Лом и отходы черных и цветных металлов

Обновлено: 17.05.2024

Получите у нас абсолютно бесплатно подборку из более 100 документов для работы эколога на предприятии (инструкции, приказы, программы ПЭК, отчет водопользователей)

Зарегистрироваться и получить документы прямо сейчас.

ООО «Онлайн Экология»

(наименование должности и наименование организации)

"__ " _________ __г.

по обращению с отходом V класса опасности "Лом и отходы, содержащие

незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков,

несортированные" на "Наименование предприятия"

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 3

3. СОПУТСТВУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 3

4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3

5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДЕ 5

6. ОБРАЗОВАНИЕ ОТХОДА 5

7. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДОМ 5

8. УСЛОВИЯ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДА 6

9. УЧЁТ ОБРАЗОВАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОТХОДА 6

10. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ НА УТИЛИЗАЦИЮ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ 6

11. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ 7

12. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ 7

13. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ 7

14. ЛИСТ РАССЫЛКИ 7

15. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ 8

Настоящая инструкция устанавливает порядок и требования безопасности при обращении с отходом V класса опасности "Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные" на __ ООО "Онлайн Экология"__ .

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая Инструкция применяется во всех структурных подразделениях __ ООО "Онлайн Экология"__ .

3. СОПУТСТВУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

2. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

3. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

5. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов";

6. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";

7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения");

8. Санитарные правила содержания территорий населенных мест от 05.08.1988 г. N 4690-88;

9. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" ;

10. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

11. Сборник методик по расчету объемов образования отходов. Санкт-Петербург, 2001г.;

12. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. N 369;

13. ГОСТ 2787-75 "Металлы черные вторичные. Общие технические условия".

4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Специализированные организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности в соответствии с существующим законодательством.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

Класс опасности отходов - характеристика экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его негативного воздействия при непосредственном или возможном воздействии опасного отхода на окружающую среду в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Пожароопасность - возможность возникновения и/или развития пожара.

5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДЕ

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" отход "Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные" имеет код 4 61 010 01 20 5 и относится к отходам V класса опасности - практически неопасные отходы.

Образуются в результате обращения с черными металлами и продукцией из них, приводящего к утрате ими потребительских свойств.

Агрегатное состояние отхода - твердое.

Опасные свойства отхода - отсутствуют.

Компонентный состав отхода:

Для установления более подробного компонентного состава в процентном соотношении необходимо руководствоваться результатами химического анализа образующихся отходов или технической документацией.

6. ОБРАЗОВАНИЕ ОТХОДА

Отход "Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные" образуется в результате замены неисправных узлов и агрегатов техники __ ООО "Онлайн Экология"__ .

7. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДОМ

Порядок обращения с Ломом и отходами, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные в __ ООО "Онлайн Экология"__ состоит из следующих этапов:

- обустройство мест накопления лома;

- передачи лома специализированной организации.

Все подразделения регулярно списывают в установленном порядке в Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные устаревшее, вышедшее из строя и не пригодное для дальнейшей эксплуатации оборудование, металлоконструкции, инструмент, а также производят очистку закрепленной за ними территории от накопившегося лома.

Сбор и транспортирование отхода к месту переработки производится организацией, имеющей лицензию на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов.

Лом черных металлов собирают, хранят и отгружают в соответствии с действующими стандартами на вторичные черные металлы, действующим законодательством.

8. УСЛОВИЯ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДА

Временное хранение Лома и отходов, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные организовано на бетонированной площадке, обеспеченной удобными подъездными путями.

При сборе и хранении Лома и отходов, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные должны быть предусмотрены меры по недопущению его загрязнения и смешивания лома черных металлов с неметаллическими примесями.

При сборе Лома и отходов, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные не допускается наличие посторонних предметов - ветоши, бумаги, дерева, строительных и упаковочных материалов.

При хранении Лома и отходов, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные на открытых площадках должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- открытые площадки и навесы для накопления отходов должны быть ограждены;

- основание открытой площадки должно быть выполнено из плотных материалов;

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков.

9. УЧЁТ ОБРАЗОВАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОТХОДА

Учёт образования и движения отхода V класса опасности "Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные" ведётся согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" и Приказу Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".

Данные учета в области обращения с отходом оформляются в письменном (и/или электронном) виде (приложения 2, 3, 4 к Порядку учета в области обращения с отходами).

10. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ НА УТИЛИЗАЦИЮ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

Лом черных металлов передается на утилизацию в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, на основании договора.

Лом черных металлов принимается очищенным от грязи и мусора. При сдаче Лом черных металлов взвешивается при представителе предприятия, и полученный вес записывается в выдаваемую справку по установленной форме. Также исполнитель должен отдать представителю предприятия Приемосдаточный акт и счет-фактуру.

При транспортировании Лома черных металлов силами предприятия необходимо обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

- транспортная накладная и копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемый лом черных металлов; удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов.

В транспортной накладной указываются:

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

д) дата отгрузки;

е) вид лома черных металлов;

ж) вес партии, перевозимой транспортным средством.

11. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ

Запрещается привлекать для работ лиц, не прошедших предварительный инструктаж, и лиц моложе 18 лет.

В местах накопления должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с Ломом черных металлов.

В месте сбора отходов разрешается хранить отходы в количестве, не превышающем положенных норм.

Не разрешается загромождать места сбора отходов и подходы к ним.

В местах сбора отходов не разрешается хранить посторонние предметы, личную одежду, спецодежду, средства индивидуальной защиты, принимать пищу.

По окончании работы с отходами и перед приемом пищи следует тщательно вымыть руки теплой водой с мылом. Для снижения сухости кожи руки смазать вазелином или силиконовым кремом.

12. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ

Инженер по охране окружающей среды (эколог) _________ Дата:_____________

Оригинал инструкции хранится в отделе наименование отдела головного офиса __ ООО "Онлайн Экология"__ у инженера по охране окружающей среды (эколога). Внесение изменений и дополнений, проведение ревизий, переиздание и аннулирование инструкции производятся инженером по охране окружающей среды (экологом) __ ООО "Онлайн Экология"__ .

Лом и отходы черных и цветных металлов

ОБРАЩЕНИЯ С ЛОМОМ И ОТХОДАМИ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

И ИХ ОТЧУЖДЕНИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

а) для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер, номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона;

б) данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

в) распорядок работы;

г) условия приема и цены на лом и отходы черных и (или) цветных металлов;

д) перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае осуществления обращения с ломом и отходами цветных металлов);

е) ссылка на запись в реестре лицензий, содержащую сведения о действующей лицензии, полученной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения".

5. На объектах по приему лома и отходов черных и (или) цветных металлов кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контрольных (надзорных) органов следующая документация:

а) инструкция о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

б) инструкция о порядке проверки лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

в) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных и (или) цветных металлов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

г) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица.

6. Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом и отходы черных и цветных металлов, документа, удостоверяющего личность.

Прием лома и отходов черных и цветных металлов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с условиями договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов черных и цветных металлов.

8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

9. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, обязаны обеспечить наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных и (или) цветных металлов:

контролера лома и отходов металла с квалификацией не ниже II разряда;

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность;

площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

средств измерений для проведения радиационного контроля, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которые поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

весовых средств измерений, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которые поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо.

Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на контролера лома и отходов металла.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обеспечивают наличие на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для идентификации и сортировки лома и отходов цветных металлов, сведения о котором содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которое поверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

10. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обеспечивают наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования или брикетирования лома черных металлов;

установка для дробления и сортировки легковесного лома;

оборудование для сортировки или измельчения стружки.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов черных металлов с помощью пресса для пакетирования или брикетирования лома черных металлов либо пресс-ножниц, обеспечивают наличие на объекте по приему лома и отходов черных металлов, на котором используется указанное оборудование, прессовщика лома и отходов металла с квалификацией не ниже I разряда.

11. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов цветных металлов, обеспечивают наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования или брикетирования лома и отходов цветных металлов;

установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;

установка для разделки кабеля.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов цветных металлов с помощью пресса для пакетирования или брикетирования лома цветных металлов либо пресс-ножниц, обеспечивают наличие на объекте по приему лома и отходов цветных металлов, на котором используется указанное оборудование, прессовщика лома и отходов металла с квалификацией не ниже I разряда.

12. Учет лома и отходов черных и (или) цветных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

13. Прием лома и отходов черных или цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемо-сдаточный акт составляется в 2 экземплярах на бумажном носителе (1-й экземпляр передается лицу, сдающему лом и отходы черных или цветных металлов, 2-й экземпляр остается у лица, осуществляющего прием) либо в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Указанный акт является документом строгой отчетности и должен иметь сквозную нумерацию.

14. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, ведут реестр приемо-сдаточных актов (далее - реестр) в электронном виде.

После окончания ведения книги учета производится запись "В настоящей книге учета пронумеровано страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (при наличии) или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, и печатью (при наличии).

На первой странице книги учета содержится следующая информация:

наименование "Книга учета приемо-сдаточных актов";

наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) этого лица, его подпись и дату.

15. При каждом случае приема лома и отходов черных или цветных металлов в реестр либо в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемо-сдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных или цветных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы черных или цветных металлов:

при приеме у юридического лица - наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер;

при приеме у индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии), место регистрации по месту жительства или месту пребывания, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) класс, категория, вид принятых лома и отходов черных или цветных металлов согласно государственному стандарту;

е) процент засоренности принятых лома и отходов черных или цветных металлов;

ж) вес принятых лома и отходов черных или цветных металлов;

з) подпись лица, сделавшего запись в книге (при ведении учета приемо-сдаточных актов на бумажном носителе).

16. Сведения в реестре либо в книге учета и приемо-сдаточные акты на лом и отходы черных металлов хранятся в течение 1 года со дня составления приемо-сдаточного акта.

17. Сведения в реестре либо в книге учета и приемо-сдаточные акты на лом и отходы цветных металлов хранятся в течение 3 лет со дня составления приемо-сдаточного акта.

18. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при заготовке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими заготовку лома и отходов черных металлов.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2.

19. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов черных металлов при заготовке лома и отходов цветных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими заготовку лома и отходов цветных металлов.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов цветных металлов сопутствующие лом и отходы черных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Хранение бытового (принятого от физических лиц) и промышленного лома и отходов цветных металлов осуществляется раздельно.

21. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, организуют учет отчуждаемых лома и отходов.

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак транспортного средства;

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных или цветных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) реквизиты транспортной накладной;

ж) номер удостоверения о взрывобезопасности лома и отходов черных или цветных металлов, составленного по форме согласно приложению N 3, и выданного лицом, ответственным за проведение контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность.

23. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

До 1 января 2023 г. допускается ведение журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов на бумажном носителе.

Ведение журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов осуществляется в электронном виде.

24. При транспортировке лома и отходов черных и (или) цветных металлов организация-перевозчик (транспортная организация, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель обеспечивают водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных или цветных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.

25. В транспортной накладной указываются:

г) номер вагона, государственный регистрационный знак транспортного средства;

Металлолом

Рассматривая особенности металлургического производства, конечно же, стоит остановиться на такой теме, как металлолом. Металлургические организации могут приобретать лом черных и цветных металлов с целью его последующей переработки. Причем они могут осуществлять такие операции самостоятельно, приобретая металлолом у физических или юридических лиц, или приобретать его у специализированных организаций, не имеющих к производству черных и цветных металлов непосредственного отношения.

Понятие лома черных и цветных металлов дано в Федеральном законе от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно статье 1 указанного закона:

«лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий».

Таким образом, законодательством металлолом отнесен именно к отходам производства и потребления. На этот факт мы сразу хотим обратить внимание читателя, так как это информация в дальнейшем будет необходима для понимания порядка налогообложения операций, связанных с металлоломом.

Осуществляя операции с металлоломом, субъект хозяйственной деятельности обязан соблюдать специальные правила его обращения, установленные Правительством Российской Федерации. В части лома черных металлов, такие правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №369 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения». А в части лома цветных металлов – Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».

Кроме того, основными нормативными документами для субъектов предпринимательской деятельности, занятых в этой сфере бизнеса, будут являться:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

О том, что следует понимать под такой деятельностью, сказано в Постановлениях Правительства Российской Федерации:

· от 23 июля 2002 года №553 «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов» (далее – Постановление №553);

· от 23 июля 2002 года №552 «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов» (далее - Постановление от 23 июля 2002 года №552).

Согласно пункту 1 Постановления №553:

«Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов включают в себя сбор, скупку (закупку) лома черных металлов у физических и юридических лиц, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе».

Аналогичное определение деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных металлов содержится и в Постановлении от 23 июля 2002 года №552.

Таким образом, если субъект хозяйственной деятельности, будь это металлургическое предприятие или специализированная организация, осуществляет указанные действия с металлоломом, то естественно, что он обязан получить соответствующую лицензию. Причем, если субъект одновременно осуществляет заготовку, переработку и реализацию и черных и цветных металлов, то ему придется получить две лицензии. Порядок лицензирования и требования, предъявляемые к субъекту хозяйственной деятельности, претендующему на получение специального разрешения, установлен вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации, а именно: Постановлением от 23 июля 2002 года №552 и Постановлением №553.

Организация бухгалтерского и налогового учета у организации, осуществляющей операции с металлоломом, будет зависеть от того, какие цели преследует данный субъект. Если он осуществляет заготовку лома черных и цветных металлов с целью его использования в качестве вторичного сырья, используемого для производства своей продукции, то в этом случае металлолом будет выступать в качестве материалов. Эта схема используется предприятиями металлургии.

Пример.

Производственная организация ООО «Металлург» приобретает у физического лица лом черных металлов в количестве 50 кг по цене 27 рублей за 1 кг и использует его для производства готовой продукции.

Учет металлолома, принятого у населения ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01).

В соответствии с указанным документом (ПБУ 5/01) металлолом принимается к учету по фактической себестоимости, которая в данном случае будет складываться из суммы, выплаченной физическому лицу.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учет металлолома, используемого в качестве материала, будет вестись на счете 10 «Материалы».

В бухгалтерском учете ООО «Металлург» эта операция будет отражена следующим образом:

В налоговом учете стоимость материалов (металлолома) учитывается по стоимости, определенной в соответствии со статьей 254 НК РФ.

Специализированные же организации, осуществляющие операции с металлоломом, используют, как правило, торговую схему, так как в данном случае металлолом у них предназначен для дальнейшей реализации, в связи с чем, его учет ведется на счете 41 «Товары».

Обратите внимание!

При осуществлении данного вида деятельности есть один нюанс, на который необходимо обратить внимание. Речь идет о требованиях Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ).

В пункте 3 статьи 2, вышеназванного Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ, перечислены случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ). В перечне таких случаев содержится прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.

Иначе говоря, Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ содержит прямое требование от субъекта предпринимательства при осуществлении наличных расчетов о применении контрольно кассовой техники. В данном случае у многих фирм и индивидуальных предпринимателей возникает вопрос, как может ими применяться ККТ, ведь деньги за полученный металлолом они отдают сдатчику, а не получают. Тем не менее, несмотря на всю абсурдность данного требования, налоговики требуют обязательного применения контрольно-кассовой техники. Доказательством могут служить письма налогового ведомства, в частности: Письмо МНС Российской Федерации от 9 апреля 2004 года №33-0-11/281 «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома», Письмо МНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №33-0-14/684@ «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома» и Письмо ФНС Российской Федерации от 17 мая 2005 года №22-3-11/868@ «О применении контрольно-кассовой техники». Справедливости ради заметим, что все перечисленные документы не являются документами нормативного характера, однако легче от этого не становится. Ведь мало того, что такая точка зрения сформировалась у «налоговиков», судебная практика подтверждает, что и суды занимают аналогичную позицию. В качестве примера приведем Постановление ФАС Поволжского округа от 5 июля 2005 года №А65-22920/04-СА1-36, Постановление ФАС Уральского округа от 26 июля 2005 года №Ф09-3106/05-С7 и даже Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04. В нем, в частности указано, что:

«административная ответственность, предусмотренная статей 14.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает независимо от того, в каком качестве выступает организация (предприниматель), осуществляющая наличные денежные расчеты».

Заметим, что решение весьма оригинальное.

На наш взгляд, сфера применения Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ - это осуществление наличных расчетов между субъектами гражданского права, осуществляемых при продаже товаров (работ, услуг), а не при их покупке. Доказательством служит пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ:

«Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

То есть, сам закон ограничивает сферу своей деятельности, и пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ никоим образом ее расширять не может.

Фискальные же органы твердо стоят на своем: ККТ - обязательно! Хорошо хоть, что они при этом, в своих размышлениях, не идут еще дальше, а то вообще можно было бы прием металлолома рассматривать как оказание услуг.

Прием металлолома с оплатой его стоимости, по своей природе, является договором купли-продажи, регулируемым статьей 454 ГК РФ, а не чем-то иным. И если налоговые органы требуют применение ККТ, то по логике такой чек должен выдать именно продавец товара (физическое лицо), а не кто-то иной. Но Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ такого требования к физическим лицам не предъявляет.

Заметим, что проблема металлолома не является новой, о чем свидетельствует Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624, в котором судебное решение было вынесено в пользу налогоплательщика. То есть суд признал недействующим подпункт «м» пункта 2 перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин». Напомним, что до вступления в силу Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ, случаи, когда организации и учреждения могли осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККТ, были перечислены именно в этом перечне.

Несмотря на всю логику, ситуация такая, что налогоплательщику придется использовать ККТ. Ведь отсутствие ККТ приведет к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (что с нашей точки зрения так же неправомерно, обратите внимание на название статьи):

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».

Если же субъект хозяйственной деятельности решит обратиться в суд, то еще неизвестно, какое решение по этому поводу примет Ваш судебный орган. Будет ли он ориентироваться на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624 или же на Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04.

Теперь коснемся немного бланков строгой отчетности. Могут ли организации, принимающие металлолом их использовать?

В качестве бланка строгой отчетности для приема вторичного сырья и продажи товаров используется форма №БСО-11 «Квитанция», утвержденная Письмом Минфина Российской Федерации от 11 апреля 1997 года №16-00-27-14 «Об утверждении форм документов строгой отчетности». Код данной формы по ОКУД 0712611.

Квитанция состоит из двух разделов, непосредственно квитанции и корешка квитанции. В каждой из частей указывается наименование организации, принимающей вторсырье и ее адрес, серия и номер квитанции, номер приемного пункта.

О сдатчике вторсырья в квитанцию заносятся его фамилия, имя и отчество. В том случае, если сдается цветной металлолом, то в специально отведенные строки вписываются данные паспорта сдатчика.

В табличной части квитанции в соответствующие графы заносится информация о дате проводимой операции, наименовании сдаваемого вторсырья или покупаемого товара, его количество и сумма. Итоговая сумма записывается прописью. Квитанция подписывается лицом, получившим деньги, с указанием его фамилии, имени и отчества.

Квитанция выдается лицу, сдающему вторсырье или покупающему товар, а корешок квитанции остается в приемном пункте.

По поводу того имеют ли право субъекты хозяйственной деятельности использовать данные бланки при отсутствии ККТ, заметим, что на наш взгляд, Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ не дает такой возможности. Объясним.

Согласно пункту 2 статьи 2 вышеуказанного закона:

«Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности».

Как видим, закон дает такое разрешение только в случае оказания услуг населению. А как мы уже отметили выше, отношения по приему металлолома в соответствии с нормами гражданского законодательства представляют собой куплю-продажу. Поэтому на наш взгляд, организация или индивидуальный предприниматель имеют право применять данные бланки (для учета сумм, выданных физическим лицам), но только одновременно с выдачей чека ККТ.

Осуществляя операции по приему металлолома, организациям следует обратить внимание еще на один момент. Принимая от населения лом черных и цветных металлов, они выплачивают физическим лицам денежные суммы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признаются доходами у физического лица (статья 208 НК РФ). Заметим, что в такой ситуации у организации-приемщика не возникает обязанностей налогового агента по удержанию и уплате НДФЛ у физических лиц. Организация просто не в состоянии правильно исчислить суммы налога, в связи с тем, что при исчислении НДФЛ учитываются суммы стандартных и имущественных, вычетов о которых у налогового агента нет никакой информации. Иначе говоря, организация производит выплаты физическим лицам без удержания сумм налога на доходы физических лиц. А вот подать сведения о суммах, выплаченных физическим лицам, организация обязана. Такое требование к ней предъявляет пункт 1 и пункт 2 статьи 230 НК РФ.

Каких либо особенностей в налогообложении организаций, занятых приемкой металлолома на сегодняшний день нет. Если организация приобретает его с целью дальнейшей перепродажи, то исчисление налогов производится ею в обычном порядке.

Заметим лишь то, что налогоплательщики НДС иногда не верно определяют налоговую базу при реализации металлолома, исчисляя ее в соответствии с пунктом 4 статьи 154 НК РФ, объясняя это тем, что раз металлолом приобретается у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, то и при последующей реализации НДС должен исчисляться с разницы между продажной ценой с учетом налога и ценой его приобретения. Такой подход к определению налоговой базы неправомерен. Прочитайте внимательно пункт 4 статьи 154 НК РФ:

«При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции».

Во-первых, в данном случае речь идет о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки, перечень которой установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2001 года №383 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)». И металлолома, естественно, там нет.

Во-вторых, рассматривать металлолом в качестве продуктов переработки продукции (закрыв при этом глаза на отраслевую принадлежность последней) так же не верно, так как металлолом в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» представляет собой именно отходы.

Отсутствие особенностей справедливо лишь до 1 января 2006 года. Мы уже отмечали, что Федеральный закон от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» внес изменения в статью 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)». С 1 января 2006 года освобождена от налогообложения НДС реализация лома отходов черных и цветных металлов. При этом заметим, что от налогообложения освобождена именно прямая реализация (передача на возмездной или безвозмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами), остальные операции с ломом черных и цветных металлов от налогообложения не освобождаются.

Напоминаем, что, так как реализация лома черных и цветных металлов может осуществляться лишь при наличии лицензии, то и льгота может быть предоставлена налогоплательщику лишь при наличии лицензии (пункт 6 статьи 149 НК РФ).

Кроме того, налоговое законодательство по НДС в случае одновременного осуществления налогооблагаемых операций и операций, не подлежащих налогообложению, требует от налогоплательщика обязательного ведения раздельного учета. Такое требование выдвигает пункт 4 статьи 149 НК РФ.

Правда, при желании налогоплательщик НДС может отказаться от использования этой льготы, так как она не является обязательной к применению. Такое право ему предоставляет пункт 5 статьи 149 НК РФ.

Более подробно с особенностями учета в организациях металлургического комплекса Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Металл: производство и торговля».

Читайте также: