 70%, зимой – 100%.
  • Арматурная сталь классов А-I, А-II, А-III, арматурная проволока периодического профиля Вр-1 – для изготовления усиливающего каркаса.
  • Стальной прокат по ГОСТу 380-2005 – для закладных элементов.
  • Антикоррозионные защитные покрытия, продлевающие срок службы.

Лестничные сходы из бетона для автодорожных путепроводов, мостов и эстакад – устройство и основные характеристики

Такие ЖБИ выпускают в соответствии с серией 3.503.1-96 и ТП 503-0-17. Они предназначены для подъема/спуска на автодорожные мосты, эстакады и путепроводы. Сходы технического назначения, предназначенные для прохода рабочих с инструментом, имеют ширину 0,75 м. Вблизи населенных пунктов для пропуска пешеходов устанавливают конструкции шириной 1,5 м.

Конструкция лестничных сходов состоит из следующих элементов:

  • косоур – наклонная балка с закладными элементами, к которой крепятся площадки и ступеньки;
  • лестничная площадка;
  • лестничная ступень;
  • опорная плита.

Экономичный и безопасный при эксплуатации вариант – ступени для лестницы из мытого бетона, изготавливаемые по специальной технологии с использованием мелкофракционного щебня. Шершавая на ощупь поверхность идеальна для мест, открытых для воздействия атмосферных осадков, благодаря наличию антискользящего эффекта. Плюсы ступеней из мытого бетона: отсутствие необходимости в дополнительном антискользящем покрытии, низкая истираемость поверхности, широкий ассортимент декоративных решений.

В перечень элементов, используемых при обустройстве лестничных сходов, могут входить: барьерные ограждения, сигнальные столбики, направляющие устройства и другие элементы.

Лестничные сходы для железных дорог

Железобетонные лестничные сходы, выпускаемые по сериям 3.501-96 и 3.501-180.95, используются на железных дорогах нормальной колеи для обустройства лестничных сходов по откосам, переходов между мостовыми опорами и насыпями. Сборные лестницы делятся на две группы – для высоты насыпи до 5,0 м и более 5,0 м.

Изделия изготавливают из тяжелых бетонов, соответствующих требованиям ГОСТа 25192-2012. При производстве лежней и опорных подушек используют бетон класса прочности В20, ступени, косоуры, плиты, фундаменты – В25. Классы морозостойкости – F200-F300, конкретное значение зависит от региона.

Ширина – 1 м, 1,5 м, 2,0 м, количество ступеней – 12 и 16.

Лестничные сходы для железных дорог

Маркировка конструкций

Буквенно-цифровая маркировка лестничных сходов и их элементов содержит следующие обозначения, размерные параметры указываются через дефис:

  • СЛ – сход лестничный;
  • КЛ (или К) – косоур лестничный;
  • ПЛ (или П) – площадка;
  • СЛ (или ПС) – ступень;
  • БЛ – балка схода;
  • Ф – фундамент под косоуры;
  • Л – лежень;
  • СТ – стойка;
  • ОП – опорная подушка;
  • ОГ – оголовок;
  • длина, ширина, высота элемента.

В маркировке ступеней дополнительно могут быть указаны следующие буквы и цифры:

  • «д» – наличие декоративного конструкционного слоя;
  • 1 – изделие имеет типовые закладные изделия, 2 и 3 – дополнительные закладные изделия;
  • «л» – закладные элементы имеют левое исполнение.

Специфика использования железобетонных лестничных сходней

Независимо от типа используемой лестничной конструкции при монтаже следует соблюдать следующие правила:

  • К строительству схода приступают только после организации насыпи. Это особо актуально для лестниц, которые ведут к автомобильным дорогам и мостам.
  • Если лестничный сход служит для соединения эстакад с насыпями, то его устанавливают под углом 45° к дорожному полотну.
  • Монтаж производится при наличии технологической карты и разработанного проекта.
  • Чаще всего строительство лестничных сходов ведется одновременно с укладкой нового или заменой старого дорожного покрытия.

Косоуры укладываются по откосу насыпи с врезкой в грунт. В основании монтируют опору, в которую упирается косоур.

Типовые и нетиповые проекты на лестничные сходы

Типовые лестницы выпускают по готовым чертежам в соответствии с сериями 3.503.1-96, 3.501-963, 501-180.95, ТП 503-0-17. Но в современном строительстве часто требуются оригинальные не стандартизированные решения. Нестандартные по размерам и конфигурации элементы лестничных сходней могут потребоваться в следующих случаях:

  • Реализация нового строительного проекта, содержащего нестандартные архитектурные решения.
  • Необходимость дополнить уже существующую конструкцию.
  • Использование типовых ЖБИ – экономически нецелесообразно или не позволяет выполнить инженерную задачу.

Моменты, которые необходимо учитывать при проектировании лестничных сходов

При проектировании лестниц, используемых при строительстве мостов, автомобильных и железных дорог учитывают следующие факторы:

  • Необходимость использования пандусов. Замена пандусов металлическими рейками редко бывает эффективной из-за небольшого расстояния между ними.
  • Продуманное расположение поручней. При широких лестничных пролетах рекомендуется устанавливать их по краям и в середине пролета, что значительно повышает безопасность передвижения пешеходов, особенно в ненастную погоду и в гололед.
  • Необходимость нанесения предупредительных полос на каждую ступеньку и окончание площадки в лестницах с несколькими маршами.
  • Обеспечение нескользкой поверхности ступеней.

Вопросы-ответы

В большинстве случаев использование соли и других химически активных веществ для очистки ступеней и площадок лестничных сходов запрещено. Разрешается механическая очистка с последующей посыпкой песком.

Высота расположения поручней для взрослых – 0,9 м, для детей – 0,7 м.

ДПК – это древесно-полимерный композит, современный влагостойкий и долговечный материал. Изготавливается из полимеров и древесной муки. Может использоваться при производстве элементов лестниц. Композитные ступени обычно применяются в лестничных сходах со средне интенсивной нагрузкой.

Строительный эксперт с 20 летним стажем.

Образование:

1998 год - Ижевский государственный технический университет по специальности инженер-строитель "Промышленное и гражданское строительство".
1997 год - Ижевский монтажный техникум по специальности техник-строитель-технолог.

Опыт работы:

Инженер технического контроля качества выполнения работ строительных работ: геодезия (планировка); земляные; дренажные; гидроизоляционные; монолитные, а также все виды работ с инженерными коммуникациями.

Ограждение лестничных сходов





Наша компания принимает заказы на изготовление ограждений лестничных сходов пешеходных, автодорожных и железнодорожных мостов. Данные металлоконструкции выполняются строго в соответствии с требованиями технической документации:

  • Серия 3.503.1-96, выпуск 0-2 «Лестничные сходы. Материалы для проектирования».
  • Серия 3.503-12 выпуск 15 «Проезжая часть, тротуары, водопроводные устройства, перила и ограждения мостов и путепроводов на автомобильных дорогах».
  • Серия 3.501.1-165, выпуск 2-2. «Опоры и сходы мостов с железобетонными пролетными строениями. Металлические изделия. Рабочие чертежи».
  • СНиП 2.05.03-84*. «Мосты и трубы».

Возможно изготовление нестандартных металлоконструкций по индивидуальным чертежам заказчика. При необходимости, мы спроектируем нужную конструкцию ограждения или поможем выбрать подходящий типовой проект.

Обустройство мостов лестничными сходами

В соответствии с нормами СНиП 2.05.03-84, все части пролетных строений должны быть доступны для осмотра и ухода. Для этих целей требуется устанавливать лестницы и перильные ограждения, высота которых должна быть не менее 1,10 метра. Необходимо, так же, у каждого конца мостового сооружения при высоте насыпи более 2 метров для железнодорожных и более 4 метров для автодорожных мостов оборудовать по откосам постоянные лестничные сходы. Ширина сходов должна составлять 0,75 метра.

Требования к элементам ограждающих конструкций

Антикоррозийная защита стальных изделий производится согласно СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии.»

Cход с пешеходного моста

Характеристики металлического ограждения ОГМ21п

Наименование Металлическое ограждение
Техническая документация: Серия 3.503.1-96, выпуск 2-2
Марка ограждения ОГМ21п
Длина, м 4250
Высота, м 1200
Масса, кг 65,72

Характеристики ограждений ОГП11л

Наименование Металлическое ограждение
Техническая документация: Серия 3.503.1-96, выпуск 2-2
Марка ограждения ОГП11л
Длина, м 1100
В ысота, м 1200
Масса, кг 18,02

Чертеж ограждения перильного ПО 1 и ПО 2 (серия 3.501.1-165)

Лестничные сходы по откосам насыпи чертежи

Схемы лестничных сходов ж/дорожных мостов

Постоянным заказчикам и оптовым покупателям предоставляются выгодные условия и скидки.

Читайте также: