Лицензия на добычу драгоценных металлов

Обновлено: 04.10.2024

от 12 сентября 2020 года N 1418

О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями

(с изменениями на 29 ноября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить прилагаемые:

До утверждения Правительством Российской Федерации критериев отнесения лицензируемого вида деятельности лицензиатов к определенной категории риска плановые проверки лицензиата в рамках лицензионного контроля не осуществляются.

3. Настоящее постановление действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 сентября 2020 года N 1418

Положение о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) (далее - лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов).

2. Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов осуществляется Федеральной пробирной палатой (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность предусматривает извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства.

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, являются:

а) наличие необходимых для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и принадлежащих на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений (части зданий, строений, сооружений и помещений) в каждом из мест ее осуществления;

б) наличие необходимого для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и принадлежащего на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования;

в) наличие не менее одного работника, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов" или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности или имеющего стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий документы в отношении себя);

г) наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов согласно правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 статьи 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

5. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" и "г" пункта 4 настоящего Положения, в случае наступления последствий, предусмотренных частью 10 статьи 19_2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором также указываются сведения (реквизиты документов), подтверждающие:

б) наличие в штате работника (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации), имеющего высшее, или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов", или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемого вида деятельности (в случае, если сведения об образовании, о повышении квалификации (профессиональной переподготовке) содержатся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"), или стаж работы в области лицензируемого вида деятельности не менее одного года (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации) (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий сведения в отношении себя).

Заявление о предоставлении лицензии подписывается соискателем лицензии усиленной квалифицированной электронной подписью.

7. К заявлению, указанному в пункте 6 настоящего Положения, соискатель лицензии прилагает:

б) копии документов, подтверждающих наличие принадлежащего соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования;

в) копии документов (технологических инструкций, регламентов, стандартов организации, технических условий), утвержденных соискателем лицензии, подтверждающих наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов;

г) копию трудового договора, заключенного с работником (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации), копии документов, подтверждающих высшее, или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов", или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемого вида деятельности (в случае, если сведения об образовании, повышении квалификации (профессиональной переподготовке) не содержатся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении") или копии документов, подтверждающих стаж работы в области лицензируемого вида деятельности не менее одного года (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации) (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий документы в отношении себя);

8. При намерении осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов по месту, не указанному в реестре лицензий, лицензиат в отношении новых мест указывает в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий сведения (реквизиты документов) в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения и прилагает документы в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий подписывается лицензиатом усиленной квалифицированной электронной подписью.

Форма заявления о предоставлении лицензии и заявления о внесении изменений в реестр лицензий устанавливается лицензирующим органом.

9. При проведении оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, оценки достоверности сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии или заявлении о внесении изменений в реестр лицензий, а также в прилагаемых к ним документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки.

10. Информация, относящаяся к осуществлению деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, формируется в открытом и общедоступном государственном информационном ресурсе, содержащем сведения из реестра лицензий, положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (далее - информационный ресурс).

11. Оценка соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами) лицензионных требований осуществляется в рамках федерального государственного пробирного надзора.

17. Срок предоставления лицензии составляет 15 рабочих дней со дня получения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Срок внесения изменений в реестр лицензий составляет 5 рабочих дней со дня предоставления в лицензирующий орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

18. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении действия лицензии, об аннулировании лицензии, а также ведение информационного ресурса, реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Положение о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий осуществляется Федеральной пробирной палатой (далее - лицензирующий орган).

Лицензия на добычу драгоценных металлов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 сентября 2021 г. N 03-07-05/78041 О применении налоговой ставки по НДС в размере 0 процентов организацией, осуществляющей на участке недр добычу драгоценных металлов, извлечение руды из коренных (рудных пород) с получением комплексных руд и производство драгоценных металлов из добытых комплексных руд, содержащих драгоценные металлы, в случае, если лицензия на право пользования данным участком недр принадлежит сторонней организации

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 сентября 2021 г. N 03-07-05/78041 О применении налоговой ставки по НДС в размере 0 процентов организацией, осуществляющей на участке недр добычу драгоценных металлов, извлечение руды из коренных (рудных пород) с получением комплексных руд и производство драгоценных металлов из добытых комплексных руд, содержащих драгоценные металлы, в случае, если лицензия на право пользования данным участком недр принадлежит сторонней организации

Вопрос: На основании пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью (ООО) просит дать письменное разъяснение по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а именно, применения подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ:

Согласно статье 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях":

- добыча драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

- производство драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

Согласно действующему законодательству к лицам, которые могут быть признаны субъектами добычи и производства драгоценных металлов, относятся и иные лица, в том числе не имеющие лицензию на право пользования участками недр.

Так, абзацем 5 статьи 9 Закона N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" в п. 19 указано, что из взаимосвязанного толкования подпункта 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ и положений статьи 4 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" следует вывод о том, что указанную ставку налога вправе применять лица, которые могут быть признаны субъектами добычи и производства драгоценных металлов в соответствии с названным специальным законодательством, то есть прежде всего имеющие лицензию на право пользования участками недр.

По мнению ООО, позиция Пленума ВАС определяет, что ставку налога 0% вправе применять лица, прежде всего имеющие лицензию на право пользования участками недр, а также иные лица, которые могут быть признаны субъектами добычи и производства драгоценных металлов.

ООО считает, что лицом, которое может быть признано субъектом добычи и производства драгоценных металлов, может явиться Общество 1, осуществляющее геолого-разведочные работы, работы по проходке горных выработок, бурение, опробование, подготовительные работы, а также горные работы по добыче полезного ископаемого на лицензионном участке, принадлежащим Обществу 2, имеющим лицензию для геологического изучения, разведки и добычи полезного ископаемого (рудного золота).

Общество 2 не имеет специальных разрешений (лицензий) на осуществление специальных видов работ, в том числе на хранение взрывчатых веществ, на проведение взрывных работ, на проведение маркшейдерских работ и т.д. В связи с этим Общество 2 не может собственными силами осуществлять геолого-разведочные работы и работы по проходке горных выработок, а также горные работы по добыче полезного ископаемого на лицензионном участке.

На основании Соглашения с Обществом 2, Общество 1 собственным квалифицированным персоналом, необходимым для разработки указанного горного участка, проводит геолого-разведочные работы на участке, в том числе проходку наземных и подземных горных выработок. В период проведения работ по отбору крупнообъемных полупромышленных проб из первичных и смешанных руд, из недр в пределах указанного месторождения Обществом 1 извлекается золотосодержащая руда. Переработка добытой Обществом 1 руды производится на мощностях принадлежащей ему золотоизвлекательной фабрики.

Учитывая, что Общество 1 на основании соответствующих разрешений и лицензий самостоятельно осуществляет разработку горного участка, геолого-разведочные работы на участке с дальнейшим получением из добытого минерального сырья (руды) сплава доре, считаем, что Общество 1 также является субъектом добычи и производства драгоценных металлов в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 6 ст. 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации в том числе драгоценных металлов банкам налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных металлов.

При таких обстоятельствах, поскольку Общество 1 в соответствии с Законом N 2395-1 "О недрах" собственными силами единолично участвует в процессе добычи драгоценных металлов на указанном участке, единолично участвует в извлечении руды из коренных (рудных) пород указанного участка с получением комплексных руд, единолично участвует в производстве драгоценных металлов из добытых комплексных руд, содержащих драгоценные металлы, просим пояснить, соблюдаются ли в данном случае Обществом 1 условия применения льготы по НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Ответ: В связи с обращением о применении налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов, предусмотренной подпунктом 6 пункта 1 стати 164 Налогового кодекса Российской Федерации, организацией, осуществляющей на участке недр добычу драгоценных металлов, извлечение руды из коренных (рудных пород) с получением комплексных руд и производство драгоценных металлов из добытых комплексных руд, содержащих драгоценные металлы, в случае, если лицензия на право пользования данным участком недр принадлежит сторонней организации, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленного в обращении вопроса предполагает проведение экспертизы соглашения, заключенного указанными организациями.

В то же время на основании пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров и иных документов, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В связи с этим рассмотреть вышеуказанное обращение по существу не представляется возможным.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 стати 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам налогоплательщиками, осуществляющими добычу или производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, а также налогоплательщиками, осуществляющими без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) добыча драгоценных металлов осуществляется исключительно организациями, получившими в порядке, установленном Федеральным законом N 41-ФЗ и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для установленных указанной статьей целей.

На основании части первой статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, предусмотренную подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, вправе применять налогоплательщики, признаваемые субъектами добычи и производства драгоценных металлов в соответствии с положениями Закона о недрах и Федерального закона N 41-ФЗ и, соответственно, имеющие лицензию на право пользования недрами, а также налогоплательщики, осуществляющие без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

В связи с этим положения подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса на налогоплательщиков, принимающих участие в добыче и (или) производстве драгоценных металлов, но не имеющих лицензии на право пользования недрами, не распространяются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Нулевую ставку НДС вправе применять налогоплательщики:

- признаваемые субъектами добычи и производства драгметаллов и, соответственно, имеющие лицензию на право пользования недрами;

- осуществляющие без лицензии на пользование недрами производство драгметаллов из лома и отходов, содержащих драгметаллы.

Нулевая ставка НДС не распространяется на налогоплательщиков, принимающих участие в добыче и производстве драгметаллов, но не имеющих лицензии на право пользования недрами.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Лицензия на поиски, разведку и добычу золота, кто выдает, как получить

От редакции. За последние годы выдано несколько тысяч лицензий по заявительному принципу. Их получатели не всегда хорошо знают законодательство, поэтому в своей работе иногда допускают ошибки, которые грозят отзывом лицензии. При нашем сложном законодательстве и многочисленных документах, в оформлении лицензий есть неочевидные нюансы, которые могут облегчить или осложнить дальнейшую работу предприятия. Кроме того, многих недропользователей после проведения поисковых работы ждет переоформление лицензий и изменения их статуса. Это важный и ответственный момент. В связи с этим мы сочли полезным привести основные сведения о лицензиях, применительно к золоту.

Для начала напомним некоторые статьи Закона «О Драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Статья 15. Лицензирование в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи

В Российской Федерации геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добыча осуществляются на основании лицензий.

Лицензирование пользования участками недр, содержащими драгоценные металлыи драгоценные камни, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и иными федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами.

Организации, указанные в статье 4 (см.ниже) настоящего Федерального закона, осуществляют добычу драгоценных металлов и драгоценных камней собственными силами или на договорной основе с другими организациями. При ведении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней организациями в рамках договора между ними каждая из этих организаций должна иметь необходимые лицензии на виды деятельности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами.

Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, субъекты добычи драгоценных камней

Добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).

Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и организациям, созданным без участия (прямого или косвенного) иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должно принадлежать большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организаций, осуществляющих деятельность по добыче алмазов на территории Российской Федерации.

Старательская добыча может применяться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов, всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, в том числе артелями старателей. Под старательской добычей понимается способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест постоянного проживания на срок более чем четыре месяца. При этом не производятся затраты средств за счет соответствующего бюджета на создание и содержание объектов социальной инфраструктуры по месту производства указанных работ. Государство поощряет старательскую добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней возникает с момента получения соответствующей лицензии и действует до прекращения ее действия.

Лицензия — это документ, который удостоверяет право пользования ее владельца участком недр в определенных границах в течение указанного срока и при соблюдении условий лицензирования. В лицензии указывается владелец, координаты участка недр, срок пользования участком недр, перечислены условия пользования.

Необходимо помнить, что Лицензия на пользование недрами не может быть передана пользователем недр третьим лицам, в том числе в пользование.

Лицензии на золото бывают 3-х видов:

1. Геологическое изучение, включающее поиски и оценку полезных ископаемых - БП

2. Разведка и добыча полезных ископаемых - БР

3. Геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых БЭ

БП – это лицензия на поиск месторождения благородных металлов. Поиск включает геологическое изучение территории и специальные поисковые работы, в том числе с применением горных выработок. Все работы должны вестись в сроки, указанные в лицензии, и по проекту, согласованному с Росгеолэкспертизой (региональными подразделениями, где расположен участок недр). Проведение работ, не согласованных с Росгеолэкспертизой, считается незаконным.

БР – это совмещённая лицензия на разведку и добычу. Лицензии вида БР предоставляют право добычи как в процессе разведочных работ, так и по их завершении. Получение в дальнейшем самостоятельной добычной лицензии (БЭ) не требуется.

БЭ – это сквозная лицензия на право ведения поисков, разведки и разработки месторождения благородных металлов, собственно, добычи золота. Лицензии вида БЭ выдаются на участки недр, где по результатам предшествующего геологического изучения подсчитаны и учтены государственным балансом запасы золота, то есть объект имеет статус месторождения (или его части).

Поиски разведка и добыча должны вестись в соответствии с условиями, перечисленными в лицензии.

Поисково-оценочные, разведочные и добычные работы проводятся на основании проектов, которые разрабатывают специализированные фирмы (или сами недропользователи, имеющие специалистов). Проекты подлежат согласованию с Росгеолэкспертизой (её региональными подразделениями). По результатам проведенных работ составляется отчет установленного образца с подсчетом запасов полезного ископаемого (при выявлении).

Отчет должен быть рассмотрен и одобрен специальной государственной комиссией по запасам (ГКЗ) или ее филиалом. Утверждение запасов ГКЗ или ее филиалом является основанием для их постановки на государственный баланс.

Добычные работы проводятся в соответствии с проектом разработки месторождения и проектом плана развития горных работ операционного года, разрабатываемых в установленном порядке и согласованных с Ростехнадзором. (его территориальными органами).

Получение лицензии на поиски, разведку и добычу золота

Выдача лицензий на право пользования участками недр, содержащими благородные металлы обеспечивается Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) и его территориальными органами - Департаментами по восьми федеральным округам и двумя экстерриториальными (Управление по республике Саха и Центрально-Сибирский департамент, базирующийся в Красноярске). Департаменты по недропользованию имеют в субъектах РФ Отделы геологии и лицензирования, которые непосредственно и осуществляют прием заявок и выдачу лицензий. Изначально такие отделы были в каждом субъекте РФ, теперь же один отдел может быть на 2-3 субъекта.

Любая лицензия на пользование участком недр, содержащим благородные металлы (БП,БР, БЭ) выдается только предприятию, то есть юридическому лицу.

Лицензию БП на поиски золота можно получить в заявительном порядке. Такую лицензию также можно получить, участвуя в аукционе, который объявляется Роснедра. Но это по ряду причин не лучший вариант.

Лицензию БР и БЭ (на разведку и добычу золота) можно получить, участвуя в аукционе, который объявляется Роснедра Получение такой лицензии также возможно на основании свидетельства по факту открытия месторождения в результате работ, проведенных по лицензии БП, полученной «по заявительному принципу».

Любая лицензия БП, БР или БЭ – это важнейший документ для недропользователя. В нем перечислены права, обязанности, сроки выполнения работ и многое другое. Нарушение условий лицензионного соглашения может привести к отзыву лицензии, а также возбуждению уголовного дела по ст.191 УК РФ либо административного производства по ст.15.44. КоАП РФ. Незаконно добытое золото при этом конфискуется в доход государства.

Прекращение права пользования недрами (в том числе досрочное) осуществляется органами, выдавшими лицензии.

Основания прекращения – истечение установленного в лицензии срока; отказ владельца от лицензии; наступление события, оговоренного в лицензии; переоформление лицензии с нарушением требований.

Основания досрочного прекращения – угроза жизни и здоровью людей; нарушение существенных условий лицензии; систематическое (2 и более раза) нарушение условий лицензий; чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, военное положение); если недропользователь не приступил в установленные сроки к предусмотренным лицензией объемам работ; ликвидация недропользователя; инициатива недропользователя; непредставление недропользователем отчетности и геологической информации и др.

Правильно составленная и оформленная лицензия избавляет владельца от многих проблем в будущем, а погрешности в оформлении могут создать трудности на многие годы или вообще лишить лицензии. Поэтому важно не только получение лицензии, но и точная формулировка ее содержания. При получении и переоформлении, стоит получить совет у опытного специалиста, чтобы знать на что обратить внимание.

Детали лицензирования подробно освещены в приказе, вступившем в силу с 01.01.22 года.

Читайте также: