Лом металла это отход

Обновлено: 28.03.2024

Рассматривая особенности металлургического производства, конечно же, стоит остановиться на такой теме, как металлолом. Металлургические организации могут приобретать лом черных и цветных металлов с целью его последующей переработки. Причем они могут осуществлять такие операции самостоятельно, приобретая металлолом у физических или юридических лиц, или приобретать его у специализированных организаций, не имеющих к производству черных и цветных металлов непосредственного отношения.

Понятие лома черных и цветных металлов дано в Федеральном законе от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно статье 1 указанного закона:

«лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий».

Таким образом, законодательством металлолом отнесен именно к отходам производства и потребления. На этот факт мы сразу хотим обратить внимание читателя, так как это информация в дальнейшем будет необходима для понимания порядка налогообложения операций, связанных с металлоломом.

Осуществляя операции с металлоломом, субъект хозяйственной деятельности обязан соблюдать специальные правила его обращения, установленные Правительством Российской Федерации. В части лома черных металлов, такие правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №369 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения». А в части лома цветных металлов – Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».

Кроме того, основными нормативными документами для субъектов предпринимательской деятельности, занятых в этой сфере бизнеса, будут являться:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

О том, что следует понимать под такой деятельностью, сказано в Постановлениях Правительства Российской Федерации:

· от 23 июля 2002 года №553 «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов» (далее – Постановление №553);

· от 23 июля 2002 года №552 «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов» (далее - Постановление от 23 июля 2002 года №552).

Согласно пункту 1 Постановления №553:

«Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов включают в себя сбор, скупку (закупку) лома черных металлов у физических и юридических лиц, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе».

Аналогичное определение деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных металлов содержится и в Постановлении от 23 июля 2002 года №552.

Таким образом, если субъект хозяйственной деятельности, будь это металлургическое предприятие или специализированная организация, осуществляет указанные действия с металлоломом, то естественно, что он обязан получить соответствующую лицензию. Причем, если субъект одновременно осуществляет заготовку, переработку и реализацию и черных и цветных металлов, то ему придется получить две лицензии. Порядок лицензирования и требования, предъявляемые к субъекту хозяйственной деятельности, претендующему на получение специального разрешения, установлен вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации, а именно: Постановлением от 23 июля 2002 года №552 и Постановлением №553.

Организация бухгалтерского и налогового учета у организации, осуществляющей операции с металлоломом, будет зависеть от того, какие цели преследует данный субъект. Если он осуществляет заготовку лома черных и цветных металлов с целью его использования в качестве вторичного сырья, используемого для производства своей продукции, то в этом случае металлолом будет выступать в качестве материалов. Эта схема используется предприятиями металлургии.

Пример.

Производственная организация ООО «Металлург» приобретает у физического лица лом черных металлов в количестве 50 кг по цене 27 рублей за 1 кг и использует его для производства готовой продукции.

Учет металлолома, принятого у населения ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01).

В соответствии с указанным документом (ПБУ 5/01) металлолом принимается к учету по фактической себестоимости, которая в данном случае будет складываться из суммы, выплаченной физическому лицу.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учет металлолома, используемого в качестве материала, будет вестись на счете 10 «Материалы».

В бухгалтерском учете ООО «Металлург» эта операция будет отражена следующим образом:

В налоговом учете стоимость материалов (металлолома) учитывается по стоимости, определенной в соответствии со статьей 254 НК РФ.

Специализированные же организации, осуществляющие операции с металлоломом, используют, как правило, торговую схему, так как в данном случае металлолом у них предназначен для дальнейшей реализации, в связи с чем, его учет ведется на счете 41 «Товары».

Обратите внимание!

При осуществлении данного вида деятельности есть один нюанс, на который необходимо обратить внимание. Речь идет о требованиях Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ).

В пункте 3 статьи 2, вышеназванного Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ, перечислены случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ). В перечне таких случаев содержится прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.

Иначе говоря, Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ содержит прямое требование от субъекта предпринимательства при осуществлении наличных расчетов о применении контрольно кассовой техники. В данном случае у многих фирм и индивидуальных предпринимателей возникает вопрос, как может ими применяться ККТ, ведь деньги за полученный металлолом они отдают сдатчику, а не получают. Тем не менее, несмотря на всю абсурдность данного требования, налоговики требуют обязательного применения контрольно-кассовой техники. Доказательством могут служить письма налогового ведомства, в частности: Письмо МНС Российской Федерации от 9 апреля 2004 года №33-0-11/281 «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома», Письмо МНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №33-0-14/684@ «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома» и Письмо ФНС Российской Федерации от 17 мая 2005 года №22-3-11/868@ «О применении контрольно-кассовой техники». Справедливости ради заметим, что все перечисленные документы не являются документами нормативного характера, однако легче от этого не становится. Ведь мало того, что такая точка зрения сформировалась у «налоговиков», судебная практика подтверждает, что и суды занимают аналогичную позицию. В качестве примера приведем Постановление ФАС Поволжского округа от 5 июля 2005 года №А65-22920/04-СА1-36, Постановление ФАС Уральского округа от 26 июля 2005 года №Ф09-3106/05-С7 и даже Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04. В нем, в частности указано, что:

«административная ответственность, предусмотренная статей 14.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает независимо от того, в каком качестве выступает организация (предприниматель), осуществляющая наличные денежные расчеты».

Заметим, что решение весьма оригинальное.

На наш взгляд, сфера применения Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ - это осуществление наличных расчетов между субъектами гражданского права, осуществляемых при продаже товаров (работ, услуг), а не при их покупке. Доказательством служит пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ:

«Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

То есть, сам закон ограничивает сферу своей деятельности, и пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ никоим образом ее расширять не может.

Фискальные же органы твердо стоят на своем: ККТ - обязательно! Хорошо хоть, что они при этом, в своих размышлениях, не идут еще дальше, а то вообще можно было бы прием металлолома рассматривать как оказание услуг.

Прием металлолома с оплатой его стоимости, по своей природе, является договором купли-продажи, регулируемым статьей 454 ГК РФ, а не чем-то иным. И если налоговые органы требуют применение ККТ, то по логике такой чек должен выдать именно продавец товара (физическое лицо), а не кто-то иной. Но Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ такого требования к физическим лицам не предъявляет.

Заметим, что проблема металлолома не является новой, о чем свидетельствует Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624, в котором судебное решение было вынесено в пользу налогоплательщика. То есть суд признал недействующим подпункт «м» пункта 2 перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин». Напомним, что до вступления в силу Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ, случаи, когда организации и учреждения могли осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККТ, были перечислены именно в этом перечне.

Несмотря на всю логику, ситуация такая, что налогоплательщику придется использовать ККТ. Ведь отсутствие ККТ приведет к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (что с нашей точки зрения так же неправомерно, обратите внимание на название статьи):

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».

Если же субъект хозяйственной деятельности решит обратиться в суд, то еще неизвестно, какое решение по этому поводу примет Ваш судебный орган. Будет ли он ориентироваться на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624 или же на Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04.

Теперь коснемся немного бланков строгой отчетности. Могут ли организации, принимающие металлолом их использовать?

В качестве бланка строгой отчетности для приема вторичного сырья и продажи товаров используется форма №БСО-11 «Квитанция», утвержденная Письмом Минфина Российской Федерации от 11 апреля 1997 года №16-00-27-14 «Об утверждении форм документов строгой отчетности». Код данной формы по ОКУД 0712611.

Квитанция состоит из двух разделов, непосредственно квитанции и корешка квитанции. В каждой из частей указывается наименование организации, принимающей вторсырье и ее адрес, серия и номер квитанции, номер приемного пункта.

О сдатчике вторсырья в квитанцию заносятся его фамилия, имя и отчество. В том случае, если сдается цветной металлолом, то в специально отведенные строки вписываются данные паспорта сдатчика.

В табличной части квитанции в соответствующие графы заносится информация о дате проводимой операции, наименовании сдаваемого вторсырья или покупаемого товара, его количество и сумма. Итоговая сумма записывается прописью. Квитанция подписывается лицом, получившим деньги, с указанием его фамилии, имени и отчества.

Квитанция выдается лицу, сдающему вторсырье или покупающему товар, а корешок квитанции остается в приемном пункте.

По поводу того имеют ли право субъекты хозяйственной деятельности использовать данные бланки при отсутствии ККТ, заметим, что на наш взгляд, Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ не дает такой возможности. Объясним.

Согласно пункту 2 статьи 2 вышеуказанного закона:

«Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности».

Как видим, закон дает такое разрешение только в случае оказания услуг населению. А как мы уже отметили выше, отношения по приему металлолома в соответствии с нормами гражданского законодательства представляют собой куплю-продажу. Поэтому на наш взгляд, организация или индивидуальный предприниматель имеют право применять данные бланки (для учета сумм, выданных физическим лицам), но только одновременно с выдачей чека ККТ.

Осуществляя операции по приему металлолома, организациям следует обратить внимание еще на один момент. Принимая от населения лом черных и цветных металлов, они выплачивают физическим лицам денежные суммы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признаются доходами у физического лица (статья 208 НК РФ). Заметим, что в такой ситуации у организации-приемщика не возникает обязанностей налогового агента по удержанию и уплате НДФЛ у физических лиц. Организация просто не в состоянии правильно исчислить суммы налога, в связи с тем, что при исчислении НДФЛ учитываются суммы стандартных и имущественных, вычетов о которых у налогового агента нет никакой информации. Иначе говоря, организация производит выплаты физическим лицам без удержания сумм налога на доходы физических лиц. А вот подать сведения о суммах, выплаченных физическим лицам, организация обязана. Такое требование к ней предъявляет пункт 1 и пункт 2 статьи 230 НК РФ.

Каких либо особенностей в налогообложении организаций, занятых приемкой металлолома на сегодняшний день нет. Если организация приобретает его с целью дальнейшей перепродажи, то исчисление налогов производится ею в обычном порядке.

Заметим лишь то, что налогоплательщики НДС иногда не верно определяют налоговую базу при реализации металлолома, исчисляя ее в соответствии с пунктом 4 статьи 154 НК РФ, объясняя это тем, что раз металлолом приобретается у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, то и при последующей реализации НДС должен исчисляться с разницы между продажной ценой с учетом налога и ценой его приобретения. Такой подход к определению налоговой базы неправомерен. Прочитайте внимательно пункт 4 статьи 154 НК РФ:

«При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции».

Во-первых, в данном случае речь идет о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки, перечень которой установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2001 года №383 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)». И металлолома, естественно, там нет.

Во-вторых, рассматривать металлолом в качестве продуктов переработки продукции (закрыв при этом глаза на отраслевую принадлежность последней) так же не верно, так как металлолом в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» представляет собой именно отходы.

Отсутствие особенностей справедливо лишь до 1 января 2006 года. Мы уже отмечали, что Федеральный закон от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» внес изменения в статью 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)». С 1 января 2006 года освобождена от налогообложения НДС реализация лома отходов черных и цветных металлов. При этом заметим, что от налогообложения освобождена именно прямая реализация (передача на возмездной или безвозмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами), остальные операции с ломом черных и цветных металлов от налогообложения не освобождаются.

Напоминаем, что, так как реализация лома черных и цветных металлов может осуществляться лишь при наличии лицензии, то и льгота может быть предоставлена налогоплательщику лишь при наличии лицензии (пункт 6 статьи 149 НК РФ).

Кроме того, налоговое законодательство по НДС в случае одновременного осуществления налогооблагаемых операций и операций, не подлежащих налогообложению, требует от налогоплательщика обязательного ведения раздельного учета. Такое требование выдвигает пункт 4 статьи 149 НК РФ.

Правда, при желании налогоплательщик НДС может отказаться от использования этой льготы, так как она не является обязательной к применению. Такое право ему предоставляет пункт 5 статьи 149 НК РФ.

Более подробно с особенностями учета в организациях металлургического комплекса Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Металл: производство и торговля».

Лом металла это отход

ГОСТ Р 54565-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛОМ И ОТХОДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ

Термины и определения

Scrap and waste of non-ferrous metals and alloys. Terms and definitions

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством "Межрегиональный центр вторичной цветной металлургии"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 462 "Вторичные цветные металлы"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2018 г.

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в данной области знаний. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском (en) языке.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, иноязычные эквиваленты - светлым.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные термины, применяемые при проведении работ с ломом и отходами цветных металлов и сплавов, а также определения этих терминов.

1.2 Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуется использовать в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе.

2 Термины и определения

2.1 вторичная металлургия цветных металлов: Подотрасль цветной металлургии, проводящая заготовку и переработку лома и отходов цветных металлов и сплавов, а также их переплавку в металлургических агрегатах с использованием дополнительных материалов и особых технологических режимов с целью изменения структуры металла, доведения его химического состава до параметров, соответствующих требованиям нормативных документов на марки цветных металлов и их сплавов с определенными технологическими и эксплуатационными свойствами.

recycling metallurgy of non-ferrous metals

2.2 лом цветных металлов: Непригодные для прямого использования изделия или части изделий, содержащие цветные металлы или их сплавы, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа.

scrap of non-ferrous metals

2.3 отходы цветных металлов: Отходы при производстве изделий из цветных металлов и сплавов, а также изделия из цветных металлов и сплавов, имеющие неисправимый брак, возникающий в процессе производства.

waste of non-ferrous metals

2.4 сырье вторичной цветной металлургии: Лом и отходы цветных металлов и сплавов, заготавливаемые для производства цветных металлов и сплавов.

raw material of recycling non-ferrous metallurgy

2.5 металлический фонд: Общий объем металлов, содержащихся во всех видах основных и оборотных фондов промышленности и предметах культурно-бытового назначения у населения по состоянию на определенную дату.

volume of potential iron and non-ferrous scrap

2.6 партия лома и отходов: Лом и отходы цветных металлов и сплавов, которые отгружаются одним транспортным средством или в одной упаковке и сопровождаются одним пакетом документов.

Примечание - Пакет документов должен содержать:

а) документ о качестве (паспорт);

б) удостоверение о радиационной, химической и взрывобезопасности;

в) документ о дезактивации (при необходимости);

г) документ об обезвреживании вредных химических веществ (при необходимости).

consignment of scrap and waste

2.7 обращение с отходами: Действия, направленные на предотвращение образования отходов, их сбор, перевозку, хранение, обработку, утилизацию, удаление, обезвреживание и захоронение, включая контроль за этими операциями и надзор за местами удаления.

2.8 опасные отходы: Отходы, имеющие такие физические, химические, биологические или другие опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые требуют специальных методов и средств обращения с ними.

2.9 бытовой лом: Непригодные для прямого использования изделия бытового назначения или части этих изделий, содержащие цветные металлы или их сплавы и утратившие эксплуатационную ценность.

2.10 заготовка лома: Деятельность, связанная со сбором, приобретением, хранением и реализацией лома цветных металлов и сплавов юридическими или физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности, которые осуществляют операции с ломом.

2.11 ломосдатчик: Предприятие, хозяйство или частное лицо, сдающее лом или отходы цветных металлов и сплавов специализированной заготовительной организации.

2.12 специализированные металлургические перерабатывающие предприятия: Предприятия, которые соответствуют лицензионным требованиям, предъявляемым к специализированному предприятию, имеют в собственности производственное оборудование, обеспечивающее технологию металлургической переработки лома и отходов цветных металлов и сплавов, связанную с изменением структуры металла, его химического состава в соответствии с нормативными документами, и прошли аттестацию (лицензирование) в установленном порядке.

specialized metallurgical processing enterprises

2.13 документы в сфере работы с ломом и отходами: Документы, содержащие данные о происхождении и собственнике лома и отходов цветных металлов и сплавов, соответствии его государственным стандартам, нормам и правилам взрывной, пожарной, экологической и радиационной безопасности.

scrap and waste documents

2.14 классификация лома и отходов цветных металлов и сплавов: Деление лома и отходов цветных металлов и сплавов по группам цветных металлов и сплавов, физическим, механическим признакам, химическому составу и засоренности.

classification of non-ferrous scrap and waste metals and alloys

2.15 группа лома и отходов цветных металлов и сплавов: Единица классификационного деления, определяющая лом и отходы цветных металлов и сплавов по совокупности марок цветных металлов и сплавов, объединенных по физическим признакам, механическим и/или технологическим свойствам и близких по химическому составу.

Примечание - Примерами групп лома и отходов цветных металлов и сплавов являются: чистый алюминий, алюминиевые литейные сплавы, алюминиевые деформируемые сплавы, стружка алюминия и алюминиевых сплавов.

group of non-ferrous scrap and waste metals and alloys

2.16 низкокачественный лом и отходы переработки: Лом и отходы цветных металлов и сплавов, не отвечающие требованиям к сортам основных групп, но применяемые для дальнейшей переработки.

low grade scrap and waste

2.17 взрывоопасные лом и отходы: Лом и отходы цветных металлов и сплавов, в которых имеются взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, герметически закрытые и полые предметы, содержащие лед и влагу, а также лом и отходы цветных металлов и сплавов, не прошедшие пиротехнический контроль.

highly explosive scrap and waste

2.18 обезвреженные лом и отходы: Лом и отходы цветных металлов и сплавов, освобожденные от взрывоопасных предметов, ядовитых и вредных веществ и прошедшие пиротехнический и радиационный контроль.

harmless scrap and waste

2.19 военный лом: Лом и отходы цветных металлов сплавов военной техники, боеприпасов и военно-технического имущества.

2.20 кусковой лом: Разделенный лом цветных металлов и сплавов, а также изделия из них, размеры которых не превышают установленные.

2.21 кусковые отходы: Отходы цветных металлов и сплавов, получаемые при литье, прокатке, ковке, штамповке и обрезке.

Примечание - К кусковым отходам не относятся шлам, шлаки, пыль и т.д.

2.22 сложный лом: Лом соединенных изделий или их частей из двух или более цветных металлов и сплавов.

Примечание - Примерами сложного лома являются: освинцованный кабель и провода с медной жилой, кабель с алюминиевой и медной жилой, кадмий-никелевые аккумуляторы и т.д.

2.23 габаритные лом и отходы: Лом и отходы цветных металлов и сплавов, габариты которых соответствуют требованиям загрузки металлургических печей.

sized scrap and waste

2.24 негабаритные лом и отходы: Лом и отходы цветных металлов и сплавов, габариты которых не соответствуют требованиям загрузки металлургических печей.

outsized scrap and waste

2.25 легковесные лом и отходы: Лом и отходы цветных металлов и сплавов с низкой объемной плотностью.

Примечание - К легковесным лому и отходам относятся: самолетный лом, лом деталей, изготовленных из листового проката, фольга и т.д.

lightweight scrap and waste

2.26 тяжеловесные лом и отходы: Лом и отходы цветных металлов и сплавов с высокой объемной плотностью.

Примечание - К тяжеловесному лому относятся лом литья и поковок.

heavy scrap and waste

2.27 текущие отходы: Отходы цветных металлов и сплавов, образующиеся на предприятиях в процессе производства и подлежащие сдаче заготовительной организации.

2.28 оборотные отходы: Отходы цветных металлов и сплавов, используемые на предприятиях, где они образуются.

2.29 отвальные отходы: Отходы цветных металлов и сплавов, образующиеся на предприятиях в процессе производства, дальнейшая переработка которых существующими методами экономически нецелесообразна.

2.30 стружка цветных металлов и сплавов: Отходы цветных металлов и сплавов, образующиеся при обработке металлических изделий на металлообрабатывающих станках.

shaving of non-ferrous metals and alloys

2.31 вьюнообразная стружка: Стружка цветных металлов и сплавов с длиной витка более 100 мм.

2.32 сыпучая стружка: Стружка цветных металлов и сплавов с длиной витка до 100 мм.

2.33 смешанная стружка: Стружка цветных металлов и сплавов, состоящая из смеси вьюнообразной и сыпучей стружек цветных металлов и сплавов.

2.34 мелкофракционные отходы: Отходы цветных металлов и сплавов, образующиеся при абразивной, электрофизической и электрохимической обработке металлоизделий.

small fraction of waste

2.35 порошкообразные отходы: Отходы цветных металлов и сплавов, образующиеся при производстве металлических порошков и изделий из них.

2.36 пылевидные отходы твердых сплавов: Отходы, образующиеся при заточке и зачистке на абразивных кругах режущего инструмента из твердых сплавов и быстрорежущих сталей.

dustlike waste of hard alloys

2.37 бесхозные лом и отходы: Металлический лом и отходы цветных металлов и сплавов, принадлежность которых невозможно установить.

abandoned scrap and waste

2.38 брикет из отходов: Отходы цветных металлов и сплавов, подвергшиеся для увеличения плотности прессованию на брикет-прессах.

briquette of waste

2.39 инспекционная партия лома и отходов: Партия или часть партии, представленная покупателю для проверки.

2.40 масса брутто лома и отходов: Общая масса лома и отходов цветных металлов и сплавов с засоренностью.

gross weight of scrap and waste

2.41 масса нетто лома и отходов: Масса лома и отходов цветных металлов и сплавов без засоренности.

net weight of scrap and waste

2.42 металлургическая переработка: Переплавка лома и отходов цветных металлов и сплавов в металлургических агрегатах с использованием дополнительных материалов и особых технологических режимов с целью изменения структуры металла, доведения его химического состава до параметров, соответствующих требованиям нормативных документов на марки цветных металлов и их сплавов с определенными технологическими и эксплуатационными свойствами.

2.43 первичная обработка лома и отходов: Совокупность процессов сортировки, разделки, пиротехнического контроля и приведения лома и отходов цветных металлов и сплавов к соответствующим массе и размерам.

2.44 металлургический выход: Выход извлекаемого цветного металла или сплава, получаемого при плавке шихтовых материалов, в процентах.

2.45 опробование лома и отходов: Комплекс операций по отбору и подготовке пробы для определения засоренности, металлургического выхода и химического состава лома и отходов цветных металлов и сплавов.

testing of scrap and waste

2.46 вредные примеси: Примеси в ломе и отходах цветных металлов и сплавов, которые ухудшают химический состав и механические свойства выплавляемых сплавов.

2.47 разделка лома и отходов: Освобождение основного цветного металла или сплава от засоренности, а также приведение к массе и размерам, удобным для их дальнейшей переработки.

making of scrap and waste

2.48 оплавка лома и отходов: Разделка лома и отходов цветных металлов и сплавов, основанная на разнице в температурах плавления основного металла и приделок, проводимая в специальных плавильных агрегатах.

melting of scrap and waste

2.49 приделки: Детали из стали, чугуна, неметаллического материала, а также цветного металла и сплава, отличающиеся по химическому составу от лома, с которым они соединены.

2.50 подготовительный сплав: Полуфабрикат с определенным химическим составом, полученный при переплавке низкокачественных лома и отходов цветных металлов и сплавов и предназначенный для подшихтовки при производстве сплавов.

2.51 обогащение лома и отходов: Снижение засоренности лома и отходов цветных металлов и сплавов.

concentration of scrap and waste

2.52 переработка лома и отходов: Комплекс подготовительных и металлургических операций для получения цветных металлов и сплавов из их лома и отходов.

recycling of scrap and waste

2.53 огневая разделка лома: Разделка крупногабаритного лома цветных металлов и сплавов керосинорезами, бензорезами и автогенными аппаратами.

fire cropping of scrap

2.54 взрывное дробление лома: Дробление лома цветных металлов и сплавов с помощью взрывчатых веществ.

blasting fragmentation of scrap

2.55 безвозвратные потери: Часть металла, использованного для производства отливок, изделий, которая в процессе переработки теряется и выводится из материального баланса.

Примечание - Потери происходят в процессе подготовки лома и отходов цветных металлов и сплавов к плавке, обогащению, рафинированию, разливке металла.

dead weight losses

2.56 влага: Любая жидкость (одно- или многофазная), которая прилипает к лому и отходам цветных металлов и сплавов во время его сбора и хранения, а также когда он доставляется к месту переработки и использования.

ГОСТ Р 54564-2011

Общие технические условия

Non-ferrous metals and alloys scrap and waste. General specifications

Настоящий стандарт распространяется на лом и отходы цветных металлов и сплавов, предназначенные для производства цветных металлов и их сплавов и других видов продукции.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 12.4.191-2011 (ЕН 149:2001+А1:2009) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей. Общие технические условия

ГОСТ Р 12.4.230.1-2007 (ЕН 166-2002) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты глаз. Общие технические требования

ГОСТ Р 51232-98 Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества

ГОСТ Р 51321.1-2007 (МЭК 60439-1:2004)Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 1. Устройства, испытанные полностью или частично. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 53361-2009 Мешки из бумаги и комбинированных материалов. Общие технические условия

ГОСТ Р 54565-2011 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.016-79 Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Требования к методикам измерения концентраций вредных веществ

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.1-75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.2-75 Система стандартов безопасности труда. Трансформаторы силовые и реакторы электрические. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.3-75 Система стандартов безопасности труда. Электротехнические устройства на напряжение свыше 1000 В. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.4-75 Система стандартов безопасности труда. Шкафы комплектных распределительных устройств и комплектных трансформаторных подстанций, камеры сборные одностороннего обслуживания, ячейки герметизированных элегазовых распределительных устройств

ГОСТ 12.2.007.5-75 Система стандартов безопасности труда. Конденсаторы силовые. Установки конденсаторные. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.6-75 Система стандартов безопасности труда. Аппараты коммутационные низковольтные. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.10-87 Система стандартов безопасности труда. Установки, генераторы и нагреватели индукционные для электротермии, установки и генераторы ультразвуковые. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.11-75 Система стандартов безопасности труда. Преобразователи электроэнергии полупроводниковые. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.12-88 Система стандартов безопасности труда. Источники тока химические. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.13-2000 Система стандартов безопасности труда. Лампы электрические. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.14-75 Система стандартов безопасности труда. Кабели и кабельная арматура. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.009-99 Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.004-74 Респираторы фильтрующие противогазовые РПГ-67. Технические условия

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия

ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 12.4.029-76 Система стандартов безопасности труда. Фартуки специальные. Технические условия

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 123-2008 Кобальт. Технические условия

ГОСТ 492-2006 Никель, сплавы никелевые и медно-никелевые, обрабатываемые давлением. Марки

ГОСТ 614-97 Бронзы литейные в чушках. Технические условия

ГОСТ 804-93 Магний первичный в чушках. Технические условия

ГОСТ 860-75 Олово. Технические условия

ГОСТ 1020-97 Латуни литейные в чушках. Технические условия

ГОСТ 1292-81 Сплавы свинцово-сурмянистые. Технические условия

ГОСТ 1320-74 (ИСО 4383-91) Баббиты оловянные и свинцовые. Технические условия

ГОСТ 1583-93 Сплавы алюминиевые литейные. Технические условия

ГОСТ 2171-90 Детали, изделия, полуфабрикаты и заготовки из цветных металлов и сплавов. Обозначение марки

ГОСТ 2856-79 Сплавы магниевые литейные. Марки

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 3640-94 Цинк. Технические условия

ГОСТ 4784-97 Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки

ГОСТ 5017-2006 Бронзы оловянные, обрабатываемые давлением. Марки

ГОСТ 5959-80 Ящики из листовых древесных материалов неразборные для грузов массой до 200 кг. Общие технические условия

ГОСТ 6247-79 Бочки стальные сварные с обручами катания на корпусе. Технические условия

ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия

ГОСТ 14113-78 Сплавы алюминиевые антифрикционные. Марки

ГОСТ 14957-76 Сплавы магниевые деформируемые. Марки

ГОСТ 15527-2004 Сплавы медно-цинковые (латуни), обрабатываемые давлением. Марки

ГОСТ 17366-80 Бочки стальные сварные толстостенные для химических продуктов. Технические условия

ГОСТ 17811-78 Мешки полиэтиленовые для химической продукции. Технические условия

ГОСТ 18165-89 Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации алюминия

ГОСТ 18175-78 Бронзы безоловянные, обрабатываемые давлением. Марки

ГОСТ 18293-72 Вода питьевая. Методы определения содержания свинца, цинка, серебра

Продукция, побочная продукция и отходы

Ключевые вопросы: Как правильно перевести отходы черного и цветного металлов (или другие отходы) в товар (побочную продукцию, вторичный материал)? На какой счет и с какой формулировкой оформить бухгалтерские документы? Нужно разрабатывать технические условия на материалы из черных и цветных металлов или достаточно сослаться на ГОСТ (на какой ГОСТ лучше ссылаться)? Если вторичный материал будет использован на собственном предприятии, то по какой форме составить акт, чтобы списать этот материал?

Понятийный аппарат

Отходы

Отходы производства и потребления[1] — это вещества или предметы, образованные при производстве, выполнении работ, оказании услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению[2]. К отходам не относится донный грунт, используемый в установленном законодательством РФ порядке.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона № 89-ФЗ).

К объектам гражданских прав относятся[3]:

• вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в т.ч. имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права);

• результаты работ и оказание услуг;

• охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);

Плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений (ст. 136 ГК РФ). При этом ГК РФ не содержит определения этих понятий и не разграничивает их.

Продукция

Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях[4]. Соответствие продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров определяется документарным удостоверением прямого или косвенного определения соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Результаты действий по подтверждению соответствия рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

Побочный продукт, вторичный материал

Понятия «побочный продукт» и «вторичный материал» законодательно не закреплены. Упоминания встречаются только в документах стандартизации, которые в силу ст. 2 Закона № 162-ФЗ[5] не являются нормативно-правовыми актами и не являются обязательными к применению, если иное прямо не установлено законом. Ни один из документов стандартизации, содержащий упоминание указанных терминов, не является обязательным и, как следствие, использование указанных терминов в предложенных этими документами формулировках не является обязательным к принятию третьим лицам.

Так, например, часто используемый ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»[6] определяет:

• вторичные ресурсы (п. 3.2 ГОСТ 30772-2001) — это материальные накопления сырья, веществ, материалов и продукции, образованные во всех видах производства и потребления, которые не могут быть использованы по прямому назначению, но потенциально пригодные для повторного использования в народном хозяйстве для получения сырья, изделий и (или) энергии;

• вторичные материальные ресурсы (п. 3.3 ГОСТ 30772-2001) — это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки;

• побочный продукт (п. 3.16 ГОСТ 30772-2001) — это дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Налоговый кодекс РФ[7] в определении объекта налогообложения при операциях с подакцизными товарами (ст. 189 НК РФ) упоминает побочный продукт как неподакцизный товар, получаемый при производстве подакцизных товаров, в структуре организации, которая имеет свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с подакцизным товаром, указывая при этом больше на процесс получения побочного продукта, чем давая ему определение. Таким образом, НК РФ отображает сложившуюся в отдельных отраслях экономики практику разграничения внутри бухгалтерского учета тех веществ и материалов, которые получаются в производственной деятельности: основной продукции, попутной и побочной продукции, получаемой в процессе производства основной продукции, а также образуемых отходов, в т.ч. возвратных.

Возвратные отходы

Понятие «возвратные отходы» законодательно не закреплено, но при этом используется в ГОСТ 30772-2001, а также в НК РФ, где оно дано в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций». Пункт 6 ст. 254 НК РФ определяет возвратные отходы как остатки сырья и других материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства). Они могут использоваться в том же производстве с повышенным расходом (пониженным выходом продукции) или не по прямому назначению (в качестве упаковки, топлива, на хозяйственные нужды), либо могут быть реализованы на сторону.

К возвратным отходам не относятся:

• остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг);

попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

Обратите внимание
Определения «попутная (сопряженная) продукция», «побочный продукт», «возвратные отходы», данные в НК РФ, применяются только для целей соответствующих глав кодекса, в которых они упомянуты. Эти дефиниции не более чем название, которое дано тому или иному веществу или материалу на производстве, правового статуса вещи эти наименования не меняют, они являются «продукцией» и «отходами».

Статья 5 Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/98/EC от 19 ноября 2008 г. «Об отходах и отмене ряда Директив», распространяющая свое действие только на Европейское экономическое пространство, определяет очень схожие по смыслу с совокупностью законодательных актов РФ критерии, по которым образованные в результате производственной деятельности предприятий вещества и материалы относят к побочной продукции. Так, под побочными продуктами государства — члены Европейского Союза понимают вещество или объект, полученные в результате производственного процесса, первичной целью которого не является производство указанного вещества или объекта.

При этом условиями, по которым побочные продукты отделяют от отходов, являются:

• дальнейшее использование вещества или объекта определено;

• вещество или объект могут использоваться непосредственно без какой-либо дополнительной переработки, кроме той, которая является обычной промышленной практикой;

• вещество или объект производятся как неотъемлемая часть производственного процесса;

• дальнейшее использование является законным, т.е. вещество или объект соответствуют всем релевантным требованиям по защите продукции, окружающей среды и здоровья для специального использования и не приводят к отрицательному влиянию на окружающую среду или здоровье людей.

Лом и отходы цветных и (или) черных металлов

Лом и отходы цветных и (или) черных металлов — отдельная категория веществ и материалов, которые могут образоваться у предприятий и индивидуальных предпринимателей и которые ст. 1 Закона № 89-ФЗ определяет как пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Исходя из данного определения, лом черных, цветных металлов является отходом.

Требования к обращению с указанной категорией вещей установлены ст. 13.1 Закона № 89-ФЗ, а также Правилами по обращению с ломом и отходами черных металлов[8] и Правилами по обращению с ломом и отходами цветных металлов[9].

[2] Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021; далее — Закон № 89-ФЗ).

[3] Статья 128 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

[4] Статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 02.07.2021; далее — Закон № 184-ФЗ).

[5] Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2020).

[6] Далее — ГОСТ 30772-2001.

[8] Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 (в ред. от 07.10.2020; утрачивают силу с 01.09.2022).

[9] Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 (в ред. от 07.10.2020; утрачивают силу с 01.09.2022).

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», эксперт научно-технического совета Росприроднадзора;
Т.А. Боброва, аудитор, член Саморегулируемой организации аудиторов «Ассоциация "Содружество"»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 4, 2022.

Продажа отходов на утилизацию: так можно или нельзя? Ответы на вопросы: часть 5

Наталья Сергеевна Беляева (генеральный директор ООО «Дельфи», член Научно-технического совета Росприроднадзора), автор и ведущая вебинара, который состоялся 17 мая, продолжает отвечать на вопросы слушателей.

1. Мы продаем отходы деревянные населению в качестве строительного материала, актов утилизации нет. Как быть?

Если ваши строительные материалы образуются у вас в результате вашей деятельности по производству основной продукции, а эти материалы образуются попутно (вместе с основной продукцией, параллельно ей), они представляют хозяйственную и иную ценность, их количества достаточно, чтобы определить их себестоимость, то вы вполне можете оформлять этот материал как продукцию по правилам, предусмотренным Законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также бухгалтерского учета.

2. Компания "А" оказывает услуги Компании "Б" на ее территории на основании договора. В процессе оказания услуг у Компании "А" образуются отходы. Компания "Б" согласна принять их в собственность, организовать обращение с ними, вести учет представлять отчетность. Как это корректно отразить в договоре? Необходимо ли фактическому образователю паспортизировать образуемые отходы?

К сожалению, не зная о какой именно услуге идет речь будет сложно дать ответ на ваш вопрос. Можно только предполагать.

Рассмотрим на примере замены ламп в помещении. Если лампочки собственность заказчика услуги, то и отход тоже его собственность, а это, к сожалению, является основанием для возникновения у вас обязательств по паспортизации образованного отхода и его учета. Продажа повлечет за собой вопросы к отчетности, связанные с необходимостью наличия у вашей компании Б разрешительной документации. В случае если и вы и ваш контрагент к этому готовы, то вам следует иметь договор, содержащий существенные условия и договора купли-продажи и договора на выполнение работ, документы, свидетельствующие о передаче отходов в работу (акт приема-передачи, ТН и/или ТТН), об утилизации отходов (акт об утилизации).

Вам также следует побеспокоиться о том, чтобы удостовериться, что ваш контрагент действительно сам выполняет взятые на себя обязательства, а также имеет всю необходимую для этого документацию. В противном случае договор должен содержать дополнительные оговорки, описывающие этот момент, а акт об утилизации может подписать только сторона, которая действительно выполнила работы с отходом.

3. Какая документация необходима предприятию для утилизации (рециклинга) отхода "бой стекла" V класс опасности? Транспортировка отхода осуществляется силами продавца, а утилизация осуществляется путём измельчения и добавления в состав стекловаренной шихты.

Несмотря на тот факт, что отход стекла, который вы используете при производстве продукции своего предприятия, имеет V класс опасности и лицензия на обработку и утилизацию вам не нужна, необходимо чтобы ваш техрегламент содержал описание использования в шихте отхода, ваши ТУ, определяющие критерии получения продукции также содержали соответствующее упоминание об отходе + все требования природоохранного законодательства, которые установлены для учета движения отходов.

4. Предприятие занимается изоляцией труб полиэтиленовым покрытием. В ходе техпроцесса образуется брак этого полиэтиленового покрытия - полимерного слоя. Предприятие планирует продавать этот брак как отходы полиэтилена для дальнейшего использования. Для продажи таких отходов нужно разработать ТУ и иметь сертификат соответствия?

Если вы планируете продавать эти отходы как продукцию, то вам не просто надо разработать ТУ и иметь сертификат соответствия, вам необходимо обеспечить соответствие вашего отхода тем критериям, которыми обладает продукция, реализуемая вами покупателям. Поскольку и ТУ, и сертификат соответствия – это не больше чем ваше слово против слова контролёра и ФККО, то я бы посоветовала получить экспертное заключение на технический регламент, реализация действия которого позволяет вам получать продукцию с качествами, описанными в разработанных ТУ.

5. Чем лом черного металла отличается от отходов черного металла, если в ФККО приведено наименование: "лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные " 4 61 010 01 20 5)?

Я разделила понятия только в части лицензирования и той позиции, которая позволяет разграничить движение лома только по лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лом черных, цветных металлов от всего остального.

Конечно, существующая нормативно-правовая база, создаваемая во времена, когда к понятиям относились иначе, а может быть даже небрежнее, не учитывает сегодняшних трудностей компаний, которые хотят, не нарушая закон, заниматься бизнесом, не создавая бурной деятельности ради макулатуры отчетной. Так, и Правила по обращению с ЦМЛ и ЧМЛ тоже содержат указание и на лом, и на отходы черных, цветных металлов, в то время как лицензия и Положение о лицензировании, которые учитываю Правила как, в том числе, и лицензионные требования, «говорят» только о ломах.

Внесенные в ФККО по принципу «как я назвал, так и записали» отходы, а также положения ГОСТов, которые писались техническими сотрудниками металлургической отрасли, в бОльшей своей части говорящие на профессиональном жаргоне, который и зафиксировали в ГОСТах, - все это, а также десятилетиями складывающаяся привычка, обычаи делового оборота не способствуют сегодня в том, чтобы можно было со 100% уверенностью сказать – это так и никак иначе в отношении ломов. Поэтому следует смотреть в первую очередь не в ФККО, а на закон об отходах и о техническом регулировании и, оформляя документы в соответствии с этой логикой, быть готовым к защите выбранной вами позиции идентификации образующихся материалов.

6. Возможно ли передача лома отходов, содержащих незагрязнённые чёрные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (шпули металлические в картоне) организации, не имеющей лицензии на выполнение отдельных видов работ (переработку металла)? Организация имеет лицензию на транспортировку, сбор и обработку и в дальнейшем металлолом продаст организации, которая имеет лицензию на его переработку. Возможно ли заключение такой сделки?

Вам нужно определиться что именно образуется у вас на предприятии: если отход, то да, пожалуйста, передавайте его компании, имеющей лицензию на сбор, транспортирование, обработку отходов.

Если же у вас образуется лом, то тогда вы не вправе передать его компании, которая не имеет лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных, цветных металлов.

7. Нужно ли показывать данный отход в отчете по форме № 2-ТП и считать как отход или как сырье: отход (лом) продается для повторного использования? Требование к покупателю по лицензии и т.д. не предъявляются?

Поскольку ст. 1 Закона № 89-ФЗ содержит понятие «лом и отходы черных, цветных металлов», Правила по обращению утверждены в отношении лома и отходов черных, цветных металлов, а лицензия выдается только на лом черных, цветных металлов, то обращение с отходами черных, цветных металлов НЕ может осуществляться компаниями, имеющими лицензию на лом черных, цветных металлов. Кроме того, важно помнить, что перечни разрешенных к приемке от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утверждаемые в соответствии с Правилами по обращению уполномоченными органами исполнительной власти субъектами РФ, содержат в себе как перечень вещей, являющихся ломом ЦМ, так и вещей, являющихся отходом ЦМ.

Следовательно, если руководствоваться вышесказанным, то стоит убедиться, что передаваемый вами материал (вещь) отвечает критериям качества и свойствами, предъявляемым к нему ГОСТом или ТУ, тогда можете смело передавать его как продукцию (товарную позицию). Не забудьте так и про то, что данная вещь НЕ должна быть учтена экологом вашего предприятия как отход.

Если у вас лом, то вы продаете его только компании, имеющей лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных, цветных металлов с правом на осуществления указанных работ в отношении образующегося у вас лома (черного и/или цветного). Отчетности какой-либо по природоохранному законодательству в таком случае вы НЕ сдаете, журнал учета движения отходов в отношении лома НЕ ведете.

Аккуратнее обращайтесь со словами повторное использование, поскольку это прямо прописано в термине «утилизация отходов», содержащемся в ст. 1 Закона № 89-ФЗ. Ну и конечно следите за тем, что вы пишите в первично-учетной документации: если у вас лом по ГОСТу или по ТУ, то речи об отходах и быть не должно. Ну и наоборот.

8. Есть такие отходы в ПНООЛР - 4 05 122 02 60 5 «Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства» и 4 05 183 01 60 5 «Отходы упаковочного картона незагрязненные». Мы хотим их продать. Какие документы КА должен нам предоставить для отчетности, можем на утилизацию их поставить в Данных учета, в 2-ТП (отх.), заключить договор реализации надо?

Как я и говорила во время вебинара, вы вправе распоряжаться вашей собственностью на свое усмотрение, соблюдая при этом нормы действующего гражданского и природоохранного законодательства.

При передаче отхода, который представляет хозяйственную ценность, заключите договор, содержащий в себе элементы обоих договоров: и договора купли-продажи, и договора на выполнение работ, для того, чтобы иметь возможность отчитаться по утилизации в отношении переданных отходов. Однако следует помнить, что ваш контрагент вероятно не является непосредственно утилизатором, а может выступать в роли посредника между заводами, нуждающимся в товарных партиях макулатурного сырья, определенного качества, которое обеспечивают такие вот приемозаготовительные пункты, которым может являться сторона по вашей сделке. В связи с этим, вам необходимо установить у вашего контрагента что именно делает он с отходом и прописать в договоре исполнение утилизации третьим лицом, с обязательством вашего контрагента предоставить от этого третьего лица акт утилизации. Потому что выдать вам акт об утилизации отхода может только утилизатор, а не перекуп.

9. Очистные сооружения, в процессе деятельности которых образовываются осадки сточных вод: ил стабилизированный биологических очистных сооружений складируется на иловых площадках и осадок с песколовок при очистке сточных вод, поступают на пескоплощадки. По ним сделали биотестирование подтвердили 5 класс опасности. Должны ли мы данные осадки относить к отходам? если да, то что мы можем с ними делать, не оформляя лицензию. Спасибо.

Да, если вы идентифицировали это отходом, имеющим 5 класс опасности, то вы обязаны учитывать его как отход, вести учет и сдавать отчетность. Все виды работ, включенные в понятие «обращение с отходами», производимые с отходами V класса опасности НЕ требуют наличия лицензии и обязанности по ее получению, поскольку ст.12 Закона 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст. 9 Закона № 89-ФЗ не предусматривает обязанности по лицензированию в отношении указанного вида деятельности с отходами V класса.

В случае наличия у вас технологической и иной возможности осуществлять с этим отходом работы по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению вы вправе это делать. Вы также можете заключать любые договоры с любыми субъектами гражданских прав (ЮЛ, ИП и ФЛ) в отношении этих отходов, но вот, как я уже и сказала на вебинаре, не сможете отчитаться по ним документами, не содержащими сведений о том, какие виды работы в итоге были с этими отходами совершены.

10. Можно получить образец идеального текста договора на утилизацию с участием третьего лица?

Не бывает идеальных шаблонов, которые можно было бы приладить к вашей организации с вашими контрагентами, которые при этом еще и не являются исполнителями по договору.

Заключите договор, содержащий в себе элементы обоих договоров: и договора купли-продажи, и договора на выполнение работ, для того, чтобы иметь возможность отчитаться по утилизации в отношении переданных отходов. Однако следует помнить, что ваш контрагент вероятно не является непосредственно утилизатором, а может выступать в роли посредника между заводами, нуждающимся в товарных партиях сырья, определенного качества, которое обеспечивают перекупщики, которым может являться сторона по вашей сделке. В связи с этим, вам необходимо установить у вашего контрагента что именно делает он с отходом и прописать в договоре исполнение утилизации третьим лицом, с обязательством вашего контрагента предоставить от этого третьего лица акт утилизации. Потому что выдать вам акт об утилизации отхода может только утилизатор, а не перекуп.

Читайте также: