Ложка мк3 что за металл

Обновлено: 17.06.2024

Еще в 2011 году на Антике поднимали тему про клейма МКЮ и МК с цифрой.
Про МК с цифрой на сканевых подстаканниках выяснили, что они принадлежат Красносельскому ювелиру.

А информация по клейму МКЮ осталась неразрешенной.
Речь идет о таких известных подстаканниках (да простит меня Томасол, позаимствовала его фото):

На некоторых из них стоят клейма МКЮ. На каких-то - МК с цифрой.

Помнится, тогда еще гадали, что же означает МК - медь красносельская?
.

Недавно вдруг придумалось решение этой загадки.

Всем известно, если подстаканник выполнен из серебра, то он имеет пробирное клеймо. Если не из драгметалла, то иногда производитель рядом с именником ставил клеймо, обозначающее материал: мельх., латунь, сталь, мет., а иногда к именнику предприятия просто добавлял букву «м», что тоже означает «металл».
Думаю, у нас как раз такой случай. Правда, буква «м» написана не привычно в конце именника, а в его начале. То есть, в клеймах МКЮ и МК буква «М» обозначает «металл».
Вы догадались, что означают другие буквы?


История ОАО «Красносельский Ювелирпром» началась в апреле 1919 года, когда было создано производственное объединение «Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий», более известная пол названием «Красный кустарь».

В 1955 году артель "Красный кустарь" переименовывают в артель «Красносельский ювелир»
(по другой версии - "Красный ювелир"). С таким названием она будет существовать до 1960 года На это обратим особое внимание.

В 1960 году организована Красносельская ювелирная фабрика, куда вошли промартели «Металлист», «Красный ювелир» и «Промкомбинат».

В 1973 году ювелирная фабрика переименована в «Красносельский ювелирный завод», который в том же году стал головным предприятием в производственном объединении «Ювелирпром»

А теперь перейдем к подстаканникам и клеймам.

1. Серебряный подстаканник. Клеймо АКК – расшифровывается Артель «Красный кустарь». Подстаканник создан до 1954 года. Т.к. в 1955 году артель «Красный кустарь» поменяла название на «Красносельский ювелир». А пробирное клеймо в 1954 году становится в форме «лопатки».


2. Подстаканник «Виноградная лоза» несеребряный. Клеймо ККМ5 расшифрую как: КК - «Красный кустарь», М -металл, 1955 год. Это, вероятно, один из последних подстаканников артели с таким названием, т.к. мы помним, что в 1955 году артель поменяет название на «Красносельский ювелир».




3. Встречаются подстаканники «Виноградная лоза» с клеймами МКЮ7, МКЮ8, МКЮ9. Выполнены они не из драгметаллов. Мы помним, что артель "Красный кустарь" в 1955 году изменила название на артель "Красносельский ювелир".

Вот подстаканник "Виноградная лоза" с клеймом МКЮ7. Расшифрую так: М - металл, КЮ -артель «Красносельский ювелир» (бывший «Красный кустарь»), 1957 год.






Подстаканник «Москва. Спасская башня». Клеймо, которое удалось прочитать МКЮ 8 – 1958 год.



1. клеймо АКК (на серебряных предметах) ставила артель «Красный кустарь» - до 1955 года (учитывать форму пробирного клейма)
2. Клеймо ККМ (на предметах не из драг. металлов) ставила та же артель «Красный кустарь» до 1955 года (возможно в первой половине года, до переименования)
3. Клейма МКЮ с цифрами 6, 7, 8, 9 ставила артель «Красносельский ювелир» (бывший «Красный кустарь») на изделия не из драг металлов с 1956 по 1959 годы:
МКЮ 6 – 1956 год
МКЮ 7 – 1957 год
МКЮ 8 – 1958 год
МКЮ 9 – 1959 год


Предвижу вопросы: почему буква М находится впереди именника?
Возможно, чтобы не спутать с именниками других производителей, более солидных. Так, Киевская ювелирная фабрика имела именник КЮ. Создавала ли она изделия не из драг металлов? Если да, то, возможно, клеймила как КЮМ.
……………………………………………………………………………………..


Артель с названием «Красносельский ювелир» существовала до 1960 года. В 1960 году она, наряду с другими артелями, влилась в Красносельскую ювелирную фабрику. Следовательно, изменилось и клеймо производителя.
Думаю, с этого года появилось клеймо МК с цифрами, где «М» означает – «металл», а «К» - фабрику «Красносельский ювелир».

Подстаканник «Ярославль» имеет клеймо МК0, что означает «металл», Красносельская ювелирная фабрика, 1960 год:




Вот подстаканник «Виноградная лоза» с клеймом 1МК2. Предположу, что это 1962 год. Клеймо МК означает: М - «металл», а К - «Красносельская фабрика».



Почему именно 1962 год? У меня есть сканевый красносельский подстаканник с клеймом 1МК2 и дарственной надписью от 01.01.63. Поэтому, 1МК2 и есть 1962 год.

Согласен с Ольгой, что буква М в клеймах обозначает МЕТАЛЛ. Тем более, что нашёл в справочнике по клеймам изделий из драгметаллов такие клейма, как КЮ6, КЮ8, КЮ0 - соответственно, 1956, 1958, 1960 г.г. артель Красносельский ювелир.

Но. До объединения были артели Металлист, Красный ювелир, Промкомбинат. И они должны были клеймить свои изделия разными клеймами. Ещё и в соседних сёлах могли быть похожие клейма. К примеру, в Сидоровском.
Нужно перелопатить кучу материалов с клеймами, но вся работа осложняется тем, что сами клейма очень мелкие, и на фото практически не получаются. Даже на своих подстаканниках приходится разглядывать в сильную лупу.

Просьба ко всем просмотреть свои коллекции и по возможности зафоткать клейма. Или хотя бы описать словами. Можно и не только с подстаканников. Думаю, что сообща мы разгадаем эти загадки.

Я нашёл вот такие клейма:


МК9 П.К. - Промкомбинат?


два похожих клейма. в конце стоит буква С. Сидоровское?


2МК2 - какой год?

На одном из своих подстаканов нашёл клеймо 1МК3. Вероятно, 1963 год. Надо попробовать зафоткать.

По поводу этого клейма:


МК9 - должен быть 1979 год.
На сканевом красносельском подстаканнике с олимпийским мишкой стоит это клеймо - МК9. Поскольку подстакан создан к Олимпиаде, то МК9 - это 1979 год.

Но что значит П.К. - это загадка (для меня).
В 1979 году это был не просто Красносельский завод, но уже целый Ювелирпром, куда входило несколько заводов. Зачем ставить клеймо Промкомбината? Где логика? Причем, клейма разные по размеру.
Вообще, создается впечатление, что клейма поставлены в разное время. Более раннее - П.К. Позднее - МК9. Но зачем?
Может у кого еще будут какие мысли?

Хочу продолжить тему на примере ложки Волга






Встреченные клейма с таких ложек






Судя по цене, клеймо МК9. (с точкой) более раннее, чем МК3 и МК5.
Жалко, что нет чёткого клейма с подстаканника с олимпийским медведем. Есть там точка или нет?

На этом подстаканнике клеймо МК0 (1980 год)



Сегодня был в гостях у родителей, и увидел у них такой наборчик



Клейма на предметах МК7
Мама не помнила точно год, когда ей подарили его на ДР. Но припомнила, что я тогда учился в школе. В 1967-м я ещё не учился, а в 1987 уже работал.
Так что год создания набора - 1977-й.
Получается, что ложечки Волга с клеймом МК9. (с точкой внизу) - 1969-й

доброго всем времени суток
вот попались таких два подстаканника
по бумаге пишут, как серебро
прошу подсказать - посеребрение? серебро?
или нужно сделать пропил и к ювелиру?
что за значок рядом с МКЮ8?
спасибо за ответы








Не серебро точно. Посеребрение.
Рядом буква (кажется, Ж) - скорее всего, это что-то типа личного клейма рабочего, который проводил ту или иную операцию на подстаканнике.
Буквы разные попадаются.

спасибо
на просторах инета такие подстаканники указываются - мельхиор
посеребрение добавит цену? или как?

Может кто подскажет, это какой год 1959 или 1969 ? Или это уже 1979?


Вот такой подстаканник


С таким клеймом

Клейма на столовых приборах из мельхиора периода СССР

чайных традиций непросто бережно хранят эти предметы, но и используют для чайных церемоний. Подстаканник как культовый атрибут исконных традиций превращает простое чаепитие в некое таинство, передавая заложенный в него смысл.

Подстаканники советского периода в особенности несут смысловую нагрузку и отражают дух своей эпохи. Трудовые достижения, Великая Победа, покорение космоса и другие значимые события навсегда запечатлены на этих предметах.

Начиная с 30-х гг. XX века аксессуары для чаёвничания производились на множестве заводов, артелей и ювелирных мастерских. При этом каждое изделие обозначалось клеймом. Клеймо наносилось в виде оттиска и несло информацию об изготовителе и материале изготовления. В некоторых случаях по клейму можно было определить дату выпуска. Большинство изделий, за исключением серебряных, дополнительно клеймились буквой «Ц» и цифрой, что обозначало стоимость предмета.

Как узнать, серебряная ложка или нет: получение результата в домашних условиях


Не каждая семья может похвастаться наличием столовых приборов из серебра, а уж обладателей полных наборов – и вовсе единицы. Казалось бы, серебро не слишком дорогой металл – простенькое колечко можно приобрести всего за тысячу родных рублей.

Почему же столовое серебро стоит так дорого? А вы посчитайте, сколько драгоценного металла уходит на изготовление одной серебряной ложечки. Плюс работа, бренд и прочие накрутки – набегает солидная сумма.

Поэтому зачастую желание определить серебряные ложки на подлинность – это не прихоть, а вопрос престижа, целесообразности финансовых вложений и особенностей ухода. Тем более, если речь идет о фамильном или любом другом раритетном серебре.

Как понять, что ложка серебряная

Серебро – драгоценный металл, а значит, все изделия из него подлежат клеймению. Помимо обязательного изображения, клеймо содержит цифры, отражающие процентное содержание металла.

Ныне приняты трехзначные обозначения пробы, но в царской России они были двузначными. Да и клеймо выглядело совершенно иначе.

Чистое серебро используется исключительно в технических целях. В производстве ювелирных и декоративных изделий, а также столовых приборов, применяется серебро с добавками, придающими ему прочность.

Самые популярные добавки для серебра – медь и никель. Именно поэтому столовое серебро часто имеет желтоватый оттенок – это следы меди. Чем выше проба, тем менее заметна эта желтизна.

Так что заводское столовое серебро клеймят всегда, но все равно существует риск нарваться на подделку – умельцы научились фальсифицировать даже стандартные клейма. Однако серебро снабжают поддельными клеймами куда реже, чем золото (попросту невыгодно), да и само качество оттиска оставляет желать лучшего.

Если на изделии отсутствует клеймо либо вы сомневаетесь в его происхождении, можно проверить столовое серебро на подлинность и кустарными способами:

  • Мелом. Проведите по поверхности серебра обычным мелком – на белом минерале останется темный след. Правда, и некоторые другие металлы (например, олово) демонстрируют аналогичную реакцию, так что этот тест не слишком информативен.
  • Серной мазью. Сера – злейший враг серебра: при контакте с ней благородный металл покрывается темным слоем сульфида. Нанесите серную мазь на небольшой малозаметный участок, выждите 10-15 минут и понаблюдайте за реакцией металла.
  • Ляписным карандашом. Старинное кровоостанавливающее средство может использоваться для тестирования золота и серебра. В нем содержится нитрат серебра, и на благородных металлах он не оставляет ни малейшего следа.
  • Йодом. А вот на йод серебро реагирует – остаются темные пятна. Если пятна иного цвета или реакции нет вообще, значит перед вами подделка. Единственный минус этого способа – темное пятно с серебра впоследствии удалить сложно.
  • Льдом. Серебро обладает высокой теплопроводностью: положенный в ложку кусочек льда начнет стремительно таять. Для сравнения результата желательно одновременно проделывать аналогичный эксперимент с гарантированно не серебряной ложкой.

Если вы хотите получить безупречно точный результат, купите в ювелирном магазине специальный тест. Стоит он недорого, но позволяет мигом разрешить сомнения в «родословной» изделия.

Вышеописанные способы относительно неплохи, но существует масса нюансов, снижающих точность тестирования.

Начнем с того, что в большинстве случаев мы проверяем не все изделие, а его поверхность, так что посеребренная ложка даст положительный тест на серебро. Единственный способ добиться правды – глубоко процарапать поверхность и там провести тест. Кстати, посеребренные изделия не клеймят!

Второй нюанс – родированное (то есть, покрытое родием) серебро. Родированное серебро не темнеет со временем, обладает нарядным блеском и демонстрирует куда большую прочность. На нем будет стоять заводское клеймо, но положительной реакции на серебро родированная поверхность, естественно, не даст.

Сколько весит столовая серебряная ложка

Серебро – плотный, и, соответственно, тяжелый металл. Серебряная столовая ложка будет значительно тяжелее стальной, а уж тем более, алюминиевой. Правда, мельхиор тоже легким не назовешь.

Клеймо на подстаканнике

Наиболее распространенными были подстаканники из мельхиора, которые имели 2 вида клейма: «МЕЛЬХ» и «МНЦ». Первое клеймо принадлежит более раннему периоду и сокращено означает мельхиор. В дальнейшем мельхиор получил более широкое применение, при этом некоторые сплавы стали дополняться свинцом. Материал, содержащий свинец, не подходил для пищевых целей. Для производства подстаканников, ложечек и других столовых предметов мельхиор, имеющий в своем составе свинец в чистом виде, не использовался и применялся только лишь с покрытием серебром. Именно поэтому было введено новое клеймо «МНЦ». Подстаканник МНЦ отличался устойчивым матовым блеском, похожим на серебро. Три заглавные буквы означали состав сплава – медь, никель, цинк.

Как отличить серебряную ложку от мельхиоровой

Мельхиор – это сплав меди и никеля, то есть тех самых металлов, которые обычно добавляются в ювелирные сплавы на основе серебра. Он известен чуть ли не с начала нашей эры, но активно использоваться для производства столовых приборов начал относительно недавно, лет эдак 150 назад.



Клеймо на мельхиоровой ложке

В советское время мельхиоровые столовые приборы были очень популярны и являлись гордостью семейств со средним достатком. На них традиционно проставлялось клеймо «МЕЛЬХ». Но существуют и другие аналоги серебра: монель («МН», мельхиор с повышенным содержанием никеля), нейзильбер («МНЦ», с добавлением цинка), посеребренная латунь и так далее.

Отличить серебро от мельхиора в домашних условиях на столовых приборах достаточно сложно, особенно если отсутствует заводское клеймо. Можно поцарапать изделие: на мельхиоре останется темный след, на серебре – светлый, собственного оттенка металла. Но лучше воспользоваться уже упоминавшимися выше ювелирными тестами.

И напоследок: никогда не покупайте столовое серебро с рук без предварительной профессиональной оценки, и тогда не придется мучиться сомнениями!

Киевский завод столовых приборов и посуды им. Дзержинского.

За все время массового выпуска предметов и изделий столового серебра с начала 50-х и до конца 70-х годов 20 века на этом заводе было выпущено около половины всего советского столового серебраи мельхиора. Завод выпускал разнообразные по ассортименту изделия, но всего лишь нескольких серий дизайна. Три из них наследовали мотивы известного дизайна царских времен «Дубок» и «Рисунок Фаберже» ранней и поздней разновидности.

Два других, «Каштан» и «Киев», были разработаны заводскими дизайнерами. Последний дизайн, «Киев», оказался очень изящным, функциональным и удобным. Этот дизайн был заимствован московским заводом мельхиоровых изделий (позднее – «Московский Made in USSR».

Популярности изделий Таллиннского ювелирного завода способствовало не только отменное качество выпускаемой продукции, но также и то, что кроме традиционных ножей, ложек и вилок завод выпускал разнообразные сервировочные изделия. Так же завод изготавливал столовые приборы из мельхиора.

Платиноприбор (Московский платиновый завод).

Московский завод, созданный на базе национализированной в 1918 году советской властью фабрики И. П. Хлебникова, имевшего с 1872 года звание «Поставщик Его Императорского Величества» («Поставщик российского императорского двора») и вместе с тем звания поставщика дворов королей Датского, Нидерландского и Сербского, а также князя Черногорского. Первоначально предприятие И. П. Хлебникова было преобразовано в «Московский платиновый завод», основной продукцией которого были всевозможные изделия для электрохимической промышленности и научных лабораторий. В небольшом количестве завод выпускал серебряные и мельхиоровые ювелирные изделия, преимущественно предметы столовой сервировки – ложки, вилки, подстаканники. На них ставилось клеймо «платиноприбор» и проба серебра – 875. В основном выпускались «гладкие» (без рисунка) предметы.

Небольшим тиражом выпускались также и предметы с «рисунком», которые в настоящее время встречаются достаточно редко. Во второй половине 40-х – начале 50-х годов 20 века была выпущена довольно большим тиражом серия изделий «Факел», наиболее известная и популярная до сих пор.

Кубачинский художественный комбинат (ювелирная артель Кубачи).

Кубачинские художественные изделия – изделия народного художественного промысла, существующего более тысячи лет. Ассортимент Кубачинских серебряных изделий разнообразен: столовые приборы, ложки столовые, десертные, чайные, подстаканники, бокалы, стопки, чарки, рюмки, различные ювелирные украшения, предметы быта и декоративные изделия и множество других. Для Кубачинских серебряных изделий характерна чернь по серебру, которая покрывает изделие и обычно сочетается с резьбой, гравированным орнаментом, золочением, филигранью, сканью, чеканкой, золотой насечкой, резной костью, цветной эмалью или как раньше говорили – финифтью.

Вольнянский завод им. Шевченко.

Завод ведет свою историю с 1870 года, когда он был построен немецким колонистом Классеном совместно с помещиком Кривошеем как завод по производству сельскохозяйственных машин. Вскоре штамповочное направление завода было перепрофилировано для изготовления столовых «изделий мельхиора и накладного серебра». В 1891 году завод переходит в собственность зятя Классена Генриха Нейфельда, который привлек к работе над изготовлением эксклюзивных столовых приборов из серебра лучших мастеров того времени. Именно в этот период были созданы настоящие шедевры с оригинальным художественным оформлением.

В 1920 году предприятие национализируется новой властью и получает название «Сельскохозяйственный Машиностроительный №10»; изготовление столового серебра прекращается. В 1926 году – переименовывается в «ЗiШ». И лишь через год после возвращения из эвакуации, в 1946 году завод приступил к реконструкции производственных зданий и монтажу оборудования по производству столовых приборов и металлической посуды. Используя опыт и не забытые традиции, предприятие добивается весомых результатов и становится в этой отрасли одним из крупнейших в СССР. За послевоенные годы заводом выпущено более 10 млн. единиц продукции. Сегодня и выпускает продукцию торговой марки «SRIBNA POLYANA» – столовых приборов из посеребренного мельхиора/нейзильбера (МНЦ).

Кольчугинский завод им. Серго Орджоникидзе

Старейшее предприятие России, основанное еще в 1871 году купцом Александром Григорьевичем Кольчугиным, оно и по сей день остается успешным, стабильным градообразующим предприятием. Продукция цеха товаров народного потребления «Кольчугинского завода» всегда пользовалась повышенной популярностью. Начиная с продукции тогда еще «Товарищества Кольчугина» столовых приборов, подстаканников и посуды из мельхиора; и по сегодняшний день, когда новейшее высокоточное оборудование позволяет изготавливать столовые приборы высочайшего класса, число поклонников этой продукции не только не уменьшается, а наоборот увеличивается.

Режевский механический завод (Завод Реж)

Предприятие было основано в 1773 году и за время своего существования было отмечено множеством различных наград, в том числе и орденом октябрьской революции; также завод был незаменимым помощником во время великой отечественной войны, выпуская продукцию для нужд фронта.

«РМЗ» отличался всегда отличался тем, что производил продукцию, являющуюся актуальной и конкурентоспособной, к сожалению в 1993 году завод прекратил производство столовых приборов из мельхиора.

Клеймо МКЮ (а так же АКК, ККМ и МК)

Клеймо МКЮ (а так же АКК, ККМ и МК)

Еще в 2011 году на Антике поднимали тему про клейма МКЮ и МК с цифрой. Про МК с цифрой на сканевых подстаканниках выяснили, что они принадлежат Красносельскому ювелиру.

А информация по клейму МКЮ осталась неразрешенной. Речь идет о таких известных подстаканниках (да простит меня Томасол, позаимствовала его фото):

На некоторых из них стоят клейма МКЮ. На каких-то — МК с цифрой.

Помнится, тогда еще гадали, что же означает МК — медь красносельская?

Всем известно, если подстаканник выполнен из серебра, то он имеет пробирное клеймо. Если не из драгметалла, то иногда производитель рядом с именником ставил клеймо, обозначающее материал: мельх., латунь, сталь, мет., а иногда к именнику предприятия просто добавлял букву «м» , что тоже означает «металл». Думаю, у нас как раз такой случай. Правда, буква «м» написана не привычно в конце именника, а в его начале. То есть, в клеймах МКЮ и МК буква «М» обозначает «металл» . Вы догадались, что означают другие буквы?

История ОАО «Красносельский Ювелирпром» началась в апреле 1919 года , когда было создано производственное объединение «Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий», более известная пол названием «Красный кустарь» .

В 1955 году артель «Красный кустарь» переименовывают в артель «Красносельский ювелир» (по другой версии — «Красный ювелир»). С таким названием она будет существовать до 1960 года На это обратим особое внимание.

В 1960 году организована Красносельская ювелирная фабрика , куда вошли промартели «Металлист», «Красный ювелир» и «Промкомбинат».

В 1973 году ювелирная фабрика переименована в «Красносельский ювелирный завод» , который в том же году стал головным предприятием в производственном объединении «Ювелирпром»

Что за клеймо МК-3.4.5.6.7 и т.д из СССР?

Нигде не могу найти.что обознасчает клеймо на ложке МК-?.Ложка похожа на серебрянную.Спрашивал у продавцов похожих ложек.Никто не ответил.что за сплав и что обозначает клеймо МК-3.4.5.6.7.Многие утверждают что серебро.но не уверенно.Кто знает подскажите пожалуйста.

User's Awards




Если долго всматриваться в бездну - бездна начинает всматриваться в тебя.
©Ф. Ницше

Never, never, never, never give up.
©Winston Churchill

Прикрепленные изображения

[/QUOTE] Кто знает подскажите пожалуйста. [/QUOTE]

МК обозначают сплавы меди с кадмием, МК-3, 4 - соответственно 3 и 4% кадмия.

а многим таким продавцам все едино что продавать , серебро или носки .

QUOTE (coch @ Sep 10 2009, 10:37 PM)
Очень-сомнительно.Цвет изделия-серебрянный.Никакой красноты-меди и кадмия нет.

Не сомневайтесь, посмотрите лучше на любую белую монету например на 1 рубль - он как известно состоит из медно - никелевого сплава, а красноты и там нет .
Можно поскрести для верности - еще белей будет

Потому,что это не обязательно должен быть мельхиор. Это чаще всего нейзильбер,отличающийся от мельхиора наличием в его составе цинка. Но может быть и другой металл или сплав,например латунь. Или взять те же сканевые подстаканники: сама скань выполнена может быть из скрученных между собой посеребреных медных проволочек.

У Троепольской есть МК - именник, принадлежащий :
"Московское городское производственное объединение ремонта бытовых машин, приборов, металлоизделий, «Мосгоррембыттехника» Управления бытового обслуживания населения Мосгорисполкома, мастерская № 15, г. Москва" и еще + цех № 32.
Цифра, тогда, год. До 1969.

Есть и серебрянные ложки с пробой.

QUOTE (dad @ Jan 15 2014, 09:28 PM)
У Троепольской есть МК - именник, принадлежащий :
"Московское городское производственное объединение ремонта бытовых машин, приборов, металлоизделий, «Мосгоррембыттехника» Управления бытового обслуживания населения Мосгорисполкома, мастерская № 15, г. Москва" и еще + цех № 32.
Цифра, тогда, год. До 1969.


Действительно у Троепольской есть ссылка на именник МК. Однако в ее "Указателе" среди клейм-именников предприятий СССР,предъявляющих в инспекции пробирного надзора изделия из драг.металлов в 1953-65г.г. клейм МК нет. В то же время есть достаточно примеров,когда на подстаканниках с клеймом МК есть дарственные надписи указаннрго периода.

Не подумайте, что спорю, но может это кажущееся противоречие. Ведь изделия из недрагоценных металлов не предъявлялись в пробирные инспекции. И, соответственно, изготовители могли и не быть " среди клейм-именников предприятий СССР,предъявляющих в инспекции пробирного надзора изделия из драг.металлов в 1953-65г.г."

Впоследствии, стали работать с драгмет и вошли в списки

Безусловно во многом Вы правы. Однако хочу заметить,что московские предприятия не работали в технике скань,во всяком случае мне об этом не известно. Основными центрами по изготовлению изделий из скани были и,к счастью,остаются сейчас это Мстера,село Красное на Волге и Казаково. С ув.

QUOTE (kaminus 2 @ Jan 16 2014, 12:14 AM)
Безусловно во многом Вы правы. Однако хочу заметить,что московские предприятия не работали в технике скань,во всяком случае мне об этом не известно. Основными центрами по изготовлению изделий из скани были и,к счастью,остаются сейчас это Мстера,село Красное на Волге и Казаково. С ув.

На сколько я понял, здесь шла речь о несложных ложках.

Подстаканники по Вашей ссылке недоступны к просмотру.


Думаю,Вы не совсем поняли,речь шла не о ложках,а о клеймах. А что касается фото подстаканников,то,видимо,чтобы они открылись,надо на данном форуме зарегистрироваться и все будет ок. С ув

Какая проба у столового серебра и что значат другие маркировки

Какая проба у столового серебра и что значат другие маркировки

Серебро – самый дешевый металл из тех, что наделены правом именоваться драгоценными. Ювелирные изделия из серебра могут выглядеть изысканно и благородно, но быть доступными широкому кругу потребителей.

Со столовым серебром ситуация принципиально иная: оно стоит недешево, посему комплект столовых приборов из благородного аргентума доступен далеко не каждой семье. Все объясняется просто: на изготовление серебряных ножей, ложек и вилок идет очень много металла, да и производственные затраты нужно как-то окупить.

Серьезное влияние на ценообразование оказывает проба столового серебра, его внешний вид, бренд и история. Оставим в стороне субъективные характеристики и обратимся к конкретике, то есть, заветным циферкам, обозначающим пробу серебра, и их ближайшему окружению.

Какие бывают пробы у столового серебра

Серебро – мягкий металл, поэтому его использование в чистом виде ограничено только технической сферой и изготовлением мерных слитков.

В быту мы сталкиваемся с ювелирными сплавами на основе серебра: из них делают украшения, аксессуары, предметы интерьерного декора и, разумеется, столовое серебро.

Чтобы получить сплав с достойными прочностными характеристиками, к серебру добавляют так называемые лигатуры, то есть, ювелирные сплавы.

Лучшими друзьями «лунного металла» являются медь и никель, но иногда используются и другие добавки. Большое количество меди определяет легкий желтоватый оттенок, присущий серебру «с историей».

Проба на столовых приборах обычно проставляется на рукоятке снизу, но возможны варианты (особенно на старинных изделиях). На данный момент на российских изделиях она отражает содержание драгоценного металла в грамме ювелирного сплава по общепринятой системе СИ. Например, 925 проба означает, что в килограмме сплава содержится 925 граммов серебра (92,5%) – все просто и понятно.

В царской России была принята другая система мер, золотниковая, поэтому на старинном столовом серебре вы увидите не трех-, а двузначные числа. Чаще всего встречается серебро 84 пробы. Этот показатель соответствует современной 875 пробе.

Кстати говоря, из сплава 875 пробы выпускалось практически все столовое серебро советской эпохи. Позволить его себе могли немногие, но качество этих изделий было безупречным. Состоятельные люди, высокопоставленные чиновники и иностранцы покупали его с удовольствием.

Чем столовое серебро отличается от ювелирного

Столовое серебро отличается от ювелирного лишь сферой применения: используются аналогичные сплавы. Другое дело, что для ювелирных нужд чаще используют высокопробные сплавы, в то время как столовое серебро может нести клеймо со скромным числом «800».

Оптимальный ювелирный сплав – так называемое «стерлинговое серебро», 925 проба. Оно используется при производстве подавляющего числа ювелирных изделий. Но эксклюзивные украшения могут быть и более высокопробными, например, с клеймом «960».

Использование серебра 925 пробы в производстве столовых приборов ограничено по понятным причинам. Этот сплав достаточно мягкий, что способствует истиранию и деформации изделий в процессе эксплуатации. Вилка с легко гнущимися зубцами, согласитесь, не слишком удобна.

Чем столовое серебро отличается от ювелирного

Набор столовых приборов 4 предмета (перейти в каталог SUNLIGHT)

Тем не менее из достаточно мягкого 916-го сплава делают очень дорогую посуду (графины, бокалы, рюмки) и предметы столового декора, обычно с эмалировкой. А серебро 960 пробы используется исключительно для изготовления уникальных изделий с ярко выраженными антисептическими свойствами.

Однако с появлением технологии родирования использование стерлингового серебра в не слишком привычной сфере участилось. Теперь высокопробные вилки, ложки и ножи путем гальванизации покрывают слоем родия.

Вследствие такой обработки поверхность столового серебра становится более блестящей, долговечной, устойчивой к физическим и химическим воздействиям. Да и ухаживать за родированным столовым серебром неизмеримо легче.

Серебро – природный антисептик, убивающий бактерии. Однако родирование, к сожалению, нивелирует его антисептические свойства. Так что если вы хотите кормить дитя с серебряной ложечки, лучше выбирать необработанный металл с максимально высокой пробой.

Что обозначают серебряные клейма на ложках

Серебро – пусть и недорогой, но все же благородный металл. Это значит, что он подлежит обязательному клеймению. Для серебра в России принято клеймо в форме лежащего бочонка. Помимо числа, обозначающего содержание драгоценного металла, там красуется женский профиль в традиционном русском кокошнике.

Помимо обязательного пробирного, на металле могут быть проставлены и другие клейма. Обычно это логотипы производителей, торговых марок, брендов.

Разобраться во всем этом многообразии архисложно, а уж если речь идет об антиквариате, так тем более. Самый лучший вариант в этом случае – отдать изделие на профессиональную экспертизу. Эксперт укажет не только содержание драгоценного металла, вес и происхождение изделия, но и его оценочную стоимость.

Что обозначают серебряные клейма на ложках

Можно, конечно, поэкспериментировать с кустарными способами определения драгметалла (йод, ляписный карандаш, серная мазь и иже с ними), но гарантии точного результата никто не даст. Да и еще есть риск испортить ценную вещь: а вдруг к вам попала ложка, изготовленная на мануфактуре Саввы Морозова специально для царской семьи?

Столовое серебро, выпущенное в других странах, несет клеймо, принятое в стране производителя. А в Советском Союзе изделия из драгметаллов ожидаемо украшались пятиконечной звездой с гербом в центре.

Маркировки на серебряных ложках

Маркировки серебра у всех производителей разнятся, но пробирное клеймо проставляется обязательно. Тем не менее может возникнуть путаница: например, в старые времена пробу ставили не только на серебряные, но и посеребренные изделия.

А сколько существует сплавов, похожих на серебро – просто не счесть! Если изделия из них были выпущены в Советском Союзе или России, на них тоже будут проставлены клейма (естественно, без заветных циферок):

  • АЛ – алюминий;
  • МЕЛЬХ – мельхиор, сплав меди и никеля;
  • МНЦ – нейзильбер, медь и никель плюс цинк;
  • МН – монель, мельхиор с повышенным содержанием никеля;
  • НЕРЖ – «нержавейка», то есть, нержавеющая сталь.

Естественно, подобные столовые приборы серебряными не являются и особой ценности не представляют.

Известные мировые производители столового серебра

Выше всего ценится антикварное серебро: его стоимость с каждым годом возрастает. Раритетное серебро именитых производителей прошлого имеет высочайшую культурную и историческую ценность и продается преимущественно в антикварных магазинах или с аукционов.

Тем не менее и сейчас можно купить роскошное столовое серебро как от российских (великоустюгский завод «Северная Чернь», знаменитая Argenta, Костромской Ювелирный завод), так и зарубежных (британский Royal Buckingham, немецкие Robbe & Berking и Koch & Bergfeld) производителей. Да, недешево, но это разумное вложение средств: элитное столовое серебро год от года будет только дорожать!

Как узнать, серебряная ложка или нет: получение результата в домашних условиях

Как понять, что ложка серебряная

Чистое серебро используется исключительно в технических целях. В производстве ювелирных и декоративных изделий, а также столовых приборов, применяется серебро с добавками, придающими ему прочность.

серебряные ложки

Набор серебряных чайных ложек

чайная серебряная ложка

Сколько весит столовая серебряная ложка

Вес современной столовой ложки из серебра колеблется в интервале 55-95 граммов, но антикварные столовые приборы могут быть еще тяжелее.

Вес чайной серебряной ложки

Даже миниатюрная серебряная ложечка хорошо ощущается в руке. Стандартный вес такого прибора составляет 25-40 граммов.

Для малышей «на первый зубик» обычно берут еще более легкие ложечки весом в 12-20 граммов. Если вы хотите соблюсти традицию, но не намерены кормить дитя из серебряной ложки, можно приобрести ее стилизацию в виде подвески.

Как отличить серебряную ложку от мельхиоровой

мельхиоровая ложка

Клеймо на мельхиоровой ложке

Читайте также: