Лом черных и цветных металлов

Обновлено: 12.05.2024

Рассматривая особенности металлургического производства, конечно же, стоит остановиться на такой теме, как металлолом. Металлургические организации могут приобретать лом черных и цветных металлов с целью его последующей переработки. Причем они могут осуществлять такие операции самостоятельно, приобретая металлолом у физических или юридических лиц, или приобретать его у специализированных организаций, не имеющих к производству черных и цветных металлов непосредственного отношения.

Понятие лома черных и цветных металлов дано в Федеральном законе от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно статье 1 указанного закона:

«лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий».

Таким образом, законодательством металлолом отнесен именно к отходам производства и потребления. На этот факт мы сразу хотим обратить внимание читателя, так как это информация в дальнейшем будет необходима для понимания порядка налогообложения операций, связанных с металлоломом.

Осуществляя операции с металлоломом, субъект хозяйственной деятельности обязан соблюдать специальные правила его обращения, установленные Правительством Российской Федерации. В части лома черных металлов, такие правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №369 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения». А в части лома цветных металлов – Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».

Кроме того, основными нормативными документами для субъектов предпринимательской деятельности, занятых в этой сфере бизнеса, будут являться:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

О том, что следует понимать под такой деятельностью, сказано в Постановлениях Правительства Российской Федерации:

· от 23 июля 2002 года №553 «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов» (далее – Постановление №553);

· от 23 июля 2002 года №552 «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов» (далее - Постановление от 23 июля 2002 года №552).

Согласно пункту 1 Постановления №553:

«Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов включают в себя сбор, скупку (закупку) лома черных металлов у физических и юридических лиц, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе».

Аналогичное определение деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных металлов содержится и в Постановлении от 23 июля 2002 года №552.

Таким образом, если субъект хозяйственной деятельности, будь это металлургическое предприятие или специализированная организация, осуществляет указанные действия с металлоломом, то естественно, что он обязан получить соответствующую лицензию. Причем, если субъект одновременно осуществляет заготовку, переработку и реализацию и черных и цветных металлов, то ему придется получить две лицензии. Порядок лицензирования и требования, предъявляемые к субъекту хозяйственной деятельности, претендующему на получение специального разрешения, установлен вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации, а именно: Постановлением от 23 июля 2002 года №552 и Постановлением №553.

Организация бухгалтерского и налогового учета у организации, осуществляющей операции с металлоломом, будет зависеть от того, какие цели преследует данный субъект. Если он осуществляет заготовку лома черных и цветных металлов с целью его использования в качестве вторичного сырья, используемого для производства своей продукции, то в этом случае металлолом будет выступать в качестве материалов. Эта схема используется предприятиями металлургии.

Пример.

Производственная организация ООО «Металлург» приобретает у физического лица лом черных металлов в количестве 50 кг по цене 27 рублей за 1 кг и использует его для производства готовой продукции.

Учет металлолома, принятого у населения ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01).

В соответствии с указанным документом (ПБУ 5/01) металлолом принимается к учету по фактической себестоимости, которая в данном случае будет складываться из суммы, выплаченной физическому лицу.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учет металлолома, используемого в качестве материала, будет вестись на счете 10 «Материалы».

В бухгалтерском учете ООО «Металлург» эта операция будет отражена следующим образом:

В налоговом учете стоимость материалов (металлолома) учитывается по стоимости, определенной в соответствии со статьей 254 НК РФ.

Специализированные же организации, осуществляющие операции с металлоломом, используют, как правило, торговую схему, так как в данном случае металлолом у них предназначен для дальнейшей реализации, в связи с чем, его учет ведется на счете 41 «Товары».

Обратите внимание!

При осуществлении данного вида деятельности есть один нюанс, на который необходимо обратить внимание. Речь идет о требованиях Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ).

В пункте 3 статьи 2, вышеназванного Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ, перечислены случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ). В перечне таких случаев содержится прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.

Иначе говоря, Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ содержит прямое требование от субъекта предпринимательства при осуществлении наличных расчетов о применении контрольно кассовой техники. В данном случае у многих фирм и индивидуальных предпринимателей возникает вопрос, как может ими применяться ККТ, ведь деньги за полученный металлолом они отдают сдатчику, а не получают. Тем не менее, несмотря на всю абсурдность данного требования, налоговики требуют обязательного применения контрольно-кассовой техники. Доказательством могут служить письма налогового ведомства, в частности: Письмо МНС Российской Федерации от 9 апреля 2004 года №33-0-11/281 «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома», Письмо МНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №33-0-14/684@ «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома» и Письмо ФНС Российской Федерации от 17 мая 2005 года №22-3-11/868@ «О применении контрольно-кассовой техники». Справедливости ради заметим, что все перечисленные документы не являются документами нормативного характера, однако легче от этого не становится. Ведь мало того, что такая точка зрения сформировалась у «налоговиков», судебная практика подтверждает, что и суды занимают аналогичную позицию. В качестве примера приведем Постановление ФАС Поволжского округа от 5 июля 2005 года №А65-22920/04-СА1-36, Постановление ФАС Уральского округа от 26 июля 2005 года №Ф09-3106/05-С7 и даже Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04. В нем, в частности указано, что:

«административная ответственность, предусмотренная статей 14.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает независимо от того, в каком качестве выступает организация (предприниматель), осуществляющая наличные денежные расчеты».

Заметим, что решение весьма оригинальное.

На наш взгляд, сфера применения Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ - это осуществление наличных расчетов между субъектами гражданского права, осуществляемых при продаже товаров (работ, услуг), а не при их покупке. Доказательством служит пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ:

«Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

То есть, сам закон ограничивает сферу своей деятельности, и пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ никоим образом ее расширять не может.

Фискальные же органы твердо стоят на своем: ККТ - обязательно! Хорошо хоть, что они при этом, в своих размышлениях, не идут еще дальше, а то вообще можно было бы прием металлолома рассматривать как оказание услуг.

Прием металлолома с оплатой его стоимости, по своей природе, является договором купли-продажи, регулируемым статьей 454 ГК РФ, а не чем-то иным. И если налоговые органы требуют применение ККТ, то по логике такой чек должен выдать именно продавец товара (физическое лицо), а не кто-то иной. Но Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ такого требования к физическим лицам не предъявляет.

Заметим, что проблема металлолома не является новой, о чем свидетельствует Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624, в котором судебное решение было вынесено в пользу налогоплательщика. То есть суд признал недействующим подпункт «м» пункта 2 перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин». Напомним, что до вступления в силу Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ, случаи, когда организации и учреждения могли осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККТ, были перечислены именно в этом перечне.

Несмотря на всю логику, ситуация такая, что налогоплательщику придется использовать ККТ. Ведь отсутствие ККТ приведет к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (что с нашей точки зрения так же неправомерно, обратите внимание на название статьи):

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».

Если же субъект хозяйственной деятельности решит обратиться в суд, то еще неизвестно, какое решение по этому поводу примет Ваш судебный орган. Будет ли он ориентироваться на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624 или же на Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04.

Теперь коснемся немного бланков строгой отчетности. Могут ли организации, принимающие металлолом их использовать?

В качестве бланка строгой отчетности для приема вторичного сырья и продажи товаров используется форма №БСО-11 «Квитанция», утвержденная Письмом Минфина Российской Федерации от 11 апреля 1997 года №16-00-27-14 «Об утверждении форм документов строгой отчетности». Код данной формы по ОКУД 0712611.

Квитанция состоит из двух разделов, непосредственно квитанции и корешка квитанции. В каждой из частей указывается наименование организации, принимающей вторсырье и ее адрес, серия и номер квитанции, номер приемного пункта.

О сдатчике вторсырья в квитанцию заносятся его фамилия, имя и отчество. В том случае, если сдается цветной металлолом, то в специально отведенные строки вписываются данные паспорта сдатчика.

В табличной части квитанции в соответствующие графы заносится информация о дате проводимой операции, наименовании сдаваемого вторсырья или покупаемого товара, его количество и сумма. Итоговая сумма записывается прописью. Квитанция подписывается лицом, получившим деньги, с указанием его фамилии, имени и отчества.

Квитанция выдается лицу, сдающему вторсырье или покупающему товар, а корешок квитанции остается в приемном пункте.

По поводу того имеют ли право субъекты хозяйственной деятельности использовать данные бланки при отсутствии ККТ, заметим, что на наш взгляд, Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ не дает такой возможности. Объясним.

Согласно пункту 2 статьи 2 вышеуказанного закона:

«Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности».

Как видим, закон дает такое разрешение только в случае оказания услуг населению. А как мы уже отметили выше, отношения по приему металлолома в соответствии с нормами гражданского законодательства представляют собой куплю-продажу. Поэтому на наш взгляд, организация или индивидуальный предприниматель имеют право применять данные бланки (для учета сумм, выданных физическим лицам), но только одновременно с выдачей чека ККТ.

Осуществляя операции по приему металлолома, организациям следует обратить внимание еще на один момент. Принимая от населения лом черных и цветных металлов, они выплачивают физическим лицам денежные суммы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признаются доходами у физического лица (статья 208 НК РФ). Заметим, что в такой ситуации у организации-приемщика не возникает обязанностей налогового агента по удержанию и уплате НДФЛ у физических лиц. Организация просто не в состоянии правильно исчислить суммы налога, в связи с тем, что при исчислении НДФЛ учитываются суммы стандартных и имущественных, вычетов о которых у налогового агента нет никакой информации. Иначе говоря, организация производит выплаты физическим лицам без удержания сумм налога на доходы физических лиц. А вот подать сведения о суммах, выплаченных физическим лицам, организация обязана. Такое требование к ней предъявляет пункт 1 и пункт 2 статьи 230 НК РФ.

Каких либо особенностей в налогообложении организаций, занятых приемкой металлолома на сегодняшний день нет. Если организация приобретает его с целью дальнейшей перепродажи, то исчисление налогов производится ею в обычном порядке.

Заметим лишь то, что налогоплательщики НДС иногда не верно определяют налоговую базу при реализации металлолома, исчисляя ее в соответствии с пунктом 4 статьи 154 НК РФ, объясняя это тем, что раз металлолом приобретается у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, то и при последующей реализации НДС должен исчисляться с разницы между продажной ценой с учетом налога и ценой его приобретения. Такой подход к определению налоговой базы неправомерен. Прочитайте внимательно пункт 4 статьи 154 НК РФ:

«При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции».

Во-первых, в данном случае речь идет о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки, перечень которой установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2001 года №383 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)». И металлолома, естественно, там нет.

Во-вторых, рассматривать металлолом в качестве продуктов переработки продукции (закрыв при этом глаза на отраслевую принадлежность последней) так же не верно, так как металлолом в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» представляет собой именно отходы.

Отсутствие особенностей справедливо лишь до 1 января 2006 года. Мы уже отмечали, что Федеральный закон от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» внес изменения в статью 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)». С 1 января 2006 года освобождена от налогообложения НДС реализация лома отходов черных и цветных металлов. При этом заметим, что от налогообложения освобождена именно прямая реализация (передача на возмездной или безвозмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами), остальные операции с ломом черных и цветных металлов от налогообложения не освобождаются.

Напоминаем, что, так как реализация лома черных и цветных металлов может осуществляться лишь при наличии лицензии, то и льгота может быть предоставлена налогоплательщику лишь при наличии лицензии (пункт 6 статьи 149 НК РФ).

Кроме того, налоговое законодательство по НДС в случае одновременного осуществления налогооблагаемых операций и операций, не подлежащих налогообложению, требует от налогоплательщика обязательного ведения раздельного учета. Такое требование выдвигает пункт 4 статьи 149 НК РФ.

Правда, при желании налогоплательщик НДС может отказаться от использования этой льготы, так как она не является обязательной к применению. Такое право ему предоставляет пункт 5 статьи 149 НК РФ.

Более подробно с особенностями учета в организациях металлургического комплекса Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Металл: производство и торговля».

Лом черных и цветных металлов

ОБРАЩЕНИЯ С ЛОМОМ И ОТХОДАМИ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

И ИХ ОТЧУЖДЕНИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

а) для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер, номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона;

б) данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

в) распорядок работы;

г) условия приема и цены на лом и отходы черных и (или) цветных металлов;

д) перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае осуществления обращения с ломом и отходами цветных металлов);

е) ссылка на запись в реестре лицензий, содержащую сведения о действующей лицензии, полученной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения".

5. На объектах по приему лома и отходов черных и (или) цветных металлов кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контрольных (надзорных) органов следующая документация:

а) инструкция о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

б) инструкция о порядке проверки лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

в) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных и (или) цветных металлов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

г) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица.

6. Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом и отходы черных и цветных металлов, документа, удостоверяющего личность.

Прием лома и отходов черных и цветных металлов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с условиями договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов черных и цветных металлов.

8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

9. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, обязаны обеспечить наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных и (или) цветных металлов:

контролера лома и отходов металла с квалификацией не ниже II разряда;

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность;

площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

средств измерений для проведения радиационного контроля, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которые поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

весовых средств измерений, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которые поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо.

Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на контролера лома и отходов металла.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обеспечивают наличие на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для идентификации и сортировки лома и отходов цветных металлов, сведения о котором содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которое поверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

10. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обеспечивают наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования или брикетирования лома черных металлов;

установка для дробления и сортировки легковесного лома;

оборудование для сортировки или измельчения стружки.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов черных металлов с помощью пресса для пакетирования или брикетирования лома черных металлов либо пресс-ножниц, обеспечивают наличие на объекте по приему лома и отходов черных металлов, на котором используется указанное оборудование, прессовщика лома и отходов металла с квалификацией не ниже I разряда.

11. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов цветных металлов, обеспечивают наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования или брикетирования лома и отходов цветных металлов;

установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;

установка для разделки кабеля.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов цветных металлов с помощью пресса для пакетирования или брикетирования лома цветных металлов либо пресс-ножниц, обеспечивают наличие на объекте по приему лома и отходов цветных металлов, на котором используется указанное оборудование, прессовщика лома и отходов металла с квалификацией не ниже I разряда.

12. Учет лома и отходов черных и (или) цветных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

13. Прием лома и отходов черных или цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемо-сдаточный акт составляется в 2 экземплярах на бумажном носителе (1-й экземпляр передается лицу, сдающему лом и отходы черных или цветных металлов, 2-й экземпляр остается у лица, осуществляющего прием) либо в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Указанный акт является документом строгой отчетности и должен иметь сквозную нумерацию.

14. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, ведут реестр приемо-сдаточных актов (далее - реестр) в электронном виде.

После окончания ведения книги учета производится запись "В настоящей книге учета пронумеровано страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (при наличии) или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, и печатью (при наличии).

На первой странице книги учета содержится следующая информация:

наименование "Книга учета приемо-сдаточных актов";

наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) этого лица, его подпись и дату.

15. При каждом случае приема лома и отходов черных или цветных металлов в реестр либо в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемо-сдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных или цветных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы черных или цветных металлов:

при приеме у юридического лица - наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер;

при приеме у индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии), место регистрации по месту жительства или месту пребывания, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) класс, категория, вид принятых лома и отходов черных или цветных металлов согласно государственному стандарту;

е) процент засоренности принятых лома и отходов черных или цветных металлов;

ж) вес принятых лома и отходов черных или цветных металлов;

з) подпись лица, сделавшего запись в книге (при ведении учета приемо-сдаточных актов на бумажном носителе).

16. Сведения в реестре либо в книге учета и приемо-сдаточные акты на лом и отходы черных металлов хранятся в течение 1 года со дня составления приемо-сдаточного акта.

17. Сведения в реестре либо в книге учета и приемо-сдаточные акты на лом и отходы цветных металлов хранятся в течение 3 лет со дня составления приемо-сдаточного акта.

18. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при заготовке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими заготовку лома и отходов черных металлов.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2.

19. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов черных металлов при заготовке лома и отходов цветных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими заготовку лома и отходов цветных металлов.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов цветных металлов сопутствующие лом и отходы черных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Хранение бытового (принятого от физических лиц) и промышленного лома и отходов цветных металлов осуществляется раздельно.

21. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, организуют учет отчуждаемых лома и отходов.

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак транспортного средства;

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных или цветных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) реквизиты транспортной накладной;

ж) номер удостоверения о взрывобезопасности лома и отходов черных или цветных металлов, составленного по форме согласно приложению N 3, и выданного лицом, ответственным за проведение контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность.

23. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

До 1 января 2023 г. допускается ведение журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов на бумажном носителе.

Ведение журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов осуществляется в электронном виде.

24. При транспортировке лома и отходов черных и (или) цветных металлов организация-перевозчик (транспортная организация, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель обеспечивают водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных или цветных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.

25. В транспортной накладной указываются:

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак транспортного средства;

Виды металлолома: черные, цветные и драгоценные металлы

Блог: Виды металлолома: черные, цветные и драгоценные металлы

Официальная классификация металлических отходов обширна и многоступенчата. Она учитывает многочисленные признаки, по которым или по совокупности которых тот или иной металлолом относится к определённому виду, группе, классу, категории.

В обычной практике, принятой в отношениях между организациями-заготовителями вторичных металлов и сдатчиками, виды металлолома категорируются более упрощённо, что обеспечивает оптимальное взаимопонимание и прозрачную систему закупочных цен при совершении сделок сдачи/приёма.

Виды металлолома: разделение по основным признакам

При отнесении металлолома к тому или иному виду в первую очередь учитываются следующие характеристики:

  • химический состав;
  • физическая структура;
  • происхождение;
  • массовые и габаритные характеристики фрагментов;
  • степень чистоты;
  • показатели качества.

В основе любой классификации лежит разделение вторичных металлов на чёрные и цветные.

К первой категории относятся металлы и сплавы на основе железа – сталь и чугун.

Вторая гораздо более обширна, и объединяет многочисленные немагнитные металлы и их сплавы.

Несколько особняком стоят «нержавеющие» стали: в ряде случаев их относят к чёрным металлам, иногда (некоторые марки с высоким содержанием легирующих элементов) к цветным.

Особое место занимает и лом благородных (драгоценных) металлов.

Виды металлолома (таблица по группам)

Нержавеющие сплавы с низким содержанием легирующих элементов

Виды лома чёрных металлов

виды черного металлолома

Сюда относятся предметы из стали, чугуна и нержавеющих сплавов с низким содержанием присадок.

Категорирование этого вторсырья регламентируется требованиями ГОСТ 2787-75.

  • по содержанию углерода определены 2 класса – сталь, чугун;
  • по наличию или отсутствию легирующих присадок установлены 2 класса (углеродистые, легированные); последние, в свою очередь, подразделяются государственным стандартом на 67 групп в зависимости от видов и процентного содержания легирующих элементов.
  • по критериям качества существует деление на 28 категорий.

Другим принципом категорирования этого вида отходов является габаритные, массовые и геометрические параметры.

Так, к одной из наиболее распространенных категорий 3A относятся куски металла с предельными габаритами 1500x500x500мм, массой от 1 до 600 кг, и ряд некоторых иных; 5A это негабаритные отходы; категория 12A объединяет промышленный и бытовой пакетный сортовой лом, 13A это проволока и арматура.

Стандартизированы по этим критериям и иные виды лома чёрных металлов.

Отдельное значение имеет разделение в зависимости от происхождения:

  • утилизированные изделия и их части (детали машин и строительных конструкций, рельсы, трубы, арматура, предметы быта и пр.);
  • промышленный (отходы литейного и металлообрабатывающего производств – стружка, обрезки, скрап, бракованные детали);
  • лежалый металл (не использованный, в результате длительного хранения утративший первоначальные эксплуатационные свойства и подлежащий вторичной переработке).

Отдельно определяются группы по показателю засоренности (количество посторонних, том числе неметаллических, примесей).

Виды лома цветных металлов

виды цветного металла

К нему относятся многочисленные предметы из металлов, не относящихся к первой категории, кроме драгоценных.

Категорирование этого вторсырья регламентируется требованиями ГОСТ 1639-2009.

Основными видами лома цветных металлов являются:

  1. алюминий;
  2. медь;
  3. бронза;
  4. латунь;
  5. свинец;
  6. цинк и ЦАМ;
  7. никельсодержащие сплавы;
  8. магний;
  9. редкометальный лом;
  10. полупроводниковый лом.

Среди перечисленных видов количественно преобладает алюминий.

Государственный стандарт устанавливает 32 вида его отходов, однако в обычной практике принято выделять некоторые, среди которых наиболее распространены:

  • пищевой;
  • электротехнический;
  • профиль;
  • офсетный.

При сортировке в пунктах приёма обычно выделяют, также, автомобильные диски и радиаторы.

Отдельное место занимают стружка и банки из-под напитков.

Прочий алюминий относится к условной категории «микс», т.е. содержит разнородные по составу, геометрии и размеру детали и фрагменты.

Следует заметить, что название иногда может сбить сдатчика с толку; так, привычные кастрюли, миски,кружки, молочные фляги относятся к категории «пищевой», а вот сковородки не имеют к ней отношения.

Среди медных вещей следует выделить кабельную медь, проволоку (из обмоток трансформаторов и электродвигателей), электротехнические детали (клеммы, токопроводящие зажимы, башмаки и т.д.), особую категорию «блеск» и некоторые другие; разнородные по качеству и структуре отходы относятся к категории «микс».

Среди бронзовых и латунных изделий преобладают сантехнические приборы (краны, смесители, их крепёжные детали), автомобильные радиаторы, фурнитура, бытовые предметы.

Отдельно стоят отходы металлообработки с производств, использующих эти материалы.

Неопытному сдатчику порой легко ошибиться: нередко изделия из других металлов выглядят, как медесодержащие; к примеру, широко распространены алюминиевые провода с медным покрытием, смесители из цинка, выглядящие, как латунные,и даже изготовленные из чёрного металла светильники или дверные ручки, имитирующие, за счёт гальванопокрытия, бронзу.

Из свинцового лома выделяются кабельная защитная оболочка, аккумуляторные пластины, балансировочные грузики, а также так называемый «самоплав», представляющий собой однородные бесформенные или отформованные кустарным способом куски.

Нередко в пунктах приёма цветмета аккумуляторные батареи принимаются целиком, как в слитом, так и в залитом состоянии.

Существуют определенные особенности в категорировании и других видов лома цветных металлов.

Виды лома драгоценных металлов

виды драгоценных металлов

К этой категории относятся:

  • ювелирные изделия, по различным обстоятельствам выведенные из употребления, и их фрагменты;
  • содержащие драгметаллы элементы серебряно-цинковых аккумуляторов, катализаторов, химаппаратуры и иных устройств;
  • детали и элементы радиоэлектронных устройств;
  • некоторые другие изделия.

Порядок приёма и хранения лома благородных металлов существенно отличается от обычного в силу необходимости обеспечения его должного учёта и надлежащих условий хранения.

Прием лома черных и цветных металлов в Москве

Металлолом как сырье для вторичного использования востребован сегодня в самых разных сферах промышленности. Переработать условную тонну лома гораздо проще и дешевле, чем получить ту же тонну из руды. Кроме того, это еще и снижает ущерб, наносимый экологии добывающей промышленностью. Если у вас скопилось достаточно лома, не оставляйте его лежать мертвым грузом в гараже, подвале или где-то еще — мы всегда готовы осуществить прием лома черных и цветных металлов по выгодной цене. Сырье пойдет на изготовление новых изделий, а вы получите за его сдачу реальные деньги.

Стоимость приема лома черных и цветных металлов

Стоимость приема лома черных металлов

Стоимость приема лома черных металлов напрямую зависит от его категории. Самая дорогая и соответственно выгодная для сдачи — 3А. Под этой маркировкой скрываются габаритные кусковые стальные отходы, не загрязненные вредными примесями, с засором не выше 5%. Кроме того, чем больше лома вы сдаете за один раз — тем выше цена в пересчете на каждый отдельный килограмм.

Габаритный стальной кусковой лом и отходы, очищенные от вредных примесей

Негабаритный стальной кусковой лом и отходы

Стальные листовые, полосовые, сортовые отходы, кровля, трубы, легковесный лом, бытовой лом

Автомобильный и бытовой лом, легковесный лом

Стоимость приема лома цветных металлов

Логично, что стоимость приема лома цветных металлов значительно выше, чем у чермета — все-таки встречаются они гораздо реже, а их востребованность в промышленности ничуть не ниже. Самый выгодный для сдачи из широко распространенных цветных металлов — это медь, дальше идут бронза и латунь. Цена на некоторые категории цветного лома выставляется в индивидуальном порядке, после согласования с нашим менеджером — например, на титан или аккумуляторные батареи.

Правила приема лома черных и цветных металлов

Перед приемом металлолом в обязательном порядке проверяется на уровень засора, наличие следов ржавчины, химических веществ и радиации. Если любой из этих показателей критически превысит допустимые рамки, лом не будет принят. Кроме того, правила приема лома черных и цветных металлов напрямую запрещают продажу канализационных люков, заборов и другого муниципального имущества, боеприпасов, металлических памятников и их элементов. Некоторые разновидности металлолома принимаются только при наличии документов, подтверждающих право собственности на них.

Пункт приема лома черных и цветных металлов

Все, что требуется от вас — это обратиться в наш пункт приема лома черных и цветных металлов. Все остальное сделают наши сотрудники, и это вовсе не фигура речи! Мы приедем на ваш объект, разберем или разрежем металлоконструкцию (если в этом возникнет необходимость), загрузим лом и уедем, оставив вам немалые деньги вместо медленно ржавеющей кучи металла. Если партия будет особо крупной, вам даже не придется платить за вывоз.

Виды металлолома

В нашей стране популярен рынок переработки вторичного сырья, поэтому в пунктах приема активно скупают лом цветного и черного металла. Две этих категории лома достаточно просто отличить друг от друга – цветной металл не реагирует на магнит, а черный притягивается к нему.

Лом черного металла широко востребован в металлургической промышленности. Объясняется это тем, что вторичная переработка металлолома значительно сокращает расходы на разработку новых месторождений, при этом происходит реальная экономия природных ресурсов, запас которых с каждым годом сокращается.

Виды металлолома

Сдача лома черных металлов в пункты приема предполагает соблюдение определенной процедуры. В частности, проводится сортировка, которая значительно облегчает его дальнейшую переработку. Поэтому важно знать, какие металлы и сплавы относятся к черным, какая есть классификация лома и т.д.

Классы лома чермета

Согласно ГОСТ 2787-75, лом черного металла подразделяется на классы. Отличаются они уровнем содержания углерода:

  • Стальной лом. В этом металлоломе содержится менее 2,14% углерода.
  • Чугунный лом. Содержание углерода – свыше 2,14%.

Виды металлолома

Иногда к категории черного металла добавляется нержавеющая сталь. Вопрос неоднозначный, потому что с одной стороны она является результатом взаимодействия железа и углерода (как тот же чугун). Но с другой стороны, при производстве нержавейки добавляются различные легирующие примеси (как правило, это цветмет), которые значительно меняют свойства стали.

Категории металлолома черного металла

Лом черного металла разделяется по категориям:

  1. Углеродистые соединения (категория А). Это сталь без примесей.
  2. Легированные соединения (категория Б). В сталь добавлены примеси.

Согласно ГОСТ, существует всего 28 видов лома чермета, которые распределяются так:

  • С 1 по 16 – лом стали.
  • С 17 по 24 – лом чугуна.
  • С 25 по 28 – вне класса (сварочный шлак, окалина).

Категории черного металла (по ГОСТу 2787-75):

  • 1А – отходы кускового металла, который предусматривает переработку в плавильнях (кроме проволоки).
  • 2А, 2Б – небольшой кусковой лом. Максимальные размеры: 65x25x25 см. Возможно применение больших по размеру кусков, если они прошли предварительную обработку.
  • 3А – только стальной лом. Максимальные размеры: 160x50x60 см. Масса – от 1кг до 600 кг. Могут быть трубы (толщина – не менее 4 мм).
  • 3АБ – стальной лом с аналогичными габаритами (указаны выше). Отличие заключается в том, что минимальная толщина труб в этой категории составляет 8 мм.
  • 3АР – рельсовый металл в виде кусков. Длина должна составлять не более полутора метров. Оси и диски – размеры 150x50x50 см.
  • 3АБТ – стальной лом. Максимальные размеры: 150x50x50 см (вес – от 1кг до 600 кг). Толщина труб в этом случае должна быть более 20 мм.
  • 4А, 4Б – мелкий лом, который представляет собой производственные отходы: болты, шайбы и другие мелкие расходники.
  • 5А, 5Б – негабаритные куски отходов.
  • 6А, 6Б – стальная стружка №1 (брикетированная).
  • 7А, 7Б – стальная стружка №2 (брикетированная). В обоих случаях есть ряд условий, касающихся плотности.
  • 8А, 8Б – стальные отходы в пакетах малого веса. Предъявляются требования, касающиеся габаритов.
  • 9А, 9Б – стальные отходы в пакетах (шрифт №2).
  • 10А – стальные отходы со шрифтом №3. Минимальный вес – 40 кг.
  • 11А, 11Б – трубы и другие стальные отходы высокого качества (пакетируемый лом).
  • 12А – металлолом в пакетах промышленного и бытового назначения.
  • 13А, 13Б – стальные канаты и проволока.
  • 14А, 14Б – стружка №1 (кусковой металл отсутствует).
  • 15А, 15Б – стружка №2 (без элементов вьюнообразной формы).
  • 16А, 16Б – стружка вьюнообразной формы. Требования по габаритам отсутствуют.
  • 17А, 17Б – отходы разного типа на чугунном производстве. Вес – не более 20 кг.
  • 18А, 18Б – отходы чугуна №2.
  • 19А – отходы от чугунного производства №3 (фтор содержится в большом количестве).
  • 20А, 20Б – негабаритные отходы из чугуна. По весу и размеру требования отсутствуют.
  • 21А – негабаритные отходы в виде поддонов, а также чугун второй категории.
  • 22А – лом чугуна №3.
  • 23А – стружка весом до 20 кг (брикетированная).
  • 24А – чистая стружка без кусков металлолома.
  • 25А, 25Б – куски оцинкованного и эмалированного лома.
  • 26А, 26Б – безразмерный присад.
  • 27А – окалина.
  • 28А – печной шлак. Требования к размерам – отсутствуют.

В описании этих категорий, в том числе, присутствуют способы фасовки металлолома, т.е. в каком виде лом транспортируется до металлургического завода. Это куски, брикеты или пакеты. В то же время, одна и та же деталь может быть отнесена к разным категориям. К примеру, трубы, толщина и диаметр которых отличаются, от чего и зависит, к какой именно категории они будут относиться.

Необходимость в металлоломе объясняется возможностью его переработки и вторичного использования. Это позволяет сократить расходы на производство, поэтому многие пункты приема принимают лом черного металла по высоким тарифам.

Читайте также: