Лом драгоценных металлов ндс

Обновлено: 31.05.2024

Наша организация приобретает отработанный катализатор, содержащий драгоценные металлы, для дальнейшего аффинажа на заводе. Правомерно ли приобретать данный катализатор без налога на добавленную стоимость? В каких случаях продавец должен выставить счет-фактуру с НДС? Зависит ли налогообложение НДС от целей приобретения данного сырья?
Какие налоговые последствия возникают у продавца при реализации, а у покупателя при приобретении сырья в том и в другом случае?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектами налогообложения НДС.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ, в том числе реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа.

Таким образом, реализация лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, не облагаются НДС, в случае, если указанный лом и отходы в дальнейшем будут направлены для производства драгоценных металлов и аффинажа.

Необходимо отметить, что из подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ нельзя сделать однозначный вывод о том, что операции по реализации лома и отходов не облагаются НДС только, если покупателем является непосредственно предприятие, осуществляющее производство и (или) аффинаж драгоценных металлов. Это повлекло разделение мнений по данному вопросу.

Согласно мнению официальных органов операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов не облагаются НДС только в случае, если покупателем этих продуктов является лицо, непосредственно осуществляющее производство и (или) аффинаж драгоценных металлов.

При том, официальные органы ссылаются на определение термина «производство драгоценных металлов» и «аффинаж драгоценных металлов», которое дано в статье 1Федерального закона № 41-ФЗ от 26.03.98[1]:

производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;

аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

«Согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" производство драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, и аффинаж драгоценных металлов.

Таким образом, операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если руда, концентраты и другие промышленные продукты, содержащие драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов приобретаются лицом, непосредственно осуществляющим производство и (или) аффинаж драгоценных металлов».

Формулировка подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ прямо не указывает, что покупателем должен быть непосредственно переработчик лома и отходов, речь идет скорее об общей направленности сделки. То есть, не имеет значения, что покупатель не является переработчиком, главное, что в дальнейшем приобретенный лом и отходы будут переданы переработчику.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Следовательно, учитывая вышесказанное, по нашему мнению, организация имеет право применять льготу в случае, если реализует лом и отходы драгоценных металлов, контрагенту, который не занимается производством или аффинажем драгоценных металлов, но при этом в дальнейшем приобретенные лом и отходы, передаст переработчику.

При этом, по нашему мнению, в договоре на реализацию лома и отходов драгоценных металлов должно быть указано, что покупатель приобретенный лом и отходы будет использовать для дальнейшей переработки или аффинажа.

Необходимо отметить наличие арбитражной практики в пользу налогоплательщиков, подтверждающей указанную точку зрения.

Так в Постановлении ФАС Уральского округа от 16.11.05 № Ф09-4575/05-С2 суд указал, что признал законным применение льготы при реализации лома, содержащего драгоценные металлы, в целях последующей передачи его на аффинажное предприятие для переработки и извлечения драгоценных металлов. Такой порядок реализации, по мнению суда, не противоречит требованиям закона, регулирующего применение льготного порядка налогообложения.

Таким образом, по мнению судей, налогоплательщик вправе применить льготу по НДС даже в том случае, если он продаст лом (отходы) не аффинажному предприятию, а сторонней организации. Главное, чтобы этот товар предназначался для последующей передачи покупателем на аффинажное предприятие для переработки и извлечения драгоценных металлов. Чтобы доказать это, налогоплательщику, по мнению арбитров, достаточно включить в договор купли-продажи с покупателем соответствующее условие.

Это подтверждается ещё одним Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 22.11.04 № Ф03-А73/04-2/3045, в котором суд поддержал налоговый орган, указав, что основания для освобождения от налогообложения законодатель связывает с условиями оформления сделок по переходу права собственности на минеральное сырье, содержащее драгоценные металлы. В частности, в договоре должно быть указано, что лом продается для дальнейшей переработки или аффинажа.

При этом считаем необходимым отметить, что в такой ситуации у организации возникает риск возникновения споров с налоговым органом и доначисления НДС. Кроме того, в соответствии со статьей 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора). Те же деяния совершенные умышленно влекут взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Таким образом, учитывая вышесказанное, в случае, если организация-продавец решит не облагать операции по реализации лома и отходов драгоценных металлов НДС, то свою точку зрения ей придется, скорее всего, отстаивать в суде. При этом наличие многочисленной положительной арбитражной практики позволяет надеяться на благоприятный исход дела. Если организация примет такое решение рекомендуем указать в договоре, что лом и отходы реализуются для дальнейшей переработки и аффинажа.

В отношении рисков организации-покупателя отмечаем, что по нашему мнению, при приобретении лома и отходов драгоценных металлов у организации рисков не возникает независимо от того, будет ли товар у продавца облагаться или нет.

Если продавец, предъявит покупателю начисленный НДС, то, по нашему мнению, покупатель, при выполнении условий предусмотренных статьями 171-172 НК РФ, имеет право принять предъявленный ему НДС к вычету. Необходимо обратить внимание, что такое мнение полностью согласуется с вышеуказанной точкой зрения официальных органов.

В случае, если продавец примет решение воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, то такая ситуация, по нашему мнению, также не несет для покупателя рисков, так как покупатель не предъявляет вычетов по НДС.

Об НДС в отношении операций по реализации лома и отходов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10.08.2018 г. N 03-07-11/56621 О применении НДС в отношении операций по реализации лома и отходов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

от 10 августа 2018 г. N 03-07-11/56621

Вопрос: По договору поставки реализуются лом и отходы металлов. Данные лом и отходы являются многокомпонентным сырьем, в химический состав которого входят медь и в незначительном объеме драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий). Основным компонентом является медь. В договоре поставки стороны закрепили требования по содержанию и количеству меди и драгоценных металлов, содержащихся в каждой партии товара.

В соответствии с договором на каждую партию товара оформляются удостоверения о радиационной взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов и сплавов, в которых указывается соответствует/не соответствует лом (отходы) цветных металлов требованиям ГОСТ 1639-2009 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов".

Также на каждую партию товара независимой аккредитованной организацией оформляются протоколы измерений радиационной безопасности, в которых указано, что объектом исследований является партия лома и отходов меди и сплавов на основе меди.

Таким образом, по факту в данном случае товаром являются лом и отходы цветных металлов, содержащие драгоценные металлы.

Согласно пункту 37 ГОСТ Р 52793-2007, лом драгоценного металла: пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и/или их составные части, которые содержат драгоценный металл и могут быть использованы в качестве вторичного сырья для извлечения из них драгоценного металла.

Лом драгоценного металла является частным случаем лома цветных металлов.

Согласно пункту 38 ГОСТ Р 52793-2007, отход драгоценного металла: остатки содержащих драгоценный металл сырья, материалов, промежуточных продуктов металлургического производства, образующиеся при производстве и использовании продукции технического и бытового назначения, включая неисправимый брак, которые могут быть использованы для последующей переработки.

Отход драгоценного металла является частным случаем отхода цветных металлов.

С учетом изложенного полагаем, что лом и отходы цветных металлов, содержащие драгоценные металлы, являются ломом и отходами цветных металлов, в связи с чем просим предоставить разъяснения: относятся ли вышеуказанные лом и отходы цветных металлов, содержащие медь и драгоценные металлы, к лому и отходам цветных металлов, налогообложение которых осуществляется в порядке, установленном п. 8 ст. 161 Налогового кодекса РФ?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации лома и отходов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Абзацем четвертым пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации лома и отходов черных и цветных металлов определяется налоговыми агентами, которыми признаются покупатели (получатели) данных товаров.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду "абзацем пятым пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса РФ"

Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" ломом и отходами драгоценных металлов являются изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства.

Сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, а именно, руды и концентраты цветных металлов (медь, цинк, свинец, сурьма, олово) рассматриваются как медные, цинковые и др. руды и концентраты, то есть товарное название руды (концентрата) устанавливается по содержанию основного полезного компонента.

Таким образом, лом и отходы металлов, содержащие в качестве основного компонента медь и в незначительном количестве драгоценные металлы, могут быть отнесены к лому и отходам цветных металлов.

Учитывая изложенное, налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации указанных лома и отходов цветных металлов производится в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 8 статьи 161 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

НДС при реализации лома и отходов металлов учреждениями

Комментарий к Письму Минфина РФ № 03-07-11-26057.

Согласно положениям Инструкции № 157н[1] отходы в виде металлолома не являются основными средствами и квалифицируются как материальные запасы.

В пункте 34 Инструкции № 174н[2] предложено две проводки по оприходованию прочих материалов, остающихся в распоряжении учреждения:

Первый способ

Второй способ

Дебет счета 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»

Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы текущего финансового года от операций с активами»

Кредит счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления»

Первый способ учреждение применяет при оприходовании материальных запасов, образующихся в результате ликвидации основных средств (например, списания автомобилей), а второй – в случае, когда материалы (макулатура, металлолом, ветошь и т. д.) образуются в процессе проведения ремонтных работ.

Поскольку отражение хозяйственных операций по оприходованию металлолома с применением счетов 0 401 10 172 и 0 401 10 199 не противоречит действующим положениям Инструкции № 174н, способ отражения в учете данного нефинансового актива должен быть закреплен в учетной политике организации.

Как отмечено в комментируемом Письме Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, реализация лома учреждением на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 38 НК РФ). В соответствии с п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов исчисляют и уплачивают налоговые агенты – покупатели лома и отходов. Налоговая база рассчитывается ими исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой на основании ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога.

При реализация лома учреждением выставление счетов-фактур налоговыми агентами гл. 21 НК РФ не предусмотрено. Продавец металлолома (в данном случае – учреждение) должен составить счет-фактуру без учета сумм налога с указанием: «НДС исчисляется налоговым агентом» (ст. 168 НК РФ). Аналогичные разъяснения были ранее приведены в Письме ФНС РФ от 16.01.2018 № СД-4-3/480@.

Пример

В бюджетном учреждении в процессе проведения ремонтных работ по замене металлических ограждений территории образовались отходы в виде металлолома, которые оно решило реализовать коммерческой утилизирующей организации. Было принято решение оприходовать металлолом по цене реализации. Общая сумма составила 15 300 руб.

При отражении операции необходимо учесть следующее.

Согласно п. 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом текущая оценочная стоимость нефинансового актива определяется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом (п. 25 Инструкции № 157н).

На основании ст. 247 НК РФ бюджетное учреждение при совершении операций по реализации металлолома признается плательщиком налога на прибыль. База по налогу на прибыль организаций – денежное выражение прибыли, определяемой согласно ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ). Доходами от приносящей доход деятельности в силу гл. 25 НК РФ считаются доходы государственных (муниципальных) учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, которые выражены в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

Согласно п. 13 ст. 250 НК РФ стоимость материалов или иного имущества, полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается в состав внереализационных доходов. Внереализационные доходы в натуральной форме принимаются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). На основании изложенного металлолом, полученный в результате списания основного средства и оцененный в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, является для учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде данных отходов при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного согласно требованиям бухгалтерского учета.

Выручка от реализация лома государственным является доходом от реализации. На основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от данной операции на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, обозначенных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. Исходя из этой нормы стоимость материалов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на стоимость данных материалов, оцененных в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

  1. Согласно п. 12.2.4 Порядка № 132н[3] начисление денежных средств, полученных от реализации отходов, отражается по коду 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов.

В силу п. 150 Инструкции № 174н начисление доходов от реализации материальных запасов отражается по кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами».

В соответствии с Порядком № 209н[4] расчеты с утилизирующей организацией по закупке металлолома следует относить на подстатью 564 (664) «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями» КОСГУ.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом, полученный в результате разборки металлического ограждения

Сделки с металлоломом: изменения в исчислении НДС

Напомним, что с 01.01.2018 начался эксперимент, предполагающий исчисление и уплату налога при реализации некоторых видов товаров не продавцами, а покупателями – налоговыми агентами. Это следует из п. 8 ст. 161 и п. 3.1 ст. 166 НК РФ. В число таких товаров вошли:

лом и отходы черных и цветных металлов;

алюминий вторичный и его сплавы.

До указанной даты реализация лома и отходов черных и цветных металлов НДС не облагалась в силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Сего­дня данная норма утратила силу, тем самым реализация указанного продукта (с добавлением вторичного алюминия и его сплавов) вновь введена в налогооблагаемый оборот.

Определяемся с налоговой базой.

В роли налоговых агентов могут выступать и «упрощенцы» – покупатели названных объектов (далее по тексту перечислять их не будем, обобщим – «металлолом»). Но только в случае, если их контр­агентом является плательщик НДС. Продавец выставит покупателю счет-фактуру с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» (графа 7), а покупатель исчислит (расчетным методом) налог и уплатит в бюджет (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Обратите внимание:

Налоговые агенты обязаны исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Оплата товара продавцу производится за вычетом налога. Расчеты покупателя с продавцом металлолома (стоимость покупки условно 118 руб., в том числе НДС 18 руб.) покажем в таблице.

Оплата покупки продавцу

Перечисление налога в бюджет

НДС не облагается

Налоговый агент, приобретающий металлолом, определяет налоговую базу, исходя из стоимости реализуемых товаров по ст. 105.3 НК РФ (из договорной стоимости), с учетом налога (абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Из нормы п. 15 ст. 167 НК РФ следует, что порядок исчисления НДС налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, идентичен порядку, установленному для налоговых агентов, обозначенных в п. 4 и 5 ст. 161. То есть налоговый агент определяет налоговую базу как стоимость товаров без включения в нее суммы НДС.

Расчетный метод исчисления налога предполагает применение расчетной ставки – в нашем случае 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Принимая во внимание приведенные нормы, покажем, как налоговому агенту, обязанному исчислить НДС, определить налоговую базу с учетом того, что стоимость металлолома в договоре может указываться по-разному, в частности:

с налогом, например, «118 руб., в том числе НДС». Тогда налоговая база равна 118 руб. Налог, определяемый расчетным методом, соответственно равен 18 руб.;

без НДС, например, «100 руб. без НДС». Налоговая база в этом случае также равна 118 руб. (100 руб. + 100 руб. х 18 %). Сумма НДС – 18 руб. (118 руб. х 18/118).

Поскольку налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из средств, перечисляемых налогоплательщику (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета налога, в любом случае продавец получает оплату за вычетом НДС.

Налоговый кодекс предусматривает особенности исчисления НДС налоговыми агентами и при предварительной оплате, и при возврате, и в случаях изменения стоимости металлолома. Остановимся подробнее на «авансовом» НДС.

«Авансовый» НДС.

С учетом п. 15 ст. 167 НК РФ покупатели металлолома определяют момент определения налоговой базы в порядке, установленном п. 1 ст. 167, – либо на дату отгрузки продавцом товара, либо на дату получения последним предварительной оплаты товара.

В пункте 2 Письма № СД-4-3/480@ ФНС разъяснила: при предоплате предстоящих поставок металлолома налоговый агент исчисляет НДС как на дату перечисления оплаты (частичной оплаты), так и на дату отгрузки металлолома в счет этой оплаты (частичной оплаты). Далее ведомство, ссылаясь на ст. 171 НК РФ (п. 3, 5, 8, 12 и 13, в частности), указывает: суммы исчисленного «агентского» («авансового») налога подлежат вычетам. А принятые к вычету суммы налога (в силу пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170) подлежат восстановлению.

Обратите внимание:

Суммы налога, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).

По мнению автора, рекомендация главного налогового ведомства страны не вызывает вопросов у налоговых агентов – плательщиков НДС. Мы же говорим об «упрощенцах» – а у них здесь может возникнуть «запинка». Дело в налоговом вычете – вправе ли его применить плательщик «упрощенного» налога?

Однако если внимательнее изучить нормы НК РФ, сомнения развеются. Пункты 12 (о вычете «авансового» НДС) и 13 (о вычете НДС при корректировке отгрузки) ст. 171 могут применять и те, кто не платит НДС (в отличие от п. 3, 5 и 8, из которых четко следует, что эти нормы адресованы только налогоплательщикам).

При таком подходе покупатель-«упрощенец» при перечислении предоплаты будущей поставки металлолома исчислит «авансовый» НДС. Когда же продавец отгрузит товар, исчисленный за продавца «авансовый» НДС покупатель может принять к вычету.

Пример 1:

«Упрощенец» закупает лом черных металлов у организации на условиях предоплаты товара. Стоимость лома (по договору) – 500 000 руб. (без НДС).

Аванс (60 % стоимости договора – 300 000 руб.) перечислен в январе 2018 года, оставшаяся сумма – при отгрузке металлолома (в марте).

В январе «упрощенец» исчислит «авансовый» НДС. Сумма налога составит 54 000 руб. ((300 000 руб. + 300 000 руб. х 18 %) х 18/118).

В марте (при отгрузке металлолома покупателю) будет исчислена сумма «отгрузочного» НДС в размере 90 000 руб. ((500 000 руб. + 500 000 руб. х 18 %) х 18/118).

При этом «авансовый» НДС в сумме 54 000 руб. «упрощенец» примет к вычету.

Вычет «авансового» и «отгрузочного» НДС за себя «упрощенцу» не полагается!

Покупатель, перечисляющий аванс в счет будущей поставки, вправе рассчитывать на вычет НДС с предоплаты (за себя – покупателя) только в случае, если он является плательщиком НДС. В нашем случае «упрощенец» (лицо, не признающееся плательщиком НДС в силу применения специального налогового режима – п. 2 ст. 346.11 НК РФ) НДС с аванса за себя к вычету не принимает (поэтому в дальнейшем и не восстанавливает данный налог).

По той же причине покупатель не сможет принять к вычету НДС, исчисленный по отгрузке металлолома. Таким правом (о чем сказано в абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ) располагают покупатели – налоговые агенты (поименованы в п. 8 ст. 161 НК РФ), исчислившие НДС в соответствии с абз. 2 п. 3.1 ст. 166 НК РФ, при условии, что металлолом приобретен ими для целей, указанных в п. 2 ст. 171, в частности:

для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (за исключением товаров, предусмотренных в п. 2 ст. 170, по которым налог учитывается в их стоимости);

Пример 2:

Воспользуемся условием примера 1.

Заявить вычет НДС, исчисленный в марте при отгрузке металлолома в сумме 90 000 руб., покупатель-«упрощенец» не вправе.

Когда обязанностей налогового агента у «упрощенца» не возникает

Если металлолом приобретен у продавцов, освобожденных от обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ), или «спецрежимников», НДС покупатели (в том числе «упрощенцы») не рассчитывают и не уплачивают. В этом случае в договоре, первичных документах продавец делает отметку «Без налога (НДС)» (абз. 6 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Пример 3:

При ликвидации объекта ОС организацией (освобожденной от обязанностей плательщика НДС в силу ст. 145 НК РФ) получен металлолом, рыночная стоимость которого установлена в сумме 150 000 руб. (без НДС). Металлолом продан компании, применяющей УСНО.

В данном случае покупатель (налоговый агент) НДС не исчисляет, так как продавец не уплачивает НДС.

Как быть в ситуации, когда физическое лицо выступает в роли продавца, Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ напрямую не поясняет. Рассуждать здесь нужно так. Поскольку «физики» не являются плательщиками НДС, обязанности исчислять «агентский» НДС у покупателя не возникает.

Таким образом, пункты приема вторсырья у населения – организации, применяющие УСНО, приобретая лом у физических лиц, НДС как налоговые агенты не уплачивают.

Уплата налога в бюджет.

Пунктом 4.1 ст. 173 НК РФ установлен порядок определения суммы НДС, которую налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ, должен уплатить в бюджет по итогам квартала. Исчисление налога производится совокупно в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161, и в отношении всех операций за истекший налоговый период.

Сумма налога, исчисленная на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивается на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на сумму вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычета НДС при экспорте товаров.

Обратите внимание:

Для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС, основания для восстановления ранее принятого НДС не определены, поскольку такие агенты не вправе принимать к вычету налог, восстановление которого предусмотрено пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ. Иными словами, так как НДС к вычету не принимался, и восстанавливать нечего.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в электронной форме по каналам ТКС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

И еще. «Доходно-расходные» «упрощенцы» суммы уплаченного «агентского» налога по приобретенному металлолому могут учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ).

«Упрощенец» – продавец металлолома.

«Упрощенец» может быть и продавцом металлолома. Что нужно иметь в виду при таких обстоятельствах?

По общему правилу продавцы при реализации металлолома НДС не исчисляют. В договоре и первичном учетном документе продавцы-«упрощенцы» делает соответствующую запись («Без налога (НДС)»).

Но при утрате права на применение УСНО согласно гл. 26.2 НК РФ бывший «упрощенец» исчисляет и уплачивает налог по операциям реализации металлолома самостоятельно. Это следует из абз. 8 п. 8 ст. 161 НК РФ. Исчисление и уплата налога производятся начиная с периода, в котором плательщик перешел на ОСНО, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на применение УСНО.

Пример 4:

Организация, применяющая УСНО и соответственно сопровождающая документы записью «Без налога (НДС)», 15.04.2018 продала металлолом.

На 10.06.2018 у нее была превышена максимальная величина дохода (150 млн руб.) для применения УСНО и поэтому компания потеряла право на применение спецрежима с начала II квартала 2018 года (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

По лому, отгруженному во II квартале 2018 года за период с 01.04.2018 до 10.06.2018 (в данном случае продажа состоялась 15.04.2018), организация исчислит НДС самостоятельно, не передавая «процедуру» покупателю.

Покупатели – налоговые агенты, находящиеся на УСНО, при покупке металлолома у плательщиков НДС исчисляют «агентский» НДС. В отношении налога, исчисленного при предоплате за продавца, они смогут применить вычет. По «авансовому» и «отгрузочному» НДС за себя такого права у них нет.

Заинтересованному читателю рекомендуем ознакомиться с Письмом от 16.01.2018 № СА-4-3/480@, в котором ФНС привела примеры заполнения НДС-документов при совершении сделок с металлоломом. Здесь же приведены новые группы кодов видов операций (КВО). Первая группа КВО – для использования в книге покупок и книге продаж продавца, а также в журнале учета посредника (33 и 34), вторая – для использования в книге продаж и книге покупок покупателя (41, 42, 43, 44).

Лом драгоценных металлов ндс


В соответствии с Федеральным законом № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в России к драгоценным металлам относятся: золото (Au), серебро (Ag), платина (Pt) и все металлы платиновой группы - палладий (Pd), родий (Rh), иридий (Ir), рутений (Ru), осмий (Os). В большинстве зарубежных стран родий, иридий, рутений, осмий не относятся к драгоценным, а считаются редкоземельными металлами.

Цены на драгоценные металлы, как и на любые другие товарные инструменты, зависят от цен на мировых товарных рынках (биржах). Мировым показателем ценообразования для золота, серебра, платины, палладия являются котировки Лондонской биржи металлов (LME). Лондонская биржа металлов устанавливает фиксинги драгоценных металлов для золота, платины и палладия два раза в торговую сессию (в начале торговой сессии и на момент закрытия торгов), а для серебра устанавливается один фиксинг в середине торговой сессии. Цены на LME выражаются в долларах США за 1 тройскую унцию (тройская унция в России приравнивается к значению - 31,1035 гр.)

В России цены на золото, серебро, платину и палладий устанавливает Центральный Банк РФ. Эти цены называются учетными. ЦБ РФ устанавливает данные цены с учетом их стоимости на LME в пересчете на курс доллара США.

Для родия, иридия, рутения и осмия мировым показателем ценообразования являются цены установленные транснациональной компанией Johnson Matthey Ltd., (является мировым лидером по производству редкоземельных металлов).

Цены на родий, иридий, рутений и осмий в России устанавливает Гохран РФ. Гохран РФ устанавливает две цены - расчетную (по ней он рассчитывает поставщиков в гос. фонд) и отпускную (по которой продает металлы).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 106 от 02.02.1998 г. «О Российской государственной пробирной палате», Приказом Минфина РФ № 91 от 29.05.1998 г. "Об утверждении Положения о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации" основной контроль, за соблюдением законодательства РФ по обороту драгоценных металлов, лежит на Государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации, а именно ее структурном подразделении - Государственной инспекции пробирного надзора (ГИПН).

Все организации осуществляющие работу с драгоценными металлами не зависимо от форм собственности должны состоять на специальном учете в Государственной Инспекции Пробирного Надзора.

В соответствии с пп. 9, п. 3, ст. 149, ч. 2 Налогового Кодекса Российской Федерации существуют два исключения освобождающие от НДС сделки по реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы:

1) Реализация лома и отходов содержащих драгоценные металлы для производства драгоценных металлов;

2) Реализация лома и отходов содержащих драгоценные металлы для аффинажа драгоценных металлов.
Таким образом, сделки по реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы не облагаются НДС.

В соответствии с п. 4.9. Инструкции «О порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 68н от 29.08.2001 г. транспортировка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется специализированными организациями, или организациями-владельцами ценностей на транспорте, оборудованном соответствующими техническими средствами защиты в сопровождении вооруженной охраны.

Транспортировка материалов, содержащих менее 5 % драгоценных металлов, может производиться почтовыми отправлениями, багажным железнодорожным или другим видом транспорта с оценочной стоимостью отгруженных материалов.

При содержании в отходах золота или платины и металлов платиновой группы менее 1 % и серебра менее 5 %, в зависимости от характера и вида драгоценных металлов, в каждом отдельном случае вопрос о способе отправки груза решается руководителем организации.

В любом случае под свою ответственность владелец лома и отходов драгоценных металлов может самостоятельно, исходя из экономической целесообразности, принять решение о способе и виде транспортировки лома и отходов до переработчика.

В соответствии с Инструкцией «О порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 68н от 29.08.2001 г. если на предприятии находятся на балансе драгоценные металлы, изделия или оборудование с содержанием драгоценных металлов, то их отчуждение должно состоятся в установленном законом порядке. Выкидывать лом и отходы, с содержанием драгоценных металлов нельзя, даже если их реализация не представляет экономической целесообразности.

Это обычная практика, т.к. по учету на предприятии проходит количество драгоценных металлов числящихся по паспортам, формулярам, сертификатам, но без учета потерь при их использовании, замены деталей и т.д. Также, производитель каких-либо деталей с содержанием драгоценных металлов, найдя им более экономически выгодную замену зачастую забывает сменить паспортные данные на изделие или не делает этого намеренно, т.к. не хочет "влазить" в процедуру изменения ГОСТа и фактически не попадающие в изделия драгоценные металлы числяться на предприятии приобретающем такие изделия.

Законодатель предусмотрел данные расхождения в п. 6.20. Инструкции «О порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 68н от 29.08.2001 г., который дословно гласит: «Бухгалтерия организации сдатчика лома и отходов сопоставляет количество драгоценных металлов в этом сырье с паспортными данными аффинажных организаций и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы вносятся необходимые коррективы. При этом, первоначальные сведения о количестве драгоценных металлов, содержащихся в ломе и отходах, исправляются. Исправления производятся путем зачеркивания первоначальных записей и проставлении над зачеркнутыми записями новых записей. Новые записи о поставленных на учёт и отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных перерабатывающих предприятий».

Конечно, нельзя исключать и случаи хищения лома и отходов у предприятия-сдатчика лома.

На практике это выглядит примерно так: Предприятие-сдатчик лома, получив Паспорт-расчет от предприятия-переработчика, сравнивает значения числящихся драгоценных металлов в сданном ломе и подтвержденные данные. В случае расхождения (расхождения обязательны, по другому быть не может, следует учитывать вид лома и величину расхождений, например, для радиоэлектронного лома допустимы расхождения до 90% от заявленных данных, а для лабораторной платиновой посуды уже не допустимы расхождения в 1%), бухгалтерия предприятия-сдатчика лома делает письменный запрос на предприятие-переработчик с просьбой объяснить возникшие расхождения. Предприятие-переработчик письменно отвечает на запрос. Письменный ответ и запрос прикладывается к Паспорт-расчету и этого будет достаточно для Государственной инспекции пробирного надзора, при проверке. Достаточно, в случае если сделка была совершена с предприятием производящим или аффинирующим драгоценные металлы, в сделках с другими переработчиками требуется копия Паспорт-расчета производящего или аффиннажного предприятия на котором закончилась переработка сданного лома, с приложением копии договора.

Ни один государственный орган, даже Государственная инспекция пробирного надзора, не может рекомендовать или тем более заставлять работать предприятие с каким-то другим конкретным предприятием. Предприятие при выборе контрагента, в любой сфере деятельности, должно придерживаться только экономически выгодных для себя приоритетов и принципов.

В соответствии с Федеральным законом № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» производство драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

К производству относится и аффинаж драгоценных металлов, который в свою очередь означает - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

Существуют следующие методы определения содержания драгоценных металлов в ломе и отходах: по паспортам на изделия, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам; комиссионно на основе аналогов и/или расчетов; по данным организаций - разработчиков, изготовителей; по результатам хим. анализов, по результатам хим. анализов аккредитованной лаборатории на проведение данного вида испытаний.

Читайте также: